Главная » ЛЮДИ И ДАТЫ, люди Культуры » КОСМИЗМ ИВАНА ЕФРЕМОВА В КОНТЕКСТЕ УЧЕНИЯ ЖИВОЙ ЭТИКИ. А. Ю. СУРИНА

2 529 просмотров

2743-11

В основе художественного, литературного, религиозно-философского течения космизма лежит гуманистическое начало, акцентирующее единство мира и человека, возвращающее космосу роль «среды обитания» человека, который по мере своего развития увеличивает свою экспансию за пределы Земли, в ближний и дальний космос (не только технически, но и трансформируясь духовно и телесно). Современные исследователи космизма относят к носителям этих идей таких разных по своему мировидению русских деятелей науки и культуры как Н. В. Бугаев, Н. К. Рерих, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский, Н. Г. Холодный, К. Э. Циолковский и др. [1]. При этом совершенно справедливо отмечается, что число авторов, относимых к данному течению, не важно, как и не столь важно являются ли их учения фундаментально космистскими, или содержат лишь некоторые близкие космизму идеи. Читатели, понявшие суть основных положений и принципов космизма, могут самостоятельно открывать их для себя в сюжетах мировой мифологии, произведениях религиозной литературы или в любых других творениях, которые до этого возможно никогда не связывались с космизмом. Главное, чтобы в этих произведениях были развиты принципы и максимы, совокупность которых позволяет увидеть в них именно космистский тип мышления и мировосприятия.

Какие именно мировоззренческие подходы можно считать космистскими? Одним из главных принципов космизма является монизм – принцип единства (всеединства) мира, опирающийся на положение о взаимосвязи всех видов материи, природы, человека и общества, а также о взаимном влиянии планеты Земля и других миров во вселенной. Кроме монизма, пониманию которого космисты придают особую глубину и всеохватность, космизму присуща также абсолютизация заповедей общечеловеческой любви и добра, следовательно, поиск способов устранения насилия и конфликтности из жизни социума.

К писателям-космистам, творчество которых базировалось на таких принципиальных подходах к мировидению, без сомнения можно отнести выдающегося писателя, ученого-палеонтолога, мыслителя Ивана Антоновича Ефремова, автора известных популярных романов «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час быка», «Таис Афинская» и других.

Целью данного доклада является выявление некоторых закономерностей мировидения И. А. Ефремова и влияния на его мировоззрение идей учения Живой Этики и трудов семьи Рерихов.

Одна только уникальная биография этого незаурядного человека может стать основой сюжета приключенческого романа. Он прошел путь от бравого морского волка в юности до авторитетного ученого-палеонтолога и геолога в зрелые годы. Маршруты его экспедиций охватывали территорию почти всего Советского Союза и пустыню Гоби в Монголии. Находки, сделанные в экспедициях Ефремова, стали основой музея палеонтологии в Москве, а за фундаментальный труд «Тафономия и геологическая летопись» в 1952 г. он был награжден Государственной премией СССР. Богатейший жизненный опыт и масса впечатлений, вынесенных из экспедиций, а также природное воображение, пробудили в нем желание писать, и в 1944 году Ефремов буквально ворвался в литературу серией своих «Рассказов о необыкновенном». В 1957-м, в год 50-летия Ефремова и в год запуска первого искусственного спутника Земли, вышел роман, после которого имя его автора стало известным за пределами СССР – «Туманность Андромеды». Неповторимость и своеобразие ефремовского космизма проявились в этом романе потрясающе ярко и произвели неизгладимое впечатление на современников – С. Королёва, Ю. Гагарина и тысячи других читателей. Еще бы, эра Великого Кольца, объединяющая в единое целое обитаемые миры с расстоянием в сотни световых лет, выглядела в романе настолько убедительно, реально и идеально, что после его прочтения возникало убеждение – именно так всё и должно быть, и так обязательно будет, причем в не таком уж далеком будущем. Ведь основополагающие идеи романа касались не только путешествий в дальний космос, но и проблем земной жизни, провозглашая необходимость гармоничного развития человека, вдохновенного творческого труда, создания школы нового типа; они описывали идеалистические представления советского человека о грядущем коммунистическом обществе.

В одном из своих выступлений Л. В. Шапошникова рассказывала, что когда она впервые познакомилась с книгами Живой Этики, подаренными ей С. Н. Рерихом, у неё возникло ощущение, что она уже встречалась с чем-то подобным, и это были ассоциации именно с «Туманностью Андромеды» Ефремова. В те времена и Людмила Васильевна, и все читатели, у которых возникали подобные ассоциации, считали это совпадением, вызванным общностью жизненных позиций и мировоззрения Ефремова и семьи Рерихов.

Действительно, не только космическая фантастика Ефремова «Туманность Андромеды» и «Час быка», но и его приключенческий роман «Лезвие бритвы», а также его исторические романы о далеком прошлом, при всей увлекательности их приключенческих сюжетов, содержат глубокие философские размышления, удивительно перекликающиеся с основными положениями учения Живой Этики. Красной нитью через все творчество Ефремова проходит линия раздумий о Человеке, подчеркивается значение его психических и телесных сил, развития их неисчерпаемых резервов, необходимость непрерывного самосовершенствования, что в конечном итоге должно привести к созданию Общины совершенных людей. Очень много внимания в книгах уделено проблемам воспитания, школы, вопросам сознательного отношения к труду. Ефремов, как и другие русские философы, рассуждает о миссии России и видит её в соединении технических достижений Запада с психическими высотами Востока. Во всех произведениях Ефремова воспевается возвышающая сила искусства – танца, живописи, скульптуры. Особым лейтмотивом через все произведения проходит понятие Красоты, воспевается красота природы, человеческого тела, произведений искусства и архитектуры. Наконец, отношение к женщине в романах Ефремова совершенно в духе Живой Этики – женщина-вдохновительница, ведущая за собой мужчину, вселяющая в него созидательную активность, желание творить.

Удивительно, но во многом совпадают не только основные идеи романов Ефремова и учения Живой Этики, но существуют также параллели в биографиях И. А. Ефремова и Н. К. Рериха [9]. Оба родились в Петербурге (Ефремов под Петербургом) и учились в этом городе. Оба занимались экспедиционной деятельностью на маршрутах, которые часто совпадали в северо-западной части России, но особенно в Монголии, в пустыне Гоби. Творческое напутствие в начале художественной стези Н. К. Рериху дал, как известно, Лев Толстой после знакомства с картиной «Гонец». Творческое напутствие в начале писательской стези И. А. Ефремову дал Алексей Толстой, прочитав «Рассказы о необыкновенном». Оба собирали богатые коллекции: Николай Рерих – археологические, живописные и другие; Иван Ефремов – палеонтологические и геологические. И оба испытали тяжелые удары тоталитарной государственной машины, подверглись «пристальному вниманию» спецслужб, причем эти преследования были как прижизненными, так и посмертными (о посмертных обвинениях Ефремова в шпионаже в пользу иностранной разведки см. [2; 3]). Жизненные принципы обоих – «бирбалова линия» и «лезвие бритвы» – на практике тождественны, несмотря на некоторые отличия в трактовке.

Т. Яламов сообщает, что во время своего знакомства в 1974 с вдовой Ефремова Таисией Иосифовной, сфотографировал кабинет и библиотеку Ивана Антоновича. И только через много лет, познакомившись с учением семьи Рерихов, он узнал в карточке, которая стояла на видном месте в библиотеке Ефремова, портрет Махатмы Кут Хуми. А среди книг ефремовской библиотеки он разглядел уникальный дореволюционный альбом 1916 года с картинами Н. К. Рериха, тираж которого был тогда всего 500 экземпляров. Таким образом, постепенно с течением времени стали обнаруживаться факты, свидетельствующие о том, что удивительные параллели мировоззренческой творческой линии Ефремова и семьи Рерихов являются не просто совпадением, а вызваны хорошим для того времени знакомством Ивана Антоновича с творчеством Н. К. Рериха и непосредственно с Живой Этикой.

Ефремов был почти одного возраста с сыновьями Н. К. Рериха. Годы его жизни 1907–1972, поэтому со старшим Рерихом лично он знаком не был. Зато в последнее время опубликованы книги, в которых содержатся подтверждения личного знакомства и общения Ивана Ефремова с Юрием Рерихом во время проживания последнего в Москве в 1957–1960 гг.

Об этом сообщает Рихард Рудзитис, в воспоминаниях которого встречаются две цитаты с упоминанием И. А. Ефремова. «…Я спросил Юрия и о Ефремове. Да, Юрий дважды его искал, но не мог встретить. Кроме того – он болел. Попытается все же его найти. Ефремов теперь от профессуры отказался, полностью переключился на писательскую работу» [6, с. 138]. «Ефремов издал новый сборник рассказов «Юрта ворона». У него будто бы много книг по восточной философии, которые есть и у Ю.Н. Недавно скульпторша Арендт привела к нему Ефремова. (Арендт мне рассказывала, что Ефремов когда-то в Монголии, в экспедиции, познакомился с буддизмом. Переписал на машинке «Агни-Йогу». Прочел и один том «Мира Огненного». Я сказал: «Жаль, что в «Андромеде» все еще механические роботы, мало духовной фантазии») [6, с. 158].

Долгожданная встреча двух ученых и мыслителей, состоявшаяся при посредничестве скульптора Ариадны Александровны Арендт, произошла в 1960 г. «Не было конца разговорам об экспедициях, о необычных явлениях и психических силах, говорили о Блаватской, о Чингис-хане, об архитектурных памятниках Центральной Азии… Эта встреча была чем-то похожа на встречу двух всадников на мосту с картины «Мост Ашвинов»: космическая эволюция и буддизм в лице двух ученых сомкнули в пожатии свои руки» [7, с. 66].

Опубликована также переписка И. А. Ефремова с биографом семьи Рерихов Павлом Федоровичем Беликовым, с которым Иван Антонович был хорошо знаком. Всего в сборнике «Непрерывное восхождение» опубликовано 10 писем Беликова Ефремову [5]. Переписка началась с обращения, в котором Павел Федорович просил Ефремова помочь советом, относительно мер против опубликования повести Олеся Бердника, недобросовестно и поверхностно затрагивающей имя, идеи и произведения Н. К. Рериха. При этом обратиться к Ефремову за помощью посоветовал сам Святослав Николаевич Рерих, о чем Беликов и написал в первой же строке письма от 16 марта 1966 г.: «Обращаюсь к Вам от имени Святослава Николаевича Рериха…». Затем последовали письма, в которых затрагивались вопросы учения Живой Этики, «Тайной Доктрины» Е. П. Блаватской, сочинений А. Безант. В письме от 25 сентября 1970 г., Ефремов делился некоторыми размышлениями об антикварной стоимости «Тайной доктрины», после того как Павел Федорович прислал ему для изучения её I том [4, с. 38]. Известно, что С. Н. Рерих просил Беликова помочь Ефремову приобрести труды Н. К. Рериха, причем сам Ефремов писал об этом Святославу Николаевичу, прося помочь в поиске книг его отца [4, с. 160].

Ответных писем Ефремова Беликову в сборнике «Непрерывное восхождение» нет, но одна очень показательная сноска свидетельствует о том, как постепенно в уме и сердце «материалиста и диалектика» Ефремова, как он сам себя называл, формировалось правильное видение и понимание значения творчества семьи Рерихов для будущего. Из письма Ефремова Беликову от 1 июля 1966 г.: «Тема о Н.К. (надо ли говорить Вам) очень трудная, потому что всё время шакалы стараются отыскать “мистику”, “разгромить”, “предупредить”… Возьмите последнюю статью в журнале “Наука и религия”, где холуй пытается осмеять Е. И. Рерих, называя её “Матерью Мира”. Там же глупое ржание по адресу написанной ею Агни Йоги. И всё это при полном отсутствии какого-либо намёка на культурный подход к вопросу. Видели Вы это?” (Иван Антонович говорит о статье В. Мазохина “Матерь Мира и её последователи”, опубликованной в журнале “Наука и Религия”, № 4, 1966. – прим. ред.)» [5, с. 171]. Переписка Ефремова с Беликовым началась в последние годы жизни Ивана Антоновича, когда он уже был тяжело болен, и прекратилась в 1972 г. после его ухода из жизни.

В последнее время интересующимся данной темой стала широко известна статья А. А. Юферовой, работавшей в 80-е годы экскурсоводом Третьяковской галереи [8]. Рассказывая о своей личной встрече с Иваном Антоновичем, и о беседах с вдовой Таисией Иосифовной Ефремовой, она сообщает, что видела и держала в руках так называемые «премудрые тетради» Ефремова, в которых он конспектировал нужные ему материалы, в том числе обширные выдержки из Агни-Йоги. Каждая фраза из Агни-Йоги в этих тетрадях была обозначена порядковым номером, всего выдержек было 86.

В результате сравнительного анализа, проделанного в статье Юферовой, выявлены прямые параллели цитат из Живой Этики с цитатами «Туманности Андромеды». Так, знаменитая клятва Геркулеса, произносимая в романе выпускниками школ, является почти слово в слово молитвой Шамбале, выписанной в тетради под № 38, только с измененным обращением «Владыка» на «Старшие».

Молитва Шамбале: «Ты, позвавший меня на путь труда, прими умение и желание мое. Прими труд мой, Владыка, ибо видишь меня среди дня и среди ночи. Яви, Владыка, руку твою, ибо тьма велика. Иду за Тобою!»

Клятва из «Туманности Андромеды»: «Вы, Старшие, позвавшие меня на путь труда, примите мое умение и желание, примите мой труд и учите меня среди дня и среди ночи. Дайте мне руку помощи, ибо труден путь, и я пойду за вами».

Имеются еще примеры почти дословных совпадений цитат из «Туманности Андромеды» и Живой Этики, за более детальным ознакомлением с которыми необходимо обратиться к данной статье [8]. Исследованиям творчества Ефремова, его космических, антропокосмических идей, его мировоззренческой, научной и философской концепции посвящены также доклады и статьи Н. Смирнова, Е. Егоровой и других участников Ефремовских Чтений, которые впервые состоялись в г. Николаеве в 1988 году, позднее проводились на родине Ефремова – в деревне Вырица под Петербургом, а в 2012 г. прошли в Москве (узнать об этом подробнее можно на сайте «Нооген»: http://noogen.su/).

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: в период, когда в СССР существовал запрет на публикацию и изучение философского наследия семьи Рерихов, космистские мировоззренческие идеи, заложенные в повестях и романах И. А. Ефремова, прежде всего в «Туманности Андромеды», средствами литературы транслировали на широкую массовую аудиторию в доступной и понятной массовому читателю форме основные положения Учения Живой Этики семьи Рерихов.

Сурина Анна Юрьевна

Николаевский национальный университет имени В. А. Сухомлинского,

г. Николаев, Украина

 

Литература

1. Алексеева В. И. Принципы русского космизма / В. И. Алексеева // Культура и время / Международный Центр-Музей имени Н. К. Рериха. – М., 2013. – № 1. – С. 4–15.

2. Захарченко В. Д. Роман из вранья, или Восемь чудес из вымышленной жизни Ивана Ефремова / В. Д. Захарченко // Техника – молодежи, – М., 1991. – № 10. – С. 13–14.

3. Казанцев А. П. Нигде или здесь? Воспоминания и размышления / А. П. Казанцев // Студенческий меридиан. – М., 1989. – № 11. – С. 40–45.

4. Непрерывное восхождение : сборник, посвященный 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова : в 2 т. – М. : Международный Центр Рерихов, 2001–2003. – Том I. –2001. – 504 с.

5. Непрерывное восхождение : сборник, посвященный 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова : в 2 т. – М. : Международный Центр Рерихов, 2001–2003. – Том II. Ч. 1 (1934–1975). – 2003. – 448 с.

6. Рудзитис Р. Встречи с Юрием Рерихом / Рихард Рудзитис ; пер. с латыш. Л. Р. Цесюлевич. – Мн. : УП «Лотаць», 2002. – 224 с.

7. Скобелкин А. П. Жюль Верн и Иван Ефремов / А. П. Скобелкин. – Смоленск : Свиток, 2011. – 128 с. – (Серия: «Деятели мировой культуры в своих последовательных проявлениях»).

8. Юферова А. А. Иван Ефремов и Агни-Йога / А. А. Юферова // Наука и Религия. – М., 1991. – № 4. – C. 40–44. См. также [электронный документ] : http://noogen.2084.ru/iefremov/about/e_ai.htm.

9. Яламов Т. Космическая сингулярность (интересные параллели в биографиях Н. Рериха и И. Ефремова) / Тодор Яламов // Терра фантастика. – София, 2000. – № 1. (На болгарском языке).

 

Матеріали міжнародної науково-громадської конференції «Космічне мислення в сучасному світі».

(м. Київ, 6–7 грудня 2013 року)

 

Источник:  София – Урусвати

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий