Главная » ПЕДАГОГИКА, Педагогика гуманная » Какой должна быть школа. Е.А. Сентякова

685 просмотров

2613-84

Попросив учеников написать о своей школьной жизни, мы получили пеструю картинку образов школы. Читая грустные мысли ребят, мне вспомнилось и собственное восприятие школы как тюрьмы. Как места, где тебе нечем дышать. Где тебя не понимают. Но почему так происходит, в чем причина такого восприятия? Если ученики начальной и средней школы испытывают радость при посещении школы, то сочинения старшеклассников полны тоски. Можно сказать, что причина в переходном возрасте, который безусловно влияет на стиль мышления взрослеющего человека. Но я полагаю, что есть и иная причина.

В подростковом возрасте происходит новый толчок во внутреннем самосознании личности. Юноши и девушки начинают по-новому себя осознавать, воспринимать. Они чувствуют себя микрокосмосом! Молодые люди страстно начинают искать ответы на главные вопросы жизни, мира, Космоса, любви. Что есть Я? И что есть Мир? Они жаждут ответов, настоящих знаний и ценностей! Вот подросток познал, что он есть Космос. Целая Вселенная, в которой бушуют стихии, порывы, желания и мечты. Но что же он находит вокруг? Хорошо, если он найдет ответы в своей семье или в школе. А, если нет? Придется искать самому, а может во взрослой компании? К сожалению, часто ответы на главные вопросы жизни ребенку приходится находить в трудном жизненном опыте. А пока вокруг все та же обыденная обстановка. Повседневность и суетность распорядка школьного дня, где не всегда есть место красоте и любви, чести и благородству. Где не достаточно говорится о новых открытиях, о полетах в Космос, о дальних неизведанных мирах и новейших открытиях. Обстановка, в которой почти нет места для чуда.

Я вижу главную проблему школы в отсутствии сущностного содержания даваемого ученикам. Современные дети легко находят любую информацию по любому предмету. Им не нужно учить содержание учебников. В любой момент через интернет они найдут необходимый ответ. Но совсем другое это научиться плавать в море жизни, в которую юноши и девушки выходят совершенно не подготовленными. Как научиться понимать другого человека? Как вести и строить взаимоотношения? Как в океане невзгод или успеха не потерять себя? Ученики, выходя из школы, попадают во взрослый мир совершенно неподготовленными. Зачастую с иллюзорным представлением о жизни, сформированным через экраны телевизоров, планшетов или телефонов. Грустно смотреть как утрачена культура общения между людьми, нередко видишь, как парень и девушка сидят вместе и оба смотрят каждый в свой телефон, потому что они не знают как вести себя с друг с другом.

«Давайте ученикам только подлинное знание, ибо только оно имеет силу» так гласит один из принципов известной Петербургской школы К.И. Мая, существовавшей в 1856-1918 гг. Дают ли современные школы такое знание? Думаю, что нет. Отдельные педагоги, безусловно, да, но вся система образования не направлена на это.

Письмо одного из директоров школ бывшего узника Концлагеря, которое он посылал учителям при приеме на работу:

«Уважаемый учитель! Я пережил концлагерь, мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек: как ученые инженеры строят газовые камеры; как квалифицированные врачи отравляют детей; как обученные медсёстры убивают младенцев; как выпускники высших учебных заведений расстреливают и сжигают детей и женщин… Поэтому я не доверяю образованности. Я прошу вас: помогайте ученикам стать людьми. Ваши усилия никогда не должны привести к появлению учёных чудовищ, тренированных психопатов, образованных Эйхманов. Чтение, письмо, арифметика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более ЧЕЛОВЕЧНЫМИ».

Джейкоб Броновски, “Письмо, написанное жертвой Холокоста для педагогов”

Много ли в современной школе делается для воспитания человека, его морального и нравственного облика? Изучаются ли качества любви, добра, человечности – всех тех понятий, которые составляют основу существования человечества? Получают ли наши дети в школе ответы о смысле жизни, о путях движения эволюции человека и Космоса? Учатся ли они искусству взаимоотношений между людьми, а также человеком и природой? Учит ли школа умению преодолевать трудности и закаляться ими. Частично возможно и да. Но это не входит в программы учебников.

Д.С. Лихачев писал: «образование не есть воспитание, в первую очередь школа должна воспитывать молодое поколение», скажем словами Сергея Михалкова: «сегодня дети, а завтра народ». В настоящее время много говорится о борьбе с коррупцией, с терроризмом и др., но все это похоже на борьбу с ветряными мельницами. Как можно бороться с насилием, если с экранов телевизоров или кинотеатров идет сплошной поток насилия и ужасов? Дети в своем сознании воспринимают это за норму общественных отношений. Все это борьба со следствиями, а не с причиной. Конечно, эти явления нужно искоренять. Но еще важнее – их предупреждать, начиная с правильного воспитания подрастающего поколения с самого малого возраста.

Сегодня условия таковы, что родители мало занимаются своими детьми. Это происходит по разным причинам. Большинство из них просто вынуждены работать много, чтобы семья могла жить. Далеко не у всех семей есть дедушки и бабушки, которые могут помочь. Поэтому сегодня школа обязана взять на себя и роль воспитателя. Выходя из школы, ученик должен быть основательно подготовлен в жизни. Этого требует современность с ее все ускоряющимся темпом жизни и требованием специалистов высокой квалификации. По-видимому, школам придется стать научными и исследовательскими центрами широкого профиля. Скажем словами из романа Ивана Ефремова «Туманность Андромеды»:

Школа всегда даёт ученикам самое новое, постоянно отбрасывая старое. Если новое поколение будет повторять устарелые понятия, то как мы обеспечим быстрое движение вперёд? И без того на передачу эстафеты знания детям уходит так бесконечно много времени. Десятки лет пройдут, пока ребёнок станет полноценно образованным, годным к исполнению гигантских дел. Эта пульсация поколений, где шаг вперёд и девять десятых назад — назад, пока растёт и обучается смена, — самый тяжёлый для человека биологический закон смерти и возрождения.

Не зря говорится, что все мы родом из детства. Что видят наши дети, чем они живут, тем будет жить наша страна завтра. Давайте вместе помечтаем о том, какой должна быть школа и каким прекрасным будет наше светлое будущее.

Екатерина Андреевна Сентякова, историк, соавтор проекта «Знамя мира над Планетой».

Помоги мне школа (сочинение)

2613-83Отпадает мишура, восторженность, сыплются карточные домики, рушатся песочные замки (у некоторых соседей за партами они разваливаются просто с грохотом). И что взамен? Оправдались ли наши большие ожидания? Появилась усталость, желание поскорее домой, ты вспоминаешь о ненавистном в саду сончасе, как о манне небесной. День Сурка! Вот ты какой! Подъем, звонок, урок, перемена, урок, перемена, урок… Дома уроки, д/з. Кажется, что тебя засасывает в неведомую пучину, и тебе уже ничего хорошего не светит. Но ты «просыпаешься», пробуждается твоё Я. Остановившись на секунду, задумываешься и понимаешь, что школа – это все-таки не кошмар, не лагерь строгого режима, а нескончаемый источник силы. Только надо уметь взять. А ещё нужно уметь все разложить по полочкам, создать из всего хлынувшего потока информации свою систему.

И тут ты начинаешь получать удовольствие. К месту замечу, что «гуру» становится больше, директор все ещё небожитель, но смотришь на него уже смелее. Система «дайте-получите» – самая работающая в школе. Ну, или «хочу-да, пожалуйста». Подставляйте в эту схему свои «хотелки» (математика, биология, иностранный язык…), и вообще будущее станет таким светлым, простым и доступно богатым на перспективы. А ещё, если рассматривать школу как маленькое общество (нет, ну, согласитесь, похоже: есть народ, законодательная и исполнительная власть и даже своя полиция – сюда я причисляю вахтёров), то здесь можно опробовать свои силы, завоевать своё место под солнцем, занять какое- то положение и заручиться поддержкой – все это поможет в будущей зашкольной жизни.

А школьные друзья – это самые надежные и проверенные, испытанные подростковыми амбициями и максимализмом, люди. Они уже тебя приняли не потому, что ты директор банка или доктор наук, а потому, что ты – это ты. Помоги мне, школа! Наставь на путь истинный! И я всю жизнь буду вспоминать о тебе, как о самых замечательных годах детства и юности, хотя детский садик пока ещё составляет конкуренцию со своим сон-часом и творожной запеканкой.

Людмила Сидорова, 9 «Б» 531 школа, Санкт-Петербург

Источник:  Литературно-художественный альманах
«Единство. Творчество. Красота» Выпуск №3.
Мысль. Слово. Дело

 

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий