Главная » революция » Открытое письмо согражданам. Журнал “Дельфис” №78 (2/2014)

966 просмотров

2898(К событиям на Украине)

Идея страны – не то, что она думает о
себе, а что Бог думает о ней в Вечности.
Вл.Соловьёв

Мы ищем Истину, как и многие люди, и на обладание ею в последней инстанции вряд ли кто имеет право. Также её мучительно ищет и наше общество.

Понять это мы и стараемся всеми средствами Культуры (религии, искусства и науки). Однако за всё время независимости мы так и не узнали, что всё же является национальной идеей Украины. По всей видимости, некоторые полагают, что это украинский язык.

Но это спорное высказывание, ибо «У наші смутні часи багато пишуть про взаємовідносини між слов’янськими народами. І у цій каламутній писанині часто – густо приплітають Т.Г.Шевченка в якості угарного антиросійського націоналіста.

Тому і хочу звернути увагу ще на один уривок з трагедії–драми “Никита Гайдай”: “Славяне, несчастные славяне! Так нещадно и так много пролито храброй вашей крови междоусобными ножами. Ужели нам вечно суждено быть игралищем иноплеменников? Настанет ли час искупления? Придёт ли мудрый вождь из среды нашей погасить пламенник раздора и слить воедино любовию и братством могущественное племя?» Все знают его высказывание о том, что «чужому навчайтесь і свого не цурайтесь».

Не говоря уже о Н.В.Гоголе: «… обе природы (русских и украинцев) слишком щедро одарены Богом, каждая заключает в себе то, чего нет в другой, явный знак, что они должны пополнять одна другую».

 

Т.Г.Шевченко

 

Тарас Бульба: «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Нет уз святее товарищества! Были и в других землях товарищи, но таких, как на Русской земле, не было таких товарищей. … Во многих странах… видишь, такие же люди, умные люди, да не те, чтобы поведать сердечное слово… Нет, братцы, так любить, как русская душа, – любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что есть в тебе, … нет, так любить никто не может!… Разве найдутся на свете такие муки, такие огни и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!».

 

Н.В.Гоголь

 

Св. препод. Лаврентий Черниговский: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу: Отца, Сына и Св. Духа (Матерь) – это Единый Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе – Святая Русь».

«… Распространение зла будет остановлено. Но во что выльется и как страшен может оказаться удар против занёсших его? Он может обрушиться бумерангом. Россия – это пространство будущего. России предопределена великая, по существу космическая роль на Земле. Судьба Запада решена – там нет будущего. Не ищите его ни в одной европейской стране, но наблюдайте идущий развал. Но Восток возрождается. Идём с Востоком, ибо строить будем с Востоком!» (Е.И.Рерих).

«Могуча Русь! И не то ещё выносила. Да и не таково её назначение, чтобы зря повернулась она с вековой своей дороги. Её назначение столь высоко, и её внутреннее предчувствие этого назначения столь ясно, что тот, кто верует в это назначение, должен стоять выше всех сомнений и опасений» (Н.К.Рерих).

Олесь Бердник, руководитель Украинской духовной республики, напомнил всем слова св. Сергия о том, что «Три корня, разделённых проклятием, срастутся любовью», и объяснил, что это Святая Русь, Киевская Русь и Белая Русь, а также: «Взирая на единство Святой троицы, побеждать ненавистную рознь мира сего». Он напомнил слова нашего Великого Кобзаря:

 

I – о диво! – трупи встали

I очi розкрили.

I брат с братом обнялися

I проговорили Слово тихої любовi

Навiки i вiки!

I потекли в одно море

Слав’янскiї рiки!

 

Нужно ли приводить слова св. Сергия: «К Сергию пришёл Святитель Алексий с вопросом: “Что делать?”. Сергий ответил: “Помоги земле Русской”. Когда Сергия спросили крестьяне: “Что делать?” — он ответил: “Помогите земле Русской”. Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришёл ответ: “Помоги земле Русской!”».

 

Н.К.Рерих. Начало Руси

 

Мы выступаем за мир и единство Украины, но Украины культурной. Пока же вирус шовинизма серьёзно разъел страну. Вы помните очерк Н.К.Рериха «Шовинизм»? Вот он: «Шовинизм – очень опасная эпидемия. К прискорбию нужно сказать, что и в наш цивилизованный мир эта болезнь распространяется по миру яростно. Постоянно вы можете слышать из самых различных стран, что национализм понимается в виде шовинизма. Всё – доброе и худое – прежде всего отстукивается в области культуры. Так и в данном случае национализм, понимаемый в виде шовинизма, прежде всего отражается в искусстве и в науке и приносит с собою не рост, но разложение.

Постоянно приходится слышать о том, что в той или другой стране должна быть какая-то своя культура, отличная от всех прочих, должно быть какое-то своё ограничительное искусство и какая-то своя особенная наука. Точно бы искусство и наука могут отойти от всечеловечности и замкнуться в предрешённые, узкие рамки. Спрашивается, кто же такой будет брать на себя эти предрешения? Кто же во имя какой-то мёртвой схоластики может лишать искусство и науку их живых, неограниченных путей? У русских всегда было много недоброжелателей. …Там, где сильна сущность народа, там нечего беспокоиться об угрозе подражания или обезличивания. Там, где живёт строительство, там все примеры и все пособия будут лишь желанною помощью. Здоровый организм переварит всё новое и даст выражение души своего народа. Шовинизм будет лишь знаком позорной боязливости или зависти.

 

Н.К.Рерих. Ярослав Мудрый. При Ярославе государство
Киевская Русь достигло наивысшего могущества

 

…По счастью, слово “шовинизм” никогда не было почётным. Так же точно “алкоголизм” или “наркотизм” и всякие другие “-измы” не произносятся с восторгом, а если и говорятся, то с каким-то явным или тайным устыжением. Интересно бы припомнить, при каких именно обстоятельствах и кем именно изобретено слово «шовинизм». Мы слышали, что и гильотина была изобретена ради милосердия. Неужели и шовинизм был изобретён ради мирового торжества культуры?!»

Налицо перекос в понятиях «гордость» и «гордыня», которая во всех религиях является грехом. Он относится к восьми смертным грехам и так и называется «грех Люцифера» – в православии. И здесь вся проблема в мере, вот она и не соблюдена. Полагаем, что здесь и зарыт вопрос. Ибо каждый его видит по-своему, и мера у каждого своя. Когда-то спросили у фараонов, какое главное слово в мире, и они, подумав, ответили – мера. Ибо мера отделает добро от зла зачастую. Скажем, можно котёнка тыкать в молоко носом, чтобы он научился пить, и он научится, но если тыкать так, что он захдебнётся и умрёт… Вроде одно и то же действие, и поэтому лучше говорить не о гордости и гордыне, ибо одно быстро переходит в другое, а о национальном достоинстве и гордости. Поэтому всячески разделяя всеположительность национального достоинства и порицая гордость, вспоминаются слова Артура Шопенгауэра: «Самая дешёвая гордость — это гордость национальная. Она обнаруживает в заражённом ею субъекте недостаток индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться, ведь иначе он не стал бы обращаться к тому, что разделяется кроме него ещё многими миллионами людей. Кто обладает крупными личными достоинствами, тот, постоянно наблюдая свою нацию, прежде всего подметит её недостатки. Но убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит, он готов с чувством умиления защищать все её недостатки и глупости».

И, видимо, прав был Александр Городницкий, написавший:

 

Неторопливо истина простая

В реке времён нащупывает брод:

Родство по крови образует стаю,

Родство по слову создаёт народ.

Не для того ли, смертных поражая

Непостижимой мудростью своей

Бог Моисею передал скрижали,

Людей отъединяя от зверей?

А стае не нужны законы Бога –

Она живёт заветам вопреки.

Здесь ценятся в сознании убогом

Лишь цепкий нюх да острые клыки.

Своим происхождением, не скрою,

Горжусь и я, родителей любя,

Но если слово разойдётся с кровью,

Я слово выбираю для себя.

И не отыщешь выхода иного,

Как самому себе не прекословь.

Родство по слову порождает слово,

Родство по крови порождает кровь.

 

Что мы, в общем, и видели… И очень хотелось бы прервать этот порочный круг. Он может быть прерван только приобщением к Великой Культуре во всем её многообразии и повышении её уровня в себе. Человек воспринимает мир с высоты своей духовной культуры (которая является иммунной системой общества и в теории систем отвечает за распознавание «свой/чужой»). И если её разрушить, то система (человек, общество и т.д.) не распознает вирус (информационный, биологический) и погибает…

Мы молимся о всех убиенных со всех сторон. Это наши граждане и люди планеты Земля. То, что пути тьмы и Света сложны, – это понятно, они проходят по душам всех людей, семей, религий и стран. Надеемся, что Украина выйдет из испытания обновлённой и сильной, достойной наследницей великой Культуры, которой в меру сил и служим. Это особенно важно в год 700-летия Святого Сергия, 360-летия Переяславской Рады, 140-летия Н.К.Рериха, 110-летия С.Н.Рериха, года Культуры в России. Но это можем сделать только мы с вами вместе при помощи Высших Сил и помогая Им.

 

г. Донецк (Украина)

Институт Культуры ДонНТУ

Источник:  Журнал “Дельфис”

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий