Главная » ЛЮДИ И ДАТЫ, люди Культуры » Перикл. Аспазия. Фидий. ВЕЛИЧАЙШИЕ ТВОРЦЫ ЭЛЛАДЫ. Бугаева Л.В.

1 919 просмотров
Ф. Фольц. Речь Перикла на холме Пникс. 1852

Ф. Фольц. Речь Перикла на холме Пникс. 1852

Давно замечено, что форма жизни зависит от добропорядочности Правителей.
Надземное, 564

Становление демократии в Древней Греции

Мы уже рассказывали об Акбаре — Великом Моголе, время правления которого историки всего мира единодушно называют Веком Акбара.

Но ещё почти за 2000 лет до него в Греции жил человек, очень напоминающий Акбара. Звали его Перикл, и историки также называют его человеком, изменившим мир, а время, в которое он жил, — «временем Перикла», «золотым веком афинской демократии».

Вместе с Периклом мир меняли философы Ана­ксагор, Сократ, софист Протагор, великий скульптор Фидий, удивительнейшая женщина Аспазия и другие замечательные люди.

Упоминания о них мы находим у историка Фукидида — он был их современником; позднее, в I веке н.э., Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» оставил потомкам сведения об их деятельности.

В Учении Живой Этики читаем: «Век Перикла остался одним из самых утончённых явлений. Наука и творчество легли в основание стремления народа. Перикл знал и восхождение, и удары судьбы. При нём собраны были лучшие умы. Такие философы оставили человечеству целую эпоху мысли»1.

О той эпохе существует обширная литература. И это понятно: Греция оставила всему миру удиви­тельное наследие — демократию, высокую философскую мысль и Красоту. Попробуем приоткрыть завесу того времени…

Древняя Греция представляла собой своего рода мозаику из отдельных племён и территорий, которая в течение длительного времени складывалась в единое целое. Языческие племена называли себя эллинами, а свою страну — Эллада. О происхождении названия Греции существуют различные мнения: по одной версии, греки — это наименование одного из греческих племён, а уже римляне распространили его на все племена; по другой — Грецией называли лишь один из районов северо-запада Афин; по третьей — такое название страна получила в честь старшего сына Зевса и Пандоры Грекоса.

К VII веку до н.э. Греция представляла собой объединение полисов: Афины, Спарта, Милет и др. Полис — это город-государство со всеми его атрибутами. В него входили не только городские жители, но и селяне. Но были обязательные условия: член полиса, за которым признавались права гражданина, должен быть греком, быть свободным и иметь частную собственность.

Крупнейшим из полисов были Афины. Большинство населения там составлял демос (народ), который постепенно оказывался в зависимости от аристократии. Это вызывало огромное неравенство. Бедные попадали в зависимость и становились рабами богатых. Всё это приводило к восстаниям. И для смягчения противоречий в обществе был избран архонтом2 аристократ Солон (640 – 559 гг. до н.э.). Солон был представителем знатного рода, но это не мешало ему заниматься морской торговлей. Он побывал в разных странах, был поэтом, его называли одним из семи мудрецов Греции.

В 594 г. до н.э. Солон начинает проводить реформы. В своих элегиях он писал:

Богатым, бедным — всем законы общие
Я начертал, всем равный дал и скорый суд…
Но я боролся не путём насилия —
Путём закона, правды, права, разума.

Солон стремился к тому, чтобы все граждане были заинтересованы происходящим в государстве и чувствовали ответственность друг за друга. Он принимает новые законы, среди которых самый главный — отмена долгового рабства, так называемое «стряхивание бремени», то есть человека за долги не превращали в раба.

Солон отменил все долги и первый освободил должников, приказав так поступить и другим. Земледельцам были возвращены отобранные за долги участки.

Солон выкупил всех афинян, которые были проданы в рабство в другие государства.

Солон проводит также экономическую реформу и реформу управления государством, согласно которой вся верховная власть в Афинах отдавалась народному собранию. В нём могли принимать участие граждане3, достигшие двадцати лет. В народном собрании обсуждались абсолютно все вопросы. Каждый гражданин мог внести своё предложение, решение принималось путём голосования при поддержке большинства, и уже после этого граждане должны бы­ли его выполнять.

Для подготовки вопросов к народному собранию был создан «совет четырёхсот», аналог правительства, в который путём жеребьёвки имели право быть избранными граждане, достигшие тридцати лет.

Была проведена и судебная реформа: вместо одного судьи вводился народный суд — гелиэя, то есть суд присяжных, члены которого также избирались по жребию.
В «совете четырёхсот» и суде жребий действовал один год, затем всё повторялось. И получалось, что почти каждый гражданин за свою жизнь мог поработать в государственном органе. Соответственно граждане знали законы, и законом же требовалось их выполнять. Таким образом, Солон передал власть народу. Так было положено начало демократии в Афинах.

Реформы Солона продолжил Клисфен. Им были сформулированы три принципа демократии: равенство всех перед законом; равенство в осуществлении гражданских прав; равные возможности выступать в народном собрании, то есть свобода слова.

«Совет четырёхсот» был заменён на «совет пятисот». При Клисфене был введён остракизм — голосование черепками: один раз в год граждан спрашивали, есть ли кто-либо, угрожающий существованию государственного строя. Если голосовали «за», такого изгоняли из Афин на 10 лет (раньше политических противников просто убивали).

Афинская республика по своей классовой сущности была рабовладельческой, по форме правления — демократией лишь для свободных граждан. Всей совокупностью гражданских и политических прав и соответственно выгодами и привилегиями, определяемыми законами государства, пользовались только его равноправные граждане, рождённые от афинянина и афинянки. Из них только жители Афин имели возможность участвовать в государственном управлении, ибо все основные органы власти были сосредоточены в городе. Это была демократия меньшинства. Афинское гражданство давалось с наступления совершеннолетия, то есть с 18-летнего возраста. В течение двух последующих лет гражданин проходил военное обучение, но военнообязанным оставался до 60 лет. С 20 лет он получал право участвовать в работе народного собрания. Женщины к участию в общественной жизни не допускались. Таким образом, фактически демократия существовала в Афинах лишь для свободных граждан.

Сегодня нас не может не удивлять тот факт, что жители древнегреческих полисов были способны на деле ставить общественные интересы выше личных. Расходы на общественные нужды покрывались не только за счёт государства, но и путём привлечения частных средств. В Афинах издавна существовали особые повинности — литургии, налагавшиеся только на богатых людей, которые на свои средства должны были строить военные корабли, устраивать театральные зрелища и т.п. Это считалось весьма почётным. Вследствие такого положения вещей те жители полиса, которые были бедны, могли с лёгкостью существовать за счёт состоятельных граждан общины и принимать участие в работе «совета пятисот» и суда присяжных.

Перикл и Аспазия

Перикл. Римская копия

Перикл. Римская копия

Наивысшего расцвета афинская демократия достигла при Перикле (ок. 494 – 429 гг. до н.э.), которого сначала выбрали одним из десяти стратегов, то есть военных предводителей, а впоследствии он стал величайшим государственным деятелем. Как стратег Перикл славился больше всего своей осторожностью: он не вступал в сражение, если исход его был сомнительным. Перикл сдерживал стремление сограждан
к завоеванию чужих территорий, направляя силы государства на укрепление наличных владений. Он считал очень важным остановить рост могущества Спарты.

Р.Я. Рудзитис в статье «Великие Друзья человечества» так пишет о том времени:

Перикл, имя твоё — символ
Золотого века в истории Эллады!
Ты — достойный удивления Вождь народа Афин.
Образец гармонии ума и уравновешенности характера,
Идеал, изумляющий даже в стране
Классической гармонии.
Твои реформы, Твои победы
И благословенные богами страдания,
Твои возвышенные планы
Нового строительства государства —
Всё достойно восхищения. (…)
Вместе со своей великой соратницей жизни
Аспазией, благородным символом
Женской красоты,
Вместе со своими равными Прометею друзьями
И группой сотрудников
Ты дал высокий расцвет
Культуре и философии.
Как магнит, Ты собрал вокруг себя ценности и силы,
Которые поверх стремительного бега времени
Ещё и сейчас способны вдохновлять
На героические и творческие подвиги4.

Не будем подробно останавливаться на биографии Перикла, скажем только, что он происходил из знатного рода, родился сильным и здоровым, но поразил всех необыкновенными размерами и формой головы, поэтому на портретах его всегда изображали в шлеме. Перикл получил прекрасное образование, его учителем был философ Анаксагор, которого современники прозвали «Разумом» или «Умом», друзьями — Сократ, софист Протагор, скульптор Фидий и другие выда­ющиеся деятели Афин.

Внешне Перикл не отличался особой красотой, но держался с достоинством, его походка была размеренной, одежда лежала правильными складками, речь всегда оставалась спокойной и уравновешенной. В нём сочетались скромность с благородством и величавость с кротостью.

Перикл совсем не стремился к обогащению. От отца он получил богатое имение и сумел организовать управление им наиболее выгодным способом. Это был единственный источник доходов для содержания семьи. В его доме не было роскоши, которая бывает в богатых семьях. Периклу были присущи абсолютная честность, неподкупность, самоограничение в расходах на себя и свою семью, дальновидность. Перикл был образцом для народа.

В то время в Афинах греков нельзя было заставить принять какие-то решения, их можно было только убедить, поэтому большое значение имело ораторское искусство, которое входило в программу обучения. И Перикл достиг совершенства в этом искусстве. Лучший оратор Афин, он не стремился выступать по любому случаю, а лишь тогда, когда решались наиболее важные проблемы. Власть Перикла основывалась на его даре убеждения. Вероятно, за это умение его прозвали Олимпийцем. Рассказывали, что однажды спартанский царь спросил знаменитого борца, кто сильнее — он или Перикл. Тот ответил, что даже если он положит Перикла на обе лопатки, то и тогда тот докажет, что победил, и народ поверит ему.

Плутарх писал, что Перикл начинал готовиться к выступлению в народном собрании за несколько дней, не виделся ни с кем, «настраивал» свою речь, как музыкальный инструмент, и, подходя к трибуне, молил богов, чтобы у него не вырвалось ни одного слова, не подходящего к данному делу.

Итак, что же нового внёс Перикл в афинскую демократию? Во внутренней политике он ставил две цели: укрепить демократию и превратить Афины в культурный центр греческого мира. Во всех делах ему помогала Аспазия. Елена Ивановна Рерих оставила в своих дневниках такую запись: «…дух Аспазии дал многим творцам огненную вибрацию. (…) Именно, дала огненный стиль Периклу и весь стимул творчества. (…) Так и Сократ видел высшее утверждение красоты в огненной Аспазии» (9 октября 1934 г.).

Перикл предложил принять законы, способству­ющие расцвету демократии. Все граждане, работающие в «совете пятисот» и в суде, стали получать определённую плату. Теперь занимать государственные должности смогли все граждане Афин, независимо от их имущественного положения.

Гражданам стали раздавать так называемые театральные деньги для посещения представлений, которых в Афинах давалось немало.

Греки в то время постоянно воевали. Главным противником Афин была Спарта — один из полисов, в котором не было демократии. У Афин был сильный флот, и за счёт этого они могли свободно передвигаться по морям, торговать и захватывать другие территории. Спарта была сильна сухопутной армией, но ей тоже не хватало земли. Это привело к Пелопоннесской войне между Афинами и Спартой, которая длилась с переменным успехом почти 30 лет. Заслуга Перикла и в том, что он подписал мирный договор со Спартой на 30 лет. Уже на смертном одре он говорил, что самой большой своей заслугой считает то, что по его вине ни один афинянин не надел чёрного плаща, то есть не погиб зря.

Аспазия. Римская копия

Аспазия. Римская копия

Перикл был женат, имел детей. В то время женщины в Греции были заняты только домашним хозяйством и детьми. И потому, когда в Афинах появилась независимая, свободомыслящая женщина, это произвело фурор! Кто она и откуда — историки до сих пор расходятся во мнениях. Известно лишь, что она дочь Аксиоха из Милета, человека выдающегося ума, родилась в 76-ю Олимпиаду, то есть около 475 г. до н.э. Если верить поэтам, в детстве её похитили и увезли в Мегару или Коринф, где она росла в качестве невольницы. Однако, благодаря красоте и уму, на неё обратил внимание богатый покровитель, выкупил её и дал ей прекрасное образование. Звали её Аспазия. Она открыла салон — школу риторики для дочерей и жён из знатных семей, в которой обучала их красноречию.

«Немецкий историк Курц пишет о ней: “Это была возвышенная, одарённая натура, наделённая глубоким пониманием всего прекрасного, необыкновенно счастливо и гармонично развитая. Первый раз афиняне увидели все ценности культуры эллинов, объединённые в женщине, и с изумлением смотрели на это чудесное явление”»5. Все древние историки единодушны в том, что возвышением своим Аспазия обязана сочетанию редкого ума, образованности и обаяния. Очень быстро её дом превращается в собрание самых просвещённых граждан Афин. На удивление всех, там обсуждаются философские вопросы, ведутся научные дискуссии. Она была душой кружка, объединяющего философов, поэтов, художников, ораторов — тех, кто составлял духовную элиту Афин. Благодаря Аспазии на женщину перестали смотреть как на служанку, существо низшего сорта, пробуждался интерес к её внутреннему миру. Поэзия, в которой издавна звучали ноты, унижающие женщину, теперь всё чаще воспевает её человеческие достоинства. Молодой Сократ называл Аспазию своим учителем, и он же познакомил с ней Перикла. Эта встреча соединила двух неординарных личностей. Перикл развёлся с женой с её согласия и, заботясь о её будущем, дал ей приданое и вновь выдал замуж, оставив при себе двоих детей, а в 450 г. до н.э. женился на Аспазии. Теперь дом Перикла становится центром, где в кругу самых просвещённых и талантливых умов Греции того времени рождались новые государственные идеи и широкие общественные замыслы. Воплощённые в жизнь, они создали одну из самых замечательных эпох в истории человечества, которая многие века вдохновляла его своей красотой и величием. И нередко к Периклу приходили мужья, не стыдясь брать с собой жён. Впервые в истории античной Греции философы выслушивали советы женщины и следовали им. Аспазия была не только прекрасно образованной, но высокодуховной и прозревающей личностью. Именно благодаря ей Перикл смог полнее развить и углубить свои дарования. Её ум был настолько необычен для женщины той эпохи, настолько глубок и окутан светом какого-то иного мира, что многие не только восхищались, но и терялись перед её естественным величием, величием сердца и духа.

Плутарх писал: «…каким великим искусством или силой она обладала, если подчинила себе занимавших первое место государственных деятелей, и даже философы говорили о ней как о женщине незаурядной»6.

Аспазия сопровождала Перикла даже в военных походах. Более того, Перикл допустил её к принятию политических решений. Она помогала ему в подготовке его публичных выступлений. В то время речей не записывали, поэтому от красноречия Перикла сохранились только постановления, принятые на основе его речей.

Закон Афин не допускал брака с иностранкой, и сына Аспазии, Перикла-младшего, долгое время считали незаконнорождённым. Только после смерти обоих сыновей Перикла от первого брака Перикла-младшего признали его наследником.

Союз Перикла с Аспазией был предметом насмешек и оскорблений со стороны его политических врагов. Они считали Аспазию виновницей разгоревшейся Пелопоннесской войны между Спартой и Афинами. Войны ждали давно, но теперь начали искать винов­ных. Гнев обрушился на Перикла. Говорили, что война затеяна им в угоду Аспазии. Нападали и на его друзей. Анаксагор был изгнан, Фидий брошен в темницу, против Аспазии возбудили судебный процесс по обвинению в нечестии, но всё-таки оправдали благодаря защите Перикла. Самого Перикла обвинили в том, что он якобы растратил государственные деньги, а в 430 г. до н.э. его не выбрали стратегом, впрочем быстро одумались, так как не нашли достойных полководцев. Война ещё продолжалась, когда на Афины обрушилось новое несчастье — чума, угрожавшая уничтожить весь город. Ряды друзей Перикла редели. От чумы умерли сестра и оба сына Перикла от первого брака.

Перикл и Аспазия прожили вместе 20 лет, но события последних лет подорвали здоровье Перикла, и во время чумы в 429 г. до н.э. он заболел и умер.

Перикл-младший был хорошим стратегом, карьера его была успешной, при его содействии был разгромлен пелопоннесский флот, за что он получил награду, но затем был предан суду за то, что остались непогребёнными погибшие воины и не получили помощи матросы на кораблях, разбросанных бурей. Суд приговорил его к смертной казни. Однако сам Перикл-отец до этого не дожил. Без него Афинский полис резко ослабел, и Афинский союз, противником которого был союз Пелопоннесский, распался.

Аспазия вторично вышла замуж, её мужем стал достойный человек, который погиб спустя полтора года. Аспазия была вынуждена уехать из Афин и дальнейшая её судьба остаётся неизвестной, как и дата её смерти.

Перикл не только проявил себя как мудрый политик, но и запечатлел своё имя в веках, поскольку именно он явился вдохновителем создания великолепного памятника античной архитектуры — Парфенона, даже руины которого, сохранившиеся по сей день, вызывают восхищение.

Парфенон. Реконструкция

Парфенон. Реконструкция

Парфенон стал символом величия Афин, в его строительстве принимал участие весь народ. Расходы на строительство Парфенона были огромны. Враги Перикла обвинили его в расточительстве и бесполезной трате государственных средств. Тогда Перикл в собрании предложил народу вопрос, находит ли он, что издержано много. Ответ был, что очень много. И тогда Перикл предложил отнести все издержки по строительству Парфенона на его счёт, но при этом на здании Парфенона он напишет своё имя. После этих слов Перикла народ, не то восхищённый величием его духа, не то не желая уступать ему славу таких построек, закричал, чтобы он все издержки относил на общественный счёт и тратил, ничего не жалея.

Воспользовавшись перемирием со Спартой, Перикл начал осуществлять свои культурные и строительные замыслы, инициируя сооружение необыкновенных по красоте храмов, алтарей, скульптур. Именно это считается многими исследователями главной заслугой Перикла. Он мечтал сделать Афины самым красивым городом Эллады. Были приглашены лучшие зодчие со всей Греции. Возглавил это строи­тельство выда­ющийся мастер, скульптор Фидий (490 – 430 гг. до н.э.).

Фидий

ФИДИЙ. Гравюра. XVII в.

ФИДИЙ. Гравюра. XVII в.

Несмотря на множество сведений о творчестве Фидия у античных и средневековых авторов, достаточной и точной информации о его жизни нет. Впрочем, на основании произведений Фидия можно относить расцвет его творчества к периоду между 470 и 430 годами до н.э. Фидий был сыном афинянина Хармида и родственником живописца Панена. Свою жизнь Фидий посвятил скульптуре и после обучения у скульптора Гегия из Аргоса приобрёл замечательные технические навыки. Фидий работал с деревом, мрамором, золотом, слоновой костью, бронзой. Отмечалось, что Фидий сделал для классического искусства столько, сколько Перикл для афинской демократии. Это была личность, гениальность которой оставила неизгладимую печать на всей эпохе.

Родился Фидий в Афинах. Его детство и юность прошли в годы греко-персидской войны. Работал в разных местах Греции, но большая часть его жизни связана с Афинами. Трудно даже установить время создания некоторых его работ. Почти всю свою жизнь он посвятил созданию памятников, прославляющих родину и её героев.

За время войн Афины были сильно разрушены, центральный комплекс — Акрополь7, застроенный до войны культовыми сооружениями, лежал в развалинах, для разбора которых потребовалось несколько лет. Одним из первых памятников, воздвигнутых на Акрополе, была бронзовая статуя Аполлона работы Фидия. Заметим, что оригинал статуи, как и все работы Фидия, погиб, но мы можем всё же составить представление о произведениях мастера по древнеримским копиям I – II вв. н.э.

Судя по мраморной копии, Фидий изобразил Аполлона в виде атлетически сильного, тренированного юноши, строгого и сдержанного, уверенного в себе. Черты его лица характерны для греческого классического искусства: продолговатый овал лица, прямая линия лба и носа, чётко прорисованные глаза, ровная дуга бровей. Этот обобщённый, идеально прекрасный тип получил в творениях Фидия и особую гармоничность, и жизненную убедительность. Скульптор, в совершенстве владея пластической анатомией, сумел в спокойной, как будто неподвижно стоящей фигуре мастерски передать скрытую жизненную энергию.

Фидием были изваяны статуи Афины для острова Лемноса (Афина Лемния, которая, по словам античных литераторов, превосходила красотой Афину Промахос из Акрополя) и для города Паллены, от которой не сохранилось даже копии; статуя так называемого Аполлона Парнопия, то есть изгоняющего саранчу; статуя поэта Анакреонта, копия которой находится в Копенгагенском музее; несколько фигур богини Афродиты; статуя амазонки для знаменитого храма Артемиды Эфесской, изготовленная в состязании со скульпторами Поликлетом, Кресилом и Фрадмоном; множество статуй героев Аттики и многое другое.

Эти работы создали Фидию репутацию первоклассного мастера, и Перикл, близким другом и соратником которого впоследствии стал скульп­тор, поручил ему большой государственный заказ — изваять для Акрополя колоссальную статую богини Афины, покровительницы города. И в 450 г. до н.э. на площади Акрополя была установлена девятиметровая величественная бронзовая скульптура. Это была Афина Промахос, то есть воительница, в длинном пеплосе, в шлеме, со щитом в левой руке и копьём в правой. Она стояла как грозный и бдительный часовой, охра­няя спокойствие и безопасность государства.

С 448 года до н.э. начинается период самых замечательных художественных достижений Фидия, поскольку тогда Перикл пригласил его принять участие в разработке и осуществлении великих планов по художественному украшению афинского Акрополя и в особенности храма богини Афины Парфенос — Парфенона, который стал самым значительным сооружением, построенным в ту эпоху. Общий замысел всего архитектурного ансамбля Акрополя принадлежал Фидию.

Храм стал вершиной греческого искусства и одним из величайших памятников зодчества. Архитекторами его были Иктин и Калликрат. Этот неподражаемый шедевр архитектуры, который дополнял прекрасный скульптурный декор, созданный Фидием, его учениками и помощниками, несомненно, является творением вдохновения и таланта самого Фидия.

Фидием и его учениками были изготовлены превосходные скульп­турные работы, украшавшие Парфенон: мраморный фриз, расположенные по четырём сторонам храма 92 метопы8, два фронтона.

Всадники. Фриз Парфенона. V в. до н.э.

Всадники. Фриз Парфенона. V в. до н.э.

Фриз Парфенона был посвящён празднику Больших Панафиней, который проводился в Афинах каждые 4 года в честь покровительницы города — богини Афины. Фриз представляет собой непрерывную многофигурную 160-метровую барель­ефную мраморную ленту высотой 1 м, на которой изображены 350 человек и 250 животных в различных ракурсах. В начале фриза показано состязание всадников, затем идут предназначенные на заклание животные, их сменяет шествие нарядно одетых людей, несущих к Парфенону праздничное одеяние Афине — пеплос, сотканный афинскими девушками. В конце шествия, в торцевой части фриза, изображено пиршество 12 богов Олимпа.

Работа над фронтонами длилась 5 лет. На восточном фронтоне находилась скульптурная композиция, изображавшая рождение Паллады, на западном — представлявшая её спор с Посейдоном о том, кому из них должно принадлежать покровительство над Аттикой.

До наших дней на территории Акрополя сохранились остатки колонн храма. Немногочисленные фрагменты метоп, фриза и фронтонов хранятся в различных музеях мира.

Торжественное шествие в Парфеноне в честь богини Афины. Иллюстрация в книге А.М. Вулфсона «Античная цивилизация» (1916)

Торжественное шествие в Парфеноне в честь богини Афины. Иллюстрация в книге А.М. Вулфсона «Античная цивилизация» (1916)

Однако наиболее уникальным шедевром из всего, что находилось на Акрополе, была статуя Афины Парфенос. Высота статуи составляла 12 м, она находилась внутри храма, среди богатейшего декора. Основа статуи была деревянная, лицо и обнажённые части тела покрыты пластинками слоновой кости, волосы, одежда и оружие богини выполнены из золота (такая техника называется «хрисоэлефантинной»).

Самым знаменитым творением Фидия считается статуя Зевса в Олимпии: это была огромная статуя, изображавшая Зевса, восседавшего на роскошном золотом троне, украшенном драгоценными камнями и многочисленными скульптурными изображениями. В правой руке он держал изваяние Ники высотой в человеческий рост, в левой — золотой скипетр с сидящим на нём орлом. Высота статуи вместе с постаментом составляла 17 м, голова Зевса почти касалась потолка, и казалось, если бы бог поднялся, то пробил бы потолок головой. На лице Зевса Фидий не изобразил ни гнева, ни суровости. Кроткое и доброе, оно словно воплощало в себе идею мудрости и добра.

Рассказывают, что, когда Фидия спросили, какой образ вдохновлял его во время работы над статуей Зевса, он ответил, что руководствовался описанием бога в «Илиаде» Гомера:

Молвил и сдвинул Кронид в знак согласия тёмные брови,
И, ниспадая, встряхнулись нетленные кудри владыки
Вокруг бессмертной главы — и великий Олимп содрогнулся.

«Поэт Филипп, увлечённый совершенством образа бога, созданного Фидием, превозносит его такими стихами:

“Или же сам Зевс, сошедший с небес,
тебе открылся, Фидий,
Или, чтобы созерцать бога, на Олимп
поднялся ты?”»9.

Согласно легенде, Фидий, закончив работу, подошёл к Зевсу и спросил: «Ты доволен, Зевс?» В ответ раздался удар грома, и чёрный мраморный пол у ног статуи треснул. Это грозный Зевс дал понять, что он доволен своим изоб­ражением.

Зевс в храме олимпии. Фронтиспис в книге А.-К. Катрмер-де-Кенси «Юпитер олимпиец» (1815)

Зевс в храме олимпии. Фронтиспис в книге А.-К. Катрмер-де-Кенси «Юпитер олимпиец» (1815)

Статуя Зевса Олимпийского считается одним из семи чудес света и единственным чудом света на европейском материке. Считалось, что каждый эллин должен хотя бы один раз в жизни увидеть эту скульп­туру, чтобы не считать свою жизнь прожитой зря.

Цицерон писал о Фидии: «Когда он создавал Афину и Зевса — перед ним не было земного оригинала, которым он мог воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и был воплощён им в материи. Недаром говорят о Фидии, что он творил в порыве вдохновения, которое возносит дух надо всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух — этот “небесный гость”, по выражению Платона»10.

О судьбе великого изваяния существуют разные мнения: по одним — в 394 г. н.э. вместе с храмом была уничтожена и статуя по эдикту Теодориха (451 – 526 гг.), короля остготов, покорившего Италию и повелевшего разрушить все свидетельства языческой веры. По другим — византийские императоры перевезли статую со всеми предосторожностями в Константинополь. Хотя они и были христианами, ни у кого не поднялась рука на Зевса. Даже христианские фанатики, враги языческой красоты, не посмели разрушить статую. Византийские императоры на первых порах позволяли себе ценить высокое искусство. Но, к глубокому удовлетворению христианских проповедников, бог покарал своего языческого соперника, наказав тем самым императоров, сошедших с праведного пути. В V в. н.э., примерно в 475 г., дворец императора Феодосия II сгорел. Деревянный колосс стал добычей огня: лишь несколько обугленных костяных пластинок да блёстки расплавленного золота остались от творения Фидия.

Когда от памятника не остаётся и следа, появляется соблазн приписать его существование человеческому воображению. Подобная участь не миновала и статую Зевса, тем более что копий её не сохранилось.

Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и была именно такой, как описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства её создания.

Уже в наше время была сделана попытка найти мастерскую Фидия. Создание такой статуи требовало многих лет работы, и поэтому Фидию и его многочисленным помощникам необходимо было солидное помещение. Статуя Зевса — не мраморная глыба, которую можно оставить на зиму под открытым небом.

Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. Обследовав его, они убедились, что именно здесь располагалась мастерская — каменное сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нём, в частности, нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного «цеха». Но самые интересные находки сделаны по соседству с мастерской — в яме, куда в течение многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй. Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди — в общем, полное и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий изготовил статую Зевса, причём именно такую, как описывали древние. И в довершение всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко кувшина, на котором были выцарапаны слова: «Принадлежу Фидию».

Однако ещё до завершения работ в Парфеноне Фидий оказался жертвой своей дружбы с Периклом, которого пытались сместить постоянно усиливавшие­ся противники.

В одной из книг Учения Живой Этики читаем: «Был день, когда глашатай от имени старейшин оповещал афинян, чтобы под страхом изгнания никто не смел произносить имён Перикла, Анаксагора, Аспазии, Фидия и друзей их. Чернь, наученная старейшинами, требовала уничтожения Зевса Олимпийского, крича, что это изваяние напоминает им ненавистного Фидия»11.

Противники Перикла поначалу обвинили Фидия в том, что он припрятал для себя часть золота, которое доверило ему государство. Однако Фидий, словно предвидя подобное развитие событий, сделал золотые детали статуи Афины Парфенос съёмными. Он снял золотые детали со статуи и взвесил их в присутствии обвинителей, доказав свою невиновность. Чуть позже Фидия обвинили в богохульстве, поскольку он якобы изобразил на рельефах щита Афины своего друга Перикла и самого себя. На этот раз Фидия удалось осудить и заключить в тюрьму, где он и умер. Есть версия, что Фидия отравили.

Искусство Фидия — это искусство высокой классики, возвышенное, спокойное, прекрасное. Не случайно Фидия называют Гомером эпического века скульптуры.

Фидий считается основоположником европейского искусства и одним из самых лучших представителей классической скульп­туры. Именно он стал первым использовать правило золотого сечения, которое в его честь стали обозначать греческой буквой φ. Большинство из известных древнегреческих скульпторов считаются учениками Фидия.

Римский писатель Квинтилиан утверждал, «что Фидий лучше представлял богов, нежели людей. Работа его из слоновой кости выше всякого подражания; хотя бы не было иного доказательства его искусству, кроме Минервы в Афинах или Олимпийского в Элиде Юпитера, красота коего ещё более усугубляла, кажется, тогдашнее благоговение народов; толико-то величие произведения равнялось с величием сего бога».

Он умел одухотворить всё, всё наделить жизненной силой и воспламенить искрой своего великого гения. Фидий подчинял себе любой материал. И в мраморе, и в бронзе, и в гигантских деревянных фигурах, выложенных золотом, самоцветами и слоновой костью, он умел найти и открыть человека.

Велик он и сейчас, и слава его никогда не померкнет, и его статуи живут! Оратор Демосфен утверждал: «Они так хороши и так многочисленны, что ни для кого из следующих поколений не осталось возможности их превзойти». И в маленьких изваяниях, и в грандиозных творениях был пламень жизни, и искры этого пламени долетели и до нашего времени.

В книге «Надземное» говорится: «Знаем имена Перикла, Анаксагора, Аспазии и Фидия, но не знаем судей, их осудивших. Мы помним изваяния Фидия, но не знаем покушавшихся на них. Будем думать, что этот позор человечества произошёл в последний раз, но такая дума будет лишь мечтой»12.

Закончим статью словами из Записей Б.Н. Абрамова, посвящёнными величайшим творцам Эллады, которые намного опередили своё время: «Высокая культура Древней Греции, кратко блеснув на небе античного мира, исчезла с него, чтобы когда-то и где-то снова блеснуть светом новых нахождений среди новых народов Земли»13.

 ***

Список литературы

1. Арский Ф. Перикл. М.: Молодая гвардия, 1971. (Серия ЖЗЛ).

2. Гомер. Илиада. М., 1896. Перевод Н.М. Минского.

3. Древнегреческая цивилизация как колыбель демократии. https://newsps.livejournal.com/391052.html

4. Квинтилиан Марк Фабий. Риторические наставления: в 12 кн. Часть II. СПб., 1834.

5. Культура классической Греции. Лекции по истории. https://studref.com/382111/kulturologiya/kultura_klassicheskoy_gretsii

6. Русская историческая библиотека. Реформы Солона. http://rushist.com/index.php/greece-rome/1891-reformy-solona

7. Фидий. https://hist-etnol.livejournal.com/2253905.html

8. Фидий. Великие скульпторы. http://worldartdalia.blogspot.ru/2012/06/blog-post_7919.html

9. Фидий: альбом / Вступ. ст. А.П. Чубовой. М.; Л.: Изобразительное искусство, 1962. (Серия «Мастера мирового искусства»).



1 Надземное. 165.

2 Архонт — высшее должностное лицо, верховный правитель.

3 Гражданами Афин считались только мужчины, рождённые от афинян; женщины, иноземцы и рабы не признавались гражданами.

4 Мир Огненный. 1997. № 2 (13). С. 40 – 41.

5 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 4. Новосибирск, 2011. С. 170.

6 Плутарх. Избранные жизнеописания. Т. 1. М., 1987. С. 306.

7 Акрополь («верхний город») — холм, видный из любой точки города.

8 Метопы — прямоугольные промежутки между выходящими на фасад здания торцами балок перекрытия.

9 Рудзитис Р.Я. Аспазия Милетская и Перикл // Мир Огненный. 1998. № 1 (16). С. 45.

10 Цит. по: Гнедич П.П. История искусств: Живопись. Скульптура. Архитектура. М., 2002. С. 79.

11 Надземное. 196.

12 Надземное. 196.

13 Грани Агни Йоги. 1953 (I). 91.

 Источник:  Журнал “Восход” № 7 (291), Июль, 2018

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий