Главная » ЛЮДИ И ДАТЫ » От Великого Новгорода до Великого Устюга «Путями Прокопия Праведного» (22.05.14)

907 просмотров

2126Туристический проект «Путями Прокопия Праведного», который может объединить российские города Новой Ганзы (Великий Новгород, Тихвин, Белозерск, Вологду и Великий Устюг), предложили наши соседи из Великого Устюга. Новгородцев проект заинтересовал. Какой же путь прошел Прокопий, чтобы спустя 7 веков о нем не забыли?

Имя святого праведного Прокопия Устюжского для людей православных в представлении не нуждается. Его житие  – одно из самых удивительных. Знатный и богатый иностранный купец, воспитанный в неправославной вере, привычным для ганзейских купцов  XIII века маршрутом оказался в  Новгороде. Потрясенный множеством и красотой церквей и монастырей, благолепным богослужением, набожностью и усердием народа к церковным службам, крестился в православие с именем Прокопий – в честь великомученика Прокопия Кесарийского.  Подражая святым подвижникам, продал товар и корабль, расплатился с командой, раздал все свое имущество бедным и нищим. Сделал пожертвование монастырю и, избавившись от всего житейского, решил всю жизнь провести в уединенной келье Хутынской обители…

 И что же здесь необычного?- удивится нетерпеливый читатель. Так начинал свой путь и Варлаам Хутынский, и многие другие русские святые, прославившиеся своей праведной жизнью,  строительством церквей и основанием монастырей.

 Однако Прокопию был уготован иной жизненный путь – он стал первым на Руси святым, Христа ради юродивым.  Прокопий вскоре покинул Новгород, так как его огорчали похвалы в его адрес. Многие новгородцы стали приходить в монастырь не помолиться, а посмотреть на человека, принявшего их веру и раздавшего все свои богатства. Прокопий принял на себя один из тяжелейших христианских подвигов – подвиг юродства и отправился на восток от Новгорода. Не взяв с собой в дорогу ничего, во всем полагаясь на Божий промысел, шел без дорог, лесами и болотами, часто по нескольку суток ничего не ел, спал под открытым небом. Неделями в пути он не встречал ни одного человека. А если и проходил мимо какого селения, то не всегда бывал накормлен и обогрет, поскольку сам Прокопий никогда ничего не просил. Не падал духом, переносил все со смирением, молился за себя и за всех, кого встречал на своем пути. Так из Новгорода Великого добрался он до  Великого  Устюга.

Вот тот путь (в значении  – «расстояние между двумя пунктами» и в значении «жизненный путь»), который прошел Прокопий. А как пройдет его современный турист или даже паломник? Глядя из окна автобуса, жуя бутерброды и посапывая под рассказ экскурсовода?

   Да и в самом Устюге этот «не от мира сего» человек  терпел многочисленные лишения, голод и холод, терпеливо сносил насмешки и поругания со стороны грубых и невежественных людей. Конечно, были в городе жители, подававшие блаженному Прокопию милостыню. Он принимал ее, но не каждый день. А от людей, в которых он видел гордость или нераскаянные неправедные поступки (по воле Бога они были открыты для Прокопия), юродивый не брал ничего, даже если голодал. Представляясь безумным, днем ходил по городу, размахивая тремя кочергами, а каждую ночь обходил все городские церкви, падал на колени и со слезами молился на их папертях. Из любви к Богу он добровольно обрек себя на скорби и лишения и получил за это многие благие дары. Как это сможет понять современный человек, воспитанный на иных, материальных ценностях?

Житие святого и народная память сохранили свидетельства о чудесах, совершавшихся по его молитвам.  Наиболее известным прижизненным чудом праведного Прокопия стало избавление в 1290 г. Устюга от истребления каменно-огненной тучей. Впервые устюжане благодарили Прокопия, но он отвергал благодарности и похвалы, всю славу отдавая Господу. Святой предсказал трехлетней Марии  рождение сына, который станет просветителем Перми (святитель Стефан епископ Пермский, современник Сергия Радонежского ).

Последняя зима в жизни Прокопия надолго запомнилась устюжанам своими холодами. Замерзали и погибали люди и домашний скот. Много бездомных и странников скончались, замерзнув и задохнувшись под снегом. От холода стал погибать и Прокопий. Сойдя с паперти, впервые решился он попросить убежища у горожан, но никто не впустил его. Он вернулся на паперть, чтобы умереть под кровом Богородицы. Когда морозы стали ослабевать, город ожил. Сокрушались устюжане, что так поступили с юродивым. Каково же было их изумление, когда увидели они блаженного идущего к дому клирика Симеона. Симеон радостно встретил Прокопия и спросил, как он уцелел в такую стужу. Прокопий сначала взял с него обещание, что никому до его кончины не откроет тайны чудесного спасения. И только потом рассказал, как приготовился отдать Богу душу, как не мог шевелиться от холода, как чувствовал дыхание смерти, как сама молитва замерзала в его сердце… И как внезапно почувствовал приятную теплоту. С трудом открыв смерзшиеся веки, он увидел перед собой ангела, в руке которого была цветущая ветвь. Юноша ударил его ветвью и  сказал: «Прими неувядаемую жизнь во все твое тело и освобождение от мороза». Прокопий почувствовал, как к нему возвратилась жизнь.

Прокопий часто сидел на камне на берегу реки Сухоны и молился о тех, кто плавает по реке. Здесь он просил похоронить его, а камень положить на могилу. Таким его изобразил Рерих на своей картине «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится». Когда достиг праведный Прокопий пределов своей земной жизни, ему была открыта дата его кончины. Ночью 8 июля (21 июля по новому стилю) 1303 года Прокопий пришел к Михаило-Архангельскому монастырю, лег, сложил руки на груди и с молитвой предал душу свою в руки Господа.

Чтобы святое тело не лежало непокрытым, в ту же ночь выпал обильный снег, а над мощами блаженного образовался сугроб. Устюжане испугались, что погибнет урожай, но к вечеру снег растаял, не повредив растениям. (Как не вспомнить здесь «снежное чудо», связанное с Варлаамом Хутынским!)

После утренней службы в соборном храме священники и народ заметили, что впервые за многие годы на богослужении не было блаженного Прокопия. Только на четвертый день нашли его тело у ворот монастыря, покрытое сугробом снега.

Так еще раз Господь прославил своего угодника: зимой даровал ему тепло, а летом укрыл снегом.

Такова жизнь первого русского юродивого, которая на протяжении нескольких столетий неизменно вызывала к нему особый интерес.

В честь Прокопия Праведного освящены  храмы или приделы, в том числе и в Германии. В Великом Новгороде на территории Ярославова Дворища, месте средневекового новгородского торга,  сохранилась церковь в честь этого святого. Наиболее почитаем Прокопий на Русском севере. Близ города Тотьма Вологодской области есть деревенька Усть-Печеньга. Над деревенскими крышами  вздымает свои купола церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Прокопия Праведного, а в Великом Устюге стоит храм Прокопия Праведного с мощами святого. У входа в храм – камень, на котором когда-то  сидел и молился святой Прокопий Праведный.

 А в 1913 году  (300-летие Дома Романовых) отечественные исследователи попытались связать имя Прокопия с династией Романовых! Они пришли к сенсационному заключению, что Прокопий Устюжский был не только первым русским юродивым, но и имеет отношение ко многим знаменитым родам русского дворянства, в том числе царствующего Дома Романовых. Указанный вывод стал плодом многолетних трудов и размышлений генеалогов, пытавшихся отыскать древнейшие корни царской фамилии. Родоначальник боярского рода Романовых – легендарный Андрей  Кобыла собственно в летописи  упоминается один раз – под 6885 (1346-1347) годом. Вместе с Алексеем Босоволковым-Хвостовым он едет в Тверь за невестой для московского князя Симеона Гордого – Марией Александровной. У Андрея Кобылы было пятеро сыновей, младший из которых – Федор Андреевич Кошка – и стал непосредственным предком собственно Романовых. В ряде родословцев упоминается брат Кобылы – Федор Иванович Шевляга, родоначальник дворянских родов Мотовиловых и Трусовых. Вот и все, что может быть подтверждено документально. Кто были предками самого Андрея Кобылы (и Ивана, давшего ему отчество) – лишь предположения, имеющие право быть.

 Смутные упоминания о том, что он был родом из Пруссии, заставили обратиться к зарубежным источникам. И с конца XVIII века в генеалогии закрепилось утверждение, что отцом Андрея Кобылы был некий Гланда Камбила Дивонович – потомок “короля пруссов Вейдевуда”. Он, будто бы, скрываясь от преследования крестоносцами, в XIII веке вынужден был переехать в Великий Новгород, где был крещен в православную веру под именем Иван. При этом непривычное для русского слуха прозвище “Камбила” было заменено на созвучное “Кобыла”. Отсутствие в приведенной легенде прямых указаний на обстоятельства жизни Гланды Камбилы в России заставило исследователей продолжить поиски. Для этого были проанализированы многие старинные документы и даже жития святых. Было отмечено, что в жизнеописании  первого русского юродивого (святого праведного Прокопия Устюжского) имеется немало перекличек с биографическими данными о Гланде Камбиле. Оба они прибыли из немецкой земли. Причем, местом своего жительства избрали Великий Новгород. Здесь они были крещены в православную веру.

Совпадает и время их приезда – XIII в. Более того, в житии Прокопия обнаружилось немало свидетельств, косвенно указывающих на его княжеское достоинство. Все это позволило высказать предположение, а не являются ли Прокопий Устюжский и Гланда Камбила одним и тем же лицом. Конечно, это всего лишь гипотеза, которую из-за недостатка материалов, доказать или опровергнуть было невозможно. Но тем не менее, она была принята к сведению и опубликована в юбилейном сборнике, выпущенном к 300-летию дома Романовых. Более того, к ней, по-видимому, сочувственно отнесся сам Николай II, о чем говорит наличие в царской семье иконы святого праведного Прокопия Устюжского.

Между тем указанную гипотезу нельзя признать доказанным научным фактом, так как имеется целый ряд нестыковок, заставляющих усомниться в ее достоверности. Более того, сам факт новгородской версии происхождения Романовых недоказуем. Например, историк А.А.Зимин в своей работе «Формирование боярской аристократии во второй половине XV- первой трети XVI в.» пишет о возможном коренном московско-переяславском происхождении Кобылы.

Однако в последние годы эта гипотеза получила широкую популярность и даже была включена в некоторые жизнеописания святого. В частности, опубликована в книге Д. Гора и А Землянского “Устюжский чудотворец Прокопий. 700 лет памяти”, вышедшей в 2003 г. в Москве.

 Заманчивое предложение сделали устюжане: пройти путем Праведного Прокопия. А много ли найдется последователей? Не окажется, что пошел не по своей дороге…

Источник:  Соседи – Люди и город

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий