Главная » единение, Новая Страна, Новый Мир, община, коммуна, будущее » О духовнонравственном совершенствовании как пути к единству и общине. Башкова Наталья

841 просмотров

2646-83

* Выступление на «круглом столе» «Центрально-Азиатская экспедиция Рериха и культурная интеграция народов великих евразийских путей», посвящённом 90-летию северной части Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, в Общественной Палате РФ 18.06.2016 г.

Сегодня были затронуты многие важные аспекты Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, а также и шире — их творческого наследия. И в Информационном письме к «круглому столу», и в сегодняшних выступлениях было верно подчёркнуто, что важнейшей миссией семьи Рерихов и Учения Живой Этики, принесённого ими, является объединение народов в гармоничное содружество. И в своём выступлении мне хочется подчеркнуть один из лучших и естественных путей его достижения — это духовно-нравственное совершенствование нашего сознания. Этот путь прежде всего и утверждает Живая Этика (отсюда и такое название Учения).

С одной стороны, основа объединения была указана Духовными Учителями человечества уже очень давно — это, конечно, духовное начало, единое во всех нас. Живая Этика подчёркивает, что по сущности своей это — космическое, безличное, универсальное начало, вокруг которого каждый из нас строит своё индивидуальное сознание. С другой стороны, человечество до сих пор очень разделено, и как раз в первой половине ХХ века, когда жили и творили Рерихи, это разделение из-за самостного обособления и отчуждения достигло трагического апогея в мировых войнах, атомных взрывах…

Как противостояние глобальным угрозам, противовес гибели — неизбежно, необходимо единение. Именно в его достижении, в последовательном построении планетарной общины мы и будем приближаться к Новой Светлой Эпохе в нашей истории. Здесь нет утопии. Это — наше будущее. В книге «Община», которая была дана в период Центрально-Азиатской экспедиции, утверждается: «…без общины Земля жить не может»2. В Учении подчёркивается, что созидание единения и творческого сотрудничества — это и есть строительство Новой Эпохи. Без этих основ она не осуществится. Не случайно в феврале 1945 г., когда Елена Ивановна Рерих ставила задачу переиздания книги «Община» в Америке, она писала о её новом названии — «Новая Эра»3. И добавляла: «Новая Эра требует и нового сознания»4. В этой книге, как и в последующих книгах Учения, помимо раскрытия методов внешних, социальных преобразований, главный акцент делается на внутреннем, духовном преображении человека.

Идею единения человечества мы находим в трудах многих русских философов-космистов. Хорошо известно утверждение В.И. Вернадского о формировании ноосферы — новой планетарной силы объединённого научного разума человечества, способного преобразовать жизнь на земле и усовершенствовать самих себя вплоть до автотрофности. К.Э. Циолковский вообще был уверен, что жизнь Вселенной уже построена на всеобщем согласии, мире, сотрудничестве и наполнена счастьем каждого существа и что мы, земляне, должны стремиться к тому, чтобы войти в эту вселенскую общину. И везде у космистов звучит мысль о необходимости преобразования сознания человека.

На этом пути к Новой Эпохе на Земле через единство её человечества важно выявить то общее, что способно объединить разных людей. И это сформулировано Рерихами и Духовными Учителями как первейшая задача исследователей и последователей их идей. Так, мы видим, что плодами творчества гениальных писателей, композиторов, учёных пользуются все. Весь мир читает Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, слушает Л. Бетховена и П.И. Чайковского, использует технические изоб­ретения, кем бы они ни были созданы. В сфере культуры и идеологии принципиально важно найти то глубоко внутреннее, единое, что отзвучит и будет понятно каждому из нас.

В Учении Живой Этики приводятся чёткие признаки объединяющих идей и принципов. Обозначим три из них. Во-первых, чем выше объединительный потенциал идей, тем более они непреходящи и вечно актуальны для нас (сколько бы поколений людей ни сменяли друг друга). Во-вторых, они беспредельны в своём всевмещающем масштабе, поэтому в них заключена многоступенчатость постижения. Эти идеи ничего и никого не исключают и не отрицают, но всё иерархически упорядочивают и гармонизируют. И в-третьих, такие идеи подразумевают не личное удовольствие и самовозвышение, а направлены на Общее Благо, они несут широкие, многообразные позитивные следствия — и для людей, и для пространства, и для природы.

Рерихами был выдвинут прекрасный девиз: «Мир через Культуру». В рериховском понимании объединить мир сможет только духовная культура, основанная на понимании и утверждении духовно-нравственных ценностей. Каждый честный, непредвзятый исследователь, очищая истину от внешних форм, убеждается в могучем объединяющем потенциале именно духовно-нравственных понятий и категорий. Действительно, в какой бы стране человек ни жил, к какой бы религиозной конфессии он ни принадлежал, какими бы культурными традициями ни был окружен, как бы профессионально и социально-статусно ни реализовался, подлинное становление человеческой личности неизбежно происходит через воспитание неотъемлемых качеств сознания — нравственных, познавательных, волевых. Степень их выраженности у человека — лучший и яркий показатель его развитости в целом как полноценной индивидуальности.

С уверенностью можно сказать, что качества нашего сознания, и это обосновывается в Учении, едины для всех людей. Это любовь, сострадание, мужество, трудолюбие, дисциплинированность и т.д. Возможно ли существование человека без наличия хотя бы в определённой степени этих качеств? Конечно, нет. Эти качества вечны в своей значимости, беспредельны в их достижении и несут не только личное, но Общее, пространственное Благо.

Изучение Живой Этики и желание систематизации знаний привело нас к созданию «Цветка духовных качеств», в котором собраны 168 качеств. Это симфония духовных качеств, о воспитании которых говорится в Учении. С первых страниц Живой Этики и далее в книгах «Грани Агни Йоги» наше внимание обращается на вернейший и единственный путь естественного, гармоничного развития человека — это духовно-нравственное совершенствование, то есть, другими словами, воспитание богатейшей палитры высоких качеств сознания. Это путь единый для всех. В действительности он и составляет самую сущность, главный стержень каждого позитивного философского или религиозного учения, которое заботится о развитии человека как частицы Беспредельной Жизни.

Куда ведёт этот путь, что он всем нам даёт?

В Учении утверждается единый закон развития всего сущего — изнутри вовне. Оказывается, совершенствование нашего внутреннего мира — это хотя и длительный и трудный, но самый надёжный и основательный путь к широким социальным преобразованиям. Изнутри, через улучшение, утончение качеств своего сознания человек приходит к естественной необходимости обновления, облагораживания своего поведения, всех форм деятельности и взаимоотношений с людьми. Так в рериховском наследии на первый план выходит практика преображения, совершенствования своих духовных и психических проявлений и качеств.

И ещё один аспект этой темы — очищение нашей психической энергии, с помощью которой человек участвует в непрерывном взаимообмене с окружающим миром и другими людьми. Это тонкий аспект, который лежит в основе собственно йогического пути, изложенного в книгах Учения. Психическая энергия — это первый дар в ряду ближайших даров эволюции, о которых говорит Учение5. Ведь что такое каждое из этих качеств нашего сознания? Это не отвлечённые добродетели, это не умозрительные абстракции, а конкретные проявления нашей психической энергии, то есть энергии нашей психики, сознания. В своём высоком аспекте эти качества предстают ярчайшим выражением нашей духовной природы — единой во всех нас. Значит, чем ярче духовное начало и его качества будут проявлены в каждом из нас, в нашем микрокосмосе — тем ближе и созвучнее и единосущнее мы будем друг другу и к Высшим мирам. Через взращивание этих качеств прежде всего и будет происходить созидание желаемого всеми нами единения, мира и общины на Земле, а значит, и строительства Новой Эпохи.


2 Община, 29: «Вы понимаете, что без общины Земля жить не может. Вы понимаете, что без расширения небесных путей существование становится ничтожным. Новый Мир нуждается в новых границах. У ищущих должна быть дорога. Разве она узка по всему небосклону? Счастье в том, что искатели не должны приникать ухом к земле, но могут обратить взгляд на духовную высь. Лучу легче искать поднятые головы. И каждое движение мира обусловлено общиною».

3 Е.И. Рерих: «После второй части “Мира Огненного” можно будет приступить к переводу “Общины”. Совет дать ей новое оглавление, “Новая Эра”, оставив как подзаголовок “Община” на второй странице» (Письма. Т. 7. М., 2007. С. 207 (1.02.1945)).

4 Там же. С. 183 (12.06.1944).

5 Аум, 414: «Следует понять ближайшие дары эволюции: первый — психическая энергия, второй — движение женщин, третий — кооперация. Каждый из этих даров должен быть принят в полном размере, неотвлечённо».

Наталья БАШКОВА, канд. филос. наук, г. Тула

Источник:  Журнал “Восход” № 7 (267), Июль, 2016

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий