Главная » патриотизм » Патриотизм в России – это …

2 023 просмотров

pytinpatrjtzm

Патриотизм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) –
нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине
и готовность пожертвовать своими интересами ради неё  (ВикипедиЯ)

 Путин: патриотизм – “это и есть национальная идея”

Владимир Путин во время встречи с Клубом лидеров© Михаил Метцель/ТАСС

Владимир Путин во время встречи с Клубом лидеров© Михаил Метцель/ТАСС

НОВО-ОГАРЕВО, 3 февраля 2016 г. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин убежден, что в РФ не может быть никакой иной объединяющей идеи, кроме патриотизма; “это и есть национальная идея”. Об этом он заявил в ходе встречи с предпринимателями, входящими в Клуб лидеров.

“Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех”

“У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма”, – заявил глава государства.

Он отметил, что и бизнес, и чиновники, и вообще все граждане работают для того, чтобы страна становилась сильнее.

“Потому что, если так будет, каждый гражданин будет жить лучше, – сказал Путин. – И достаток будет больше, и комфортнее будет и т.д. Это и есть национальная идея”.

Он подчеркнул, что эта идея не идеологизирована, не связана с работой партии или какой-то общественной структуры.

“Это связано с объединяющим началом – если мы хотим жить лучше, то нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной, и чиновничество, и госаппарат должны быть более эффективными”, – добавил он, подчеркнув, что страна – это люди.

По мнению президента, для внедрения национальной идеи недостаточно, чтобы президент или еще кто-либо об этом один раз сказал. “Для этого нужно сознание и постоянно об этом нужно говорить, на всех уровнях, постоянно”, – заключил он.

Источник:  ТАСС

***

 ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ ДАЛ ИНТЕРВЬЮ ГАЗЕТЕ «ТРУД»

2603-7Москва, 3 ноября 2005 г.

– Ваше Святейшество, новый праздник, который будет отмечаться в этом году в первый раз, для многих еще не привычен, а у кого-то вызывает вопросы и сомнения. Так ли актуальны и близки для нас дела почти четырехвековой давности? Уместно ли вообще столь широко вспоминать давние международные проблемы, ведь, празднуя победу над поляками, мы как бы противопоставляем друг другу два народа? Что же все-таки означает для нас, сегодняшних, обращение к тому историческому событию?

– В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их существовании. О существовании даже не как государства, а как самостоятельной нации.

У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века, которое вошло в нашу историю под названием Смутного времени. Я думаю, что те, кто высказывают какие-то сомнения относительно уместности нового праздника, недостаточно осознают смысл произошедшего тогда на Руси.

Дело в том, что Смутное время вовсе не сводится к польской интервенции. Это было время, когда расшатались устои государственной и национальной жизни. Когда череда бедствий – жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы – совпала с полным расстройством управления. Когда Русь пришла в состояние не только крайней нищеты и раздробленности, но и полной криминализации – бесчисленные разбойничьи шайки практически захватили тогда всю территорию. Конечно, все это происходило не само по себе, одна проблема влекла за собой другую. Так, из-за бушевавшего повсеместно голода помещики выгоняли холопов, чтобы их не кормить, а те сбивались в шайки и начинали добывать пропитание разбоем. Природные катаклизмы оборачивались экономическими, за ними шли социальные, политические, которые усугубляли друг друга. Как говорят в народе, беда не приходит одна.

И этот страшный период длился годами. Разрасталась настоящая национальная катастрофа. И, наверное, у многих современников тогда уже не было никакой надежды на возрождение. Разрушительные процессы казались необратимыми. Не удавалось разглядеть, выражаясь современным языком, никаких точек роста. Трудно было даже представить, что такое разложившееся общество сможет не то что дать отпор интервенции, но просто сохраниться, встать на ноги, если бы даже и не было никакой внешней угрозы.

И тем не менее нашлись здоровые силы – и в простом народе, и среди правящей элиты. Мы помним их предводителей Кузьму Минина и князя Димитрия Пожарского, они объединились, спасли, сохранили страну, сделали возможным ее будущее возрождение. Ведь уже к середине XVII века Русь снова была сильной державой, причем не только в военном, политическом, экономическом отношениях. Вернулось национальное самосознание. Укрепились духовные, патриотические начала.

Именно поэтому мы празднуем эту дату как день сохранения и спасения не только русского государства, но и русского народа – его бы просто не было, если бы Смутное время не удалось преодолеть. Мне кажется уместным такое сравнение: человек, который очень долго болел, был на грани смерти, но выздоровел, празднует это как свое второе рождение, как спасение. Это и есть, по сути, праздник спасения нашей страны. Причем не от интервенции польской, а от внутреннего разложения.

– Но есть и другая логика. Некоторые противники нового праздника как раз хорошо понимают, что именно тогда произошло, за счет чего спаслась страна, но, по их мнению, сейчас совсем другое время и все это уже “не работает”. Не нужен патриотизм, потому что дело идет к смешению наций, к глобализму, не нужна ставка на государственность и державность, поскольку идет размывание национальных устоев, уничтожение границ. Так ли это?

– Я глубоко убежден, что глобализация экономики не должна сопровождаться глобализацией и размыванием национально-культурного характера. Потому что глобализация в национально-культурном отношении может означать только господство массовой, безликой культуры. Ведь в культуре, в истории, в национальном характере всегда важно не общее, усредненное, а – особенное. Русская литература – особенная, французское кино – особенное, итальянская живопись – особенная. И как раз это особенное составляет культурную сокровищницу человечества. Мировая культура – это вовсе не блокбастеры, которые смотрят миллиарды людей и которые дают миллиарды долларов кассового сбора. Сокровища мировой культуры – это то самое особенное.

Так же, как и сокровища науки. Если мы говорим, например, о немецкой философии, то, несомненно, что любовь немцев к философии была во многом спродуцирована национальными культурой, образом жизни, характером. Именно поэтому Германия дала миру и Канта, и Гегеля, и Шеллинга.

В жизни каждого народа есть свои устои и традиции. И смешение этих традиций, их нивелирование настолько обеднит человечество, что никакая экономическая выгода не может служить оправданием. Я думаю, что снятие барьеров на границах, взаимное доверие в области безопасности, совместная борьба против терроризма, наркомании и других вызовов XXI века – все эти очень важные для человеческого сообщества объединения на самом деле, автоматически не влекут за собой смешения наций, культур и традиций. Если, конечно, мы рассматриваем человека не как рабочую силу, а как личность – подобие Божие.

А личность обладает особым характером. Именно в этом ценность человека, а не только в том, что он может производить какие-то операции, что он является участником экономических и политических процессов.

У него есть другая жизнь.

То же самое – нация. Это не только добавление к природным ресурсам, к технологиям или еще к чему-то. Это не просто население. Нация обладает своими устоями, своим образом, характером. Их надо обязательно сохранить, потому что именно эти различия и особенности составляют всю полноту человечества. А полнота никак не означает нивелирования – она противостоит ему.

Вот почему праздник сохранения нашей самостоятельности и нашей самобытности не противоречит процессам, идущим в экономике или в политике. Это – праздник самобытности русского народа, который даже в самые критические моменты способен находить силы для своего возрождения.

– То есть патриотизм сегодня актуален? И неправы те, кто спешит зачислить его в исторические раритеты, считая, что в демократических обществах – совсем другая система ценностей?

Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом – это не только комфорт, это еще и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А “человек мира” это то же самое, что бездомный человек.

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушел из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

По глубокому моему убеждению, патриотизм совершенно не противоречит демократии. Наоборот, человек, думающий о своей стране, о будущем своего народа, о том, как лучше построить жизнь соотечественников, такой человек, как правило, активно участвует в общественной жизни, и, прежде всего, через демократические процессы. Только настоящему патриоту важно, насколько хорошо будут жить не только он сам, но его страна, народ. Ему важны результаты демократических процессов в стране. А человеку, лишенному чувства патриотизма, все равно – он решает исключительно свои проблемы, и может решать их здесь, может – там.

Надо сказать, что в христианстве всегда было приоритетом чувство братской любви и братской поддержки. Недаром апостол Павел говорит: “Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других” (Флп. II, 4).

Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

И здесь еще одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся.

То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением.

Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.

– Преодоление Смуты для России – всегда актуальный урок. Можно ли расценивать обращение к тем историческим событиям как источник оптимизма, надежд на подлинное возрождение государства, духовности, народного самосознания? Какие предостережения можно извлечь из этих исторических уроков? Где сегодня таятся главные угрозы для нашего будущего?

– Если вспоминать те события, то становится очевидно: главной бедой того времени была утрата нравственных и религиозных устоев. Начало Смуты можно определить одним словом – предательство. Ради своих шкурных интересов существовавшие тогда боярские группировки, сегодня их можно назвать элитой, готовы были на любое предательство, на признание любой лжи. Ведь вспомните, что происходило, когда Лже-Дмитрий уже приближался к Москве. Армии, целые боярские роды переходили на его сторону, признавали его законным наследником. Тогда было странное смешение в умах, когда одновременно обвиняли Годунова в убийстве Дмитрия и признавали Дмитрием самозванца. И может быть самым страшным был эпизод, когда Самозванец вошел в Москву, а все бояре, дьяки, в том числе и дьяк Щелкалов, который проводил расследование убийства, признали его царевичем Дмитрием Ивановичем. Даже мать убитого отрока, и та признала его своим сыном. И вот в этот момент только патриарх Иов, обычно изображаемый человеком слабым, только он, которого избивали в Успенском соборе, оплевывали, изгнали, только он не уставал повторять: не царевич Дмитрий это, а вор и расстрига Гришка Отрепьев. Его не слушали. Но очень важно, что в этот момент, как и на протяжении всей Смуты, Русская Церковь неустанно свидетельствовала об истине. И ни патриарх Иов, человек мягкий, ни твердый, как кремень, патриарх Гермоген не были сломлены.

Я думаю, что сегодня тоже очень важно, чтобы во всех непростых перипетиях современной жизни мы бы сохраняли верность истине. Ведь именно позиция Церкви, ее твердость в отстаивании истины и ценностей Православия помогли тогда русскому народу возродиться. И я считаю одной из главных сегодняшних задач Русской Церкви – хранение безусловной истины. Особенно в век смешения понятий добра и зла, истинности и лжи Церковь должна сохранить истину, сохранить не только для себя, а для всего народа. И учить народ тому, что такое добро и зло, что такое правда и ложь, что такое любовь – вот этим основным понятиям человеческого существования, которые не должны раствориться в глобализованном мире. Эти истины дают подход к человеку как к Божьему дару, как к личности и не позволяют превращать человека в часть какой-то всемирной технологии. Человек ценен сам по себе. И его ценность не только в том, что он умеет делать, а в том, что он думает, в его чувствах, в его любви к Богу, в его взаимоотношениях с Богом. Ведь когда Господь призовет тебя на Страшный суд, он не спросит: сколько ты заработал, и даже не спросит: где ты учился и сколько ты знаешь. Он спросит о другом: как ты помог ближнему, когда ты проявил милосердие, был ли ты честен, добр, благочестив. Вот – вопросы Страшного суда. И человек, который почти целиком поглощен сегодняшними проблемами, должен сохранять в себе чувство своей ответственности перед Богом. И это чувство позволит ему сохранить себя как человека. Об этом тоже стоит задуматься, когда мы вспоминаем, казалось бы, давние события, размышляем об их уроках.

А в канун Дня народного единства мне хотелось бы пожелать всем читателям газеты “Труд” любви, благополучия и здоровья! Благословение Божие пусть пребывает с вами во всех ваших делах, направленных на процветание нашего народа, возрождение нашей Родины, достижения мира и доброго согласия всех людей и народов!

Беседовал Валерий Коновалов,

3 ноября 2005 г.

Источник:  Православие.Ru

***

Православие и патриотизм – духовная основа суворовской «Науки побеждать»

 Доклад генерал-майора А.В.Черкасова на III Молодежных суворовских чтениях

26.04.2012

2603-6Начало всего, что происходит в нашей жизни – в истории. Настоящего и будущего не бывает без прошлого. С первого дня своей жизни мы опираемся на традиции и обычаи, которые в сложились в семье. Помним (правда, не всегда) слова и наставления деда, отца, бабушки, мамы, старших братьев и сестер. Мы укоренены в своей семье, земле, в истории своего Отечества, делах и подвигах его Героев.

История России, как большая Императорская Корона буквально усыпана блистательными именами. И среди них, бриллиантом кристальной чистоты и первой величины является имя Александра Васильевича Суворова. Многие историки называют Александра Македонского, Цезаря, Ганнибала, Наполеона военными гениями. Не буду спорить, но скажу, что великий сын России Суворов больше чем гений. Он воплощение России, сосредоточие всех её духовно-нравственных ценностей и смыслов русской православной цивилизации.

Личность Суворова многогранна, его таланты многочисленны, мысли драгоценны, а свершения велики. В своем докладе я хочу сказать о трех главных причинах, которые, по моему мнению, лежат в основе появления и возрастания как уникальных личных качеств и свойств Суворова, так и в основе его непревзойденной «Науки побеждать».

Первая и основанная причина, – это полнота, чистота и глубина его Православной Веры. Вся жизнь Суворова была образцом православной христианской нравственности, милосердия, целомудрия и простоты. Суворов был не формальным, а настоящим членом Христовой Церкви. Он жил и поступал по её законам, по Божиим Заповедям, молился и уповал на Божий Промысел, и Господь, Пресвятая Богородица не оставляли его своей милостью, хранили, вели его и многократно спасали от неминуемой смерти.

Все приказы и наставления Суворова проникнуты глубокой Верой: «Бог нас водит, Он нам Генерал», «…Помилуй Бог! Мы русские, — Богу помолимся: Он нам и помощник». Наставляя подчиненных офицеров и генералов Суворов, подчеркивал, «безверное войско учить, что железо перегорелое точить», и требовал: «Дух укрепляй в ВЕРЕ ОТЕЧЕСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ».

Составленная Суворовым тетрадь «капральских бесед» начиналась словами: «Молись БОГУ: от НЕГО победа!», затем следовал текст обязательной молитвы: «ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, спаси нас! СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЧЕ, моли БОГА о нас!» и далее шло суворовское поучение, ясное и четкое как приказ: «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!» .

В трудные минуты сражений Суворов обращался с молитвами к Богу и Пресвятой Богородице. Завершая сражения очередной победой, он всегда устраивал благодарственное Богослужение. Как православный человек Суворов требовал милосердного отношения к побежденным, пленным и раненым солдатам врага. В его приказах читаем: « Грех напрасно убивать! Они такие же люди!», «С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства». При обнаружении мародерства Суворов принимал строгие меры: «Помилуй Бог, солдат не разбойник, … Обывателя не обижай!».

Суворов был одним из самых образованных и просвещенных людей своей эпохи. Современники называли его «учёнейшей академией».

Но дело не только его глубочайших знаниях, а прежде всего в том, что он соединял свои знания и дела с Верой, жил по евангельскому принципу «возлюби ближнего своего как самого себя», в каждом солдате он видел ближнего своего и любил его.

Незадолго до смерти он сказал художнику Миллеру, присланному курфюрстом Саксонским для написания его портрета: «Ваша кисть изобразит черты лица моего: они видимы, но внутренний человек во мне скрыт. Я должен сказать Вам, что я лил кровь ручьями. Трепещу, но люблю ближнего моего, в жизнь мою никого не сделал я несчастным, не подписал, ни одного смертного приговора, не раздавил моей рукой, ни одного насекомого» .

Солдат «не простой механизм, артикулом предусмотренный, а человек», повторял Суворов, борясь против насаждения в русской армии прусской муштры. Чем ровнее шаг, тем больше шансов на победу, считали её сторонники, а Суворов утверждал, «каждый солдат должен знать свой маневр».

Европейская военная система того времени видела в солдатах бездушных манекенов-автоматов. Господствовало мнение, что солдат должен не рассуждать, а бояться палки капрала больше пули неприятеля, главным средством воспитания были шпицрутены, а Суворов больше всего ценил в солдате его человеческое достоинство, ненавидел слепое подчинение, ответы «не могу знать» и утверждал, что «с солдатом без головы, никакой баталии выиграть нельзя». Как писал Денис Давыдов, герой Отечественной войны 1812 года, А. В. Суворов «положил руку на сердце русского солдата и изучал его биение» . Именно поэтому солдаты, офицеры, генералы были готовы отдать жизнь за Суворова, умереть, но выполнить любой его приказ. Он любил их – они любили его.

Суворов имел право сказать и сказал по поводу подражания императора Павла военной системе Фридриха Великого: «Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять…», «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак, я не немец, а природный русак».

Без побед Суворова Россия была бы другой страной. Зная настрой европейских монархов, и хорошо понимая, что России не избежать столкновения с объединённой Европой, задолго до 1812 г. он предупреждал: «Тщетно двинется на Россию вся Европа: она найдет там Фермопилы, Леонида и свой гроб». Так и случилось, многие русские города, такие как Смоленск, Малоярославец и такие поля, как Бородино стали для Наполеона Фермопилами, и почти всё огромное и многоязычное европейское войско под командованием заносчивого Корсиканца нашло в России гробы.

Суворов воспитал, выучил, провел через горнило боев десятки и сотни русских офицеров и генералов, тысячи русских солдат. Несмотря на все усилия сторонников западной муштры, в русской армии к 1812 г. сохранился суворовский дух. Россию отстояли ученики и питомцы Суворова: Багратион, Платов, Милорадович, Кутузов и другие суворовские «чудо-богатыри».

Вторая причина, которая обусловила великие свершения Суворова и появление его «Науки побеждать» – его глубокий и одухотворенный Православной Верой патриотизм, гордость за свою национальную принадлежность, готовность к самопожертвованию за Отечество.

Великий русский полководец беспредельно любил Россию, ее культуру, традиции и характер русского народа, верил в непобедимость русского солдата и часто напоминал своим воинам: «Будем всегда служить Верою и Правдою России и сим посрамим врагов наших!», «Мы русские, с нами Бог!», «Мы русские и потому победим!», «Мы русские! Какой восторг!», «Вы – богатыри, неприятель от Вас дрожит. Вы русские!», «Горжусь, что я русский!… Потомство моё прошу брать мой пример… до издыхания быть верным Отечеству» .

Эти слова вслед за Суворовым повторяли и его генералы: Дерфельден, Милорадович, Розенберг, Багратион и другие, некоторые из которых, как вы знаете, не были даже славянами, но почитали за честь называть себя русскими.

Патриотизм Суворова был кристальной чистоты, он был лишен чувства национальной исключительности и национального чванства. В его патриотизме отсутствовало пренебрежение к другим народам, нациям и государствам. «Патриотизм его был живой и сознательный, он гордился именем русского не потому, что признавал немца и француза людьми низшего сорта, а потому, что был сыном России», говорилось в одной из лекций Академии Генштаба. Защищая Россию, Суворов защищал Дом Богородицы, Православие, православную монархию, которой он был безоговорочно предан. Самоотверженное и жертвенное служение России, вот в чем был смысл всей жизни Суворова. «Жить – Родине служить»! В этом был весь Суворов.

И третья основная причина, – это огромный и напряженный труд в течение всей жизни. Труд постоянный и неутомимый, труд осознанный и целенаправленный, труд освященный Верой и облагороженный любовью к Отечеству. Вам хорошо известно, что Суворов вырастил себя сам, с помощью постоянного труда, физических тренировок, закаливания, неустанного самовоспитания и самообразования.

С раннего детства он поставил перед собой цель – стать военным, служить России, защищать Россию на военном поприще. Стремясь к этой цели, он всю жизнь, всегда и везде трудился, учился, читал, думал, анализировал, сравнивал, уточнял имеющиеся и добывал новые знания, которые сразу применял на практике. Даже находясь 2 года в Кончанском, «в отставке без мундира», Суворов (в это время ему было 67 лет) работал, читал европейские журналы в подлиннике, изучал деятельность молодого Бонапарта, особенно его итальянскую кампанию. Он выстроил в саду специальную светелку, где часами читал и размышлял над картами. Суворов к этому времени уже хорошо понимал, что современная ему военная наука зашла в тупик, и предвидел наступление новой эры военного искусства. Его мысль опережала свое время минимум на столетие.

Духовно-нравственное и военно-теоретическое наследие Суворова требует серьезного изучения. Мы должны понять, что генетический код наших будущих побед содержится в творческой мысли и в великих делах Суворова. Суворовская «Наука побеждать» должна стать духовной основой воспитания молодежи России.

Суворов не стремился к роскоши и прожил свою жизнь в воздержании, умеренности и простоте, но оставил нам богатейшее наследство. Сокровищница духовного и военного его наследства неисчерпаема, но, прежде всего, мы должны учиться у Суворова любить Россию, верить в Россию, трудиться во благо России, сражаться за нее и непременно побеждать!

В моем понимании быть настоящим суворовцем, настоящим наследником Суворова, это значит:

1. Верить в Бога и верить Богу так, как верил ему Александр Васильевич.

2. Любить Россию и служить России так, как любил её и служил ей Александр Суворов

3. Жить, образовывать, воспитывать себя, трудиться над собой так, как жил, трудился, воспитывал и образовывал себя великий сын русского народа Александр Васильевич Суворов.

Именно этого я Вам всем и желаю.

Честь имею!

Источник:  Вестник военного духовенства

***

Никита Михалков о новом фильме, патриотизме и будущем России

09-10-2014

2603-4Мировая премьера нового фильма Михалкова «Солнечный удар» на днях состоялась в столице Сербии, а сейчас его картина выходит в широкий российский прокат.

Эйфория отрезвления

Сергей Грачёв, «АиФ»: Никита Сергеевич, ваша картина выходит в прокат, минуя мировые кинофестивали и конкурсы. Никуда не взяли, не пригласили?

Никита Михалков: Я посылал фильм на Венецианский фестиваль, но ее не взяли ни в конкурсный, ни в информационный показ. Может я очень самонадеян, но мне не верится, что уровень картины настолько плох, что она не могла быть показана на этом фестивале. Ну не нравлюсь вам я или моя работа, так покажите фильм журналистам и критикам. Пусть они разорвут меня, скажут, что я снял бездарное кино! Это тоже решение. Но мне отборочная комиссия не ответила вообще! Я могу завышать свою значимость, но если человек дважды получал призы в Венеции, то можно придумать хотя бы формальный повод для отказа. Есть же какие то приличия! Я принял всю эту ситуацию с удовольствием. У меня развеялись все сомнения, которые были по поводу хваленой европейской справедливости, по поводу отсутствия политики в спорте и в искусстве, о чем так любят рассуждать зарубежные коллеги. Как говорит один мой друг генерал: «не надо бабушку лохматить». У меня нет обиды, а есть удивление. Если твоя позиция, выраженная в фильме, становится главной причиной, по которой этот фильм европейская комиссия отказывается показывать зрителю, то о какой вообще цензуре в России нам рассказывают?! Я вспоминаю фразу одного диссидента из восточной Европы после падения Берлинской стены. Он сказал так: «все что социалистическая пропаганда рассказывала нам было ложью, но то что она говорила про капитализм оказалось чистой правдой». И это действительно так. Это именно у них настоящая цензура. И самое противное, что она трусливая и молчаливая.

Но все что ни делается, к лучшему. Я рад, что мировая премьера состоялась в Сербии, а российская в Крыму и Севастополе. В этом есть очень важный символический смысл. Именно Сербия во время гражданской войны приняла десятки тысяч русских воинов. Именно Крым стал для них последним российским берегом.

— Когда вы начинали работу над фильмом, Крым еще не был российским…

— Я мог бы надуть щеки и сказать, что я такой умный и все предвидел. Кто-то, наверняка, будет писать, что эта картина заказ Кремля или тому подобный бред. Все не то. Просто часто бывает так, что художники в своих работах интуитивно опережают время. Я убежден, что моя картина «12» заглянула далеко вперед. Что фильм «Утомленные солнцем-2» вышел лет на восемь раньше времени. Так и с «Солнечным ударом»… Человек художественного мышления способен интуитивно ощутить движение времени, предвидеть возможные последствия этого движения. В моем фильме расставлено довольно много видимых и невидимых реперных точек, которые могут помочь зрителю попытаться ответить на вопрос «почему случилось то, что случилось в начале 20 века?», и «что нужно сделать, чтобы подобного с нами не произошло в начале 21 века?».

— Начало и прошлого, и нынешнего веков для России связано с серьезными переменами. Меняется в том числе и настроение людей. Что, по-вашему, в наибольшей степени способствовало этому? Что изменилось?

— Изменилось очень многое. А главное — то, что вольно или невольно совершили Горбачев и Ельцин, со временем стало пониматься как преступление. Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии — писал поэт. Наша искренняя эйфория, с который мы приняли перемены, надеясь на то, что за ними счастливое будущее, сменилась на тяжелейшее разочарование. Но, слава богу, отрезвление пришло не так поздно. Сегодня меняет вектор, настроение общества. Огромное количество русских людей сегодня с надеждой смотрит в будущее. И это меняет самосознание народа, повышает чувство самоуважения и ответственности. И самоуважение это растет не от того, что мы живем в огромной стране, обладаем невероятными богатствами и у нас есть ядерное оружие, а от осознания того, что у нас есть великая истории и великая культуры. Надежда для русского человека очень важна, и, слава богу, что за последние два-три года она появилась. Но к этому был долгий путь полный проб и ошибок. В том, что произошло на Украине во многом наша вина. Вина в том, что мы по своей славянской наивности и лени думали: «Куда, мол, от нас денутся украинцы. Мы к ним в гости ездим, они к нам. Есть сало, есть горилка. Они шутят про москалей, мы шутим про хохлов. Все хорошо!» Мы были убеждены, что нас с Украиной поссорить невозможно. А между тем. Все эти годы, каждую минуту с украинцами работали, меняли их менталитет.

— Может, вы знаете, кто с ними работал?

— (Удивлённо.) Как это кто?! Американцы работали! Они делали и делают огромную кропотливую работу. Американские специалисты, которые всем этим занимались, очень хорошо знают историю. Отлично понимали и понимают как это делается, они знают слов Бисмарка, например, который говорил о том, для того чтобы ослабить Россию, надо разделить ее с Украиной. Это системная рутинная работа, и только так можно добиться того чего ты хочешь, воспитав новый, угодный тебе народ.

— Вы так уверенно об этом говорите. Неужели не думали, что можете ошибаться?!

— Я художник, а не двигатель государственной политики, поэтому говорю ровно то, что думаю. А уж ошибаюсь я или нет — не мне судить. Кто-то меня услышит, кто-то отмахнется и скажет, что я чушь несу. Но я был благодарен тому, кто смог бы мне доказать, что я ошибаюсь.

Аплодисменты развращают

— Вы сказали, что людям вернули надежду, и это очень важно. А нет ли в этой надежде какого-то самоутешения, самообмана, в конечном счете, мазохисткого долготерпения, которое так свойственно русскому человеку?

— Может быть и есть. Наверняка есть. Но мы же фольклорный народ. Мы с самого детства заслушивались сказками о ковре-самолете, о царевне-лягушке, о волшебной щуке. Но, даже будучи такими, в критический момент мы все расставляем на свои места. И тогда мы готовы к жертве. И мы ее совершаем — безоглядно, с верой и надеждой, что жертва эта ненапрасна.

Однако, наша склонность к самообману, которая порой продиктована излишней надеждой, приводит к тому, что мы ведемся на ложные аплодисменты и улыбки. Я помню, как со слезами на глазах смотрел выступление Горбачева в ООН. Я любовался нашим лидером, который говорит без бумажки, и ему стоя аплодируют. Это было счастье. Нам многое обещали за наше присоединение к «цивилизованному миру», но договоренности выполнялись только нами и больше никем. Точно также лет пять назад аплодировали Ющенко, также сейчас аплодируют Порошенко. Но мы знаем и понимаем чем это заканчивается. Аплодисменты развращают. Это одно из самых сильных и действенных оружий. Человек начинает думать, что поймал Бога за руку.

— Нашей власти сегодня тоже очень громко аплодируют…

— Я не про нашу власть говорю. Секундочку, я просто хочу вас понять: вам хочется, чтобы люди ненавидели человека, которого избрали?

— Было бы странно желать этого. Я говорю к тому, что не только Горбачев и Ельцин, как вы сказали, закармливали народ пустыми обещаниями. Нынешняя власть тоже далеко не все претворила в жизнь из того, что обещала.

— Конечно! Более того, в каких-то вещах мы и вовсе откатились назад. Я же с этим не спорю! Но давайте смотреть правде в глаза. Деторождаемость увеличивается? Увеличивается. Хорошо это? Хорошо. С другой стороны, у нас просто беда с образованием. Беда-а-а! То, что делает Министерство образования — это катастрофа! Допускать существование пяти, десяти, пятнадцати учебников истории — это преступление. Это ведет к разжижению у людей понимания того, в какой стране они живут. У детей в голове формируют совершенно разные представления о родной стране и ее истории. Из пяти классах, где дети учатся по разным учебникам истории, в жизнь выйдут люди, живущие в совершенно разных странах. С этим надо бороться. Как говорил мой отец: «Сегодня дети, а завтра народ». Я, как президент Российского фонда культуры, пытаюсь что-то делать для изменении ситуации. Например, мы разработали программу, объединяющую работу краеведческих музеев по всей стране. Человеку с малых лет нужно прививать понимание значения малой родины и то, почему из нее вытекает родина большая. Это долгий путь и рутинный путь. Но он необходим. Я недавно встречался с директорами краеведческих музеев. Какие у них лица! Как они говорят! Как живут! Вот такие люди должны являться предметом государственной заинтересованности. Как это не странно, но именно они являются опорой единства страны. Но в то же время кого могут испугать забастовки учителей или музейных работников? Никого! Именно поэтому государство должно внимательнейшим образом отнестись к работе тихо делающих свое дело людей.​..

***

​— В начале беседы мы говорили про патриотизм, про ощущение малой родины, из которой вырастает ощущение родины большой…

— Это не про патриотизм! Я говорил про естественное состояние души человека, который живет там где он живет и любит все то, что его окружает там где он живет.

— Тогда что такое патриотизм?

Это высшая степень этой естественности. Это как дышать, как чистить зубы. Если вам вообще требуется произносить слово «патриотизм», значит, для вас это вещь не естественная.

— А патриотизм может носить патологический характер?

— Все может носить патологический характер. Даже разговор с журналистом (смеется). Одно дело орущая толпа, которая не понимает о чем она орет, а другое дело люди, которые делают свою работу на благо родины, выполняют свой долг, следуют своему призванию. Я тоже патриот, но я не ору об этом на каждом углу, а просто делаю свое дело. Кому-то мое нравится, кому-то нет, но все, что я делаю я делаю, как русский человек, живущий в России, воспитанный на русской культуре, традициях, в русской семье. Я точно понимаю, что то кино, которое я снимаю про Россию не снимет ни один американский, французский или итальянский режиссер. Также как и я не смогу снять французскую, итальянскую картину.

— А любить родину больше, чем себя — это нормально?

— Может быть, для вас это не нормально, а для меня, для русского человека это нормально. Мой французский продюсер как-то сказал: «Моя родина там, где меньше налоги». Нормально?! Для него нормально… Для меня не нормально. Патриотизм — это не когда ты пьяный размахиваешь флагом в фонтане. Патриотизм — это когда ты точно понимаешь, что где родился, там и сгодился. И никогда не страдаешь, от того, что родился именно здесь.

Источник:  Глагол-инфо
Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий