Главная » о культуре, О КУЛЬТУРЕ » КУЛЬТУРА КАК БАЗИС ОБНОВЛЁННОГО ЕВРАЗИЙСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ. М.В. Чистова

638 просмотров

2642-59

М.В. Чистова
Алтайская краевая общественная организация «Рериховское Общество «Беловодье», Бийск

1. Сегодня мы живём в преддверии крупных стратегических изменений, которые должны произойти в культурной и экономической политике государства. Во-первых, 29 мая подписано соглашение о создании нового международного экономического образования «Евразийский союз», которое вступит в силу с 2015 года. Во-вторых, идёт всенародное обсуждение проекта «Основ государственной культурной политики», документа, призванного в корне поменять отношение к Культуре со стороны, как властных структур, так и общественного мнения. Несмотря на то, что эти документы представляют разные сферы жизни общества, необходимо, чтобы их тесная взаимосвязь была осознана как можно раньше.

То, что центр пассионарности сегодня смещается на Восток, уже очевидно и не требует особых доказательств. Но само явление пассионарности – страсть, избыток энергии – может быть направлено, как в созидательное, так и в разрушительное русло. В своё время созданная на Западе капиталистическая рыночная экономика была основана на жёсткой конкуренции: «слабого толкни, упавшего добей». Такая система отношений антикультурна в своей сущности и может лишь прикрываться временными иллюзорными формами искусственной культурности. Сегодня она исчерпала уже и этот потенциал, в её арсенале остались лишь ложь, клевета и кровопролития.

Для того, чтобы создающийся на наших глазах новый евразийский экономический центр планеты имел надёжное будущее, он должен с первого шага своего существования действовать на качественно иной, культурной, основе. Сотрудничество, взаимопомощь, учёт интересов всех сторон Договора – эти культурные характеристики экономических взаимоотношений могут стать мощным магнитом, притягивающим к Евразийскому Союзу всё новые государства. Но следует подчеркнуть, что этого благотворного следствия можно достичь только в случае, если экономика будет базироваться на устоях Культуры. А первый шаг важен тем, что именно он задаёт направление движения.

2. То, что именно Культура должна создать незыблемые устои нового общества, думаю, нам с вами понятно. Причём речь идёт именно о Духовной Культуре, в самом широком её понимании, как почитании Света духом человеческим во всём разнообразии проявлений этого Света. Но тех, кто понимает ключевое значение Духовной Культуры для Новой России и Нового Мира ещё слишком мало.

Это становится очевидным, если понаблюдать в интернете сетевые дискуссии на самые разные темы. Вырисовывается страшное явление: в массовом сознании людей совершенно отсутствует понимание, насколько глобальное значение в жизни общества занимает Культура, насколько жизнеспособность самого общества именно на Культуре и держится.

Истинная Культура и культурность способна повести в гору и политику, и экономику, и вообще все сферы жизни общества. Но  если нет Культуры – то нет ничего, кроме упадка и разложения.

Сегодня все граждане России могут принять участие в обсуждении проекта «Основ государственной культурной политики», которое продлится до 31 августа 2014 г. Первым принципом в этом документе провозглашено «Влияние культуры на все аспекты политики государства и сферы жизни общества», а сфера культуры названа стратегически важной для государства.

Но, чтобы главный Закон государства о Культуре не просто был принят, а по-настоящему заработал, он должен стать руководством к действию на всех этажах власти и в самых широких массах населения. Поэтому сегодня задача №1 – донести значение Культуры до массового сознания, защитить Культуру, и тогда Культура защитит нас.

Сегодня есть масса примеров тому, что информационные войны и психотронные воздействия эффективны лишь на невежественной почве. Но, чем выше уровень Культуры, тем меньше манипулятивные возможности.

Ложь, по определению Аристотеля, есть несуществующее. Следовательно, те государства, которые строят свою политику на лжи, занимаются самоуничтожением. Культура же всегда вырастает из действительности, а, значит, создаёт прочный фундамент для дальнейшего эволюционного роста. Потому, утверждая Культуру как идеологию будущего, важно опираться на источники позитивной истинной информации, такие как интернет-проект «Герои России», где простые люди рассказывают о подвигах наших современников, которые перед лицом беды бросаются спасать чужие жизни, рискуя собственной. Также замечательную информацию даёт сайт «Сделано у нас», ежедневно пополняющий новости о достижениях России в сферах новых производств, строительства, сельского хозяйства, образования, медицины, науки.

Проявление нашей Духовной Культуры должно выражаться в создании атмосферы бодрой уверенной и радостной готовности строить Новую Россию и Новый Мир на принципе Общего Блага.

3. Какова же в этой ситуации роль Урала и Алтая?

Для тех, кто живёт в горах или в непосредственной близости от них, сама природа указывает направление движения.

Философ Иван Ильин в своём труде «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» сумел очень точно выразить восприятие гор духовным сознанием: «В безмерной дали веков, вскоре после сотворения мира, когда земля ощутила впервые свою первозданную форму и свои пределы, она опечалилась и восскорбела: ибо она увидела себя отверженной и униженной, оторванной от света и отдаленной от неба, вровень приглаженной, голой, пустынной и беспомощной… И стала она вздыхать и роптать: и возмутилась, и поднялась, и восстала мятежом. Это было буйное восстание, страшное и хаотическое. Но оно шло из последней глубины; оно было искренне, и искры его летели к небу: оно было пламенное, и пламя его молилось Творцу; и от этого огня плавились утесы, и первобытные камни текли потоком… Это был великий подъем глубин, жажда света, стремление к небу, извержение творческой воли… Восстала мечта о новых, совершеннейших формах, о новом богатстве бытия, о приближении земли к небу… И это восстание было влечением к Богу, ропщущей молитвой, мольбой о неотвержении отвергнутого…

И увидел Господь в своей вечной благости – это воздыхание и эту бунтующую мольбу; и великий подъем глубин нашел Его благоволение: ибо косная пассивность и рабская покорность никогда не были угодны Ему, а всякий искренний порыв и молитвенный ропот приемлются в небесах, как молитва тоскующей твари. Потому благословил Господь это восстание земли и не позволил ему распасться в ничтожество, но повелел ему сохраниться навеки: возноситься к небу молчаливой молитвой, пробуждаться с благодатной зарею и блаженно расцветать в последних лучах уходящего солнца. А человеку Господь повелел созерцать эту таинственную запись прошлого и постигать ее сокровенный смысл.

И созерцая ее, мы называем ее ныне горами».

Древние Рипейские горы, называемые ныне Уралом… Сколько эпох оставило отпечатки на их склонах. Сколько народов перекатывало через могучий хребет воздвигнутый меж двумя континентами. Сколько событий незримо запечатлела история на камнях Урала.

Горы Алтая моложе уральских, однако, именно их царство венчает Белуха или священная гора Меру, как называли её в древности. В «Махабхарате» о ней сказано: «Хребты Меру существовали при сотворении мира, а корни их уходят далеко вглубь земли и соединяют Меру с другими горами мира». Таким образом, Белуха-Меру это пуповина Земли, своими корнями она удерживает жизнь на Земле. Любое проявление неприязни и вражды, войн и сражений на земле Алтая, может обернуться бедствием для многих людей. По представлениям алтайцев, первоначальное население Алтая пришло на Землю с Неба. Небожители знали, что люди на земле – братья и сёстры. Поэтому алтайцы не имели национальности, они не знали, что это такое. Многие века на Алтае люди общались друг с другом, как братья и сёстры.

Как мерное дыхание океана прослеживается в непрестанной череде приливов и отливов, так и океан могучей энергии Алтая имеет свои приливные и отливные волны.

В далёкой древности Алтай стал колыбелью народов тюркского мира. Мощная волна вынесла эти народы из материнского лона Алтая и широко разнесла их по лику Земли. Тюркский мир в соответствии с пониманием его прародины – Алтая – понятие не национальное, в него входят различные, не обязательно этнически родственные, народы, объединённые культурным, мировоззренческим единством. И мировоззрение это – тенгрианство – переживает сегодня свой новый расцвет.

Важнейшая особенность тенгрианства – его высокая этическая направленность, подчинённость единой цели – осуществлению нравственного жития человека и социума. Человечность – одно из основных понятий этики тенгрианства. На нём должны строиться отношения с людьми, с миром, природой и самим собой. Открытость и универсальность тенгрианства в своей изначальной чистоте дают чувство общечеловеческого единства.

Потом удивительные земли Алтая притянули русских старообрядцев с их строгой православной верой, также основанной на высокой нравственности, также знающих об особой священности этих мест, потому что отсюда уже ближе близкого находится Страна Божественной справедливости Беловодье, куда ведут тайные тропы, нужно лишь суметь отыскать их. А лучший проводник в загадочную страну – это чистое, открытое любви и красоте, сердце.

Наконец в ХХ веке Н.К.Рерих предрекает Алтаю снова стать колыбелью Мира и Культуры, но уже в гораздо больших масштабах. Если тюркский мир занимает около четверти всей Евразии, то теперь речь идёт о континенте в целом.

Так мерно дышит Алтай – пуповина мира – то примагничивая и вбирая в себя массы людей, то отпуская их по всем направлениям на неоглядные просторы планеты, в том числе и на Урал, и через него.

Долгие века возвышался Уральский хребет, разделяя собою Европу и Азию. И вот настало время ему поменять свою роль и стать не разделителем, но объединителем всего Евразийского пространства. А мы, люди, прикоснувшиеся к божественной тайне гор, призваны созидать это единение Нового Мира на основе Культуры. «Там, где мир, там и Культура», – провозгласил Н.К.Рерих в «Державе Света». Знамя Мира – Знамя Культуры уже поднято над Алтайским краем, и это прекрасное начало! Но только начало. А дальше Алтаю и Уралу предстоит стать мощными излучателями идей Мира и Культуры. Лучи эти должны озарить и Карпаты, и Альпы, чтобы люди, взглянув на свои горы, вспомнили об утраченном направлении, чтобы вертикаль Духа облагородила  горизонталь отношений, чтобы Культура заняла своё царственное место в сердцах и умах земного человечества. И тогда в мире и согласии мы сообща построим Новый Мир на Новой земле, под Новым небом.

 Доклад прочитан на XXI научно-практической  конференции  Духовная Культура – основа построения будущего24 августа 2014 г.

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий