Главная » картины, О КУЛЬТУРЕ » Мадонна Орифламма развернула Знамя Мира над Россией. Келим Л.Ю.

2 667 просмотров

2647-54

С 27 октября по 22 ноября 2015 года в Государственном музее искусств народов Востока (ГМВ) проходила выставка “Николай Рерих. Знамя Мира  Знамя Культуры”. Экспозиция, небольшая по числу картин (три произведения), явилась значительной в историческом, культурном и духовном смыслах. В честь 80-летия со дня подписания До говора о защите культурных ценностей, известного как Пакт Рериха, в Музее были представлены полотна Николая Константиновича Рериха “Мадонна Орифламма”, “Святой Сергий” и “Святой Франциск”. Картину “Святой Сергий” предоставила Государственная Третьяковская галерея, две другие  прибыли из Музея Н. Рериха в Нью-Йорке (МНР).

Произведения были написаны Н. Рерихом в Индии в 1932 году. Сын художника, Святослав Николаевич, в одном из писем вспоминал: “Три картины писал вместе Николай Константинович: 1) “Мадонна Орифламма”, 2) “Св. Сергий” и 3) “Св. Франциск”. Это была прекрасная сюита (Святослав Николаевич Рерих. Письма. Том 2 (1953 - 1992 гг.). М.: МЦР, 2005. С. 232-233). Сюиту, или серию картин, связывает единый замысел: провозглашение Культуры высшей человеческой ценностью; призыв к охране культурных сокровищ и нравственных устоев. Так сложилось, что сначала пожелание Николая Рериха, а затем исторические события разъединили по разным странам единое программное произведение сразу же после его написания. Спустя восемь десятилетий, на выставке в Музее Востока зрителям впервые представилась возможность увидеть три картины вместе  именно так, как они писались в мастерской художника. Произведения из разных стран, принадлежащие двум разным музеям, соединились в пространстве третьего музея. В статье речь пойдёт о значении этой выставки, истории бытования полотен, их идейном и художественном смысле.

Время Культуры

Живописная сюита создавалась в период активной работы по продвижению Пакта Рериха. В 1930 г. Музейный комитет Лиги наций решил официально поддержать Договор о защите культурных ценностей. Вместе с Пактом для идентификации объектов охраны Рерих предложил отличительный знак Знамя Мира, представляющее собой белое полотнище с амарантовой окружностью и вписанными в нее тремя кругами такого же цвета. По всему миру создавались Комитеты Пакта Рериха и Знамени Мира, общества и кружки имени Рериха. Прошли три международные конференции, посвящённые культурным идеям Пакта  в 1931 и 1932 гг. в Брюгге, ещё через год  в Нью-Йорке. А в 1935 г. состоялось знаменательное подписание Пакта Рериха. Период с 1930 по 1935 гг. был особо насыщен общественной и культурной деятельностью созданных Рерихом художественных и общественных организаций по возвышению Знамени Мира. Культура утверждалась семьёй Рерихов как универсальная основа, необходимая для эволюционного сотрудничества народов. Знамя Мира, предложенное Николаем Константиновичем, называют также Знаменем Культуры.

Утверждение Знака триединства

Сегодня Знак Знамени Мира известен как древнейший и весьма распространённый. Несмотря на то, что он со времён неолита с поразительной устойчивостью встречался повсеместно на природных и культурных объектах,  выделил этот феномен, осмыслил и привнёс его в жизнь сознательно именно Николай Константинович. И лишь вслед за ним исследователи начали изучать тему распространения и вариаций символа триединства.

2647-53Н.К. Рерих пишет Знак трёх алых сфер на своих полотнах. Таких работ у него более тридцати. Примечательно, что из них около двадцати написаны именно в период с 1931 по 1935 гг. - годы утверждения Знамени Мира и понятия Культура. В ранних картинах (с 1907 года) Рерих воспроизводит символ, интуитивно копируя виденное им в искусстве Евразии, и пока ещё не наделяет его высоким универсальным значением. В дневниковых записях 1922 года Зинаида Григорьевна Фосдик, сподвижница семьи Рерихов, указывала на то, что “Николай Константинович нарисовал автоматически дивный знак для Корона Мунди 2″3. Этот знак представляет собой описанный выше знак Знамени Мира с изображением короны в центре окружности. В последующие годы им были также написаны и другие знаки и эмблемы основанных им культурных учреждений, многие из них содержат три круга. А уже в 1929 году Рерих помещает Знак на Знамя Мира для охранения культурных объектов. Можно сказать, что в 1920-х гг. происходит постепенное осмысление Рерихом значения символа трёх сфер, как вмещающего в себя высшие непреходящие принципы бытия. Им движет необходимость утверждения триединого Знака в современном социальнокультурном строительстве, в том числе через поднятие над культурными очагами земли Знамени с сокровенным Знаком как вестником нового пути человечества.

Саму идею культурного стяга художнику подсказала икона “Святой Живоначальной Троицы” Андрея Рублёва. В этом он признаётся в своём письме к двоюродному брату, председателю Французского комитета Пакта, барону Михаилу Александровичу Таубе: “Наконец-то я могу Вам послать домашний снимок с моей последней картины, посвящённой смыслу значения Знака Знамени. <…> Скажите всем <…> о смысле этого Изображения. Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщённому Христианству и так прекрасно претворённой в иконе Рублёва “Святая Живоначальная Троица” СвятоТроицкой Сергиевской Лавры. Именно этот символ  символ древнейшего Христианства, освещённый для нас также и именем Св. Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублёва”4. Речь идёт о картине “Знак Троицы” (1932 г.), построение которой повторяет композицию “Троицы” средневекового мастера. Обратимся к вышеупомянутой живописной сюите Н. Рериха: Знамя Мира изображено в руках Мадонны Орифламмы на центральной картине. Триединый знак повторён на её головном уборе, на плате в руках Сергия Радонежского. Головы троих святых также наклонены, как и в Рублёвской иконе, и их нимбы образуют троичный знак.

Повторения знаков не случайны, они утверждают ритм, насыщающий пространство. Николай Константинович советовал обращать внимание на подобные проявления. Он писал, что такие “подробности жизни лишь доказывают, насколько неотложна оборона Культуры”5 .

История бытования полотен

В мае 1932 года картины “Мадонна Орифламма” и “Святой Франциск” Н.К. Рерих послал в числе своих восемнадцати новых полотен в Брюгге к открытию второй Международной конференции, посвящённой Пакту и Знамени Мира (вместе с конференцией открывалась и выставка). По окончании мероприятия М.А. Таубе пишет Н.К. Рериху о выставке, которая, по его словам, “производит наилучшее впечатление,  и в этом все согласны. Устроена она с большим вкусом… <…> Центр, конечно,  зала, посвящённая Вашим картинам: настоящее ожерелье драгоценных жемчужин, среди которых всеобщее изумление и восторг возбуждают, само собою, “Мадонна” и “Святой Франциск”. Мои чувства, как “профана”, могут Вас не интересовать, но я передам только общее мнение, когда скажу, что, например, бархат на платье Мадонны и сияние у св. Франциска производят прямо волшебное впечатление” (10 августа 1932 г.)6 .

Картина “Святой Сергий” была тогда же отправлена в Белград, в Национальный музей сербского короля Александра I Карагеоргиевича. Художника и короля связывала многолетняя дружба. Александр обучался в Петербурге, прекрасно владел русским языком и любил Россию. После Октябрьской революции Сербия стала одним из крупных центров белой русской эмиграции, которой Александр I покровительствовал. Его так и называли: “защитник русских”.

Эти факты отчасти объясняют, почему в Белград была послана картина с изображением православного святого. Н.К. Рерих, узнав, что в Белграде создан музей искусств, пишет Александру: “…горит сердце моё принести в дар этой сокровищнице одну из картин моих. Но творчество моё распадается на два мира. Один - мир славянский, русский. Другой - мир колыбели родоначальников славян арийцев - Гималаи. Как избрать? Не будет ли благоугодно Вашему Королевскому Величеству указать мне, который из этих миров был бы желателен для сокровищницы Белграда?”7 В ответном письме сербский король пишет, что “предпочёл бы для Белградского музея картину из русской жизни или природы, т.е. из мира славянского”8. Переписка относится к 1930 году, тогда Рерихом королю была подарена картина “Земля Всеславянская”. Но можно предположить, что и в 1932 году художник продолжал руководствоваться пожеланием Александра, отправляя в Белград православным сербам “Святого Сергия”.

Известно, что Александр поддерживал Пакт Рериха. Югославия готовилась присоединиться к ратификации Пакта. Но этому не суждено было состояться. В 1934 году в Париже король Александр Карагеоргиевич был убит боевиком болгарской террористической организации. В 1936 году картину отдали в Прагу,  там по инициативе известного литератора Валентина Федоровича Булгакова открывался Русский Культурноисторический Музей (до войны он находился в загородном Збрасловском замке). В пражском музее создали особый Зал академика Н.К. Рериха, который представлял полотна мастера. Вторая мировая война произвела в Музее разгром и опустошение, большая часть коллекции погибла во время бомбёжек. Но картины Рериха не пострадали, и благодаря усилиям директора музея они (включая “Святого Сергия”) в 1948 году были переданы в СССР, в Третьяковскую галерею.

“Мадонна Орифламма” и “Святой Франциск” находились в Брюгге,  после завершения второй конференции по Пакту Рериха они стали частью экспозиции музея Николая Рериха, впоследствии переименованного в музей Камилла Тюльпинка (члена Королевской Бельгийской археологической комиссии). После Второй мировой войны их перевезла в США Зинаида Григорьевна Фосдик, воссоздавшая закрытый в 1936 году Музей Николая Рериха в НьюЙорке. С тех пор эти две картины не покидали стен американского музея, вплоть до 2015 года, так как в Нью-Йоркском Музее действовал строжайший запрет на выдачу картин на внешние выставки. Но благодаря стараниям и переговорам сотрудников двух музеев (МНР и ГМВ) в 2015 году специально для экспозиции, посвящённой юбилейной дате, было принято историческое решение о снятии табу на выдачу картин. Так, американские сотрудники открыли новую возможность для дальнейших совместных с ними выставок.

Символизм картин

“Мадонна Орифламма”  покровительница все мирного культурного строительства, олицетворение движения за мир. Знамя в руках Мадонны, словно защитный Покров, развернуто перед горной грядой, храмами, замками  символом человеческих накоплений. В средневековой Франции Орифламма  это боевая хоругвь, религиозное знамя французских королей, которое поднималось во время боя. На картине Орифламма призывает не к сраженью, а к охране красоты, сокровищ знаний и искусства.

Само слово “орифламма” происходит от латинских слов aurum  золото и flamma  огонь, пламя, и означает златопламенная. Известна написанная Рерихом гимнмолитва в честь Мадонны Орифламмы, к которой он так и обращается: “Владычица Червонно-Пламенная!”. Золотой свет как символ вооружения сердца. “Сердце вспыхивает взрывом червонного золота, когда дух облекается в крайний доспех”9. Мадонна, также Сергий и Франциск, вооружившись доспехом сердца, замерли в глубокой огненной молитве.

Картина “Мадонна Орифламма” не случайно отсылает нас к эпохе Возрождения  времени культурного расцвета. В ней художник возвеличивает женское начало, используя ренессансные мотивы. Заметно сходство Владычицы Знамени Мира с “Мадонной Литтой” (1490-1491) Леонардо да Винчи. Мадонна Орифламма помещена между двух окон, как это часто делал средневековый мастер; схожи и разбегающиеся за пределы полотна линии гор, яркая синева, пространственные дали, выписанные по правилу воздушной перспективы (новшество, введённое в своё время Леонардо).

Святые Сергий Радонежский и Франциск Ассизский  пожалуй, наиболее значительные фигуры русского и итальянского Предвозрождения. В своих произведениях (литературных и живописных) Николай Рерих неоднократно обращается к образам этих подвижников. В Музее Рериха в Нью Йорке в 1930х гг. были организованы залы, посвящённые Св. Сергию и Св. Франциску. Интересно, что типологическому сравнению характеров личности и проповеди двух христиан, их “психологическому соответствию” посвящена статья Д.С. Лихачёва “Сергий Радонежский и Франциск Ассизский” 10. Оба подвижника сыграли ключевые роли в кризисные моменты истории своих стран. Сергий  объединитель Руси, строитель российской государственности и монастырей, ставшими очагами культуры. Франциск знаменовал собой перелом в истории аскетического идеала, а потому и новую эпоху в истории западного монашества. В преддверии военной угрозы, в период подготовки подписания Пакта Знамени Мира, созданные Рерихом образы Сергия и Франциска, стали воплощением духовной красоты и силы, образцом истинной христианской жизни. Они представлены Водителями, способными дать обществу столь нужный в переломное время духовный толчок.

На картине “Святой Сергий” художник изобразил момент известного исторического события - Преподобный благословляет русское воинство на решающее сражение - Куликовскую битву. За холмом под знамёнами выступают в поход русские полки. Из-за пригорка поднимается хоругвь с ликом Христа. В руках у Святого Сергия плат со знаком Знамени Мира и модель белокаменного храма  как символ единения земного и небесного миров.

Внизу картины Рерихом выполнена надпись старославянской вязью темнокрасного цвета: “Дано Св. Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первое при князе Дмитрии. Второе при Минине. Третье…”. Пророчество не дописано.

Факты, упомянутые в надписи,  известные ис торические события. Первое из них  это благословение Дмитрия Донского на бой. Второй факт относится к временам смутного времени польско-литовского нашествия (ХVII в.). Тогда “настойчивые и повторные видения Преподобного к простым русским людям и посадскому мещанину Кузьме Минину вывели их на великое служение своей стране”11 . Интересно, что обычно надпись на репродукциях в прижизненных изданиях, посвященных творчеству художника, обрезана или плохо читается. В Пражском музее Булгаков по просьбе Рериха заслонил часть холста, укрыв его белым полотнищем Знамени Мира12 . После войны Н. Рерих писал Булгакову: “Помните, Вы мудро прикрыли надпись на картине “Св. Сергий”. Не сказать же тогда, что дано спасти от немцев. А до Сергиевой Лавры так и не дошли враги, а ведь у порога были”13. То есть, Рерих здесь выступает пророком, который предвидел испытания, ожидавшие его страну, и знал о духовной роли Святого Сергия в победной судьбе России.

Святой Франциск на картине Рериха словно сошел с полотен мастеров раннего Возрождения: его облик схож с образами, выполненными младшими современниками святого Франциска - Чимабуэ и Джотто. Рерих запечатлел беседу Франциска с птицами (частый изобразительный сюжет из жизни ассизского святого). На этом полотне никакой надписи нет; внизу  лишь светлая едва заметная полоса, которая выписана, скорее всего, для симметрии, а, может, и с намёком на появление будущих пророчеств.

На парных картинах присутствуют симметричные изображения: модель храма в руках Сергия и голубь в руках Франциска, монастырь и монашеская обитель, двуглавые горы на обеих картинах,  всё это символы духа.

Но можно привести и не столь очевидные сравнения. По отношению к иконе Спаса на одной картине симметрично расположено дерево на второй. Если вспомнить о символе мирового древа (его варианты  древо жизни, древо центра, древо восхождения), то соответствие становится более отчётливым. Цветущее дерево, как и гнездо на нём, указывают на начало новой жизни или рождение новых идей. В христианской иконографии известна икона Спас Древо Жизни, на которой Христос представляется стволом дерева, на ветвях которого располагаются медальоны с изображениями апостолов.

Отметим ещё несколько завуалированных перекличек идей. Н.К. Рерих изображает православного святого держащим в руках храм,  это известный в христианском искусстве образ. Возникает ассоциация с фреской Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи, на которой выписана сцена сна папы Иннокентия III. Во сне Понтифик увидел Святого Франциска, поддерживающего готовую рухнуть церковь. (Накренившаяся базилика символизировала обветшалую и закосневшую в догме католическую церковь). Изображённые на картинах Рериха оба подвижника - это держатели устоев христианской жизни.

Древнейший знак “Всевидящее око” над Сергием Радонежским означает высшее посвящение, способность познать то, что скрыто за пеленой повседневной жизни. Подобных указаний, на первый взгляд, нет на картине с Франциском (отсутствие ярких символов, скромный монашеский образ, незатейливый пейзаж). Но присмотревшись, можно заметить ключ, висящий на поясе Франциска. Это ключ от Царствия Небесного, символ открытия тайн. Не лишен значения и тот факт, что святой разговаривает с птицами. Знание языка птиц на языке символов олицетворяет посвящение, связь с тонкими планами бытия. То есть обе картины содержат знаки принадлежности святых к высшим уровням духовной иерархии.

Вознесённое Рерихом Знамя Мира было призвано объединить Восток и Запад. Поэтому в этом трёхчастном произведении объединены признаки двух культур  восточной и западной. Сергий и Франциск - представители православия и католичества. Образу Мадонны западных художников со ответствует образ Богоматери на русских иконах. При этом Мадонна имеет явно восточный лик, схожий с ликом буддийской Тары. Так же и Знамя Орифламмы соотносится с Покровом или платом Богоматери и одновременно ассоциируется с буддийским хадаком - ритуальным буддийским шарфом.

Картины Николая Рериха насыщенны самой сокровенной символикой, значимой для духовной эволюции всего мира. Художник создал в буквальном смысле иконостас. Через явные и завуалированные идеи и образы он указывает на то, что перед нами Водители человечества, покровители культурного и духовного единения.

Отметим ещё раз знаменательный факт организации выставки: мост Культуры возвысился над сложностями международными, финансовыми, юридическими, и три великих картины соединились в нашей стране. Помимо своего культурно-исторического значения выставка имела и идейное, вдохновляющее. Тот факт, что, образно говоря, Мадонна Орифламма впервые развернула Знамя Мира в России - было воспринято публикой как знаковое явление, которое указывает на особенность времени: на Россию выпала миссия новой ступени культурного строительства. Значит, народу нужно применить сознательные меры для обновления, облечься в “крайний доспех” и объединиться под единым Знаменем Мира и Культуры.

 

2 Корона Мунди  Международный Художественный Центр, основанный Н.К. Рерихом в 1922 году в НьюЙорке.

3 Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. М.: Сфера, 1998. С. 55.

4 Письма Н.К. Рерих  М.А. Таубе, 5 мая 1932 г., 13 февраля 1932 г. Отдел рукописей МЦР. Ф. 1. Вр. № 8076. Л. 4242 об., Л. 17 17 об. // Электронная библиотека Международного Центра Рерихов. URL. http://lib.icr.su/node/1413 (дата обращения: 25.02.2016).

5 Н.К. Рерих. Письма в Америку (1923  1947). 01.12.1945, М.: Сфера, 1998. С. 599.

6 Цит. по: Ольховая О.А. “Истинно, Наш Представитель великий даст миру новый Щит”. II. Переписка Н.К. Рериха и М.А. Таубе // Сайт Издательского Центра РОССАЗИЯ URL. http://rossasia.sibro.ru/voshod/article/49276 (дата обращения: 26.02.2016).

7 Письмо Н.К. Рериха  Александру I (5.06.1930). Архив Югославии. Белград (Arhiv Jugoslavije. Beograd), Ф. 74, Ф. 73, ед. оп. 102, Л. 187  189. Цит. по: Бугаева Л.В. Горячее сердце героя // Сайт Издательского Центра РОССАЗИЯ URL. http://rossasia.sibro.ru/voshod/article/46371 (дата обращения: 26.02.2016).

8 Там же, Л. 191.

9 Учение Живой Этики. Сердце. М.: МЦР, 1995, С. 115.

10 Лихачёв Д. С. Сергий Радонежский и Франциск Ассизский // Наука и религия.  1992.  №1.  С. 8-10.

11 Рерих Н.К. Свет неугасимый. 30 декабря 1934 г. // Рерих Н.К. Листы дневника. Т.1. М.: МЦР, 1995 г. С.90.

12 “Надпись вообще можно временно прикрыть. Но внутри будем знать твёрдо, что Преподобный дважды спасал Родину от врага внешнего, от него же спасёт и в третий раз”.  Письмо Н.К. Рериха  В.Ф. Булгакову 21.02.1938 // Письма с Гор: Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом. В 2х т. Том 2 (1938  1940). Мн.: Лотац, 2000. С.35.

13 Рерих Н.К. Листы дневника. Том 3. М: МЦР, 2002, С. 402.

 

автор: Келим Лариса Юрьевна, Государственный музей Востока, старший научный сотрудник

Источник:  «Вестник» Института культуры ДонНТУ № 5 (2016 год)

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий