Многие сегодня стремятся изменить мир исключительно внешними воздействиями на него, употребляя все свои силы и энергию на борьбу с негативными, по их мнению, явлениями, с людьми, которые им представляются носителями зла. Не отрицая негативных явлений и отрицательного воздействия на окружающее деструктивно ориентированными людьми, мы предлагаем Вашему вниманию материал, опубликованный в журнале “Оккультизм и Йога” в 1937 году. Думаем, что он найдет отклик и понимание у многих читателей журнала.
Преодолеть хаос земной и этим открыть путь наступления Новой Эры земного существования, Эры космического сотрудничества человечества, сближения миров и утончения тяжелой земной материальности – вот задача, поставленная ныне перед человеческим сознанием и творчеством. Преодолеть хаос земной – это значит разрешить проблему земного зла и прекратить существование последнего, или, как образно выражено в Библии, “стереть главу Змию”.
Где причина хаоса земного, откуда взялось земное зло? Причиной хаоса объективного является субъективный хаос нашего cознания, и земное зло вызвал к жизни сам человек.
Задача человечества состоит в преображении материала планеты Земли путем культурного строительства в то наивысочайшее состояние одухотворенности, которое соответствует месту, занимаемому планетой в общекосмической цепи. В установлении Царства Божьего, в реализации духовных возможностей Общего Блага – творческая радость, уготованная Человечеству. Но привязанность к земным объектам затемнила человеческое сознание, и вместо творческой Радости преображения их оно потянулось за “счастьем” обладания ими – и творческая воля превратилась в желания… Поистине, прав Будда, вещая, что причина страдания (земного зла) – в желании.
Желание отвлеченных и конкретных обладаний, – вот та отрава, которая в течение человеческой эволюции разъедала его сознание и исторически развертывалась в длинный свиток его преступлений, пороков, падений и несчастий, называемых в совокупности “земным злом” и сотворивших хаос земной, в котором мы ныне задыхаемся. Неправильная направленность человеческой воли, предпочитающей свободной творческой радости труда на Общее Благо рабское “счастье” обладания земными объектами, – частями общеземного материала, порученного Человечеству Космической Иерархией, – породила на Земле зло и развратила наши личности – орудия проведения духовного творческого импульса. Поэтому, корень зла в нас самих и, поистине, голова Змия, соблазнившего Еву, т.е. воспринимающую часть человеческого сознания, покоится внутри нашего собственного сознания, сознания каждого из нас, и ответственность за зло мира несем все мы. <…> Земное зло – олицетворенное или не олицетворенное – это конгломерат следствий и результат бесчисленных накопленных ошибок человечества, возникших от затемненности сознания своекорыстием и последовавшими за ним неправильными представлениями, ложными мировоззрениями, пороками и страстями. Повторяемость главных черт создало их оформленное общее начертание. А так как каждый из нас населяет подвалы Тонкого Мира ежечасно новыми жильцами, то и преодолеть хаос земной, т.е. это объективное накопление кармического человеческого зла, можем мы, лишь преобразив зло в себе.
Все религии учат бескорыстной деятельности, ибо бескорыстие вырывает корень зла из человеческого сердца и растворяет объективные его накопления в психической атмосфере Земли.
Но трудно понять принцип бескорыстия и еще труднее реализовать его. Как много таких личностей, которые, думая, что они действуют бескорыстно, лишь увеличивают хаос земной фанатизмом, навязываниями однобоких истин, обидами и нелепыми претензиями! “Исправителей мира” много, очень много, но “исправители себя” во имя Общего Блага редки. <…>
Вопрос борьбы со злом возникает перед каждым серьезно мыслящим сознанием и такому сознанию, конечно, ясно, что прежде всего необходима борьба со злом субъективным, в нем самом сидящим, в виде отрицательных свойств личности, ибо чистое дело надо делать чистыми руками и, пока собственные руки не вымыты, нельзя хватать ими камни объективного строительства, ибо они понесут отпечатки.
Субъективная борьба со злом – это самый крупный, тяжелый и великий подвиг и для того, чтобы истинно осуществить его и преобразить все свое сознание, – надо уметь за него приняться. Много неудач и разочарований происходит не из-за недостатка желания или волевой напряженности, т.е. сил, – а именно из-за неправильного понимания проблемы и способов ее разрешения.
Многие думают бороться со злом, подавляя в себе проявление своих дурных качеств, – но так как каждое качество – сила, то подавленная сила накапливает в подсознании свое напряжение и рано или поздно оно прорвется затопляющей сознание волной, разрушая дамбы благих намерений. Поэтому, подавление в себе дурных качеств допустимо лишь как первая стадия борьбы со злом в себе, что не разрешает проблемы и не приводит к преображению личности. Это лишь недопущение проявления зла, но в потенции оно целиком остается, как неизжитые отрицательные качества сознания, которые, невидимо накапливаясь, грозят взрывом при подходящих для этого условиях.
Вторая стадия, принимаемая многими за последний и окончательный метод борьбы со злом в себе, – это волевое развитие в личности противоположных положительных качеств, преодолевающее силой добра силу зла. Так человек, страдающий вспыльчивостью, развивает в себе незлобивость, человек, одержимый скупостью, приобретает качество легкости давания и т.д. Но простой закон механики нейтрализации взаимно противоположных сил подскажет, что личность теряет отчасти динамичность своего проявления, ограничиваясь этим методом преодоления зла, ибо часть ее волевого напряжения идет на погашение дурных качеств и одной своей силой она истребляет другую. Конечно, и этот метод необходим, именно, как вторая стадия проблемы, и в результате приносит личности обогащение приобретением и развитием доселе дремавших в ней положительных качеств. Но им достигается уход от зла мира, силы которого бушуют вокруг нас, теряется отчасти внутренний контакт с окружающим, и поэтому, хотя этот метод и создает светлые и доброкачественные личности, исчерпывающим задачу все же считаться не может.
Каждое качество личности есть прежде всего сила, а сила – это возможность или способность, которая заложена в сознание для творческого ее проявления. Поэтому, каждое отрицательное качество есть сила или возможность, ложно направленная на неправильные объекты неправильными мотивами и изживаемая в узких рамках низкой плоскости сознания. Так, в основе каждого дурного качества заложена положительная творческая сила.
Поэтому, не подавлять эти силы должны мы, не выбрасывать возможности, как излишний сор, но преобразить их отдачей на служение Общему Благу, т.е. преобразить мотивы всей нашей деятельности и всех наших действий из узко-корыстно-личных в широкий бескорыстно-творческий импульс строительства культуры. Общее одухотворение сознания преобразит и качества нашей личности в положительные творческие силы, выбрасывая которые лишь из-за неправильного их применения, – мы рискуем обеднить и обессилить свою личность. Даже пороки указывают на богатство личности и сублимированные, т.е. одухотворенные и правильно примененные – превращаются в добродетели.
<…>
И лишь сознательно прочистив и одухотворив наше сознание добровольной отдачей себя на служение идеалу, имеет смысл приступить к сублимации отдельных его качеств, взирая на них, как на способности и силы, подлежащие преображению. Так преображаются ментальные пороки, сублимируясь от прикосновения своего к духовному идеалу: сомнение – в добросовестный идейный обзор и доброкачественный анализ составляющих их мыслительных энергий; самомнение – в непреклонную веру в себя, необходимую каждому строителю; склонность к спекуляции – в гибкость интеллекта для подыскания новых комбинаций, нужных в строительстве; изворотливость – в находчивость; лживость – в силу воображения; легкомыслие – в пластичность сознания и готовность легко менять формы труда; фальшь – в приспособляемость и умение перекладывать сознание в психику своего ближнего и т.д.
Пороки чувства преображаются: дух противоречия – в самостоятельность и независимость; податливость – в мягкость; апатичность – в терпение и кротость; авантюризм – в духовное искание; нахальство – в дерзание; упрямство – в твердость и настойчивость в достижении творческой цели; чувство собственности – в чувство ответственности; ревность – в попечение; отчаянность (хулиганство) – в целесообразную смелость; трусость – в осторожность; раболепство – в благоговение; скупость – в равновесную расчетливость; расточительство – в легкость отдачи и т.д.
Пороки темперамента: вспыльчивость – в справедливый гнев; раздражительность – в чуткость; угрюмость – в сдержанность; чувственность, доказывающая богатство творческих сил, растрачиваемых зря на низкой плоскости, преображается в огненность напряженным творчеством психическим и ментальным; лень – в спокойствие; тупое безразличие – в свободу непривязанности; склонность к азарту – в рабочий темперамент; склонность к наркозам, в основе которой – неудовлетворенность собой и окружающим, – в способность ухода сознания путем йоги в иные миры для искания там правильных путей и соответствий и т.д. Порок воли – разорванность на многочисленные желания, преображается в талантливость многообразного выявления актом целесообразного направления ее к служению идеалу.
Так преображаются, возносясь в дух, отрицательные элементы личности в то, что они на самом деле есть и чем должны быть – в качества и силы, нужные для сотрудничества в строительстве Общего Блага. Так служением идеалу вырывается жало у зла.
Для преображенного бескорыстным служением сознания понятия зла просто нет, есть силы низшие и высшие, есть энергии центробежные и центростремительные, коагулирующие и разрежающие, есть лестница Иакова Вселенской Иерархии, где каждый на своем месте и исполняет свою задачу. В крайнем случае, есть ошибки в применении сил и неправильность в проявлении творческих возможностей.
В этом преображении зла в творческие силы и возможности проявляющихся сознаний и заключается Великое Делание человека, это – цель Этического Герметизма, и Учение Живой Этики говорит именно об этой проблеме. Одухотворить сознание служением идеалу и преобразить в себе дурные качества в положительные силы – значит “возродиться”, “Стать Новым Человеком”, стать Сотрудником в великом Царствии Божьем Вселенной. К сознанию, взявшему на себя этот подвиг и свершившему его и, таким образом, овладевшему в себе силами “верха” и “низа”, относится изречение Этического Герметизма:
“Он царствует с небом и ад служит ему”.
И лишь такое сознание будет знать, как преобразить зло объективного мира в силы и возможности, служащие строительству Общего Блага, в то истинно культурное творчество, которое установит на земле Царствие Божие.
Источник: «Новая Эпоха» №3 (11) 1996
Комментариев пока нет... Будьте первым!