Главная » История России, Коммунизм, РОССИЯ, УЧЕНИЯ » Подростковая болезнь левизны в комунизме. Вл.Богинский

238 просмотров

 

3774-377-186

(по мотивам Манифеста Коммунистической партии)

Ни в коем случае не претендуя на умаление роли и значения К.Маркса и Ф.Энгельса в создании и развитии теории развития капитализма и его гибели, хочется лишь посмотреть – как можно подойти к Манифесту компартии с позиций сегодняшнего дня и опыта пройденного пути.

***

О материи и духе

Мы – материалисты.

Мы видим, что человеческая цивилизация развивается по каким-то своим, внутренним законам.

Чтобы жить человеку, в первую очередь, нужно что-то есть-пить, во что-то одеваться, иметь жильё и иные материальные блага. И тут нужно согласиться с Марксом и Энгельсом в том, что глубинным законом, фундаментом, основой основ жизни, является труд, работа по созданию этих материальных благ.

Производя эти блага, люди вступают друг с другом в соответствующие отношения («производственные отношения»), которые определяются, конечно же, не волей и желаниями людей, а уровнем развития «производительных сил» в обществе. Т.е., можно сказать, что способ, каким осуществляется производство материальных благ («способ производства»), составляет основу жизни людей вообще.

В процессе производства материальных благ формируется и сам человек с его сознанием, взглядами, стремлениями.

Стало быть, не сознание является первичным и порождает бытие, но, наоборот, первично бытие, которое формирует сознание («диалектико-материалистическое понимание истории»). В полном соответствии с мыслями Маркса и Энгельса.

Но мы – и идеалисты.

Но мы также видим, что человечество не просто производит и пользуется благами, а идёт вперёд, развивается. Человечество не успокаивается на достигнутом, а разрабатывает и внедряет всё новые и новые идеи и технологии. Поэтому мы должны признать, что труд, работа (материализм) есть лишь фундамент, основа. А развитие, движение вперёд – это что то другое!

Да, мы согласны с Марксом и Энгельсом, что развитие человеческого общества состоит в том, что меняются «производительные силы», которые и изменяют «производственные отношения». Но, одновременно с этим, мы должны признать, что «производительные силы» меняются не сами по себе, а в результате идей, мыслей образованных людей, которые превращаются в новейшее оборудование и технологии. Внедрённое новейшее оборудование и технологии изменяют «производительные силы», которые, в свою очередь, и меняют «производственные отношения». В результате мы получаем изменение «способа производства» («производственные отношения» + «производительные силы»), которое, в свою очередь, рождает новые идеи, новые мысли. Внедрение которых порождает новые изменения «производительных сил»… И т.д. И т.д.

Таким образом, бытие формирует сознание (в полном соответствии с идеями Маркса и Энгельса и их «диалектико-материалистическом понимании истории»). А сознание, мысли, идеи определяют развитие («идеалистическое понимание истории»)!

***

Итак, развитие человеческой цивилизации, это не только бытие, материя, но и идеи, мысли, дух. Развитие – это единство и борьба противоположностей.

Какой прекрасный и всеобъемлющий закон: «единство и борьба противоположностей». Если бы его чаще вспоминали и применяли, то в начале пути у нас было бы гораздо меньше ошибок: мы не национализировали бы всё и сразу, не уничтожали бы всех, кто против, не боролись бы с духом, и т.д., и т.п. В любом деле, любом вопросе всегда есть две противоположных стороны, которые борются, но, которые, и сосуществуют вместе. Однобокий подход, выбор одной стороны и забвение, уничтожение другой – это «болезнь подросткового периода», когда не слушаешь предков, когда надеешься только на свои силы, когда кажется, что только захоти и все дороги открыты. Когда думаешь, что достаточно только своих сил… Но сила и истина – в синтезе! Единства и борьбы.

Этот универсальный закон в самой полной мере применим и к выпячиванию одного лишь материализма и полного забвения духа! Нет во всей Вселенной однобокости, этакой однорукости или одноногости. Нет нигде только материи, только тела. Везде дух и дух во всём! Это же касается и основы основ марксизма: материализм лишь обеспечивает блага, дух же оплодотворяет развитие этих благ, а, значит, и эволюцию человечества.

Материализм и идеализм – две стороны одной медали. Они и борются друг с другом, и сосуществуют. Они и отрицают друг друга, но они же и зависят друг от друга.

Не может, например, материя быть «выше» духа. Но и дух может творить лишь в рамках материи. Не в том вульгарном смысле, как считают некоторые марксисты, что выдающиеся личности способны по собственному желанию направить историю куда они хотят, и не в том смысле, как считают некоторые идеалисты, что жены должны быть общими и кровать одна на всех. А в том смысле, что противоположности связаны, зависят друг от друга и могут изменяться лишь на столько, насколько позволяют границы, насколько существует объективная необходимость.

***

Вообще, если смотреть шире, то станет ясным, что «подростковая болезнь» поразила не только Маркса и Энгельса, но и всё человечество после 15 века. Это было время великих открытий, время, когда казалось, что всё подвластно силам человека, что ещё чуть-чуть и нам откроются все тайны мироздания.

Да, мы поверили в свои силы, мы посчитали, что нам никто не нужен, что мы Всесильны – т.е., по-простому, мы зазнались. Спору нет, мы, как человечество, многого достигли, но быть Богами нам пока ещё рано. Не доросли.

Материализм есть лишь подростковый возраст, когда человек отрицает всё, исходящее от старшего поколения: опыт, духовность, мысли, поступки, желания. Подросток – бунтарь. Он – смел. Ну, как же ведь он пошёл против, против силы, знания, против всего. Жил маленький человечек, впитывал знания и опыт и вдруг бах – стал «против». Он всё решает теперь сам. Он стал взрослым!

Это революция. Подросток приходит к отрицанию старого, чтобы потом прийти к синтезу старого и нового. Главное: не останавливаться на этом подростковом отрицании, а идти дальше – к синтезу старого и нового.

Так и коммунизм снимет старое противоречие. Конечно же, возникнет новое. Но старое – идеализма и материализма, развившись в борьбе, сольются уже навсегда в симбиозе. И снимутся, т.е. исчезнут.

Как коммунизм не может быть простым развитием капитализма, простой сменой старого класса эксплуататоров на новый класс эксплуататоров, а обязательно будет полным отрицанием, уничтожением частной собственности капитализма, рабовладения и феодализма и переходом в новую реальность, в симбиоз эксплуататоров и эксплуатируемых. Так и филисофия коммунизма не будет простым развитием философии марксизма, а будет отрицанием марксизма с его опорой на материализм и переходом в симбиоз материализма и духовности.

***

Классовая борьба

Маркс и Энгельс гениально проанализировали эволюцию человеческой цивилизации и, с точки зрения тенденций, определили смену одной общественно-экономической формации на другую через борьбу антагонистических классов. Они сделали логический вывод о том, что, во-первых, на смену капитализму закономерно придет коммунизм, и, во-вторых, что этот капитализм будет последней общественно-экономической формаций в рамках развития частной собственности.

Правда, марксисты утверждают, что классовая борьба есть основное содержание и важнейшая движущая сила общественного развития. Но выше уже было сказано, что развитие общества и, в первую очередь, развитие экономики, происходят не за счёт классовой борьбы, а за счёт того, что идеи, мысли образованных людей превращаются в новейшее оборудование и технологии, которые меняют  «производительные силы», которые изменяют «производственные отношения», тем самым, изменяя сам «способ производства». А классовая борьба лишь подготавливает условия для смены одной общественно-экономической формации на другую, для перехода человечества с одной ступени общественного развития на другую. Высшей точкой которой, узловым пунктом выступает социальная революция, посредством которой изживший себя старый строй заменяется новым, более совершенным.

После разложения первобытнообщинного коммунизма, по мере развития «производительных сил», наступило время рабовладения, затем рабовладение уступило место феодализму, феодализм уступил капитализму. Круг эволюции человечества замкнулся и на смену капитализму опять приходит коммунизм. Но если фундаментом того, первобытнообщинного коммунизма были каменные топоры и ножи, которые позволяли прокормить человека только в общине, то новый коммунизм наступит только тогда, когда «орудия производства», т.е. «производительные силы» разовьются настолько, что позволят спокойно прокормить, одеть и обуть одному человеку всех, всё человечество Земли.

И, во-вторых, все общественно-экономические формации, кроме коммунистических, основаны на частной собственности. С одной стороны частная собственность позволяет одним людям заставлять других работать на себя. Но с другой стороны, по мере развития «производительных сил», частная собственность приносит всё больше и больше капиталов собственникам. Особенно сегодня их размер растёт «не по дням, а по часам» и скоро наступит такой момент, когда размер приносимого капитала станет настолько большим, что надобность в нём полностью потеряет смысл. И, соответственно, надобность в частной собственности, тоже.

***

По мере развития «производительных сил», первобытнообщинный коммунизм развалился: появилась частная собственность, государство, армия, границы и т.д. Частная собственность «родила» рабовладельцев. Затем внутри рабовладельческого общества появился класс феодалов, который и пришёл на смену классу рабовладельцев. Затем, в результате «промышленной революции», появились капиталисты, которые устранили феодалов.

Переход же от капитализма к коммунизму отличается от предыдущих переходов (революций). Капитализм не может «родить» новый класс-антогонист, который сменит класс капиталистов. Это обусловлено тем, что частная собственность при коммунизме отомрёт, её не будет.

Маркс и Энгельс пишут: «Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов». Сегодня антагонистическими классами являются капиталисты (частные собственники) и их наёмные работники (пролетарии, не имеющие частной собственности).

Но, хочется отметить, что в результате борьбы классов никогда не побеждали угнетённые. Это было невозможно: победу одерживали не угнетаемые, а новые угнетатели (например, рабовладельцев сменяли помещики, а рабы просто превращались в крепостных). При наступлении коммунизма, класс капиталистов никем уже замениться не может: класс собственников просто отомрёт. Или, если по-другому, собственниками станут все. Т.е. переход от капитализма к коммунизму будет состоять в замене капиталистов-единиц на капиталистов-всех.

Есть, конечно же, вариант, когда все капиталы и вся власть будет сосредотачиваться сначало в одном государстве, а, затем, в одних руках. Но, как подтверждают последние события, связанные с отношениями России и США, такой вариант можно считать фантастическим и не сбыточным.

А всё дело в том, что капитал и власть как бы можно захватить одному человеку, но, это возможно лишь в вакууме, в наглухо закрытой системе. Земля же является Открытой системой в Космосе. Помимо того, что внутри нашей системы (Земли) существуют огромное сопротивление такому ходу развития, помимо того, что один (или несколько) человек просто физически не смогут командовать всем человечеством, на Земле находятся ещё и Представители Высших рас Вселенной, которые не дадут осуществиться такому сценарию.

По мере развития «производительных сил», в процессе и единства, и борьбы антагонистических классов, частная собственность капиталистов конечно же может перейти в собственность общественную (государственную, коллективную, кооперативную, общенародную и т.д.). Но, особенно на ранних стадиях становления капитализма (когда он ещё молодой, агрессивный и полон сил), капитал и власть могут перейти к пролетариям через переворот, через социальную революцию и революционное переустройство всего общественного здания.

Правда, великие потрясения (такие, как мировые войны, общепланетарные замлятресения, падение метиорита и т.д.) могут иметь такой же результат, как и революция. Или, по крайней мере, послужит толчком к ним. Специальная военная операция (СВО) – тому самое яркое подтверждение. Да и пророчества, предсказания, которые посылаются человечеству вот уже не одно столетие, о землятресениях, об уходе под воду части Америки, Европы, Японии нельзя сбрасывать «со счетов».

Ещё раз хочу подчеркнуть. Марксисты утверждают, что классовая борьба представляет собой основное содержание и важнейшую движущую силу общественного развития. Но это же просто смешно, не научно и не эволюционно. «Движущей силой общественного развития» является умственный труд тысяч и тысяч выдающихся учёных, педагогов, изобретателей, которые свои знания, идеи воплощают в новейшее оборудование и технологии. А «классовая борьба» является лишь подготовкой к смене общественноэкономической формации. Которая (смена) может произойти или мирно, или в результате социальной революции.

Классовая борьба – не панацея, не основа развития общества. Фундаментом эволюции человечества являются физический и умственный труд людей, их учёба наукам и знаниям, их духовное развитие. Поэтому зацикливание современных марксистов на борьбе, на революции – не верно!

В этом и состоит главная ошибка марксизма: отдавая абсолютный приоритет материализму и, вытикающей из этого, материалистической картине мира с классовой борьбой и революцией, как единственного выхода, марксисты потеряли и теряют Человека, его знания, эмоции, его дух. А, потеряв человека, марксизм стал не хромой, а одноногой уткой.

И только возвращение к «двуногости», к принятию и материи, и духовности возможно возрождение марксизма. Особенно – в России! Так как именно нам первым строить коммунизм. А, значит, и первым понять и принять духовный марксизм и духовность коммунизма.

***

Социализм и коммунизм

И, напоследок, хочется сказать несколько слов о «военном коммунизме», НЭПе и экономике вообще.

В Манифесте Коммунистической партии К.Маркс и Ф.Энгельс пишут: «…коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». Но «отличительной чертой коммунизма является не отмена собственности вообще, а отмена буржуазной собственности» (т. е. собственности, эксплуатирующей наемный труд). И нужно это сделать так: «…шаг за шагом отобрать у буржуазии весь капитал, все  средства производства и сосредоточить, централизовать их в руках пролетарского государства, т.е. превратить частную собственность на средства производства в общественную».

А в работе «Принципы коммунизма» разъясняют, что после первой радикальной атаки на частную собственность пролетарии должны «…постепенно преобразовать нынешнее общество и только тогда уничтожить частную собственность, когда будет создана необходимая для этого масса средств производства».

***

Программа понятная, логичная. Но большевики (правда, нужно признать – в условиях Гражданской войны) решили, что эта программа не про них и менее чем за один год (28 июня 1918 – весна 1919 г.г.) национализировали всю крупную, среднюю и даже мелкую промышленность, т.е. перешли сразу от капитализма к коммунизму. По их замыслам плановая экономика должна была способствовать более эффективному и справедливому распределению ограниченных ресурсов, чем это происходило в рамках рынка. И ведь они искренне верили, что смогут построить коммунистическое общество сразу, одним рывком.

И, что удивительно, многие до сих пор считают, что социализм – это национализация всего + плановое управление. А НЭП – это путь, противоречащий марксизму, путь на восстановление капитализма (!)

Ленин писал: «…мы сделали ту ошибку, что решили произвести непосредственный переход к коммунистическому производству и распределению». (Новая экономическая политика и задачи политпросветов: Доклад на II Всерос. съезде политпросветов. 17 окт. 1921 г.). И эта «ошибка», в конце концов, привела большевиков к краху экономики и, чуть было, не привела к краху страны.

Положение, наперекор подавляющему числу большевиков в руководстве и партии, спас В.И.Ленин. Он спешно свернул “военный коммунизм” и объявил о начале Новой экономической политики (НЭПа). Хотя и ему потребовалось четыре года (1917 – 1921 г.г.) на то, чтобы осознать свою ошибку.

***

Давайте ещё послушаем Ленина:

«Разверстка в деревне, этот непосредственный коммунистический подход к задачам строительства в городе, мешала подъему производительных сил и оказалась основной причиной глубокого экономического и политического кризиса, на который мы наткнулись весной 1921 года. Вот почему потребовалось то, что, с точки зрения нашей линии, нашей политики, нельзя назвать ни чем иным, как сильнейшим поражением и отступлением… 

Мы не должны рассчитывать на непосредственно коммунистический переход. Надо строить на личной заинтересованности крестьянина…

И мы говорим, что надо построить всякую крупную отрасль народного хозяйства на личной заинтересованности…

Хозяйничайте все. Капиталисты будут рядом с вами, — рядом с вами будут и иностранные капиталисты, концессионеры и арендаторы, они будут вышибать у вас сотни процентов прибыли, они будут наживаться около вас. Пусть наживаются, а вы научитесь у них хозяйничать, и тогда только вы сумеете построить коммунистическую республику… 

При нашей некультурности мы не можем решить лобовой атакой гибель капитализма. При ином уровне культуры можно было бы решить задачу прямее… Но мы прямым путем не можем решать вопрос» (Новая экономическая политика и задачи политпросветов: Доклад на II Всерос. съезде политпросветов. 17 окт. 1921 г.).

Ленин НЭП рассматривал не как предательство, не как сворачивание с «рельс» построения коммунизма, а как возвращение к научной теории построения коммунизма, к марксизму в условиях аграрной страны. И поэтому предупреждал, что «эту политику мы проводим всерьёз и надолго, но, конечно, не навсегда» (IX Съезд Советов. Декабрь 1921 г.).

***

Успехи НЭПа просто поразительны (даже выше успехов первых лет реформ в Китае в 80-е годы). Экономику удалось возродить буквально за год. На второй год НЭПа собранный урожай составил 75 процентов от довоенного уровня, а на показатели 1913 года удалось выйти уже в 1925 году. Средний ежегодный прирост сельскохозяйственной продукции в 1921 – 1926 г.г. составлял 10%, а промышленной – 40,8%! Такого не было больше ни до, ни после НЭПа.

Ещё до революции в России произошёл бурный рост кооперативного движения. К 1917 году в стране насчитывалось до 50 тысяч кооперативов различных видов. Сельская кооперация объединяла 12 миллионов крестьянских хозяйств – более 55% их общего количества. НЭП возродил проверенные кооперативы к жизни. И вот что пишет Ленин в последней прижизненно опубликованной статье, вышедшей в мае 1923 года в «Правде»: «Теперь мы вправе сказать, что простой рост кооперации для нас тождественен… с ростом социализма, и вместе с этим мы вынуждены признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм».

***

Но НЭП в СССР был обречен. Все, от «верхов» до самого «низа», были против. Общее настроение тех лет можно описать как антинэповская вакханалия. Журналисты, писатели, словно состязаясь друг с другом, создавали портрет отвратительного, жирного, вульгарного типа, который пьёт и жирует на глазах недоедающего трудового народа. Порождая негодующий вопль-вопрос: «За что кровь проливали?!».

После смерти Ленина (январь 1924 г.) в его ближайшем окружении началась яростная борьба за власть. Главным преемником поначалу был Троцкий, но, в итоге, в 1928 году единоличным победителем и властелином огромного государства стал Сталин.

И в 1929 году НЭП был свёрнут.

***

P.S. Суть НЭПа состояла в экономической либерализации экономики при жестком политическом контроле. То же самое сделал и Дэн Сяопин, внедряя НЭП с «китайской спецификой» во время реформ в Китае в 80-е годы. И результаты этой реформы были столь же впечатляющие, как и в России: Китай из полуаграрной и полуколониальной страны стал новым мировым лидером (вторым после США), а ВВП Китая за последние 20 лет увеличился в 13 раз.

 03.04.2023

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий