Главная » о культуре, О КУЛЬТУРЕ » КУЛЬТУРА – ПУТЬ К ЕДИНЕНИЮ. Людмила Матвеева

874 просмотров
«Pax culture». 1931. Н.К. Рерих

«Pax culture». 1931. Н.К. Рерих

«Почему Земля находится в состоянии заболевания? Потому что лучи планет не могут проникать через загрязнённую ауру. Во что превратится человек, если прекратит общение с высшим сознанием и погрузится в низкое невежество? От Радж-планеты до микрокосма закон один. Утеряв представление о великих мирах, люди отошли от сознания совершенствования. Миры стали для них безумною мечтою и своё совершенствование стало ненужной и опасной забавой. Как рабы подённые, люди надеются лишь кончить путь…» (Агни-Йога, 245)

Жизнь человека с первого до последнего дня протекает в окружении других людей. Впитывая в себя все свойства этой среды, он приобретает ту базу, на которой основана его жизненная позиция и только сознательное личное творчество, направленное на духовное самообразование, позволяют ему вносить существенные коррективы в свой внутренний мир. Но в эпоху Кали-Юги, в которой нам довелось жить, духовный потенциал планеты в целом настолько низок, что каждому отдельно взятому человеку приходится приложить для самосовершенствования сил гораздо больше, чем в более просвещённые века, когда духовная чистота и высота считались нормой, а не исключением.

За последние несколько столетий человечество достигло самого глубокого и самого критического состояния разобщения между людьми, культурами, и Космосом, поэтому как яркие светочи на нашем тёмном горизонте горят редкие имена тех, кого мы именуем святыми. Но в чём заключена и чем обусловлена святость тех, к кому мы обращаемся за помощью в тяжкие минуты жизни? Чтобы понять это, не нужно какого-то особого исследования, потому что совершенно ясно, что святым человека делает только его способность любить. Бог есть любовь, следовательно, чем больше человек способен на безусловную любовь, тем ближе он к состоянию бого-человека.

Но любовь не есть состояние созерцания объекта любви, она есть, прежде всего, действие, направленное на выражение качества любви; она открывает человеку способность к творчеству в той точке пространства, в которой он развил в себе своё высшее свойство.

На что бы ни направил свою творческую энергию человек-любовь, это будет проявление всего самого прекрасного, на что он только способен. Все сферы жизни будут облагорожены и возвышены в той степени, насколько большее количество людей с творческими данными смогут реализовать в ней свои лучшие замыслы. Сотворчество гармоничных людей способно изменить мир, и это не утопия, это естественный закон эволюции.

Мечта Н.К. Рериха «о наступлении золотого века для искусства, когда снова сделается возможной работа художественного коллектива, когда художник той или иной отрасли перестанет чувствовать свою оторванность и произведения искусства будут созидаться одновременно множеством рук и будут выражением не индивидуальных, а общенародных настроений…» пока остаётся мечтой, но она всё больше занимает место в наших умах и сердцах. Интуитивно мы уже понимаем, что только совместными усилиями можно изгнать из жизни серость и преступность невежества, которое удушает творческое начало в человеке. Поэтому вновь, после долгих лет разрухи и пренебрежения к культуре, начинает возрождаться самобытное искусство народа.

Кто из нас не знает, как сближаются люди во время совместного труда, совместного отдыха, совместного творчества? Всё, осуществлённое в согласии, становится надёжными дружественными узами, и самыми плодоносными в этом отношении будут узы творчества, ибо совместное созидание чего бы то ни было, объединяет крепче и надёжнее всего.

Николая Константиновича Рериха весь мир знает как Водителя Культуры.

Ему принадлежат эти слова:

 «Мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь всеобобщающее понятие Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык. Это не мечтание! Это наблюдение опыта сорокадвухлетней деятельности на поприще Культуры, Искусства, Науки. И в одном мы можем принести нерушимую клятву – что от охраны Культуры ни мы, ни последователи наши не отступимся. Нас нельзя разочаровать, ибо наблюдения в поле Искусства и Знания наполняют нас несломимым энтузиазмом. Не одна нация, не один класс с нами, но все множества человеческие, ибо, в конце концов, сердце человеческое открыто красоте творчества.»

Культура – самый мощный фактор объединения людей даже в том случае, когда человечество ещё далеко стоит от осознания своего единства с Космосом, своего человеческого всеединства; когда оно ещё раздираемо противоречиями, порождёнными политическими интригами и финансовыми кризисами.

Утрата Культуры означает окончательное наше вырождение, потому что всем, что есть в нас лучшего, мы обязаны искусству, пробуждающему в нас спящие возможности воспринимать красоту и стремиться к ней.

Первое, что стало полем деятельности всех учреждений, объединённых под Знаменем Мира ещё при жизни Николая Константиновича, была культурно-просветительская деятельность. Книги Живой Этики издавались и распространялись, но не они пропагандировались, – основой деятельности общественных организаций его имени стала творческая деятельность по укреплению созидательной силы культуры, – основополагающего начала эволюции.

Живая Этика – свод Законов, которыми должен руководствоваться человек будущего,и который живёт сейчас. Но трава растёт быстрее, чем сознание человека, поэтому так различен уровень понимания того, что дано в Живой Этике для нашего развития, и только Искусство способно затронуть душу любого человека, независимо от его интеллекта. Врождённая способность человека к творчеству позволяет развить в нём самые высшие способности, потому что в искусстве человек приобщается к высшей красоте.

«Великое Единство в Космосе главенствует как мощный закон. Только примкнувшие к этому закону могут, истинно, принадлежать к космическому сотрудничеству. Единство сущности во всем направляет человечество к творчеству…» (Беспредельность, часть 2 -48)

Стремление человека к красоте в мыслях, в чувствах, в творчестве открывает ему путь в Беспредельность, ибо нет конца совершенству. Именно мир через культуру может поднять мир из тех руин, в которые он поверг себя, сменив искусство на псевдо-искусство. Неправильно ограничивать человека в его творческом поиске, но ещё более неправильно и даже преступно, направлять созидательную силу Космоса на создание извращённо-вульгарных произведений. Очень часто можно слышать, что театр и кино, живопись и музыка отражают жизнь, так как она есть, то есть со всеми теми извращениями, которые присущи людям недалёким и грубым.

Но не жизнь полна извращений, ими полна душа человека, и самым главным назначением Культуры является именно избавление человека от всего, что нарушает его внутреннюю гармонию. Образами красоты нужно насыщать души, этой красоты лишённые, а не тиражированием безвкусицы, пошлости и вульгарности.

«Групповое сознание истребляется незнанием почитания Начал. Истребление человеческое велико, и это толкает на регресс. Непонимание задания из-за невежества и затрата лишней энергии на построение явленного миража есть величайшая несоизмеримость духа…» (Беспредельность, часть 1-52)

Почитание Красоты, которая лежит в основе Космоса, откроет перед человеком единственно верный и прекрасный путь к себе самому.

Автор Людмила Матвеева

Источник:  Община “Крылья Духа”

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий