Путешествия в духе
Доклад на IX Международных Рериховских Чтениях
4-6 октября 2014 г., Новосибирск
Подобен океану будь –
Струятся реки и потоки
В его распахнутую грудь;
И он, вобрав в себя истоки,
Омоет берега земли
И ей вручит свои дары,
Когда тому настанут сроки,
Чтоб люди их собрать могли. [1]
Наталия Спирина
Чую, надо ехать на остров.
Можете считать удачу
среди скал Атлантиды.
Из Дневника Е. И. Рерих [2]
«Монхеган. Белые буруны Атлантической волны. Скалы седые. Хаты рыбачьи. – Полуразрушенная пристань (…), – вспоминал Николай Константинович Рерих. – 1922-й год, лето. Пишется на Монхегане океанская серия. Говорят нам индейское значение… названия острова. А на мшистых скалах неожиданно краснеет душистая земляника. В туманные дни стонут сирены маяков и кажется, что вы где-то очень далеко; тут же читаются статьи об искусстве. Обсуждается значение творчества в жизни и в Культуре народов. (…) Прекрасное воспоминание». [3]
* * *
Небольшой остров Монхеган (штат Мэн) лежит в Атлантическом океане в десяти милях от северо-восточного побережья Соединённых Штатов Америки.
В переводе с индейского «Монхеган» – «одинокий остров среди водных просторов».
Природа острова очень разнообразна – изрезанный бухтами скалистый морской берег, пенные буруны прибоя, крутые мшистые утёсы, нагромождения скал и тут же – зелёные лужайки, леса, цветы…
Красота острова привлекала многих художников…
Вот как описывал его в 1905 году известный американский художник Рокуэлл Кент:
«Обогнув бухту, я добежал до крайнего юго-западного мыса острова, где прибой пенится вокруг скалы Рыбачки или разбивается об утёс Норманна; потом, миновав каменную лощину, перебрался через гладкую, голую, отполированную зимним прибоем скалу Чаек, побывал на вершине Сожжённой Головы, спустился вниз и, преодолев усеянный валунами крутой скат, влез на гористый мыс Белая Голова. Отсюда, с высоты ста пятидесяти футов, открывался вид далеко в море, в ту сторону, где лежали Африка и Англия.
Как прекрасен, как полон простора был этот прозрачный в своей голубизне день! (…) А двойной мыс Чёрная Голова, видный отсюда во всей своей громадности, во всей своей чеканности…
И снова в путь через скалы и лощины, где штормы или пожары оставили хаос обломков; через эти завалы, через Чёрную Голову опять вниз; потом трудный подъём из каменистого ущелья к огромному гранитному кубу Кафедральной скалы.
А потом, наконец, как спокойный пассаж в бурной симфонии, как укрытая бухта после бури, милые, покрытые зелёной травой склоны Зелёного мыса, где, словно звёздочки, белели цветы будущей земляники. Тюленьи рифы и их счастливые обитатели, греющиеся на солнышке, соскальзывающие и ныряющие… с камней в воду, откуда торчали их почти человеческие головы.
И опять вперёд, к пещере Мёртвого Человека с одиноким рыбачьим домом… И повсюду, если смотреть с берега на остров, – тёмный еловый лес, торжественный и тихий мир, который мне ещё предстоит узнать». [4]
* * *
1922 год был последним годом пребывания семьи Рерихов в Америке перед отъездом в Индию.
Уже несколько лет выставки картин русского художника с огромным успехом проходили по городам Соединённых Штатов. Рерих интенсивно работает – в 1922 году он создаёт такие шедевры, как «Книга Голубиная», «Святой Сергий», «Сам вышел», серию «Sancta» («Священную сюиту»)… В это же время с помощью американских сотрудников были основаны: «Школа Объединённых Искусств», Международный Центр искусств «Corona Mundi» («Венец Мира»), объединение художников «Cor Ardens» («Пылающее сердце»)…
Постоянно идёт духовная работа – Елена Ивановна (Великий Учитель (Мастер) дал ей имя Урусвати) записывает Высокие Послания.
Но длительное пребывание в шумных городах утомляло, забирало много энергии. А впереди была напряжённая деятельность, путешествие в Индию…
Пребывание летом 1922 года на острове среди океана, в чистой атмосфере, полной праны, нужно было Рерихам для отдыха и накопления сил. Здесь, в тишине и покое легче проходило Высокое Общение, записывались Указания на будущее…
Остров Монхеган был Указан Учителем:
«На острове найду вас». [5]
«Суровый воздух острова целебен вам». [6]
«Заслужено успокоение. Пусть покой низойдёт вам перед зимою». [7]
«Будучи на острове, предавайтесь на берегу тихому размышлению… Нужно показать пример, как прана обновляет». [8]
«На острове дух опять вознесётся». [9]
«Учитель рад – воздух вам полезен. Нужно применить воздух – настроение ваше поднимет». [10]
«Урусвати умилится праною. Урусвати найдёт остров накоплением сил». [11]
«На будущее работайте, не считайте ступени сходней, когда побеждаете океан». [12]
На Монхегане Николай Константинович, Елена Ивановна и старший сын Юрий проводили лето вместе с американскими сотрудниками – Зинаидой Григорьевной и Морисом Лихтманами. В дружном общении укреплялись основы культурной работы Рерихов в Америке, в задушевных беседах крепло духовное единение…
Зинаида Григорьевна Фосдик (Лихтман) вспоминала:
«Прожили мы с Рерихами на Монхегане немного больше месяца, с 7-го июля до 10-го августа, имели наслаждение проводить с ними целые дни в беседах и планах о Школе и нашей будущей совместной жизни здесь и в России в будущем. (…)
Сколько смеха, шуток, тонкий юмор Николая Константиновича, его неподражаемые рассказы, воспоминания, глубокие беседы с Еленой Ивановной, полные эзотерического и религиозного значения! Её дивное сверкающее лицо, полное красоты и блеска, прямо не от мира сего. Длинные почти каждодневные прогулки.
Три раза в неделю – общие Беседы с Мастером и счастье слушать вместе с Рерихами мудрость Учения, и благость любви, направленной на нас; поучение нас на деятельность. Это был лучший месяц в моей жизни… и это время положило краеугольный камень в основу всей нашей будущей жизни». [13]
Бесконечные морские просторы и небеса напоминали Рериху Карелию и родные просторы русского Севера.
«Елена Ивановна… очень метко сказала: «Тут видна сила воды над сушей, а там (в Карелии – Н.Ж.) – сила земли над водой». [14]
«У Елены Ивановны поразительное воображение, она видит целые картины в облаках и так сообщает о них другим, что и все начинают их видеть. Благодаря ей мы видели и замки, и горы, и две широкие дороги, ведущие в дальний город, и высокую фигуру в остроконечной шапке, а потом два солнца. (…) Елена Ивановна учит всех наблюдать цвета на камнях: серые, лиловые, розовые – у неё учишься видеть природу в красках». [15]
«…Пошли сегодня утром гулять… много ходили по скалам. Николай Константинович сделал набросок одной скалы… …Он говорит, что художник обыкновенно рисует с натуры прибой, небо, скалы, и часто получается… то, что лишь слепой не увидит. А главное – это подметить в природе настроение и передать его на полотне». [16]
На Монхегане записывается первая книга Учения Живой Этики – Зов, совместно с американскими сотрудниками обсуждаются планы по развитию Культурных организаций…
Здесь Н. К. Рерих плодотворно работает как художник. За это время он создаёт много эскизов и картин: серию «Монхеган. Мэн», а также сюиту «Океан». [17]
Те картины, которые сегодня известны, дают представление об этой вдохновенной сюите, запечатлевшей древнюю природу Монхегана, полную контрастов…
На картинах Николая Рериха из сюиты «Океан» – виды острова Монхеган – скалы и рифы, спокойные бухты и заливы, синева океанских вод с прозеленью мелей, величественные утёсы и кряжи, нагромождения гигантских валунов и диких скал, пламенеющие закаты и морские туманы, зеркальная гладь воды в вечерней тишине и пенный грохот прибоя у подножья суровых мысов, призрачные ночные сияния и лунные восходы…
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык… [18]
Каждая картина – гармоничный цветовой аккорд, передаёт различные состояния природы, которые уловил утончённый дух художника.
Названия их говорят о том, что всё вокруг живёт, чувствует и понимает: «Сказка», «Борьба», «Сияние ночи», «Бодрость», «День», «Мечтательность», «Доблесть», «Напряжение», «Холодность», «Отдых», «Покой», «Сон», «Радость», «Сила», «Улыбка», «Надежда»…
Беспредельная, величественная, вечная Природа полна Божественного Присутствия. Потому и общение с ней приводит душу в смиренное и возвышенное состояние… Здесь начинаешь понимать отшельников, уходивших от мира, чтобы быть ближе к Богу.
* * *
Но природа Монхегана особенная…
«Можете считать удачу среди скал Атлантиды», – записала в это время Елена Ивановна Слова Великого Учителя.
Монхеган – остаток великого древнего материка Атлантиды, на котором, как известно из «Тайной Доктрины», «…было больше гор, нежели долин». [19]
И Рерих на Монхегане пишет скалы Атлантиды…
Именно здесь – на небольшом островке, чудом уцелевшим после гигантских катаклизмов и гибели огромного древнего материка, произошедшего от нарушения Космических Законов и утери Связи с Высшим Миром – Рерихи записывали Учение Живой Этики – Учение Новой Эпохи – Эпохи Света и Добра, Эпохи Мировой Общины, которая уже приближалась.
Сейчас ночь темна, но уж близок
желанный рассвет,
Светлее которого не было в мире и нет… [20]
Рерихи слагали Будущее, пребывая на древних останках прошлого… И это было не случайно. Катастрофа Атлантиды – предупреждение нынешнему человечеству, стоящему у края пропасти…
«К сожалению, настоящее время совершенно соответствует последнему времени Атлантиды. Те же лжепророки, тот же лжеспаситель, те же войны, те же предательства и духовное одичание. У нас гордятся крохами цивилизации, так же точно Атланты умели промчаться над планетою, чтобы скорее обмануть друг друга; так же осквернились храмы, и наука сделалась предметом спекуляции и раздора. То же самое происходило в строительстве, точно не дерзали строить прочно! Так же восставали против Иерархии и удушались собственным эгоизмом. Так же нарушали равновесие подземных сил и создали взаимными усилиями катастрофу». [21]
«Стихии, выведенные из равновесия тёмными деяниями иерархии тьмы и её приспешников, разрушили Атлантиду. И ныне положение планеты угрожающе. Снова приводятся в действие мощные энергии разрушения. Огненная гибель угрожает Земле. Нарушенное равновесие стихий может вызвать космическую катастрофу. В погоне за рынками, прибылями, жизненным пространством и мировым господством, ослеплённые тёмными, люди могут приблизить конец». [22]
«Конец наступает людским начинаниям, когда они идут вразрез с велением Космической Воли. Потому и погибли цивилизации, и исчезли народы, и пески и океаны покрыли развалины их городов. Народ и его культура может продержаться тысячелетия лишь на полноте сотрудничества и созвучия с требованиями эволюции. (…) Долговечность страны и её культура зависит от созвучия её с Космическими Законами.
Когда настанет Община Мира и человечество вашей планеты явит собою едино братский коллектив всех народов без всех ныне существующих различий, когда стадо станет единым и Пастырь будет Один, длительность существования этого коллектива превзойдёт все цивилизации, когда-либо бывшие на вашей планете за все миллионы лет жизни её человечества».[23]
* * *
На картине Николая Рериха «Сила» – скалистый мыс Монхегана «Чёрная Голова» с суровым человеческим профилем. Морские туманы окутывают нежной дымкой неприступный утёс, о который в белоснежную пену разбиваются набегающие океанские валы… Сколько тысячелетий минуло, но каменный Гигант стоит непоколебимо.
Сколько видел он, сколько помнит! Он помнит и легендарных Атлантов – их великие достижения и их трагический конец… И вот ныне долетел до него Зов Провозвестия Будущего – Провозвестия Новой Эпохи.
«Чистое желание победить через океан пусть несёт вас» [24], – так напутствовал Великий Учитель Николая Константиновича и Елену Ивановну.
На картине Николая Рериха – стоящая в ладье женская фигура молитвенно устремлена навстречу бескрайним океанским далям… Суровые нагромождения синих скал не в силах преградить ей путь. Она устремлена туда, где в лиловом сиянии небо сливается с жемчужной гладью океана, туда, куда призывает Безмолвный Голос…
«Горит луч Наш, и в молчании моря ищите Нас. Помните о заповеданном».[25]
Наталия Спирина
У ДВЕРЕЙ
Листы Сада Mории.
Зов, 26.10.1921
Учитель всегда у дверей,
Но дверь на затвор не закрой.
Дозорное сердце, не спи!
В твоё ожидание Он
Войдёт, как в открытую дверь;
Но ждать неусыпно сумей.
На твой Он откликнется зов;
Но звать научись, как цветок
Луч солнца, раскрывшись, зовёт.
Поверь, Он придёт, потому,
Что Он твой Заступник и Друг,
Твой истинный, вечный Отец.[26]
12 апреля 2014 г.
Новосибирск
Автор сердечно благодарит директора Музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке Дэниела Энтина и сотрудника Музея Гвидо Трепша за отзывчивость, помощь, консультации, присланные материалы и благожелательный отзыв о тексте доклада.
Примечания.
1. Спирина Н. Д. Капли. (Сборник стихов).
2. Рерих Е. И. Запись от 1 июля 1922 / Рерих Е. И. Высокий путь. Ч.1. М., 2002. С.118.
3. Рерих Н. К. Корона Мунди. (К десятилетию). 1931 // Рерих Н. К. Твердыня пламенная.
4. Кент Рокуэлл. Это я, Господи. М.: Искусство, 1965. С.130-131.
5. Рерих Е. И. Записи Учения Живой Этики. 27 мая 1922. Т.2. М., 2008.
6. Рерих Е. И. Записи Учения Живой Этики. 16 мая 1922. Т.2. М., 2008.
7. Рерих Е. И. Запись от 5 июля 1922 // Рерих Е. И. Откровение. М., 2002. С. 79.
8. Рерих Е. И. Запись от 6 июля 1922. Там же. С.79.
9. Рерих Е. И. Записи Учения Живой Этики. 4 июня 1922. Т.2. М., 2008.
10. Рерих Е. И. Запись от 8 июля 1922 // Рерих Е. И. Откровение. М., 2002. С. 79.
11. Рерих Е. И. Запись от 9 июля 1922 // Рерих Е. И. Высокий путь. Ч.1. М., 2002. С.119.
12. Рерих Е. И. Запись от 14 июля 1922 // Рерих Е. И. Откровение. М., 2002. С. 80.
13. Фосдик З. Г. Мои Учителя. М.: Сфера, 1998. С.101.
14. Там же. С. 61.
15. Там же. С. 53.
16. Там же. С. 71.
17. По данным каталога произведений Н. К. Рериха В. В. Соколовского, дополненного В. Н. Бендюриным (http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html), Н. К. Рерих на острове Монхеган в 1922 году создал не менее 27 живописных работ и более 30 рисунков. Большинство этих произведений находятся в США – в Нью-Йоркском Музее Н. К. Рериха и в частных коллекциях. Благодаря продажам на аукционах, а также сайту Музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке, в настоящее время из 14 картин сюиты «Океан» известны 12 произведений, а из 10 картин серии «Монхеган. Мэн» – предположительно 2 произведения (по Каталогу Карла Руперта).
В авторском списке картин Н. К. Рериха приведены русские названия картин серии «Океан». Однако, по словам сотрудника Музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке Гвидо Трепша, пока не установлено, какое название имеет каждая картина серии. По мнению Г. Трепша, точно определены названия только двух картин: «Надежда» и «Смутность». Поэтому русские названия других приведённых в статье картин серии «Океан» даны под вопросом.
18. Тютчев Ф. «Не то, что мните…» 1836 // http://ilibrary.ru/text/1284/p.1/index.html
19. Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т.2. Новосибирск, 1991. С. 963.
20. Спирина Н. Д. По картине Н. К. Рериха «И Мы приносим Свет» (Серия «Sancta») // Спирина Н. Д. Перед Восходом. (Сборник стихов).
21. Иерархия,145.
22. Грани Агни Йоги VI, 451.
23. Грани Агни Йоги IV, 180.
24. Рерих Е. И. Запись от 2 августа 1922 // Рерих Е. И. Откровение. М., 2002. С.83.
25. Рерих Е. И. Записи Учения Живой Этики. 19 июля 1922. Т.2. М., 2008.
26. Спирина Н. Д. Перед Восходом. (Сборник стихов).
27. Каталог картин Н. К. и С. Н. Рерихов http://gallery.facets.ru/
Источник: Этико-философский журнал “Грани Эпохи” №60
Комментариев пока нет... Будьте первым!