Ученику-музыканту надо объяснить, что истинная музыка, как искусство в целом, не соотносится с системой обычного оценивания. Баллы, награды, конкурсные победы – все это лишь отражение привычек человеческого самолюбия и тщеславия.
Истинное качество в искусстве – это особое состояние энергий творческого явления, которому отвечают энергии Пространства. Этот «ответ» пространственных ритмов ощущается как вдохновение, как явления озарений и «прозрений». Та радость и особый подъем чувств в их отрешенности от земного плана, которые ощущаются исполнителями и слушателями, является основой критерия качества в музыке. Когда живое созвучие ритмов мысли и звуков найдено (подлинная задача работы над интонированием), а в процессе выступления найдено созвучие с ритмами пространства – это и есть истинное качество.
Мало определительных существует для этого подлинного качества в европейских языках, ибо слишком давно утвердился акцент на внешних явлениях. Искусство, при всей устремленности к красоте форм и достижениях в этом, в сущности своей нацелено на явления внутренние. Его истоки – в духе, и цели тоже в области духа. Категория античной эстетики «катарсис» могла бы помочь осознанию сути. Но, став предметом теории, утратила жизненность. (Как, впрочем, и другие важные понятия, превращѐнные в абстракции другой разрушительной привычкой уходящей Эпохи – подменять живую мысль безжизненными интеллектуальными конструкциями).
Вернуть критерии качества в родную сферу искусства – сферу утонченных восприятий, соотнесения творчества с живыми ритмами бытия, сегодня можно только при помощи понятия психическая энергия. Огонь и его ритмы – живая ткань бытия – это та реальность, к единению с которой устремлено искусство. Все высокие явления художественных произведений – это уловленные и запечатленные ритмы Пространства. Исполнитель же стоит перед задачей воспроизвести эту живую жизнь. Не оригинальность трактовок нужна, не утвержденные каноны исполнения, но живая мысль, пульсации духа, чуткие явления сердца. Нужно стремиться к подлинному искусству музыки как отражению ритмов Бытия – ритмов Пространства.
Скажут: «А как же «фальшь» в исполнении, как же ошибки в ритме, тексте, некачественное звучание и т.д.?» Вот это и есть задача – осознать гармонию энергий, созвучие энергий, как единый критерий и единую реальность. Осознание растворит противоречия. Ведь что есть неточно взятый звук или негармоничный темп, как не явление несоответствия? Явление созвучия с Пространством образуется как результат многих достижений качества во многих аспектах исканий. Это не есть нечто одно и нечто особенное, изолированное. Это живое единство мысли, звука, ритма, в их согласованности со звучаниями пространства. Это несколько планов качественного труда в их согласованности между собою. И что есть явления красоты (в том числе красоты звука), как не явление найденного соответствия с огненной Реальностью – с Жизнью?
Современная тенденция технократизма в искусстве – это именно разрушение ткани бытия, разрушение жизненности. Нужно понимать характер и природу этой тенденции, это противодействие эволюции… Направленность очевидна – обезжизнивание. Упрочивает эту вредоносную тенденцию человеческое честолюбие. Согласование, поиск, искание мысли, ритма – интонации, одним словом подлинной красоты – это долго. А результат хочется яркий и скорее. Отсюда – обилие яркости в ущерб жизненности. Много псевдовиртуозности и мало вдохновенности (корень этого слова – дух).
…Начинающему музыканту нужно объяснить, что, взяв в руки музыкальный инструмент, он вступает в область таинственного взаимодействия мысли и звука, взаимодействия человеческой воли с великими велениями пространственной жизни. И только полное бескорыстие и любовь к красоте явит светоносность этих взаимодействий, явив истинное Благо.
2018-01-20
Автор: М.В. Гореликова
Источник: Газета «Scalae» №31 июль 2018 г.
Комментариев пока нет... Будьте первым!