Главная » ЛЮДИ И ДАТЫ, люди Культуры » Молитва ищущей души. Любовь Калинина

72 просмотров
Автопортрет (1880)

Автопортрет (1880)

Левитан и Россия… Россия и Левитан… Сколь тесно переплетены эти две индивидуальности… Одна тонкая, страдающая, познающая вторую через Природу её, через красоту, другая – мощная, дающая силы для этого познания и проникающая в самую глубину первой. Как тесно переплетены – душа Левитана и душа России. Они немыслимы друг без друга, они неразрывны и в страдании, и в любви.

Тихая обитель. 1890 г.

Тихая обитель. 1890 г.

Когда рождается художник? Когда среди грязи и нищеты жизни земной способен увидеть блеск звёзд и услышать шёпот трав? Когда сердце ищет малейший проблеск красоты? Именно так и зарождалась великая тяга к прекрасному в душе маленького еврейского мальчика. И ни нужда, ни раннее сиротство не смогли убить эту тягу в ищущей красоты душе. Левитан преодолевает всё в своём устремлении овладеть кистью и воспеть эту красоту. Но речь не идёт о чисто технической стороне живописи, она без души мертва. Речь идёт о духовном поиске художника, который с каждой картиной становится всё более глубоким, мощным… В каждой картине Левитан, как будто, стремится познать тайну мира – единение Земли и Неба. И как переплетается настроение Земли, Неба и самого художника в каждом из его полотен…

Его единение с Природой потрясающе. Постоянный поиск в себе находит живой отклик в Природе. Иногда говорят о духовной бесприютности Левитана, но не может быть бесприютной душа, столь тонко понимающая Природу, и живущая с ней единой жизнью в самые сокровенные минуты творческого взлёта. Ведь недаром говорят, что пейзаж – это состояние души. И она очень тонко и многострунно раскрывается в его работах.

Берёзовая роща. 1885—1889 г.г.

Берёзовая роща. 1885—1889 г.г.

Картины Левитана завораживают… Его зелёная палитра – от зарождающегося, изумрудного до угасающего, поглощаемого жёлтым, хранит в себе тайну неумолимого бега времени, навевает грусть и заставляет погрузиться в самоё себя.

На его полянках хочется упасть лицом в траву, почувствовать её шелковистую мягкость и упругость, и слушать, слушать бесконечную мелодию скрипача лугов русских – кузнечика… И ещё берёзки… Такие нежные, такие разные – то грустные, то светлые и  радостные, отмеченные лучами ласкающего стволы летнего солнца. И одинокий, могучий дуб, и затягивающий до головокружения омут, и прохладная дорожка среди травы, и небо, такое разное – то мрачное, то высокое, бездонное, и отвечающая его настроению – земля. И во всём этом едва уловимое единение души художника с тем НЕЧТО, что заложено изначально самим Творцом. Художник очень чутко чувствует эту изначальную суть, гармонию и никогда не нарушает её. Эта допустимая грань очень тонка, почти прозрачна, и Левитан лишь приоткрывает великую Тайну Бытия, оставляя нам возможность её познания. И это НЕЧТО, что ты не можешь объяснить, а лишь ощутить, таинственно, нежно и властно охватывает твою душу целиком, без остатка, поднимает над внешним, преходящим, когда ты смотришь на картины художника. И, кажется, что они просты, но в них живёт душа России и самого художника.

Над вечным покоем. 1894 г.

Над вечным покоем. 1894 г.

Велико наследие Левитана. И богатство палитры России – эта гармония холодных и тёплых тонов неповторима. В ней узнаётся кисть Левитана. Но самое главное во всех его творениях прослеживается путь ищущей души, путь самого художника во всём многообразии его чувствований. Происходит становление художника-философа. И это даётся Левитану очень тяжко, оно насыщено победами и поражениями, взлётом и падениями… Но ведь духовный и творческий путь никогда не был лёгким… Прошёл эту Голгофу и Левитан. И, в одной из последних своих картин «Над вечным покоем», как говорил сам художник, он весь, открытый нараспашку,  со всеми своими чувствованиями, со своим миропониманием. И насколько глубоко это миропонимание! От бренности всего преходящего, сиюминутного – к Свету, в надежде, вере и любви. И пока есть искорка  этого Света в душе человека, ему будут открываться пути новые, и нет безысходности, нет одиночества – есть  высшая Любовь, которая обнимает сердце человеческое, со всеми его несовершенствами и пороками, помогая сердцу восходить и открывая перед ним путь в Беспредельность…

Жизнь Левитана, это как след молнии на чёрном бархате небосклона. Она была такой краткой… Но по насыщенности своей, по богатству духовного обретения, весомости наследия, оставленного потомкам, она была тяжким путём познания Любви, ибо Природа познаётся Любовью, и только Любовью, а он говорил с ней именно на языке Любви. И эта Любовь была взаимной…

19.10.2019 г.

Источник:  Грани Сердца

***

Исаак Ильич Левитан (3 (16) октября, по другим сведениям, 18 (30) августа 1860, посад Кибарты (ныне г. Кибартай, Литва) — 22 июля (4 августа) 1900, Москва) прославился собственной способностью воспевать красоту русской природы. За жизнь, полную взлетов и падений, художник не обзавелся женой и детьми. Все отпущенное время мужчина посвятил живописи, оставив потомкам картины, полные волшебства рек, лесов и степных просторов.

Владимирка. 1892 г.

Владимирка. 1892 г.

 

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий