(подборка)
1.Чесотка руководительства очень характерна для начинающих, стремление поучать и набрать как можно больше слушателей вызывается распухающей самостью. Руководство идёт для себя и ради самоудовлетворения стремления учительствовать. Только когда наставничество становится жертвой и не хочет наставник его, начинается стезя истинного учительства. Власть – это жертва, как вы уже знаете. Учительство – тоже жертва. Так, когда дух может сказать: «Да минует меня Чаша сия», – начинается служение Свету.
2. Впрочем, можно отметить, что только недавно вступившие на путь горят страстным желанием просвещать и поучать. Тот, кто знает тягость учительства, поступает очень осмотрительно, поучать никого не стремится и мудро раздаёт жемчужины истинного знания.
3. Как же учить, если учащий сам не научился тому, чему хочет он научить другого. Как же научить управлять тем, чем он сам управлять не может. Учительство только тогда оправданно, когда учитель сам научился тому, чему учит. Иначе поучение пойдёт в осуждение учащему. Много таких самоявленных учителей. Учитель должен собою являть утверждённое в применении всё, чему пытается он научить. Иначе не учение, но попрание Закона. Пусть каждый учащий Заветам Истины спросит себя, имеет ли он право учить.
4. Бремя Учителя велико. Как Ему тяжело бывает порою нести на Себе несовершенства учеников. Как в большом, так и в малом. По всей цепи Парампары каждый наставник принимает на себя тягость неупорядоченного мышления ведомых и их недостатков. Учительство – подвиг, наставничество – подвиг, если оно совершается не во имя своё, а во имя Служения Свету. Самоявленных учителей, тешащих свою самость и стремящихся поучать, достаточно много. Но когда ведущий говорит: «Да минует меня чаша сия», – понимая, какую нагрузку и ответственность берёт он на свои плечи, тогда начинается ступень истинного наставничества. Можно представить себе, чего стоят некоторые ученики.
5. Только когда действие совершается не во имя своё и себя и желаний самости, становится оно самоотверженным, или жертвенным. Вначале стремление всех поучать и иметь больше учеников очень сильно. Это самость уявляет себя. Потом, по мере роста духа, стремление поучать исчезает и рождается понимание, что наставничество – это жертва и накладывает оно на учителя обязательство выполнять свой долг до конца. Ученик берётся не на время, но навсегда. Ученики – это психический груз на ведущем, ибо, разделяя с учеником знание, учитель удлиняет путь свой к Нирване. Ответственность за учеников велика. И только тогда, когда появляется мысль: «Да минует меня Чаша сия», – ведущий становится истинным наставником. Самоявленное учительство, тешащее свою самость, немногого стоит. Но тем ценнее те немногочисленные духи, которые со временем могут стать Учителями. Такой ученик уже понимает, насколько тяжка, и неблагодарна, и трудна его доля, если он трудится не во имя своё, но Позвавшего.
6. Поношений, искажений Его дел и клеветы не избежать ни одному Носителю Света. Многие из исказителей придут и скажут: не именем ли вашим учительствовали? Вспомните, что Ответил Учитель подобным исказителям истины: «Отойдите от Меня, не Знаю вас, делающих беззаконие», – так судьба сознательных и бессознательных исказителей истины сходна.
7. Знаете ли, что стоит Учителю каждый приблизившийся к Нему и принятый Им? В сферу Свою несовершенства ваши неизжитые допускает и переливает их в чистый металл. Так же и вам подходящие к вам не радость, но суровая обязанность и отягощение духа вашего слабостями и несовершенствами своими. Только неопытность и невежество стремятся всех поучать, но опытный ученик знает, что трудные и длительные обязательства накладывает на него каждый, допущенный к сердцу. Не прохожих допускаете, но тех, с кем придётся идти до конца и вкушать от несовершенств их, пока не будут изжиты. Терпение и терпимость необходимы великие. Явление ученичества – один из видов Служения Свету. Обязательство передать часть своих знаний некоторому количеству ищущих душ является неписаным законом духа. Много неблагодарности ожидает каждого на этом пути. Признательность – качество редкое. Тем более его Ценим. Вы много терпения, терпимости и заботы явите по отношению к ним, к вам подошедшим. Но не зазывайте никого. И с пришедшими достаточно забот и огорчений. Думают, что радость несут непросветлённым сознанием своим. Это чувство бывает вначале, пока пылают огни. Но когда обнажённую сущность свою под воздействием Света яро начинает проявлять подошедший, радость сменяется суровым пониманием трудности задачи трансмутации души человеческой.
8. Принять кого-либо в ученики – это значит взять на себя его Карму. Потому-то так много желающих найти себе руководителя и сознательно или бессознательно возложить на него свои тягости. Отсюда и непомерное обременение со стороны каждого обращающегося. Неопытные путники, особенно на первых ступенях, пытаются яро учительствовать, не зная суровости Закона. Но опыт учит тому, что надо семижды семьдесят раз подумать, прежде чем связать себя руководством. Помочь надо, конечно, но не беря на себя карму ведущего, ибо цепь водительства конца не имеет. Опыт указует, как яро и тяжко, а порою жестоко и злобно, стремятся возложиться неподготовленные духи на того, кто позвал их к Свету. И горе тогда звонарю, зазвавшему кого-то на двор свой. Призыв к Свету пусть будет безличным – это кармически не накладывает обязанности брать на свои плечи карму откликнувшихся. Можно понять, почему даже у Великих Учителей было так мало учеников. Каждый ученик тягость являет собою для Учителя Света. И очень немногие, даже из допущенных близко, думают о том, как бы не отяготить Позвавшего. Можно отметить при этом, как непомерно и яро отягощали и вас те, кто через вас подошёл к Свету. Ответственность руководительства велика и длительна. Карма руководства устремлена в будущее – отсюда её протяжённость. Умучили и растерзали всех Посланников Света – и это следует помнить, чтобы не уподобиться ни растерзателям, ни тем, кто, следуя за Учителем Света, крест свой не на свои, но на Его плечи хотел возложить.
9. Учитель и ученик, независимо от того, большой или малый, связаны между собой крепкими нитями связи. Все несовершенства ученика ложатся на плечи Учителя. Малый Учитель не всегда в состоянии преодолеть в себе несовершенства своих учеников. Они могут склонить его вниз, до себя. Поучать и учительствовать стремятся лишь малые сознания, не понимающие, какой груз и какую ответственность берут они на себя.
10. Учитель несёт на Себе всю тягость несовершенства ученика. Он как бы принимает на Себя то, что должен преодолеть в себе ученик. Все свои недостатки отдает идущий Ему, чтобы перелиты были они в Его Башне. Это не избавляет ученика от самодеятельности и необходимости трансмутировать все низшие качества своей природы, но коль связь существует и Серебряная Нить соединяет Ведущего и ведомого, по ней передаются все колебания, происходящие в микрокосме последнего. Только неопытные путники мечтают иметь как можно больше учеников, забывая о великой ответственности за каждого. Упускается также при этом из вида и то обстоятельство, что и несовершенства такого неопытного учителя передаются ученику, усугубляя ответственность поучающего. Какова яблоня, таковы и плоды. Желание просветить тёмное сознание похвально, но стремление учительствовать и в то же время нести в себе ненужные язвы духа – явления несовместимые, ибо духовная зараза легко передаётся друг другу. Духовным иммунитетом обладают только Высокие Духи, но тягость их велика.
11. Только когда наставничество является уже жертвой, наставник готов. Слишком уж много самоявленных учителей, страдающих зудом учительствования, готовых всех поучать, даже не спрашивая их желания поучаться.
12. Различные степени ученичества приравнены к уровню сознания ученика. И если кого-то Учитель Называет учеником, то одно это уже имеет большое значение и оказывает влияние на его судьбу. Неопытность очень стремится поучать и хочет иметь как можно больше учеников. Но опытный путник понимает, как велики тягость и ответственность учительства. Незримая нить связывает Учителя с учеником. По ней передаются переживания ученика Учителю. А так как уровень их сознания различен, то отягощение Учителя неизбежно. Сознательная бережность со стороны ученика облегчает Ношу Учителя. Но так мало тех, кто думает о том, чтобы не отяготить Учителя. Сознательный, и особенно бессознательный, но оттого не менее сильный вампиризм и пожирание чужой психической энергии распространены очень широко. Люди прекрасно знают, около кого можно поживиться, и похищают без всякой жалости чужую силу. Даже почитатели могут растерзать того, кого они почитают.
13. Формула «да минует меня Чаша сия» характерна для высших ступеней служения человечеству, когда долг выполняется до конца. На начальных ступенях заметны стремление к учительствованию, наставничеству, желание иметь как можно больше учеников и всех поучать. Ответственность и бремя наставничества не осознанны, забота течёт о себе, для собственного самоудовлетворения. Происходит явление себеслужения. И только когда понимается, какое бремя и какую ответственность берёт на себя тот, кто хочет быть истинным наставником, начинается служение Свету. Тогда прекращается «зазывание на свой двор», исчезает желание всех поучать и формула «да минует меня Чаша сия» становится спутницей духа, несущего Земле Свет.
Источник:
1. Г.А.Й. 1966 г. 312.
2. Г.А.Й. 1970 г. 764.
3. Г.А.Й. 1967 г. 278.
4. Г.А.Й. 1966 г. 442.
5. Г.А.Й.1966 г. 390.
6. Г.А.Й. 1966 г. 316.
7. Г.А.Й. 1956 г. 433.
8. Г.А.Й. 1962 г. 298.
9. Г.А.Й. 1962 г. 605.
10. Г.А.Й. 1963 г. 549.
11. Г.А.Й.1964 г. 559.
12. Г.А.Й.1968 г. 418.
13. Г.А.Й. 1972 г. 458.
Источник: Этико-философский журнал “Грани Эпохи” № 77 (Весна 2019)
Комментариев пока нет... Будьте первым!