Главная » воспитание, ПЕДАГОГИКА » Лето. Время идти в Школу Мая! Ольга Голубцова

1 047 просмотров

2650-74

Не устаю восхищаться людьми, отмеченными судьбой и в нашем жёстком 21 веке продолжающими бескорыстное служение Отчизне! «Высокопарное вступление», – скажете вы, уважаемый читатель, но иных слов не находится, когда жизнь дозволяет соприкоснуться с реликвиями, с уникальными педагогическими методиками, а главное – с энтузиастами, сохраняющими память.
 
Наступило лето, многие северяне отправляются в отпуск, не минуя на своем пути город на Неве. В Петербурге есть, что посмотреть. И каждый раз мы открываем его для себя заново. А сколько еще неизведанного остается, для следующих встреч! Всем рекомендую записать адрес: Васильевский остров, 14 линия, дом 39.
2650-75
Над входом в здание  историческая надпись «ГИМНАЗIЯ И РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ К.МАЯ» и барельеф майского жука.
Меня сюда буквально за руку привела петербурженка Ольга Беллер, праправнучка основателя прославленного рода моряков Мордовиных, соломбальца Александра Яковлевича, семь сыновей которого и двое внуков служили по морскому ведомству.
Ольга увлекается историей и состоит в «Обществе друзей Школы Карла Мая». Сначала именно она посвятила меня в тайны уникальной гимназии 19 века, а уж потом, прямо на пороге мы попали в интеллектуальные объятия заведующего музеем истории этой Школы  Никиты Владимировича Благово.
 2650-73
Он сам воспитанник Школы, он и основатель музея, он и непревзойденный экскурсовод.
Если вы задумали визит в музей, не предполагайте ограничиваться часом-другим, располагайте временем достаточным, чтобы самозабвенно погрузиться в атмосферу тех далеких дней, из которых выманивать вас будет непросто. Никита Владимирович, во-первых, совершенно замечательный рассказчик, а, во-вторых, если вы расположите к себе неподдельным интересом гостеприимного хозяина, то будете удостоены чести испить чайку за долгой неспешной беседой!
2650-72
С первой минуты Никита Владимирович сразит вас валом цифр из хроники развития Школы, основанной в1856 году, и громкими именами. Рерихи, Бенуа, Бруни, Римские-Корсаковы, Семеновы-Тянь-Шанские, Успенские… Свыше 160 выпускников школы стали докторами наук, 41 удостоен академического звания, 18 избраны в Академию наук, 14 – в Академию художеств, 37 преподавали в университетах. Всего 3765 мальчиков получили здесь старт в большую жизнь, 17 процентов окончили заведение с золотой медалью, 17- с серебряной. Одновременно Школа принимала 650 учеников, в процессе обучения было задействовано 40 педагогов. Бывало, в одном классе учились до 42 человек.
2650-71
Рассказ Никиты Владимировича захватывает все больше. Основатель школы, выходец из Пруссии, К. Май был выпускником  историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Карл Иванович ввел главный принцип Школы: «Сперва любить, потом учить». Сюда принимали ребятишек из абсолютно любых сословий. Более того, подъезжать в экипажах к зданию, было строжайше запрещено! Граф, барон, князь, – все титулы оставались за два квартала от Школы, именно там, подальше, высаживали мальчишек из конок, а потом уже и из автомобилей. Запыхавшись, они вбегали в вестибюль, все равные, веселые, озорные и румяные от мороза. А на центральной лестнице их встречал строгий директор.
Карл Иванович самолично пожимал каждому мальчугану руку. И так – каждый день! Церемониал мог быть отменен лишь в отношении некоторых, сильно провинившихся. Отмена директорского рукопожатия была и элементом публичного унижения, и оправданным элементом воспитания. А воспитывали здесь честь, доблесть, патриотизм, индивидуальное мышление и философское отношение к жизни.  Вот почему шумная толпа мальчишек смолкала, приближаясь к директору, выстраиваясь к торжественному прохождению ежедневного обряда, ставшего за годы учебы привычным. Сегодня все рукопожатны? О, счастье! Радость неописуемая!
Но нельзя сказать, что воспитание было замешено лишь на строгостях. Школяры резвились, устраивали концерты, а танцы иной раз продолжались здесь до… трех часов ночи!
2650-70
Однажды мальчишки придумали для своего традиционного спектакля ко дню рождения директора Школы (29 октября) шествие с флагами, на которых нарисовали эмблему – майского жука. Карлу Маю шутка понравилась. Так жук стал символом, а гимназистов именовали  «майскими жуками». И это было не «прозвище», а «прозвание», своего роля пароль в некий круг избранных.
2650-69
В Школе всегда царил своеобразный «майский дух» свободы. Но отправляясь на летние каникулы, дети не забывали про задания учителей – пройти практику в той или иной науке. И вот они уже возвращаются, с гордостью показывая наставникам будущие экспонаты для  школьного музея: золотой самородок в 22 грамма, римскую монету 4-го века. Сами добыли в археологических раскопках! Сегодня такой процесс участия в жизни общества принято называть «социализацией», но готовы ли дети и их родители щедро делиться с этим самым обществом ценными «каникулярными» находками?!
Никита Владимирович восклицает у исторических стеллажей: «Если хотите иметь здоровое государство, всерьез занимайтесь воспитанием юношей!», а его указка скользит по молчаливым доказательствам сей сентенции.
2650-68
Хочется долго сидеть за старинным столом, покрытым зеленым сукном.
2650-67
Хочется, восседая на венском стуле, разглядывать, изучать детали массивного чернильного прибора, и размышлять о том, что, где, когда и как мы упустили в системе образования и воспитания.
2650-66
Принципы Школы просты и понятны, они четко изложены на бумаге. Конечно, смеется Никита Владимирович, «за не имением гербовой, пишем на простой» сегодня, но обратиться за опытом в глубь веков учителей заставит сама жизнь. Созданная Карлом Маем система воспитания и образования предусматривала взаимное уважение и доверие учителей и учеников, постоянное взаимодействие с семьей. В чем это конкретно выражалось? Учитель мог заглянуть в дом в любой день – по поводу и без повода – на чаепитие, на дружескую беседу. Давно ли к вам заглядывал хотя бы классный руководитель, обращаюсь к родителям учеников?! А еще в этой выверенной системе ценностей не было места «кумовству» и несправедливости. Дети преподавателей учились в Школе до 7-го класса, а потом переходили в другие учебные заведения, чтобы не было соблазна «порадеть родному человечку» – поставить завышенную оценку на экзамене. Со строгими правилами, ставшими здесь нормой, смирялись все, стремившиеся получить «майское»  образование.
2650-65
Выпускником этой Школы, совсем не похожей на казенное заведение, был академик Д. С. Лихачёв. Именно с ним в соавторстве Н.В.Благово написал в 1990 году историческую хронику Школы. А в 1995-м благодаря их хлопотам открылся музей. И совпадение ли, случайность ли, но директор Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации Российской академии наук (СПИИРАН), которое располагается в историческом здании, Рафаэль Юсупов в свое время тоже окончил эту Школу, и поэтому всячески способствовал открытию музея.
2650-64
В одном из помещений открыт именной зал академика Лихачева. Экспозиция музея постоянно пополняется. Каждый предмет дышит.
2650-63
На нас глядят подлинники, а не искусственные муляжи. Бесценные фотографии, значки и медали, фолианты в кожаных переплетах, личные вещи, школьная атрибутика. Особая атмосфера, именовавшаяся как «майский дух», живет и сегодня. И вы её сможете ощутить.
Судя по книге отзывов, в музей приезжают гости из Берлина, Киля, Линца, Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Сеула, Софии, Турина, Улан-Батора и даже австралийских Сиднея и Брисбена! Если и вы захотите ознакомиться, как сохраняются замечательные традиции в самой важной области – образовании и воспитании, то непременно загляните по известному адресу. Кстати, в сети работает виртуальный проект «Общество Друзей Школы Карла Мая» (http://new.vk.com/karlmay, http://new.vk.com/club34510190), где можно записаться на экскурсию.
А историю Школы можно подробно узнать на сайте http://www.kmay.ru/index.php
Но ни один сайт, ни одна даже самая ценная книга не заменят вам личное знакомство с прекрасным человеком, знатоком истории Никитой Владимировичем Благово.
Ольга Голубцова
Фото автора
Источник:  Беломорские новости
Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий