Главная » Коммунизм, УЧЕНИЯ, Христианство » Христианство и коммунизм (часть 4). Хьюлетт Джонсон

1 258 просмотров

Продолжаем публикацию книги «Христианство и коммунизм», доктора теологии, известного общественного английского деятеля, настоятеля Кентерберийского собора, Хьюлетта Джонсона (1874-1966). Вот, что писала Е.И. Рерих об этой книге в одном из своих писем друзьям: «Перешлю Вам по Совету Великого Владыки книгу «Soviet Russia since the War», написана она Dean of Canterbury. Книга написана глазом добрым, автор старается оявить справедливую оценку разных обстоятельств и положений и допускает самые смелые сравнения. Книга крайне полезная, и очень прошу Вас, родная, прочесть ее внимательно. Многое что освещает более беспристрастным светом. Ведь страшно представить себе ту сеть лжи и недостойной пропаганды, которая была сплетена и все еще плетется вокруг нового строительства и исторического эволюционного хода событий многочисленными недругами и завистниками». ( Е. И. Рерих, 9, 243, 23 августа 1954 г.)

 

ХРИСТИАНСТВО В КОММУНИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Отнимется у вас царство божие и
дано будет народу, приносящему плоды его.
Евангелие от Матфея гл. 21, стих 43

 

0_347a1-7«В чём секрет силы России?» — спросил меня генерал Монтгомери после своего возвращения из Эль-Аламейна, когда, по образному выражению Черчилля, «Россия в Сталинграде вытянула все жилы из германской военной машины». Он обратился с этим вопросом ко мне, потому что сразу же после неспровоцированного нападения Гитлера на Россию я в специальном письме, которое газеты не пожелали опубликовать, но которое всё же было опубликовано в качестве приложения к моей второй книге о России, правильно предсказал дальнейший ход событий и крушение фашистского режима. Сэр Стаффорд Криппс говорил, что Россия продержится шесть недель. Военные руководители давали ей ещё меньший срок. Я же понимал, что нападение Гитлера на Россию будет концом его самого, а не концом России, ибо благодаря длительному изучению этой страны и личному знакомству с ней я знал, что там происходит.

«В чём секрет силы России?» — спрашивал Монтгомери. Вот ответ на этот вопрос, как я его себе представляю.

1. Во-первых, Советский Союз верит в науку, с готовностью принимает её и воспитывает в духе любви к науке целое поколение молодых мужчин и женщин.

2. Во-вторых, что ещё более важно, Россия всегда верила в моральные принципы. Нравственный рост России никогда не отставал от её научного и материального роста. Плановая производственная жизнь России опиралась всегда не только на научную, но и на моральную основу.

Научный план России дал свои плоды. Организация, осуществлённая в России в широких масштабах, также принесла свои плоды. Всё это яви лось результатом процесса развития, опиравшегося на науку и находившегося в полном соответствии с развитием всякой жизни вообще.

Ибо история всякой жизни сводится, короче говоря, к следующему. Прослеживая ход мирового развития, геологи и биологи выбирают некий руководящий принцип, который ведёт их сквозь лабиринт сменяющих друг друга стадий жизни. Таким принципом является принцип организации. Жизнь следует принципу всё более усложняющейся и совершенствующейся организации. Внимательный наблюдатель мог бы обнаружить этот принцип в действии и в нашем собственном городе. Он проявляется хотя бы в том, что за последнее десятилетие в таких магазинах, как магазины Грейга, Вулворта, Тимоти Уайта или Макса и Спенсера, расположенных в торговом центре Кентербери, прежний беспорядок в выставке товаров сменился образцовым порядком.

Изменение — непреложный закон жизни. Изменение в направлении более высокой организации есть отличительный признак прогресса. Процесс совершенствования организации, начавшийся с от дельных клеток и достигший своей вершины с появлением высших млекопитающих и человека, не остановился на этом. Социальная организация, организация общества, совершенствуется наряду с биологической организацией, организацией физических тел. Как индивидуумы мы не являемся последней ступенью эволюционного процесса. Мы ещё не достигли вершины. В качестве же частиц, драгоценных частиц коллектива, мы должны быть объединены в более крупное целое. Так же, как наводится поря док в наших магазинах и в нашем социальном устройстве, на смену нынешней неразберихе должен прийти порядок.

С точки зрения будущего наша эпоха неизбежно будет казаться хаотичной. Там, где существуют суверенные государства, не признающие над собой никакого закона, царит хаос. Мир, где природные ресурсы находятся в частной собственности отдельных лиц или групп людей, могущих диктовать условия, на которых другие люди могут получить доступ к этим ресурсам, являющимся для них единственным источником существования — это мир хаоса. Мир, где двумя главными движущими силами промышленного производства являются жестокая конкуренция и ничем не ограниченная погоня за прибылью — это мир хаоса. Мир, где один человек или группа людей может эксплуатировать других в своих личных целях — это мир хаоса. Мир внезапных экономических подъёмов и спадов, мир бирже вой игры — это мир хаоса. Мир, где каждая страна или группа стран ведёт борьбу за сырьё — нефть, металлы или уран — это мир хаоса.

Мы спрашиваем себя, существует ли сила, способная устранить этот хаос, объединить людей в единое целое так, чтобы при этом народы, составляющие мир, в максимальной степени сохранили свои обычаи, язык, искусство и литературу и были объединены между собой экономической взаимозависимостью, регулируемой в организованном и нужном порядке?

Действие этой силы, если таковая существует, находилось бы в полном соответствии со всем тем, что нам известно о развитии организмов в прошлом. И — что имеет чрезвычайно важное значение для христиан — сила, создающая подобную организацию, действовала бы в полном соответствии с идеей и волей Христа, который говорил нам, что, в сущности, все мы братья и должны сделать это наше братство реальным.

Такая сила существует. Всемирное планирование, осуществляемое человеком коллектива, который стал хозяином земли, природных ресурсов и средств производства, который ликвидировал привилегии и приближается к бесклассовому, но не без деятельному государству, знаменует собой новый и в высшей степени важный скачок в ходе эволюционного развития.

 

В этом сущность Советского Союза, смысл его стремлений. В этом основа его силы. Она находится в соответствии с наукой и моральными принципами. В этих двух отношениях коммунизм, во вся ком случае, чрезвычайно близко соприкасается с христианством. Много лет назад, когда я гулял однажды в своём саду с Майским, знаменитым русским послом в Англии в предвоенные годы, он сказал: «Иисус Христос был первым эмоциональным социалистом. Советская Россия — первый научный социалист». И он действительно так думал. Лучше не скажешь!

Иисус Христос своим учением и всей своей жизнью дал нам почувствовать, что по природе своей все мы действительно братья и что великая и благодетельная цель объединения, сплочения, слияния в единое целое (теснейшим образом внутренне связанное и допускающее в то же время крайнее разнообразие) является целью всей жизни, целью Бога. Иисус дал нам стимул, вложил в нас мечту, стремление, жажду достигнуть этой цели. Он возбудил эту тягу к планированию и объединению, которые мы именуем социализмом. Ныне Советский Союз благодаря изобилию, которое обеспечивает наука, превращает эту мечту в действительность. Он относится к каждому ребёнку так, как человек от носится к брату или сестре. Он обеспечивает каждому достаточное питание для поддержания физических сил, а также образование, поднимающее чело века на высоты культурной жизни. Короче говоря, он предоставляет человеку все возможности для полнокровной, богатой жизни. В области практического действия Россия опередила всех: остальной мир довольствуется разговорами вместо дела. Один крупный землевладелец в Индии говорил американскому миссионеру Стенли Джонсу: «Нам, конечно, нужно покончить со всей этой несправедливостью и неравенством, но я думаю, или во всяком случае надеюсь, что в моё время этого не произойдёт».

 

0_347a1-8Россия начала это делать в наше время, и то, что сделано ею, есть вершина облечённого в научную форму процесса разделения богатств. Об этом процессе я напомнил, описывая тот великий момент, когда Иисус сказал группе своих последователей, людям, физически и духовно делившим жизнь с ним и друг с другом: «Царство Небесное с вами».

Как я указывал далее, это разделение собственности между всеми было главной отличительной чертой нового общества, которое продолжало жить общей жизнью после смерти Христа. Порядок, при котором люди делились друг с другом всем, что имели, был настолько прекрасен, настолько замечателен, что привлекал к себе множество новых приверженцев. Это общество, основанное на разделении собственности, продолжало существовать и в Иерусалиме, пока этот город не был разрушен Титом. Вопреки утверждениям, это общество рухнуло не потому, что оно было романтичным распредели тельным обществом, а не производительным обществом. Отголоски его мы слышим на протяжении веков. Мы находим их у первых отцов христианства и других. И когда после крушения Римской империи в мире воцарился хаос, идея, лежавшая в основе этого общества, возродилась вновь в образе жизнеутверждающей и организующей силы — монашеского движения, основанного на научном производстве и научном распределении. Это движение охватило всю поверженную в состояние хаоса Европу. Оно принесло с собой порядок и организацию и нашему родному Кенту, а также Кентербери, когда св. Бенедикт основал здесь монастырь.

В дальнейшем этот же самый дух общности вновь и вновь пробуждался в истории Европы, но каждый раз его подавляли реакционные силы, стоявшие на страже привилегий и собственности. Мы можем проследить проявления его в той или иной форме в движении альбигойцев, моравских братьев, гуситов, в крестьянских восстаниях, деятельности Джо на Болла, епископа Латимера, архиепископа Лода, левеллеров, Роберта Оуэна, в произведениях и проповедях Чарлза Кингсли, Фредерика Дённисона Мориса, епископов Уэсткотта и Гора и архиепископа Темпла. Ныне этот дух во всём своём торжествующем великолепии вновь проявляется в конкретной научной форме в Советском Союзе и быстро распространяется также в Китае и странах Восточной Европы.

Разве мы не видим здесь диалектического сдвига — рождения новой жизни, опирающейся на более высокую моральную основу и строящейся на научно планируемом производстве и планируемом распре делении? Она отвергает имя христианства лишь по тому, что в царской России и других странах, где подавлялось всякое знание и всякое либеральное движение, это имя стало антитезой учения и идеи Христа. Рассмотрим некоторые из достижений этого общества как материального, так и морального по рядка.

1. Менее чем за три десятилетия коммунизм поднял невежественный, неграмотный народ на вер шину могущества. За годы, протекшие с тех пор, как я пытался объяснить Монтгомери сущность и источник мощи России, её могущество, служащее целям мира, возросло в невероятной степени. Последний пятилетний план, давший 70-процентное увеличение промышленной продукции, был выполнен в четыре с половиной года. Объём продукции машиностроительной промышленности теперь в четыре с половиной раза больше, чем к моменту на падения Гитлера на Советский Союз. Мы говорим теперь о России и США как о двух самых могущественных державах мира. При этом в США технический и промышленный прогресс совершался на протяжении столетий, и эта страна не знала опустошений войны, тогда как Советский Союз обрёл свою нынешнюю мощь менее чем за три десятилетия, несмотря на пережитую им в самом начале вооруженную интервенцию девяти держав, несмотря на постоянную враждебность окружающего мира и не смотря на войну, которая стоила ему 13 миллионов человеческих жизней и причинила его промышленности ущерб, исчисляемый миллиардами рублей.

2. Советский Союз с его контролируемым плановым хозяйством, где общественное производство связано с общественным потреблением, где производится строго определённое количество товаров, не обходимое для удовлетворения заранее учтённых потребностей, создал устойчивый порядок. Советское общество всегда находится на подъёме и не знает внезапных спадов; оно в состоянии дать всем работу, дать всем питание, дать всем среднее образование, а также и высшее образование — всем тем, кто этого пожелает и выдержит соответствующие экзамены. При этом оно оказалось в состоянии на протяжении последних семи лет производить резкое снижение цен. В это же самое время оно сумело в ответ на воинственные угрозы по его адресу обеспечить себя оружием, которое делает его равным по силе Западу.

 

0_347a1-9И наряду с этим Советский Союз сумел год на зад, когда мы ещё только поговаривали об этом, создать атомную электростанцию, способную обеспечить электроэнергией небольшой город. Своим опытом в этой области СССР поделился с Китаем, странами Восточной Европы, а недавно также и с Индией.

Разве мы не видим здесь, в этом плановом обществе, основанном на общем владении собственностью, нового проявления того самого христианского движения, которому положил начало Иисус, возвестивший человечеству, что Господь хотел создать одну Всемирную Семью? Разве мы не видим здесь выполнения обещания, данного Христом тем, кто в тревоге спрашивал его: «Что нам есть? Что пить? Во что одеться?» Слова Иисуса: «Ищите прежде Царства Божия и правды его, и это всё приложится вам» — начинают теперь претворяться в действительность.

Остановимся кратко на некоторых моральных достижениях Советского Союза.

1. Программа, которая организует производительные силы, руководствуясь принципом общественной пользы, а не погоней за прибылью, дабы все люди независимо от их возраста, пола, языка или национальности могли пользоваться всеми благами по потребности, есть христианская программа. Она находится в полном соответствии с христовой идеей всемирной человеческой Семьи, Царства Божьего на земле.

2. Наличие плановой программы при коллективной собственности на все средства производства делает главным в жизни не личное обогащение, а коллективное накопление. Эта система наносит удар тому духу стяжательства, против которого нас предостерегал Иисус и который апостол Павел расценивал как нечто непристойное и отвратительное: «Любостяжание даже не должно именоваться у вас». Советский Союз совершил глубоко христианский акт, когда он уничтожил самый корень, питающий стяжательный инстинкты, когда, сделав движущей силой производства не погоню за прибылью, а заботу о пользе общества, он подготовил тем самым почву для перехода общества на новую, более высокую ступень организации.

Я хотел бы, кстати, напомнить тем, кто держится за своё привилегированное положение, которое они создали себе, отгородившись от других людей, тем, кто страшится всяких перемен, что уступчивость, отречение есть христианский принцип, принцип всякой жизни вообще, есть та цена, которую приходится платить за переход на новую, более высокую ступень жизни. Пусть они подумают над тем, что альпинист, который не откажется от попыток совершать восхождения в одиночку, никогда не одолеет больших высот. Только отказавшись от своей независимости, только примкнув к группе альпинистов и сделав свои личные способности, силу или опыт общим достоянием всей группы, он может на деяться оказаться когда-нибудь на вершине Маттерхорна и насладиться открывающимся оттуда великолепным видом.

3. План делает возможным материально обеспечить всех, живо напоминая слова Христа: «Ищите прежде Царства Божия, и всё это — пища, одеж да, кров — приложится вам». План гарантирует личную обеспеченность, которая достигается не за счёт личных частных сбережений, развивающих стяжательские инстинкты, а благодаря возможности полагаться на все общество: один за всех и все за одного.

Советское общество гарантирует всем гражданам обеспечение в случае болезни, потери трудоспособности, а также по старости.

Советское плановое общество уничтожает главную причину, вызывающую у людей беспокойство. Гарантируя им материальное обеспечение, оно избавляет людей от тех опасений и страхов, из-за которых так много сегодня больных в американских и канадских психиатрических лечебницах и столько тревоги в наших душах и душах американцев.

По данным Канадской ассоциации психиатров, из каждых ста человек в Канаде десяти угрожает психическое расстройство и ещё двадцать человек находятся на грани заболевания. Американская медицинская ассоциация указывает, что в психиатрических больницах США имеется 700 тысяч мест для душевнобольных. Однако требуется в два или три раза больше и притом в самом срочном порядке. В Советском Союзе при значительно большем населении в больницах — всего 100 тысяч коек для душевнобольных, и никому из больных не приходится ждать, пока освободится для него место. Президент Эйзенхауэр с большой тревогой говорил о росте психических заболеваний в США.

Опрос, проведённый недавно в Канаде, установил следующие основные причины, вызывающие тревогу у канадцев.

Двадцать два процента опрошенных испытывают тревогу в связи с денежными обстоятельствами — редкий по вод для тревоги в России, где заработная плата не уклонно повышается, а цены снижаются. Четырнадцать процентов беспокоятся по поводу состояния своего пред приятия. Советский Союз гарантирует всем ежегодный рост богатства и подъём экономики на новую, более высокую ступень. Четырнадцать процентов волнует перспектива старости. В Советском Союзе люди полу чают пенсию по достижении 55- или 60-летнего возраста, причём они могут, если хотят, продолжать работать и после этого.

Двенадцать процентов опрошенных выразили тревогу в связи с безработицей. Социализм навсегда покончил с безработицей.

Восемнадцать процентов беспокоит перспектива возможной болезни. В Советском Союзе медицинское обслуживание предоставляется населению бесплатно, и в случае болезни за вами сохраняется средняя заработная плата.

Поистине наглядный комментарий к словам: «И это всё приложится вам».

4. Плановое производство разрешило извечное противоречие между двумя нашими основными инстинктами — эгоистическим и альтруистическим. Оба эти инстинкта полезны, оба одобряются Христом, который сказал: «Люби своего ближнего, как самого себя». Если вы не заботитесь о себе самом, о своём образовании, своей семье, вам не на что равняться в своей любви к ближнему. Человек должен желать своему ближнему того же, чего он желает самому себе.

У нас это едва ли возможно. Это едва ли возможно, когда вы кое-как перебиваетесь со своей маленькой лавчонкой, а рядом с вами открывается один из магазинов большой торговой фирмы. Разве легко желать и молиться о даровании этому вашему ближнему такого же успеха, какого вы желаете самому себе? Разве при этом не возникает конфликта между вашими альтруистическими и эгоистическими инстинктами?

5. Я не касался до сих пор новой этики в вопросах пола, характерной для России, Китая и стран Восточной Европы — то есть, иными словами, для всех социалистических обществ — ибо алчность, эгоизм, бессердечная, жестокая конкуренция и война представляют собой большее зло, нежели ненормальности во взаимоотношениях полов. Тем не менее, вопросы половой морали имеют большое значение, хотя и не столь важное, как другие этические проблемы. И я должен сказать, что ничто не произвело на меня такого сильного впечатления, как моральная чистота коммунистических стран, где ни у кого нет нужды или возможности наживать деньги на смакующих преступления «комиксах», на порно графических картинках и тому подобных вещах, играющих на одном из самых сильных, но — при надлежащем контроле — и самом красивом из наших инстинктов.

6. Плановое общество предоставляет особенно широкие возможности молодёжи. Молодёжь всегда имеет перед собой великую цель — создать всемирную братскую семью, мир, открывающий широкий простор смелым дерзаниям, исследованию, выдумке, обеспечивающий каждому немедленное вознаграждение за проявленное им в той или иной области мастерство, а кроме того — благодаря снижению издержек производства — дополнительное вознаграждение как ему, так и всем остальным в виде снижения цен и улучшения обслуживания.

7. Наконец, плановое коммунистическое общество стремится к миру. Это стремление заложено в самой системе его производства. Стране с плановой индустриальной экономикой незачем драться из-за рынков. Она и без того может обеспечить потребление всей произведённой ею продукции. Советский Союз покончил с конкурентной борьбой у себя в стране и стремится ликвидировать её за границей. Следовательно, коммунистическое общество является по самой своей морали величайшим борцом за мир! Вот почему коммунизм с самого начала добивался запрещения атомной и водородной бомб. Вот почему он продолжает добиваться их запрещения и теперь, когда его знания в области производства ядерного оружия не только не уступают, но даже превосходят знания Запада.

Итак, христианство, истинное христианство Иисуса Христа, а не церковных учреждений, носящих его имя, но пренебрегающих его учением, имеет множество глубоких и широких связей с коммунизмом, до статочно широких, несомненно, чтобы послужить общей основой для мирного сотрудничества. Коммунизм, каким я вижу его в Советском Союзе и каким он предстаёт ныне также в Китае, несмотря на его многочисленные промахи и ошибки, несмотря на его тёмные стороны и преступления (а у какой страны их нет?), верит в братство людей и осуществляет его на практике.

Он верит в коллективную безопасность и добивается её.

Он верит в интернационализм и содействует осуществлению этой идеи. Он верит в мир и стремится обеспечить его. Коммунизм как в теории, так и на практике глубоко нравственен.

И если коммунизм, каким мы его знаем сегодня, не может рассматриваться верующими как конечная цель жизненного процесса, то все же он, несомненно, сделал насущно необходимый шаг вперёд в истинно христианском направлении. Всё это вновь и вновь приводит на память одновременно и предостерегающие и ободряющие слова самого Христа: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его».

С ВОСТОКА И С ЗАПАДА

Много вдов было в Израиле во дни Илии,
когда… сделался большой голод по всей земле.
И ни к одной из них не был послан Илия,
а только ко вдове Сарепту Сидонскую.
Евангелие от Луки гл. 4, стихи 25,26

 

Пожалуй, самым мудрым изречением покойного Г. Дж. Уэллса было следующее: «Лично я убеждён, что в нынешнем мире нет ничего более зловредного, чем расовые предрассудки, поистине ничего… Они служат оправданием и поддержкой всяческой низости, жестокости и угнетения в большей мере, нежели какое-либо другое заблуждение на свете».

Насколько правильно, с христианской точки зрения, Уэллс оценил угрозу, мы поймём, если вспомним, что Первая же проповедь Иисуса, как я уже указывал, была направлена против расовых пред рассудков: «Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда… сделался большой голод по всей земле. И ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую. Много также было прокажённых в Израиле при пророке Елисее; и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина». Иисус, должно быть, знал, что слова его уязвят слушателей.

И они действительно были уязвлены. Эта проповедь едва не стоила ему жизни: «Услышав сие, все в синагоге исполнились ярости. И, встав, выгнали его вон из города и повели на вершину горы, на ко торой город их был построен, чтобы свергнуть его».

Таким образом, уже в самом начале своего служения Иисус прямо указал на тот самый грех, против которого направлен и обдуманный протест Уэллса — на расовые предрассудки. Нежелание евреев признать, что на их нации лежит обязанность поде литься с другими своими знаниями о Боге, также было обусловлено расовыми предрассудками. Расовые предрассудки противоречили программе Иисуса; они являлись отрицанием идеи Бога как Отца рода человеческого, идеи братства людей. Они были несовместимы с еврейским монотеизмом. Они шли вразрез с высшими проявлениями духа еврейской нации.

Ведь вырабатывая своё собственное мировоззрение, Иисус впитал лучшие достижения мыслите лей прошлого. Так, «Исайя, веривший в единого Бога, ещё в VIII веке до н.э. создал концепцию единого мира, все народы коего подчинены Божественной власти. Исайя считал, что праведные дела важнее соблюдения обрядов. А пророк Михей говорит: «Чего требует от тебя Господь — только действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренно мудро ходить пред Богом твоим».

Иисус, следуя тому же самому принципу, сводил этические требования Господа к таким основным элементам праведности, как искренность, честность, самоотверженность, внутренняя душевная прямота, гуманность по отношению к окружающим. При таком определении, какие бы то ни было расовые или национальные барьеры утрачивали всякое значение. Накормил ли ты голодного, напоил ли жаждущего, дал ли приют страннику, одел ли нагого — таков критерий Иисуса, тот критерий, по которому в конечном итоге будут судить о нас. В нём нет ничего специфически еврейского.

Иисус был универсалистом; он верил, что спасение ожидает в равной мере всех людей, к каким бы национальностям они ни принадлежали, а не одних только евреев, и этот универсализм Иисуса не только не противоречил его иудаизму, но был порождён им, был порождён взглядами пророков Исайи, Михея и других. Он отличался от них лишь тем, что развивал эту же самую идею дальше. Бог Иисуса был Господом неба и земли, чья воля должна была свершиться на земле, и ученики Иисуса были солью земли, светом мира.

Таковы были взгляды Иисуса, определившие со бой те места в его назаретской проповеди, которые так оскорбили его слушателей. Эти же взгляды лежали в основе мыслей, высказанных Иисусом по поводу проповедей пророка Ионы к ниневитянам и впечатления, произведённого Соломоном на царицу Савскую; его притчей о пророке Илие и вдове из Сарепты и об излечении Неемана Сириянина; его замечания о том, что Содому и Гоморре отраднее будет в день Суда, чем Вифсаиде и Капернауму; его слов о том, что «многие пойдут с Востока и Запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном». Иисус сделал своим героем доброго самаритянина в противовес священнику и левиту. Он высказал своё явное восхищение верующим сотником и сообразительной женщиной из Сидона.

Этот универсализм Иисуса, эта универсализация этических норм с тем, чтобы они могли быть применены к людям любой расы или языка, уничтожали привилегии фарисеев и евреев. Именно эта универсализация этики и была в глазах привилегированных фарисеев непростительным преступлением Христа. Реакция их на эти взгляды Христа была такова, что после первой же его проповеди жизнь его оказалась в опасности. И лишился он жизни в конце концов по этой же причине: именно поэтому фарисеи объединились с саддукеями и предали Иисуса Пилату для распятия. Одной из главных причин, при ведших к смерти Иисуса, был этот его протест против узкого национализма.

Таким образом, Г. Дж. Уэллс был глубоко прав, когда сказал: «Я убеждён, что в нынешнем мире нет ничего более зловредного, чем расовые пред рассудки». Теория расового превосходства, вера в то, что мы можем использовать другие народы в своих собственных целях, иными словами, эксплуатировать их, не считаясь с их правами, желаниями и материальными интересами — пагубная теория. Именно ею вызваны нынешние бесконечные неурядицы в Южной Африке, на Кипре, в Кении, Алжире, Марокко, Малайе, Индо-Китае, Британской Гвиане, которые охвачены беспорядками, волнениями и восстаниями.

Эти восстания вызываются серьёзными причинами. Существуют два способа обращения с другими народами и отсталыми странами. Первый из них — это хищнический способ, сущность которого хорошо передаёт древний индусский миф «о том, как была принесена в жертву лошадь». Серого боевого коня, рассказывается в этом мифе, пустили щипать траву, где он захочет. Следом за ним шла армия, готовая к бою. Страны, через которые проходил конь, обязаны были либо разрешить ему пастись, либо вступить в бой с армией, которая шла по его следам. В конце года все приобретённые таким образом земли стали собственностью короля, который за это принёс в жертву лошадь.

Метод такого рода очень стар и вместе с тем весьма современен. Мы посылаем в чужие страны свои товары и капиталы, а в скором времени за ними следуют наши армии. Слаборазвитые страны должны либо разрешить нашим торговцам пастись на их земле, либо вступить в бой с нашими солдатами. Именно таким способом принудили Китай согласиться на торговлю опиумом, хотя он знал, что эта торговля причинит громадный вред его народу. Этим же самым способом Запад заставил Японию открыть для него свои двери под угрозой орудийных залпов западных кораблей, стянутых к её берегам. Царская Россия была главной сторонницей этого хищнического метода: ее колонии называли тюрьмой народов. Результатом этой политики были неграмотность, болезни, нищета, особенно в районах Средней Азии.

Существует, однако, другой, лучший способ обращения со слаборазвитыми странами и народами. Пожалуй, самый важный вклад в разрешение нацио нального вопроса был сделан тогда, когда Сталин заявил в 1921 году: «Суть национального вопроса… состоит в том, чтобы уничтожить ту фактическую отсталость (хозяйственную, политическую, культурную) некоторых наций, которую они унаследовали от прошлого, чтобы дать возможность отсталым народам догнать центральную Россию и в государственном, и в культурном, и в хозяйственном отношениях»*. «Если те или иные национальности являются отсталыми, — добавил он, — то это потому, что у них никогда не было возможности стать передовыми».

Такая возможность была им предоставлена тот час же и предоставлена в осязаемой экономической форме. Бывшие царские колонии стали республика ми, пользующимися полной свободой всесторонне развивать в рамках социалистической экономики своё национальное хозяйство, эксплуатировать в своих собственных интересах свои природные ресурсы и развивать свою национальную культуру.

Реальность этой свободы и результаты этого экономического развития подверглись испытанию, когда в 1941 году Гитлер обрушил на Советы всю мощь нацистской армии в твёрдом расчёте на то, что в Советском Союзе вспыхнут такие же волнения, ка кие наблюдаются в эксплуатируемых колониальных странах. Однако Гитлеру пришлось вступить в смертельную борьбу не только с русскими, но и с десятками других народов, населяющих Советский Союз, которые героически стали на защиту своей страны. Эти на- роды, многие названия которых нам даже не знакомы — таджики, узбеки, башкиры, якуты, а так же украинцы, армяне, грузины (всего в СССР насчитывается 179 различных национальностей) — составляют половину населения Советского Союза. Гитлер потерпел поражение потому, что доверился своей собственной лживой пропаганде.

Новая политика поддержки свободы и поощрения развития всех национальностей дала замечательные результаты. Империи старого образца с утомительным однообразием повторяли одно и то же: они выкачивали из колониальных стран их богатства, пользуясь позорно низкой оплатой труда местных рабочих. Неизбежным результатом такой политики были восстания и борьба за независимость. Здесь же, в Советском Союзе, мы видим тесно связанные между собой народы, благосостояние которых растёт, а национальная культура развивается с непостижимой быстротой. Они в состоянии обеспечить всему населению за счёт своих собственных ресурсов бесплатную медицинскую помощь и предо ставить всем детям возможность бесплатно обучаться в школе до 17-летнего возраста; они могут основывать свои собственные академии наук, медицинские институты и музыкальные училища, а также создавать свои национальные университеты. Я видел всё это своими собственными глазами в Армении, Грузии, Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, так же как и на Украине, в самой России и в Сибири.

Я наблюдал и изучал всё это на протяжении многих лет. Приведу лишь несколько примеров.

В 1954 году я вновь посетил текстильную фабрику вТашкенте. Это одна из крупнейших текстильных фабрик вмире. Со времени моего первого посещения в 1945 году она расширилась вдвое и в настоящее время ежедневно производит такое количество ткани (шириной 39 дюймов), которого хватит, чтобы протянуть от Северного моря, через всю Англию, до Ирландского моря.

В том же Ташкенте мы с женой осматривали специальную школу для музыкально одарённых детей. В этой школе на 500 учащихся имеется 98 учителей. Группы небольшие. Детей обучают не только классической, но и современной музыке. Общеобразовательная учебная программа школы строится по образцу программы обычной средней школы; дети обучаются в этой музыкальной школе до 18—19-летнего возраста. Обучение бесплатное. Детям, живущим слишком далеко, чтобы ежедневно не проделывать путь из дома в школу и обратно, бесплатно предоставляется общежитие. Найдёте ли вы что-либо подобное где-нибудь в Кении, Малайе или Британской Гвиане?

В этом подходе к национальному вопросу мы, несомненно, имеем ещё один важный пункт соприкосновения между коммунизмом и запечатлённым в Евангелии учением Иисуса, который умер ради того, чтобы в мире восторжествовали именно такие по рядки.

Где вы найдёте, например, в Южной Африке, Западной Африке или Центральной Африке, население коих намного превышает по численности население Средней Азии, свою собственную национальную Академию наук с 19 докторами и 90 кандидатами наук**, какая имеется в маленьком Таджикистане? Таджикистан, население которого едва ли равняется одной четверти населения Кении, может ныне гордиться пятью тысячами собственных врачей и 58 газетами, издающимися на родном языке. На всём западном побережье Африки, население которого составляет 26 миллионов человек, не издаётся ни одной независимой газеты на национальном языке, которая делалась бы африканцами и для африканцев; здесь едва ли насчитывается в общей сложности два десятка библиотек, тогда как во всей Советской Азии с населением в 17 миллионов человек имеется 7407 библиотек.

Посмотрите на Грузию, страну едва ли больше Уэльса по площади и уступающую ему по численности населения. В столице Грузии Тбилиси, который я тоже посетил, в физических лабораториях университета работает больше студентов, чем их насчитывается во всем Лондонском университете, и в пять раз больше девушек-студенток. При этом срок обучения здесь не три года, а пять лет.

Вдумайтесь в этот факт. Если вы припомните, что Грузия — всего лишь одна из шестнадцати советских республик, вы поймёте, насколько справедливо предостережение председателя американской комиссии по атомной энергии адмирала Страусса, опубликованное в «Таймс» 8 октября 1955 года: в деле подготовки учёных и инженеров Россия идёт впереди всех, что, с точки зрения Америки, явится национальным бедствием. Но почему бедствием? Почему не национальным и международным благодеянием? Это христианское разрешение национального вопроса несёт с собой всему миру не бедствие, а надежду, в особенности если учесть, что Россия принесла в дар своим соседям на востоке, на западе и на юге величайшее достижение современной науки, поделившись с ними знаниями об использовании атомной энергии в промышленных целях, а также если учесть её обещание поделиться этими знаниями со всем миром.

Я мог бы таким же образом совершить с вами путешествие по всем советским республикам, и всюду мы увидели бы богатый урожай культуры, который пожинают там ныне благодаря этому раз витию всех наций. Мы увидели бы, как эти новые народы быстро шагают вперед в ногу с новой эпохой. Одна из старейших бывших колоний России — Армения не только заботливо охраняет всё древнее и прекрасное, но и указывает миру новые пути.

Найдёте ли во всём мире церковь более почтенную, более красочную, более трогательно-терпимую по отношению к другим верованиям, нежели армянская церковь? После войны я побывал там и присутствовал на четырехчасовом богослужении по случаю интронизации нового католикоса, или патриарха, сопровождавшемся обрядами многовековой давности. Для избрания его необходимо было личное присутствие армянских делегатов со всего мира. Советское правительство, которое, кстати сказать, на градило католикоса одним из самых высших орденов страны за его заслуги во время войны, взяло на себя заботу об иностранных гостях, предоставив им бесплатный проезд и жильё.

В течение нескольких дней я общался с делегатами. Вместе с ними я дивился новой красоте и процветанию их родины. Вместе с ними я смотрел великолепно поставленную шекспировскую пьесу «Отелло» в театре, не уступающем лучшим театрам Манчестера или Бирмингема. В новой Армении чтут не только свою собственную старину, но и древнюю культуру других народов. Однако здесь творят и но вое. В столице Армении Ереване имеется первый в мире завод по производству синтетического каучука.

С какой же радостью мы, христиане, должны приветствовать это новое проявление близости советской программы духу евангельского Христа! Какой это великий шаг вперёд по пути к всемирному братству! Прежняя зловредная хищническая эксплуатация мира исчезнет. Она сменится новой политикой, дающей возможность полностью выявиться всем тем способностям, которые заложены в каждом народе. Как это обогатит и дающего, и получающего! Ибо общество становится обладателем неисчерпаемых богатств, когда каждый отдаёт ему в дар то, что имеет. Как бы обогатился мир, если бы каждый отдавал лучшее из того, что у него есть, ради общего блага!

Ведь все народы нуждаются друг в друге. Установить, чем богаты другие народы, значит самому обогатиться. Негр с его весёлостью, его замечательными песнями и его страданиями, который учит нас петь, несмотря ни на что; англосакс с его прямо той (американское определение); американец с его юношеской отвагой и восторженностью; латиноамериканец с его учтивостью и любезностью; тевтон с его основательностью; крепкий как дуб скандинав; китаец с его реалистичным здравым отношением к жизни; индус с его мистицизмом; русский народ с его готовностью делиться с другими всем, что у него есть — готовностью, которую он с таким благородством проявляет, делясь всеми благами жизни и всё расширяющимися возможностями с бывшими отсталыми, униженными и угнетёнными национальным меньшинствами и колониями России.

«Я пришёл для того, чтоб имели жизнь, и имели с избытком» — сказал Христос. Нигде в мире это не осуществляется с такой полнотой, как в Советском Союзе благодаря его политике в отношении своих бывших колоний.

ЧУДО ИСЦЕЛЕНИЯ

Ходил Иисус, исцеляя всякую болезнь.
Евангелие от Матфея гл. 4

 

На протяжении веков верующие люди склонны были относиться к телу человека, как к врагу его души. Они считали, что тело надо укрощать, а порою даже калечить, с тем чтобы в конце концов со вздохом облегчения вовсе сбросить с себя телесную оболочку.

Иисус смотрел на это совсем иначе. Вы не найдёте в Евангелии ни единого слова, которое поощряло бы подобную нездоровую точку зрения. Иисус принимал своё тело точно так же, как он принимал и свою душу — как «дар Господа». Он не пренебрегал своим телом, не ублажал и не укрощал его. Он показал нам пример того, как мы должны относиться к своему телу: есть достаточно, чтобы быть крепким и здоровым, но не столько, чтобы располнеть; спать достаточно, чтобы быть бодрым, но не столько, что бы разлениться.

У Иисуса было также совершенно определённое отношение к болезни. Он отвергал распространённый в то время взгляд, согласно которому болезнь есть Божья кара. Болезнь не может быть ниспослана Господом. Господь хочет видеть своих детей здоровыми и невредимыми. Сознание и дух находятся в тесной связи с физическим здоровьем. Иисус считал, что болезнь необходимо лечить. В Евангелии можно найти немало замечаний общего характера, из которых следует, что Служение Иисуса было в основном Служением Целителя. Наряду с прочими болезнями он исцелял также психические расстройства и заболевания. Палестина первого столетия представляла более широкое поле для такого рода врачевания, чем современная Англия. За внешним фасадом процветания Галилеи скрывались мрачная нужда и болезни. В результате этого, как указывает д-р Клаузнер, «в Палестине, и особенно в Галилее было множество страждущих и людей того патологического типа, который мы ныне именуем неврастеническим… Всевозможные нервные заболевания были широко распространены».

Среди таких страдальцев и действовал Иисус. Он исцелил многих. И когда он говорит о Страшном Суде, то в числе четырёх вопросов, которые будут нам заданы, он называет следующий: «Я был болен, а вы посетили меня?»

Оставим теперь его эпоху и обратимся к нашей. Как современный мир относится к болезни, нездоровью? Насколько он приближается к взглядам Христа? Какова, в частности, позиция Советов? На сколько они близки в этом отношении к Христу?

За последние сто лет постановка здравоохранения во всём цивилизованном западном мире чрезвычайно улучшилась. Тем самым исполнен завет Иисуса. В то время как во всей Юго-Восточной Азии и в отдельных районах Латинской Америки средняя продолжительность жизни равна 30 годам, в западных странах она составляет около 70 лет. Это изменение, наступившее в результате сознательного использования науки, является надлежащим ответом на слова Христа: «Я был болен…»

Во второй половине XIX века развернулось движение за организацию народного здравоохранения. Участники его настаивали на очистке питьевой воды, создании надлежащей системы канализации, организации правильного хранения продуктов питания, изоляции заразных больных. Охрану здоровья населения они стали считать обязанностью общества. Результатом всего этого явились профилактические медицинские мероприятия, вакцины, сыворотки, работа по улучшению культурно-бытовых условий детей и промышленных рабочих. Вслед за этим была развёрнута борьба против отдельных болезней. Да лее началась разработка проблемы правильного питания, увенчавшаяся открытием и применением витаминов. Следуя завету Христа, мы добились замечательных результатов и в нашей стране.

Обратимся теперь к Советскому Союзу, где проблема болезни носит иной характер, чем у нас. С од ной стороны, она там значительнее, ибо много было упущено и теперь это приходится навёрстывать, с другой же стороны, менее значительна, ибо некоторые серьёзные причины болезни там устранены: недоедание, отсутствие средств для организации медицинской помощи и ухода за выздоравливающими. В Советском Союзе организована тщательная проверка пригодности человека для той или иной работы и проводится множество других мероприятий аналогичного характера. Среди всех этих лечебных мер, пожалуй, важнейшее значение имеет устранение причин для волнений. В этом отношении Советский Союз, несомненно, идёт впереди всех западных государств.

В общих чертах можно сказать, что Россия делает главный упор на охрану здоровья и предупреждение заболеваний, на радикальное лечение, а не только на облегчение страданий. Советских детей со дня рождения и даже ещё до их появления на свет закаляют и предохраняют от болезней. Матерям гарантируется продолжительный отпуск с содержанием как до, так и после родов. И им и их детям обеспечено надлежащее питание. Так как критический первый год после рождения ребёнка требует особенно умелого ухода и тщательного кормления, в течение всего этого года врач и сестра часто посещают мать на дому, особенно если это первый её ребёнок. Иногда сестра проводит с неопытной молодой матерью целый день.

Такою же заботой, какая проявляется по отношению к детям, окружён и рабочий или работница на производстве. Так, однажды, осматривая один крупный завод в Москве, я попал в просторное здание, напомнившее мне один из английских загородных клубов. Здесь рабочие отдыхали, а в случае необходимости получали и лечение. Мужчины и женщины прогуливались по залу в халатах или в белых больничных одеждах. Место это называлось фабричным профилакторием. Он предназначался для рабочих, которые не были больны какой-либо определённой болезнью, а просто плохо себя чувствовали или же поправлялись после сильной простуды, при ступа ревматизма или сердечного заболевания — иными словами, после одной из тех болезней, которые требуют своевременного медицинского вмешательства. Отдых, хорошее питание, неутомительные развлечения, квалифицированный уход — всё это всегда к услугам рабочих. Этот профилакторий находится, можно сказать, рядом со станком рабочего. Рабочий направляется после работы прямо в этот «клуб», где ему обеспечены полный покой вечером и ночью, хорошее питание и неутомительные развлечения — эти лучшие предупредители серьёзного заболевания. За всё это обычно не взимается никакой платы или же взимается очень небольшая плата. Россия использует для охраны здоровья людей все достижения современной науки. Болезнь необходимо распознавать в самом начале. Поэтому во всех крупнейших областях СССР всё население по меньшей мере один раз в год подвергается рентгеноскопическому обследованию. Сразу же после окончания войны в СССР было организовано массовое онкологическое обследование населения и развёрнута широкая подготовка врачей для проведения этой работы.

Врачам в Советском Союзе оказывается всяческая помощь в лечении пациентов. Они могут позволить себе сказать больному (что часто не решаются сказать английские врачи): «Вы нуждаетесь в таком-то и таком-то питании», имея в виду при этом какую-нибудь дорогостоящую диету; или же: «Вам нужно провести месяц у моря». Советские врачи прописывают — как хотели бы прописывать и наши врачи — дорогие продукты питания и дорогостоящий отдых потому, что они знают, что эти продукты и этот отдых будут предоставлены государством или профсоюзами.

Количество домов отдыха и санаториев непрерывно растёт. Больной может попасть туда за недорогую плату, соответствующую его средствам, при чём обычно эта плата вносится за него профсоюзом. Промышленные рабочие могут примерно за 6 фунтов стерлингов совершить 24-дневное оздоровительное путешествие в «плавучем санатории» — так называются большие пароходы, располагающие многочисленным штатом врачей и медсестёр, всевозможным оборудованием и даже собственным маленьким театром.

В Советском Союзе придаётся первостепенное значение соблюдению гигиенических условий при производстве продуктов питания. На крупнейшем московском заводе мясных изделий работает 100 ветеринаров. Все рабочие ежедневно перед началом работы принимают душ и надевают чистую одежду, которая предоставляется заводом. Каждого рабочего осматривает заводской врач.

Психические заболевания, как я уже указывал, не являются в Советском Союзе такой серьёзной проблемой, как у нас в Англии или в США. Объясняется это отсутствием поводов для беспокойства. В Советском Союзе, где заработная плата растёт, а цены снижаются, волнения из-за денег редки. Другими поводами для тревоги в западном мире являются страх перед безработицей, перед старостью и перед болезнью. СССР не знает безработицы, не знает страха перед старостью, поскольку все рабочие, проработав 20 лет, могут получить достаточную пенсию, причём они имеют право при желании ещё прирабатывать и пользуются прекрасным медицинским уходом.

Такое избавление людей от тревоги является научным и моральным ответом на вопрос Иисуса: «Я был болен, а чем вы помогли мне?»

Лечение психических заболеваний (когда оно оказывается необходимым) поставлено интересно и отличается гуманностью. Если вы приходите в советскую клинику с теми или иными жалобами на состояние вашей нервной системы или с симптомами нервного расстройства, врачи и медсёстры обращаются с вами точно так же, как если бы вы пришли к ним потому, что сильно поранили себе руку. Вы не душевнобольной, а просто больной. И поскольку человеческая психика есть продукт мозга и нервной системы, являющихся материальной частью организма, источник психического заболевания нужно искать, прежде всего, в самом организме. Не нуждается ли ваш организм в какой-нибудь особой диете или в каких-либо определённых физических упражнениях и тому подобном? Или же вам просто нужно подольше отдохнуть или сменить род занятий?

Русские достигли многих успехов в различных областях медицины и хирургии. Одним из их замечательных вкладов в медицинскую науку было открытие доктором Филатовым метода возвращения зрения слепым, страдающим повреждением роговицы. Метод этот ныне широко применяется не только в России, но и во всём мире. Доктор Филатов уда лил поражённую роговицу, то есть прозрачную наружную оболочку глаза, повреждение которой было причиной слепоты, и быстро и ловко заменил её здоровой роговицей, снятой с глаз недавно умершего человека***. Операция оказалась успешной и принесла славу доктору Филатову.

Это лишь один из примеров. Можно привести множество других примеров, в частности метод «лечения сном», которому присвоено имя доктора Фе дора Андреева, разработавшего этот метод. Состоит он в том, что больного погружают в долгий глубокий сон, длящийся несколько дней и ночей. При этом применяется минимальное количество медикаментов. Этот метод применяется для лечения многих болезней, таких, например, как язва желудка или мозговые и нервные расстройства. Можно назвать также предложенный доктором Вишневским метод «нерв ной блокады» для предупреждения боли во время операций.

Но все эти успехи, сколь бы блестящими и благодетельными они ни были сами по себе, не являются какими-то исключительными достижениями. Каждый великий народ внёс свой вклад в хирургическую и медицин- скую практику.

Что на самом деле является отличительной и замечательной особенностью Советского Союза, это тот факт, что получившие признание научные методы применяются там на практике независимо от того, с какими это сопряжено затратами, и во всё боль шей мере становятся достоянием каждого. Так, на пример, всеобщий медицинский осмотр советских школьников четыре раза в году — факт замечательный и исключительный. Такова же и система обеспечения детей необходимым питанием и отдыхом. Всё самое лучшее постепенно становится всеобщим до стоянием; им могут пользоваться, начиная с младенческих лет, все советские граждане, а не одни лишь богатые классы определённых национальностей. Расходы покрываются за счёт прибылей обобществлённой промышленности.

Возьмём, например, случай со слепым армянином Айдиняном. Родившийся в бедной семье в Салониках, он зарабатывал себе на жизнь лишь своим музыкальным талантом и своей гитарой. Во время допроса какой-то нацист ударил его по голове. Этот удар лишил его зрения. В 1949 году Айдинян вместе с другими армянами вернулся в Советскую Армению, радуясь обретённой свободе. Профессор МеликМасян дал ему надежду на возвращение зрения.

— Но смогу ли я себе это позволить? — спросил Айдинян.

— В Советском Союзе мы не берём денег за такие вещи, — спокойно ответил профессор. И операция была назначена. После операции глаз у Айдиняна был туго забинтован. Через несколько дней по вязка была снята, и Айдинян впервые за долгие годы смог видеть. Но то, что он увидел, было красным, сплошь красным, и он в отчаянии вновь откинулся на подушки, бормоча: «кровь». Это была не кровь. Когда зрение его прояснилось, он увидел на своей тарелке красный помидор.

Быстро поправившись, Айдинян стал учиться музыке в Ереване, столице Армении, и сейчас имя его как певца пользуется широкой известностью по всей стране.

Это всего лишь один пример медицинской помощи, которая предоставляется всем страждущим не зависимо от их национальной принадлежности.

Поэтому, когда мы оглядываемся на медицинские достижения Советского Союза, который быстро навёрстывает упущенное и делает успехи в совершенно новых областях медицины, спасая и продлевая жизни миллионов мужчин, женщин и детей всех национальностей, мы вновь и вновь вспоминаем слова Христа: «Я был болен, а вы посетили меня?»

 

Примечания

 

*И.В. Сталин, Соч., т. 5, стр. 41. — Прим. ред.

**Кстати, здесь получить эти ученые степени гораздо труднее, чем у нас в Англии. Для получения степени кандидата наук обычно требуется 8 лет научно-исследовательской работы по окончании высшего учебного заведения.

***Причём не обязательно, чтобы это был труп только что умершего человека. Филатов установил, что глаз трупа, сохранявшегося в прохладном месте, совершенно так же, а иногда даже более пригоден для этой операции.

 

Публикуется по книге: Джонсон Х. Христианство и Коммунизм / Хьюлетт Джонсон. [пер. с англ. В.В. Исхакович].- М.: Неопалимая Купина, 2013.- 144 с.

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий