Главная » УЧЕНИЯ, Христианство » Христос и христианство

1 240 просмотров

2764-2

Екатерина Бурова

Бесконечно прекрасный Облик Христа стал ведущим для двух тысячелетий истории человечества. Его Имя не оставляло равнодушным ни одно устремлённое сознание. Его Учение дало миру сотни святых – известных и оставшихся незамеченными официальной историей, которые освещали и освящали собою окружающую жизнь. С веками христианство изменялось и внешне, и, как это ни печально, внутренне. В Средние века эти изменения зашли так далеко, что можно было говорить о христианстве без Христа, так как придавалось больше значения церковным обрядам, чем живому слову Учителя. И тогда прошли перед изумлённым человечеством Посланцы Мира Высшего, названные позднее Учителями Церкви – ее реформаторы: Св.Сергий Радонежский, Св.Тереза Авильская, Св.Франциск Ассизский, Св.Клара, Св.Екатерина Сиенская, Св.Елизавета Венгерская… Всех их объединяет одно – в каждом отразился величественный Лик Учителя, каждый нёс весть Христа в который раз забывшему о Нём человечеству…

Нынешнее время в чём-то похоже на раннее средневековье: то же поразительное невежество в вопросах духа и духовности, та же удивительная приверженность разного рода суевериям, то же обрядоверие и «брожение умов» – секты, магия, спиритизм… Так и видится маячащая на горизонте «святая инквизиция», готовая во Имя Учителя Любви устроить грандиозную чистку мозгов заблудшим чадам. И нынешнее состояние дел показывает со всей очевидностью, что это вовсе не плод воспалённой фантазии, а, к сожалению, реальность нашей современной жизни. Только инквизиция усовершенствовала свои методы и, как полагается в эпоху прогресса, действует больше не на тела, а на души, вернее, на мысли и умонастроение огромного числа «новообращённых», ещё вчера, быть может, не раскрывавших Евангелия. Но Инквизиция средневековой Европы хотя бы четко разграничивала сектантов – «еретиков», претендовавших на церковное устройство и христианское звание, и «неверных», никакого отношения ни к церкви, ни к христианству не имевших и не скрывавших этого. Нынешние же ревнители истинной веры вообще не видят разницы между сектантством и самостоятельным учением и предпочитают всех инакомыслящих без разбора зачислять в сектанты. И, естественно, бороться с ними (жаль, аутодафе нынче под запретом!).

Совсем свежий пример такой борьбы: Архиерейский Собор РПЦ в последнем квартале 1994 года объявил, что последователи учений Блаватской и Рерихов могут считать себя вне Церкви, так как сами себя от неё отлучили, увлёкшись «лжерелигиями». Вот так, не вдумываясь и, вероятно, не изучив ни одной книги вышеупомянутых «еретиков», Церковь совершила весьма опрометчивый поступок.

Итак, Рерихи были уличены в «антихристианстве», то есть, по сути, объявлены противниками христианского учения, не имеющими ничего общего с Христом. Объявлены, несмотря на многочисленные их высказывания – и в книгах, и в письмах, – выражающие глубокое почитание Христа и указывающие на искреннюю, живую веру, основанную на знании (интересно отметить, что первые христиане называли себя «гностиками», указывая на обладание знанием). Именно к такой вере призывал Христос, говоря: «будьте кротки, как голуби, и мудры, как змеи». Что, как не эта одухотворённая, сердечная мудрость заставила Е.И.Рерих написать в 1934 году в одном из писем: «…если бы люди дали себе труд в зрелые годы действительно изучить Учение Христово, да ещё на основном языке этих Евангелий,… то новый смысл слов и подлинный величавый Облик Христа встал бы перед их духовным зрением…». Именно изучение и углубление в Учение Христа, а не слепая вера в церковные догмы, дало возможность Рерихам вместить Его Облик, принять Его в свою жизнь и истинно следовать Его заветам.

Вмещение Образа – непростая задача, но необходимая при приближении к сути Учения. Этому вмещению невозможно научить, оно всегда индивидуально, как и жизненный опыт каждого человека. Оно приходит, когда становится невозможным жить без Учителя, когда каждое действие, слово и мысль поверяются Его заветами, когда это происходит по естественному движению сердца, без малейшего насилия воли, – просто потому, что иначе дух уже не может жить. История знает примеры такого полного слияния, обожения человека, иначе называемого святостью. Достаточно вспомнить Св.Франциска, который до такой степени соединился со Христом духовно, нося Его Образ в сердце каждый миг своей жизни, что видел Его во всём, и всякое творение напоминало ему о Христе, и даже телесно он уподобился Учителю, впервые в истории христианской святости получив стигматы.

Конечно, современному человеку непросто достичь такого сосредоточения на избранном Облике в силу многих причин, но – не невозможно. И при всяких попытках это сделать видение Облика будет индивидуальным, соответствующим сознанию конкретного человека.

Но в Учении Христа все же на первом месте стоит не индивидуальное блаженство, и даже не созерцательность (хотя и это важно), но максимальное служение окружающим; деятельная помощь, насыщенная духовно («любите друг друга, как Я возлюбил вас») в соединении с целесообразностью действий («не вливают вина молодого в мехи ветхие» *) – вот то христианство повседневности, которым совершается восхождение к новой жизни. Не обособление в «святости для себя», не возношение и самолюбование, но суровый труд на благо мира по примеру Самого Христа. Не об этом ли следует помнить, читая строки письма Е.И.Рерих от 17.01.36 г.: «…Учение Христа есть, именно, учение Общего Блага, и не понимающий и отрицающий этот принцип отрицает и самого Провозвестника… Христос и Общее благо синонимы». Уже упоминавшийся великий святой – Франциск из Ассизи – был не только созерцателем, но и деятелем-практиком. Призывая не отрываться от земли, возносясь духом в миры иные, он говорил: «послужим земному, устремляясь к небесному». И в этом вполне следовал Учению Христа. Также и Великий Сергий, причащаясь из Огненной чаши, строил на земле – прочно, на века.

Весть Христа актуальна сегодня так же, как 2000 лет назад. Всё так же мало любви в нас, все такая же сухость сердца и каменные стены до небес между, казалось бы, ближними. Не отсюда ли исходит стремление искать врагов? Последователи близких Учений не всегда готовы к полноценному диалогу друг с другом. Но истина не принадлежит никому, потому что она едина и вездесуща: «Дух дышит, где хочет». ** И бесполезно пытаться приватизировать кусочек неба над головой, если оно каждый миг – новое.

Читая письма Елены Ивановны, можно заметить характерную четкую грань, которую она проводит между церковным христианством и Учением Самого Христа. Она пишет: «Учение Христа… искажено до неузнаваемости и пришло время очищения его. Наступил черёд христианскому миру сделать выбор своей Кармы». Искажения эти явились следствием того, что «сознание его современников не было готово к принятию Их» (великих Истин, возвещённых Христом. – авт.). Достаточно вспомнить о папских индульгенциях или о массовых сожжениях староверов, чтобы ужаснуться тому, куда может завести приверженность мёртвой букве догмы.

Главное для последователей Великих Учений, какими являются Христианство и Живая Этика – жить в согласии с духом своего Учителя, с Его живым словом, не ограничивая свободу духа жёсткими рамками писаний. Даже и писание начинает животворить, если читается глазами сердца. Именно так читала Евангелие Елена Ивановна. И как бы отвечая современным нападкам некоторых деятелей Церкви, она говорит: «…бояться обвинения в ереси нам не приходится, ибо Облик истинного Христа живёт в душе нашей… Но мы видим Христа, истинно Богочеловеком, но не узким сектантом, клеймящим прозвищем Антихриста всех, кто не может признать церковных ограничений и злотолкований Его Христова Учения… Следовало бы Отцам Церкви припомнить Завет Христа и Его любимого Ученика… – «Любите друг друга!» – и всё стало бы на место». Воистину, это ответ глубоко верующего человека, познавшего основной завет Учителя и воплотившего в жизнь заповедь любви.

Последователям Учения Живой Этики нет надобности объяснять значение этой великой заповеди Христа. Та же заповедь содержится в Учении Огня. Иначе и не может быть, потому что «Бог есть Любовь», и в то же время «Бог есть Огнь поядающий». Если древнейшие Писания указывают на родство этих понятий, то нет смысла утверждать их несовместимость. Когда новое здание строится на фундаменте старого, это говорит только о крепости фундамента. И вникая в Учение Живой Этики, надо помнить, что оно пришло не упразднить, но углубить и расширить понимание великой Жертвы Христа. Изучение евангельских основ необходимо для понимания Учения Новой Эпохи. И потому, вслед за Матерью Агни Йоги «окружим великого Учителя огнём любви, охраним почитание Его, найдём самое бережное, самое высокое понимание Учения и Указов и священно, молитвенно, в сердечном трепете будем предстоять перед красотою и величием Его! Помните, кто выше поймёт, тот выше поднимется и сам».

Некоторые из предлагаемых писем Е.И.Рерих, находящихся в архиве МЦР, публикуются впервые.

 

* Мф.9,17; Мк.2,22; Лк.5,37.

** Ин.3,8.

 

© Журнал «Мир Огненный», № 12 (1), 1977.

 

 

Е.И.Рерих о Христе и христианстве

26.5.34. В Космосе существует извечная борьба проявленного с непроявленным хаосом. Борьба Сил Света с силами Тьмы. Да и сам Христос действенно восставал против зла, если верить Евангелию. Вспомним изгнание Им торгашей из храма и все Его суровые обличения фарисеев и книжников. Будем ли мы упрекать Его в противоречии самому себе? Если прочесть опять-таки без предубеждения слова, приписываемые Христу, то мы увидим Учение, суровое в милосердии своём…

Словесное признание и исповедание Христа – одно, но принятие сердцем и истинное следование Христу – совершенно другое. Истинный последователь Христа тот, кто признал Основы Всемирной Доктрины, напитавшей Христа. Только такой последователь вступил в цепь духовной эволюции. Учение Христа тоже искажено до неузнаваемости, и пришло время очищения его. Наступил черёд и христианскому миру сделать выбор своей кармы.1

2.6.34. Впрочем, не будучи пророком, можно заранее сказать, что отец Иоанн не нашёл бы в себе того духа истинной благости и всевмещения, который сказался так ярко в словах Вивекананды: «Истинно, если бы я жил во времена Христа, я бы кровью сердца моего омыл Ему ноги». Чуя всю красоту истинного, не искажённого церковностью Облика Христа, воздавая Ему дань сердца своего, Вивекананда не отрекся и от Великих Образов своей религии…

…всегда хорошо, когда люди выявляют свои истинные лики. Но бояться обвинения в ереси нам не приходится, ибо Облик Истинного Христа живёт в душе нашей и мы всецело примыкаем к словам Вивекананды о Нём. Но мы видим Христа, истинно, Богочеловеком, но не узким сектантом, клеймящим прозвищем Антихриста всех, кто не может признать церковных ограничений и злотолкований Его Христова Учения. У нас достаточно единомышленников есть и было даже среди духовных служителей различных церквей. Время остановить нельзя, и нельзя современное сознание вернуть в тиски сознания тех священнослужителей, утвердителей христианских догм, которые на соборах своих серьёзно обсуждали, сколько духов может поместиться на конце иголки, или же имеется ли душа у женщины и тому подобные перлы глубокомыслия и духовного откровения!…

Следовало бы Отцам Церкви припомнить Завет Христа и Его любимого Ученика, Завет, общий всем великим Духовным Учителям – «Любите друг друга!» – и всё стало бы на место…

Ввиду переживаемого всем миром страшного духовного кризиса, ужасающего всерастлевающего безбожия (которое и явилось следствием узкого мертвящего сектарианизма и удушающей догматики, так же, как и падение нравственности среди церковных служителей) Н.К., имевший духовным наставником отца Иоанна Кронштадтского, никогда не говорил и не будет говорить против какой-либо религии как таковой или же храмов. Лучше какая ни на есть религия и храм, нежели без храма… Но против нетерпимости, и невежества, и безнравственности он будет протестовать. Духовные пастыри необходимы, но они должны быть истинными водителями духа и идти с нуждами века, а не плестись позади закованные в цепи невежества мрачного средневековья. Дух инквизиции ещё очень силён, и не думаете ли Вы, что если бы Христос появился сейчас на земле, то ему не миновать было бы если и не распятия, то суда Линча, в лучшем же случае пожизненного сурового заточения с клеймом Антихриста.2

14.6.34. …чтобы действительно проникнуться духом Учения Христа, нужно быть или восточником , или хорошо изучить основы тех учений, на которых построено Учение Христа.

Конечно, христианство и Учение Христа – две совершенно разные вещи…3

8.8.34. На его замечание – «разве Христос это делал?» – можно было бы сказать ему, что он, видимо, не знает и не понимает Учения Христа, Учения сурового в своем устремлении к подвигу самоотверженного Служения человечеству и в бичевании лицемерия. Можно было бы привести немало сурового осуждения в словах и действиях Христа. Конечно, малодушные сердца наших современников предпочитают покрывать свои самые отвратительные пороки всепрощающей улыбкой кощунственно измышленного ими Облика Христа, несправедливого, жестокого в своей безразличной, всёдозволяющей и всепрощающей любви! Давно сказано, что все воды Урдара и Урувеллы не смоют пятен от кощунственных прикосновений на Одеждах Христа! Истинно, наступает время огненного очищения Великих Обликов и Заветов Их!4

23.8.34. Христос, говоря о кончине Мира, не мог иметь в виду конечное завершение эволюции нашей планеты. Ибо если эволюция следует естественному законному порядку развития и планета входит в свой седьмой круг, а её человечество в Седьмую Расу, со всеми подрасами, то при завершении этой эволюции не может быть такого Страшного Суда. Ибо к этому времени человечество и планета достигнут состояния Высших Миров, где уже нет сознательно противодействующей добру силы зла.

Христос, конечно, знал о создавшейся тяжкой карме человечества и планеты, знал о грозящей гибели большинства, и потому Он имел в виду именно приближающееся смещение Расы, всегда сопровождающееся величайшими космическими катаклизмами и перед которым заблаговременно совершается великий отбор перед окончательным Судом. Будучи Посвящённым, Он не мог не знать, что эта катастрофа может явиться Днём Последним, в Силу ужасающего падения духовности в человечестве.5

8.9.34. Церковность и мёртвая догматика убила светлое Учение Христа, потому Церковь с такой легкостью разрушилась в нашей стране…

Потому на смену этому тлению должна прийти возрождённая Церковь первых дней Христианства, в свете даваемого сейчас Учения Света. Именно очищение Заветов Христа.6

12.9.34. …сколько ясных указаний о законе перевоплощения и законе кармы имеется в Евангелии, именно, в словах Самого Христа! Но наши духовные отцы тщательно умалчивают об этом. Ведь не могут же они не знать, что закон перевоплощения был отменён лишь в шестом веке на Константинопольском Соборе! Неужели сознание их с тех пор не продвинулось!.. Как сказано в Учении: «После Оригена начала ложная вера христианства расти. Ужас берёт перед видением религиозного суеверия того времени. Ориген ходил по ещё горячим угольям Старого Мира. Зная Заветы Иисуса, он болел, видя непонимание толпы. Зная таинства древних мистерий, он болел, видя непонимание единого Источника. Зная простоту Учения Иисуса, он болел, видя создание церквей. Будучи ревнителем знания, его возмущало падение знания среди служителей…».

…Ax, если бы люди дали себе труд в зрелые годы действительно изучить Учение Христово, да ещё на основном языке этих Евангелий, а не удовлетворяться школьными учебниками, то новый смысл Слов и Подлинный Величавый Облик Христа встал бы перед их духовным зрением. Именно тот Облик, которому служил Великий Преподобный Сергий, и служил подвигом всей своей жизни, потому и было у него столько врагов среди церковных служителей. 7

9.7.35. …Истинный смысл слов – «прощаются тебе грехи твои» тот, что такой великий Посвящённый, каким был Христос, конечно, мог чувствовать ауру болящего. Он видел, что аура болящего, в силу устремления и веры в высшую силу Его, повысила свои вибрации и потому могла воспринять воздействие Его целительных лучей и таким образом очиститься от тяжких последствий, порождённых дурными поступками или же помыслами. Потому Он был вправе сказать – прощаются тебе грехи твои.

…Христос Искупитель, конечно, живёт в нас самих. Вы знаете, что у первых христиан, так же как и во всём древнем мире, Крестос или Христос был синонимом нашего Высшего Я. В этом смысле надо понимать, что Христос является искупителем грехов. Так искупление за личные грехи совершается душою, проводником или носительницей Христа, непрестанно, в целом ряде земных жизней нашего индивидуального эго. «Распятый Христос каждого человеческого существа при достижении известной точки эволюции должен спуститься в ад, чтобы извлечь оттуда и поднять к высшим или нормальным условиям душу, которая была ввергнута туда в силу беззаконных деяний своего низшего я. Другими словами, Божественная Любовь должна достичь сердца человека, победить и возродить человека, прежде чем он сможет осознать чудовищность своих прегрешений против Божественного Закона, и это может быть достигнуто лишь при полном слиянии и единении с Высшим Я, или Божественным законом Любви».

Конечно, тот же смысл и в словах Христа, обращённых к грешнице, возлившей миро на ноги Его. Ведь грешница эта была Мария Магдалина. Сила веры, сила любви есть тот огонь, который трансмутирует все чувства наши, являющиеся теми энергиями, которые преображаются в качества мыслей и поступков.8

22.7.35. Так, я не боюсь никакой анафемы, и вряд ли кто из истинно преданных Учению и эволюции духа может бояться её. Так, никогда не буду отрицать моих взглядов, что я верю в Неизречённый Божественный Источник, равно пребывающий в каждом человеческом существе, и в рождение Христа в человеке на его пути к совершенствованию. Тем более что каждый образованный человек знает, что термины Крестос или Кристос (Христос) заимствованы были из языческого словаря. Словом Крестос обозначался ученик-Неофит, находившийся на испытании, кандидат на Иерофанта. И после того, как ученик прошёл все испытания и через ряд страданий, он был «помазан» при последнем ритуале посвящения и становился на языке мистерий Христом, то есть «очищенным», и это означало, что его преходящая личность слилась с нерушимою индивидуальностью его и стала Бессмертным Эго…

Так в Христианстве я придерживаюсь веры первых Отцов Христианства. И особенно люблю Великого Оригена и св. Великого Антония. Моя мечта о Новом Вселенском Соборе, который вернулся бы к чистым истокам первых веков Христианства…9

24.9.35. На вопросы теософов можно было бы ответить вопросом же: много ли прибавит их духовному развитию знание степени Духовной высоты Христа и Будды? Можно привести им § 8, на странице 181, из второй части «Листов Сада Мории»: «Еще спросят: “Кто больше, Христос или Будда?” – Отвечайте: “Невозможно измерить дальние миры. Можем лишь восхищаться их сиянием”»…Истинно, Христос и Будда являются такими дальними звездами Духа по сравнению с нами – землянами… 10

11.10.35. Конечно, окружающие условия во времена Христа (так же, как и теперь) чрезвычайно редко отвечали возможности чуда. Потому и Христос не всегда мог исцелять приходящих к нему. В Еванг[елии] от Матф[ея], [гл.] 13, [ст.] 58 сказано: «И не совершил там много чудес по неверию их». Так желаемое дается тому, кто может воспринять его. Во всем нужны кооперация или сотрудничество. 11

28.12.35. Несомненно, Жертва Христа, принятие Им крестной смерти за принесение Учения Света, имела великое значение для всего человечества на всех планах бытия. Но подобную жертву или подвиг принимали на Себя и другие Великие Учителя человечества. И трудно сказать, чья жертва была больше – жертва ли Шри Кришны, духовного Учителя и царственного строителя жизни, жертва ли Готамы Будды, в течение свыше шестидесяти лет несшего тяжкий подвиг Учительства для утверждения Великого Закона, или же прохождение через крестные страдания, но зато краткий путь Иисуса Христа? Помните, как на вопрос «Кто больше – Будда или Христос?» отвечено: «Невозможно измерить дальние миры, можно лишь восхищаться сиянием их».

Конечно, в «Криптограммах» правильно сказано, что восстание Люцифера дало миру Христа. Но это восстание дало и других Великих Учителей, приходивших до Христа и после Него. Длинен список самоотверженных жизней этих Высочайших Духов, боровшихся с тёмною силою. Не забудем, что восстание Люцифера началось уже в конце Третьей Расы… Великая битва в Четвёртой Расе между Сынами Света и сынами тьмы, упоминаемая во всех древних традициях, ярко отметила эту великую драму нашей планеты. Драму в том, что Люцифер по Космическому Праву является истинным Хозяином нашей Земли. Зерно духа его в потенциале своём заключает все энергии, заложенные в ядре нашей планеты, потому можно легко представить себе, как знает Хозяин Земли недра её, и как подчинены ему все энергии её. Тогда как другие Великие Сыны Света, прибывшие на нашу планету, принадлежат к более высоким Мирам. Наивысший среди Них принял ответственность за планету. Он стоит на несменном Дозоре. Согласно всем Писаниям, Ему надлежит стереть главу змия.

Конечно, Жертвой Христа никто не спасён от козней и сетей тёмной силы. Ибо никто не может спасти другого. Так, Учение Христа лишь ещё раз напомнило человечеству о грозной опасности и указало путь к духовному возрождению и, следовательно, к спасению. Но козни тёмных сил и опасность их не только не исчезли, но возросли перед [решительной] Битвой. Потому сейчас, как никогда, важно единение всех светлых сил для отпора полчищам тьмы…

Очень советую Вам подчеркнуть в труде Вашем, насколько не понят и обойдён молчанием Эзотеризм в Учении Христа, встречаемый даже в имеющихся у нас Евангелиях. Также можно сказать, что первый Луч Новой Эпохи блеснёт новым пониманием Учения Христа. «Так примем появление Христа как Священный Знак, и пусть люди почитают все Знаки Высокого Пути».12

18.1.36. Молитва Христа, которую никто не услышал, была молитвой сердца о благе всего человечества. Каждый Великий Дух руководит эволюцией, строго согласуясь с законами Космического Магнита, или с Законом Эволюции. И Воля такого Духа потому так мощна, что отождествлена с Волею Космоса.13

2.4.36. Вы спрашиваете «можно ли понять указание о явлении (видении) Христа в умалённых обликах и реально?» Конечно – да. Ибо средневековье сделало из Христа Недосягаемого Идола и лишило Его всякой человечности, следовательно, и Божественности; так, все Учения Востока гласят – «нет Бога (или Богов), который не был бы когда-то человеком». Такаянасильственная отчуждённость Христа от человеческого естества угрожала и сейчас угрожает полным разрывом общения человечества с Высшим Миром. Можно проследить, как в средневековье появлялись большие Святые, которые старались восстановить это почти утраченное общение, причём все они настаивали именно на человеческом естестве Христа, и видения и откровения получаемые [подтверждают] это последнее обстоятельство. Особенно яркие утверждения этому можно найти на страницах автобиографии Св.Терезы, испанской святой шестнадцатого века, и ещё раньше в видениях и писаниях Св.Екатерины Сиенской и Св.Гертруды. Так форма и качество видений и сообщений, получаемых через такое Общение, всегда отвечают уровню сознания видящих и получающих их, а также и нуждам времени. Как Сказано: «Именно по характерам видений можно писать лучшую историю интеллекта».

…Церковь наша, установив догму о Едином и Единородном Сыне Божьем Иисусе Христе, тем самым опрокинула и смысл молитвы, завещанной самим же Иисусом Христом – «Отче наш, иже еси на Небеси…», а также и слов Писаний: «Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его» (Бытие гл[ава] 5, стих 1).

Так, установив исключительность Сыновства и естества Божьего в Иисусе Христе, Церковь тем самым разъединила его навсегда с человечеством. Так произошли тяжкие по следствиям явления: изъятие Иисуса Христа из жизни человечества, уничтожение Его жизненного Подвига и страшное внушение понятия, что крестная смерть Христа спасла человечество от «первородного» греха (?!) и всех последующих. Так «Тенью ходит Он по миру, а тело Его в Церкви заковано в ризы икон. Тело надо найти в миру и Закованного в Церкви расковать» («Иисус Неизвестный» Мережковского).14

8.6.36. Теперь о жертве Хр[иста]. Конечно, совершенно невозможно понимать значение жертвы, [или] распятия Христа, как это понимается некоторыми сознаниями. Смысл её в том, что Хр[истос], желая показать силу духа над физической материей, принял чашу подвига и запечатлел своею кровью Завет, принесённый Им, – «нет больше любви той, как если кто положит душу за други своя». В «Агни Й[oгe]» в § 8 сказано: «Можно указать, почему Учителя Знания страдали, уходя с Земли. Конечно, это страдание сознательное и добровольное. Как хозяин наполняет до краёв чашу, так Учитель хочет запечатлеть последний Знак Завета».

Так, если великий пример и подвиг Его зажёг пламя в сердцах наших и мы исполняем Завет Его, то можно сказать, что Он не напрасно пострадал и принятая Им Чаша именно запечатлела Завет. Но если мы будем воображать, что что бы мы ни делали, какие бы преступления ни совершали, но пролитая кровь Христа навсегда спасла нас от власти дьявола, то, истинно, мы будем этими самыми дьяволами! Никто не может спасти другого. Лишь собственными усилиями подымается дух в сужденные Прекрасные Миры. «Вера без дел мертва есть»…

Таинство Великой Жертвы и Таинство причащения крови и тела имеют начало в древнейших Мистериях. При последнем посвящении неофиту вручалась чаша, наполненная гранатным соком (символизировавшим кровь); приняв её, он выливал содержимое на все четыре стороны, в знак своей готовности принести душу и тело на служение Миру, пострадать за Истину. Так и Христос хотел утвердить этот символ среди своих учеников для закрепления памяти о подвиге и Завете в грядущих поколениях. Но никакое механическое причащение не может спасти души наши, ибо «вера без дел мертва есть».

Помню мою беседу о Жертве Христа с одной англ[ийской] миссионершей, которая била себя в грудь и истерически выкрикивала, что она знает, что Христос пострадал за неё и тем спас её от вечных мучений. На что я ответила ей: «Вы ошибаетесь, Христос пострадал не за вас, но из-за вас». Конечно, мы больше с нею не встречались и были оглашены, как язычники, шпионы и награждены прочими соответствующими титулами.15

19.2.37. Именно, «не для жизни тела должны мы принимать Тело и Кровь Христову, но для жизни духа, потому и принятие Тела и Крови Христовой надо понимать духовно». Ни в одной церкви нельзя сейчас найти ответа на основные вопросы Бытия. Все они, без исключения, зашли в тупик и рушатся под тяжестью измышленных ими догм. Как далеко отошло сознание наших пастырей от вмещения простых слов Христа: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». 16

28.5.37. ..слова Афанасия Великого, прежде всего, исполнены красоты, а там, где есть красота, там и истина. Так его утверждение: «Бог вочеловечился, чтобы мы обожились» отвечает оккультной истине, ибо Дух Иис[уса] Хр[иста] в своей огненной Божественной Сущности для нас есть Олицетворение Божественного Начала. Приняв земную оболочку в тяжкую эпоху вырождения и разложения духовных ценностей, чтобы дать новый импульс духу человеческому и тем приобщить человека к Божественному Естеству, в нём заключённому, Он, истинно, обожил его.

Может быть, кто-то любопытствующий скажет: поясните нам Облик Хр[иста]. Ответьте словами Учения: «Невозможно измерить дальние миры, можем лишь восхищаться ими». Тайны духа так прекрасны, что можно лишь сказать: «Нельзя говорить о Несказуемом». 17

2.9.37. Конечно, Христос при преображении своем не дематериализовал свое тело, но появился ученикам в своем тонком теле. Точно так же и Воскрешенье было именно в тонком теле. Вспомните, как Он не позволил Марии Магдалине прикоснуться к Нему, ибо прикасание к Высокому Духу, появляющемуся в тонком теле, может быть смертельным из-за разницы в вибрациях.18

27.11.37. Мы знаем, какое значение придавалось последователями Христа возможности Его Воскресения на третий день, и они были правы, ибо одним из заданий Христа было доказать своим ученикам переживание человека душевного и бессмертие духа…

Христос, говоря о своём воскрешении, имел в виду не свой сознательный переход в тонкий мир, но именно своё появление в тонком теле среди физических условий. Конечно, такое появление физически умершего человека в материализованном тонком теле явилось ярким доказательством воскрешения Его и укрепило в учениках веру в Его Учение.

Конечно, обосновывать воскресение Христа лишь на исчезновении тела Его из гробницы было бы более чем нелепо.

Также всеми силами духа восстаю против предположения, что «Христос мог дать тайно приказ убрать Его тело и объявить о жизни Его, или воскресении…» – такое действие было бы недостойным Высочайшего Духа. Вел[икие] Уч[ителя] никого не вводят в заблуждение, и каждый поступок Их строго согласуется со сделанными Ими утверждениями. Христос, по свидетельству учеников, неоднократно говорил, что Он будет предан в руки человеческие и на третий день воскреснет – имеющий уши  да слышит! 19

3.12.37. Сейчас никто из интеллигентных или просвещённых людей не сомневается, что Христос воскрес не в своем физическом теле, но в теле тонком, или теле Света. Не Апостол ли Павел подтверждает это своими неоднократными речениями: «Тленное не может стать нетленным» или «Не умрём, но изменимся» и т.д. Также в Евангелиях подчёркивается, что Христос после своей крестной смерти или своего воскресения обычно при появлении своём становился видим внезапно и так же внезапно исчезал. Именно эти внезапные появления и исчезновения (как теперь это научно установлено) так характерны для временной материализации тонкого тела. В гностической литературе можно найти указания, что именно во время таких появлений Христос передавал ученикам тайны потустороннего мира…20

8.2.38. …пошлём Вам, как только получим копии журнала «Кайзер-и-Хинд», в котором сейчас помещается серия статей «Жил ли Иисус Хр[истос] на Земле» и «Индусские Рекорды о Жизни Христа»… Вам будет особенно интересно прочесть эти статьи, ибо я уже выслала Вам страницы из жизни Великого Путника, или И[исуса] Хр[иста]. С особым волнением прочла я в приведённой статье описание наружности Хр[иста], сделанное Его современником римлянином Лентулом в его докладе Римскому Сенату. По существующим предположениям этот Лентул мог быть Пилатом. Описание его так близко тому, которое я ношу в сердце. Перечтите в «Криптограмм[ах] В[остока]» «Приход Хр[иста]», начиная с тринадцатой строки.

Я не сомневаюсь, вернее знаю, что Хр[истос] был в Индии, но ученые – востоковеды, поддержанные представлениями церкви, яро отрицают эту возможность. Потому так интересны эти новые расследования». 21

11.2.38. Все Вел.Учителя очень трудились, и физический труд им был не чужд. Вспомните Преподобного Сергия. И Христос очень трудился. Плотничеством и гончарством Он зарабатывал пропитание своё. Эта сторона жизни Великого Учителя почти не отмечена в избранных Писаниях, но она сохранилась в апокрифах и, конечно, в эзотерических рекордах. Найдутся ещё апокрифы, близкие к Его времени. 23

8.3.38. «…Великий Путник учил о расширении сознания. Он повторял: «откройте глаза и уши». Не только к своим поучениям Он предлагал открыть уши, конечно, Он указывал, сколь глубокий смысл можно усвоить при расширенном сознании. Но нельзя вдеть верёвку в игольное ушко. Большое послание не вмещается в малое ухо. Можно представить себе, какое множество Его поучений не вошло в уши слушателей! Многие запомнились отрывочно. Связь утратилась, и тем утерялся первоначальный смысл. Не скажу, чтобы смысл сделался превратным, но стиралась красота слова… Великий Учитель часто обращал взор учеников к светилам: «Много домов и везде жизнь». Он хотел, чтобы ученики полюбили Беспредельность».24

5.4.38. …Из всех описаний посмертных явлений Христа ясно, что они происходили в тонком теле. Обратите внимание, как всегда подчёркивается внезапность появления, иногда при запертых дверях горницы, и такое же исчезновение. Также почему-то ученики не узнавали Его сразу при таких появлениях, а когда глаза их раскрывались, и они признавали Его, Он становился невидимым для них (от Матфея). Всё это определённо указывает на воскрешение Христа именно в тонком теле. Все те, кто были свидетелями подобных явлений из тонкого мира и в наше время, могут подтвердить эту обычную внезапность как появлений, так и исчезновений. Только слепые или полные невежды могут допустить телесное воскрешение Великого Учителя.25

24.05.38. …Хронология жизни Христа очень неточна. Вел.Уч. относят рождение Иисуса на более ранний период, нежели указанный в Евангелиях…26

5.7.38. Напрасно думать, что Христос, приближая Иуду, не знал, куда приведёт свободная воля этого ученика. Нет, Он знал. Он знал и конец свой, ибо Иуда не впервые приближался к Нему. Христос знал, кто прятался под маской Иуды. Иуда был давнишним предателем и уже не раз он предал Христа. Но давно уже сказано, что именно джины строят храмы. Распятием Христа Иуда дал миру нового Бога.

Конечно, никто не может утверждать о всеведении Христа во время его земного прохождения. Но что Он знал главные этапы своего Пути и знал сущность подходивших к Нему людей – это несомненно… Потому не будем думать, что Христос, этот Великий Дух, не знал Ему сужденного. Каждому носителю подвига предлагается полная чаша, и он сам избирает, хочет ли он принять её всю или только часть её. По закону антитез – самое худшее приносит самое лучшее. Кто же из мужественных подвижников не примет полную чашу?

Привожу выдержку из одной беседы: «Именно толпы своими криками вели великого Учителя под особые страдания. Толпы, те же самые толпы, кричали о царстве, и они же торопили на казнь. Так они своеобразно способствовали исполнению пророчеств. Невозможно представить, какая карма ложилась на множества безумцев!..

Учитель мог пройти Путь подвига и без рычаний толп, но именно исцелённые Им наполняли пространство угрозами и проклятиями. Такое проявление свободной воли можно назвать многими именами, но всё же оно останется свободной волей. Правильно считать свободную волю высшим даром, но как разумно нужно пользоваться этим драгоценным сокровищем!» 27

12.7.38. Те, кто хотят следовать исключительно Христу, и должны следовать Ему. Но пусть отдадут себе ясный отчет, какому Христу хотят они служить: Христу ли евангельскому или же Христу позднейших церковников? В этом осознании уже будет сдвиг сознания. Никто из Великих Учителей никогда не будет умалять ни одного Основоположника древних или позднейших религий, ибо, истинно, одно и то же Ego неоднократно воплощалось в некоторых из Них! 28

26.1.39. К сожалению, принято рассматривать Учение Христа, как учение непротивления злу. Это величайшее заблуждение. Именно Христос сурово обличал всякое зло, всякое лицемерие и нерадивость к добру… Также нужно знать, что каждый духовный Учитель приносит клятву не поражать тех, кто посягает на Его жизнь. Так и Христос не мог противиться грубой силе, направленной против Него. Но Он противился злу каждым словом своим, каждым действием, когда это не касалось лично Его. Задача Его была совершить путь человеческими ногами и руками и показать людям, что в величайшей любви к человечеству можно пожертвовать собою и претерпеть жесточайшие муки за желание принести людям свет постоянно забываемых ими Истин. Молитва Христа о мучителях полна милосердия и даже справедливости, ибо, действительно, что могли знать и понимать наёмные палачи в величии Того, Кого они истязали? Кого им было ПРИКАЗАНО истязать? Истинно, не наёмные истязатели, но их подстрекатели приняли на себя карму горчайшую. Также и Пилат, умывший руки и оказавший НЕПРОТИВЛЕНИЕ величайшему злу, там, где в его власти было остановить его, уготовил себе труднейший рок.29

Из Архива МЦР

(публикуется впервые)

3.12.43. Для меня Облик Христа объединяет и все другие любимые мною Облики. Единая Мощь ведёт человечество по пути совершенствования…

Один проезжавший наши края странник, проживавший и в Палестине, передал нам любопытное пояснение притчи о засохшей Смоковнице, полученное им от местного араба, торговца смоквами. Оказывается, в Палестине имеется особый вид смоковницы, который дает плоды два раза в год, причем первые плоды небольшие и не так мясисты, но очень сочные и сладкие. Явление этих первых плодов бывает тоже в определенное время и доказывает, что будут вторые, настоящие смоквы, но отсутствие их уявляет старость дерева и оно неизменно засыхает. Иисус знал эту особенность и потому, не найдя на смоковнице первых плодов, указал, что и впредь смоковница не будет приносить настоящих смокв, и та засохла. Также и притча о трудности для богатого войти в Царствие Божие получает новое освещение, не столь категоричное. Притча имела в виду Игольное Ухо, название узких и низких ворот в стене, окружавшей Иерусалим, через которые не могло пройти навьюченное животное, тем более верблюд. Итак, богатство мирское приравнивается к грузу вьючного животного. Немало утерянных Апокрифов, относящихся до жизни Христа, может быть найдено, когда сроки подойдут, и люди захотят больше узнать об этой чудесной, самоотверженной, трогательной Жизни, всё отдавшей и всё принявшей. 30

4.8.45. Люди живут так, как будто жизнь на Земле вечна, а к смерти относятся как к самому неожиданному, невероятному и страшному событию. Церковь во многом виновата в таком невежественном отношении к смерти. Повинны в этом, прежде всего, те Отцы церкви, которые в канонизированном ими Евангелии (избранном наугад из нескольких сот, более или менее апокрифических Евангелий, бывших тогда в ходу) – изъяли все места, относящиеся к Учению Христа о Тонком Мире, данному Им любимому ученику и Марии Магдалине, после Его воскрешения и в течение многократных появлений в тонком теле. Согласно гностикам, Христос появлялся Марии Магдалине и наставлял её в тайнах Тонкого Мира на протяжении Одиннадцати лет. Такое изъятие из Учения самых насущных для человечества Откровений явилось неоценимой утратой для духовной эволюции человечества, и потому есть величайшее преступление, учиненное невежественными церковными служителями.

…На Западе существует целая библиотека ценных самостоятельных и удивительных по эрудиции, глубоких и тонких по научной критике, работ учёных о внеевангельских изречениях Христа Спасителя. Тем позорнее наше современное невежественное равнодушие к такому насущному для нас собирательству великого Учения, уявляющего смысл нашего бытия. Жизнь Христа стёрлась, Его чарующий трогательно жизненный Облик оказался застеклённым, заграждённым, закованным в золотые ризы. Народы утратили живую связь с Его земною жизнью, с Его Словом, проникнутым такой любовью, такой тоской при осознании Им, что даже такое простое Слово Его останется не понятым и не принятым. Думается мне, что именно такое непонимание Его подвига среди ближайших заставило Его пойти сознательно на величайшие муки пыток и позорного распятия, лишь бы запечатлеть Свой Подвиг в сознании современников как самоотверженное принесение себя в жертву невежеству, оявленную Им ради любви к человечеству.  Я так люблю Христа! Помню, как, смотря на Его Изображение в терновом венце (в Новодевичьем Монастыре в Петрограде), я впервые ощутила физическое горение в сердце, как бы жаркое пламя зажглось в сердце. Было мне несколько видений Христа, было и видение Его прободённых Рук, и Лика в терновом венце, с крупными кровавыми каплями на прекрасном челе. Часто горюю, что не умею запечатлеть Его необыкновенный Лик, Его необыкновенную оригинальность.31

21.08.47. Вспоминается, как в начале опыта, услышав фразу – «Папа, дай я баветочку тебе сделаю»… я искренно возмутилась подобному вторжению в идущие серьёзные сообщения, а на вечерней Беседе получила урок – привожу его Вам почти целиком: «Вы должны были обратить внимание на некоторые фразы, звучащие обиходно или даже по-детски – это очень характерная подробность. Так же, как за вами, мы следим за развитием, следим за детьми с колыбели и взвешиваем их лучшие мысли по всему Миру… Потому не удивляйтесь, если Великий Учитель повторяет простые фразы. Фиксируя эти мысли, Мы иногда даём укрепиться отличному цветку духа. Потому рядом с великими космическими открытиями и мировыми событиями Мы также бережно растим цветы духа. Иногда Сам Христос повторяет простые слова, ведь следствие их может быть велико. Так разнообразна работа Нашего Братства. (Да, меня очень удивила фраза: «Папа, дай баветочку тебе сделаю», – и не хотела её записать). Между тем, именно эту фразу сказал Учитель Христос. Эти слова сказаны маленькой девочкой своему больному отцу. Но это желание было лучше иных взрослых, и Христос утвердил волю в пространство… Луч, разбивающий города, так же красочен, как и несущий помощь маленькому сердцу.32

18.11.48. Теперь о Великом Облике Христа. Нет лжи в строках Евангельских, говорящих о воскресении и вознесении Христа. Есть лишь недомыслие последователей и читающих, или введение в заблуждение паствы корыстными и невежественными князьями церкви.

Совершенно дико представить себе, что Христос думал доказать существование загробной жизни тем, что, подвергнув себя мучительнейшей смерти, снова ожил бы в том же теле! Нет, не бессмысленное Воскресение в физическом теле было целью Христа! Христос хотел доказать сознательное существование человека в Надземном Мире и в оболочке соответствующей тому Миру. После своего распятия Христос разложил свое физическое тело на атомы, потому тело его не было найдено. Высокий Дух в тонком теле, очищенном огнём психической энергии, освободившись от физической оболочки раньше срока (т.е. раньше положенного ему естественного срока смерти), владеет необычайной силою на Земле. Мощь эта могла бы сжечь целую страну, но Христос уничтожил или разложил на атомы только своё физическое тело. Такое действие явилось тогда величайшим достижением, ибо никто раньше не мог достичь такой силы огненной энергии на Земле. Это достижение осталось единственным по силе, утончению и красоте.

Так и вознесение, конечно, совершилось в огненном апофеозе Тонкого Тела. Ученики, глаза которых открывались, когда среди них неожиданно появлялся материализованный Христос, также могли уявиться на чуде открытия, так называемого призматического зрения, и увидеть сияющую оболочку Владыки, исчезающую в свете Лучей Его. Конечно, тело тончайшее или «тело славы», как называет его Ап[остол] Павел, не распыляется, но остаётся облачённым в сублимированную ткань материи Люциды и пребывает на соответствующем плане Бытия.

После распятия Христос в своём тонком теле неоднократно появлялся ученикам и в течении одиннадцати лет поучал Марию Магдалину тайнам надземным. Записи Марии Магд[алины] после её смерти хранились ап[остолом] Иоанном. В гностической литературе можно найти упоминание о «Больших и Малых Вопросах М[арии] Магд[алины] и ответах Хр[иста]» на них. Но «Большие Вопросы» были утеряны, а сейчас остались лишь обрывки «Малых Вопросов…», которые гностики включили отчасти в своё Учение, а также издали их отдельной книжкой, кажется с позднейшими комментариями…

…Христос был Величайшим. Любя Его, мы любим всех Великих Учителей Человечества. Он истинный Мессия всех народов и Великий Аватар Вишну в нашей Манвантаре.

 

Литература:

1.Елена Ивановна Рерих. Письма Том II (1934 г.), М.: Международный Центр Рерихов, 2000. – с.125, 126.

2.Там же. – с.142 – 143

  1. Там же. – с. 159.
  2. Там же.- с.270.
  3. Там же. – с.310 – 311.
  4. Там же. – с.349, 351.
  5. Там же. – с.365, 367.
  6. Елена Ивановна Рерих. Письма Том III (1935 г.), М.: Международный Центр Рерихов, 2001 – с.393.
  7. Там же. – с.427 – 428.
  8. Там же. – с.541.
  9. Там же. – с.577.
  10. Там же. – с.718 – 719.
  11. Елена Ивановна Рерих. Письма Том IV (1936 г.), М.: Международный Центр Рерихов, 2002 – с.15.
  12. Там же. – с.129.
  13. Там же. – с.209.
  14. Елена Ивановна Рерих. Письма Том V (1937 г.), М.: Международный Центр Рерихов, 2003 – с.56.
  15. Там же. – с.125, 128.
  16. Там же. – с.228.
  17. Там же. – с.306
  18. Там же. – с.317.
  19. Так в рукописи.
  20. Письма Елены Рерих. – Изд. «Вико». Новосибирск. 1993, Т.3. с.264 – 265.
  21. Письма Елены Рерих. – Изд. «Лист», Кишинёв, 1995. с.681.
  22. Там же. – с.685.
  23. Там же. – с.688.
  24. Письма Елены Рерих. – Изд. «Вико». Новосибирск. 1993. – т 3, с.290.
  25. Письма Елены Рерих. – Изд. «Лист», Кишинёв, 1995. с.708 – 709.
  26. Там же. – с.711.
  27. Там же. – с.738 – 739.
  28. Архив МЦР
  29. Архив МЦР
  30. Архив МЦР
  31. Архив МЦР

 

 По материалам журнала «Мир Огненный» № 12(1), 1997 г.

 

 

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий