Доклад был прочитан 2 августа 2014 года на XVIII Венёвских чтениях, посвящённых памяти Бориса Николаевича Абрамова (1897 – 1972), духовного подвижника, мыслителя, ближайшего ученика Е.И. и Н.К. Рерихов, автора «Грани Агни Йоги»
*******
Мир духа нуждается в понимании.
Мир Огненный, ч. 3, § 129.
Внутренняя нравственная работа над собой и стремление к помощи людям постоянно ставят перед человеком проблему распознавания качества мыслей, слов, побуждений, поступков – как своих, так и чужих. Мудрость веков различных культур и народов учит опираться на сердце как сокровенное средоточие духа. Но как различить «тихие токи» голоса сердца, как понять глубинные импульсы нашего духа? Каким из своих мыслей, чувств и стремлений отдать предпочтение и развивать их вплоть до воплощения в жизни? А какие из них должны вызывать дозорную настороженность и подлежат искоренению в нашем сознании?
К сожалению, многие люди не склонны к самоанализу и философским размышлениям и относятся к голосу духа как к отвлеченности или сентиментальности. Они ищут критерии для самоориентации и принятия решений во внешнем мире, в чужих мнениях и оценках, применяемых ими часто неразборчиво, без понимания многомерных последствий.
Однако изучение философского и религиозного наследия человечества в его лучших образцах убеждает в действенности и реальной мощи внутренних ментально-психических сил человека и их скрытых резервов. При этом приоритетное значение отдается именно духу – самой высшей, лучшей творческой части нашего существа.
В возникших ХХ веке Учении Живой Этики и Гранях Агни Йоги духовное начало предстает основной анти-энтропийной силой, ведущей к поступательному развитию человеческого микрокосма, двигателем его преображения и всей дальнейшей эволюции. Сама эволюция понимается как одухотворение человека, то есть глубинное преобразование всех его сил, их упорядочивание и согласованность под главенством духа. По сути, это единственный естественный путь прогрессивного продвижения человечества.
«Эволюция, – утверждается в Гранях Агни Йоги, – есть утверждение высших импульсов духа в материи низшей для ее трансмутации, утончения и возвышения. Подняться самому и поднять с собою Землю – такова задача духа огненного»1.
«Не продвинуться без господства духа и сердца, – подчеркивается в Живой Этике. – …Мир Огненный утверждает господство духа во всем космическом масштабе»2.
«Именно воскресение духа даст новую Эпоху. Что же может сравниться с мощью духа? Нет другого рычага, который бы мог напрячь огни центров. (…)
Так лишь обновление духа дает прочный фундамент для нового строительства. В нем человечество найдет свое великое назначение и свое место в Космосе»3. Именно поэтому различение глубинных импульсов и вектора устремлений духа – важнейшая задача человека.
Главная причина такой значимости духовного начала состоит в том, что в сложном, многомерном бытии оно связывает наше существо с Высшими Мирами, вмещает и чутко передаёт в наше повседневное сознание их сущностные характеристики, направленность и ритм. Духовное начало человека – это неотъемлемая частица высшего Мира Духа. И чем ярче возгорается дух в человеческом сердце, тем ближе и ощутимее становится и Духовный Мир – мир, откуда человеческая индивидуальность получила когда-то импульс к зарождению и куда ей предстоит вернуться на новом витке бесконечной эволюции.
«Знать свое назначение – значит знать, что дух человека есть выражение Высших Сил, – утверждается в Живой Этике. – Лишь тот, кто знает эти устремления, может понять, как нужно тонко прислушиваться к голосу Высших Сил. Какое чудесное понятие, что человек создан по Образу Божьему! Ведь это и открывает Беспредельность, умножая все силы и устремления»4.
Как же распознать признаки духовного начала? Согласно Учению, дух обладает целом рядом атрибутов и свойств. Например, в образе Цветка мы обобщили только духовно-нравственные качества, через которые проявляется дух. Вместе с тем, духовное начало обладает и другими свойствами: молниеносность, всепроницаемость, делимость, магнитность и др.
В докладе мы остановимся на некоторых признаках духовного начала, наиболее ярких и выразительных для их внутреннего понимания, выделяемых в Учении.
1. По своей природе дух анти-эгоистичен, открыт к миру и устремлен к даянию. В Живой Этике подчеркивается:
«Отдавание есть божественный признак. …Сам принцип Огня есть претворение и постоянное отдаяние. …Огненное зерно духа существует отдачею»5.
«…В природе сердца всякое даяние. …Нельзя понимать лишь денежное даяние или ненужными предметами, истинное даяние в духе. Пусть каждое сердце источает потоки даров духа. …Ничто иное не может так утончить сердце, как беспредельное духовное даяние»6. В «Гранях Агни Йоги» Учитель отмечает: «Закон Архата есть закон вечного даяния»7.
Духовная готовность к отдаче и радость помощи противоположны корысти, самости, жадности низшего эго человека. Если дух направлен от себя к миру и людям, то низшее эго, наоборот, – к себе, для себя и избранного окружения.
2. Духу изначально присущи всевмещаемость, всеобъемлемость. В Живой Этике подчеркивается: «Дух преображает сознание в явление всевмещения»8. Поэтому в человеке его импульсы выражаются в чувствах единства, родственности со всем сущим. А это, в свою очередь, – является источником подлинной духовной любви. «Все Светоносители являют дозор этому единству, – читаем в Живой Этике. – Питаемый единством Космического Огня, каждый дух равняется фохатической искре. На пути к Миру Огненному возрожденным сознанием устремимся к слиянию с Космосом»9.
Если наши решения и поступки способствуют пониманию, укреплению отношений между людьми, насыщены терпимостью, великодушием и благородством, и в итоге ведут к единению и сотрудничеству, братской любви – то они всегда будут нести на себе печать духовного блага и поступательного развития. Узкая корпоративность, эгоизм, обособление ведут к отделению и разрыву с единым целым бытия, в котором мы все существуем.
В «Гранях Агни Йоги» Учитель замечательно выделяет 3 аспекта единства: «…Вы единением стойте, единением будьте сильны, и единением преодолевайте очередную волну токов энергий противных. …Пусть единение это будет трехсторонним. Единение с Учителем Света, единение между собой и единение, или монолитность, своего собственного микрокосма, когда уничтожена половинчатость и шатание и единым внутри себя становится дух… Это тройное единение даст прилив сил необычайный и сознание, что таким Единением можно победить все»10.
3. Дух всегда стремится к чистоте в мыслях, чувствах и побуждениях, к их ясности и чёткости, что ведёт к цельности человеческого сознания.
«Чистота сердца явлена огнём»11, – утверждается в Живой Этике.
«Только чистое сердце может не испепелиться огненной связью с Высшими Силами»12. Любая неупорядоченность, недисциплинированность допускают в дела, отношения и собственное сознание хаотическое, низшее начало и впустую растрачивают ценную духовно-психическую энергию. Беспокойство, волнения, точно рябь на воде, разрушают четкость и адекватность духовного восприятия и понимания. Двоемыслие и половинчатость свидетельствуют о сомнениях и шатаниях, что приводит к ослаблению воли, порождает лицемерие и безответственность. Вспомним слова Учителя:
«Непоколебим, кто предáлся самому Высшему. Если есть какое-то колебание, значит, не было представления о самом Высшем»13.
«Мир болеет от полумер и задыхается от попустительства – да, да, да! Молния духа может очистить пространство. Молния духа может явить дальние Миры. Молния духа может дать чудесное будущее, ибо молния духа насыщает пространство огненными энергиями»14.
Чистота и ясность создают прозрачность и понятность рассуждений и действий, кристаллизуют принятые решения до степени убежденности в их необходимости и непреложности.
«Нужно упражнять мышление не разумом, но огнём духа, – отмечается в Живой Этике, – пока всякая двойственность не исчезнет. Мысль может иметь мощь, пока она совершенно монолитна…»15.
«Все нечистое, все сложное, все хаотическое осуждено на разложение. Потому будем очищать наши чувствования и устремления»16 – подчеркивала Е.И. Рерих. «…Во всем и всегда единое мерило – общее благо или чистота побуждения…»17.
«Чистота сердца, чистота мысли и сознания – лучший щит. Без нравственной чистоты не может быть высокой духовности. Чистота есть великая мощь. Сказано – «Чем чище, тем выше»18.
4. Духовное начало направлено к созиданию и творчеству. «…Зерно духа знает все законы творчества…»19 – отмечается в Живой Этике. Строительное начало духа всегда будет противостоять любому слепому разрушению, деградации, нетерпимости. Подвижник духа с радостью отзовется готовностью поддержать и помочь самоотверженным трудам других людей, не проявляя при этом ни умаления, ни зависти.
Творчество, согласно Учению, являет собой подлинное назначение человека, составляет глубинный смысл его жизни.
«Именно дано человеку возжение огня (духа – авт.), – утверждается в Живой Этике, – который пребывает во всех проявлениях творчества. Следует помнить, что человеку вверены мощные энергии, потому кто не возжет дух, тот не выполнит назначения. Именно, само усовершенствование прежде всего заключается в сознании проявления духовности»20.
5. И последнее качество духа, ярко выступающее критерием его распознавания в человеке, о котором мы скажем, – это
радость. В Гранях Агни Йоги подчеркивается: «Радость мудрости есть радость о непреходящем» (1953, 551). А непреходящее это и есть то, что принадлежит вечному Миру Духа. Действительно, человеческий дух бессмертен, перед ним – беспредельные пути восхождения и развития, любовь Учителя Света всегда открыта для взаимности… Всё это окрыляет и вдохновляет, и позволяет ощущать подлинную радость духа и полноту бытия.
Ещё один аспект духовной радости связан с тем, что человек обладает удивительным свойством глубинного знания духа, способного оценивать его мысли и действия по критериям добра и зла. Когда человек поступает хорошо, честно и справедливо, он испытывает глубокое удовлетворение от принятия решения и духовную радость. Тогда как плохие поступки обостряют голос совести и чувство стыда. Чем чище сознание, не обремененное корыстью, сомнениями и чуждыми влияниями, тем ярче человек способен ощутить эти переживания.
«В зерне своем каждый дух знает правду, явленную тихими токами, потому это углубление направляет дух к правильному мышлению»21, – отмечается в Учении. «…Сердце понимает, где искры Света и пыль тьмы»22.
«Каждый человек чувствует внутреннее облегчение, когда поступает правильно. Можно объяснить такое чувство …совестью, но не забудем и космическую причину такого состояния. Правильное действие будет в сотрудничестве с Огненным Миром. …Огненный Мир радуется правильному действию»23.
Выделенные свойства духа и их сравнение с проявлениями низшего начала показывают, насколько ясны и понятны его силовые линии. Даже по этим пяти признакам можно проверять себя, оценивать свои побуждения, мысли и поступки.
Человек призывается к воплощению и отстаиванию принципов Духа в своем микрокосме и своей деятельности. Утончение и одухотворение сознания и всего образа жизни будут отвечать этому назначению.
«Мера лучшего, – подчёркивается в Живой Этике, – понимается как соответствие с Высшим Началом»24. Лучшее, высшее измерение человеческой жизни и составляет тот “Верхний путь”, о котором так много говорится в Учении. Верхний путь – это путь духа, путь очищенного и сияющего сердца.
1 Грани Агни Йоги. 1954 г. § 157.
2 Мир Огненный, ч. 3. § 27.
3 Мир Огненный, ч. 3. § 186.
4 Мир Огненный, ч. 3. § 147.
5 Мир Огненный, ч. 1. § 546.
6 Сердце, § 386.
7 Грани Агни Йоги. 1954 г. § 17.
8 Беспредельность, § 108.
9 Мир Огненный, ч. 3. § 316.
10 Грани Агни Йоги. 1957 г. § 345.
11 Сердце, § 211.
12 Надземное, § 854.
14 Мир Огненный, ч. 3. § 163.
15 Знаки Агни Йоги, § 345.
16 Письмо Е.И. Рерих от 14.03.1934.
17 Письмо Е.И. Рерих от 29.04.1938.
18 Письмо Е.И. Рерих от 12.09.1948.
19 Беспредельность, § 659.
20 Мир Огненный, ч. 2. § 447.
21 Мир Огненный, ч. 3, § 129.
22 Сердце, § 125.
23 Мир Огненный, ч. 2. § 320.
24 Аум, § 23.
Источник: Этика в жизни и во мне
Комментариев пока нет... Будьте первым!