Главная » о культуре, О КУЛЬТУРЕ » НОРМА КАК КАМЕРТОН КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. М.В. Чистова

634 просмотров

2642-60

Русская культура так же богата, как и русская душа. Широта и удаль, даже ухарство, сочетаются в ней с тонкостью чувств, яркая красочность с пастельной грустью, дерзкий порыв со смиренной терпеливостью. И всё это нескончаемое множество образов наполняет различные виды искусства, каждый из которых как океан, а жанры – его внутренние моря.

И это только лишь сфера искусства, а ещё к понятию «Культура» относятся религия, наука, наконец, культура отношений, бытовая культура.

Возможно ли, имея в виду всё это немыслимое многообразие, говорить о какой-то норме? Не получится ли искусственное урезание, «прокрустово ложе» для культурной деятельности?

Чтобы ответить обратимся к аналогии.

Вселенная. Её проявления беспредельны и бессчётны. Её многоликость недоступна никакому воображению, но все миры вселенной подчинены строгому порядку, Закону, в основу которого положена норма. Этой нормой является тот Божественный Импульс, который породил Жизнь и весь нескончаемый поток её манифестаций.

Теперь пример совсем иного масштаба. Государственное законодательство. В основу уголовного и гражданского кодексов так же заложена единая норма – жизнь. Жизнь является безусловной ценностью. Поэтому каждое государство, несущее в себе потенциал развития, строит свои правовые отношения, исходя именно из этой нормы. Всё, что служит увеличению количества и улучшению качества жизни, оценивается положительно; всё, что сокращает количество и ухудшает качество жизни, пресекается уголовным и гражданским законодательством.

Напротив, в тех государствах, где вектор сменился с развития общества на его деградацию, всё время делаются попытки законодательно возвести в норму смерть. Это легализация абортов, наркотиков, эвтаназия, однополые браки, решение политических вопросов политическим путём и т.д.

Но общество нормальных людей никогда не изберёт путь смерти. Потому оно и нормально, что его норма – жизнь.

Таким образом, культура взаимоотношений регулируется в государстве уголовным и гражданским правом, где в большинстве случаев в качестве нормы имеется в виду жизнь физическая. Но известно, что кроме этого имеется ещё понятие духовной жизни, и оно иерархически является выше жизни физической, которая призвана проявлять и служить инструментом жизнедеятельности духа.

Потому именно это явление – духовная жизнь – должно быть положено в основу законодательства о культуре как единая норма. Такая норма не сокращает возможности, не диктует условия, но лишь указывает направление, задаёт вектор движения.

Более 20-ти лет Россия жила без фундаментального закона о Культуре. В этот период было затрачено много усилий, чтобы своротить её на путь духовной смерти, что намного страшнее смерти физической.

Это подмена смысла жизни, замена правды ложью, красоты безобразием, любви ненавистью и пошлостью, гармонии хаосом. Делались попытки само понятие нормы из объективного низвести до субъективного, и представить как дело вкуса. Но утрата или искажение нормы дезориентирует в направлении движения. Дорога превращается в лабиринт, наполненный тупиками и капканами.

Когда в меню среди предложенной еды мы выбираем определённое блюдо – это действительно дело вкуса. Но, когда вместо еды подсовывают яд – вкус ни при чём.

В данном случае такая аналогия физического с духовным вполне правомерна, поскольку истинные произведения искусства, и, более широко, явления культуры несут заряд энергии жизни. Лжепроизведения – обезточивают.

Сегодня в представленном для обсуждения проекте Закона о Культуре в качестве нормы обозначены традиционные ценности народа. Учитывая, что наши традиционные ценности и ориентировались всегда на духовную жизнь как норму, новый Закон должен нести в себе потенциал культурного развития.

Однако, норма, опирающаяся на опосредованный термин, уязвима. Ведь традиции не только приходят из далёкой древности, они зарождаются и сегодня. А при современных технологиях воздействия на человеческое сознание, где гарантии, что новоявленные традиции не поведут нас к духовной смерти?

Поэтому духовная жизнь должна быть утверждена как законодательная норма, и тогда она станет камертоном всей культурной деятельности. А уж виды и жанры – это, действительно, сфера вкусов, о которых не спорят.

Чистова Марина Валерьевна, сотрудник АКОО «Рериховское Общество «Беловодье».   г. Бийск.

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий