Главная » картины, О КУЛЬТУРЕ » Картина «Матерь Мира» Н.К.Рериха. З.С.Битюцкая

695 просмотров

2646-55

В письме от 24.08.36 Е.И.Рерих вспоминала, что в 1924-м году Н. К. написал несколько вариантов своей картины «Матерь Мира». Они были выставлены в музее Нью-Йорка и произвели громадное впечатление. Воспроизведение с одной, которая была написана отчасти на основании видения Е.И., получило самое широкое распространение.

Поводом к ее написанию послужило событие космического масштаба. Из писем Е.И. мы знаем, что в 1924-м году лучи светила Матери Мира достигли Земли и, окропив ее, пробудили новое сознание. Много женских очагов возгорелось к новой жизни. «Светило это появлялось не раз во времена Атлантиды. В близком, очень близком будущем оно посетит нашу Солнечную систему. Издавна эта звезда была связана с Матерью Мира, и, конечно, наступающая Эпоха Матери Мира должна быть возглавлена Ее Звездою. Первое упоминание о ней было дано в апреле 1924 года, второе Вы найдете в первой части «Беспредельности» от 1929 года. «И срок начинает приближать (новую) планету из Беспредельности, и потому наблюдайте пертурбации земные». Силу этих лучей я испытала на себе, когда Великий Владыка направил на меня конденсированный луч этой планеты, но, конечно, ослабленный настолько, чтобы не повредить организму. Но все же было нелегко, и сейчас эти лучи уже действуют. Лучи эти принесут ускорение вибраций, значит, ускорение эволюции, и существенно изменят жизнь нашей Земли. Полное название этой звезды – Урусвати… Так, космическая Справедливость начинает действовать, и зрячие уже видят многие знаки, скоро и это знамение видимо засияет на нашем горизонте и уйдет, чтобы снова вернуться тоже не в далеком будущем и осесть как новый член в нашей Солнечной системе. Планета эта тройного напряжения и действительно сияет как Солнце.» (П 14.04.47 )

На верхней части картины изображены  два созвездия: Большой Медведицы и Ориона. О них упоминает в 1924 году Н. К. в своей статье «Звезда Матери Мира», которая была помещена в Адиарском «Теософисте». «… Как два сверкающих крыла, раскинулись по небу эти два созвездия. Между ними неудержимо сейчас несется к Земле звезда утра — светлая обитель Матери Мира. И своим подавляющим светом, своим знаменательно небывалым приближением предуказывает новую великую эпоху человечества».

Созвездия Большой Медведицы и Ориона всегда почитались на Земле многими религиями. В ТД т.1 «Семь творений» говорится, что Семь Дхиани-Будд, породители монад, стали вдохновляющими Душами семи Звезд Большой Медведицы. Камень же, заложенный в основание Твердыни Шамбала, прибыл с Ориона, и осколок его ходит по миру, означая, что владелец его выполняет мировую Миссию.

Матерь Мира изображена на недосягаемой вершине, объятая лазурью безграничного звездного неба среди созвездий, причем каждая звезда – это миниатюрная фигурка Учителя, сидящего в традиционной для Востока позе. Еще Ориген говорил, что «светила небесные суть тела ангелов».

Матерь Мира окружена своей сияющей аурой, словно сотканной из различных тонов света. При написании ауры Матери Мира  Н.К.Рерих  пользовался советами Владыки, переданными через Е.И.Рерих.  24.05.24 «…серебристо-сине-лиловый круг около головы, затем чисто лиловый круг, заключающий пространство от верха первого круга до колен, и затем как бы большой фиолетовый овал. Таким образом, фиолетовый является боевым тоном против внешних прикосновений, тогда как головной круг отвечает духу и должен быть защищен, находясь в нижних слоях земли. Внешний овал как бы усеян пурпуровыми искрами, что дает ему стойкость при случайных встречах.»

Голова и лик Матери Мира накрыты плотным платом, виднеется лишь подбородок телесного цвета. В письме Е.И.Р от  7.06.38 сказано, что «… Матерь Мира скрыла Свой Лик от человечества также и в силу космических причин. Ибо, когда Люцифер решил унизить женщину для захвата власти над человечеством, космические условия благоприятствовали такому губительному замыслу. Потому и говорится, что Матерь Мира сокрыла Свой Лик. Матерь Мира в одиночестве ткала свои знаки в ожидании новых сочетаний Светил и, следовательно, новых космических токов, которые благоприятствовали бы новому проявлению Ее. Условия эти наступили, и мы уже являемся свидетелями пробуждения женщины на всем протяжении планеты.»

Одеяние Матери Мира  Н.К.Рерих также изобразил согласно видению Е.И. Как вспоминала Е.И.: «… на одеянии и покрывале Матери Мира были изображены радужные квадраты. Конечно, тончайшая по своим цветам радуга лишь окаймляла квадраты, площадь которых была серебристая, голубоватая в тенях.»  Число Четыре, или квадрат (тетрактис), имеет несколько значений. Мистически он означает – Тетраграмматон, Единство или Единое, в четырех аспектах. И мистическая Декада тоже образуется из Тетрактиса – или 1 + 2 + 3 + 4 = 10. Квадрат есть символ Мира Проявленного, а, следовательно, и человека, также достигшего бессмертия.

У подножия горы, или престола Матери Мира, изображена река жизни с рыбами, которые являются символом Спасителей человечества. Еще ниже и на фоне гор изображены две женщины: справа – Е.П.Блаватская с книгой в руке, принесшей миру «Тайную Доктрину», слева – Е.И.Рерих, проложившая путь огня для землян.  06.04.24 «Урусвати подает ковчег…У ларца сияние…»

Что мы знаем о самой Матери Мира из писем ЕИР? П 03.09.35 «Каждое понятие должно быть принято в разных аспектах. Каждый космический принцип или проявление имеет свои отражения или олицетворения на Земле. Так, Матерь Мира, рассматриваемая в её космическом аспекте, есть Мулапракрити, всё в себе вмещающая, всё в себе зарождающая. Но в земном отражении Она есть Великий Дух Женского Начала, Высокая Индивидуальность, духовные энергии которой участвовали при насыщении нашей планеты, при зарождении на ней жизни, начиная от жизни растительного царства. Истинно, Она есть Великая Матерь нашей планеты. За каждым проявлением, за каждым аспектом, за каждым символом стоит Великая Индивидуальность. Так, каждая Высокая Индивидуальность имеет своих Заместителей…, ближайших ей по лучу…так высокий дух, воплощающийся как Изида, Истар и т. д., … носил на себе Её Луч…»

Кроме того из дневниковых записей бесед с Учителем, мы знаем, что имя Матери Мира – Ассургина, что она пришла с Юпитера добровольно и одна.  «Придет время, когда Миссия М.М. может быть завершена и она возвратится на Венеру и станет ее хранительницей, чтобы оттуда протянуть руку соединения».  (21029, 21130, 25058)

В космосе существует великое равновесие двух Начал, Учителя очень почитают женское Начало, так как ничто в этом мире не может быть построено без женского начала, без материи. Все формы созидаются духом из материи, каждая энергия имеет свой положительный и отрицательный полюс.

И на плане проявленном в мире форм Великий Дух женского Начала участвует во всех начинаниях Белого Братства. Более того, Матерь Мира есть Духовная Матерь  Иерархии Светлых Сил. От начала существования Великого Белого Братства Она стоит во главе Великой Иерархии Света нашей Планеты. Так, «Матерь Мира  и Владыки строят жизнь.» (Иер.9)  Как у всех Учителей, у нее есть свои ученицы, светлые Тары, которые, воплощаясь, кроме общечеловечес кой Миссии, непременно утверждают Женщину, как творческую личность, помогая восстанавливать утраченное равновесие между мужским и женским началами.

Во всех областях науки, искусства, общественного строительства и управления женщина показала, что, когда условия благоприятствуют, она может достигать самых больших высот. Вспомним гениальную математичку и писательницу Софию Ковалевскую.  Не забудем и гениальную Е. П. Блаватскую, еще не получившую достойного признания. Также и Марию Кюри-Склодовскую и ее дочь, которая продолжила исследования матери и достигла тоже замечательных результатов. А сколько было и есть талантливых артисток, художниц, поэтесс среди всех национальностей! Сколько мудрых правительниц, воительниц и великих подвижниц! Облик св. Терезы-испанки не ниже св. Франциска Асс. Вспомним и древние времена, несмотря на то, что мужской эгоизм всегда старался затушевать женские достижения, все же находились светлые умы, которые не поддавались этой постыдной слабости. Так Сократ называл  Аспазию своим учителем, и великий Платон достойно помянул ее в своих сочинениях. Так и правление женщины-фараона Хаштепсут по количеству проведенных ею благих реформ превосходило многих фараонов. Да и сама Е.И.Рерих  внесла неоцененный пока еще человечеством вклад в продвижение этого человечества на более высокую ступень.

Наступает эпоха Матрейи, эпоха психической энергии, овладеть которой женщине гораздо легче, чем мужчине ввиду ее более тонкого строения организма. И женщине предстоит занять равное с мужчиной положение в обществе и семье. И Н.К.Рерих, создавая картину «Матерь Мира» в серии картин  «Знамена Востока»,  тем самым подчеркнул ее высокое положение и равноправие с Великими Учителями.

Источник:  Святогор № 1-2 (120-121) 2016 г.

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий