Главная » история РД, РЕРИХОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ » Мои соображения о работе Фонда и Центра-Музея Н.К.Рериха. Т.П. Григорьева (13.05.1990 г.)

518 просмотров

 

2601-59

Соображения… Т.П. Григорьевой считаю настолько важными, что не хочу отрывать их от своего текста, чтобы это приложение ни в коем случае не затерялось. Помните слова о гордыне: «…из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё вы утратите меру объективности…». Читайте внимательно, вдумчиво… Я не имел права изменить хотя бы одно слово, не убрал ни одной фамилии. Многих из тех, на кого ссылается Татьяна Петровна, уже нет в живых. Но этот документ – часть истории. Поэтому я даю его точно в том виде, в котором он появился в мае 1990 года. (У меня есть его подлинник).

Зорин С.М.

2601-60

Т.П. Григорьева

Мои соображения о работе Фонда и Центра-Музея Н.К. Рериха

13.05.1990

Рериховское объединение начнёт отвечать своему назначению, когда начнётся реальная работа: по секциям, издательская и публикация журнала. Это и будет наше лицо, и по нему будут судить о нас и современники, и потомки, и хотелось бы, чтобы это лицо внушало уважение. Тогда и можно будет говорить о реальном воздействии на сознание людей, чья жизнь, действительно, зависит от нравственного очищения, от расширения сознания. Это единственная возможность выжить в сложившейся ситуации, предотвратить вырождение человеческого рода. Но этой возможностью благотворного влияния на сознание людей обладают пока единицы, и наша насущная задача  найти этих людей. Иначе говоря, величайшая ответственность, сверхзадача, лежит на Рериховском объединении, и её решение целиком зависит от того, удастся ли нам привлечь к работе самобытные таланты, умельцев, людей, преданных делу, а не своим частным интересам и амбициям. В противном случае, нас ожидает участь других фондов, общественных образований, не оправдавших доверия и надежды народа (о чём уже написал Д.С. Лихачёв; и это лишь первая ласточка).

С моей точки зрения, две опасности подстерегают рериховское движение. Первая – инерция мышления, неспособность и нежелание отказаться от традиционных структур, обрекающих на провал любое начинание и, тем более, противоречащее смыслу этих структур. Даже помимо воли участников, традиционные структуры сами по себе приводят к гибели дела. Ведомственная логика, усечённое или усреднённое сознание, естественно, отторгает всё не соответствующее, или – всё талантливое и самобытное, – тот Свет знания, Красоты и Культуры, которыми надеялись Рерихи просветить умы человеческие. Сами «злоумышленники» могут и не отдавать себе отчёта в том, что они вызывают крушение, как не отдавал себе в этом отчёта известный чеховский герой, но от этого никому не легче. Тем более что крушение подстерегает всю Россию. Оттого я и вижу одно из главных назначений рериховского движения – в раскрытии и поощрении талантов в самом широком смысле: от таланта художника и учёного до таланта организатора, издателя, таланта человеческого общения…

От Таланта всё зависит, он укоренён в Бытии; «ум двигает массу» – говорят древние, а не наоборот. То, что несёт людям высший ум, всегда необходимо, это то, что всё равно будет и смоет всё, ему противоречащее. Известно, отпавшее от Бытия рано или поздно саморазрушается… Словом, если не будет опоры на Талант, которым, кстати, нельзя и не нужно управлять, то и ничего не будет, кроме позора.

Вторая опасность – фанатизм, зацикленное сознание. Фанатики всегда губили идею, которой поклонялись. Фанатизм есть крайняя форма несвободы, а в несвободе ничто хорошее не произрастает. Ум, порабощённый даже высокой идеей, губит дело, которому служит. А свободный ум, независимая Личность, способны к полной самоотдаче, к достижению цели.

Успех Дела зависит от самораскрытия каждого, от реализации той Идеи, которую человек вынашивал всю жизнь. Значит нужно предоставить такую возможность; самый большой грех, как мы знаем из Упанишад, «убить в себе Атмана». В этом назначение Центра: пробуждать в человеке веру в себя, в своё индивидуальное предназначение, в свою незаменимость. Уже одно это придаст рериховскому движению высочайший смысл: обновление сознаний с неизбежностью ведёт к обновлению жизни. Насколько я понимаю, в этом суть учения Рерихов: расширение сознания, пробуждение инстинкта Красоты и ощущения всеединства. «Нрав русского народа просветит красота духа», – говоря словами Елены Ивановны. Осуществить же возвращение человеческого достоинства человеку можно лишь, изменив систему отношений, поняв святость каждого. Через Индивидуальное лежит путь к Единству высшего порядка, через реализацию каждой Личности созидается Община единомышленников, преодолевая сопротивление социальной инерции, силу тьмы, разрушителей, которые всё поглощают, но ничего не дают ценного, ибо не способны к созиданию.

Подвижники воздвигнут Храм культуры, который будет открыт для каждого, кто приходит с чистым сердцем. Так должны строиться отношения и внутри, и вовне, если мы хотим идти впереди, а не позади времени. Моноцентрическая модель (мы – центр, остальные – периферия) исторически изжила себя. Утверждается новый тип отношений – полицентризм (по закону Целого, по закону Бытия: центр везде, в каждой точке). Тот будет вести за собой, у которого больше реальных дел, служащих общей цели. В противном случае, ни нажитые миллионы, ни даже уникальное наследие не поможет, если примешаются к движению Рерихов люди сомнительной репутации, неопределённых нравственных и ценностных представлений. Сколько уж раз великие начинания кончались крахом из-за отсутствия нравственного императива. Каков человек, такова и мера, какова мера, таково и дело: может служить высокому, а может служить и низкому, – всё от человека.

Иначе говоря, то, что провозглашаем, должны осуществлять. Если говорим в Уставе о космической Эволюции, о возрождении нравственных ценностей народа на основе гуманистических идей Рерихов, то уже не можем отступать от Пути. И если говорим: «Только объединением людей, мыслящих о высоком, сложатся пути в будущее», то, значит, людей, не мыслящих о высоком, не можем привлекать к общему делу, чтобы не дать его загубить, ибо небывалая ещё ответственность за это будет лежать не на них, а на тех, кто знал и не предотвратил катастрофу(Кстати, некоторые пункты Устава необходимо скорректировать, привести в соответствие с духом рериховских идей, скажем, 8, 19; пробиваются кое-где прежние, ведомственные стереотипы и это, естественно, смущает умы.)

Традиционная структура

Что характерно для традиционной структуры? Прежде всего – её ненормальное положение, перевёрнутость вверх дном, как говорят в последнее время. Отсюда и всё остальное: перевёрнутые ценностные ориентации, малая эффективность или её полное отсутствие, несоответствие затраченных усилий результату работы. Можно сказать, впервые в истории бюрократия оказалась незаинтересованной в повышении производительности труда. И это объясняется, в первую очередь, её количественным несоответствием, т.е. её гораздо больше, чем полагалось бы для нормального ведения дел (около 18 млн., её даже называют новым классовым образованием). Её интересует не расширение сознания, а расширение аппарата. Количество неизбежно должно было перейти в качество, а качество, в свою очередь, удерживается на том же аномальном уровне, чтобы сохранить количество (т.е. не дать своих в обиду). Сам количественный фактор обусловил модель поведения: гарантия существования – не решение проблем, ибо если они начнут решаться, то в этой «силе» вскоре отпадёт необходимость. То есть само качество, сложившаяся психология этого образования, противоречит потребностям общественного развития и просто здравому смыслу.

Противоестественность существования привела к формированию противоестественной логики: пресекать, не давать ход всякому творчеству, всякому проявлению таланта, ибо в этом случае исчезнет мираж и каждому станет ясно, что бурная деятельность нетворческих и некомпетентных единиц есть лишь имитация деятельности, бег на месте. И эта форма деятельности особенно страшна тем, что она втягивает в бессмысленный круговорот, ведущий к пропасти, силы общества, и оно начинает работать и жить впустую, что для нормального человека есть наивысшее наказание и позор. Эта псевдодеятельность не могла не привести к взрыву недовольства и народов, и отдельных личностей. Всё в силу этой противоестественной логики приходит в состояние вражды, а общество в целом впадает в кризисное состояние. Притом страдают и сами соблазнённые так называемой «лёгкой жизнью», когда ни думать, ни делать дело не только не нужно, но вредно. Они сами становятся нравственно ущербными людьми, страдающими синдромом светобоязни. Как сказано в Писании: «Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» – (Ин. 3,20). Но там же сказано: «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15,2).

Иначе говоря, само Бытие отторгает мешающее его стремлению к совершенству, что, как выяснили физики, имманентно самой Материи, обладающей способностью самоорганизации и движения к лучшему порядку. (Тем самым наука доказывает верность учения древних об энтелехии и благе.) Всё, противостоящее человеческому Пути, рано или поздно самоистребляется, но неведение, непонимание этих законов, не зависящих от воли людей, толкают бедолаг на тот путь, который ведёт их к гибели, именно потому, что всё не созидательное, мешающее творческому росту, отсекается. Таков закон Бытия, и мы убеждаемся в его неумолимости. Пришло осознание невозможности подкармливать паразитические образования, о чём уже нередко говорят, – это есть грех, усугубляющий вину и болезнь общества. Значит, придётся менять психологию, отказываться от нетрудовых доходов, от психологии рантье – стрижки купонов. Желающие образумиться могут подключиться к творческому процессу, а не надеяться, что они в очередной раз смогут присвоить себе заработанное другими. Эта парадигма исчерпала себя, хотя нетрудовая логика ещё в силе, что и приводит к провалу всех хороших начинаний, программ и законов. Но время этой популяции истекло.

В таком случае, не нужно ли проявить благоразумие, бдительность и не допустить в нашей собственной работе изжившие себя модели поведения, которые, кстати, обладают удивительной способностью воспроизводиться в благоприятной для них ситуации один к одному. Но результат будет тот же, – тупиковый. Поэтому я и придаю главное значение неповторению ошибок, неследованию изжившим себя моделям, которые в скором времени будут осуждены не только де-факто, но и де-юре. Прежде всего – преодолеть соблазн командования, когда менее знающий и умеющий диктует правила работы более знающему и умеющему, как это было, когда Ахматову учили писать стихи, а Шостаковича – музыку. Каждый должен знать своё место, исходя из своих возможностей, и заниматься своим делом, не вмешиваться в то, в чём он недостаточно компетентен.

Другое дело, что у каждого есть шанс роста, и его место в нашей иерархической, по необходимости, организации будет меняться по мере его внутреннего роста, знания, специализации. Я лично буду руководствоваться в своей работе именно этим правилом: предоставить каждому наиболее благоприятные условия для развития, заложенного в нем таланта, той Идеи, к осуществлению которой он шёл всю жизнь. И, если он не изменял себе, любимому делу, а занимался им, несмотря ни на что, то как я могу ему указывать, как ему вести себя в том, в чём он разбирается лучше меня. Это потребует большой взыскательности, – не брать случайных, не преданных делу людей, – но, если он выдержит испытание, проверку на нравственную и культурную прочность, то остаётся не унижать его недоверием, не подвергать мелкой опеке, не мешать высшему его назначению – осуществить своё призвание. Такова парадигма будущего и, в сущности, нет того, что бы нам не позволило осуществить её, пойти новым путём облагороженных человеческих отношений раньше других и тем помочь обществу выбраться из кризиса, возродив уважение к каждому человеку, и менее и более развитому, ибо все мы заслуживаем иной участи.

Сумеем поднять уровень, пробудив в каждом его человеческое достоинство и веру в себя, – достигнем цели, нет – придётся туго.

Структура научно-культурного отдела

Для решения общей задачи – просвещения и приобщения к высокому знанию – мне кажется целесообразным вести работу по секциям, по разным радиусам, направленным к единому Центру, духовному обогащению человека. Я исхожу из конкретных предложений, т.е. все упомянутые секции и студии имеют реальных, конкретных исполнителей. (Беру за основу их собственные предложения, изложенные в виде индивидуальных программ.) Можно сказать, программа «Живой этики» в действии, развитие идей Рерихов, привлечение всего, что будет способствовать главной задаче – очеловечивания человека, раскрытию его индивидуального начала, его дарования – т.е. способствовать рождению Целого человека, а не функционера, не носителя ущемлённого, зауженного сознания.

1. Философская секция (приобщение к мировой философии, в основном, лекционная работа, семинары, обсуждение опубликованных нами материалов. Задача – научить самостоятельно мыслить и уметь отстаивать свою точку зрения).

2. Секция Живописи (сравнительные этюды – Восток и Запад, есть возможность создать мастерскую иконописи. Здесь открываются очень широкие перспективы и для творчества, и для сравнительных исследований, и для привлечения в студию молодёжи. Думается, что язык живописи в ближайшие годы станет ведущим. Уже сейчас ощущается острая потребность в этом языке: через несловесное воздействие, образ, символ. В неожиданном и благотворном воздействии на душу человеческую этого искусства убеждает, в частности, Оптический театр С. Зорина. Несколько интересных художников готовы к работе).

3. Женская секция, которую согласна возглавить С.Кайдаш (ущемление женского начала (инь) привело к разбалансированию космических сил – одна из причин современного Хаоса. Тема наисущнейшая, воплотится в форме лекций и постоянной рубрики в журнале. Философский и исторический аспект. Интерес к этой проблеме ныне захватил весь мир, и не участникам ли рериховского движения отвечать на эти вопросы).

4. Секция Эстетического воспитания детей (Рожкина Светлана, Ашиков Валерий, тел. 497- 75-94).

5. Секция или направление восточной медицины (В.П. Старшев, Н.А. Лукьянова – руководитель Центра традиционной медицины, тел.276-16-40). 94

6. Традиционные учения и практика (йога, тайцзи-цюань и др. – восточная философия в 95 действии, в движении, как Путь расширения сознания. В.К. Муравьев, С.Л. Рыкова, Ю.Г. Бухаев. Лекции и практические занятия. Работа с молодёжью, воспитание через этику боевых искусств).

7. Секция этнографии, традиционных обычаев, культуры (специалист по фольклору и современной культуре Монголии – К.Н. Яцковская). 8. Направление «Восток и наука» – привлечение физиков (лекции, публикации. Чл.- корр. С.П. Курдюмов; И.А. Трубецкая, Е.М. Егорова и др.)

Т.П. Григорьева

69-113

ПРИМЕЧАНИЕ. После вдумчивого прочтения этого удивительного документа, который попал в руки Л.В. Шапошниковой в мае 1990 года, и после того, как мы имеем теперь возможность проанализировать всё, что она сделала после 1990 года, нетрудно решить, читала ли Л.В.Ш. его, прислушалась ли к мудрым советам своего давнего Друга? А документ этот важен для каждого из нас и сегодня. Он и сегодня так же актуален, как и тогда…

Приложение к “Масками, действительно, пора перестать умиляться“, автор – бывший директор Оптического театра Международного Центра Рерихов С.М. Зорин

Источник:  Живая Этика в мире

 

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий