Главная » БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ ЛЮДЯМ, Как нужно работать » Ирина Ткаченко: Я хотела бы быть полезной. Югра (06.05.14)

3 491 просмотров

3005В конце апреля в гостях у пресс-службы губернатора Югры побывала первый директор КТЦ «Югра-Классик» Ирина Болеславовна Ткаченко. Она открыла серию встреч, которые планируется проводить с людьми, много сделавшими для региона, внёсшими значительный вклад в развитие автономного округа.

Ирина Болеславовна пришла не с пустыми руками – она подарила журналистам аудиодиски с песнями «Югорского трамплина», театральные буклеты, афиши. Также гостья захватила с собой фотографии из семейного и творческого архива, чтобы «развлекать публику».

Поводом для встречи стала юбилейная дата – 40 лет как Ирина Болеславовна живёт в Югре, ну и опять же – Год культуры в России.

Главный редактор газеты «Новости Югры» Татьяна Северская заметила, что Север как лакмусовая бумажка: проверяет человека на вшивость, чего он стоит – цельные, самодостаточные, сильные натуры остаются, а остальные отсеиваются…

Зовёт гора Магнитная…

«Мне крупно повезло, и всё время в жизни очень везёт, у меня была замечательная, уникальная семья. Я родилась в Магнитогорске», – начала свой рассказ Ирина Болеславовна.

Она была просто прелестным ребёнком в детстве. Вот с чёрно-белого фото смотрит в простеньком платьице озорная девочка с белокурыми кудряшками, смеётся, рядом – младшая сестрёнка Лена. А на следующем снимке – она уже в нежном возрасте, с тугими косами, стоит вполоборота под зонтиком. На третьей фотографии – миловидная девушка с модной тогда высокой причёской.

«Родители мои строили Магнитку, запуск которой был в 1934 году. Дед был красным партизаном. Мама в 16 лет закончила школу, затем – курсы учителей, и сразу же стала… директором школы! Закурила «Беломорканал» для солидности. Потом приехал дед, увёз в Магнитогорск в 1928 году, где она вступила в комсомол. В смутное время сталинских репрессий мама просидела полгода в челябинских подвалах, но была суровая и сильная, ничего там не подписала, выдержала, вырвалась оттуда, что для того времени было странно», – вспоминает собеседница.

«Отец – поляк, попал из Украины в Магнитогорск. Он работал начальником отдела кадров на металлургическом комбинате. Предприятие ковало в те годы не только металл, но и министров металлургической промышленности. Он «воспитал» 5 генеральных директоров комбината», – продолжила она.

«Ни мама, ни папа не имели высшего образования. Каждый вечер за ужином у нас были планёрки. Я прекрасно знала жизнь всего комбината – кто упал с крана в кипящий чугун, какие победы случились – построили комбинаты в Индии, Китае», – поведала Ирина Болеславовна.

По её словам, в доме всегда было очень много книг, которые до сих пор сопровождают её в переездах, и большая ёлка со множеством игрушек. А так жили очень просто. Ещё одно воспоминание детства – родители патронировали детдом, носили туда вещи, игрушки.

«Сергей Юрский однажды в Сургуте спросил меня: «Откуда ты такая взялась?». Я ответила. В то время Магнитогорск был сила!», – уверена она.

Мои университеты

«Я была послушным ребёнком. В детский сад не ходила, а посещала всевозможные кружки в ДК «Металлург», где работала тогда мама. После школы закончила музыкальное училище в Магнитогорске. Тогда это был «город металла и музыки» – действовали 6 музыкальных школ, государственная хоровая капелла, 2 дома музыки. Затем училась на пианистку в Уральской государственной консерватории в Екатеринбурге. Я горжусь своим образованием», – поделилась гостья.

Какой-то Сургут

Ирина Болеславовна рассказала: «На Север я попала по распределению, думала, как и многие, что еду только на 3 года. Предложили поехать «в какой-то Сургут». Взяла с собой подругу. Тогда мы не знали ни про нефть, ни про «бешеные деньги», ни про крайний Север… Приехали ночью в конце августа 1974 года, на улице – косой дождь со снегом. Я тогда подумала: «Мама родная, по-моему, я погорячилась!»

Она добавляет: «Сначала нас поселили в классе училища. Иногда возникали такие мысли: «Надо или драпать отсюда, или делать жизнь!» Но приехала мама и сказала: «Я в Магнитке 30-е годы выдержала, и ты тут выдержишь!».

«Музыкальное училище Сургута, где я трудилась, – первое профессиональное учебное заведение в городе нефтяников. Сначала мы просто отъедались, потому что приехали из голодных городов. А в магазинах Сургута продавалось всё. При каждом предприятии были свои УКСы, где было изобилие продуктов при тогдашнем дефиците по всей стране, продавались хорошие вещи, книги. Я тогда получала 455 рублей, больше отца, у которого зарплата была 450 рублей! На эти деньги я красиво жила. Каждый месяц 1-2 раза летала на Таганку. Когда летом я приезжала домой, с отпускными в 1,5 тысячи рублей, 500 – гордо отдавала маме, 500 – оставляла заначку на осень после отпуска, на 500 – на 1,5 месяца ехала в Крым в Коктебель. Так 16 лет подряд я отдыхала, жила там летней жизнью», – поделилась моя героиня.

«Но осознание того, что жизнь нужно менять, не давало мне покоя. Я стала «мейерхольдом». Придумывала разные проекты – например, капустники, в них участвовали молодые педагоги училища. В свои 24 года мы воспитывали 15-летних подростков, ездили несколько лет подряд в колхозы Сургутского района, ведь без нас не могли собрать урожай», – шутит Ирина Ткаченко.

«В училище, начав с педагога, я «доросла» до завотделом, после – до замдиректора. Именно тогда и родилась идея создания филармонии в ДК «Нефтяник» при «Сургутнефтегазе». Я убеждала руководство, что нефтяники не могут добывать нефть без высокого искусства. Молодые артисты приезжали к нам с концертами, мастер-классами. Мы тесно работали и со школами», – отметила Ирина Болеславовна.

«Одна знакомая библиотекарь однажды сказала мне: «Возьми делянку, которую надо вспахать, и больше ничего придумывать не надо»… В Сургуте наверно и была моя делянка», – думает она.

«Там же, в Сургуте, я встретила Василия Ткаченко, своего мужа, он работал геофизиком в «Сургутнефтегазе». У нас родился сын Максим. Он занимается малым бизнесом, поддерживает меня. У него есть семья, а я уже мечтаю о внуках», – говорит Ирина Ткаченко.

Ханты-Мансийск – третья культурная столица

Собеседница вспоминает: «Наш педагог Магнитогорского музыкального училища Семён Эйдинов учил нас: «Артисты, конечно, нужны, но это единицы, звёзды, а именно просветители идут в народ, воспитывают общество».

По мнению моей героини, в России сегодня не хватает таких людей, способных подвижнически приобщать людей к миру Прекрасного. Надо заниматься повышением общего уровня развития. Профессионалы нужны, чтобы воспитывать пространство, развивать коллективы. И привлекать в работу к культуре необходимо специалистов, высокообразованных людей.

«Мало просто построить концертный зал, он должен обрасти аурой высокого искусства. А появляется она долго, разбивается же очень быстро – халтурой, чёсом, плохим проектом. Любой концерт состоится, когда есть 2 половины, которые воспитываются одинаково, – артист и зритель. Ведь нельзя загонять никого насильно в залы, сначала зрителей надо воспитать. Тогда в зале царит тишина, и зритель дышит в унисон с актёрами», – считает Ирина Болеславовна.

Она продолжает: «В России надо воспитывать пользователя искусством – человека, который умеет слушать музыку, художественное слово, смотреть в картину, понимать театр, кино. Для этого с детства ребёнок должен немножко играть на музыкальных инструментах, танцевать, рисовать, читать, ходить на спектакли».

«В одной хорошей книге я однажды прочитала, что есть 6 параметров современного человека. Первый – это альтруизм. Решать свои проблемы так, чтобы никогда не быть агрессором. Не идти по головам. Тогда человек будет в согласии с собой. Второй – надо каждый день рождать новые идеи. Третий – практицизм. Сам человек может создать себе пространство, в котором станет профессионалом и добьётся успеха. Четвёртый – артистизм. Весь мир – театр, а люди в нём – актёры. В жизни мы играем разные роли. Пятый – аристократизм. Хорошие манеры, этикет. Шестой – общение – письмо от руки и неспешная беседа, разговор глаза в глаза», – поделилась собеседница.

Говоря о планах на будущее, ситуации в культуре сегодня, Ирина Ткаченко заметила: «Сейчас я хотела бы быть очень полезной. Моя суперзадача, миссия – сказать всем, что мы стоим на грани, когда можем опрокинуться. Мы катимся вниз. А впереди маячит история Рима, когда хлеб и зрелища – ниже пояса, и кругом один варвары».

Ирина Болеславовна процитировала Николая Рериха, с мнением которого она согласна: «…Опыт долгого времени указывает, что искусство и знание расцветали там, где сверху они признавались величайшими стимулами жизни. Там, где главы государства и руководители жизни сходились в стремлении к прекрасному, там и происходил ренессанс… Действия в этом направлении являются настоящими благородными действиями…»

Однажды Валерий Гергиев на встрече с Натальей Комаровой сказал: «Многие деятели думают, что у нас две культурных столицы – Москва и Санкт-Петербург, но на самом деле есть и третья – Ханты-Мансийск. Надо не потерять этого статуса».

Ирина Ткаченко подтвердила, что в недавнем разговоре с Натальей Комаровой они обсуждали эти вопросы. Губернатор Югры подчеркнула, что на перспективу определены проекты, которые должны поднять имидж региона. Они должны быть поставлены на научную основу. В частности, обсуждалась идея возрождения регионального проекта «Югорский трамплин», который существовал несколько лет, имея свой почерк. Журналисты, присутствующие на встрече с первым директором КТЦ «Югра-Классик», поддержали эту идею и обещали со своей стороны медиасопровождение проекта.

Источник: Интернет-газета «Югра-Информ»

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий