Главная » ЛЮДИ И ДАТЫ, медицина и здоровье » Магнетизм Месмера. Родионов Б.У.

1 153 просмотров
Франц Антон Месмер (Franz Anton Mesmer, 1734–1815)

Франц Антон Месмер (Franz Anton Mesmer, 1734–1815)

200 лет назад, 5 марта 1815 года, германский гений сменил жизнь на смерть.

На карте Европы есть «тройная точка» – Боденское озеро, где сходятся границы трёх государств: Австрии, Германии и Швейцарии. Отсюда струится великая река Рейн (нем. Rhein, греч. rheos – течение, поток). И здесь в семье егеря, служившего в баварских владениях епископа, родился Франц Антон Месмер – человек, которому предстояло соединить воедино три области науки, казавшиеся тогда совершенно разрозненными: физику, физиологию и психологию.

Чем юноша только не интересовался! К тридцати годам стал доктором философии и права, а позже, в 1766 году, – доктором медицины. Благодаря многочисленным исцелениям магнитами и «намагниченными» («заряженными») предметами, накладываемыми на больных, Месмер приобрёл европейскую славу. Больные толпами стекались к чудо-доктору, методы которого позволяли лечить безболезненно сразу несколько людей, а бедняков и бесплатно. Многим для излечения было достаточно попить «намагниченной» доктором воды или опустить в неё ноги, другим – при тихой музыке посидеть какое-то время в саду под «намагниченным» доктором деревом. Антон Месмер демонстрировал свои лечебные методики крупнейшим медикам Европы, на их глазах выполнял опыты по выявлению свойств космической «магнитной силы». Эту силу, названную им «животным магнетизмом», Месмер использовал вслед за многими своими предшественниками, среди которых были выдающиеся врачи: Парацельс (1493–1541), ван Гельмонт (1577–1644) и другие.

Широко образованный, хороший музыкант, умный и статный мужчина и, конечно же, успешный врач, Месмер выгодно женился и жил в Вене на широкую ногу. Видные политики, учёные, музыканты пользовались гостеприимством его дома, окружённого роскошным парком, раскинувшимся на берегу голубого Дуная. Здесь исполняли свои произведения великие Гайдн и Глюк, отец и сын Моцарты. Иногда и сам хлебосольный хозяин играл своим гостям на фортепиано, клавесине, виолончели или на редкостной тогда (да и теперь) стеклянной гармонике. Завораживающие звуки гармоники побудили юного Моцарта освоить этот инструмент и сочинить для него квинтет, а Месмер использовал «гармоническую» музыку на своих «магнетических» сеансах. В 1766 году его диссертацию «О влиянии планет на людей и о таинствах древних волхвов» все приветствовали, и никто не усматривал в ней ни лженауки, ни возрождения колдовства. Сам лейб-медик императрицы Марии Терезии профессор Венского университета Герхард ван Свитен вручил Месмеру диплом доктора медицины. Со своим сыном Готфридом, директором королевской библиотеки и президентом комиссии народного просвещения, лейб-медик стал частым гостем музыкальных вечеров Месмера. Но эта врачебно-музыкальная идиллия закончилась, как только венские врачи и аптекари, сплочённые в борьбе за здоровье (и деньги!) клиентуры, усмотрели в распространении месмеризма угрозу своему существованию. Щедро оплаченные аптекарями научные авторитеты объявили «животный магнетизм» шарлатанством, и «магнетизёр» был вынужден покинуть Вену.

Увы, месмеризм как таковой был тогда (как и сейчас) непонятен учёным, а его лечебные эффекты были не только неожиданными, но и непостоянными. В силу этого в некоторых странах, например, в США, магнитотерапия (греч. – магнитное лечение) до конца ХХ века отвергалась. Перелом во взглядах начался здесь после работ молодого доктора Эндрю Бассета (Andrew Basset) из Колумбийского университета в Нью-Йорке. Бассет получил изумительные результаты при обработке переменным магнитным полем повреждённых конечностей людей: в 70% случаев удавалось избежать их ампутации [1]! Во многих странах (и у нас, в России) выпускают и применяют массу магнитотерапевтических приборов. В Японии популярны магнитные подушки и матрасы, нормализующие состояние людей во время их отдыха.

Наука разобралась с природой месмеризма? Нет, люди понимают, что учёные не всегда и не всё могли объяснить. И если «понятное» не помогает, прибегают к непонятному: со временем наука во всём разберётся. А тот факт, что лечебное воздействие магнетизма не только замалчивалось, но и оклеветывалось, прямо указывало на слабость «научных» аргументов противников Месмера.

На волне успеха Месмер и его последователи открывали магнетические клиники в Австрии, Швейцарии, Германии, Франции, Англии и даже в далёкой Америке (Месмер хорошо знал семью героя Американской революции маркиза Лафайета и американского посла в Париже Бенджамина Франклина). Исцеляя простыми, даже «дурацкими» методами тех, кто казался врачам безнадёжными, Месмер, как казалось его оппонентам, «издевался» над наукой. Поэтому раньше или позже – но так случалось повсюду! – местные врачи и аптекари добивались подключения светил тогдашней науки для дискредитации «шарлатанских» методов Месмера. И изгоняли чудотворца.

После Великой французской революции, в 1793 году, потеряв всё своё состояние, Месмер бежал из Парижа. Он вернулся в свой венский дом, из которого некогда отправился «покорять» Европу. Но скоро был изгнан и оттуда. Теперь же в Вене его обвинили в сочувствии к французским революционерам.

Многократно униженный, но по-прежнему уверенный в целебных возможностях открытой им «магнетической силы» (уверенность знаменитого врача относили к развившейся у него мании величия), постаревший Месмер продолжал лечить людей. Теперь – в захолустном швейцарском посёлке у южного берега Боденского озера, на северной, баварской, стороне которого он некогда родился. Здесь Месмер и умер – в бедности и забвении (см. эпиграф со словами, заимствованными автором из текста на могиле Парацельса).

Берлинская академия незадолго до кончины Месмера предложила ему выступить на своём заседании, но гордый старик отказался.

 

Месмер умер родился месмеризм

Пророки смертны, но «силы», которым они служат, продолжают действовать в мире. «Магнетизм, – провидчески писал ван Гельмонт ещё за сто лет до рождения Месмера, – есть неизвестное свойство небесной природы, очень напоминающее звёзды, которому совсем не препятствуют ограничения пространства или времени… Каждая тварь обладает своею собственною небесною силою и тесно связана с небесами. Эта магическая сила человека, которая может действовать вне его, лежит, так сказать, скрытая во внутреннем человеке. Эта магическая мудрость и сила, таким образом, спит, но может быть приведена в действие простым внушением, и тогда она оживёт и тем более оживёт, чем более в нём подавлен внешний человек плоти и тьмы… А это, я говорю, осуществляется каббалистическим искусством; оно возвращает человеческой душе магическую, хотя и природную силу, которая была ею утеряна, как сон».

Нет, не без оснований некоторые противники Месмера обвиняли его в плагиате, чуть ли не в переписывании трудов его знаменитых предшественников.

Собственная же «имитационная теория» Месмера (лат. imitatio – подражание; в данном случае – подражание природе) была попыткой «материалистически» – через эфирные потоки – объяснить лечебное действие магнитов. Роль сознания человека в форме магии внушения Месмер, несомненно, хорошо знал, поскольку был лично знаком с великими магами Сен-Жерменом и Калиостро. Сегодня заинтересованные учёные называли бы их медиумами и спиритами, а тогда – только фокусниками и мошенниками. Месмера интересовали физика и физиология магнетизма: как практикующий врач он пророчески видел их глубокое внутреннее единство. Психологию человека Месмер активно использовал на своих врачебных сеансах (тихая музыка, затемнённое помещение и прочая «магическая» атрибутика), но психика его занимала, только если она была больной: нервные болезни, психические расстройства, пожалуй, быстрее всего нормализовались при лечении магнитами. От магии магнетизма Месмер явно уклонялся. Ещё в 1784 году горячий поклонник месмеризма маркиз де Пюисегюр сообщил Месмеру о своём открытии провоцированного сомнамбулизма (лат. somnus – сон и ambulo – хожу, иначе – лунатизма) и возможности входить в словесный контакт с «намагниченным» субъектом. А в 1808-м, за семь лет до смерти Месмера, доктор Иоган Генрих Юнг-Штилинг (Jung-Stilling, 1740–1817) сделал другое поразительное открытие: «животный магнетизм» позволяет «намагниченному» человеку «выходить в астрал» (греч. – звёздный) и приобретать внетелесный опыт (ООВЕ – Out-Of-the-Body Experience). Уклоняясь от психической природы магнетизма, Месмер не желал её даже определить. В 1843 году за него это сделал английский хирург и психиатр Джеймс Брэд (James Braid, 1795–1860). И тут же поплатился: его фамилию недоброжелатели превратили в термин «бред».

Возможно, «депсихологизацию» магнетизма Месмер осуществлял в пылу борьбы за «материализацию» своего метода. Ведь крупнейшие учёные, входившие в состав французской академической комиссии, исследовавшей месмеризм по указанию короля Людовика XVI, именно на этом его «психизме» и настаивали: «Всё определяется самим человеком, магнетизирующим пациентов. Если к каждому следующему появлению магнетизёра они лежали полностью истощёнными, то взгляд или голос магнетизёра вскоре выводят их из этого состояния. Здесь, несомненно, действует некая сила, управляющая действиями человека и подчиняющая их себе. Это – сила самого магнетизёра». Среди членов комиссии, «угробившей» надежду Месмера стать нормальным учёным-академиком, были химик Лавуазье (ниспровергатель теории флогистона), астроном Байи (будущий мэр Парижа), физик и политик, главный автор Декларации независимости США Франклин (друг Месмера, в то время американский посол в Европе), а ботаник Жюсье поддержал претензии Месмера на физическое толкование магнетизма и отказался подписать решение комиссии. Среди четырёх врачей, членов комиссии, был известный доктор Гильотен – изобретатель названного его именем приспособления для казни. Как говорится, «по иронии судьбы», а не по непознанным законам природы, нескольким членам этой комиссии (Лавуазье, Байи и самому Гильотену, как и её организаторам – Людовику XVI и королеве Марии-Антуанетте, большой поклоннице Месмера) пришлось во время революции 1793 года лишиться голов на гильотине доктора Гильотена.

Так что развивать открывающееся психологическое направление месмеризма долгое время во Франции было некому. А вот в России психофизика прижилась: победитель Наполеона русский император Александр I встретился с Юнгом-Штилингом и поспособствовал переносу его мистических идей в Россию. И хотя наши энциклопедии об этом умалчивают, дивный русский романтический мистицизм XIX–XX веков – от Пушкина и Гоголя через Блаватскую и Рерихов до «Мастера и Маргариты» Булгакова – связан с месмеризмом через книги некогда популярного в России Юнга-Штилинга.

Сторонники Юнга-Штилинга – пиетисты (лат. pietas – уважение) – утверждают: за пределами чувственного мира наш разум не знает ничего. Соглашаясь с пиетистами, мы полагаем, что верно и обратное: вне Мысли и Разума нет ничего. Бог и материя – это продукты нашего разума [2–9, 11]. Следовательно, материализм и идеализм так же нераздельны, как и неслиянны. Этот философскийсинтез противоположностей прямо отображает природу магнетизма Месмера, явно видимого на примере взаимопорождения двух противоположных полюсов любого магнита.

Пиетисты – сторонники прямого общения с Богом. Они утверждают: Бог есть совершенный человек, открытый каждому. Идеи христианского пиетизма в Европе веками несли «люди свободного духа», которых называли по-разному: в первые века христианства это гностики, потом – тамплиеры, богомилы, катары, в XV–XVII веках – богемские (они же моравские, чешские) братья, а в Германии это протестантская секта гернгутеров, одним из руководителей которой был уже упоминавшийся врач-месмерист Юнг-Штилинг. Кстати, друг и однокашник двух титанов: Гёте и Гердера (1744–1803, немецкий философ, критик, эстетик).

В русском переводе гернгутеры – «господа хорошие», или «добрые люди». Если бы коммуны гернгутеров, возникшие на территории России ещё во времена Елизаветы Петровны, могли свободно развиваться, а идеи пиетизма свободно распространяться, мы с вами, читатель, были бы другими. И, возможно, люди не узнали бы ни ужасов гитлеризма с его холокостом, ни жестокостей сталинизма, ни стёртых с лица земли городов современного Донбасса.

Взыскуемое Месмером воссоединение физики и психики, наметившееся в квантовой механике, и сейчас (через 200 лет после смерти пророка) не завершилось. Оттого до сих пор приходится считать «мистическим совпадением сложившихся обстоятельств» грандиозные (по последствиям) цепочки фактов.

Например, великий химик Лавуазье погиб на гильотине, не допуская не только объективного существования физической основы лечебного магнетизма, но и метеоритов: ему принадлежит знаменитое восклицание «камни не могут падать с неба!» [2]. А Месмер, обращая внимание на магнитные свойства железа, рассматривал магнетизм в качестве представителя космических, всемогущих астральных сил. В связи с этим вспомним исламскую святыню Каабу (араб. куб – храм над железным метеоритом). Вспомним гигантский магнит – Землю, магнитные свойства которой на большой модели из магнетита исследовал английский предшественник Месмера, королевский врач Вильям Гильберт (1544–1603). Вспомним и про «близнеца» Каабы – чёрный метеоритный камень, завещанный поэтом, драматургом и магом Дитрихом Эккартом (1868–1923) «немецкому Циолковскому» – Герману Оберту (1894–1989). Кстати, учителю Вернера фон Брауна, автора знаменитых ракет «ФАУ» и затем лунных успехов американской космонавтики.

 

Магия магнетизма

Магия вне рамок строгой науки чрезвычайно опасна. Игнорируя магию, современная наука теряет возможность освоения этого мощного психофизического инструмента, уклоняется от своей роли спасителя человечества [2], [3], [4], [6], [8].

Любопытно, что термин «месмеризм» принадлежит основателю гомеопатии Самуэлю Христиану Ганеману (1755–1843). Гомеопатия (греч. – подобие болезни) пытается лечить, как и магнетизм, все болезни. Но не магнитами, а исчезающе малыми дозами химических веществ, которые вызывают симптомы болезни. Здесь, как и при лечении магнитами, на первый план выступает психическое воздействие на пациента со стороны невидимого «космического врача». Правда, считается, что больной «лечит себя сам». Скрытое воздействие «космического врача» при гомеопатическом лечении явно и зримо, физиологически же подкрепляется применением лекарств с ничтожнейшим количеством активного вещества. Аналогичное учение о ятротерапии (греч. – поправляю здоровье) и фармацевтической химии создал всё тот же Парацельс, а позже развивали Гельмонт и другие «медицинские алхимики». «Настоящая цель химии (алхимии) заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств», – учил Парацельс.

Так что традиция древней лечебной магии никогда не прерывалась, и месмеризм в XIX веке получил распространение, притом в многообразных формах. Сначала как метод хирургического обезболивания: «намагниченные» больные на операционном столе не чувствовали боли (как тут не вспомнить нашего современника А.М.Кашпировского!). Были сделаны сотни успешных хирургических операций, особенно много в Англии и в тогдашней её колонии – Индии. Как и Месмера, его последователей – хирургов, акушеров и стоматологов – обвиняли в шарлатанстве и постыдных договорах с больными. Когда появились простые и надёжные химические средства обезболивания (эфир, хлороформ), анестезиологи всего мира стали пользоваться ими.

Но месмеризм всё равно не исчез – он переменил название и стал гипнотизмом (греч. сон, автор термина Джеймс Брэд, 1843 г.). Брэд пытался объяснить природу магнетизма с позиций психоневрологии. В те же годы (середина–конец XIX в.) стала развиваться и гомеопатия – сестра месмеризма. Тогда же получил широкое распространение медиумизм (лат. – середина, позиция между духом и материей; он же – спиритизм, или спиритуализм, лат. spiritus – дух, душа).

Разве не сила мысли всегда двигала и движет вперёд человечество? Не эта ли сила заботится о нас, не она ли сохраняет нам жизнь? А разве наука в некотором роде не дитя магии? На взгляд автора, наука – современное, но очень стесняющееся своих старших предков продолжение магии. К сожалению, как это часто бывает в больших семействах, и магия, и наука, и все мировые религии сегодня, увы, жёстко противостоят друг другу. Погрязли в спорах, ссорах и даже в явных (горячих) и тайных (холодных, пропагандистских) войнах. Конечно же, не сами эти почтеннейшие направления человеческой мысли, а их приверженцы – люди. А вот православный святой Иоанн Кронштадтский (в миру Иван Ильич Сергеев, 1829–1908) не только сам, а и с Божьей помощью, молитвой исцелял простых людей и царствующих особ. Он также официально освящал первые в России гомеопатические клиники, замечательно сохранившиеся доныне и официально действовавшие даже в идеологически суровые сталинские времена.

Магнетизм Месмера в начале ХХ века стал предтечей всесильного «космического магнита» семьи Рерихов – физической основой их Учения, именуемого Агни Йогой или Живой Этикой. И в конце ХХ–начале XXI веков этот «космический магнетизм» продолжает не только существовать, но и успешно развивается. Причём даже в формах традиционной науки (см. например, ниже, а также статьи автора ([2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [11]).

Люди издревле и повсеместно проявляли интерес к «таинственной силе», заключённой в магнитах – камнях, притягивающих железо. Природные магниты – это куски магнитного железняка, или магнетита (31% FeO, 69% Fe2O3). Некоторые этимологи полагают, что в русском языке двойное «нн» может заменяться на «гн» и наоборот. Тогда слово «магнит» читается как «маннит» и может быть однокорневым с глаголами «манить», «заманивать». Это одинаково хорошо передаёт физические свойства и магнита, и магии.

Уже жрецы греческих магнезийских храмов, посвящённых Геркулесу, пользовались магнитами для исцелений и магического применения. Поэтому магнит называли геркулесовым или гераклейским камнем. Некоторые европейские маги выводят своё наименование от санскритского слова магх; его латинизированный вариант магус может происходить от санскритского махаджи – великий или мудрый. Они полагают, что и греческая (ныне турецкая) магнезия, и «магнезианский камень» магнетит, и магнит как таковой могли называться в честь индийских первооткрывателей его чудесных свойств. Европейскую науку с магнитами подробно познакомил Пьер де Марикур в письме «Послание о Магните Пьера де Марикура, по прозванию Перегрина (странник. – Б.Р.), к рыцарю Сигеру де Фукокуру» (1269 г.). Как бы то ни было, магнетизм имеет давнюю историю и славен своими различными, в том числе лечебными, применениями.

Живое наследие Месмера сегодня – это не только современные магнитотерапия и магнитобиология. Это не только гипноз с психотерапией и психосоматикой (греч. сома – тело). Это и гомеопатия, и так называемая «традиционная», или «народная», европейская и «восточная» медицина. А разве эстрадные «фокусы» Ури Геллера и Лиора Сушарда, свободно сгибающих «силой мысли» стальные ложки и дистанционно останавливающих часы1 не требуют незамедлительного пересмотра нашего мировоззрения? Что же завещал нам Месмер в мировоззренческом плане?

 

Живая сила месмеризма

Согласно учению Месмера, все объекты живой и косной природы взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом посредством невидимых магнитных потоков – струй «магнитного флюида» (лат. flue – течь). Уже в 1776 году Месмер пришёл к заключению, что магнитотерапияпозитивно воздействует на пациента благодаря не столько разного рода магнитам, перемещающим, как он сначала думал, струи природного магнитного флюида в организме больного, а благодаря «животному магнетизму» – таинственным силам, входящим в организм и исходящим от каждого человека по неким всепронизывающим каналам. Месмер не знал, что такие каналы (санскр. нади) давно известны восточной медицине. Иначе он бы сказал, что направляемые по нади магнетизёром в нервную систему больного таинственные благотворные космические энергии (силы) способны изменять состояние органов, излечивая самые страшные болезни.

Образно говоря, если в первой половине жизни Месмер думал, что людей излечивали его магниты, то во второй половине её он знал, что больных излечивал сам «намагниченный», вошедший в контакт с космосом человек – врач (гипнотизёр).

В свете достижений современной науки представляется абсолютно достоверным фактом то, что действительно существует благотворная сила, поддерживающая нашу жизнь. Вспомним современнуюпаразитологию. Оказывается, наши организмы – это миры, заселённые разнообразными организмами: от микроскопических вирусов, бактерий и грибов до тонких, но метровой длины гельминтов (греч. helminthos – червь). Вся эта живность из сотен уже известных науке видов (а сколько ещё видов неизвестных!), рассыпая повсюду свои семена, яйца и споры, кочует из организма в организм, и не только людей, но и животных, растений. Нитевидные, способные двигаться вдоль надиживотные, грибы и растения пронизывают все наши органы – от кишечника до головного мозга, насыщают и заселяют окружающую среду: воду, воздух, почву, недра Земли и даже космос.

Люди не вымирают только потому, что населяющими их паразитическими организмами управляет та же неведомая многим благожелательная сила, которая управляет и нами самими. С этой космической, умной, ноосферной силой (греч. ноос или нус – ум) взаимодействует человек. Великий предшественник Месмера Парацельс называл эту живительную силу археем (греч. – начало, первоначало, власть) или Munis – «Мировой», а ван Гельмонт – Magnale Magnum, то есть «Величайшая из Великих». У этой силы множество исторических названий (как и у магнита): китайскаядэ, прана индусов, она же – мана полинезийцев, Од фон Рейхенбаха (от имени верховного бога древних германцев Одина), Х- или W-сила (Вриль – вихрь) у немецких и английских мистиков, оргонВильгельма Райха (греч. orgao – пылаю страстью).

Воздействие человека на эту силу, а её – на человека (действие равно противодействию) осуществляется и воспринимается нами как наша собственная воля. Космическая сила, как и наша воля, воплощается в слове, позе, движении, чувстве человека. Или в физико-химическом воздействии, производимом с помощью каких-то существ (например, творящей руки хирурга, пиявок пригирудотерапии или пчёл при апитерапии), а также с помощью «неодушевлённых» веществ и материалов, приборов или оборудования. Воздействующий человек – врач, гипнолог, хирург, целитель, – правильно взаимодействуя с космической силой любым из названных выше способов, обеспечивает здоровье себе и своим пациентам.

Когда исцеление можно рассматривать как результат уже хорошо известных физико-химических воздействий, благая космическая сила остаётся как бы в тени. Раньше, возможно, очень давно, многие «совершенно материальные» физико-химические воздействия рассматривались как величайшие чудеса. Но человек ко всему привыкает: «ежедневное чудо – не чудо». И чудесная космическая благая сила становится «элементом науки», а её некогда поразительный результат – непреложным научным фактом. За незнание таких фактов студентам на экзаменах ставят двойки. И благая космическая сила предстаёт перед нами уже в образе науки. Став научным знанием, она помогает людям познавать самих себя и окружающий мир. Познавать духовное и материальное – так принято говорить, если стоять на двух противоположных полюсах единого по своей сути Знания. Елена Ивановна Рерих приписывала пылающую, огненную силу, разлитую в природе и человеке, Космическому Магниту.

Вслед за греком Парменидом (V в. до н.э.) автор представляет мир, открывающийся нашему разуму, в виде гигантского ажурного шара, охватывающего всю Вселенную и всё внутри себя заключающего. Следует ли считать этот Шар бесконечным? Вряд ли. Ведь наш мир, точнее – информация о нём (а другого нам не дано), спокойно помещается в наших вполне «конечных» головах. Шар – ноосфера – состоит из тончайших ветвящихся нитей, по которым струятся магнитные потоки (силовые линии Фарадея–Дирака). Магнитный Шар Вселенной – это наш общий гигантский Мозг, Суперкомпьютер или ноосфера – называйте мир так, как вам больше нравится. Овеществлённые магнитные нити ноосферного Суперкомпьютера – флюксы – и их разновидности, «колечки»–флюоны и «палочки»–флюксоны, – а также их комбинации с обычными атомами и друг с другом – нади и реосы(латинские, санскритский и греческий корни этих терминов можно переводить как каналы, струи, потоки) – это нейроны ноосферы ([2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [11]).

Одним из ярких подтверждений единства материального мира с человеческим сознанием является антропный принцип космологии, утвердившийся в науке ХХ века (греч. αντροπος – человек). В становлении антропного принципа пионерами были советские философ и астроном Григорий Моисеевич Идлис и космолог Абрам Леонидович Зельманов. Завершающие штрихи принадлежат Дж.Уилеру, одному из непререкаемых авторитетов физики ХХ века. Антропный принцип утверждает, что все важнейшие числовые характеристики окружающей нас природы (мира) жёстко привязаны к человеку: если любую из мировых характеристик (физических констант) немного изменить, то существование человека становится невозможным. А раз так, то почему бы не считать человека не только важнейшим, но и исходно «задуманным» компонентом всей природы?

Вопрос происхождения Вселенной – чисто человеческий вопрос. Каждый из нас когда-то появился на свет, и нам хочется знать, когда появился человек как таковой, а когда – Вселенная. Рассуждать о любом предмете мы можем, используя наши человеческие знания, чувства, ощущения. Неспроста у христиан Сын Божий – Иисус Христос – имеет человеческий облик. В соответствии с ещё более древней традицией египетских магов, называемой герменевтикой (основоположником считается египетский бог Тот, он же у греков «Трижды величайший» Гермес Тримегист), антропика предполагает, что Вселенная подобна человеку. Автор видит подобие также в том, что все живые и умные объекты и субъекты Вселенной структурно нитевидны. Как нитевидна (и умна [12]!) грибница-ризома2, так структурно нитевиден наш мозг, построенный из нейронов, а нейроны – из нитевидных молекул. Структурно нитевидны усыпанные звёздами спиральные клубки галактик Вселенной.

Профессор биофизики университета Хоккайдо Тошиюки Накагаки (Toshiyuki Nakagaki) выполнил эксперименты, связанные с ростом нитевидных побегов – гифов грибка Physarum polycephalum [12]. Грибок в естественных условиях растёт на листьях и камнях, заполняя своими гифами их поверхность. В опытах Накагаки гифы росли в лабиринтах, аналогичных тем, которые используются для проверки интеллекта мышей. Распространяясь в 30-сантиметровом лабиринте с кусочком мицелия (грибницы) на входе и пищей на выходе, разные гифы росли и продвигались к пище по разным траекториям, постепенно заполняя пространство лабиринта. Когда один из гифов наконец достигал пищи, от него отрезали кусочек и в новом, точно таком же лабиринте, с пищей на выходе и кусочком мицелия на входе, выращивали новый мицелий, гифы которого сразу устремлялись к пище по кратчайшему маршруту. Грибок помнил и учитывал свою предыдущую биографию! От этого примера недалеко и до познания фундаментальной природы живого…

Нейрон (греч. – жила) – нитевидная, с ответвлениями клетка мозга. А флюкс – это нитевидный «цилиндрический атом»: по своей структуре (в сечении) он похож на обычный сферический атом. У флюкса, как и у обычного атома, есть центральное нитевидное ядро, во многих случаях окружённое электронной оболочкой. Ядро флюкса представляет собой аналог катушки электромагнита –соленоида (греч. – трубка) с круговыми токами из u- и d-кварков [2–9]. Кварки создают внутри соленоида по всей его длине (а она может быть бесконечной!) пучок фарадеевских магнитных линий,представляющих собой квантованный магнитный поток. Такая магнитная нить с переменным по её длине кварковым составом и находящимися на радиальной периферии нити электронами может иметь сложную пространственную конфигурацию. Взаимодействие нитей друг с другом и с атомно-молекулярным веществом, содержащимся в «вате» флюксов, приводит к постоянному и вечному (нет трения!) локальному движению нитей. В их вечном движении относительно друг друга и в их самоорганизации, возникающей из-за резонансов [9], состоит физическое начало ноосферного ума и жизни. Незатухающее движение выражается в постоянном изменении упорядоченных состояний невидимой вселенской «ваты» из флюксов. Это её, «присыпанную» атомами, биологи (специалисты по грибам – микологи, греч. mikos – гриб) называют ризомой.

Эту же флюксовую «вату», «присыпанную» звёздами, астрономы именуют галактиками, галактическими скоплениями, Вселенной (её общая структура для нас имеет сетчатый вид. – Ред.). А физики – специалисты по космосу (космологи) – «ватную» основу Вселенной называют тёмной материей. Можно думать, что нашу жизнь определяют изгиб магнитных нитей, протекание по ним токов и изменение кваркового состава элементов объёмной конструкции космической ризомы! А как быть с энергией ризомы?

В отличие от обычной электронной оболочки сферического атома, оболочка флюкса является плотной отрицательно заряженной бозе-жидкостью. Если обычное положительно заряженное атомное ядро попадает на флюкс, оно обволакивается электронной отрицательно заряженной жидкостью, компенсирующей его положительный заряд. Между такими «приклеившимися» к флюксу ядрами уже не действуют кулоновские силы отталкивания (специалисты говорят: кулоновский барьер отсутствует), и ядра могут легко слиться друг с другом в реакции ядерного синтеза. Флюксы – замечательные катализаторы так называемых «холодных» (с низким барьером) ядерных реакций. А текущая по флюксам тёмная энергия передаётся без потерь на большие расстояния благодаря явлениямсверхпроводимости и сверхтекучести, характерным для бозе-жидкостей [11].

Функционирование организмов требует гораздо бόльших объёмов памяти и гораздо более высокого быстродействия, чем предполагалось ранее, и от атомно-молекулярных механизмов необходим переход к ядерным процессам и структурам. От наноуровня (это характерные размеры молекул) нужно спуститься почти в миллион раз глубже – на фемтоуровень, к характерным размерам атомных ядер (10-15 м). Переменный по длине флюкса кварковый состав обеспечивает функционирование памяти магнитной нити в качестве «нейрона ноосферы» с гигантской плотностью записи информации 1014 бит/м [3]. Таким образом, механика жизни – это механика динамичных фемтосистем, из которых построен окружающий нас мир, да и мы сами. Материальный мир можно уподобить слаженному квантовому механизму из самодвижущейся «ватной» флюксовой ризомы.

Кто же создатель этого замечательного механизма, охватывающего Вселенную, мельчайшие детали которого имеют ядерные фемто-размеры? Кто управляет этим гигантской сложности механизмом? Кто его совершенствует? Традиционный в религии ответ – это Бог. Традиционный ответ атеиста (именуемый «научным») – это материя. С позиций антропики, в этом участвуем и мы с вами, читатель. Все три ответа сходятся воедино при пиетете – уважении всякого обоснованного мнения, сколь бы фантастическим оно ни казалось.

 

Космический магнит Месмера

В 1775 году, на пике признания действенности животного магнетизма, Месмер был избран действительным членом Баварской академии наук. Идя навстречу пожеланиям коллег-академиков, Месмер в 27 тезисах раскрыл суть своих представлений о мире. Эти тезисы ниже выделены жирным шрифтом, за некоторыми из них следует краткий заключительный комментарий автора («звёздочки»):

1. Между небесными телами, Землёй и одушевлёнными телами существует взаимодействие.

*Все тела Вселенной пронизаны флюксами, которые осуществляют всеобщую взаимосвязь ([2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [11]).

2. Повсеместно распространён флюид, так что пустоты́ не существует; этот флюид отличается ни с чем не сравнимой проницаемостью и по природе своей обладает способностью воспринимать, распространять и объединять все проявления движения, чем и достигается его влияние.

*Флюксы – суть нейроны Супермозга, кроме Мыслей которого, воспринимаемых нами как «наши мысли», в мире ничего нет.

3. Это взаимодействие подчинено механическим законам, неизвестным и поныне.

*«Механические законы» Месмера – это законы, устанавливаемые современной теоретической физикой, которая разгадывает тайны программирования Супермозгом самого себя. Автор предлагает называть такой способ познания гиперфизикой [4], [7], [9].

4. Результатом его являются сменяющиеся эффекты, которые могут быть сравнимы с морскими приливами и отливами.

*Различного типа возбуждения флюксов ([2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [11]) в тех или иных областях вселенской ризомы определяют конкретное состояние Супермозга и его Мысли. Месмер подчёркивает волновой характер и ритмичность жизненных процессов [10], [11].

5. Эти отливы могут быть более или менее общими, более или менее частными, более или менее составными, смотря по природе причин, их определяющих.

6. Таким именно процессом, наиболее универсальным из всего, что может представить нам природа, и выражается взаимодействие между небесными телами, Землёю и её составными частями.

*Ноосферное мышление – самый универсальный природный процесс.

7. От этого процесса зависят свойства материи и организованных тел.

8. Животные тела испытывают на себе альтернативные эффекты этого действия, которое проникает в субстанцию их нервов и непосредственно возбуждает их.

9. Это действие вызывает, особенно у человека, свойства, аналогичные свойствам магнита: наблюдаются те же разнородные и противоположные полюсы, которые могут сообщаться, изменяться, разрушаться или усиливаться, наблюдаются даже явления отклонения.

10. Способность животного тела воспринимать влияние небесных тел и вступать во взаимодействие с окружающим аналогична магниту, почему и названа мною «животным магнетизмом».

11. Действие и свойство «животного магнетизма», таким образом охарактеризованные, могут сообщаться другим одушевлённым и неодушевлённым телам, поскольку те и другие способны к такому восприятию.

12. Это действие и это свойство могут усиливаться и изменяться самими телами.

13. Практические наблюдения свидетельствуют о существовании особой тонкой материи, которая пронизывает тела, не обнаруживая при этом заметного ослабления своей деятельности.

14. Влияние этой материи проявляется на большом расстоянии без содействия посредствующей среды.

*Посредствующая среда всегда есть, но в данном случае она невидима и неощутима, поскольку это сами флюксы. (О дальнодействии см., например, [2], [3], [11].)

15. Она может усиливаться и отражаться зеркалом, подобно свету.

*Некоторые из поперечных колебаний флюксов мы воспринимаем как видимый глазом свет.

16. Она сообщается, распространяется и усиливается звуком.

*По флюксам распространяются любые, в том числе механические (акустические, т.е. звуковые), колебания3 [7], [8], [9].

17. Эту магнетическую силу можно накоплять, концентрировать, переносить.

*Если «магнетическая сила» передаётся через колебания флюксов, переходящих в колебания флюонов, то флюоны могут передаваться от одного тела любому другому телу [2], [3].

18. Я утверждаю, что одушевлённые тела не одинаково способны воспринимать её; возможно, хотя и очень редко, появление способности до того противоположной, что одного её присутствия совершенно достаточно, чтобы разрушить всё влияние «животного магнетизма» на другие тела.

*Возможна блокировка любого ноосферного воздействия любым человеком в силу антропного принципа мироустройства. Так, наша способность вольно или невольно заблокировать волю врача, медиума, мага препятствует научному признанию возможности чудес.

19. Эта противоположная способность также пронизывает все тела и может, в свою очередь, сообщаться, умножаться, скопляться, концентрироваться, переноситься, отражаться зеркалом, усиливаться звуком, что указывает не только на отрицательную, но и на положительную сторону противоположной силы.

*Механизм передачи по флюксам сигналов, как стимулирующих, так и блокирующих физические явления, одинаков.

20. Магнит, естественный или искусственный, также, подобно другим телам, чувствителен к «животному магнетизму» и противоположной ему силе, хотя ни в том, ни в другом случае его действие на огонь и мглу не испытывает никаких изменений, что показывает, что начало «животного магнетизма» существенно отличается от начала минерального магнетизма.

*Минеральный магнетизм Месмера тоже связан с флюксами, но связь Мысли и материи сокрыта в бессознательном нашей психики [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9].

21. Эта система прольёт новый луч как на природу огня и света, так и на теорию притяжения, приливов и отливов, магнита и электричества.

*Все перечисленные явления действительно связаны с флюксами ([2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9]), детали связи устанавливает гиперфизика.

22. Она даст возможность понять, что магнит и искусственное электричество в отношении болезней отличаются свойствами, общими тысячам других агентов, известных в природе, и что если этот магнит и это электричество обнаруживают некоторые полезные действия на больных, то они этим обязаны «животному магнетизму».

*Флюксы и флюоны насыщаются целебной информацией «ноосферного человека» [2], [3]. Таковы и больной, и его врач. В большей степени «ноосферны» целители, знахари, шаманы, маги, святые.

23. С помощью практических правил, мною установленных, фактически будет доказано, что принцип «животного магнетизма» может излечивать непосредственно нервные болезни и опосредованно другие.

*Действительно, флюкс-сигналы воздействуют на мозг больного, а мозг – на остальные части тела.

24. С его помощью медицина получит ясное представление относительно употребления лекарств, усовершенствует их действие, даст возможность вызывать и управлять благотворным кризисом и тем окажет услугу врачу.

*Это предвидение Месмера, основанное на работах Парацельса, масштабно осуществил Христиан Ганеман, создав гомеопатию.

25. Изложив свой метод, я постараюсь доказать с помощью новой теории вещества полезность универсального принципа, который я противополагаю современной медицине.

26. С этим знанием для медицины выяснится как начало, природа, так и развитие болезней, даже наиболее сложных; оно воспрепятствует их усилению, и излечение будет достигнуто без риска для больного подвергаться тяжёлым и нередко прискорбным по своим последствиям случайностям, каковы бы ни были его возраст, темперамент и пол, даже для женщин в состоянии беременности и родов.

27. Эта доктрина наконец даст возможность судить о степени состояния здоровья каждого индивида и о наличии уже существующих, но ещё не проявившихся болезней. Исскуство лечения достигнет, таким образом, своего наивысшего совершенства.

Разослав свои 27 тезисов во все учёные сообщества Европы, Месмер получил единственный отклик: Берлинская академия наук назвала его мечтателем, а его лечебный метод – ошибочным.

Примечание
Список литературы

[1] Хакмак Э. Краткий обзор биомагнитной терапии. Интернет-ресурс.

[2] Родионов Б.У. По тропе Кулика к феномену Теслы // Сб. статей «Сто лет Тунгусской проблеме. Новые подходы». Ред. В.К.Журавлёв. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008;

[3] Наперегонки со смертью // М.: Бином. Лаборатория знаний. 2012;

[4] Есть ли смерть в смешении времён? // Дельфис, №4 (76)/2013. С. 43;

[5] Материя Всеединства // Дельфис, №3 (21)/2001. С. 54;

[6] Заветные небеса // Дельфис, №1 (77)/2014. С. 73;

[7] Материализация Мысли // Дельфис, № 3 (71)/2012. С. 58;

[8] Схватка с Апофисом // Дельфис № 1 (73)/2013. С. 68;

[9] Ванин В.А., Родионов Б.У. Автоголография // Метафизика, 2013, №2 (8). С. 172.

[10] Якимова Н.Н. Дыхание Вселенной (Единство мира) // М.: Дельфис, 2010. С. 297.

[11] Родионов Б.У. Дальнодействие ядерных сил // Метафизика. Век XXI. Ред. Ю.С.Владимиров. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

[12] Обзор интернет-ресурса «Открытие профессора Тошиюки Накагаки» // Дельфис, № 4 (80)/2014. С. 75.

 

 Родионов Борис Устинович

Источник:  Культурно-просветительский журнал “Дельфис” №4 (84) / 2015

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий