Главная » ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ » Почему называется Учение Живая Этика или Агни Йога

1 499 просмотров

2859

 

Но почему именно этика? Не онтология, не гносеология, не социальная философия или политология, ведь у нас в обществе сейчас так много неразрешимых проблем… Давайте вгля­димся вглубь вопроса.

На планете существуют различные царства природы – от минералов, растений до высокораз­витых форм разумной жизни. Учение Живой Этики признает наличие сознания во всех формах природной жизни, но сознания различного уровня развития. Человек, в отличие от других форм жизни на нашей планете, в процессе своей эволюции раскрывает и совершенствует не только фи­зические, психические, социальные, интеллектуальные, волевые качества и способности. Но важ­нейшим, можно сказать, главным показателем его развитости является духовно-нравственный уровень человека. Именно этот критерий обуславливает место, которое занимает человечество и каждый человек в великой лестнице эволюции космической жизни. От духовно-нравственного уровня развития зависят познавательные и иные способности человека, качество социальной жиз­ни, будущие культурные достижения и историческая судьба человечества. И этот критерий в сис­теме Учения Живой Этики – космический, т.е. распространяется не только на землян, но и на ра­зумных существ других миров. Поэтому и сердцевиной Учения является именно этика, учение о нравственности.

Кстати, одна из ключевых книг Е.П. Блаватской «Ключ к теософии» имеет важный подзаго­ловок: «Ясное изложение в форме вопросов и ответов этики, науки и философии, для изучения которых было основано Теософическое Общество». Как видите, в названии этика стоит на первом месте. Это, конечно, далеко не случайно, ибо Елена Петровна также придавала огромное значение нравственному развитию человека, без которого невозможна его дальнейшая эволюция.

Живая. Почему именно Живая Этика? Это можно пояснить как минимум двумя моментами:

1. Живая – значит, применяемая в жизни, воплощаемая в каждодневной практике, когда чело­век руководствуется этическими принципами в своем поведении, образе жизни, в своих мыслях, чувствах, побуждениях, стремлениях и отношении к людям.

2. В Живой Этике нет законченных формул, готовых рецептов на все случаи жизни; нет за­вершенности. Есть советы, предостережения, размышления о последствиях человеческих поступ­ков, а самое главное – здесь раскрываются законы развития, закономерности духовной и физиче­ской природы человека, принципы его дальнейшего совершенствования. Человек же должен сам углублять свое понимание законов бытия и уметь применять их в своей жизни. Этим подчеркива­ется индивидуальность каждого из нас, тех обстоятельств и ситуаций, в которых мы оказываемся. Каждый сам должен подбирать наиболее подходящие для себя формулы, способы поведения и со­вершенствования – подходящие к конкретным обстоятельствам, нашей внутренней готовности, уровню развития. Учение строит систему координат, определяет положительное направление движения. Но каждый сам построит свой жизненный путь, свой график движения.

Для иллюстрации практических советов, даваемых в Живой Этике приведем параграф из кни­ги «Знаки Агни Йоги», § 185:

Кто-то молодой спросит: «Как понимать Агни Йогу?» Скажите: «Как распознание и примене­ние к жизни всесвязующей стихии огня, питающей зерно духа».

Спросит: «Как же мне подойти к этому познанию?» «Очисти мышление и после познай три наихудших свойства твои и предай их сожжению в огненном устремлении».

Агни. Агни с санскрита agni переводится как огонь. Агни Йога – Огненная йога. Огонь – это яркая, выразительная метафора, означающая утонченные, духовные энергии, пронизывающие весь космос и объединяющие его в единую целостность. Из всех стихий природы огонь – самое неуло­вимое и загадочное состояние, по своим свойствам наиболее близкое к многомерным потокам космических энергий. Пространственные, огненные энергии присутствуют во всех формах жизни, в том числе и в человеке. Именно в разумно мыслящих существах эта всеначальная энергия выяв­ляет свое высшее качество – она становится психической энергией. Такая способность человека связана прежде всего с развитием в нем напряженной психической жизни. Наши мысли, чувства, побуждения, переживания, творческая деятельность – это формы преобразования огненной энер­гии. Бесформенная, безличная и ненаполненная содержанием, пространственная энергия получает в мыслящем существе оформление и качественно новый импульс к жизни и развитию.

Традиция обозначения образом огня всего Высокого, Духовного, Светоносного, присущего Божественному миру, уходит своими корнями в глубокую древность. Вспомним одного из древ­нейших арийских богов индуизма Агни, наделенного могущественной силой созидания и разру­шения. Вспомним духовно-религиозное учение зороастризма, которое за тысячу лет до нашей эры провозгласило Огонь божественной энергией. Вспомним строки из Ветхого Завета: «Бог есть Огонь» (Втор. 4:24, Евр. 12:29) и прекрасный образ Неопалимой Купины, в котором предстал Бог Моисею в пустыне близ горы Синай…

Йога. Понятие йога с санскрита переводится как «соединение», «союз», «связь», «созерца­ние», «размышление». Йога – это соединение (связь) личного ограниченного сознания человека с безграничным Высшим Космическим Сознанием и Высшими Мирами. Йога является аналогом западноевропейского понятия религия (лат. – связывать, соединять).

Двойное название Учения, казалось бы, неожиданно соединяет космические (”огненные”) энергии и этику (нравственность), ярко характеризующую внутреннее состояние человека, его мысли, побуждения и стремления. На самом деле, мы видим здесь древнюю восточную и антич­ную традицию понимания неразрывного единства макрокосма (вселенной) и микрокосма (челове­ка). В отличие от религии в йоге гораздо больший акцент сделан на практику. В современной фило­софии под йогой понимается практическая система психофизических методов духовного развития, которые использовались почти всеми школами индийской философии.

Йога как метод появилась в глубокой Древности. Ее знали в культурах Индии, Египта и дру­гих стран. Уже герои древнего индийского эпоса «Махабхарата» (сер. 2 тыс. до н.э.) не только знали, но и использовали йогу для развития «сверхъестественных» способностей. Самая известная и популярная часть этого эпоса «Бхагават-Гита» представляет собой диалог, разъяснение Криш­ной, Аватаром бога Вишну, полководцу Арджуне важнейших принципов духовной йоги, касаю­щихся нравственности, жизни и смерти, пути освобождения от власти кармы и колеса сансары; внутренней свободы-отрешенности от плодов своих действий.

В индийской философии выделяют 4 главных разновидности йоги: бхакти, джнана, карма и раджа. С периода возникновения этих разновидностей йог прошло уже более трех тысячелетий. С тех пор жизнь человечества, состояние самой планеты и космических энергий, окружающих Зем­лю, очень сильно изменились. Все эти обстоятельства и вызвали необходимость появления Нового Учения, новой Йоги, соответствующей современному этапу эволюции человечества. Ею и стали Агни Йога и развитие духовно-философской традиции Сокровенного Учения в текстах XIX и ХХ веков.

Братство, § 220.

Каждая фаза Учения отвечает на особую нужду человечества. Настоящее время отлича­ется потрясением нравственности. Помощь Учения должна быть направлена к утверждению нравственных устоев. Нахождения науки разошлись с бытом, получается особый вид дикарства, овладевшего научными инструментами. Меньшинство высокопросвещенных тружеников высится редкими островами среди океана невежества.
Грамотность еще не есть просвещение, потому дает­ся совет укрепить сердце как средоточие просвещения. Даются научные и врачебные указания, должны они помочь телесному и духовному оздоровлению. Чем непосредственнее принимаются эти советы, тем и действие их сильнее. Зародыш энтузиазма вырастает в прекрасное вдохновение. Капля доброты превращается в действительное благо. Кроха любви процветает чудесным садом. Кто же осудит желание помочь ближнему?

 * * *

Письмо Е.И. Рерих от 12.03.35.

Каждый человек, мало-мальски образованный, знает, что все Йоги имеют в основании своем огонь.
Агни Йога является синтезом всех Йог, ибо ко времени приближения Огненной Эпохи, о которой говорится во всех древних индусских писаниях, именно Агни-Огонь, в разной степени лежащий в основании всех Йог, настолько будет проникать окружающую атмосферу нашей пла­неты, что все виды Йоги сольются в огненном синтезе. Истинно, «Агни Йога» есть огненное кре­щение. Как всегда, малое знание обычно отрицает и страшно догматично в своих утверждениях, это постоянно приходится иметь в виду. В Ведах – Агни есть Бог Огня, наиболее древний и наи­более почитаемый из всех Богов Индии. Так и один из отделов древнейших писаний Индии, име­нуемых Пуранами, называется «Агни-Пурана». Потому каждому индусу термин Агни понятен и отзвучит в сердце.


* * *

Знаки Агни Йоги, § 161.

Посмотрим, в чем разница и сходство Агни Йоги с прочими Йогами.

Карма Йога имеет много сходства, когда она имеет действие с земными элементами, но когда Агни Йога овладевает путями к осознанию дальних миров, то различие становится очевидным. Раджа Йога, Жнана Йога, Бхакти Йога – все они оберегаются от действительности и тем не могут проходить в эволюцию будущего. Конечно, Агни Йог должен быть Жнана и Бхакти, и развитие сил духа делает его Раджа Йогом. Как красива возможность отвечать задачам будущей эволюции, не отвергая завоеваний духа прошлого! Можно не кичиться новизной, ибо лишь сочетание эле­ментов обновляет возможности.

Источник:  сайт Этика в жизни и во мне

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий