Главная » ЛЮДИ И ДАТЫ, Светочи » Человек Мира – к 140-летию со дня рождения Н.К.Рериха. МАДРА

545 просмотров

flag

Доклад был прочитан на Рериховских чтениях 11.10.2014 года

Дорогие друзья!

Сегодня во время разрушения, время разделения всего и во всем мы помним пример человека, который всей своей жизнью утверждал идею объединения, созидания, который призывал чувствовать себя вселенским гражданином и, следовательно, нести личную ответственность за построение будущего. Этот человек Николай Константинович Рерих. Его 140-летие мы празднуем в эти дни.

Есть имена, впечатанные в вечность

Не словом, а духовной красотой.

Их труд и свет направлен в бесконечность.

Бессмертье духа – вот завет простой!

 

Есть сила душ, не видимая сразу,

Ведь Истина родится в тишине.

Лишь красота, сияньем чудных красок

Нам раскрывает свет его вовне.

 

Лишь скрежет тьмы и ложь, что целит в спину

Покажет свет, что льется из души

Прекрасные учителя картины

Откроют нам его духовный мир.

 

Есть имя, что сияет людям вечно.

Есть жертва духа в этот мир земной.

Есть на пути людей духовный светоч,

Служение Свету высшей Красотой.

«Наш Светлый и Любимый будет жить в памяти народа. Просветлённые сознания поймут, какой великий Дух ходил по Земле среди людей и будил их сознание ко всему Прекрасному и тем самым вливал в них Эликсир Жизни. (…) Истинно, он заложил основание Новой Эпохи, Нового Мира» писала Елена Ивановна.

«По натуре своей он великий Собиратель и Строитель. Ведь до войны не было ни одного крупного культурного начинания, где бы он ни был избран Председателем. Ибо живы были формулы: «Рерих найдёт выход из каждого положения», «Рерих видит на семь концов», «С Рерихом удача». Да и как же может быть иначе, когда за ним стоит вся Лестница Иакова!»

И созерцая жизненный путь Николая Константиновича мы, осознаем, до каких высот может подняться человек и как поистине чудесны силы, заключенные в нем, если только он посвятил жизнь своему Идеалу.

Святослав Николаевич писал: «Служение искусству подобно служению Богу. Находят свое воплощение высшие человеческие побуждения, когда художник поклоняется высочайшей сфере духовной глубины, самому сердцу нашей проявленной Вселенной. Это молитва веры, осознание своего единства со всем сущим. Проникновение нашего “я” в тайны творения. Когда художник настраивается и вибрирует в созвучии с Высшим Сознанием, разлитым по бескрайним просторам Вселенной. И отзвуки гармонии всепроникающего сознания переходят из субъективного в объективное. С этими высшими силами соприкасаются наиболее великие художники-провидцы, становясь проводниками этих высших сил. Раскрывать их, давать их истолкование – в этом и состоит служение, высшее поклонение тому, что мы называем Богом, а люди, которые достигают наивысшего, называются гениями, святыми, провидцами, и мы взираем на них как на богов, и они поистине являются богами этой земли».

«Мудрость Великого Учителя есть мудрость его. (…) Если было бы иначе, разве мог бы он быть таким провидцем и преуспевать и противостать таким чудовищным нападениям, предательствам и препятствиям, которые воздвигаются тёмными силами при конце Кали Юги, во время грозно свирепствующего Армагеддона».

Е.И.Рерих отмечала: «Жизнь его есть жизнь, полная самоотречения, он живёт лишь для Великого Служения во благо человечества. Ничто не принадлежит ему, и сам он не принадлежит себе».

Самоотверженное служение Наивысшему и человечеству выражалось  в историко-археологических изысканиях, в общественной деятельности, вносящей и охраняющей прекрасное, также и в духовном наставничестве, в литературной работе и живописи.

Все творчество Николая Константиновича пронизано глубоким знанием культурного наследия, причем не только своего народа, но и народов Европы, Индии, Тибета, Монголии, Китая. Эти знания добывались не только и не столько из книг, сколько из многочисленных поездок и экспедиций, которые были организованы Н.К.Рерихом.

«Вспоминаем, как распределилась жизнь, Получается:  сорок два года — Русь. Одиннадцать — Индия, Финляндия — два. Америка — три. Китай — два. Тибет — полтора. Монголия — один, Франция — один. Англия — год с четвертью. Швеция — полгода. Швейцария — полгода. Италия — четверть года».

При этом всю свою жизнь Николай Константинович творил и служил всецело своей Родине. Отсюда и слова его: «Кто сказал, что я уехал…? Я путешествую».

Рерих писал «Всю жизнь боролись и бились. Победы давались нелегко, но тем они были нам ценнее…Странно, всегда мечтали о мире, о мире всего мира, а жизнь вела битвами, какими разнообразными битвами! Иной раз казалось, неужели нельзя было обойтись без того или иного сражения? Но нет, ведь не мы искали битвы, а она надвигалась неизбежно. И как говорил один наш друг: “Нужно защищаться”.

Одна оборона бессильна, значит, приходилось наступать и действовать. Наверно, благословенно это действие, когда, подобно Дмитрию Донскому, можно ответить Преподобному Сергию: “Все средства к миру исчерпаны”. И ответ был: “Тогда победишь!”

Чего только не было! Всякие враги нападали, всякие грабители ограбляли, угрожали, разрушали. И опять битва становилась неизбежной. А злоречие-то! А зависти-то, зависти сколько! Правильно Бальзак заметил: “Как объяснишь существование зависти? Порока, не приносящего никакой выгоды”! А клеветы, клеветы-то сколько! Однажды Куинджи сказал клеветникам: “Сами не замечаете, как сделали Р. не только всемогущим, но и вездесущим”…

Нужно смотреть лишь вперед. Смотреть зорко и радостно. Кладоискатели учили: “А будешь брать клад — не оборачивайся”». (Н.К.Рерих, Битва)

Елена Ивановна писала: «Если бы Вы знали всю тяготу его, то, воистину, ужаснулись бы этой ноше непомерной. Но именно в нём горит такая любовь, такая преданность… такое устремление к принесению всего себя на Общее Благо, что он всё принимает с великой готовностью и радостью».

Огненной дорогой устремление

Нас ведет к вершине огневой.

Сила духа, мощь преодоления

Проведет сквозь бури и застой.

 

Козни тьмы лишь только укрепляли

Ту твердыню, что горит внутри,

Бесконечной силой устремляла

Вера и желание творить.

 

Устремление мощною рекою

В духе светом огненным  живет,

Никогда устало не поникнет,

И в тоске, сломившись не падет.

 

Напряжение тетиву натянет,

А напасти закалят броню.

Никогда творить не перестанем

Нить в Обитель светлую Твою.

Изучая историю разных народов Н.К.Рерих восклицает: «Будем ли надеяться, что бесчеловечные уроки прошлого хотя отчасти изменят к лучшему существующее положение? Злобная разноголосица мало ободряет к таким надеждам». (Н.К.Рерих, Опять война)

Николай Константинович писал: «Недавно в беседе со мной Г. Д. Уэллс сказал, что многие века назад большие расы существ, “таких, как динозавры… правили землей, а затем вымерли”. Вымерли потому, что условия жизни на земле изменялись, а они были не в состоянии приспособиться к ним.

Есть ли надежда, спрашивает г-н Уэллс, что человек сумеет избежать такой судьбы? По мнению г-на Уэллса, существует. Благодаря его способности мыслить. “Он способен думать и предвосхищать то, что может с ним случиться. Он может познавать и изменять себя, на что никогда не было способно ни одно животное”… Общий знаменатель в решении проблемы всеобщего мира он видит в том, “чтобы все правительства в мире отказались от своего суверенного права на экономическую и политическую агрессию друг против друга”. При этом он подчеркивает, что больше ни от чего не надо отказываться. Ни от чего, кроме силы взаимного уничтожения». (Н.К.Рерих, Динозавры)

«Да, докатились люди до апологии разрушений. Даже не исчислить всего ущерба Культуре, совершаемого ежедневно, у всех на глазах. Половина всего уничтоженного составила бы счастье многих поколений. Расцвело бы просвещение». (Н.К.Рерих, Листы дневника, 1942) Голландский историк Й.Хейзинга справедливо заметил: «Вообще говоря, всякое время оставляет после себя гораздо больше следов своих страданий, чем своего счастья. Бедствия – вот из чего творится история».

Н.К.Рерих понимал какое разрушение несут войны и понимал он, что это не только разрушение материального мира, но прежде всего разрушение душ человеческих. Тем не менее, он не уставал говорить о мире: «Время ли сейчас говорить о мире, когда гремят войны? Но именно в такие дни и нужно соборно твердить о мире, о просвещении и о доброжелательстве. Мир не может быть дан только приказами правительств. Истинный мир может зародиться лишь в сердцах всех народов, когда они восчувствуют тщету розни и взаимоуничтожения. Не мир бесчестия и рабства, но мир неустанного строительного труда и просвещения даст народам благо… Но вовсе не гром пушек, а рычание сердец является признаком войны…

Знаем, что к великому восприятию мира можно подготовиться лишь деятельным просвещением. “Мир через Культуру” — мы не устанем повторять эту истину. Ведь она не сделалась труизмом, ибо вовсе не все прониклись осознанием этого единственного пути к Благу. Чтобы восприять мир во всей его подлинности, нужно осознать и все подлинные сокровища человечества. Тот же, кто поймет и осознает эти ценности, научится и хранить их». (Н.К.Рерих, Мир всему живущему)

Давайте проследим путь от зарождения идеи о сохранении культурных ценностей до реализации ее в виде Пакта. На это ушло более 30 лет.

Николай Константинович писал: «В 1903 году впервые оформилась мысль о нужности особого охранения сокровищ народных. Доклад в обществе архитекторов-художников. Сочувствие.

Война 1914 года со всеми ее ужасами еще и еще напоминает охранение всего, чем жив дух человеческий. Война! Все сочувствуют предложению всенародной охраны культурных сокровищ. Вот-вот уже как будто и состоится! “Враг рода человеческого” издан… во сотнях тысяч.

Бесчисленные развалины всюду напоминают о зловещих разрушениях. Исследуем. Запоминаем. И только в 1929-м оформился Пакт по сохранению культурных сокровищ. Спасибо Парижу и Америке, которые поняли, поддержали. Но ведь это еще только воззвание. Нужно, чтобы его услышали. А кругом столько гибели!

Всеми силами спешим с Пактом. Но не коротки пути по миру. И не везде благоволение. Нужно преобороть и превозмочь.

Всеми доходчивыми до сердца человеческого словами молим о сохранении Культуры. Во всех статьях обошедших прессу Европы, Америки, Индии, говорилось все о той же охране народного достояния.

Две международных конференции в Бельгии с выставкою исторических памятников принесли много пользы…

Наконец, в ноябре 33-го года Вашингтонская конференция привлекла уже представителей тридцати шести стран, которые подписали единогласное постановление, рекомендуя своим Правительствам ратификацию Пакта.

Кто-то в нетерпении: “Когда же? Когда же?”. И мы сами в еще большем нетерпении. С еще большим трепетом оглядываемся на всякие развалины, искажения или небрежения.

Если люди давно понимали ценность культурных сокровищ, то сейчас, в мировом смятении, они должны еще ярче вспомнить всю красоту лучших творений человеческих, чтобы тем сознательнее и упорнее ополчиться на защиту всего прекрасного, научного».

«Сведения о всяких разрушениях и искажениях поступают почти ежедневно. Если вандалы так действенны и организованны, то неужели же работники Культуры не найдут в себе объединительного сознания? Неужели сердце их не подскажет им, что взаимные разрушения лишь останутся позорною страницею человечества! Сердце подскажет всю ценность сотрудничества, и все трудники во благо со всех концов мира убежденно воскликнут: “Тесно время! Удвоим усилие!”» (Русскому сердцу)

«Самый почетный дозор есть дозор о Культуре. Будьте действенны на таком дозоре. Помните, что бездейственною обороною ничего не спасете. Одна оборонительная тактика ведет к поражению. Победа — в отважном, обдуманном наступлении на врагов темных, жестоких в невежестве — только так можно оборонить Культуру. Твердите о Культуре». (Н.К.Рерих, Дозор)

«Сознательный герой растет в грозе Армагеддона. Герои — в сражении, герои — целители и просветители. Пусть все герои-подвижники соберутся в дружину непобедимую и радостную. Высшая радость познания превратит и горе в светлое достижение. Да будет!» (Н.К.Рерих, Культура)

«Когда мы предлагали меры к охранению культурных сокровищ при войнах и всяких разгромах и погромах, нам говорили: “Ага, значит вы допускаете войну и всякие разрушения!” А как же отрицать войну и всякие зверства, когда человеко-животное сознание о них только и думает?

…может быть по-вашему и сейчас война не свирепствует на позор человечеству? Как же растолковать вам, что бороться против войны можно лишь повышением культурного уровня? Как дать вам понять, что каждый заушающий, насилующий своего ближнего уже прегрешает против Культуры? Как же сказать вам, что зверство, дикость, огрубение есть следствие невежества?» (Н.К.Рерих, Кредо)

Как будто бы написанные сегодня звучат слова Николая Константиновича: «Влезло огрубение в сердце человеческое, и трудно будет изгнать такого отвратительного посетителя. Врачи говорят, что при болезни здоровье уходит фунтами, а при выздоравливании возвращается золотниками. То же можно сказать и об огрубении. Тиранически овладеет оно человеком, перестроит весь обиход, опошлит мышление и… где те меры в современном государстве, которые освободят человека от безобразного одержания?

Скажете — школы, но и в них влезло огрубение. Скажете — творчество, но ведь и оно в услужении грубости. Даже язык человеческий превращается в какой-то тюремный, кабацкий жаргон. И все это влезает помаленьку да полегоньку. Но тяжеленько становится от такого “полегоньку”…

Не будем закрывать глаза: человечество заболело огрубением. И от тяжких болезней можно излечиваться, но при болезни Культуры какие же операции потребуются? И где та сестра милосердия самоотверженная, которая займется уходом? Ведь и у ней самой болит сердечко от огрубения. Помоги болящим, сестра милосердия!

Теперь и “милосердие” особенное. Из “милосердия”, пожалуй, сотворят такие чудовищные бомбы, что они будут разрушать целые города. Впрочем, ведь и гильотина изобретена из “человеколюбия”. Из такого же “милосердия” изобретен и электрический стул… Помоги, сестра милосердия!» (Н.К.Рерих, Огрубление)

Николай Константинович с болью в сердце воспринимал происходящее. В период войн закрывались организации, защищающие культуру. Тем не менее, он никогда не терял надежды. Он писал: «”Идеи не умирают, они порою дремлют, но они просыпаются еще более сильными, чем были до своего сна”. Не умерло Знамя Мира. Оно лишь свернулось, пока зверствует война. Но придет час, когда люди вновь сознательно обратятся к заботе об охране культурных ценностей, к этой истинной основе мира. И не об одних только культурных ценностях Знамя Мира трепещет. Оно трепещет о сердце человеческом, а том великом сокровище, где созидается обновленное будущее. Сердце человеческое жаждет мира, и, может быть, этот час уже близится…» (Н.К.Рерих, Знамя Мира)

Но после взрывов будет мир

И после смерти – возрождение,

Ведь путь ошибок и обид

Ведет нас к переосмыслению.

 

А после смерти будет жизнь,

Но жизнь уже совсем другая.

Кто побывал у бездны края,

Тот хочет радость в мир нести.

 

И после боя будет тишь…

А в тишине услышим сердце,

Оно способно возгореться

При зове Родину спасти!

 

Нас сердце приведет к Вратам,

Что в мирных буднях отвергали.

Не оттого ль стоим у края,

Что б в муках счастье обрести?

Во все века Мудрецы знали о силах разделения и разрушения, вызванных человеческим эгоизмом, но, несмотря на это, трудились во благо человечества, неся Свет, который после периода разрушений помогал созидать Новый Мир, мир, где сила духа возрождала общество и становилась ведущей движущей силой развития.

Трудно вместить всю многогранность пути Николая Константиновича, его всеобъемлющую деятельность, но хочется особо подчеркнуть что бы ни делал Н.К.Рерих, где бы он не находился – в высоких горах Гималаев, европейских столицах или в степях Монголии он неустанно собирал знания о единстве всего сущего в мире, везде Н.К.Рерих умел находить нечто общее, объединяющее людей не взирая на национальность, цвет кожи, возраст.

Возглавляемая Н.К. Рерихом Центрально-Азиатская экспедиция  стала крупнейшим достижением в области географических исследований планеты, настоящим научным и человеческим подвигом. В ходе экспедиции Рерих нашёл подтверждение своим предположениям о том, что Центральная Азия является колыбелью всех мировых религий и самого человечества. Были собраны уникальные археологические, геологические, ботанические, этнографические коллекции. Это были настолько неожиданные и новые для науки находки и открытия, что поистине трудно переоценить их значение. Главным итогом Центрально-Азиатской экспедиции явилось основание Института гималайских исследований «Урусвати», который стал международным научным центром нового типа. Николай Константинович писал: «Наука о мысли и психической энергии является наукой будущего, – именно она способна вывести человечество из материалистического тупика на космические просторы, к прекрасным дальним мирам, открыть тайны мироздания». Н.К.Рерих указал новое направление науки, которое принесет истинное благосостояние человечеству и расцвет планеты, которых нельзя добиться ни при каких механических ухищрениях и суперсовременных технологиях.

Но самая лучшая наука не может одна, без мощных устоев красоты и искусства вывести человечество на путь беспредельности. Николай Константинович считал искусство священным. Он говорил без знания красоты люди никогда не достигнут высот совершенства.

Елена Ивановна писала: «Какими прекрасными образами наполнил Гуру [Н.К.Рерих] пространство, и в каких прекрасных полотнах частично были запечатлены эти образы в плотных, земных, формах. Говорю: частично, ибо семь с лишним тысяч картин, оставленных им миру, представляют собою только малую долю того, что создал он своей мыслью. Правильно названы его полотна идеограммами, то есть картинами, ярко включающими в себя определенные идеи, четко запечатленные в красках, в изумительно гармоничном их сочетании. Скажу больше: полотна его представляют собою кристаллы сгущенного Света, которым насыщены творения его рук. Внешняя форма картины, видимая земным глазом, наполнена внутренним невидимым содержанием, Светом сгущенным, который неотделим от картины и который мощно воздействует на того, кто на нее смотрит. И если сознание позволяет и достаточно чутко, то это воздействие очень сильно и длительно. Выражаясь языком современности, художественные произведения Гуру являются контейнерами Света, собранного им силою его творческой мощи в его изумительных полотнах. Многие замечали, что светятся краски на картинах его».

Святослав Николаевич добавляет: «Величайшая услуга, которую художник может оказать людям, – это дать им что-то такое, что будет вдохновлять их многие годы. Подобно великой истине, образы, вызванные к жизни художником, живут и наполняют нашу жизнь своим влиянием; красивый образ создает круг впечатлений, которые возвышают наше внутреннее “я”. Платон говорил: “Созерцанием красоты мы возвышаем себя”. Как это справедливо, если мыслить понятиями ассоциаций и вибраций. Что есть перерождение нашего ума и сердца? Что вызывает эти, столь внезапные и столь невероятно мощные изменения? Какая совокупность вибраций приводит в движение скрытые потоки энергии и изменяет ход наших мыслей и поведение? Слово, прикосновение или что-то, нами увиденное. Мы таковы, каковы наши мысли… Любое великое произведение искусства, великая мысль, все то, что выходит за пределы жизни сиюминутной, что возвышается над уровнем повседневности, способно дать направление нашим мыслям и продвигать нас по эволюционному пути, иными словами, заставлять прогрессировать». (Рерих С.Н., Искусство и жизнь)

Н.К.Рерихом создано огромное число полотен, посвященных народным героям, подвижникам, святым. За каждым таким полотном стоит глубокое знание истории народа, времени когда жили герои, понимание глубинных мотивов, которые двигали этими выдающимися людьми, осознание того вклада, который они внесли в историю своего народа и всего человечества.

«Прекрасно изучать жизнеописания этих великих Искателей и Подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости. Прекрасно через этот неисчерпаемый источник любви и всевмещения понимать великие движения утонченных душ, в которых соединяется высшее знание с высшим устремлением». (Н.К.Рерих О вечном).

Но особо почитался в семье Рерихов Преподобный Сергий Радонежский. Николай Константинович называл его строителем духовной культуры. В этом году мы отмечаем 700-летие со дня рождения Преподобного, «облик которого, — как писала Е.И.Рерих — вошел в сознание народа как Всенародный Учитель, Заступник и Ободритель».

С самого начала своего Служения Преподобный Сергий поклонялся Святой Троице и молился «дабы, – как сказано в житии чудотворца, – воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Ненавистная рознь мира и как противостояние ей мысль: в самом замысле бытия заложено единство, которое достигается любовью и готовностью жертвы «за други своя».

Символ Троицы служит идеальным прообразом того, как должно строиться братство людей. Сергий повторял: «Единением и любовью спасемся» А как же тогда с человеческой свободой выражать любые мысли и придерживаться любых убеждений? Как сочетать заповедь преподобного Сергия о том, что только единением, единомыслием и любовью спасемся с тем, что предлагает современное общество, которое настаивает на необходимости присутствия разных точек зрения. Еще в далеком V веке преподобный Викентий Леринский, говорил: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь». Именно такое единомыслие и предлагал преподобный Сергий своему народу. И мы знаем, что так оно и произошло. И когда во второстепенном мы свободно определяем свой выбор, но в главном подчиняем себя той идее, которая объединяет всех, это и обеспечивает гармонию человеческой жизни и жизнеспособность общества.

Н.К.Рерих писал: «Преподобный в жизни своей не терялся в искании, но устремленно восходил и строил. Можно сказать, что далеко за пределами Богоискателя он был Богоносцем ”. Во всех встречах о имени Преподобного приходим к тому же понятию о непреложности знания Его, о мудрости подвига Его. В этом схождении на понятии знания, культуры, мы найдем спасение общее. Чем же иначе заменим мы разрушительное отрицание, неверие, легкомыслие, предательство вольное или невольное!» (Н.К.Рерих, Слово на освящение часовни св. Преподобного Сергия)

Николай Константинович писал: «Собрав таким образом все величайшие сокровища прошлого и создавая новые образы героизма, подвига и духовной красоты, укажем мы нашей молодежи, что такое истинные сокровища, в чем Великая Реальность, в чем найдет опору дух человеческий. “Сознание, гуманизм и мужество — три всеобщих качества, но для их воплощения необходима искренность”. “Разве не существует панацея от всего сущего? Разве это не любовь к человечеству? Не делайте другому того, чего не пожелаете себе”.

“В мире не стало лучше”. Истинно так! Структура мира рушится. Но там, где есть паломники, там, где есть каменщики, там, где есть творцы, сама надежда превращается в прямое знание. Это знание говорит, что время не ждет. Так поспешим и не будем бояться!» (Н.К.Рерих, Друзья Востока)

Жизнь самого Николая Константиновича и его семьи никогда не была легкой и спокойной. Это была жизнь постоянного труда и неуклонного преодоления препятствий.

Так в своих дневниках он писал: «Наивные люди спрашивают, отчего не делаете снимки в красках? Чего лучше! Но не знают вопрошатели условий нашей местной жизни. Вот теперь не только моторы прекратились, но и керосин скоро иссякнет… С каждым днем сложнее.

Холст уже кончился. Никакой подходящей ткани не достать. Краски уже кончаются, особенно синие. А ведь как без кобальта и ультрамарина? Кармин тоже на исходе. Белила странные, клей — подозрительный. Картоны, ранее заброшенные, теперь опять вытащены для работы». (Н.К.Рерих, Трудности)

«Опять Е.И. была больна. Не успела нога несколько оправиться, как подкралась простуда — зубы, головная боль, температура. Теперь и от этой напасти оправляется. Было очень болезненно. Главная причина — холода и отсутствие керосина: ведь мы на керосиновых печках. Покуда солнце повыше взойдет — всюду холодно. Много трудностей!» (Н.К.Рерих, Культура)

Николай Константинович продолжает в очерке «Сложно»: «Чего только не пересмотрели за всю жизнь! Сколько войн и каких свирепых! Сколько рушений империй!.. Помним все перевороты, куда же еще переворачиваться? Остается строиться, творить, преуспевать в великом сотрудничестве».

Несмотря ни на какие внешние обстоятельства все члены семьи Рерихов находятся в постоянном труде. Сам он в 40-е годы пишет об этом так: «Спрашиваете, как живем? Трудимся и трудимся. С перерывами от утра до вечера. Встаем в семь, слушаем радио. Единственное прикасание к житейскому миру. Знаем, что не всегда радио достоверно и все-таки прибегаем к нему. Газеты также неверны, и правда дрожит в извилистых строках. Где-то было сказано, что печатные черные буковки — бесенята. И такое бывает.

После радио расходимся по своим рабочим комнатам. Елена Ивановна — весь день за рукописями, за книгами. Юрий с ламой — за ценнейшими переводами. Светик — за картинами — сильно преуспевает. Я — за картинами и писаниями. И такие дни коротенькие! Не успеешь оглянуться, а уже обед, а там и до вечера недалеко.

Подышать воздухом не всегда удается, разве ненадолго. Людмила — хозяйствует. Рая — стучит на машинке. Иногда четыре машинки стучат. Не успевают даже на огород сходить. Так, что-то вроде монастыря. Впрочем, так и называют нашу общину». (Н.К.Рерих, Живем)

Так несла свое Служение семья Рерихов, зная истину: «Как и всегда, так даже в самые труднейшие дни, накопляйте полезные зерна. Не знаете, когда и кому пригодятся эти запасы. Но они будут нужны, когда заблудшее человечество, как ребенок в лесу, заплачет и закричит о помощи». (Р.Тагор)

Мы также можем последовать примеру Мудреца и Учителя Н.К.Рериха. Святослав Николаевич писал: «Взяв за образец жизнь великого человека и выстраивая свой характер по этому идеалу, мы можем быстро развиваться и совершенствоваться. Существующий пример дает нам необходимую модель, которую можно перенять, и избавляет нас от бесконечных дилемм поведения. Бывают проблемы настолько сложные, настолько запутанные, что почти невозможно успешно справиться с такими проблемами за счет собственных ограниченных средств; борьба с ними приводит лишь к безвыходному лабиринту неразрешимых следствий. Верность избранному образцу, которому мы хотим подражать, является большим достоинством, наилучшей линией поведения и кратчайшим путем к достижениям и успеху. Так день за днем, шаг за шагом сможем мы укреплять свою духовную силу. Будем вынашивать величайшие из планов, величайшие идеалы для подражания – и жизнь поможет нам и развернет перед нами новые возможности». (Рерих С.Н., Искусство и жизнь)

«В один прекрасный день мы снова встретимся среди руин нашей внешней механической жизни, и помолчим, и подумаем. В чем заключается счастье, в чем заключается истинное достижение и прогресс? Не только в мастерстве других или в мастерстве одной лишь внешней природы, но в мастерстве нашего собственного “я”, в формировании нашего собственного характера и в выстраивании нашей высшей жизни. Все та же вечная истина звучит у нас в ушах, столь же справедливая, как и в те времена, когда она была провозглашена дельфийским оракулом: “Человек, познай самого себя, в тебе сокрыто сокровище сокровищ”.

До тех пор пока человек вновь не откроет себя, свое внутреннее “я”, человечеству не стоит и надеяться решить те сотрясающие его проблемы, с которыми оно столкнулось. – Страны, противостоящие друг другу, охваченные и подстегиваемые подозрением и ненавистью, страны, отказывающиеся видеть свет сотрудничества и доброжелательства. Вооружение, накопленное до предела, пригодное лишь в качестве инструмента разрушения… – Когда ощущаешь пропасть человеческого непонимания и заблуждения и знаешь, что только сам человек может вытащить себя из этой пропасти, как же хочется найти способ пробудить человеческое сердце, в котором заключен секрет истинного сотрудничества».

«Всеобщая проблема состоит в том, чтобы определить свое собственное понимание и отношение к Божественному».

«Часто мы спрашиваем себя: “С чего начать? Как идти дальше?” Началом является наше твердое намерение измениться и следовать в жизни новым курсом. Наше желание самосовершенствоваться и будет верным курсом, так как оно направит наши действия в нужное русло. Самая важная наша позиция – это стремление к высокой, возвышенной цели. Эта цель должна быть для каждого личной, индивидуальной, но если у нас не будет этой путеводной нити устремления, наше внутреннее “я” увянет, или деградирует. Природа и жизнь настолько тонко отрегулированы, что обстоятельства сами формируются вокруг нас, будучи притянуты и выстроены теми силами, которые мы породили. Не будем слишком беспокоиться о пути, которым следует идти. Если мы приняли решение и твердо намерены начать новую жизнь, путь сам откроется перед нами и будет становиться все яснее и яснее по мере нашего продвижения вперед. Эта Вселенная, эта жизнь – все пронизано тончайшими нитями симпатических течений. И в тот момент, когда мы, так сказать, настраиваемся в созвучии с ними, мы подсоединяемся к целому новому плану существования».

«…временами мы можем даже задаваться вопросом: “А имеется ли вообще шанс на успех, есть ли выход из всех этих подавляющих и угрожающих обстоятельств?” Но, подобно яркому свету, подобно путеводной нити, наша решимость всегда выведет на ясную тропу и укажет путь. Только не сдаваться, не падать духом, но продолжать бороться и созидать».

«И единственно возможная польза произойдет от порожденного в этом процессе усилия и того добра, которое мы сделали для других. Обогащая свое внутреннее “я”, мы обогащаем каждого, с кем соприкасаемся. Но именно потому, что это ближе всего, это также является и самым трудным. Как справедливо было сказано: “Победивший самого себя более велик, чем тот, кто побеждает в битве целые тысячи”». (Рерих С.Н., Искусство и жизнь)

Святослав Николаевич утверждает: «Жизнь можно сделать прекрасной через подвиг. Нам дано творить свою собственную судьбу, нам дано быть чем-то большим… Нет такого предела, который не мог бы превзойти человек, и именно в этом заключается его истинная свобода. Свобода стать чем-то великим. Этот шанс, эта возможность принадлежит ему, и никто не может ее у него отнять – никто, кроме него самого.

Желание быть лучше, желание становиться все более совершенным человеком должно быть постоянной внутренней потребностью, которая, подобно разгорающемуся пламени, затронет все наши действия, все наши мысли и усилия.

Итак, давайте все стремиться к прекрасному, но не к чему-то абстрактному, находящемуся вне нас, а к чему-то такому, что является частью нас самих, стараясь привнести красоту во все аспекты нашей каждодневной жизни. Давайте выполнять любую маленькую задачу более. Давайте следить за своей речью. Давайте будем стараться одеваться подобающим образом. Давайте проявлять наибольший интерес к собственному поведению, к нашим встречам с другими людьми. Не говорите: “А какой в этом толк? Как могут помочь нам подобные вещи?” Но они помогают. Нет более увлекательной игры, чем та, когда мы стараемся быть лучше и совершенствуем все многообразные аспекты нашей жизни. Почти что сразу мы заметим разницу. И то чувство, что мы являемся хозяевами своей жизни, подарит нам бесконечную радость. Мы познаем ту новую легкость, которая рождается из чувства достижения. Весьма достоверного чувства, так как совершенствование самого себя является поистине величайшим достижением. Красота будет нашим лучшим проводником и другом, великим факелом вдохновения – так давайте же искать в жизни красоту.

Так давайте же стараться быть лучше, давайте стараться развивать доброжелательную позицию и доброе, понимающее сердце. Все радости и счастье исходят изнутри. Именно наше отношение к жизни, наша позиция, определяет, счастливы мы или несчастны, но если мы доброжелательны, если излучаем положительный ток сочувствия и понимания, мы окружаем себя благой, полной позитивных элементов аурой» (Рерих С.Н., Искусство и жизнь).

«Когда мы наблюдаем явления, мы можем достичь знания; когда мы достигли знания, мы приобретаем доброе желание; когда мы приобрели доброе желание, сердце очищается, человек становится культурным; когда человек делается культурным, порядок царит в его семье; порядок царит и в его стране; когда же порядок будет царить в каждой стране, тогда и мир воцарится во всём мире», – говорил Конфуций.

Жизненный путь Николая Константиновича – прекрасный пример для нас.

Твердо решив каждый день делать что-то созидательное, вносящее гармонию в этот мир, мы более всего сможем способствовать скорейшему началу созидания того Светлого Будущего, которому всю свою жизнь посвятил Николай Константинович Рерих. Тогда можно будет назвать себя Человеком и жизнь приобретет смысл перед лицом Вечности. Елена Ивановна писала: «Помните во всех делах и встречах Ваших Завет, оставленный Николаем Константиновичем: «терпимость, великодушие и устремление в будущее».

Н.К.Рерих через бури разрушения, через тьму непонимания и через стены вражеских препятствий приносит в Будущее нерасплесканную чашу красоты и мудрости. И тем самым он становится одним из величайших вождей современности.

Николай Константинович предупреждал нас: «Последняя война среди людей будет войной за истину. Эта война будет в каждом отдельном человеке. Война – с собственным невежеством,  агрессией, раздражением. И только коренное преобразование каждого отдельного человека может стать началом мирной жизни всех людей».

Бой  идет кровавый, гибнут люди.

Залп орудий проливает кровь.

Напряженный бой за наши судьбы,

За свободу, честь и отчий дом.

 

Бой идет земной, но над главами,

Покрывая платом шар земной,

Поднимается в полнеба пламя,-

Битва Света с оголтелой тьмой.

 

Братья Света в напряжении духа,

Сдерживая яростный напор,

Нам с мольбой протягивают руку;

К искрам света – тянется Огонь!

 

Главный бой внутри, а не снаружи.

Сила есть, коль в сердце есть любовь!

Если не очистим жертвой души,

Кто спасет нас в этот час лихой?

 

Если ж отразится пламя неба

Огненным стремлением в сердцах,

В нас вольется божья сила Света

И очистит землю как гроза.

 

Если подвигом осветим души,

Мягким состраданием сердца,

То никто впредь мир наш не разрушит,

Раз в сердцах живет Завет Творца!

Составители: Е.Корнейчук, Н.Козлова, А.Козлов

 

В программе использованы:

  1. Рерих Н.К. Моя жизнь. – Минск: Звезды гор, 2010. – 512 с.
  2. Рерих Н.К. Листы дневника: В 3 т. Т.1: (1934 – 1935). – М.: МЦР, 1995. – 671 с.
  3. Рерих Н.К. Листы дневника: В 3 т. Т.2:(1936 – 1941). – М.: МЦР, 1995. – 512 с.
  4. Рерих Н.К. Листы дневника: В 3 т. Т.3: (1942 – 1947). – М.: МЦР, 1996. – 688 с.
  5. Рерих С.Н. Искусство и жизнь. – М: МЦР, 2007. – 132 с.
  6. Письма Е.И.Рерих.
  7. Стихи Екатерины Корнейчук.

Источник:  МАДРА

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий