Главная » ЛЮДИ И ДАТЫ » Музей Н.К. Рериха в Нью-Йорке (март 2008 г.) Ольга Ольховая

1 480 просмотров
Музей Николая Рериха в Нью-Йорке

Музей Николая Рериха в Нью-Йорке

Судьба определила нам быть здесь, и это очень важно, потому
что наш музей — это звено, именно звено культурное, между
Советским Союзом и Америкой.
З.Г. Фосдик

Много лет мы мечтали о поездке в Нью-Йорк, в Музей Николая Рериха, созданный стараниями верных сподвижников Рерихов, в первую очередь — Зинаиды Григорьевны Фосдик. Мы представляли, как увидим полотна великого Мастера, ознакомимся с бесценным фондом Музея, поблагодарим лично всех сотрудников, с которыми на протяжении многих лет мы могли общаться только письменно и которые неизменно помогали Сибирскому Рериховскому Обществу; откликаясь на наши просьбы, в самые короткие сроки они высылали нам необходимые материалы — ни одно обращение не оставалось без ответа.

Пока в Новосибирске шло строительство Музея Н.К. Рериха, о посещении Музея Николая Рериха в Нью-Йорке не могло быть и речи, а после его окончания такая возможность появилась.

В официальном приглашении, присланном директором нью-йоркского Музея Дэниелом Энтином в СибРО, говорилось: «Мы хотели пригласить Вас, чтобы Вы приехали, посмотрели, как мы работаем, изучили материалы в наших архивах и заложили основы будущего сотрудничества в общих проектах. Мы ждём Вашего положительного ответа».

Благодаря помощи друзей, которым коллектив Сибирского Рериховского Общества выражает огромную признательность, эта поездка состоялась, и 7 марта наша небольшая группа в составе трёх человек вылетела в Нью-Йорк.

Две недели, проведённые там, пролетели как одно мгновение, но осмысление всего, что мы увидели и почувствовали, продолжается. Зная о том, сколько друзей ждёт рассказа об этой поездке, слыша просьбы: «Расскажите хоть что-нибудь, важно всё, каждая мелочь», — мы подготовили материал для публикации в журнале, а также для сайта СибРО.

История приобретения здания, расположенного на 107-й улице Нью-Йорка, под нынешний Музей Рериха хорошо известна по письмам Елены Ивановны Рерих, адресованным Зинаиде Григорьевне Фосдик в Америку в 1948 – 1949 годах. Учитель через Елену Ивановну указывал группе верных сотрудников на покупку именно этого дома.

«При найме дома даже самые грубые люди обойдут все помещения и выразят свои чувствования. Разве можем поместить учеников Наших в дома неосмотренные? Нужно знать всё окружающее. Нужно почувствовать все наслоения прошлого, прежде чем устремиться в будущее»1, — сказано в Учении Живой Этики.

На этой тихой улице все дома — старой постройки: на них много лепного декора, различных архитектурных украшений. Плотная застройка, характерная для всего Нью-Йорка и не вызывающая восторга, в данном случае нас порадовала: ведь благодаря этому обстоятельству здесь невозможно внедрение какого-нибудь современного гиганта из стекла и металла.

Здание, в котором находится Музей, построено в 1898 году. Оно имеет очень узкий фасад: входная дверь и одно окно на первом этаже определили ширину дома. Нам рассказали, что во времена, когда строились эти дома, существовал большой налог на размеры фасадов, выходящих на улицу. Потому большинство старых зданий — узкие, строения уходят своими объёмами вглубь. Если у фасада дома обычные пропорции, то это свидетельствует о богатстве построившего его владельца.

Дворик Музея

Дворик Музея

2727-3

Вестибюль Музея

С противоположной стороны Музей имеет выход в маленький внутренний дворик с насыпным грунтом. Летом он утопает в зелени и цветах. Здесь растёт большое хвойное дерево, по веткам которого скачут белки. Сотрудники Музея мешками закупают орехи и подсыпают их в специальную корзинку на окне первого этажа. Если орехи заканчиваются, белки с сердитым видом выстраиваются в ряд на подоконнике в ожидании корма. Как о чём-то совершенно обычном, нам рассказывали о енотах, облюбовавших себе место на пожарной лестнице на уровне подоконника третьего этажа. Находясь в тиши этого чудесного дворика, где слышен только гомон птиц и лёгкий треск ореховой скорлупы, наблюдая деловито снующих белок, трудно представить, что мы находимся в центре огромного города, максимально насыщенного всеми достижениями современной цивилизации.

Здание Музея имеет пять этажей и глубокий подвал. На первых трёх расположены выставочные залы, на остальных — служебные помещения, архивы, библиотека. На месте, где когда-то была вторая лестница, установлен современный лифт. В подвале, помимо прочего, пакуются посылки и бандероли.

Каждый побывавший в Музее сразу понимает, что имеющихся площадей для его фондов уже не хватает. Первая комната, куда попадает посетитель Музея, является и вестибюлем, и выставочным залом, и рабочим кабинетом, и киоском. Когда мы узнали, что продаётся красивый особняк, расположенный рядом, на углу улицы, — мысли у нас были одни: как было бы хорошо, если бы у Музея появилась возможность расширить свои площади!

2727-2

Выставочный зал на втором этаже

2727

Дэниел Энтин за рабочим столом

В Музее работают четыре постоянных сотрудника: Дэниел Энтин — его директор, Аида Тульская, Гвидо Трепша и Наталья Фомина. Коллектив небольшой, но стабильный и дружный. Есть много волонтёров — помощников, приходящих по мере возможности. Во время нашего визита здесь обучали работать девушку, приехавшую в Америку из Багдада. Познакомились мы и со славной, очень скромной Джин Флэтчер, регулярно приезжающей из Монреаля и подолгу, по четыре — шесть месяцев, работающей в Музее.

О том, как трудится и сколько делает коллектив Музея, можно рассказывать долго: это не только приём посетителей, но и издательская работа, распространение книг Учения, переведённого на разные языки; ведутся исследования, систематизация архивных материалов. Обширна география корреспонденции, приходящей в Музей, и часто надо не просто ответить, а в чём-то помочь, что-то разъяснить: одних интересует Учение Агни Йоги, других — картины Рериха, и не обязательно эти два вопроса связаны между собой. Письма приходят из таких мест, что и представить трудно, — Наталья Фомина как-то, улыбаясь, сказала: «Недавно Дэниел отсылал ответ в джунгли». И это отнюдь не образное выражение. Мы не раз слышали то, о чём читали раньше: «Музей следует… принципу, завещанному нам Рерихами, — не навязывать, не пропагандировать Учение Живой Этики. Правилом Елены Ивановны было: издать книгу и ”положить её на перепутье” — уйти и никогда не говорить об Агни Йоге, пока не задан вопрос»2.

Более 150 работ Н.К.Рериха выставлено сейчас в Музее. Назовём самые известные из них: «Матерь Мира», «София Премудрость», «Капли жизни», «Мадонна Орифламма», «Ангел Последний», «Звезда Утра», «Пантелеймон-Целитель», «Оттуда», «Падма Самбхава», «Пророк Магомет», «Звезда Героя»… Здесь же находятся самые известные портреты Николая Константиновича и Елены Ивановны, созданные их сыном Святославом Рерихом.

Выставочные залы на втором этаже Музея

Выставочные залы на втором этаже Музея

2727-5

На третьем этаже Музея

Когда нас спрашивают, что мы чувствовали, видя столько полотен Николая Константиновича Рериха (и каких полотен!), очень трудно найти ответ. Описать впечатление от залов Музея с его бесценными шедеврами невозможно. Насколько позволяло время, мы ходили от картины к картине, стараясь запомнить оттенки красок, прислушиваясь к своим ощущениям… Помимо полотен Рерихов, в музейной экспозиции много предметов, привезённых ими из экспедиции, а также присланных из Кулу, когда семья собиралась возвратиться на Родину.

Посещение Музея и всех его мероприятий — бесплатное. Дэниел пояснил это просто: «Мы хотим, чтобы люди с любыми возможностями могли увидеть творчество Рериха». Посетители свободно передвигаются по залам, присаживаются на стулья или прямо на ступеньки лестницы: одни что-то записывают, другие над чем-то размышляют, а кто-то садится перед монитором компьютера и знакомится с материалами Музея, которых нет в экспозиции; никто никого не торопит. Атмосфера здесь такая, что даже дети, пришедшие с родителями, ведут себя тихо и спокойно.

В одном из залов второго этажа стоит старый «Steinway» — рояль Зинаиды Григорьевны Фосдик. Бережная забота об инструменте и его сохранности проявляется в самой высокой степени, специальная фирма установила дорогостоящую систему его увлажнения, которое регулируется автоматически. И всё же это не просто музейный экспонат — рояль звучит, в Музее регулярно проходят концерты. Мы побывали на одном из них. В программе — фортепианные произведения Моцарта, Баха, Листа, Шостаковича. Играла молодая пианистка Ренана Гутман, обладательница главных призов конкурса Ференца Листа в Лос-Анджелесе, фестиваля клавишных инструментов в Нью-Йорке и многих других. Её исполнение произвело сильное впечатление, пианистов такого высокого класса не часто приходится слышать.

З.Г.Фосдик и Д.Энтин. 1970-е годы

З.Г.Фосдик и Д.Энтин. 1970-е годы

Сформировался определённый круг людей, которые постоянно бывают на концертах. Слышна русская речь, очень много выходцев из России. Сидящий рядом мужчина, узнав, что мы впервые здесь на концерте, и решив, что мы тоже живём в Нью-Йорке, не мог сдержать удивления: «Как это — впервые? Русским — и не знать этого места!»

В Музей мы приходили утром, задолго до открытия, и уходили поздно вечером. Сотрудники с пониманием относились к нашему желанию подольше побыть в залах среди дорогих сердцу картин и говорили: «Не смущайтесь, чувствуйте себя как дома». До предела занятые, они оставляли дела, чтобы пообщаться, обстоятельно ответить на наши вопросы. «Вы тоже часть моей работы, — отвечал нам Дэниел, когда мы сокрушались о том, что забираем у него столько времени. — А на письма я отвечаю ночью, когда вы уходите». И если Дэниела спасало то, что для разговора с ним нужен был переводчик, что придавало процессу общения определённую степенность, то остальным сотрудникам (а они все русскоговорящие) было сложнее. Чувствуя, что времени, когда можно сидеть и беседовать, нам всё равно недостаточно, мы следовали за ними с диктофоном. Особенно это касалось Гвидо, который проводит большую исследовательскую работу по уточнению названий картин Н.К.Рериха, скрупулёзно отслеживает весь процесс изменения названий, данных самим художником. Известные аукционы «Сотбис» и «Кристис» пользуются его консультациями в отношении не только названий картин, но и их датировки и других деталей — всего, что необходимо для полной информации о полотнах. Работа ещё не закончена, — по словам Гвидо, потребуется ещё года два. Он рассказал, как была найдена и какой путь проделала картина Н.К.Рериха «Сокровище Ангелов», прежде чем она попала к Мстиславу Ростроповичу; о том, что Л.Хорш предлагал Третьяковской галерее выкупить у него коллекцию картин Рериха, направив туда их каталог. Гвидо с тревогой говорил об участившихся подделках работ Рериха, появившихся одновременно с ростом цен на его полотна.

По настоящее время в Музей продолжают поступать картины Николая Константиновича. Нам показывали несколько работ, подаренных совсем недавно, они даже не были ещё оформлены в рамы.

Одна из задач нашей командировки — собрать материалы о Зинаиде Григорьевне Фосдик, которой Николай Константинович, подводя итоги их двадцатилетнему знакомству и сотрудничеству, дал такую характеристику: «Вот уж поистине верный страж. Там, где другие отступают, убоявшись житейских волн, она неутомимо строит новые полезные очаги. А ведь противодействующих сил много»3.

Конечно, в настоящее время никто другой в Америке не может знать о Зинаиде Григорьевне больше и сказать о ней полнее, чем Дэниел Энтин, которому она сама поручила заботу о Музее. «Я решил раз и навсегда, что пришёл помогать ей», — вспоминал Дэниел. Говоря о Зинаиде Григорьевне, он неизменно подчёркивал главные её качества — абсолютную преданность своим Учителям и столь же полную бескомпромиссность во всём, что касалось Дела, которому она служила. Этого же она требовала и от сотрудников.

Зинаида Григорьевна сама водила экскурсии, объясняя посетителям содержание картин. На наш вопрос, оставила ли Зинаида Григорьевна какие-то указания относительно деятельности Музея, Дэниел ответил: «Единственное условие — заботиться о русских друзьях». От него мы также узнали, что Зинаида Григорьевна не хотела, чтобы её прах находился в каком-то определённом месте, она завещала рассеять его во дворе Музея, в садике, что и было выполнено. Уезжая домой, мы взяли с собой горсть земли, послав лучшие мысли от всех нас — и присутствующих здесь, и оставшихся в Новосибирске друзей — несгибаемой воительнице, которая боролась за Дело своих Учителей до конца, положив столько трудов на воссоздание Музея.

Николай Качанов

Николай Качанов

В Нью-Йорке мы планировали повидаться с супругами Качановыми, живущими в Америке с 1981 года. Николай и Тамара — музыканты по профессии, бывшие новосибирцы. В настоящее время Тамара работает администратором в Колумбийском университете, а Николай руководит созданным им русским камерным хором, выступает с концертами. При встрече с нами Николай рассказал, как, приехав в Нью-Йорк, они с женой вскоре пришли в Музей Рериха и заявили Зинаиде Григорьевне о себе как о приверженцах Учения Агни Йоги. «Вы, конечно, понимаете, — говорил Николай, — что мы ожидали увидеть в ответ какую-то соответствующую реакцию. Но то, с чем мы столкнулись, тогда понять было трудно. Зинаида Григорьевна никакого интереса к нам не проявила. Дескать, изучаете — что ж, хорошо». Несмотря на это, они продолжали приходить в Музей. Через какое-то время, к своему большому изумлению, Качановы получили по почте приглашение стать членами Общества Агни Йоги, подписанное директором Музея, кем и являлась тогда Зинаида Григорьевна Фосдик. Позднее, спросив её, почему вначале им был оказан столь равнодушный приём, они услышали в ответ, что ей надо было проверить, насколько сильно их желание приблизиться к деятельности Музея, а значит, и к постижению Учения. С тех пор общение Качановых с Зинаидой Григорьевной стало совсем другим.

Мы задали Николаю вопрос: «Была ли среди картин Рериха та, которую Зинаида Григорьевна как-то выделяла?» Он тут же воскликнул: «Да, была!» — и, стремительно встав, подошёл к картине Рериха «Белый и Горний»: «Перед этой картиной Зинаида Григорьевна часто стояла, думая о чём-то. Что-то такое она в ней видела… Но не говорила об этом», — добавил он после паузы.

1 Сердце. 490.
2 А.Тульская. Послесловие // Письма в Америку. III. М., 1996. С. 509.
3 Н.К.Рерих. Листы Дневника. Т. 2. С. 301.

Источник:  журнал “Восход”, 2008, №4

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий