Главная » МОИ ГОРОДА И СТРАНЫ » Извара: удивительный дом Николая Рериха. АНАТОЛИЙ АГРАФЕНИН

457 просмотров

2605-66

Может, имя деревне дало чье-то древнерусское прозвище – Взвар? Может, произошло оно от древних финно-угорских слов iso и vaara, что переводится как «большая гора» или «отец-гора»? А вот Николай Рерих считал, что название деревни Извара придумали индусы. Еще в детстве будущий художник вычитал, что на санскрите «исвара» означает «господь».

ДОМ, МИЛЫЙ ДОМ

Извара встречается еще в писцовых книгах Новгородской республики 1500 года, хотя деревня куда древнее: стоит на этом месте, наверное, с XI века. Впрочем, старых деревень – все еще больших или уже опустевших – в окрестностях Петербурга немало. Извара известна на весь мир тем, что связана с именем Николая Рериха – великого художника, философа, писателя, путешественника, археолога. Счастливое детство, юность, молодые годы мастера связаны с этим местом. В своих дневниках и мыслях он всю жизнь возвращался сюда.

Родители Рериха приобрели усадьбу за два года до его рождения, в 1872 году, поэтому Извара стала местом взросления и вдохновения для великого художника. Именно отсюда его любовь к отечественной истории и древнерусские сюжеты его картин.

«Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре», – признался художник в своих дневниках.

Он не жалел красок для описания малой родины. Вот как вспоминает один из своих приездов в родительский дом: «Ландо шуршит по гравию мимо рабочего двора, среди аллей парка. А там – радость. За березами и жимолостью забелел дом. И все-то так мило, так нравится, тем-то и запомнилось через все годы. Нужно сразу все обежать. Со времен екатерининских амбар стоит недалеко от дома, длинный, желтый, с белыми колонками. По прямой аллее надо бежать к озеру… На берегу молочная ферма – ферма из дикого камня – очень красиво, вроде крепостной стены. Такой же старинной постройки и длинный скотный двор… Такие же длинные конюшни. За ними белое гумно, картофельные погреба. Один из них сгорел. Остались валы – отлично для игры в крепость».

И сегодня стоит старый деревянный дом, похожий на замок. И старый амбар XVIII века. И молочная ферма, после Рериха перестроенная в форелевую башню, словно крепостной донжон… Стал бы Рерих художником, если бы провел детство в другом месте?

МАГИЯ МЕСТА

Конечно, величие художника определяет дар. Но талант никогда не сможет ярко и самобытно проявиться, если у него не будет опоры. А она – прежде всего, в окружении и первых впечатлениях.

Извара находится в особенном месте. Ижорское плато на сто метров возвышается над равнинными землями в округе. Под ним покоятся древние подземные озера, откуда на поверхность выходят минеральные источники, наполняющие небольшие речки и озера. Особенность их в том, что они не замерзают зимой, а воздух благодаря целебным водам особенно чист и прозрачен.

Еще одно из ярких воспоминаний детства Рериха – «небесное зодчество». Когда мальчишка, задрав голову, смотрел на проплывающие узорчатые облака, «виделись в небесах чудные животные, богатыри, сражающиеся с драконами, белые кони с волнистыми гривами, заманчивые призрачные горы…»

Эти фантазии, возможно, однажды спасли жизнь Рериху. Когда в 1927-м он отправился в экспедицию в Тибет, местные власти почти полгода не давали разрешения посетить Лхасу. «Когда мы замерзали на Тибетских нагорьях, то облачные миражи были одним из лучших утешений…»

ДАЛЕКО ОТ СТОЛИЦ

До больших городов от Извары не близко. В советское время это обстоятельство породило серьезные споры, насколько разумно открывать музей в Волосовском районе: поедут ли за сто километров от Ленинграда туристы? К счастью, музей открыли. И туристы сюда едут. А во времена юности Рериха такой вопрос вообще не стоял. Жизнь в усадьбах была наполнена своим и смыслом и творчеством.

В конце XIX века недалеко от Извары начали работать археологические экспедиции Льва Ивановского. И мальчишка-Рерих увлекся поиском древностей.

Экспедиция Ивановского стала первой попыткой найти материальное подтверждение древним русским летописям. Ведь эти записи в то время воспринимались как сказки и мифы. Оказалось, что холмы и холмики вокруг – не просто какие-то особенности рельефа, а древние курганы. А то, что в них скрывается, – подлинные сокровища, реальные остатки культуры тысячелетней давности.

Археология стала страстью Рериха на всю жизнь. Ижорское плато уникально еще и своей удивительно плодородной почвой. Хорошая земля привлекала людей с древних времен, и тут рядом жили славяне и угро-финны, работали бок о бок, плечом к плечу защищались от врагов. И всем хватало хлеба и песен.

Уже в зрелые годы Рерих решил проверить ряд своих догадок. В старинных песнях говорилось, что на одном из холмов стоял старинный дуб, у которого собирались старейшины и обсуждали важнейшие вопросы своих племен. Художник сделал несколько раскопов и обнаружил на глубине большое количество золы и углей. Значит, песни имели под собой реальные корни.

Другая подтвердившаяся гипотеза – легенда о большом городище. И его следы удалось обнаружить.

В наши дни археологические экспедиции вокруг Извары работают ежегодно, извлекая из забвения новые и новые артефакты – свидетели тысячелетней истории этой земли.

А археология помогала Рериху и в творчестве. Создавая исторические картины, он с тщательностью выписывал каждую деталь. В работах Рериха нет ни одной случайной краски. Всю жизнь художник исповедовал принцип: докопаться до истоков.

МЕЧТА ВЕРНУТЬСЯ

Расставание с малой родиной произошло в 1900 году. Скончался отец Рериха, семья продала Извару. А после революции произошло и прощание с большой родиной – Россией. Рерих оказался в Сортавале, которая отошла Финляндии, а финны закрыли границу…

С тех пор Рерих превратился в гражданина мира. В 1935 году он стал инициатором подписания первого международного договора о защите культурного наследия. Этот договор вошел в историю, как Пакт Рериха.

Рерих жил во многих странах, но в последние годы его мечта сбылась: он поселился в Индии. Но художник всегда хотел вернуться в Россию. Рерих неоднократно писал прошения о предоставлении ему советского гражданства. Но советские власти отчего-то хранили молчание.

Поднимая глаза к небу в Гималаях, он смотрел на облака и завидовал, что они могут свободно лететь прямо в Извару – туда, где он был счастлив.

Источник:  Комсомольская правда

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий