Главная » ПЕДАГОГИКА, Педагогика Монтессори » О “космическом воспитании” детей. Е.А. Хилтунен

1 094 просмотров

2653-87

1. Мария Монтессори начала разрабатывать принципы «космического воспитания» детей в конце 40-х годов, путешествуя по Азии. Именно традиции восточных религий, воспринимавших отдельного человека как зернышко, занимающее особое место в мировой пашне и понимающее свое предназначение, натолкнули М. Монтессори на размышления о единстве мира и человечества. Она словно бы подхватила чувства, носившиеся в атмосфере после ужасной войны. Люди кинулись друг к другу, испугавшись прежней оторванности и бессмысленности механического существования. Впервые с изложением своих мыслей о космическом воспитании она выступила в Индии в 1946 году.

Греческий корень «косм» означает «порядок». Следовательно, «космос» с греческого – Вселенная, мироздание, устроенное в строгом порядке, возникшее из беспорядочного хаоса. «Космическое воспитание» ребенка по Монтессори означает сохранение и развитие в нем целостной картины мира, упорядоченной существующими закономерностями.

Следуя различным «космическим» теориям (теософское учение, традиции русской философии всеединства Вл. Соловьева, идеи К. Э. Циолковского, Н. Федорова, Л.Н. Толстого), Монтессори видит во всем творении «единый план, от которого зависит не только разнообразные формы живых существ, но и эволюция самой Земли. Вся жизнь развивается в соответствии с космическим планом, и цель всех ее составляющих – под влиянием окружения занять в космическом плане должное место». Космическая теория, говорит М. Монтессори, должна включать не только природу, но и человека, как действующую силу творения. И как в мире природы каждый вид работает на целое и от работы каждого зависит жизнь целого, так же должно быть и в человеческом сообществе. Чувство сопричастности, возникая стихийно в детстве, должно поддерживаться специальными усилиями взрослых.

2. Все это может показаться сложными философскими суждениями, далекими от педагогики детства. Но Мария Монтессори придала этим суждениям дидактический смысл, показав, как можно реально воплотить их в жизнь. Как, работая с детьми, научить их быть наблюдательными, удивляться каждой, даже самой незначительной частичке мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой.

В книге с названием «Космическое воспитание», которую собрал из отдельных работ Монтессори ее немецкий интерпретатор профессор Шульц-Бениш,  говорится о двух направлениях развития личности ребенка – объединении познаний ведущих наук о мире (астрономии, геологии, географии, истории, биологии, физике, химии) для создания у ребенка единого образа мира, и «развития его индивидуальности,  скрытой энергии, достижения более ясного разума  сильного характера и новых, более свободных, форм сознания».  Через соединение этих двух начал ребенок достигает понимания, что каждый сможет внести вклад в существование всех, сумеет осознать собственное  предназначение, и будет стремиться к его воплощению в жизнь.

3. Один из главных принципов Монтессори-педагогики – наблюдение и своевременная поддержка самостоятельного развития ребенка.

Кто может больше порадовать нас, чем  малыш, делающий первый шаг или сказавший первое слово? А ведь для него различить журчание лесного ручья, заметить движение неба в речной воде, обнаружить рождение потомства у ручной белой мыши –  та же радость, что и для нас, взрослых  наблюдение его победного взросления.  Любовь ребенка к природе абсолютно бескорыстна. Малыш просто любит все проявления жизни.

Разумеется, учить детей наблюдать природу не означает требовать: «Наблюдай!». Малыш мало что заметит вокруг, если страсть к наблюдению у него не выработана с раннего детства, когда он видел вокруг себя простые, но необходимые ему вещи или отмечал особенности поведения  близких ему людей. Ребенок может так и не научиться наблюдать природу, если находящиеся рядом с ним взрослые сами не умеют удивляться и восхищаться ею.
–  Ух-ты! Какая луна сегодня полная! Видны даже темные пятна! Говорят, это лунные моря…
–   Ух-ты! Здесь лужа после дождя была, а теперь исчезла! Интересно, куда она делась?
–  Ух- ты! Одуванчик был желтый, а теперь в пушок превратился!

Так  много раз за день удивляется мама или наставница в детском саду. А малыш стоит рядом, вертит головой, и тоже удивляется.

4. Теоретические разработки Марии Монтессори  обретают жизнь в практическом существовании специально разработанных для детей дидактических материалах. Потому что мало просто вывести ребенка на улицу и показать ему звезды, чтобы он ощутил причастность к Вечности. На вторую ночь ему уже захочется разобраться, как устроено звездное небо. А это лучше делать днем, в комнате или в классе. С помощью специальных материалов.

В классе Монтессори-материалы об окружающем мире не просто стоят на полках  в логической последовательности от конкретного к абстрактному, но так же и в логике взаимосвязей, существующих в мире. Это помогает ребенку построить взаимосвязи миропорядка в его маленькой головке, потому что он стремится узнать сразу все из совершенно разных областей. Представляя мир как огромное информационное  поле, которое надо возделать самостоятельно. Он не хочет ждать, когда ему преподнесут сведения о животных, позволят делать опыты по изике, а про звезды расскажут на уроке астрономии в 11 классе. Ему уже сейчас, в 5 -10 лет, это безумно интересно. И он не делит свои вопросы об окружающем мире по предметам: биология, астрономия, история. Потому что в один и тот же день его одинаково занимают наблюдения за Солнцем и поведение кошки. Логика расположении дидактического материала в пространстве и последовательность его предъявления ребенку позволяют подняться со ступеньки разрозненных знаний о мире на ступеньку развития, связанную с целостным взглядом на мир.

Хотим мы того или нет, человек является частью Космоса и развивается по его законам. Астрономы представляют себе развитие Солнечной системы, а следовательно Земли и впоследствии человека, из газопылевого облака путем гравитационного сжатия. Изучая Солнечную систему, человек узнал об уникальности своей планеты, а значит, наше предназначение –  особенно ответственно сохранять природу Земли, беречь и преумножать культуру и цивилизацию.

Лекция была прочитана на Международном семинаре в Хельсинки (Финляндия) в августе 2007 года.

Автор: Елена Александровна  Хилтунен, Монтессори-педагог, сертификат Академии развивающей реабилитации (Мюнхен, Германия), эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России, автор 9 книг по Монтессори-педагогике, Монтессори-тренер педагогического Университета им. Герцена (Санкт-Петербург).

Источник:  Тренинг Монтессори

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий