Главная » воспитание, ПЕДАГОГИКА » Как воспитывать ребёнка? Плюсы и минусы разных педагогических систем (01.06.14)

1 583 просмотров

2097Многие родители задумываются: как же воспитывать своего ребёнка? Что разрешать, а что запрещать? Как и чему учить? За что наказывать? Ответов на эти вопросы много, и они все разные, но есть основные методики, которые могут пригодиться родителям.

Основанная задача воспитания — это формирование у ребёнка правильных взглядов и убеждений, которые помогут ему стать гармоничной личностью, развитой и способной счастливо жить в обществе. Главную роль в воспитании детей играют родители, именно они должны выработать для себя подход к ребёнку и решить, как именно и чему его учить.

Существует множество уже разработанных и опробованных методик обучения и воспитания детей. У всех методик есть плюсы и минусы, есть свои нюансы и тонкости.

Макаренко

«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно», — это одна из самых известных цитат советского писателя и педагога Антона Семёновича Макаренко. Он придерживался принципа семейственности и социального общения в вопросах воспитания ребёнка, отмечая, что один человек, какими бы качествами он ни обладал, не может воспитать ребёнка.

По теории Макаренко, воспитывает ребёнка всё — обстоятельства, вещи, действия, поступки людей, даже незнакомых. То есть воспитание — это та среда, в которой растёт ребёнок. В трудах советского педагога говорится о принципах взаимного уважения как в семье, так и в других коллективах, о роли игры в жизни ребёнка, а также о том, что труд должен быть одним из самых основных элементов воспитания.

Критики и сторонники исключительно словесного и книжного воспитания назвали принцип приучения детей к труду «мозольной педагогикой».

Макаренко выступал за полную демократизацию воспитания и обучения и за создание нормального психологического климата в детской среде. Принцип детского управления Макаренко воплощал в жизнь, на собраниях его воспитанники могли свободно обсуждать и принимать решения по всем вопросам своей жизни, при этом голоса воспитанника и педагога были равны.

В этом суть идеи не только советской коллективизации, но и полной ответственности за свои решения и поступки, связанные не только с организацией своей жизни, но и с судьбой других людей. Кроме этого, Макаренко настаивал на дружеском общении детей и воспитателей.

«Воспитание красотой»

Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог-новатор. Он построил свою педагогическую систему на принципах гуманизма. Все процессы воспитания, обучения, творчества, развития должны быть ориентированы именно на ребёнка, а само обучение должно быть в радость. Большая роль отводилась формированию мировоззрения ребёнка, слову учителя, художественному стилю изложения и «воспитанию красотой».

В одной из своих самых известных книг — «100 советов учителю» — Сухомлинский писал о том, что ребёнку должно хотеться учиться без насилия и принуждения.

Важную роль в процессе обучения и воспитания отводилась личности учителя и его умению построить совместную работу с обоими родителями.

Вальдорфское образование

Эта форма обучения и воспитания имеет множество тонкостей и нюансов, а также она часто критикуется из-за того, что основана на работах Рудольфа Штайнера, многие высказывания которого носили оккультный характер.

Принцип «вальдорфско-штайнеровской педагогики» основывается на отрицании массовой специализации в школьном возрасте и принципе «неопережения» развития ребёнка. В таких школах отсутствуют оценки, а преподавание ведётся преимущественно без учебников.

Педагогика должна быть подчинена исключительно потребностям развития ребёнка и базируется не только на развитии интеллектуальных способностей, но и на эмоциональном взрослении.

Данная система обучения избегает любой нагрузки на память и на мышление до 7 лет. Позже учебный материал преподаётся эпохами согласно возрасту ребенка, например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят Средневековье — из-за его выраженной мужественности и женственности.

Система Монтессори

Первая «школа Монтессори» была открыта Марией Монтессори 6 января 1907 года в Риме. Школа была ориентирована на детей-олигофренов, но позже принципы Монтессори оправдали себя в применении для обычных детей.

Главный постулат этой системы в убеждении, что каждый ребёнок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Задача воспитателя — помочь ребёнку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.

Группы детей в таких школах объединяют по принципу семьи, где дети от 3-х до 12-ти лет занимаются вместе, при этом нет классно-урочной системы, а вместо школьных парт используются лёгкие переносные столики со стульчиками и коврики для занятий на полу.

Педагогика основывается на равноправных отношениях между взрослыми и детьми, а также на постулате: «Свободная работа ребёнка в специально подготовленной среде».

«Инструментальная» педагогика Дьюи

Джон Дьюи выступал за практическую направленность воспитания, полагая, что можно положительно повлиять на жизнь каждого человека, заботясь с детства о здоровье, отдыхе и карьере будущего члена общества. Идея «инструментальной» педагогики строится на спонтанных интересах и личном опыте ребёнка, то есть обучение сводится к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребёнка становится инструментом его познания, собственного его открытия. Конечная цель — способность к самообучению. Дети с самого раннего возраста приучались делать всё самостоятельно, а с 11–13 лет мальчики и девочки пряли, ткали, шили, то есть учились «делать».

 

Минус этой системы в том, что призыв Дьюи строить обучение исходя только из интересов ребёнка приводил к отказу от систематического обучения, к снижению роли научных знаний в воспитании детей.


Любая возникавшая новая система отвечала определённым задачам времени и ожиданиям общества. Но времена меняются.

Остаются непреложными и актуальными для школы и домашнего воспитания лишь так называемые «вечные» истины — любовь, добро, взаимодействие, необходимость получать знания и умение ими потом пользоваться.

Мы уже начинаем понимать, что любое оценивание — травматично, а полное отсутствие системы в обучении может просто это обучение загубить.

Мой совет родителям — помнить, что мы живём во времена, когда можно использовать всё одновременно, и не важно, как это называется. В психотерапии, например, нет «лучшего» метода, есть общая для всех структура клинических знаний и есть методы как способы решения задач.

Думаю, что важно проанализировать плюсы и минусы уже имеющегося опыта и, просто учитывая их, без перегибов и фанатизма подходить к детям, думая о них, любя и уважая в них «другого человека».

Источник:  Аргументы и Факты

(Администрация сайта “Мир Культуры: из статьи удалены комментарии психолога

Анна Хныкина)

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий