
Семья Рерихов в Наггаре, Кулу (около 1932-33 г.)
С начала своего существования, в тридцатых годах прошлого века, – общества были тесно связаны, не меньше чем сегодня.
Зачатки Латвийского Общества Рериха надо искать в начале 20-х годов ХХ века, когда по предложению Рерихов под руководством Владимира Анатольевича Шибаева (1898-1975) в Риге создался небольшой кружок, изучающих Восточную философию и труды Рерихов. Шибаевым издан был труд Н.К.Рериха «Пути Благословения» (Р., 1925). Необходимые книги продаются и в книжном магазине В.А.Шибаева.
Когда Шибаев в 1928 г. отправляется в Индию секретарём Н.К.Рериха, на месте его руководство кружком перенимает врач-гомеопат Феликс Денисович Лукин (1875-1934). 13 октября 1930 г., после встречи летом с Н.К. и Ю.Н. Рерихами в Париже, он основывает официальное общество им. Рериха. Продолжается издание книг, изучение книг Восточной философии. Члены общества учатся на курсах русский и английский языки, (русские изучают латышский язык). С 1931 г. они получают также картины Николая Рериха, которые пополняют богатую коллекцию репродукций картин Рериха, собранную Ф.Д.Лукином.
Жизнь Ф.Д.Лукина обрывается в самый расцвет жизни. Коротко его заменяет Карлис Иванович Стуре, но скоро, по указанию Елены Ивановны Рерих, руководство обществом перенимает поэт и философ, издатель и переводчик, человек с самой чистой аурой, Рихард Яковлевич Рудзитис (1898-1960). Под его водительством общество вступает на путь быстрого расцвета, слаженного коллектива. Выходят несколько десяток книг на русском и в переводе на латышском. В 1937 г. был основан официальный Музей картин Рериха. Число членов насчитывает около полтораста.
Уже в письмах к Ф.Д.Лукину Рерихи просят помочь организовать общества в Литве и Эстонии и взять над ними шефство. Как врач Ф.Д.Лукин на конференциях медиков встречается с врачом теософом Надеждой Серафинене из города Шкуодас, в Литве, для которой мысль о создании общества близка. И в Каунасе (тогда столица) многие уже соприкоснулись с Восточной философией, изучали работы Рамакришны, Вивекананды, Е.П.Блаватской.
В начале 30-х годов уже была создана небольшая община людей под руководством директора издательства Большой Литовской энциклопедии, исследователя Востока, Бронюса Вайтекунаса (1902-1983), изучающих книги Учения Живой Этики, изданные в Париже.
Литовское Общество Рериха официально основано в мае 1935 г. Настоящие зачатки, истоки надо искать в литовском фольклоре, где можно найти восточные корни, и в интересе Видунаса и Чюрлёниса трудами Е.П.Блаватской, передавших знания другим.
Рерихи Литву полюбили уже во время своей экспедиции «по старине» в 1903-1904 г.г. – «Не раз приходилось внутренно вспомнить, почему литовский язык близок великому санскриту. От той же величавости, от того же богатства сложилось и литовское духовное достояние». Н.К.Рерих пишет этюды картин: «Ковенский мост», «Развалины замка на Немане», «Древняя церковь около Гродно», «Перкунас» и др.
Одна из ближайших сердцу Н.К.Рериха статья Балтрушайтиса о нём «Держава Рериха», ему нравится и его переводы «Гитанджали» Р.Тагора и «Бхагавад-Гиты».
Когда для основания Общества Рериха Н.Серафинене созвала друзей на встречу в Каунасе, там является и Бронюс Вайтекунас со своими друзьями. Сам он всё же ведёт себя ожидающе, – слишком необычным для него связывать изучение Восточной философии с «обществом», ибо общества, клубы ему связывались с пустой болтовнёй в ресторанах. Когда поднимается вопрос о руководителе общества, головы рериховцев Каунаса повернулись в сторону Вайтекунаса, но он вступить в общество не собирается. Н.Серафинене приходится выдвинуть свою кандидатуру.
Мешает то, что она живёт далеко в городе Шкуодас. Рерихи просят прислать фотографии всех членов общества и выбирают руководителем общества человека с самой чистой аурой Юлию Доминиковну Монтвидене (1893-1947), учительницу музыки, бывшую солистку оперного театра (между прочим, семья Ю.Монтвидиене из Лиепаи, Латвия).
Основы Восточной философии осваивать Ю.Монтвидиене помогает Бр.Вайтекунас. Своим необузданным характером, с некоторой дозой самомнения, горделивостью, он сначала не однажды доводит чуткую Юлите до слёз, с чем настраивает против себя и других, даже друзей из Латвии, напр., Рихарда Рудзитиса, хотя позже Ю.Монтвидиене пытается объяснить, как много у Вайтекунаса приобрела (Р.Рудзитис с Бр.Вайтекунасом примирился лишь коротко перед своим уходом).
Рихард Рудзитис, Гаральд Лукин, Карлис Валковский и др. члены часто посещают Литовское общество Рериха, стараясь помочь во всём. Также из Литвы друзья посещают Ригу.
Одно из основных заданий для новооткрытых обществ – утверждение, принятие Пакта и Знамени Мира Рериха всеми странами. До этого это сделали лишь США и государства Латинской Америки (15 апреля 1935 г.).
В связи с конференцией министров иностранных дел Прибалтийских стран в Каунасе в мае 1937 года было решено преподнести общий Меморандум Обществ Рериха всех трёх стран вместе с подписями более видных Культурных деятелей.
Труднее всего с Эстонией, – здесь не помогает и поездка Гаральда Лукина в Таллинн. По правде, во второй половине 30-х годов в Таллинне был лишь небольшой кружок людей, изучающий работы Рерихов и книги Живой Этики. Создателем и руководителем его был молодой поэт Павел Фёдорович Беликов, который с этими трудами Восточной философии познакомился, работая в «Международной Книге» (И сами Рерихи, к примеру, Ю.Н.Рерих, иногда просили прислать им какую-то нововышедшую книгу). В кружке была жена Беликова Галина Васильевна, учительница русского языка, Пейле и ещё двое. П.Ф.Беликов получил в переписке от Н.К.Рериха 15 писем (Семь копий с них были присланы Н.К.Рерихом и Р.Я.Рудзитису, чтобы поощрять сотрудничество, содружество друзей). П.Ф.Беликов учит и учится сам. Уже до войны он пишет небольшой философский труд о Н.К.Рерихе, копия которого была передана и Р.Я.Рудзитису.
В Таллине в 30-х годах прошлого века довольно много русских эмигрантов – художники, писатели. Среди русских эмигрантов имеются и друзья и знакомые Н.К.Рериха. Здесь живут и бывшие преподаватели Школы Поощрения художеств в Петербурге: Клара Цейдлер и Николай Роот. Здесь и художник Анатолий Дмитриевич Кайгородов и поэт Алексей Раннит.
Но художественные натуры трудно подаются объединению в обществе. Именно брат президента Эстонии Константина Пятса, президент Художественного Фонда Культуры Эстонии, вице министр образования Владимир Пятс основывает Комитет Культуры Пакта Рериха, – понимая значение Пакта – и собирает подписи деятелей культуры под Меморандумом.
После основания Комитета Пакта Рериха, Н.К.Рерих пишет: «Слышу, что в Таллинне образовалась группа нашего Пакта по сохранению Культурных ценностей. Этот Красный Крест Культуры близок или, вернее, должен быть близок всем векам и народам, … Моральный импульс сохранения общекультурных ценностей должен быть широко возвещён и укреплён в сознании народов». (Н.К.Рерих – «Эстония» – «Zelta Gramata», R., 1938.)
Совместный Меморандум со списками подписей деятелей культуры трёх государств Р.Я.Рудзитис передаёт для рассмотрения конференции министров иностранных дел. На конференции вопрос был положен в повестке дня и рассмотрен, но его акцептировал лишь министр иностранных дел Литвы Стасис Лазорайтис, который испытывал глубокое почтение к Юлии Монтвидене. В Каунасе была издана на литовском языке и брошюра о Пакте Мира Рериха.
Н.К.Рерих писал 4 мая 1937 г. к Р.Я.Рудзитису: «Вам удалось совершить огромный шаг, приобретя общественное мнение. В конце концов, совершенно неважно, по каким правительственным перипетиям будет кататься Пакт. Прежде всего, общественное мнение должно принять его и осознать значение охранения культурных сокровищ. Такое приобретение общественного мнения послужит и для развития Общества вообще. Из более или менее закрытого Вам удалось выйти на широкую арену».
10 октября 1937 г. после долгой подготовки в Риге происходит конгресс обществ Рериха Прибалтийских стран (в начале задуман в Каунасе), посвященный 50-летию деятельности Н.К.Рериха и открытию официального Музея картин Рериха. Было получено множество приветствий из самых разных стран мира.
Кроме множества гостей из Литвы, представителем Эстонии явился делегат Фонда Культуры Эстонии художник Я.Гринберг.
В президиуме собрания были избраны: Р.Я.Рудзитис, К.Валковский, Ю.Монтвидиене, Г.Лукин, Э.Фрицберг и Петр Тарабильда. Почётными председателями были избраны: сенатор К.Дуцманис, художник А.Пранде и руководитель Военного Музея Литвы ген. Нагевичюс. Были посланы телеграммы президентам Латвии, Литвы и Эстонии, как и самому Николаю Константиновичу Рериху.
Доклады читали Р.Рудзитис, Ю.Монтвидиене, П.Тарабильда, Н.Серафинене, К.Драудзинь, Г.Лукин и многие др.
Надо отметить активную самодеятельность литовских друзей во время II Мировой войны и в послевоенное время. В военное время в подполье была качественно издана в переводе на литовский язык первая книга Живой Этики «Листы Сада Мории». После войны литовцы отправляются в Ленинград, где за собранные деньги были куплены 12 оригинальных картин Н.К.Рериха первого периода, – они пополнили коллекцией те две картины диптих «Гималаи», подаренные Н.К.Рерихом в 1938 г. Ю.Монтвидиене.
Сотрудничество между членами бывших обществ, – закрытых сов. властями осенью 1940 г., – не прекращалось.
Прибалтийские общества возобновили деятельность в конце 80-тых в начале 90-тых гг. прошлого столетия. В Латвии осенью 1988 г. под руководством Гунты Рихардовны Рудзите. В Литве в Вильнюсе под руководством Ирены Залецкене, а в Эстонии в Таллинне под руководством Киры Алексеевны Молчановой.
Гунта Рудзите (Почетный президент Латвийского общества Рериха).
Март, 2011 г.
Источник: Латвийское общество Рериха
Комментариев пока нет... Будьте первым!