Главная » кротость, ХРОНИКИ, ЧАСТНОСТИ » Мир будет принадлежать кротким. Василий Скакун

632 просмотров

3774-377-652

Однажды я ехал на базу в Махаре на нашем автобусе. Сидевшая рядом женщина рассказала мне историю своего отца.

Он в первый год войны попал в плен и был отправлен в Германию в концлагерь, где работал на строительных объектах. И каждое утро при построении плененных русских солдат (людей в лагере было несколько тысяч) руководство лагеря устраивало досмотр, и тех, кто по каким-то причинам внушали им подозрение или недоверие, а также обладающих внешне видимыми травмами после ранений, тут же перед строем расстреливали. И количество обреченных всегда было одинаковым – 10 человек. В первую очередь после больных под расправу попадали низкорослые и высокорослые пленники. Ведь немцы всегда боролись (при Гитлере) с отклонениями от некоего абсолюта чистой расы – людей без внешних изъянов. Они даже лишали жизни своих психически больных граждан. Затем в расход шли те, которые нагло или заискивающе смотрели в лица надсмотрщиков, а уж затем добирались до тех, кто еще каким-то образом внешне обращал на себя внимание. И так изо дня в день, кроме воскресенья.

И ее отец, как и другие пленные, разгадав этот «кроссворд» (а в первый год в плену у немцев оказалось порядка 1,5 миллиона наших солдат), принял своеобразный обет: никаким образом не выделяться из общей массы – быть на одно лицо.

Продолжалось это ни много ни мало три с половиной года, пока наши в конце 1944 их не освободили. Причем наступление Красной Армии было столь неожиданным для немцев, что они, убегая, даже не расстреляли своих заложников.

Когда Германия после войны по Нюрнбергскому процессу взяла на себя оправдательный акт – выплачивать некую сумму узникам лагерей, ее отец отказался даже оформлять документы со словами: «Хотят откупиться за свои издевательства».

Но то, что он вынес из этого без малого десятилетнего заточения, так это одно – нужно по жизни быть одним из всех, со всеми поровну делить все невзгоды, выпадающие на долю людей, попавших в труднейшие ситуации.

Мы все рождаемся с абсолютно разным уровнем развития своего сознания – результатом, накопленным в прошлых воплощениях, которые выражаются в индивидуальных чертах характера и которые, в свою очередь, постоянно требуют повышения своего статусного уровня.

Одни из общего числа окончивших школу или вуз добираются теми или иными способами до высоких управленческих кресел (так они и в школе были выскочками), кого-то устроила рабочая специальность, так они и, учась, не лезли поперед батьки, третьи, быть может, попали в искусство, потому что солировали в школьном хоре, и т. д. И это абсолютно нормальный, скажем так, ранжир, то есть кто с чем пришел, тому в этом и совершенствоваться. Но с чем бы человек ни связал свою жизнь (имеется в виду профессиональная деятельность), главное, чтобы он не потерял важнейшее качество – человечность.

Марк Аврелий, император Древнего Рима (I век н. э.), подметил: «Одно только в жизни драгоценно – беспрестанно сталкиваясь с людской ложью и несправедливостью, не уставать самому быть кротким». Оказывается, что все «прелести» людских взаимоотношений сопровождают нас по жизни из века в век. Помните, где-то в библейских источниках прописано, что мир будет принадлежать кротким. А кротость – это такое качество, в котором вне зависимости от занимаемой должности и количества звезд на погонах человек чувствует себя таким же, как и все остальные живущие с тобой на планете люди. Такие берут на себя ответственность за качество общепланетарной жизни личным примером служения людям.

Что же мешает всем остальным вести себя так же, получая при этом высшее удовлетворение жизнью, будучи счастливым и здоровым. Это наш ум, готовый при любой мало-мальски позитивной ситуации выставлять своего хозяина купающимся в лучах славы, признания, сопровождаемого хором льстивых поклонников. «Ни один человек не может быть вполне справедливым во всех своих делах. Но справедливый отличается от несправедливого, как правдивый от лживого – своим усилием говорить только истину» (китайская мудрость).

Нам нельзя доверять бразды правления своей жизнью уму – он непревзойденный знаток того, как завести человека в какую-либо трясину. Он наш, извините, Сусанин в негативном понимании этого сравнения. И потому, по заверению мудрецов, достаточно угомонить свой ум, и сразу же появится интуиция и глубокое удовлетворение от жизни. А об интуиции, пожалуй, никому не удалось так четко высказаться, как матери Терезе: «Если молиться – это обращение к Богу, то интуиция – это разговор Бога с тобой». Да и Шри Чинмой был солидарен с ней, говоря: «Чем выше духовный уровень человека, тем острее меч его интуиции».

А интуиция всегда возвращает человека в лоно человечности.

Источник:  Вечерний Ставрополь

*******

Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан

Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан

КРОТКИЕ. Сергей Мазаев

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное
(Мф. 5, 3–10)

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Смысл этой заповеди ускользнет от нас, если мы не дадим ясный и четкий ответ на три вопроса: кто такие кроткие? что значит «наследовать землю»? и почему первым удается второе? – какова здесь, так сказать, логика исторического процесса?

Слово «кроткий» – особенно в сочетании со словами «нищий» и «плачущий» первых двух заповедей блаженств – может вызвать неверные ассоциации: «притесненный», «угнетенный», «жалкий». Им, действительно, можно назвать человека, который, как говорится, «мухи не обидит»: и покорного, и незлобивого, и мягкого. Между тем смысловой акцент этого понятия несколько иной: «кроткий» – значит «укрощенный» или «укротивший себя».

Нетрудно заметить, что язык легко позволяет говорить об укрощенном жеребце, льве или тигре, но едва ли, не нарушая грубо поэтики языка, можно сказать: «укрощенный хомячок». Вряд ли кому-нибудь придет в голову мысль укрощать кролика. Чем непредсказуемее зверь, тем большей решимости требует работа с ним; чем он сильнее, тем больше трудов и времени приходится на него положить. Чем яростнее был когда-то хищник, тем больше слава укротителя. Кротость – это управляемая энергия; стихия, поставленная под контроль; ядерная реакция, дающая тепло и свет.

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Кротость есть признак великой силы; чтобы быть кротким, для этого нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу». И действительно, кротким способен стать лишь тот, кому есть что укрощать. Подставить ударяющему вторую щеку может лишь тот, кто имеет возможность выбора действия. И лишь тому, кто не отличает добродетели целомудрия от телесной немощи старика или евнуха, может показаться, будто кротость есть «возвышенное именование робости».

Умение владеть собой считалось «царской добродетелью» задолго до возникновения христианства. В Книге притч сказано: «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим».

Афинский философ Сократ выходил победителем из каждого спора. Это раздражало его собеседников. Они нередко колотили мудреца и таскали его за волосы, а еще того чаще осмеивали и поносили. Но он принимал все это, не противясь. «Что же ты не отвечаешь, Сократ? – спрашивали его друзья. – Мы думали, ты умеешь осадить обидчика». «Зачем? – отвечал тот. – Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд? Так и здесь: дурное воспитание входит в природу человека, с некоторых пор оно для него – то же, что для осла копыто».

Другой известный своей мудростью грек – Диоген Синопский – прямо высмеивал тех, кто, дожив до зрелости, так и не научился владеть своими страстями. Встретив олимпийского чемпиона, который волочился за гетерой, философ сказал: «Он победил многих сильных мужей. А его самого с легкостью победила обычная девка».

Кротость не имеет ничего общего с безволием и конформизмом. Скептик Пиррон славился своим умением владеть собой. Но однажды он услышал грубое слово о своей сестре и здорово поколотил обидчика. Кто-то насмешливо спросил философа: «Вот как, Пиррон? Где же твое хваленое безразличие?» «Не за счет женщины следует щеголять безразличием», – был ответ.

Пророк Исаия называет Христа образцом кротости: Он «не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит». Но если измерять величие человека мерой обращенной против него злобы и количеством его врагов, приходится признать: конформиста не распяли бы под одобрение толпы.

Что значит «наследовать землю»? Наследство не есть что-то приобретенное трудами или захваченное как трофей. Наследник вступает в права владения тихо, в результате естественного хода событий. Землю наследует не наиболее яростный, а самый жизнеспособный – тот, кто лучше умеет держать удар; тот, кто последним остается стоять на ногах. Может быть, потому в Книге притч написано: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города».

Спаситель в Нагорной проповеди говорит, что кроткие наследуют землю. Обычно исполнение этого обещания относят ко временам будущего Небесного Царствия. Однако историческая логика уже нашего, временного мира вполне соответствует третьей заповеди блаженств. Пожалуй, самой известной художественной иллюстрацией к ней можно считать исторический роман Генрика Сенкевича «Quo vadis?», который описывает жизнь первой христианской общины Рима и гонения императора Нерона.В это время римский народ, ненасытный охотник до развлечений, узнал новую забаву: христиан тысячами распинали на крестах, целыми семьями отдавали на растерзание диким зверям; наиболее крепких из них пытались заставить сражаться друг с другом на арене Колизея, подобно гладиаторам. Единственное вызывало досаду зрителей – кротость осужденных: они шли на смерть, не сопротивляясь.Все говорили о христианах. Старик Домиций Афр над ними насмехался: «Их так много, – говорил он, – что они могли бы разжечь гражданскую войну. Были опасения, как бы они не вздумали защищаться. А они погибают как овцы». В ответ на эти слова сенатор Петроний только скептически качал головой: «Ошибаетесь! Они защищаются новым способом – терпением. Можете ли вы утверждать, что они умирают как обычные преступники? О, нет, они умирают так, как если бы преступниками были те, кто их осуждает на смерть, – то есть мы и весь римский народ». Прошло совсем немного времени, и правота сенатора стала очевидной. Приближенные императора Нерона в смущении говорили между собой: «Петроний утверждал, что христиане защищаются. Нет – они побеждают! После каждого зрелища христиан только прибавляется! Чем больше мы их убиваем, тем больше их становится в Риме!»Апостол Петр, ведомый на казнь, обращался к языческим храмам, мимо которых проходил, со словами: «Быть вам храмами Христовыми!» Глядя на движущиеся перед его глазами толпы, говорил им: «Быть детям вашим рабами Христовыми!» Прошли века, и сам император великого Рима признал: не только лично он, но и непобедимая прежде империя оказалась бессильной перед кротостью христиан. Говорят, умирая, Юлиан воскликнул: «Ты победил, Галилеянин!»

19 апреля 2013 г.

Источник:  Православие.ру

*******

3774-377-650

Кто такие “кроткие” люди?

А вот как видят кротость некоторые современные блогеры…
(администратор сайта)

Что это за эпитет и к какому типу личности его применяют? Стоит ли учиться кротости и как это сделать?

Определение кротости

Если верить словарям, то под словом «кроткий», подразумевается покладистый, добрый, спокойный, готовый к компромиссам человек. Изначально это понятие идет из библейский мудростей, которые проповедовали именно кротость, как наилучший способ единения с Богом.

По библейским писаниям, именно в кротости проявляются всепрощающая мягкость души, покорность, доброта и любовь, подобная той, что есть у Творца.

Спустя века, кротость стала качеством характера, которую стали сами же люди «популяризовать» и в бытовой среде. Много лет, много веков считалось, что именно кротость помогает человеку стать лучше и добрее.

Современность

Если говорить о средневековье, или более поздних периодах, то среди мужчин кротость воспринималась как слабость, а вот женщина, напротив, должна была быть такой. То есть, любить, подчиняться, не злиться, всегда прощать. Одним словом, знать свое место.

Современные женщины кротостью не отличаются, да и вряд ли кто-то станет сознательно это чувство в себе воспитывать. С одной стороны в нем нет ничего плохого: неконфликтность и незлобливость сегодня также ценные, как и много веков назад.

Но основной мотив кротости – доброта, уход от конфликтов, спокойствие в любой ситуации. Проще говоря, проявление кротости – подставить левую щеку, когда тебя бьют по левой.

Стоит ли женщине быть настолько кроткой? Нет, поскольку это несет дополнительные психологические проблемы. Редко мужчина может адекватно оценить тот подарок, что даровала ему судьба в виде кроткой девушки. Как правило, кротость принимается за слабость, и мужчина просто начинает этим усиленно пользоваться.

Кротость, кроме это, сказывается и на таких чертах, как умение отстаивать свою точку зрения, целеустремленность, пассивность, то есть самому человеку эта излишняя мягкость доставляет много неудобств.

Есть ли плюсы

Есть ли плюсы, которые несут отношения с такими людьми?

Пожалуй единственный: с ними не придется ругаться и скандалить, они не любят выяснения отношений, и предпочтут промолчать. Однако, нередко с такими людьми просто скучно, поскольку они и прочие эмоции тоже сдерживают, не только агрессию и гнев.

Источник:  https://zen.yandex.ru/media/psy/kto-takie-krotkie-liudi-kak-stat-krotkoi-5c46e2e668735700ac7414d7

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий