Главная » ПЕДАГОГИКА, Педагогика Монтессори » Почему родители приводят своих детей в группы Монтессори? Баканова Е.С.

1 098 просмотров

2653-7

Часто Монтессори-педагогику называют педагогикой возможностей и косвенных целей образования. Это, действительно, точное определение, потому что порой мы сами не замечаем, как с детьми, приходящими к нам на занятия, происходит нечто необыкновенно важное, что вдруг проясняется в их рассуждениях, душевных порывах и даже просто во взоре, в обыкновенной детской улыбке. Мы радуемся этим изменениям, но не всегда можем точно понять, какое именно качество, необходимое для дальнейшей жизни, вдруг проявилось в ребенке и какие условия, созданные нами, так сильно и явно повлияли на него. Автор этой статьи попробует расставить точки над i.

Почему родители приводят своих детей в группы Монтессори? С этого вопроса мы начинаем каждый тренинг для Монтессори-педагогов. И ответов на него может быть много, и они самые разные, начиная от «раннего развития» и заканчивая «модно» и «рядом с домом». Но это все, так сказать, тактические задачи. Что же является стратегической?
Многие скажут, что каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. К сожалению, даже это не всегда верно, некоторые хотят, чтобы их дети стали президентами, олимпийскими чемпионами и нобелевскими лауреатами. Что со счастьем, вообще говоря, не связано никак.
Мы же можем поставить несколько более простую задачу – что нужно человеку в современном обществе, чтобы он имел хорошую семью, хорошую, интересную, прилично оплачиваемую работу и друзей. Всего-то. Впрочем, может, это и есть счастье. Как было сказано в одном хорошем фильме, счастье – это когда утром тебе хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой. Так какими же качествами надо для этого обладать? Учитывая, что личность че¬ловека процентов на девяно¬сто формируется к 6-7 годам, мы можем сказать, что то время, которое ребенок проведет в наших группах 0-3 и 3-6, является базовым и формирующим. Теперь давайте посмотрим, насколько условия в Монтессори-группе и фило¬софия Монтессори помогают формированию основных качеств человека для успешной и счастливой жизни.

Коммуникабельность

С одной стороны, склонность или нежелание общаться с другими людьми в значительной степени зависит от наследственности. Никакие воспитательные усилия не превратят интроверта в экстраверта. Коммуникационные проблемы можно грубо поделить на две группы:
– я не понимаю, чего хотят другие, и не учитываю их потребностей;
– я не могу защитить себя от слишком интенсивного вторжения извне и избегаю его.
Монтессори-группа благодаря наличию очень простых правил, доступных детям с очень раннего возраста, учит их уважать чужие границы. Коврики и столики – как собственная территория, невозможность внедриться в чужую работу без согласия другого ребенка, необходимость ждать, пока материал освободится. И эти же самые правила позволяют не склонному к контактам ребенку обезопасить себя от вторжения других. Без его согласия никто, включая взрослых, не имеет права внедриться в его деятельность, в его пространство, принудить его к каким-либо занятиям. Это снимает внутреннее напряжение и уменьшает потребность в защите и, следовательно, повышает возможности эффективных коммуникаций, когда сам ребенок этого хочет.

Позитивное отношение к миру

Это возможно основное, что дает ребенку Монтессори-группа. Исследования, которые проводились в США, там, где Монтессори-педагогика развита очень сильно и количество Монтессори-групп измеряется тысячами, показали, что именно социальные навыки и позитивное отношение к жизни – то, что остается у Монтессори-детей на более высоком, чем в среднем, уровне, на всю жизнь. То есть они считают, что мир хорош, и доверяют ему. В Монтессори-группе огромное количество факторов, которые работают именно на снижение тревожности и агрессивности ребенка: это и наличие собственной территории, и отсутствие конкуренции, сравнения и оценок, и отсутствие необходимости работать на результат и необходимости торопиться, и возможность заниматься именно тем, что тебе нравится, и с тем, кто тебе нравится.

Целеустремленность

Когда родители говорят, что их ребенок не целеустремленный, они часто забывают, что «целеустремленность» подразумевает стремление к собственной цели. Современный ребенок с самого рождения живет в таких условиях, когда стремление к собственной цели чаще всего наказывается. Нельзя совать пальцы в розетку, нельзя лезть в мамину косметичку, нельзя собирать пробки и окурки, нельзя засовывать денежки в дисковод и т.д. И если ребенок с сильной нервной системой все-таки продолжает заниматься интересным для себя и следовать своей цели, и таких обычно называют упертыми или упрямыми, то ребенок со слабой нервной системой сдастся. Станет послушным. И будет выполнять указания родителей, потом учителей, потом начальства. Но о целеустремленности говорить здесь не приходится. Поэтому зачастую М-группа является единственным местом в жизни детей младшего возраста, где ребенок может поставить перед собой задачу, которая интересна именно ему, и работать над ее решением столько, сколько он считает нужным, добиваясь своей цели.

Работоспособность

Имеет непосредственную связь с целеустремленностью. Тогда, когда мы занимаемся тем, что нам интересно, мы не замечаем времени, нас не страшат препятствия, мы готовы вкладывать в это максимум сил. И при этом мы получаем от этого массу удовольствия. «Научиться работоспособности», как бы странно ни звучало, можно только получая удовольствие от работы. Как только работать заставляют, учат не работоспособности, а подчинению.

Умение принимать решения и делать выбор

Новорожденный ребенок очень хорошо умеет принимать решения и делать выбор. Во-первых, он решил жить, и поэтому он будет требовать, чтобы его кормили, раздевали, когда ему жарко, одевали, когда холодно, утешали, когда у него болит животик, и вообще обращали на него внимание. И что самое интересное, какое-то время его решения и желания уважаются. Многие из современных родителей кормят грудных детей по требованию – тогда и столько, сколько ребенок хочет, ребенок спит и бодрствует, когда и сколько он хочет, и даже писает и какает тогда, когда хочет. Но наступает время, когда это счастье заканчивается, и родители начинают решать за ребенка, что, когда и в каком количестве ему есть, когда и где спать, а потом – во что играть, чем заниматься, что читать, с кем дружить, где учить¬ся, на ком жениться и т.д. Рассчитывая при этом, что ребенок каким-то чудом научится принимать решения. Мы можем научиться только тому, в чем у нас есть возможность тренироваться. Вы не научитесь ездить на велосипеде, если за вас это будет делать тренер. Возможность выбирать: вид деятельности, место для работы, напарника, самому определять момент завершения деятельности – это то, что современному ребенку в городских условиях под бдительным оком тревожных родителей просто никогда не испытать. Никакие из популярных ныне «развивающих занятий» этого не дают и дать не могут, потому что даже сам вопрос так не ставится. Но все это есть именно в Монтессори-группе, как один из основополагающих принципов системы.

Ответственность

Ответственность несет тот, кто принимает решения. Генерал несет ответственность за действия, совершаемые его солдатами. Если вы приняли решение отдать ребенка в супершколу, то это вы несете ответственность за его учебу.
Для того, чтобы нести за что-то ответственность, надо иметь возможность принять решение. То есть у ребенка обязательно должен быть опыт установления причинно-следственых связей: я не хочу одевать сапоги (мое решение) – я выхожу на улицу и мне холодно (моя ответственность). Я ломаю эту машинку (мое решение), и больше этой машинки у меня нет (последствия действий – моя ответственность). Для того чтобы быть ответственным, нам нужно быть уверенными, что мы вообще хоть что-то можем контролировать. Если решения принимаются не тобой, возникает желание уклониться от ответственности за их выполнение.

Умение и желание учиться

Эти способности, пожалуй, одни из самых востребованных в современном мире. Наша жизнь благодаря технологическому прогрессу изменяется столь стремительно, что знания и навыки устаревают, еще не будучи усвоенными, а потребности в новых видах деятельности и отмирание старых происходит ежедневно.
Поэтому современному человеку необходимо не обладание энциклопедическими знаниями, а высокая способность усваивать новые знания и забывать (да-да, именно забывать, что гораздо сложнее, чем запоминать) старые и уже непригодные.
Ребенок начинает учиться еще до рождения, тренируя, например, сосательные движения, засовывая палец в рот. А с момента появления на свет учебой он занят непрерывно, когда бодрствует – изучая окружающий мир и взаимодействие с ним, а во сне – интенсивно перерабатывая и интегрируя полученный опыт. Потребность ново¬рожденного в обучении феноменально высока – ему нужно понять, куда он попал, так как от этого напрямую за¬висит успешность существования в этом мире.
Чем младше ребенок, тем потребность в познании выше, и тем лучше работают основные механизмы научения: наблюдение, повторение и эксперимент. В более старшем возрасте к ним добавляются возможность произвольности – то есть я могу учиться, сознательно ставя перед собой такую задачу, я получаю возможность планировать свою деятельность, я научаюсь терпеть и преодолевать моменты, нежелания и разочарования, я учусь наблюдать, повторять и экспериментировать не только с конкретными объектами, но и абстрактными символами.
К сожалению, есть естественное затухание желания учиться с годами. С биологической точки зрения к моменту половой зрелости «человеческая особь» уже должна обладать достаточным набором знаний о мире, в котором она живет. Поэтому, например, в возрасте от 10 до 12 лет происходит массовое отмирание в мозгу тех связей между нейронами, которые не используются и, соответственно, не нужны или недостаточно хорошо сформированы. Сохранение ощущения у ребенка, что я могу учиться сам, и понимание того, как собственно это можно делать – это наиглавнейшая задача педагога и родителя.
Для ребенка, обучающегося в современной школе, оказываются совершенно ненужными навыки исследования, задавания вопросов, любопытства вообще. Поэтому очень важно не дать естественной потребности в познании угаснуть. Ей нельзя научить, можно лишь предоставить возможность, создать такую среду, где ребенок может самостоятельно ставить интересные ему эксперименты. Чем прочнее были нейронные связи, установленные в детстве, тем выше шанс, что они сохранятся и в не очень с этой точки зрения комфортной школьной среде. Именно формирова¬нию и упрочнению таких связей и способствует Монтессори-группа.

Творчество или креативность

Часто, когда заходит речь о творчестве в Монтессори-группе, педагоги говорят: «Да, у нас есть дополнительные занятия музыкой или рисованием». Иногда добавляют «..но и в среде дети могут строить такие удивительные конструкции из розовой башни, штанг и цилиндров!» Это говорит лишь о том, что мы сами часто не до конца осознаем, чем отличается наше восприятие от восприятия мира ребенком. Для нас классическая розовая башня – банальна. Она нам не интересна. Нам бы что-нибудь замутить этакое с асимметрией и блестками. Но для трехлетнего ребенка построение башни – это супертворческий процесс, процесс осознавания концепции построения сериационного ряда. Вряд ли многие Монтессори-педагоги задумывались, например, о том, что такие «простые» материалы, как красные штанги, коричневая лестница и розовая башня дают нам в опыте представление о линейной, квадратичной и кубической зависимостях. Для тех, кто еще помнит что-то из школьной программы. Масса элементов красной лестницы зависит от их длины линейно (1,2,3,4…), масса ступенек коричневой лестницы пропорциональна «толщине», то есть квадрату стороны сечения (1,4,9,16…), а масса кубиков башни – объему, иначе кубу стороны (1,8,27,64…). Ребенок, просто перенося эти материалы, сортируя их, познает эти зависимости. Пока еще на телесном уровне, когда глаз и рука научаются координированно взаимодействовать и прогнозировать тяжесть каждого следующего элемента до опыта – то есть на глазок. Для ребенка это очень сложный и черезвычайно творческий процесс, который, в том числе, способствует в дальнейшем уже сознательному пониманию математических зависимостей.

Монтессори-группа – это лаборатория, оборудованная совершенными приборами и установками, позволяющими ребенку каждый день совершать открытия и предоставляющая огромные возможности для творчества.

Терпимость

Очень важное качество в мире, где все смешалось. Нации и религии, культуры и расы. Мы живем в эпоху, когда мононациональные и монорелигиозные сообщества перестают существовать. Вашим коллегой на работе, соседом по лестничной клетке, зятем и даже внуком может оказаться человек, очень сильно отличающийся от вас цветом кожи, разрезом глаз, пищевыми предпочтениями и мировоззрением.Успехи медицины приводят к тому, что мы становимся все более разнообразными, потому что выживают практически все, а те дети, которые в связи с особенностями здоровья или развития раньше были обречены на изоляцию, интегрируются в общество. И нам надо научиться жить рядом, понимать друг друга, уважать и договариваться. В группе, где дети одного возраста и единая воспитательно-образовательная программа, у педагога есть необходимость и задача научить всех одному и тому же. Поэтому любые отличия: в скорости работы, навыках, эмоциональном контроле и т.п. воспринимаются как отклонения и патологии. Детям транслируется мысль, что мы все должны делать одно и то же с одинаковым результатом, в одно и то же время, то есть быть одинаковыми. А тот, кто отличается -изгой.
Монтессори-группа – это место, где обучение терпимости происходит самым естественным образом. Одно из базовых требований к М-группе -разновозрастность, что предполагает разный опыт, возможности, психологические особенности детей. И это обучает пониманию и принятию того, что все люди разные, и это не только нормально, но и хорошо. К тому же, Монтессори-педагогика позволяет эффективно развиваться не только среднестатистическому ребенку, но и детям с особенностями в развитии. И присутствие таких детей в группе является еще одним важным шагом на пути к толерантности. Когда дети перестают бояться друг друга потому, что они разные, они научаются понимать, принимать и доверять.

Не бояться рисковать. Не бояться сделать ошибку

ЕСЛИ бы мы с самого рождения боялись ошибаться, мы никогда бы не научились ни ходить, ни говорить. В жизни очень многих школа сыграла роковую роль. Она научила тому, что у каждой задачи всегда есть правильный ответ. И мы во что бы то ни стало должны его найти. Иначе – двойка. Или поражение. В реальности это востребовано только в играх типа «Что, где, когда» и при разгадывании кроссвордов. Но жизнь мало похожа на кроссворд. Она ставит перед нами такие задачи, в которых нет правильных и неправильных ответов. Возможно, в какой-то данный момент наше решение будет казаться огромной ошибкой, последствия которой в дальнейшем приведут к успеху, и наоборот.
Монтессори-группа – это место, где человек может продолжать исследовать окружающий мир, не боясь ошибки и оценивая успешность собственной деятельности самостоятельно.

Лидерские навыки. Организаторские способности

У многих родителей, когда ребенку три-четыре года, возникает ощущение, что он – настоящий лидер. Он все время пытается руководить взрослыми. Однако, для того, чтобы быть лидером, нужно не только желание руководить, но и еще ряд очень важных качеств. И первое – это умение руководить. Для овладения этим навыком лучше места, чем Монтессори-группа, не придумаешь. Когда ребенок приходит в группу – он самый маленький, он мало знает и умеет, он не знает правил группы, плоховато говорит и еще никогда не видел Монтессори-материалов. И вот проходит несколько лет. Он становится самым старшим. Теперь он – самый компетентный, самый умелый, самый знающий. В нор¬мализованной, долго существующей группе старшие дети – это настоящие педагоги, которые следят за порядком в группе и соблюдением правил, помогают младшим и даже дают им презентации. Именно поэтому Мария Монтессори могла работать с группой в 60 человек детей. Они – настоящие лидеры. У них есть многолетний опыт общения с детьми разного возраста, пола и темперамента, опыт совместной групповой работы и решения конфликтов. Конечно, и в таких условиях кто-то воспользуется этой возможностью в большей степени, кто-то в меньшей, но даже самый стеснительный и мало коммуника¬бельный ребенок ее получит. Любому ребенку очень важно прожить этот опыт. А для современного ребенка из семьи с одним-двумя детьми, при отсутствии дворов и коллективных игр, это просто уникальная возможность. И это очень важно понимать не только педагогам, но и родителям потому, что зачастую родители готовы вести ребенка в разновозрастную группу, где большинство детей старше него, и торопятся забрать его оттуда, если он оказывается самым взрослым, лишая его уникальной возможности именно получить навыки лидера.
Есть еще много других качеств, которые развиваются у ребенка в Монтессори-группе: это умение кон¬центрироваться на поставленной задаче, понимание собственных потребностей и трезвая оценка возможностей, способность планировать деятельность, уважение себя и других и, главное, вера в себя и в собственные силы.
Чтению, письму и счету действительно можно научиться множеством разных способов. И приобретение этих навыков является, несомненно, очень важной, но далеко не единственной и даже не первоочередной задачей Монтессори-группы, что не мешает, впрочем, всем Монтессори-детям успешно ими овладевать именно благодаря всему вышеперечисленному.
В современной психологии совокупность рассмотренных качеств называется эмоциональным интеллектом, обладание которым и позволяет человеку адаптироваться в современном мире и быть востребованным. Монтессори-педагогика уникальна именно тем, что развивает не только интеллект в традиционном понимании, который включает в себя в основном математические, логические и вербальные составляющие, но именно эмоциональный интеллект, который и позволит ребенку быть успешным в жизни.
Хотя мне больше нравится слово «счастливый».

Автор: Елена Баканова, психолог, г.Москва.
Журнал «Монтессори клуб», №1 (31) 2012 г.

Источник:  Монтессори-академия “Статус”, СПб

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий