Главная » община, коммуна, Новый Мир, коммунизм » Перспективы развития Общины в двадцатых годах ХХ века и в наше время. Е. В. Ореховская

531 просмотров
 "Явление срока" - Голова Ленина" Рерих Н.К. 1927 г.

“Явление срока” – Голова Ленина” Рерих Н.К. 1927 г.

 Исторические процессы конца XIX – начала ХХ века послужили началу новых общественных преобразований. Во всём мире начали возникать общины (коммуны), в основу которых были положены новые принципы. Это были общества единомышленников, которые для удобства жизни селились компактно вместе и начинали вести коллективное хозяйство. В 20-е годы ХХ века и в Советской России начали образовываться в большом количестве коммуны, стали появляться первые колхозы.

К середине 20-х годов часть этих образований развилась в образцовые хозяйства и, как явление новое, они испытывали различные сложности. Чтобы преобразования, идущие в стране, принесли благо, для Правительства молодой Советской России были подготовлены предложения.

Девяносто лет отдаляют нас от того времени, когда семья Рерихов пребывала в Москве. Это случилось после длительного, почти восьмилетнего их отсутствия в России из-за происходящих революционных событий. Эти годы они провели в разных странах. Николаем Рерихом было написано множество картин, открыты ряд выставок в городах Европы и Америки. Вместе с тем он вёл обширную культурную деятельность. Был создателем Международного художественного центра «Corona Mundi» («Венец Мира»), объединения художников «Cor Ardens» («Пылающее сердце»), Мастер-Института Объединённых Искусств («Master Institute of United Arts» или Институт Учителя). В Нью-Йорке был основан Музей Рериха. Для взаимодействия с Алтаем были основаны кооперативы «Белуха», «Алатырь», а так же «Мировая Служба» («World Service»), логистическая часть которой имела сообщение с Сибирью.

Что же привело Рерихов в Москву? Какие предложения были выдвинуты ими Советскому коммунистическому Правительству, для чего очень важно было прибыть в Москву и лично встречаться с его членами? Одной из главных целей было – донести до руководителей Советского государства идею Общины. Вспомним, что коммунистическое – значит общественное. И коммунизм как форма сосуществования людей был наиболее близок Общине. Но, с другой стороны, мы спустя годы практики понимаем, что тот коммунистический строй, направление к которому выбрала наша страна, не был идеалом, о котором в начале революции грезили люди.

Что же было существенного в том, что несли Рерихи молодой Советской стране? В Записях Учения Живой Этики Е. И. Рерих находим, что Фуяма, или Акдордже (как называли Н. К. Рериха) был послом Махатм Востока1. Общеизвестен факт, что Рерихи привезли в Москву рукопись книги «Община» с целью её издания.

К сожалению, книга в тот момент не была принята, как не были приняты и предложения Махатм, изложенные в письме. Там, помимо прочего, было Сказано:

«Только глубокое осознание коммунизма даёт полное благосостояние народам, Нам известно, что некоторые слои крестьянства не могут вместить идею коммунизма. Необходимо новое обстоятельство, которое введёт их в русло истинной общины. Таким всемирным обстоятельством будет принятие коммунизма Буддийским сознанием.

Если Союз Советов признает буддизм учением коммунизма, то наши общины могут подать действенную помощь, и сотни2 [миллионов] буддистов, расположенных по миру, дадут необходимую мощь неожиданности.

Доверяем посланному Нашему Акдордже передать подробности Нашего предложения – можем утверждать, что неотложно нужны меры для введения мирового коммунизма как ступени неотложной эволюции»3 .

Кроме того, Махатмы говорили, обращаясь к Советскому Правительству:

«Вы угадали эволюцию Общины»4 .

Замечание об эволюции было основано на том, что во все времена Община, слагаемая Великими Учителями человечества, носила прогрессивный характер, намного опережавший развитие общества. Через общины в народ вносились новые устои нравственной жизни, очищающие отношения между людьми, устремляющие их к новым завоеваниям духа. Так было во времена Будды, которого называли первым общинником Востока, так было и у Христа, имя которого сохранилось в хрониках как Иисус-общинник, так было во времена Сергия Радонежского, строившего сруб общины топором. В мировой истории много можно найти примеров, когда созидаемая община служила эволюционному прогрессу. Так, в ХХ веке в России и в мире уже существовали различные религиозные общины, в том числе и возникшие совсем недавно общины бахаи, набирало силу киббуцное движение на землях Палестины; в России был хороший опыт организации братств (например, «Неплюевское Трудовое Братство», ныне Сумская область Украины); на то время приходился расцвет образовавшихся вскоре после революции во многих местах толстовских коммун. Кроме того, весь уклад крестьянской жизни всегда строился на основе общины. С начала ХХ века в результате реформы, получившей название Столыпинской, крестьянская община уже почти прекратила своё существование. И для созидания нового строя нужны были некоторые новые условия, которые объединили бы всех работников в одном направлении.

Если обратиться к архиву Записей Е. И. Рерих, то найдём, что существует несколько родов Общины:

«Первый – общины несознательные, которые вырабатывают приемлемый вид общежития – можно найти их среди рабочих, земледельцев, учащихся, реже в семьях. Второй вид общины знает о плане земной эволюции, но не привязывая этот план к определённому действию и сроку – кружки политических идеалистов, некоторые оккультные организации, учёные сообщества, реже всего клерикальные конгрегации. Третий вид общины знает не только план эволюции, но и срок и действие. Конечно, эти общины редки и получают Наши указания. Побывавший у Нас научается молчанию. Так же трудно распознать участников общины третьего вида. Говорливее второй вид общины, они говорят уже много об Общем Благе»5 .

И для всех них указанное направление было благом, ведущим к дальнейшей эволюции. Надо полагать, что общины третьего вида имеют огромное влияние на эволюцию мира.

Среди существующих в то время общин хотелось бы выделить толстовские коммуны. Наше исследование показало, что мировоззрение Льва Толстого во многом базировалось на философии буддизма: это факт малоизвестный, но доказанный6. Общества, следующие его взглядам, начинали проникаться этим мировоззрением и невольно вносили основы буддизма в свою жизнь, хотя некоторые стороны их жизни были неприемлемы для властей. Но мы можем полагать, что широкое распространение рериховской книги «Община» и обогащение коммунизма философией буддизма скорректировали бы это направление, и они избегли бы в дальнейшем многих неприятностей в своей жизни.

Преобразование практических действий коммунизма в России общинными идеями буддизма могло бы обеспечить небывалый расцвет государства и мощную поддержку населения стран, в которых были сильны буддийские традиции. Принятие буддизма в данном случае не означало фактического принятия религии буддизма, но обновление и одухотворение существующего коммунистического учения высокими нравственными основами, данными Буддой. Собственно, для этого и была предпринята попытка опубликовать книгу наставлений Учителя «Община». Но удалось сделать это несколько позже и уже не в России, а в Улан-Баторе, где была выпущена и книга Е. И. Рерих «Основы буддизма» под псевдонимом Натальи Рокотовой.

Рассмотрим, от кого исходил совет. Махатмы – «великие души» – давно известны на Востоке. Их мудрое руководство не раз спасало правителей разных стран, а то и целые государства, направляло нужные открытия, придавало эволюционный вектор развитию народов. Вот и в переломный момент, который переживала тогда Россия и вся планета, нужно было несколько скорректировать путь развития нашей страны. В. И. Ленин, которого Махатмы называли Братом и тоже Махатмой, был вождём, который вывел Россию на широкую дорогу в направлении коммунизма. О самом коммунизме тогда говорить было ещё рано. Но строительство шло большими темпами. В книге «Община» (1927) отмечено, что Ленин ценил истинный буддизм. В недавно открытом Источнике сообщается:

«Явлю очень важное – вчера запомнили о связи коммунизма с именем Майтрейи, сегодня должны усвоить, как Ф[уяма] 7 должен отвечать на вопросы о занятии миром религии. Спросят: “Почему связываете вы религии с коммунизмом?” Ф[уяма] скажет: “Исполняю желание Ильича, или Ленина”. Правда будет сохранена, ибо Ильич мучительно искал человека, который мог бы связать религии с коммунизмом».

И далее также:

«Было ясно, что духовные лица не пригодны для этой задачи. В то же время – псевдонаучный язык интеллигенции навсегда отрывал её от духовных понятий. Народники в силу безобразных предрассудков утеряли даже возможность мыслить о конъюнктуре духовности. Между тем, без вопросов религии невозможно превратить мир спекуляции в мир понимания. Ленин это знал, потому можно назвать его, чтоб связать вашу работу с течением дел в Р[оссии]. Уместно и убедительно сказать, что Махатмы Востока держатся того же мнения, и вы положили все ваши средства на приближение к этим вопросам, без правильного решения которых коммунизм вечно будет пугалом. Враги коммунизма будут лишены почвы, когда две самые многочисленные религии станут на защиту Общего Блага. Ваше значение будет пропорционально духовности. Так усвойте!»8 .

Также в данном Учителем письме к Г. В. Чичерину (оно было послано от имени Н. К. Рериха) мы узнаём:

«Вы, вероятно, уже знаете, что ряд лет по поручению Ильича занимаюсь применением религий к коммунизму. После работ в Ам[ерике] с двадцать третьего года полагаю все возможности на Восток. Жизнь в Ин[дии], Сикк[име], Кашм[ире] и Лад[аке] дала материал исключительного значения. Совет и сочувствие Махатм и необыкновенное совпадение пророчеств дают совершенно новое решение эволюции Востока. Радуюсь, что моё положение как художника открыло мне доступ от Махатм и до вице-короля; получается заключение, не терпящее отлагательства. Необходимо принять немедленные меры».

И далее:

«Очень важное время не должно быть упущено»9 .

Сами советы исходили от Махатмы, утвердившего имя Майтрейи. Рерихам было сказано:

«Именно теперь имя Майтрейи вызовет энергию, накопившуюся веками. Руки могут соединиться около определённого зова: Майтрейя – община! Этот клич от дверей мира дан вам! Море слёз можете осушить Моим заветом. Можно легко следовать путём Моих изображений»10.

Кто же такой Майтрейя? Издревле известно, что таково будет имя грядущего Будды, предсказанного за двадцать пять веков до этого самим Буддой Гаутамой. Во многих буддийских монастырях имеется изображение Майтрейи. Он выглядит как Будда, но положение его не совсем обычное для восточных народов: изображается со спущенными вниз ногами. Современные буддисты трактуют такое положение ног не в традиционной позе «лотоса» как символ скорого прихода на землю нового Будды. Но наше предположение другое: такая форма изображения Майтрейи пророчески указывала на то, что этот Будда будет придерживаться таких же обычаев, как современные западные люди: европейцы, русские. Стало быть, грядущий Будда принесёт своё Учение не в Азии, а в России. Подтверждение этой гипотезе находим в Записях Е. И. Рерих:

«Укажите также, что приходящий Майтрейя изображается со спущенными ногами, потому не надо удивляться, что работающие от Шамбалы сидят так же – символ спешности»11.

В этом мы видим ещё один намёк на исключительную важность роли Рерихов: они – послы Шамбалы. Книга же «Община» является частью Учения Майтрейи. Мы приходим к выводу, что естественное следование заветам коммунизма в сближении с философией буддизма, под руководством Махатмы Востока – Грядущего Майтрейи, имя которого неразрывно связано с Общиной, могло бы настолько продвинуть эволюцию России и планеты в целом, что наша теперешняя жизнь была бы совершенно иной. Каким же образом это могло происходить?

«Когда на чашу весов эволюции мира прибавим четыреста миллионов, то Майтрейя может войти. Как река стремящаяся, поток народов понесёт плат Майтрейи. Не может быть зрелища более прекрасного, когда отрицатели понесут наиболее тяжёлые знамена. Мне дозволено видеть шествие и знамёна, куда дух несущих несёт лучшие помыслы»12.

Но откуда же возьмём указанные четыреста миллионов? В нашей стране буддизм поддерживали калмыки, буряты, монголы. Кроме того, в одном из параграфов «Общины» находим:

«Однажды было сказано о трёх мировых организациях – иезуиты, масоны и ламы. Не следует их понимать узко. К иезуитам примыкают клерикальные конгрегации. За масонами масса ложного оккультизма. За ламами сознание Востока со всем индуизмом и мусульманством. Подумайте, какие аппараты выдвигаются!

Как нужно быть осмотрительными при изобретениях, чтоб не лишить их прямой целесообразности! Нужно знать, кого вооружаете в каждый момент. Пусть сознание мировой эволюции поможет вам найти пригодные стрелы. Уши ваши должны слышать шаги эволюции, и решимость не должна обмануться. Вы должны определённо решить – хотите ли вы отлить колокол иезуитам, или отточить магическую шпагу масонам, или хотите просветить сознание масс Востока»13.

В приведённом отрывке косвенно даётся понять, что индуизм и мусульманство также могут принять участие в созидании Общины. Напомним и о процитированном выше утверждении о том, что «враги коммунизма будут лишены почвы, когда две самые многочисленные религии станут на защиту Общего Блага». Получается, что не только буддисты, но и другие религии могут подхватить зов Майтрейи. Прибавим сюда истинных коммунистов и общинников и мы сможем понять явление, которое могло бы иметь место на планете в двадцатых годах ХХ века.

Но почему же Махатмы настоятельно советовали принять Общину? Этот совет был крайне важен. И, как показало наше исследование, чрезвычайно важен он не только для России, но для всей планеты и даже цепи миров. Так, в Записях Е. И. Рерих находим малоизученные данные, в которых раскрывается смысл явления Общины на Земле. И смысл этот оказался гораздо более глубоким, а сама необходимость Общины гораздо более насущной, чем раньше, поистине планетарного масштаба. Дело в том, что в более тонких градациях миров, окружающих нашу Землю, – в так называемом астральном мире – создались мрачные образования, угрожающие существованию нашей планеты. Махатма Мория объяснил, что планета больна, отравлена удушливыми газами от астральных нагромождений, которые отрезают планету от миров, могущих нести помощь. Газы эти ядовиты и передаются через металл – чистое золото. В сущности, этот металл неплох при лучшем состоянии духа людей. Но в нынешнем состоянии этот проводник может обратиться «в нить к пороховому складу». Этот металл легко «может передать коричневый газ, сгущённый безобразием астрала, и дух окажется взрывателем и возбудителем вулканов». Учителем Морией указаны и причины немедленного обращения жителей Земли к Общине: «Можно ли ожидать упорядочения Астрала без подвига Земли к Общине?»14. Стало быть, именно принцип Общины будет тем благодетельным явлением, который изменит сознание, и тем самым произойдёт очищение – как земной жизни, так и надземных слоёв.

«Значит, надо создать течение сил человеческих. И принцип Общины может стать единственным тараном твердынь тьмы. Как всегда, принцип духовности имеет материальное основание, даже астрохимическое основание»15.

Вопрос Общины неразрывно связан с другим вопросом, который волновал людей издавна. Во все времена предпринимались попытки самых прогрессивных людей освободиться от власти собственности. Такие взгляды проповедовал Будда и Христос; святой Сергий вводил общежитие и отказ от собственности.

В Тибете в начале VIII века уже уничтожали крупную собственность, и трижды производился её раздел между неимущими. Отменить собственность феодальную, в пользу буржуазной, пытались деятели французской революции. В середине XIX века Карл Маркс и Фридрих Энгельс в Манифесте Коммунистической партии также провозгласили отказ от частной собственности. Мы можем привести и более поздние примеры, когда известные помещики и промышленники Царской России отдавали часть своих земель крестьянам. И, наконец, В. И. Ленин вовсе отменил частную собственность16. Вот и Учитель Мория говорил о том, что при введении Общины первое, что надо сделать – решить вопрос о собственности, а также ликвидировать неравенство и наследование. Мы найдём дальнейшие утверждения Учителя в связи с положением других миров:

«Можно разрушить безобразия астрала идеей отказа от собственности. Ур[усвати] 17 знает мрачные закоулки Астрала. Но достаточно объявить там о новом порядке Земли, и лихорадка безобразия заколеблется, ведь Астрал очень привязан к курсу Земли и даже старые обитатели Астрала очень боязливо читают земные газеты»18.

Итак, мы определили, что явление Общины необходимо для благоприятного развития нашей планеты. В последних наставлениях, данных перед приездом Рерихов в Москву, Учитель Мория говорит:

«Доклад о Моих предложениях не приходит в спокойный час. Костёр может быть раздут или потушен. Мы не любим глухое ухо. Истинный коммунист гибок, подвижен, понятлив и смел. Именно Ленин охватил бы пришедшую минуту А[зии]. Где же его ученики? Жду – жду. Помните, не орешки в сахаре, но молния в буре. Русские, русские, Я жду. Русские, русские, русские, Я жду – иначе не пройдёте. Говорю решительно. По Азии собираются слухи – Наши стрелы пронзают пространство. Нужное время, как волна катится. Юрта, как свет вулкана. И конь, как крылья сокола. И свинец, как возмездие дня, и шум копий, как цикады без устали. Кому же собрали Мы жатву? Конечно, общине мира. Послушайте, искатели общины, огнём прочистите ухо. Жду – жду – жду. Как Урусвати видела, пишу на записках. Жду – жду. Время близко и благоприятно, если приблизиться без предательства и без тупости, – так скажите»19.

Но по не выясненным до конца причинам предложения посла Махатм Николая Константиновича Рериха приняты не были.

Спустя почти 90 лет мы можем предположить, что частично вопрос собственности всё же был решён Советским Правительством, поскольку губительных последствий для планеты удалось избежать. Возможно, что даже значительное число людей молодой Советской страны приняло идею Общины косвенно, путём образования коллективных хозяйств, через вступление в колхоз. Смеем предположить, что не везде образование колхозов происходило против воли людей. И частично прогрессивные изменения всё же были введены в жизнь. Заметим также, что в Советском государстве (1917–1991 годы) частной собственности не существовало. И мы можем припомнить, что к середине восьмидесятых годов ХХ века в сознании людей нашей страны совершенно отсутствовало понятие собственности. Видимо, принятие в сознание такого положения дел массой населения огромной страны оказало благое влияние на состояние тонких слоёв планеты.

Но поскольку колхоз часто вводился насильственно, то получившееся образование было несколько уродливо и впоследствии всё же распалось. Итак, спустя семь десятков лет путь к коммунизму, которым шла страна, закончился. Теперь же частная собственность вводится вновь, даже на землю, и более того – всячески поощряется желание ею обладать.

Но если событию не удалось сбыться, значит ли это, что возможности безвозвратно упущены? Нет и нет. Возможности сохраняются, но время и место могут быть другими. Как и люди, государства и целые планеты проходят своё развитие циклами.

Изменения в нашей стране, произошедшие за последние восемьдесят-девяносто лет, не исключают того, что цели, которых хотели достигнуть Рерихи в 1926– 1927 годах, ныне осуществимы. Они могли быть перенесены во времени и пространстве, но усилены в действии. Поэтому мы можем рассчитывать на то, что через какое-то время пребывавшая долгое время в забвении идея Общины обретёт былую мощь и новые точки развития.

В наших силах сегодня вернуться к рассмотрению вопроса о создании Общины. Так, в течение последнего года мы уже можем найти исторические примеры, когда целые народы восстают против безнравственных, античеловеческих законов, лжи, алчности, лицемерия и национализма, против деспотии олигархов и ведут за это нескончаемую битву. В упорной борьбе формируются и новые объединения людей. Эти объединения известны издавна и проявляются в самых трудных и граничащих с крайним риском ситуациях – это фронтовые братства. О фронтовой дружбе издавна слагались песни. «Они словно братья сражались, / Делили и хлеб и табак, / И рядом их ленточки вились / В огне беспрерывных атак», – так поётся в песне о двух морских пехотинцах. Наибольшего накала фронтовая дружба достигла во время обороны Сталинграда. Потрясающий героизм защитников Сталинграда был оборотной стороной медали их фронтовой дружбы20. Такие крепко спаянные общины образовывались и во время Великой Отечественной войны, и в локальных конфликтах, и, думается, образовываются сейчас в рядах ополченцев Новороссии. Это помогает им успешно действовать в самых сложных ситуациях и спасает жизнь.

Кроме того, в рядах ополчения наблюдается всплеск религиозного чувства, когда, жертвуя собой, воины исполняют давнее славянское изречение: «Положить душу за други своя». Так, на Донбассе происходит усиление христианских традиций, а также и других религий, что подтверждает утверждение Махатм о том, что только Община, одухотворённая религиозным чувством, способна привести к победе и к благу людей. Мы можем представить, что таким путём – через объединения искренних, честных и мужественных людей, героически борющихся за свободу своего Отечества, могут быть изменены и основы, на которых будет строиться новое государство. И основы эти могут быть общинные.

Нынешнее состояние планеты и события, происходящие в странах славянского мира, благоприятны для соединения воли людей ради достижения Общего Блага. Глобальные перемены, которые происходят на Земле, сплачивают дух борющихся людей и делают возможным проявление общин в жизни. Ведь истинный смысл общины заключается в духовном объединении21.

Надо понимать, что идея Общины – так же стара, как мир. И на высших планетах социальный строй – общинный. Когда возникает гармония в сердцах, происходит объединение по линии центра сердца. И тогда вполне естественным считается Община, построенная не путём совместного телесного проживания, хотя и это тоже вполне возможно, но именно способом душевного единства, а также содружества, кооперации, сотрудничества во всех областях жизни. Поэтому Община как явление будущего вполне реальна.

Возможные преобразования современной жизни Общиной являются очень важным направлением развития эволюции не только России, но и всей планеты. Глубокое понимание истинного смысла Общины поможет скорейшему продвижению этого исключительно важного для эволюции явления.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Автографы Е. И. Рерих. Дневниковые записи // Дневник записей бесед Рерихов с Учителем. – Библиотека Амхёрстского колледжа, Амхёрст, штат Массачусетс, США. – Тетради NB19–NB21 РЕРИХОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ НА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПЕРЕКРЁСТКАХ 477 (27.01.1924–12.08.1926). Опубликовано: Рерих Е. И. Записи Учения Живой Этики». – М.: Прологъ, 2009. – Т. V и VI.
2 В публикации Максима Дубаева мы находим число «сотни», но, уточнив эту же цитату по днев- никовым записям Е. И. Рерих мы видим, что цифра намного больше: «сотни миллионов [выделено мной. – Е. О.] буддистов, рассыпанных по миру, дадут необходимую мощь неожиданности» (Ав- тографы Е. И. Рерих. Дневниковые записи // Дневник записей бесед Рерихов с Учителем. – Биб- лиотека Амхёрстского колледжа, Амхёрст, штат Массачусетс, США. – Тетрадь NB21 (21.05.1925– 12.08.1926). – С. 232. – Запись 5 апреля 1926 года. Опубликовано: Рерих Е. И. Записи Учения Жи- вой Этики». – М.: Прологъ, 2009. – Т. VII. – С. 33, 8 строчка сверху). Ниже мы получим и более точное число, а именно: «400 миллионов».
3 Приведено по изд.: Дубаев М. Рерих – М.: Молодая гвардия, 2003. – (Серия «ЖЗЛ). – С. 265–266.
4 Цит. по изд.: Зарницкий С., Трофимова Л. Путь к Родине // Международная жизнь. – М., 1965. – № 1. – С. 96–107.
5 Автографы Е. И. Рерих. Дневниковые записи // Дневник записей бесед Рерихов с Учителем. – Библиотека Амхёрстского колледжа, Амхёрст, штат Массачусетс, США. – Тетрадь NB21 (21.05.1925–12.08.1926). – С. 21. – Запись 5 июня 1925 года. Опубликовано: Рерих Е. И. Записи Учения Живой Этики». – М.: Прологъ, 2009. – Т. VI. – С. 121–122.
6 Статья гецула Арши Чонгорова «Толстой – первый биограф Будды в России» приведена в изд: Ореховская Е. В. Община: прошлое или будущее? – Кемерово: Полиграф, 2014. – С. 189–190.
7 То есть Н. К. Рерих.
8 Автографы Е. И. Рерих. Дневниковые записи // Дневник записей бесед Рерихов с Учителем. – Библиотека Амхёрстского колледжа, Амхёрст, штат Массачусетс, США. – Тетрадь NB21 (21.05.1925–12.08.1926). – С. 51. – Запись 1 июля 1925 года. Опубликовано: Рерих Е. И. Указ. соч. – С. 157–158.
9 Там же. – С. 71–72. – Запись 24 июля 1925 года. Опубликовано: Рерих Е. И. Указ. соч. – С. 182–183.
10 Там же. – С. 94. – Запись 27 августа 1925 года. Опубликовано: Рерих Е. И. Указ. соч. – С. 209.
11 Там же. – С. 134. – Запись 12 ноября 1925 года. Опубликовано: Рерих Е. И. Указ. соч. – С. 259.
12 Там же. – С. 94. – Запись 27 августа 1925 года. Опубликовано: Рерих Е. И. Указ. соч. – С. 209.
13 Учение Живой Этики (Агни-Йога). – Община. – Книга третья. – Улан-Батор, 1927. – Листы бесед Высокого Общинника Востока. – Часть 2. – Раздел Х. – § 6. – С. 78.
14 Автографы Е. И. Рерих. Дневниковые записи // Дневник записей бесед Рерихов с Учителем. – Библиотека Амхёрстского колледжа, Амхёрст, штат Массачусетс, США. – Тетрадь NB21 (21.05.1925–12.08.1926). – С. 168–170. – Записи 14 и 15 декабря 1925 года. Опубликовано: Рерих Е. И. Указ. соч. – С. 300–302.
15 Там же. – С. 176. – Запись 20 декабря 1925 года. Опубликовано: Рерих Е. И. Указ. соч. – С. 308.
16 Ореховская Е. В. Указ. соч. – С. 271–279.
17 Елена Ивановна Рерих.
18 Автографы Е. И. Рерих. Дневниковые записи // Дневник записей бесед Рерихов с Учителем. – Библиотека Амхёрстского колледжа, Амхёрст, штат Массачусетс, США. – Тетрадь NB21 (21.05.1925–12.08.1926). – С. 170. – Запись 15 декабря 1925 года. Опубликовано: Рерих Е. И. Указ. соч. – С. 302.
19 Там же. – С. 255–256. – Запись 10 мая 1926 года. Опубликовано: Рерих Е. И. Записи Учения Живой Этики». – М.: Прологъ, 2009. – Т. VII. – С. 61.
20 Ореховская Е. В. Указ. соч. – С. 407. – Глава «Фронтовое братство».
21 Эти вопросы подробно рассмотрены в III разделе «Община как единица космоса» книги Е. В. Ореховской «Община: прошлое или будущее?» (Кемерово: Полиграф, 2014).

Е.В. ОРЕХОВСКАЯ (Кемеровский государственный университет; Кемерово)

Источник:  Санкт-Петербургский государственный Музей-институт семьи Рерихов (МИСР)

 

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий