Главная » ЛЮДИ И ДАТЫ, РЕРИХОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, Светочи, события Рериховского движения » Николай Рерих: от балета до Шамбалы. СПб (23.05.14)

1 304 просмотров

2914В Русском музее в Санкт-Петербурге показывают неизвестные ранее работы живописца.

Николай Рерих жил как настоящий йог: того невероятного количества событий, мест жительства, встреч и открытий, которые случились в его жизни за 73 года, с обычным ритмом жизни охватить никак невозможно. Очевидно, тут не обошлось без мистических откровений и энергетического допинга. Но об этом вслух говорить не рекомендуется. Выставка исследует другого Рериха, не эзотерика, а художника.

Все, что он создал, Рерих завещал своей стране.

Рожденный в очень благополучной петербургской семье, водившей дружбу с Менделеевым, Микешиным, Костомаровым и другими видными людьми того времени, Николай Рерих на протяжении всей своей жизни оставался удивительно благополучным человеком. Как в личной жизни, так и в творчестве. «Бедный художник» – это не про Николая Константиновича Рериха. Он был фигурой одиозной, но бесконечно талантливой. Человеком замкнутым, но порядочным. Единственным русским, которого индусы наградили званием «Махариши», что в переводе с санскрита означает «великий мудрец». Как ему это удалось? Ответ на этот вопрос может дать ретроспективная выставка художника, которая открывается 9 апреля в Русском музее в корпусе Бенуа при поддержке банка ВТБ.

1. 40 лет спустя

3774-377-197Выставка «Николай Рерих. 1874–1947» открывается в год 140-летия Рериха. В последний раз подобная экспозиция, посвященная этому художнику, проходила в Русском музее ровно 40 лет назад, в 1974 году. В основе выставки – порядка 300 работ, большая часть которых представлена именно Русским музеем, чье собрание работ Рериха считается крупнейшим в мире. Три работы предоставила Третьяковская галерея. Одну работу – ГМЗ «Петергоф». Еще три – научно-исследовательский музей РАХ (Музей-квартира И. И. Бродского). И две работы прибыли в корпус Бенуа из частных коллекций.

Так как выставка очень большая, она представляет ретроспективу творчества Рериха: от первых работ, еще в качестве ученика мастерской Архипа Куинджи («Украинский пейзаж», 1897, работа ранее не экспонировалась) до картины «Помни», написанной художником незадолго до смерти. Последний зал огромной экспозиции посвящен ранним графическим работам Николая Рериха.

2. Тапочки учтите

Николай Рерих имел два образования: юридическое и художественное. Современники отмечали его работоспособность, помноженную на хорошие манеры, умение найти подход к собеседнику и личное обаяние. Все это в совокупности, разумеется, давало положительный результат. Сам Рерих и его картины всегда были в центре внимания. Их в равной степени как сильно ругали, так и безостановочно хвалили. Как бы то ни было, но имя Николая Константиновича практически с момента окончания академии было на слуху во всем мире.

«Работа с Дягилевым подарила миру такие шедевры, как декорации к «Весне священной»»

Художнику не хватало так называемой крепости рисунка (чем славилась петербургская школа), о чем он знал и поначалу старался исправить. Но впоследствии решил компенсировать насыщенным цветом работ. А главное – выбором темы, которую до него никто не разрабатывал. Древние славяне, капища, первобытные племена и древнерусские баталии – с этого начал художник свой путь к славе. Исторический тренд, выражаясь современным языком, ввел в моду именно Рерих – для 1890-х годов древнеславянская тема была в диковинку. Увлеченный археологией с детства, член Русского археологического общества, со студенческих лет самостоятельно проводивший ряд раскопок, Рерих хорошо знал, что писал, поэтому был крайне достоверен в деталях и одновременно очень поэтичен. Такие работы, как «Идолы», «Город строят», «Заморские гости», задали новую моду в искусстве. Рерих дружил с мэтром художественной критики Владимиром Стасовым, который восторженно приветствовал молодой талант. И талант не стеснялся, вел активную переписку со Стасовым, детально обсуждая каждую деталь своих работ, даже фасон кожаных тапочек на ногах одного из персонажей своей картины.

3. По совету Льва Толстого

Дипломной работой Николая Рериха стала картина «Гонец», которую приобрел для своей коллекции московский собиратель Павел Михайлович Третьяков. Тогда Стасов и порекомендовал своему протеже познакомиться со Львом Толстым: «Непременно вы должны побывать у Толстого… пусть сам великий писатель земли русской произведет вас в художники». Встреча действительно состоялась, и Толстой дал юному Рериху совет на всю жизнь: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше – жизнь все снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет!» Кстати, впоследствии, так же, как Лев Николаевич, Николай Константинович будет отлучен от церкви за свои религиозные убеждения.

4. Легенда № 19

3774-377-196 В центре внимания нынешней выставки – «Богатырский фриз», созданный Рерихом в 1910 году для столовой в доме купца и промышленника Филадельфа Бажанова в Петербурге. Фриз на героическую тему состоит из семи больших панно («Вольга», «Микула», «Илья Муромец», «Соловей-разбойник», «Садко», «Баян» и «Витязь»), общая длина которых достигает 25,75 метра. Помимо них у фриза еще 12 полотен поменьше. Четыре части этой работы висят в постоянной экспозиции музея, но целиком панно выставляется впервые. Почему не экспонируется целиком? Ответ прозаический. Проблема в размерах. Центральное полотно – «Садко» (2×7 м) – трудно разместить в зале. Так что увидеть весь фриз целиком – большая удача и редкость. Кроме того, впервые после реставрации выставляется фрагмент фриза «Городище».

5. Жизнь – театр

Николай Рерих был патриотом и не хотел покидать свою страну. Его эмиграция оказалась вынужденной. В 1916 году из-за болезни легких по настоянию врачей художник вместе с семьей – женой Еленой и двумя сыновьями – переехал в Финляндию. После революции 1917 года граница закрылась, и Рерих оказался отрезанным. Так начался его путь эмигранта: сначала выставочный тур по Скандинавии, затем в Англии, в Лондоне, позже в США, где заработал репутацию гуру от искусства, а после – в Индии, где и закончил свою жизнь.
В 1919 году Рерих получает от Сергея Дягилева приглашение поработать над оформлением русских опер на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина. Так одна из картин, написанных в разгар Первой мировой войны, в 1916 году, «Три радости», – стала эскизом театральной декорации. Рерих только убрал с полотна людей.
Работа с Дягилевым подарила миру такие шедевры, как декорации к «Весне священной», освистанной на премьере за новаторство.
Театральному периоду (условно говоря) на выставке в Русском музее посвящена отдельная часть экспозиции. Здесь есть и эскизы костюмов Снегурочки и Деда Мороза к «взорвавшему» чикагский зрительный зал спектаклю «Снегурочка» на музыку Римского-Корсакова (1922), и эскиз к «Сестре Беатрисе» Метерлинка (театр Музыкальной драмы, впоследствии БДТ), эскиз декорации к постановке МХТ «Пер Гюнт» (1912)…

6. В поисках Шамбалы

В 1923 году духовные искания Николая Рериха привели его в Бомбей. В 1928-м он купил дом в Индии и уже не покидал эту страну. Именно здесь он из общественной фигуры стал политической (что в 1990-е годы дало основание множеству желтых газет новой России называть Рериха сотрудником КГБ). Он ратовал за объединение восточных и западных буддистов.

«Николай Рерих стал единственным русским, которого индусы наградили званием «Махариши», что в переводе с санскрита означает «великий мудрец».»

Выставка в Русском музее намеренно избегает темы оккультизма, с которой неразрывно связано имя Рериха. Однако невозможно не сказать о его поиске Шамбалы, мистической страны великих мудрецов. Именно поиски Шамбалы стали истинной причиной организованной Рерихом Центрально-Азиатской экспедиции.
Однако, несмотря на духовные метания, общественную деятельность и две номинации на Нобелевскую премию за так называемый Пакт Рериха, Николай Рерих никогда не переставал работать как живописец. Выставка представляет его «Гималайский цикл» (который в общей сложности насчитывал порядка 2000 работ). Но настоящим событием экспозиции можно назвать серию его тибетских этюдов: практически все, несколько десятков темперных эскизов, выставлены впервые.

7. Конец пути

После окончания Второй мировой войны Николай Рерих запросил визу в Советский Союз: он очень хотел вернуться на родину. Практически все вещи его были упакованы и готовы к перевозке, когда 13 декабря 1947 года его не стало. А вскоре после этого по индийскому адресу Рериха пришел отказ в визе, которого он, к счастью, не дождался.
По завещанию Рериха его прах был развеян. В долине Кулу на месте погребального костра установили большой прямоугольный камень с надписью: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».
В наследии художника около 7000 работ. Все, что он создал, Рерих завещал своей стране. Поэтому когда не стало вдовы художника Елены Рерих, их сын Юрий вернулся из Индии в Советский Союз и привез с собой все отцовское наследие. Второй сын Николая и Елены Рерих, Святослав, остался жить в Индии. Род Рерихов прервался: ни у Юрия, ни у Святослава детей не родилось.

Текст: Катерина ПавлюченкоФото: пресс-служба Русского музея

Источник:  ВТБ

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий