Главная » свобода » Лев Толстой о свободе

2 859 просмотров
Н.Н. Ге. Портрет Л.Н. Толстого

Н.Н. Ге. Портрет Л.Н. Толстого

Подборка Максима Орлова, 
д. Горваль Гомельской области (Беларусь).

Человек, живущий духовным сознанием, не может быть несвободен: он живёт в Боге. 1

Будь правдив, смиренен и добр, и будешь свободен, спокоен и радостен. 2

Свобода в том, что человек может иметь радость сознательного подчинения высшему закону своей жизни. 3

Увеличение свободы есть просветление сознания. 4

Свободен только тот человек, который повинуется одному закону бога: «Познаете истину, и истина освободит вас». Чем ближе человек исполняет закон бога, тем он свободнее. Люди же свободу не могут дать. 5

…В китайском языке нет выражения для «свободы». Есть Тао, означающее путь, знание закона существования, то есть (…) по-нашему «воля божья»; кто выбирает этот путь и когда идёт по нему, свободен… 6

Братство, равенство, свобода – бессмыслица, когда они понимаются как требования внешней формы жизни. От этого-то и была прибавка: «ou la mort»* . Все три состояния – последствия свойств человека: братство – это любовь. Только если мы будем любить друг друга, будет братство между людьми. Равенство – это смирение. Только если мы будем не превозноситься, а считать себя ниже всех, мы все будем равны. Свобода – это исполнение общего всем закона бога. Только исполняя закон бога, мы все наверно будем свободны. 7

…Для чего нужна человеку свобода? Можно ею воспользоваться для чего угодно. Настоящая свобода возможна только при соблюдении нравственного закона. Только религиозный человек – свободный человек. 8

Человек несвободен только, когда действует противно своей разумной природе. 9

Кто-то спрашивает меня: судьба ли от человека или человек от судьбы? – Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы; и наоборот. 10

Главная особенность жизни в Боге – это совершенное отсутствие заботы о мнении людском. (…) Признак того, что живёшь для Бога, тот, что не нуждаешься в суждении людей – они не могут уже влиять на тебя. 11

Свобода есть освобождение от иллюзии, обмана личности. 12

То, что я начинаю испытывать, – как Христос говорит: – иногда будете видеть, а иногда не будете видеть меня, – испытывать какую-то странную радостную свободу от своего тела, чувствую только свою жизнь, своё духовное существо, – какое-то равнодушие ко всему временному и спокойное, твёрдое сознание истинности своего существования.13

Для телесного сознания не может быть речи о свободе, так как жизнь телесная происходит в условиях пространства и времени (…). Для духовного же сознания точно так же не может быть речи о свободе, так как для него не существует ничего могущего стеснить его, оно всемогуще. 14

Отдельное матерьяльное существо не может быть свободно. Также не может быть свободно и отдельное духовное существо. Свободно может быть только вечное, бесконечное существо, хотя оно проявляется и в ограниченном виде. «Познаете истину, и истина освободит вас.». 15

На низшей ступени сознания, когда человек сознаёт только свою отдельность от Всего, сознаёт себя телесным существом, он испытывает наибольшую несвободу. Поднимаясь выше, он всё более и более чувствует себя свободным. Признав же себя только одним из проявлений Бога, он чувствует себя вполне свободным. 16

Перенесение своей жизни в сознание, в духовное неразделённое, неограниченное – не только свобода, но всемогущество. И вся жизнь есть приближение к этой свободе, всемогуществу, которого она никогда не достигнет, потому что достижение уничтожало бы движение. А в этом движении неперестающее благо. 17

Велика (…) привычка нерелигиозной мирской жизни, но есть тот приют, в который уходишь и в котором свободен и радостен, в котором всё благо, или не приют, а крылья, хоть и плохонькие, но которые всё-таки уносят иногда туда, где нет ни печали, ни воздыхания, ни страха, ни сомнений, а жизнь бесконечная. 18


*или смерть (франц.)

1 Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. – Москва, 1928 – 1958, т. 55, стр. 152.

2 ПСС, т. 55, стр. 91.

3 ПСС, т. 56, стр. 30.

4 Толстой Л. Н. Собрание сочинений в 20 томах. – Москва, 1960 – 1965, т. 20, стр. 219.

5 ПСС, т. 76, стр. 57.

8 Маковицкий Д. П. Яснополянские записки. – Москва, «Наука», 1979, «Литературное наследство», т. 90, кн. 2, стр. 208 – 209.

7 20-томник, т. 20, стр. 252 – 253.

8 Дурылин С. Н. У Толстого и о Толстом. – «Прометей». Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей», т. 12, Москва, 1980, стр. 202.

9 20-томник, т.20, стр. 250.

10 20-томник, т. 20, стр. 170.

11 ПСС, т. 55, стр. 39.

12 20-томник, т. 20, стр. 219.

13 ПСС, т. 56, стр. 95.

14 ПСС, т. 56, стр. 18.

15 ПСС, т. 55, стр. 15 – 16.

16 ПСС, т. 55, стр. 36 – 37.

17 ПСС, т. 56, стр. 364 – 365.

18 ПСС, т. 73, стр. 170.

Источник:  СибРО и музей Н.К.Рериха в Новосибирске

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий