Главная » о культуре, О КУЛЬТУРЕ » Исцеление культурой. Кобзон И.Д.

1 310 просмотров

2656-1

Глава III

В России давно уже нарождалось пророческое чувствование того, что настанет час истории, когда она будет призвана для великих откровений духа.

Н.Л. Бердяев

Одна из насущнейших проблем современности заключается в том, что человечество не в полной мере понимает, что мир перешел в новое качество. Люди во многом продолжают жить по-старому, по инерции подходить к решению возникающих перед ними проблем, пользоваться отжившими мерками, подходами, нормами. Непонимание этого подвигает человеческую цивилизацию к роковой черте. Несмотря на видимое благополучие некоторых стран и народов, повсеместно глубинно нарастают негативные, разрушительные тенденции, свидетельствующие об исторической исчерпанности потребительского общества, социально-экономического строя, основанного на узком, частнособственническом эгоизме, на развитии лишь интеллектуального потенциала личности.

Всеобщий цивилизационный кризис продолжает набирать силу. Если все будет продолжаться без существенных изменений, то модели развития, реализуемые так называемыми развитыми странами, через непродолжительный срок (по мнению некоторых ученых, через 15-20 лет) приведут в заведомый цивилизационный тупик. В исторической ретроспективе мы имеем стратегическое преимущество в связи с тем, что попали в кризисное положение раньше всех и у нас больше времени для того, чтобы одуматься и найти выход.

Главная проблема состоит в том, чтобы всесторонне осмыслить и оценить ситуацию в мире и выстроить обновленную стратегию строительства новой России с учетом изменившихся обстоятельств и имеющегося знания.

Современное человечество в лице своих легитимных органов, похоже, не в состоянии понять, оценить масштаб и характер грядущих гигантских перемен. Нет даже реального стремления начать искать адекватные ответы на вызовы времени, попытаться сформулировать положения и обосновать меры, способные открыть простор новым инициативам.

Сознание руководителей основных цивилизационных центров планеты сегодня не осмеливается заглянуть вперед, попробовать понять, каким будет идеал будущего, а продолжает копошиться в пыли непосредственной близости и именно здесь выискивать краткосрочные резервы для выживания. Но, как свидетельствует восточная мудрость, невозможно средневековым ключом открыть дверь в будущее.

А будущее буквально вламывается в наши двери. В новую эпоху перед человечеством открываются прекрасные перспективы.

Самые огромные возможности стучатся к человечеству, но выбор всегда свободен. И выбор этот – в руках человечества. Строительство или разрушение – это решение самих людей. И далеко не факт, что открывающиеся перед человечеством возможности будут реализованы. Сегодня, к сожалению, нельзя исключать, что свободная воля в эгоистическом безумии своем может отринуть сужденный вариант счастливого развития эволюции.

1. КУЛЬТУРА – КЛЮЧ К РЕФОРМАМ В РОССИИ

Часто сетуют, что реформы в России идут неудачно, крайне медленно, неэффективно, неоправданно мучительно трудно для людей. И это действительно так Известно, как прошла приватизация в России, кому и что она дала. Памятна народу и шоковая терапия по Гайдару. Тягостный след в сознании людей оставила судебная реформа, существенно повысившая ставки за неправосудные решения. До сих пор лихорадит страну, особенно сельское население, от состояния и итогов земельной реформы. Фактически провалом завершается административная реформа…

И вот уже новейшее время вносит свой вклад в реформацию России. С чудовищными просчетами проведена монетизация льгот. Крайне сложно и противоречиво идет жилищно-коммунальная реформа, которая, по мнению многих аналитиков, беременна невиданного масштаба потрясениями.

В чем дело? Почему сплошные ошибки, просчеты, антинародные деяния, рождающие крайнее недовольство масс и стойкое недоверие населения к государственной власти?

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов вину горе-реформаторов, самонадеянно взявшихся за дело, которое им явно не по плечу, и выворачивающих ход реформ преимущественно к своей собственной выгоде. Но все же главная причина видится в другом: технократический, утилитарно-приземленный, кабинетно-оторванный от жизни подход к реформам, полностью выведенным из-под влияния духовно-нравственных основ и ценностей Культуры, прежде всего таких как социальная справедливость, широкое сотрудничество, согласие, мобилизация духовно-творческого потенциала людей на проведение важных преобразований.

Вот и последние инициативы Президента Российской Федерации В.В. Путина, не будучи оплодотворены великими ценностями Культуры, могут также начать пробуксовывать. В «Литературной газете» под рубрикой «К Культуре Власти через Власть Культуры» была опубликована статья «Культура – ключ к реформам в России» («ЛГ», № 25-26, 2006), где я выразил свою позицию по этому вопросу. Прошу прощения у тех, кто читал газету, за повторение, но считаю необходимым еще раз обратить внимание на высказанные аргументы.

В мае прозвучало Послание Президента Федеральному собранию Российской Федерации. Несомненно, оно стало переломным в политической истории страны. Грядет смена курса! Основные усилия государства будут теперь направлены на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан.

Вызывает удовлетворение, что во всей совокупности стоящих перед страной проблем выбраны действительно важные направления улучшения жизни. Сформулированы неотложные меры, которые необходимо принять России как социальному государству. Найдены убедительные слова, обосновывающие поставленные задачи…

Все сказанное Президентом необходимо, весомо, значимо… Это правда наших дней. Правда наших бед. Однако с точки зрения практической реализации всего намеченного создается впечатление какой-то незавершенности. С нашей точки зрения, упущено нечто главное. И это главное – Культура!

Предлагаем несколько тезисов в обоснование своей позиции.

1. Конечно, крайне важно, чтобы каждый шаг по реальному сбережению народа, перелому негативных тенденций в демографическом развитии обеспечивался необходимыми и достаточными материальными ресурсами. Однако можно ли одними лишь денежными вливаниями решить такие проблемы? Ведь далеко не хлебом единым жив человек. Есть высшая и низшая природа человека.

Низшая природа – это его плоть, телесные потребности и чувственные интересы. Высшая же природа человека – это его дух, божественная сущность, духовно-нравственный стержень его личности, способность человека к творчеству, постоянному самосовершенствованию, углублению и расширению своего сознания. Все это объединяется емким словом «Культура». Низшая природа по отношению к высшей должна носить подчиненный, подсобный, производный характер. Она призвана обслуживать высшую природу человека, его дух, быть фундаментом становления личности.

2. То, что Президент проявляет заботу о материальной стороне жизни людей, несомненно, заслуживает всяческой поддержки. Но духовное развитие требует не меньшего, а значительно большего внимания государства. Пустить его на самотек, отдать на откуп стихии? Такой подход по большому счету из той же серии: «Рынок все расставит по своим местам, рынок все отрегулирует». Чудовищные последствия такого обывательско-невежественного подхода мы продолжаем пожинать и сегодня. Итогом такого подхода стали – пущенная под откос экономика, существенно подорванные государственные устои, разрушенные социально-нравственные основы жизни народа. Будет крайне неразумно, если то же самое произойдет с Культурой.

Мы не подвергаем ни малейшему сомнению намерения Президента. Они чисты и благородны. Но в интересах достойного будущего России важно плотно сомкнуть все намеченное с Культурой. Вряд ли можно эффективно восстанавливать материальные устои жизни общества, не проявляя должной, соразмерной, во многом даже опережающей заботы об упрочении его духовных основ. Равно как невозможно построить эффективную экономику в преступном обществе, пронизанном сверху донизу коррупцией. Весьма сомнительно, что и демографическую проблему можно успешно решить только материальными вливаниями, не принимая необходимых мер по восстановлению духовно-нравственных основ народной жизни. Ведь там, где смертность превышает рождаемость, главной причиной служат и отсутствие условий, и невнимание к Культуре.

Поэтому задачу сбережения народа надо рассматривать прежде всего как духовно-нравственную задачу, связанную с исцелением общества, его духовно-нравственным оздоровлением, восстановлением духовной оси народной жизни, возрождением социального оптимизма, человеческого достоинства, смягчения грубости и ожесточения, непримиримости крайних мнений и внутренних политических сил между собой, утверждением социальной справедливости, реального снижения, а не нарастания вопиющего разрыва между богатством и бедностью. Не может происходить реального динамичного развития там, где продолжают культивировать богатство и бедность. Сохраняя эти два противоположных лагеря, государство тем самым будет вновь и вновь воспроизводить между ними высокое напряжение, прерывающее всякое развитие.

А главным инструментом умиротворения общества, его этического обновления, снижения накала крайнего ожесточения является Культура. Основная, решающая функция Культуры – человекотворческая. Она вытекает из ее высшего предназначения: созидать, творить человека, его духовный мир. И именно государство должно проявлять неусыпную заботу о состоянии Духовной Культуры и поддержании ее на должном уровне, памятуя наказ Платона, что «одной из задач искусства справедливости будет создание честных людей».

Полагая Культуру в основание политики, государство делает политику действенной эволюционной силой, справедливой и целесообразной. Политика вне Культуры имеет деструктивный характер и оказывает разрушительное воздействие на Культуру. Равно и Культура без конкретного сотрудничества с политикой изолируется и обречена на бессилие. В синтезе этих двух сфер – ключ к решению проблемы будущего человечества. Это будущее видится не как техническая или научная проблема, а в первую очередь этическая. Если политика и/или экономика во всем мире будет агрессивно навязывать «экономическую глобализацию» без предварительного создания необходимого этического фундамента, это приведет к возникновению еще большего противодействия, конфликтов и очередных войн. Более того, следствием такой политики могут быть восстания и революции всемирного масштаба. Сегодня особенно важно осознать, что именно этическая мотивация мышления носителей высокой Культуры, так называемой элиты общества: писателей, ученых, художников, музыкантов, педагогов, журналистов, артистов, политиков, – всех, являющихся примером для человечества, должна во все большей степени определять качество мировых событий и, таким образом, судьбу всех!

Возрождение России связывают прежде всего с экономикой. Кто против этого? Но фетишизация экономики как главной цели, генерального направления государственной политики опасна и весьма ущербна. Не принижая и не умаляя значения экономики – необходимого и, несомненно, важного элемента общественной жизни, следует решительно снять экономику с пьедестала высшей ценности общества. Назначение экономики производно от высших духовных целей и ценностей, подчинено им. Суть этого назначения в том, чтобы создать нормальные условия для всестороннего духовного и физического развития человека, для его самореализации. Справедливо выражение: человек ест, чтобы жить, а не живет для того, чтобы есть. В высоконравственном обществе, где люди понимают, во имя чего они живут, в массе своей строго выполняют свои обязанности, экономика во многом будет обустраиваться сама собой.

Сегодня глубинная связь между духовно-нравственным состоянием общества и положением дел в той же экономике как никогда очевидна. Поэтому убеждены, основные резервы дальнейшего подъема экономики лежат не в самой экономике, а именно в духовно-нравственном оздоровлении общества, в его мобилизационном сплочении во имя великого будущего России, в формировании личности гражданина – творца. И главное средство достижения этой высокой цели, конечно же, Великая Культура России и Культура всего человечества. Согласимся с И. Ильиным: «Духовная культура всенародна», «Духовный расцвет народа есть расцвет его философии». Именно Культура способна прежде всего преодолеть синдром безучастности, неверия, равнодушия людей к макро- или микроэкономическим «играм» либералов-реформаторов, сделать необходимые стране преобразования уделом и ответственностью не одиночек, как сейчас, а собственным делом всего народа.

Есть ли понимание в президентской команде места и роли Культуры в современной жизни? Закрадываются некоторые сомнения. Настораживает, что в Послании Президента ни разу не упомянуто слово «Культура». Выходит, что в стратегии восхождения страны к новым высотам Культура сознательно выводится из системы высших приоритетов государства?

Если это так, то налицо не очередной просчет, а серьезнейшая стратегическая ошибка.

Очень важно всем нам как можно скорее осознать, что на новом витке развития фундаментальной основой предстоящего преображения мира должен стать не всесокрушающий (и тем опасный для созидательных цивилизационных и культурных усилий) революционный меч справедливости, а всепроникающая, высокоразвитая созидающая культурность и духовность всего человечества. Именно Культура представляет собой вечную ценность и служит базисом для построения будущего. Без Культуры нет и не может быть должной динамики действий. Только она одна как двигатель насущных реформ способна утверждать духовную линию Света – основу перспективной современной политики. Очень важно осознать, что не может какое-либо государственное лицо (каким бы достойным оно ни было) служить гарантом будущего.

Все люди – временные, тогда как Культура – явление вечное. Государство, не думающее о Культуре духа народа, обречено на самовырождение. Сегодня мир только-только стал «продираться» сквозь антиэволюционные завалы потребительской цивилизации к осознанию этой истины. И именно в России понятие «Культура» получает наконец воскрешение и наполнение новым содержанием как ключевое понятие, единственно которое может быть положено в основание очищения и преображения жизни на земле.

Только в полной мере постигнув, раскрыв огромный созидательный потенциал Культуры, обладающей властью преображения действительности, т.е. овладев существующим знанием, утвердив новый образ жизни и вечные нравственные ценности, можно реально строить здоровое и счастливое общество.

Культура составляет то вечное и неразрушимое прибежище, где дух человеческий находит пути ко всему просветленному и прекрасному.

Она же дает ясный и четкий ответ на самые жгучие вопросы современности: что есть красота, совершенство, культурность, а что, напротив, есть уродство, дикость, грубость, невежество. Как с позиций Культуры оценивать, к примеру, детскую беспризорность или возрастающий разрыв между богатством и бедностью? Конечно же, откровенно и прямо надо признать все это как социальное уродство, как проявление крайнего бескультурья. Соответствующим должно быть и отношение людей к проявлениям этого бескультурья. Обществом должны отторгаться такого рода явления.

Однако сохраняющееся в общественном мнении безразличие к подобным фактам и даже определенная к ним терпимость есть свидетельство невысокого уровня культурности нашего общества. Вот где гигантский фронт работы для властителей дум – ученых, писателей, художников, музыкантов, других деятелей Культуры, педагогов, воспитателей молодежи, всех культурных людей страны по выправлению духовной оси народной жизни, формированию общественного мнения по отношению ко всем деструктивным явлениям нашей жизни…

Таковы были аргументы, обосновывающие нашу позицию в статье «Культура – ключ к реформам в России», опубликованной в «Литературной газете». Этой статьей был продолжен совместный проект Комитета по культуре Государственной Думы и «Литературной газеты» под рубрикой «К Культуре Власти через Власть Культуры». Уместно напомнить, что в рамках этого проекта Комитетом по культуре подготовлены интересные публикации по ключевым проблемам существования и развития Культуры. Хотелось бы отметить статью первого заместителя председателя Комитета по культуре A.A.Тягунова «Будем говорить не о выживании, а о развитии»; заместителя председателя Комитета по культуре Е.Г. Драпеко «Важнейшее соединяющее начало – Культура»; члена комитета С.С. Говорухина «Разруха сейчас не в стране, а в головах людей»; члена комитета Л.Ф. Ближиной «О пятом национальном приоритете».

К сожалению, наш проект остался незамеченным властью. Власть, несмотря на прямую адресность, не сочла возможным хотя бы поразмышлять на эту тему. Конечно, огорчает такое отношение к насущнейшим вопросам развития. Но нас такое отношение не должно останавливать.

Видимо, есть здесь и наша вина. Наверное, мы не нашли нужных слов, наши аргументы оказались недостаточно убедительными. Конечно, мы продолжим начатое дело. Но теперь нам нужно будет еще более основательно формулировать свою позицию, выстраивать более убедительную систему аргументов и доказательств, находить слова, способные вызывать доверие и поддержку. Мы верим в здравый смысл и державную мудрость нашего Президента. Понимаем уровень его загруженности повседневными делами, текущей политикой, выработкой стратегии утверждения места и роли России в современном мире. Очень надеемся, что все же достучимся до его сознания, и тогда Культура начнет наконец возноситься на пьедестал высших ценностей и во многом определять содержание проводимой политики.

2. ИДЕЯ, СПОСОБНАЯ ПЕРЕВЕРНУТЬ МИР

Наша жизнь – путешествие, идея – путеводитель. Нет путеводителя, и все остановилось. Цель утрачена, и сил как не бывало.

В. Гюго

Сердцевиной первоочередных мер по возрождению нашей отечественной Культуры, развертыванию ее созидательного потенциала могла бы стать федеральная целевая программа под девизом «К Миру через Культуру».

Этот девиз не нами придуман. Он выдвигается на передний план потребностями эволюционного развития и несет в себе особый высший заряд преобразований, являющихся преддверием к дальнейшей, более совершенной организации не только России, но и всего мирового сообщества.

В современном мире существует огромное число различных духовных направлений, размышляющих о судьбах человеческой цивилизации и путях ее дальнейшего развития. Все они представляют несомненную ценность. Но огорчает их крайняя раздробленность, в результате чего они не представляют собой необходимой целостности. Потому они все вместе и каждый в отдельности не способны представлять мир в целом, говорить от его имени. В рамках программы «К Миру через Культуру» сначала российской, затем международной может быть сделана попытка начать синтез этих разрозненных духовных течений, что в перспективе способно коренным образом изменить ситуацию. Должны начать создаваться качественно новые условия и предпосылки, открывающие ранее неизведанные перспективы развития культуры, а через нее – преобразование всего человеческого мироустройства. Прежде всего появятся новые возможности для сближения всех духовных направлений, постепенного преображения их в некую мировую духовную целостность, которая позволит миру наконец-то начать ключевой процесс современности, связанный с преодолением, а в конечном итоге с упразднением человеческого разобщения. Но, конечно, эти возможности не появятся сами собой, по мановению волшебной палочки. Их надо создавать… Вот нам и предстоит дать старт, на мой взгляд, самому важному, самому актуальному, самому судьбоносному созидательному процессу современности.

Когда говорим: Святой Дух сходит в мир человеческий, то подразумеваем, что сходит на человечество дух целостности, наделяющий человечество способностью жить в мире и согласии и творить прекрасное и вечное. В развертывающемся новом цикле жизни единство будет утверждаться как новая формула бытия.

Идея такой программы не нова. Она впервые была заявлена в рекомендациях парламентских слушаний по теме «Культура против терроризма», проведенных 7 апреля 2005 года в Государственной Думе Комитетом по культуре. Эти рекомендации направлены Президенту Российской Федерации, председателю Правительства России, в ведущие министерства, ведомства страны.

Конечно, программа сейчас существует, скорее, как идея, объединяющая ряд чрезвычайно важных направлений. Над ней еще предстоит работать и работать. Такого масштаба, такого класса задач не только наша страна, человечество еще не решало. И именно Россия в наибольшей степени готова приступить к ее реализации. Это должна быть всеохватывающая программа, предусматривающая исцеление под лучами любви, красоты, гармонии, всепреображащего знания практически всех без исключения сфер жизни государства и общества. Очевидно, что такая программа не может быть плодом даже гениальных одиночек. Она может быть создана лишь коллективным трудом многих ученых, деятелей культуры, профессионалов самой разной специализации.

С помощью этой программы, последовательно решая задачи возвышения подлинной Культуры, расширения ее возможностей воздействия на все сферы жизни общества, можно будет поэтапно утверждать мир духовного единства, мир гражданского согласия, мир экономического сотрудничества, мир межэтнического добрососедства, мир межконфессионального вероуважения. Тем самым будет формироваться новое мирокультурное пространство России, где не останется места для экстремистских и прочих антиобщественных проявлений.

Конечно, сегодня далеко не все ясно, какими должны быть основные блоки, элементы, механизмы этой программы. Но если будет достигнуто понимание в неотложной необходимости разработки такой программы и власть проявит политическую волю и окажет всемерную поддержку этой идее, то, несомненно, в России найдутся силы и возможности для творческого прорыва в данном направлении.

Сегодня самое время открыть новую страницу духовной, культурной летописи человечества.

Искренне верю, что грядут великие перемены. Мы живем в период, когда действительно идет смена эпох, когда мир переходит в новое качество. Многие выдающиеся мыслители в истории человечества предвидели и предсказывали неизбежность сдвигов в эволюционном развитии. «В последние десятилетия мы стали понимать, – писал еще в 1995 году академик H.H. Моисеев, – что развитие цивилизации сегодня на переломе. Может быть, мы находимся на пороге новой цивилизации – накануне новой цивилизационной революции».

Изменения, происходящие в современном мире, весомы и зримы. Продолжающаяся информационная революция, научно-технический прогресс неизменно расширяют возможности продвижения Культуры, ее идеалов и ценностей в самую гущу народной жизни, делают величайшие достояния Культуры доступными практически каждому человеку.

Современный этап развития открывает перед Культурой новые горизонты преобразующего воздействия на жизнь во всех ее проявлениях. Расширяются и возможности Культуры в ее противодействии любым антиобщественным проявлениям. Современный этап эволюции человеческой цивилизации открывает перед Культурой невиданные возможности. Сегодня становятся все более очевидными неисчерпаемость Культуры, неисчерпаемость слова, неисчерпаемость силы убеждения, неисчерпаемость всех видов искусства в их комплексном воздействии на умы и сердца людей. Как научно-техническая революция, неизмеримо расширив возможности технического творчества, создала условия и предпосылки для подлинного индустриального прорыва в производстве, науке, общественно-политической практике, сфере образования, обслуживания, жилищно-бытовой сфере, равно так и Культура сегодня, вооруженная новейшими достижениями научно-технического прогресса, осознавшая потребности общественной жизни, связанные с необходимостью усиления духовно-нравственного воздействия на все слои населения, стоит на пороге невиданного рывка в освоении качественно нового инструментария воздействия на сердца и умы людей, приведения разрозненных, стихийных масс к общему знаменателю, единому пониманию неотвратимой неотложности находить пути к духовному согласию, социальному равновесию, взаимовыгодному сотрудничеству, творческому взаимодействию в разрешении глобальных и региональных проблем, стоящих перед человечеством.

Все это означает, что грядет своего рода духовная, культурная революция! Духовная революция вовсе не предполагает навязывание чужой воли, насильственное вторжение в устои народной жизни, искусственное социальное конструирование. Нет здесь и попытки «облагодетельствовать» человечество «сверху» вне зависимости от его воли и желания. Призыв к духовному обновлению каждый должен обратить прежде всего именно к себе, последовательно осуществлять внутреннюю работу именно над собой. Мы глубоко убеждены: именно здесь ключ к успеху! Только на путях подъема Культуры духа, духовно-нравственного преображения каждой отдельной личности, осуществляемого сознательно, добровольно, открываются невиданные горизонты продвижения человечества по ступеням общественного прогресса к единению и согласию. Поэтому революция духа – это самая мирная из революций. Однако она способна осуществить чудесные преобразования, и прежде всего перестройку сознания, безгранично раздвинуть созидательные возможности человечества, решить весь комплекс задач, стоящих сегодня и перед нашей страной.

Вся сложность и все искусство развертывания духовной революции заключаются в том, чтобы показать, убедить, вдохновить каждого человека встать на этот путь и помочь ему восходить в своем преображении. То, что это делать нужно, очевидно. Очевидно для меня и то, что это сделать можно. Но вот как конкретно воплотить это на практике применительно к живому реальному человеку – и предстоит нам наметить, четко сформулировать и начать реально претворять в жизнь. Задача неимоверной, невиданной сложности. И это естественно. Ибо на каждом новом витке эволюции стоящие перед человечеством задачи укрупняются и усложняются.

Но мы должны ясно отдавать себе отчет, как непросто будет осуществить все это! Основная задача духовной революции – очистить умы и сердца людей от всей мировой скверны, провести своего рода духовную деколонизацию человечества от антиэволюционных наслоений потребительской цивилизации, многослойно отложившихся на всех пластах жизни, вернуть ей первородные гуманистические начала. Чем выше будет уровень Культуры, чем активнее и масштабнее будут вплетены ее ценности в повседневную жизнь людей, тем отчетливее и реальнее будут реализовываться в обществе принципы человечности, тем эффективнее будут решаться социально-экономические задачи, стоящие перед обществом.

Сегодня политическое, экономическое, социальное, национальное строительство, не опирающееся на Культуру, не учитывающее основополагающих начал и выводов таких ее аспектов, как современная политика, социальное строительство, право, информация, экология, нравственность, рождает хаос, противоборство, ожесточение, ведет к непредсказуемым результатам, зачастую прямо противоположным задуманному. То, что произошло, к примеру, с понятием «демократия», убедительное тому подтверждение. Конечно, демократия – величайшее достояние человеческой цивилизации. Но сама по себе, однобоко, эгоистически узко развернутая в интересах прорвавшегося к власти неправедно сформировавшегося слоя новых собственников, демократия вырождается в величайший блеф, антинародный инструмент защиты интересов власть имущих. О какой демократии может идти речь в условиях невыносимо несправедливого и всевозрастающего социального неравенства, нарастающей социальной ожесточенности? Наиболее дальновидные западные политики уже давно это поняли, уяснили и в спешном порядке принимают действенные меры по корректировке социально-экономической ситуации в своих странах. Наша же элита продолжает упиваться так называемыми демократическими достижениями и никак не собирается двигаться по пути утверждения в обществе нравственных начал, установления социального равновесия. Холодным душем для них звучат слова признанного идеолога западного образа жизни Збигнева Бжезинского, жестко укоряющего апологетов формально демократических реформ: «Поспешное насаждение демократии в отсутствие социально развитого и политически зрелого гражданского общества, скорее всего, послужит целям радикального популизма, рядящегося в одежды законности и потворствующего толпе… Демократия для меньшинства без социальной справедливости для большинства была возможна в эпоху аристократизма, но в век массового политического пробуждения она уже нереальна. Сегодня одно без другого обречено на поражение. Следовательно, пропаганда демократии должна быть напрямую связана с усилиями, направленными на устранение крайней бедности и постепенное сокращение глобального неравенства» (выделено нами. -ИЛ).1

Эти отрезвляющие выводы весьма дальновидного идеолога западного образа жизни особенно актуальны для России. Для нас просто непреложны и неотвратимы целенаправленные, активные государственные меры по искоренению крайней бедности и, конечно же, по повышению политической, социальной, правовой, информационной и нравственной Культуры нашей элиты, правящего класса, замкнувшихся на своих эгоистических, узкоклановых интересах и продолжающих демонстрировать свое социальное, политическое, культурное невежество.

И жалкие подачки отечественной Культуре в виде широко разрекламированных популистских, благотворительных актов практически не меняют сложившегося положения и нисколько не восстанавливают вопиющую социальную несправедливость на Российской земле, набухающую непредсказуемыми потрясениями.

Не менее демагогически абстрактно звучат и заявления о свободе, которую наконец-то якобы удалось утвердить в России. Да разве кто отрицает, что свобода – также величайшее достояние человеческой цивилизации? Но давайте реально и трезво оценим, а нужна ли свобода бездомным детям, которых сегодня от 700 тысяч до 3 миллионов и которые мучительно сложно выживают сегодня в условиях «полной свободы»? Или им нужно что-то другое? А какая свобода и от чего нужна 25 миллионам россиян, живущих ниже черты бедности? А что значит свобода для жителей многих умирающих се- верных территорий, которыми Россия могла прирастать? Действительно, теперь граждане России -жители этих северных территорий – свободны. Но брошенные на произвол судьбы, они зачастую не имеют даже возможности уехать из тех мест, где уже невыносимо выживать! Да, у них остается свобода, свобода умирать. А какая свобода нужна миллионам пенсионеров, перебивающихся с хлеба на воду, замерзающих в своих плохо отапливаемых домах? Кто из них по аналогии с их зарубежными коллегами после многих десятилетий напряженной работы в состоянии свободно поехать за рубеж, посмотреть мир? Каким издевательством и цинизмом звучит для них лозунг: «Да, вы нуждаетесь, но зато вы теперь свободны». Государству вместо того, чтобы демагогически восславлять преимущества абстрактной свободы, следовало бы более чутко реагировать на вопиющие факты наглого роскошествования в океане обездоленности и нищеты, значительно активнее и устремленнее восстанавливать социальную справедливость. Ведь все это – тоже проявления социального невежества, примитивное бескультурье.

Человек, овладевший основами социальной культуры, хорошо понимает, что абстрактные размышления о демократии, свободе вне связи с состоянием социальной справедливости общества, материальным благополучием всех его членов – это не более чем социальная демагогия. Реалии российской жизни – материальная зависимость, неустроенность, нищета – абсолютно несовместимы со свободой. Более того, сегодня совершенно очевидно, что материальная зависимость – это самый жесткий авторитарный диктат, авторитарный застенок, который перечеркивает все формально декларированные права и свободы. В этой связи попытки нашей элиты утвердить в качестве высшей ценности России абстрактную свободу -это, несомненно, не что иное, как демагогия, скрывающая низкопробный, невежественный эгоизм экономически господствующей прослойки с целью сохранить все как есть и задвинуть подальше в тень вопросы социальной справедливости и собственной ответственности за сложившуюся ситуацию в самой богатой стране мира.

Конечно, нельзя не видеть, что сегодня делаются шаги, направленные на изменение ситуации. Но шаги эти делаются крайне робко и неоправданно медленно.

Как ускорить необходимые изменения? Каким должен быть рецепт качественных преобразований в обществе? Готовить очередную социальную революцию? Сознательно к такому выводу вряд ли придет кто-либо из здравомыслящих людей. И дело не только в том, что история учит: революции совершаются романтиками и идеалистами, а их плодами, как правило, пользуются проходимцы, негодяи и авантюристы. Сегодня очевидно, что есть иной, мирный путь – Путь Культуры. Россия фактически на него вступила, но вступила, если можно так выразиться, стихийно, не подкрепляя этот выбор достаточными реальными делами по утверждению социальной справедливости во всех сферах жизни как основы Духовной Культуры. Если ситуацию коренным образом не менять – стихийного взрыва с непредсказуемыми последствиями исключать все же нельзя. Чтобы не допустить этого, надо активно и устремленно отстраивать иную духовно-нравственную атмосферу в обществе, утверждать идеалы и ценности Культуры.

Естественно, возникает вопрос: а какова связь между дискредитированной демократией, декларативной свободой и Культурой? И есть ли она в жизни? Ответ прост: связь между ними самая что ни на есть непосредственная и прямая. То, что в корыстных, узкокорпоративных целях сотворили в России с демократией и свободой, – это вопиющее невежество, замешанное на корпоративном эгоизме, это следствие бескультурья, которое и преодолеваться должно прежде всего средствами Культуры.

Ведущая роль в развертывании огромного, поистине неисчерпаемого, невостребованного потенциала Культуры должна принадлежать социальному государству.

Для того чтобы выполнить высокую миссию духовного преображения народа, государство само должно быть подвержено существенным преобразованиям. Оно должно не на словах, не декларативно по Конституции, а реально, на деле стать социальным государством, исповедующим идеалы и ценности Великой Культуры. Растягивать на десятилетия борьбу с бедностью, как это делается сейчас, – просто недопустимо. При наличии российских возможностей просто неприлично сохранять в стране такой разрыв между богатством и бедностью, это верх бескультурья. Уместно здесь напомнить и одну прописную истину: «Чтобы народ накормить, самому необходимо есть меньше». Это не мои слова, это завет правителям мудрого Конфуция. Разговоры о том, что это якобы нереально, для этого отсутствуют необходимые возможности и ресурсы, мало кого убеждают. Не хватает другого – политической воли последовательно и твердо, в высшей степени легитимно и исключительно в опоре на закон восстанавливать социальную справедливость. Конечно, это непросто. Но, к сожалению, у современных федеральных чиновников нет желания да и умения начинать реально, всерьез решать эту очень емкую задачу. Их личное благополучие и благосостояние для них важнее. Им легче и проще оставить все без изменений.

В то же время расчеты серьезных ученых показывают, что в самой богатой стране мира задача борьбы с бедностью в основном может быть решена достаточно быстро. Да, определенные издержки при этом неизбежны. Но они – ничто по сравнению с величием поставленной и реально достижимой цели. Энтузиазм и историческое творчество народа, вдохновленного реальной, а не мнимой заботой о нем, несомненно, сторицей окупит все издержки и затраты.

Мы должны в полной мере отдавать себе отчет в том, что далеко не каждый сознательно и добровольно готов встать на спасительный путь духовного обновления. Для нынешних «хозяев жизни» она и без этого предельно хороша. Они не только сделают все возможное, чтобы сохранить статус-кво, но будут стремиться «выжимать» из ситуации еще больше корпоративных выгод, возможностей и преимуществ для себя лично. К примеру, за последние два года наша самая крупная сельскохозяйственная держава мира при поистине неисчерпаемых возможностях не смогла серьезно нарастить производство сельскохозяйственной продукции и обеспечить национальную безопасность на этом направлении. Зато наши нефтяные магнаты, вздувая цены на бензин, нефтепродукты, за эти годы фактически вдвое увеличили свои и без того немалые состояния.

На сакраментальный для России вопрос: «Кто виноват?», история даст ясный ответ. Думаю, достаточно скоро. И ответ будет в лицах. Но во многом виноваты и мы сами. Мощнейший инструмент общественного воздействия – общественное мнение – не работал против этой эгоистической позиции владельцев нефтяных и иных природно-ресурсных компаний. Общественное осуждение должно их преследовать везде и во всем. Тогда и государство, идя навстречу общественному мнению, будет выстраивать более справедливую правовую систему распределения доходов от общенародных природных ресурсов страны.

В настоящей книге не ставится целью расписать все детали проекта программы «К Миру через Культуру», сформулировать ее основные идеи и принципы, спрогнозировать основные элементы и блоки. Да я и не считаю себя столь универсальным специалистом. К тому же пока это преждевременно. Мы убеждены, что контуры программы будут выстраиваться в ходе коллективного мозгового штурма. На стадии же первого подготовительного этапа необходимо сформулировать основополагающие духовно нравственные истоки программы, ее базовые принципы, которые затем предстоит наполнить конкретным реальным содержанием. Огромный, поистине титанический труд, который предстоит сделать творческой интеллигенции России.

3. РОССИЯ – АВАНГАРД И ЛОКОМОТИВ ЭВОЛЮЦИИ

Провидение создало нас слишком великими, чтобы быть эгоистами. Оно поставило нас вне интересов национальностей и поручило нам интересы человечества.

П.Я. Чаадаев

Размышляя о стоящих перед человечеством задачах, провозвестником новой эпохи называю Россию. Возникает закономерный вопрос: почему Россия? И должна ли Россия во имя интересов всего человечества вновь брать на себя тяжелейший труд и выступать пионером планетарных преобразований, осваивать во многом новую, чрезвычайно емкую тему?

Вопрос не простой и не праздный…

Сегодня миру как никогда нужна творческая лаборатория осознания миропонимания новой эпохи, предстоящих эволюционных подвижек. Эволюции вновь нужен своего рода исторический полигон, где можно было бы начать воплощать, затем отрабатывать отвечающие закономерностям переходной эпохи духовно-нравственные и организационные основы существования человеческого сообщества.

Такой лабораторией Россия фактически уже является. И дело не только в том, что страна имеет огромный уникальный опыт того, как прокладывать новую борозду по целине всемирной истории. Имеется в виду, конечно, прежде всего социально-культурный, общественно-политический и экономический опыт советского периода. При всех своих издержках и просчетах этот опыт, несомненно, – бесценное достояние человечества, героическая попытка поиска новых путей цивилизационного восхождения. Только сейчас приходит осознание главного в цивилизационной миссии Великого Октября: в безмерных страданиях и лишениях, среди голода, Россия приняла на себя бремя искания истины за всех и для всех. Ценой ужасных страданий именно Россия четко обозначила контуры социальных преобразований, которые стали сегодня достоянием человеческой цивилизации.

Мир помнит, каким был капитализм на заре XX века. Ленинская его характеристика емко и точно отражала антигуманную, антинародную сущность империализма, источающего пот и кровь из всех своих пор с головы до пят. Октябрьская революция, провозгласив высокие гуманистические идеалы и ценности, оказала огромное многоплановое воздействие на весь капиталистический мир, хотя признавать этого воздействия этот мир никак не желал и не желает. Но вопреки субъективным желаниям идеологов Запада для любого непредвзятого исследователя очевидно, что глубочайшие внутренние гуманистические преобразования, произошедшие с капитализмом в XX веке, это прежде всего итог преобразующего воздействия идей Великого Октября. Вот отрывок из статьи Джавахарлала Неру, написанной в 1927 году: «Советская революция намного продвинула вперед человеческое общество и зажгла яркое пламя, которое невозможно потушить. Она заложила фундамент новой цивилизации, к которой может двигаться мир».

Один из выдающихся мыслителей ушедшего века Рабиндранат Тагор, совершивший в 1931 году поездку в Советский Союз с целью, по его собственным словам, «взглянуть на величайший жертвенный костер в истории человечества», делает такой вывод в результате ознакомления с практикой социалистического строительства: «Зов русской революции – это также зов всего мира. По крайней мере, эта нация – единственная из наций сегодняшнего мира думает об интересах всего человечества, считает их выше своих национальных интересов».

Другое дело, что Родина Октября сама не смогла удержаться на высоте заявленных ценностей. Социализм в СССР не состоялся не потому, что идеи, идущие еще от Христа, были утопичны, нежизненны или несовременны, а потому, что строительство Нового Мира требует высокого духовного водительства. Вожди-пигмеи, волею случая оказавшиеся у руля социалистического строительства, оказались неспособными решать великие задачи такого масштаба и такого класса.

И тем не менее духовно-творческий заряд, данный Октябрьской революцией, оказался так велик, что, несмотря на величайшие трудности и испытания, репрессии, чудовищные ошибки и просчеты в руководстве страной, XX век стал веком России, невиданного взлета Страны Советов к высотам социального, экономического, научно-технического, культурного прогресса, утверждения на всей планете идей Великого Октября, провозглашения всестороннего развития личности, нравственных принципов строителя коммунизма. Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., достижение всеобщей грамотности, выход на лидирующие позиции по ряду ключевых показателей в экономике, науке, культуре, прорыв в космос, обладание самыми мощными интеллектуальными ресурсами в мире – вот лишь некоторые вехи всемирно-исторического значения, отражающие величайший вклад СССР в сокровищницу человеческих достояний. Многие грани опыта социалистического строительства в СССР поистине бесценны. Они в прошлом веке позволили практически всем развитым западным странам существенно гуманизироваться, стать в чем-то более социалистическими, чем реально был СССР. Несомненно, советский опыт будет крайне полезен России, да и человечеству на пути дальнейшего восхождения по ступеням эволюции.

Возвращаясь к нашим дням, очень важно, чтобы в разрушенной, разграбленной, духов- но надломленной стране, которую сегодня приходится во многом собирать заново, не были потеряны, забыты, отброшены как ненужные драгоценные крупицы чрезвычайно важного опыта, который может быть востребован уже в ближайшем будущем.

Конечно, в высшей степени наивно отбросить старую и непригодную Россию и начать на пустыре строить новую. Но речь и не идет о восстановлении или реставрации того, что не выдержало испытания временем. Это просто невозможно. Да и Россия будущего не должна рядиться в одежды ветхие. Может быть, и не стоит концентрироваться на поиске причин и выявлении личностей, которые «загубили на корню» великую страну. Разве может один или несколько человек уничтожить целое государство? Причина развала кроется в непримиримости внутренних сил между собой, в неосознанности значимости, приоритета нравственных отношений в обществе. Не следует сводить всю вину к отдельным лицам. Да, их вина есть, и немалая. Но по большому счету каждый повинен в том, что происходит. Многие вроде бы достойные люди не прошли испытания властью. Власть помутила их рассудок так, что они дошли до падения. Но и те, кто власти не имеет, зачастую также способствовали программе уничтожения, питая гневом и невежеством тьму, претворяющую свои намерения.

И сегодня вряд ли можно говорить о серьезных улучшениях в стране, если внутренние силы находятся в противостоянии.

– Конечно, Россия пережила и продолжает переживать сильнейшие потрясения. Очевидно, что всякое новое строительство начинается с разрушения старого здания. Период ломки всего отжившего неизбежно привлекает разрушителей, для которых хаотическая деятельность является родной стихией. Но когда разрушение закончено и о возврате к старым формам жизни не может быть и речи, начинается новый этап развития. Попытки разрушителей, еще сохранившихся во власти, наладить новую жизнь по своим сценариям неизбежно оканчиваются неудачами. Это закономерное следствие их неспособности к созидательной деятельности. Настает время истинных строителей новой жизни.

Эта истина касается не только политики и экономики. В еще большей степени она внутренне присуща Культуре. Время разрушителей в Культуре кончилось. Пришло время строителей. И власти очень важно осознать это и перестать поддерживать тех, кто полностью изжил свою полезность для страны. Начинается радостный период созидания и творчества. Он востребует других творцов, способных не только продолжать, но и развивать дальше лучшие традиции высокой Культуры России.

Надо поставить прочный заслон продолжающемуся разрушению традиционных для нашей страны социально-нравственных норм и дискредитации культурно-исторического наследия российской цивилизации. Этот своего рода глобальный российский самооговор, черный миф о Российской империи продолжается зачастую собственными силами и за государственный счет. Наше население, особенно молодежь, лишенная какой-либо внятной государственной идеологии, оказалась абсолютно беззащитной перед агрессивной недружественностью. Многие буквально «заглатывают» эту антиисторическую наживку – враждебный взгляд на собственную страну. А это – шаг к цивилизационному краху.

Если мы не хотим, чтобы будущие граждане России выросли ненавистниками своей Родины, нельзя оставаться безучастными к сложившейся ситуации. Надо что-то делать. А что конкретно делать, вполне ясно. Стоит лишь посмотреть, как национальные интересы защищают в той же Америке, Франции, Японии, Китае. Мы не призываем запретить эти черные виртуальные мифы, продолжающие пожирать иммунную систему народа. От запретов монстры только множатся и крепнут.

Мы призываем прекратить вкладывать государственные деньги в духовное саморазрушение страны и всерьез взяться за создание продуманной, научно обоснованной, гуманитарно-нравственной информационной политики – важнейшей составной части современной Культуры, которая сумеет противопоставить глумливому вранью истинное историческое знание о мире и человеке, о подлинной России.

 Источник:  «Вестник» Института культуры ДонНТУ № 4 (2016 год)

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий