Главная » мир и война » МИРОТВОРЧЕСТВО КАК ПЛАН ИЕРАРХИИ. Н.А.Бикалова

533 просмотров

2641-30

Переустройство мира и формирование нового сознания требуют устремлённости к духовным ценностям, признания Космических Законов и Высшей Иерархии как эволюционной системы.  История человечества полна неоспоримыми примерами явленной связи с Высшим миром, с Вселенским Началом. Во всех религиях, философско-этических учениях, духовных школах устанавливается признание Высшей Воли, сотрудничества, наставничества и учительства. Как лестница Иакова, Иерархия включает все ступени духовного роста от ученика до Учителя.

Опираясь на Единый непреложный Закон Любви, заботясь о духовной преемственности, и строительстве будущего мира на Общее Благо, к мирному сотрудничеству призывают Учителя человечества.

Учение Живой Этики, как и все духовное наследие и сама жизнь выдающейся семьи Рерихов, стоявших на высоких ступенях Иерархии являются замечательными примерами миротворчества, которое чрезвычайно актуально в наши дни. «Всё же всё чаще и чаще раздаются голоса против войны, ибо справедливый мир не может быть принесён на конце меча. Война не сможет решить никаких проблем жизни. Решение придёт как Космическое утверждение. Испытания человечества еще не закончились, и приуготовляются новые столкновения в широком размахе. Но мы твердо знаем о победе нашей страны и о краткости предстоящих столкновений, иначе мир не выдержит…Новый мир грядёт в сиянии лучей новых», – писала Е.И. Рерих,[i] утверждая, что «Нужно понимать пацифизм не как пассивное отрицательное начало, но как светлое действенное миротворчество».[ii] 

В Живой Этике 6186 раз упоминаются слова или их части с буквами «мир» и 118 раз – «войн(а)». В «Надземном» сказано: «Даже самое малое миротворчество есть прекрасное достижение. Особенно оно ценно, когда человечество гибнет в ненависти. …Йог, может быть не будет знать, кому помогут его светлые мысли, но он не устанет посылать их в пространство, как очистительную жертву: “Пусть Миру будет хорошо.” Мыслитель сказал юноше, желавшему сделаться Йогом: “Прежде стань Миротворцем”.[iii]

Живая Этика полна утверждений о важности устремленности к миру. «Многие думают о мире всего мира, но попытайтесь произнести эти слова и подвергнетесь самым дерзким и лицемерным нападениям. Люди даже боятся мира, ибо их сознание не вмещает эту благодать. Но те, кто накопил сознание, должны твердить об открытии врат мира».[iv]   «Не утвердится мир на Земле, прежде чем каждый не выберет себе места по ту или иную сторону линии разделения. Оно будет расти и расти. Это разделение поможет объединить в одно несокрушимое целое всех тех, кто на стороне Правды. А Правда эта в том, чтобы дать людям мир, знание и любовь, то есть утвердить братство среди человечества».[v] 

В книге «Иерархия» написано: «Как слепы утверждающие преимущество войн! Как мало сознаний, которые могут видеть перерождение планеты путем культуры! Конечно, не осознающие творчества путем высших мер будут погибать в старых смятениях. Не осознавшие новых путей так нуждаются в понимании Века Майтрейи! Ведь Знамя Мира и Владык даст открытые пути!»[vi] Тема продолжается в «Мире Огненном»: «…человечество вступает в период постоянных войн. Очень разновидны такие войны, но един принцип их – вражда везде и во всем…Война оружием, война торговая, война безработицы, война знания, война религий – разновидны войны, и уже не имеют значения границы земные! Планетная жизнь разделилась по границам бесчисленным».[vii]

В книге «Надземное» резко осуждены войны и прописаны конкретные указания для миротворцев: «Пусть зачинатели войны подумают, в какую бездну они толкают планету. Даже если война захватывает всего лишь несколько стран, она все-таки приносит разложение всей планеты. Никто не подумает, что война есть болезнь планеты. Нужно проследить, какие усовершенствования жизни были пресечены бывшими войнами. …Люди должны напрячь добрую волю, чтобы присоединить к потоку высших энергий и свои накопленные силы. Человек не может быть безучастным в отношении совершенствовании жизни. Человек, как страж усовершенствования, должен стоять на дозоре».[viii]

«Самое дикое проявление свободной воли заключается в войне. Люди не хотят подумать, какие токи они вызывают, и какое значение имеет массовое убийство! Различна карма нападающего и обороняющегося. Так теперь напомним нападающим, что они отяжеляют свою карму не только убийством, но и засорением атмосферы, которое происходит при каждой войне. Такое отравление и Земли, и сфер остается надолго. Вы, вторгающиеся в земли соседей, разве никто не сказал вам, какие следствия вызовет ваше братоубийство? Наша Обитель была свидетельницей многих войн. Мы можем сказать, насколько такое зло возрастает зло в самых неожиданных формах. Люди знают, что выстрелы вызывают дождь, но ядовитые газы неужели не вызовут самые ужасные явления? Так можно представить себе, как Мы опечалены, видя самое дикое проявление свободной воли. Но такая воля была дана, как высший дар».[ix]

Мысли о мире и войне в Живой Этике созвучны аналогичным идеям, изложенным в Учении Храма. Должна произойти огромная перемена в самом строении материи и вся грубая материя планеты должна быть поднята до более высоких вибраций, прежде чем будет возможно наступление прочного мира на длительное время между нациями. Или человек должен развиться до такой степени, чтобы обрести власть над силами природы, на что может потребоваться многие тысячелетия.

Однако одно из самых больших препятствий для более скорой перемены заключается в невежестве масс, которые не верят в то, что такая перемена возможна, а потому и не делают никакого усилия, чтобы эти изменения осуществить. Пока человек не осознает своей ответственности за эпидемии, голод и прочие опустошающие Землю бедствия и пока в результате страдания, устремления и раскаяния он не заставит подкрепленную волей свою силу мыслетворчества трудиться в нужном направлении, силы вырождения и упадка и войн будут держать его в своей власти. Но «…это не должно разочаровывать устремленного к миру, ибо каждое такое усилие понемногу приближает к цели. И чем продолжительнее цикл мира, тем мощнее силы, которые принесут желаемые постоянные следствия».[x]

Миротворческая деятельность являлась одной из главных миссий Николая Константиновича Рериха, и была блестяще им выполнена. По его инициативе 24 марта 1929 года в г. Брюгге (Бельгия) был впервые обнародован Международный Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, получивший известность в международной   правовой практике как Пакт Рериха. Николай Константинович Рерих на протяжении многих лет разрабатывал и всей своей деятельностью проводил в жизнь эстетическую концепцию государственности, основанную на приоритетном развитии культуры и миротворчестве. Пакт Рериха был важным этапом в этом направлении и был горячо поддержан выдающимися деятелями мировой науки и культуры: Роменом Ролланом, Бернардом Шоу, Альбертом Эйнштейном, Томасом Манном, Рабиндранатом Тагором, Джавахарлалом Неру, Гербертом Уэллсом и многими другими.

В 1931 году в Обращении к Международной конференции Знамени Мира в Брюгге Н.К.Рерих, обосновывая важность создания Всемирной Лиги Культуры, писал: «Эта Лига укрепит всемирное сознание, что истинная эволюция свершается лишь на основах Знания и Красоты. Лишь ценности Культуры дадут разрешение труднейшим житейским проблемам. Лишь во имя ценностей Культуры человечество может преуспевать».  Знаменательно, в деятельности созданной Н.К.Рерихом Всемирной Лиги Культуры, которой было предназначено проводить в жизнь идеи Пакта Рериха и Знамени Мира, предусматривалось, прежде всего, миротворчество. Е.И.Рерих, давая рекомендации по структуре и перечисляя отделы, которые могут войти в Лигу Культуры, первым назвала отдел мира; вторым – духовного совершенствования, вмещающего в себя религии и философию; третьим – науки; четвертым – искусства; и т.д.[xi]

25 декабря 1934 г., находясь в Пекине, Николай Рерих писал в статье «О Мире всего мира»: “Не будет ли это моление одной из величайших утопий? Но это моление когда-то и кем-то было создано не как отвлеченность, но именно как приказный призыв о возможной действительности. Великий ум знал, что Мир всего мира не только возможен, но и есть тот великий спасительный магнит, к которому рано или поздно пристанут корабли путников. На разных языках, в разных концах Земли повторяется и будет повторяться это священное моление…Но, поверх всех смут, добро поет о мире и благоволении. Никакие пушки, никакие взрывы не заглушат этих хоров. …Но будем твердо знать, что даже Мир всего мира не есть отвлеченность, но зависит лишь от доброжелательства и благоволения человечества. Потому всякое увещание по сохранению всего самого высокого и самого лучшего именно своевременно и облегчает пути кратчайшие. Пусть благие символы, пусть самые благожелательные знамена развеваются над всем, чем жив дух человеческий”.[xii]

Вершиной миротворческой деятельности Н.К.Рериха стало подписание 15 апреля 1935 года в Вашингтоне представителями 21 страны Пакта Рериха – Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Принятие Пакта Рериха на мировом уровне явилось реальным утверждением идеи культурного сотрудничества народов под Знаменем Мира, флагом белого цвета с тремя алыми (амарантовыми) кругами, заключенными в кольцо такого же цвета. Это символ единства науки, искусства и религии в пространстве Культуры, а также прошлого, настоящего и будущего человечества в кольце Вечности.

Всемирный Совет мира в феврале 1951 года принял обращение, в котором потребовал заключения Пакта Рериха – Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников между Правительствами пяти великих держав – СССР, США, Китая, Великобритании, Франции – и призвал всех людей доброй воли поставить свои подписи под этим обращением. К 1953 году на этот призыв откликнулось более 620 млн. жителей планеты. Пакт Рериха и Знамя Мира стали знаменательной ступенью в развитии мировой культуры и являются одним из самых гуманных движений за мирное будущее в XX и XXI веках.

В Гаагской конвенции ООН «О защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта»,[1] одобренной в 1954 году ста двадцатью тремя странами, в отличие от Пакта Рериха, признаётся «военная необходимость» в современном мире, а вместо символа Знамени Мира рекомендован серо – голубой щит. Это в корне изменило ситуацию. Для перехода с идеологии войны на идеологию мира и добрососедства, толерантности и диалога, без чего невозможно надеяться на благополучный исход судьбы человечества, необходимо вернуться к Пакту Рериха, добиться его подписания ведущими странами, в том числе Россией и широкого распространения как идей Пакта, так и Знамени Мира.

Это тем более актуально, что символ Знамени Мира видели и знают немногие из россиян. Будучи избранной депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва, года на первом заседании нижней палаты Российского Парламента 11 января 1994 я вручала Государственной Думе Знамя Мира от имени женщин Чувашской республики. При вручении Знамени Мира я говорила непреходящей ценности просветительских идей Н.К.Рериха о сохранения культурных ценностей, положенных в основу Пакта Рериха и ответственности депутатов за мирную созидательную политику Российского государства. Оказалось, что из почти тысячи человек, находящихся в то время в заде заседания, символ Знамени Мира узнали только два депутата – А. Я.Лездинш и Л.Н.Петровский. Через 20 лет ситуация с «узнаванием» Знамени Мира в России значительно не изменилась. Например, из 90 опрошенных 15 апреля 2015 года студентов 3 курса Финансового университета о Пакте Рериха и Знамени Мира ни один из ничего об этом не слышал и никогда не видел этого символа. То же было 15 апреля 2016 года, когда я проводила со студентами – социологами 3 курса того же университета занятие по Пакту Рериха и Знамени Мира.

Гуманистические миротворческие идеи «Пакта Рериха», подписанного 80 лет назад, чрезвычайно актуальны в настоящее время. В 2010 году, провозглашённым ООН «Международным годом сближения культур», в Астане состоялся Всемирный Форум Духовной Культуры, который провозгласил Духовную Культуру главным направлением цивилизационного развития в мире. В выступлениях многих участников Форума, в то числе из Международной ассоциации «Мир через Культуру», звучали идеи Пакта Рериха и Знамени Мира, мысль Николая Константиновича Рериха об искусстве как средстве объединения науки и духовности. В 2017 году в Крыму главным вопросом Всемирного Форума Духовной Культуры является рассмотрение Пакта о Мире – Договора о глобальном охранении мира на планете.

Учение Живой Этики говорит, что мир является главной общечеловеческой ценностью на планете Земля, наряду с жизнью, здоровьем, свободой и духовной культурой каждого человека. Все население планеты Земля – единое человечество и каждый человек, независимо от вероисповедания, страны проживания, политических воззрений, возраста и национальности имеют право на мирную жизнь. Человеку нужно мирное сосуществование, в котором он может исполнить данное при рождении предназначение. Миролюбивое отношение к любому человеку создает условия внутреннего благополучия, состояния покоя, уверенности в завтрашнем дне, возможности жить в творческом состоянии духа и физического здоровья.

Мир, в котором мы живём, создан общим для всего человечества, единой системой, как живой организм, в котором люди должны миролюбиво сосуществовать, как взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга клетки этого единого организма, ибо каждый человек, независимо от происхождения, цвета кожи, социального статуса или вероисповедания, самоценен. Мир из неустойчивого состояния должен войти в устойчивую фазу своего развития, в которой наметятся новые рубежи для сближения народов в сотрудничестве для решения общих глобальных стратегических задач, не умаляя значения любого вклада каждой отдельно взятой страны или личности. Войны, разрушение озонового слоя Земли, защищающего от жёстких космических излучений, а также вмешательство в недра Земли прокладыванием тоннелей различного назначения, грозят непоправимыми последствиями.

Мир – это главное богатство, которое может обрести человечество, реализуя самое важное Высшее Наставление людям: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», ибо в нём разворачивается перспектива развития каждого человека, способного изменить свою собственную жизнь к лучшему во всех направлениях, включая не только оздоровление, но и материальное благополучие, не говоря о внутреннем состоянии гармонии и благоденствия.

Право каждого человека на мирную жизнь и духовную культуру должно быть закреплено подписанием государствами, осознающими бесполезность вражды и взаимного уничтожения, ПАКТА О МИРЕ – ДОГОВОРА О ГЛОБАЛЬНОМ ОХРАНЕНИИ МИРА НА ПЛАНЕТЕ, который должен быть принят высокими договаривающимися сторонами статус всемирной директивности в целях охранения всеобщего мира на планете Земля.       Он должен быть принят высокими договаривающимися сторонами со статусом всемирной директивности в соответствии с закреплённым в Уставе ООН демократическим принципом суверенного равенства государств. В нём должно утверждаться, что войны – это преступления, идущие вразрез с эволюционным, космически обусловленным, развитием человечества. Сама идеология войн, провоцирующая жажду убийств, власти, наживы, мести, разрушения, решения конфликтов с применением оружия, дискриминацию наций и народов, прогрессивных сообществ и, наконец, саму личность, является преступной идеологией, которая может привести к необратимым катастрофам и вымиранию человечества.

Мир является главной общечеловеческой ценностью на Земле наряду с жизнью, здоровьем, свободой и духовной культурой каждого человека. Духовная культура является главным инструментом преображения мира, сплавом материального бытия и духовно-нравственной энергии жизни.

Всё население планеты Земля – это единое человечество, и каждый человек, независимо от вероисповедания, страны проживания, политических воззрений, возраста и национальности, имеет право на мирную жизнь. Правительства всех стран несут ответственность за обеспечение права каждого человека на мирную жизнь.

Деятельность государств, поддерживающих мирное сосуществование и избегающих войны, признающих априорное единство Запада и Востока, Севера и Юга, толерантное отношение ко всем видам основных мировых религий, развивающихся на базе лучших культурных традиций,  а также тратящих на эти цели максимально возможные в рамках экономической реальности финансовые ресурсы для сохранения, развития и защиты своих и «чужих» культурных религиозных и иных духовных ценностей – основа построения гармонично развивающегося сообщества, которое будет создавать новую цивилизацию будущего на базе КУЛЬТУРЫ.  Деятельность государств, ведущих военные действия, за исключением ситуации защиты от нападения, признаётся преступной. Война как средство разрешения конфликтов исключается из внутригосударственного и межгосударственного взаимодействия.

Символом Пакта о Мире – Договора о глобальном охранении мира на планете должен стать флаг духовной культуры – Знамя Мира, являющееся символом международного Пакта Рериха – Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Преемственность символики продолжит традиции миротворчества Н.К.Рериха и будет способствовать продвижению его идей в современном мире.

Утверждение Мира через Культуру   и Знамени Мира, являющееся миротворческой миссией, блестяще выполненной семьей Рерихов, должно занять достойное место в сознании современных людей. Культура – спасательный ковчег человечества. Все страны мира призываются рядом с государственным флагом воздвигнуть Знамя Мира, как уже происходит в Литве и Аргентине и некоторых других странах Латинской Америки. Главы государств должны осознать, что путь к спасению планеты Земля, к процветанию стран и народов лежит через Мир и Культуру, ведь все мы живём под одним Солнцем! Конечно, только говорить о мире и заключать политические соглашения не достаточно. Мы все должны работать для достижения мира на Земле, заставить силу мысли, подкрепленную волей, миро–творчествовать. Наша надежда – на поднятие уровня духовного развития человечества, осознание общей ответственности за мир, изменение миро – воззрения, достижения внутреннего покоя и просветления.  Мир через Культуру – не отвлечённое понятие, но самая действенная форма повсеместной работы.

Законы Иерархии свидетельствуют о том, что жителям планеты Земля необходимо объединить усилия в борьбе за мир во всем мире. Выход из духовно-нравственного кризиса требует напряжённой борьбы, чтобы утвердить:

  • ПРАВО НА МИР для каждого человека во всех сферах деятельности, признание войны преступлением против человечности;
  • ДУХОВНУЮ КУЛЬТУРУ КАК ИНСТРУМЕНТ МИРА, уважение и терпимость к культурным, религиозным и иным духовным ценностям человечества, открытость и взаимодоверие.

Эти права – основное условие выживания человеческой цивилизации, многовековые моления всех добрых людей планеты и высшая цель эволюционных преобразований. Глобальное переустройство уже происходит. Человечество восходит на новую ступень.

 Примечания

[1] По мысли Рериха, идеи защиты культуры от войн и вандализма, от непрофессиональных реставраторов, экономического пренебрежения и остаточного финансирования, должны были быть законодательно закреплены и реализовываться институтами гражданского общества. Это актуально для сегодняшнего общества, В связи с этим Международный союз адвокатов принял решение разработать в 2010 году проект новой конвенции и представить её в ООН, однако документ не представлен общественности (см.П.Баренбойм, А.Захаров “Пакт Рериха в XXI веке”).

[i]   Из письма Е.И. Рерих, 16.11.1948.

[ii] Рерих Е.И. – Письма в 9-ти томах, т.1, п.114.

[iii] Надземное. Часть третья. 891.

[iv] Агни Йога, 610.

[v] Грани Агни Йоги, VI, 92.

[vi] Иерархия.1931. 390.

[vii] Мир огненный. Часть 1. 1933. 319.

[viii] Надземное. Часть вторая. 1937. 595.

[ix] Надземное. Часть вторая. 1937. 88.

[x] Храм Человечества. Мир на земле. Наставление 174.

[xi] Пятым отделом – материнства и воспитания; шестым – ремесел и труда; седьмым – кооперации и промышленности; восьмым – охраны безопасности; девятым – землеустройства и строительства; десятым – здравия и охранения. (Письма Елены Рерих. В 2 т. Минск, 1992. Т. 1. С 142).

[xii] Николай Рерих “Врата в будущее” – Рига: «Виеда», 1991.

Н.А.БИКАЛОВА
(профессор Международной Славянский Академии, Москва)

Источник: Уральское отделение Международной Ассоциации “Мир через Культуру”

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий