Главная » красота » Фрагменты о Красоте. А.А. Скворцов

718 просмотров

 

"Красота божьего мира" Лепихова Мария (9 лет)

“Красота божьего мира” Лепихова Мария (9 лет)

(попытка осмысления детьми на уроках истории понятия «красоты»

и некоторые в связи с этим обобщения)

Эти заметки были завершены ещё в 2005 г. Представитель одной из православных церквей (южной епархии) подверг их устной критике после ознакомления с рукописью. С тех пор прошло много лет, но и сегодня, вспомнив об этих записях и перечитав их, ясно видишь, что у служителя церкви не было оснований для критики. И потому, в частности, эти заметки могут быть переданы читающей публике без исправлений и дополнений. В первом разделе говорится о насущности красоты в конце тёмной эпохи. Красота – щит надежный, противостояние всему негативному. В христианстве давно были выражены идеи о направлении к природе, общению с цветами и всем прекрасным, что облагораживает и спасает. Второй раздел связан с жизнью, с педагогическим опытом, когда сознание подростков было привлечено к понятию о красоте. И в последнем разделе сделана попытка обобщить рассматриваемое понятие, отметить возможные пути продвижения к Красоте. Живая Этика – эта Живая, Огненная Красота – основа мировоззрения новой эпохи мира и созидания.

Утверждение, что только Земля
является колыбелью жизни, также
неверно, как и утверждение, что
на большом засеянном поле мог вырасти
только один прекрасный колос пшеницы.

Метродот из Лампсакоса

Необходимость красоты

Восток давно советует мыслить о красоте, о всём возвышенном и прекрасном. Восток советует мыслить о Любви духовной и поступать в согласии с нею. Спаситель Христос завещал любить друг друга и жить праведно. «Мы знаем, что мы от Бога, – утверждал Апостол Иоанн Богослов, – и что весь мир лежит во зле» [1. Гл. 5:19]. Но только сей мир, а не высший. Он же подчеркнул, «что тьма проходит и истинный свет уже светит» [1. Гл. 2:8]. И он же повторил: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» [1. Гл. 4:16]. Действительно, тьма временна и Свет побеждает тьму. Чтобы противостоять тьме, следует мыслить о красоте, о созидании, о Любви. Следует действовать в соответствии с ними.

Россия слишком долго отстраняется от Востока, подпадая под тлетворное влияние Запада. Исток больших войн ХХ века – с Запада. Он развил судорожную внешнюю деятельность, забыв о духовности, красоте, гармонии. Он занят не внутренней, а эгоистической внешней деятельностью. Запад военизировал общество, сверх всякой меры внедрил технизацию, что привело к постоянной гибели населения, загрязнению окружающей среды, экологическому кризису на планете. Всячески поддерживались изобретатели оружия, а впоследствии и оружия массового уничтожения людей.

Зияющую пустоту в душе европейского человека отчасти заполнило развитие науки и далёких от духовности искусств и техники – они поглотили часть бурной энергии. Другая часть активности была направлена в сторону разрешения разного рода политических и социальных вопросов, что выразилось в движениях мятущихся толп (не знающих о подлинном, духовном смысле жизни), в революциях, войнах, межнациональных столкновениях, терроризме.

Не только марксизм, пришедший в Россию с Запада, был, по справедливому замечанию Н. Бердяева, совершенно лишен космического мироощущения. Вместо него утвердилась безжалостная диктатура грубой силы и пошлости. Запад развил многие негативные качества – бездушный материализм, самость, отрицание космических законов жизни, духовной природы человека. Он запутался в вопросе о смысле жизни, имеющем практическое значение. Академик Л. Н. Митрохин верно заметил, что в наши дни мало кто сомневается в том, «что европейская цивилизация, достигшая высочайших научных технических достижений, поставила человечество на край гибели» [2. № 8. С. 33].

Европоцентризм и западные ценности навязаны России. Очередные лживые «крестоносцы» разлагают Россию не только через средства массовой информации, в чём существенно преуспели, ибо используются власть и денежные средства. Шлейф мрачного сталинизма всё ещё не развеялся. Часть чиновного люда оказывает сопротивление духовному развитию российского населения.

Но Солнце восходит на Востоке. Свет изливается оттуда. Многие прочувствовали, насколько чужды нам негативные стороны так называемой западной цивилизации. Не только евразийцы повернулись лицом к Востоку. Не случайно их труды в советское время были под запретом. Евразийство рассматривало русскую культуру «как самостоятельную евразийскую культуру, вобравшую в себя опыт не только Запада, но и в равной мере Востока. Русский народ с этой точки зрения нельзя относить ни к европейцам, ни к азиатам, ибо он принадлежит к совершенно самобытной исторической общности – Евразии. Подобная двусоставность русской культуры и государственности (одновременное присутствие европейских и азиатских элементов) определяет и особый исторический путь России, её своеобразную национально-государственную программу, несовпадающую с западноевропейской традицией. Причём, как считает С. Ключников, «восточные истоки для России внутренне ближе западных» [3. С. 9-10].

Сильное увлечение Востоком выразили А. Пушкин, Л. Толстой, Н. Клюев, М. Волошин и многие другие. Незадолго перед уходом из этого мира Михаил Лермонтов сказал: «Зачем нам всё тянуться за Европой?.. Я многому научился у азиатов, и мне хотелось бы проникнуть в таинства азиатского миросозерцания». Фёдор Достоевский видел судьбоносную роль Азии в духовно-историческом развитии России. Он писал, что «…в Азии может быть больше наших надежд, чем в Европе». Подобного рода мысли всё ещё отвергаются не только с башен Кремля. Потому, в частности, что Запад слишком «привлекателен» и навязчив. Не случайно история России, как правило, рассматривается и освещается с позиции западного образа жизни, западных методологических подходов и ценностей. Как будто у России нет восточных корней. Многие без всяких на то оснований отрицают восточную ориентацию российской истории и русской культуры.

Восток духовный, имеющий ненавязчивую Философию Синтеза, основан на красоте, сострадании и Любви. Восток не забыл о подлинной красоте духа и сердца. Евангелие излагает чисто восточные формулы таким доступным языком, который понятен западному сознанию. Параллели, совпадения, имеющиеся в буддизме и христианстве, всё ещё многими отвергаются.

В это непростое время перехода несовершенной человеческой цивилизации от тьмы к свету многие истосковались по красоте и гармонии. Внутреннее желание утончения, гармонии, всего прекрасного естественно, и оно гораздо важнее каких бы то ни было материальных приобретений суетного «мира сего порочного». Оно важнее всего внешнего, которое временно, тленно.

Ведь красота и духовность являются потребностью духа. Ведь творчество, расширяющееся пространство сознания, царство духа есть сокровенная суть человеческого существа, которую каждый призван открыть в себе и развить. В немногих словах московская поэтесса выразила незатухающую внутреннюю потребность в красоте:

Отчего я плакала?

Не знаю.

Просто так.

Хотелось красоты. [4]

Это не каприз, а магнит духа, влекущий к гармонии всего прекрасного.

Человек должен вернуться в состояние красоты и гармонии. Человек должен выразить суть красоты своим устремлённым сердцем. Ему предназначено быть красивым. Такой путь пролегает через преодоление тьмы и несовершенств. Красота присуща расширенному и утонченному сознанию. Редкий человек – Святой обязательно является красивым: его богатая внутренняя жизнь наполнена красотою служения несовершенным людям. Великий подвижник Конфуций находился в этом мире не для себя.

Наш физический, несовершенный мир биполярен, в нём есть счастье и трагизм, радость и страдание; есть красота и то, что ей противостоит. При этом важно соотношение Формы и Содержания. Неразвитое сознание исходит из формы, плоти, страстей. Но духовное содержание, высокое качество сознания и мыслей важнее плотной формы, тела.

Здесь постоянно происходит борьба тёмного и светлого начал в самом человеке и во всём земном обществе. Противостоящие эволюции силы вносят в жизнь дисгармонию, всё противоположное красоте. Они и их слуги препятствуют распространению истинного знания, красоты и гармонии. Они разлагают сознания людей, используя не только прессу и телевидение. Это отрицатели истины и красоты. Незавидна роль этих отрицателей, вносящих низменное, негативное. Так называемая «массовая культура» аритмична, в ней нет подлинной культуры и красоты.

Сознание многих людей находится в плену у призрачных развлечений и средств массовой информации. Оно отвлечено от всего светлого, божественного в суету, обывательство, страсти. Если ум не занят высоким, то обязательно скатится в низкое. Пекущиеся о душе придерживаются нравственного, чистого, высокого. Умный человек (по разъяснениям Святого Антония Великого) всегда избегает того, что вредит душе, как чуждое ей, ибо добродетельная и богоугодная (светлая) жизнь лучше призрачного земного богатства, денег и славы. В противном случае личность скатывается во тьму греховной жизни, в состояние неведения и прозябания в обывательстве. Умными являются лишь те люди (согласно пояснениям Святого Антония), у которых душа умна, которые могут здраво рассудить,что есть добро и что есть зло, и заботятся лишь о добром, душеполезном. Антоний Великий справедливо заключил, что человеком должно называть или того, кто умён, или того, кто принялся исправлять себя. Жизнь показала — Святой Антоний прав. Он имел красивое сердце и светлые мысли.

Человек опускается, деградирует, если в нём не преобладает светлое начало, если в нём господствует плоть, разнузданность чувств, эгоизм, сухой рассудок. По справедливой мысли Святого Павла, плоть временна, а дух вечен. Внутренний человек важнее внешнего, плотского. Очень важно, какое именно богатство накопит каждый в этой жизни – духовное, или же материальное Утопающий в иллюзиях чисто материального существования остаётся ни с чем, ведь не было устремления, которое всегда разрушается, исчезает туману подобно.

к духовности и красоте. Он пуст внутри, и ему нечем жить Там – в надземном существовании, где иные условия жизни. Между тем, жизнь Там без конца и края, а здесь лишь мгновения в условиях несовершенств, ограничений, страданий. Но прежде чем касаться сферы Надземного, следует усвоить ноосферный подход к жизни, идеи А. Чижевскго, русских космистов.

История учит нравственному пути, эволюционно значимому. История учит развитию личности даже в окружении тех, тех впал в инволюцию. История учит добровольному переходу от несовершенств к Совершенству. Она подсказывает идеи сменяемости цивилизаций и государств, замены отживших форм ради развития сознания. Осенние листья сбрасываются, чтобы колесо периодов продолжило свой ход. История подсказывает и напоминает, ещё больше возможностей у метаистории. Но царствующая Философия, Живая Этика – Учение Жизни – синтезируют опыт.

Учение Живой Этики настаивает на наличии во вселенной принципа красоты. Весь населённый Космос, в том числе и несовершенное человечество, своим творчеством различных степеней и утончений выражает действие вечного принципа красоты. Когда-нибудь человечество вырвется (перейдёт) из ограничений, невежества и несовершенств в самую свободную красоту творческого, гармоничного существования.

Устремление к красоте улучшает, возвышает, облагораживает. Если мы хотим устоять в наше непросветлённое время, то должны оберегать себя и наших детей от всего низкого, пошлого, должны принадлежать красоте, а не безобразию. Восток советует: «Можно научиться чуять себя вне пошлой обыденности и приобщиться духом к явленному миру Красоты» [5].

Без усилий ничто не даётся, без борьбы не достичь красоты. Восприятие красоты рождает радость, оптимизирует. Мысли о красоте важны и действенны. Справедливо сказано, что первой предпосылкой культуры духа является культура мысли. Мысли о красоте, кристально чистые мысли приносят здоровье – и нравственное, и физическое. О бодрствовании и “трезвении” настойчиво говорили христианские подвижники и восточные мудрецы. Актуален совет с Востока: «Искусство мышления должно быть развиваемо в школах. Каждое искусство нуждается в упражнении. Также мышление должно быть усилено упражнением. Но такое углубление не должно быть тягостным и скучным, потому руководитель такого предмета должен быть истинным просвещённым» [6].

Вопреки тьме и разрушению будем мыслить о прекрасном, о красоте и созидании. Любовь есть Красота. С познанием красоты разгорается огонь любви в самом сердце.

Очень важно, чтобы дети имели своё собственное мнение и умели отстаивать его. Русским философом подчеркнуто, как следует поощрять детей высказывать именно свои мнения по поводу всего прочитанного, услышанного и увиденного ими, ведь такие обсуждения заложат основу мышления.

История как область знаний о прошлом ради будущего расширяет кругозор, многому учит, воспитывает. На уроках истории мы стараемся обращаться к красоте прошлого мира, красоте поступков, мыслей и чувств различных личностей, героев, подвижников земли русской и земель иных – всё это воспитывает положительное, красивое, созидательное в детях. Воспитание красотою формирует бережное отношение к жизни, нравственную позицию; оно оптимизирует, придает силы. Чтобы познавать прошлое, недостаточно изучать только историю, требуются ещё и психология, этика, метаистория, философия.

При этом следует опираться не на сухой холодный рассудок, а на умное сердце и одухотворённый ум. Вот только один нюанс, показывающий диаметрально противоположные подходы Запада и Востока в педагогике, образовании. Западное образование (которым, к великому сожалению, пронизана и Россия) зиждется на соревновании, то есть на «выпячивании себя» («опереди другого», «обгони», «покажи, что ты – лучше других», «получи отметку-клеймо»). Восточный же подход основан на сотрудничестве, поддержке, взаимопомощи, сострадании. Нездоровая атмосфера соревнования растит эгоизм, но сотрудничество, взаимопомощь развивают добрые качества, альтруизм. Это существенные различия, ибо они касаются влияния на сознание человека, общества. Запад исходит из сухого рассудка (погоня за долларом, карьеризм, конкуренция), а Восток – из сердца, сердечного отношения к людям. Вместо конкуренции Восток предлагает вводить сотрудничество.

Дети о Красоте

Обратимся к рассуждениям детей начальных и средних классов (с третьего по седьмой). В большинстве своём это письменные размышления, иногда сопутствовавшие изучению окружающего мира, истории стран, личностей, народов. Некоторые ученики выразили свои мысли в форме небольшого сочинения «О Красоте». Значительная часть детей, к сожалению, не заинтересовалась этой темой, другие решительно её отвергли, и, более того, именно эти отрицатели зачастую вносили в жизнь безобразие.

Интересно и важно то, что ребятишки интуитивно и самостоятельно всегда ставят рядом два удивительных и прекрасных понятия – «Добро» и «Красота», – у них они согласуются, дополняют друг друга, неразрывны. Так семиклассница Валентина Г. пишет: «Я думаю, что Красота – это доброта, которая спасает нас в трудные минуты, которая возрождает в нас надежду на лучшее. Злу мы должны стараться противостоять: ведь оно является тёмной силой, которая противоположна доброте».

Свои размышления о красоте Евгений С. подытожил такими словами: «Добро и Красота – это почти одинаковые понятия, ведь когда человек творит добрые дела, он как бы очищает свою душу от грехов, сделанных когда-то им».

В восточной философии имеется учение об ахимсе, то есть о ненасилии, непричинении вреда всему живому. В нём ахимса сочетается с понятием о красоте. Некоторые дети чувствуют это и понимают даже без знания философии. Такие малыши поддерживают вегетарианство и неодобрительно относятся к жестоким людям и охотникам, которые лишают жизни домашних и диких животных. Примечательно, что их мнение совпадает с научными данными о том, что первые люди на земле были вегетарианцами. Лишь с собственным падением впоследствии население опустились до того, что стало насильственно прекращать жизни братьев своих меньших и использовать в качестве грубой пищи.

« – Красота – это когда поют птицы, цветут сады и луга. Красота – это звёздное небо и солнечный день… мир на земле, и труд людей. Работа, сделанная людьми аккуратно и с душою – это тоже красота. Красивым поступком является такой, когда человек помогает окружающим в трудную для них минуту. Красота и добро живут рядом. Красивым человеком называют не только красивого внешне, но и у кого доброе сердце, отзывчивая душа. …человек должен мыслить и поступать красиво: помогать ближнему, защищать слабого, быть честным и порядочным.

- Сердце красивое тогда, когда оно доброе.

- Если хорошо присмотреться, то можно увидеть много красивого в природе… Летом цветут цветы, а осенью опадают листья и приятно ходить по разноцветному ковру. Зимой на ветках иней, вокруг много снега. Это тоже очень красиво!

Я думаю, что красота – это когда вокруг всё красиво и душа радуется. Если человек не делает зла и прощает его другим, то у него красивая душа, красивое сердце. Красота и добро – достоинства человека.

- Если мы будем делать всё хорошее и прекрасное, то мы сами сможем создавать красоту. Красота – это что-то прекрасное, доброе и самое лучшее на свете, а зло является мраком в нашей жизни.

- Бог создал Красоту. Красота в природе – это чудо.

- Красота – это любовь к искусству. История учит людей любить живопись, красоту скульптуры, она показывает красоту подвига героя. (…) Звёздное небо красиво тем, что хранит много тайн, которые мы должны разгадать.

- Кто создал красоту звёздного неба? Быть может, сам Господь. Я мало что знаю о Боге и с трудом могу говорить о красоте. Я об этом никогда не задумывалась. Звёздное небо красиво тем, что на темном небе имеются яркие, красивые звёзды, которые напоминают ангелов.

Красивые мысли нужны для того, чтобы красиво мыслить и принимать правильные решения.

- Многому учит красота прошлого мира, изучаемого историей. История наших предков очень интересная и очень нам нужна. Если бы не было истории, то было бы очень скучно. Мы изучаем её и становимся умнее. История учит нас красоте подвига героев.

Красота – это сама жизнь. Но красивое сердце имеют не многие, а лишь те, кто совершает добрые дела. Красота всегда была символом любви и чистоты. Красивые мысли помогают в жизни.

- Вы только вслушайтесь в эти слова – «красота», «красивый», «красивейший». Красота есть везде в природе, а также в человеческом сердце. Также красота очень связана с историей народов. Многие изучают красоту прошлого мира для того, чтобы понять красивые обычаи, традиции, искусство, культуру, подвиги героев. Герои защищали народ и Родину, а в этом имеется красота. К таким красивым людям можно отнести Ломоносова, Минина и Пожарского, Суворова. Люди почитают талант, красоту души и внутреннюю силу полководца Суворова, и даже создали ему памятник.

- Красоту может сотворить простой, обычный человек. Он возьмёт, да и вырежет из дерева различные фигуры, разукрасит их, а это уже частичка красоты. Произведение искусства возникает тогда, когда умный, талантливый человек, не жалея времени и сил, отдаёт работе все свои знания, выдумку, лучшие мысли, любовь к прекрасному. Искусство, созданное им, радует людей, украшает их жизнь. Я бы сказала, что искусство – это праздник человеческой души! Красивые, положительные мысли нужны каждому из нас.

- Красивый душой человек совершает красивые поступки. Когда было землетрясение в Армении, то многие люди из разных стран спасали пострадавших. У этих спасателей красивые сердца.

- Героям, защищавшим Родину в годы Великой Отечественной войны, присуща внутренняя красота. Красота исполнения долга, красота мужества.

- Человек, отзывчивый и внимательный к другим, является красивым. Можно сказать, что у такого золотая душа. Я думаю, что без красоты человек не может нормально мыслить. Добрые и красивые мысли нужны для того, чтобы люди понимали друг друга. Такие мысли помогают человеку развиваться. Здраво мыслящий человек всегда выглядит внутренне красивым.

- Красота – это весь мир. Мир прекрасен. В природе много красоты… И мама красива всем. У моей мамы золотое сердце.

- Душа красива добротой. Красивые мысли нужны для того, чтобы интересней было жить.

- Для меня цветы являются красотой. Полевые цветы мне больше всего нравятся. Ночью… мы видим звёзды, их множество, и это так красиво! …Добро является внутренней красотой.

- Красивым поступком можно назвать помощь больным и раненым птицам. Звёздное небо красиво само по себе. При звёздной ночи приятнее на душе… Красивые мысли нужны для свободного общения друг с другом. Добро и красота помогают всем жить в счастье и мире. Красота существует в природе, а добро в человеке.

- Мы изучаем историю для того, чтобы познавать красоту прошлого мира.

- Красивое сердце то, которое доброе, весёлое, честное и умное. Моя мама красива сердцем, у нее красивые мысли, и она делает такие же вещи. Красота находится в сердце, душе и в мыслях.

- Именно душа красива добротой… Красота – это черта человека, которая видна другому человеку. Красота – это украшение человека.

- Природа красивая, иногда возьмёшь ягоду, а она такая красивая! Бабочки, птенцы, жучки красивые в природе есть… и множество цветов цветёт, и маленькие птенцы появляются. Поэтому никогда нельзя уничтожать природу, чтобы она всегда оставалась такой красивой!

- Красивым поступком является такой поступок, за который не стыдно смотреть людям в глаза.

Красота и зло – два несовместимых понятия, которые не должны стоять на одной ступени.

- Разве не красив восход Солнца? Когда красный огненный шар поднимается из-за горизонта, то всё вокруг так и сияет от Солнца. Блестит шелковистая трава и гладь синего озера. Блестит и переливается снежная шапка горных вершин. А как прекрасно ночное небо! В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся… маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от земли. Красивые мысли нужны для того, чтобы человек выразил свои чувства. Но есть люди, которым не дано иметь красоту души, не дано быть добрым. Это люди завистливые и злые, им ничего не стоит убить человека, животное, срубить дерево. Надо бороться за то, чтобы не было таких людей, чтобы в мире процветали доброта и красота!

- Красивые мысли нужны для того, чтобы сказать красивое слово в нужное время.

- Надо красиво излагать свои мысли, свою речь. Когда ты совершил красивый поступок – это хорошо с твоей стороны, в нём проявляется твоё добро.

Красота в природе разная. Цветут цветы, синеют небеса, на деревьях желтеют листья, как будто золото. Мне кажется, что моря, озера, реки подобны алмазам в этом поднебесном пространстве.

Но не только красота есть на земле, она есть также на небе. Звёзды как бы маленькие изумруды, а Луна как золотой шар.

Настоящая красота внутри человека. Душу человека украшает доброта, человеколюбие, забота и понимание других. Красота сердца – это любовь.

- Красота – это когда всё на свете красиво. Природа красива тем, что в ней всё спокойно.

- Очень интересно тогда, когда падают звёзды и летают кометы по небу. Когда светит Солнце и льёт дождик, то появляется нечто чудесное – это небесная радуга. Мне кажется, что радуга – это мостик, дорога к небу.

Красивые мысли нужны для жизни в мире, чтобы все были добрыми, любили природу и уважали друг друга. Чем больше мыслишь, тем больше всего нового.

- Мы можем создавать красоту… Красота всегда должна быть.

- Мы можем создавать красоту своими мыслями.

- Красота природы разнообразна и едина одновременно.

Если поступки человека полезны людям и не вредят природе, то они обязательно красивы. Поведение человека, его поступки во многом зависят от состояния его души: если на сердце у человека легко и радостно, то он несет людям доброту…

Люди, несите в своем сердце доброту, не жалейте дарить ее окружающим, и тогда у нас не будет зла.

- Всё доброе, светлое и ясное, что радует глаз человека, – это есть красота. Доброта и красота приносят радость людям. Если в каждый поступок вкладывать душу, то его можно назвать красивым.

- То сердце красиво, в котором есть хоть немного тепла для любого человека.

- Человеку нужны красивые мысли. Ему всегда надо мыслить о чем-нибудь хорошем.

Петр I мне очень понравился как царь, особенно тем, что умно мыслил.

- Как трудно жить людям, которые красивые «в душе». Особенно им трудно жить в наше время.

Сердце… должно быть доброе или, как говорят, горячее.

- В человеческом сердце имеется красота. Красота в каждом герое. Герой понимает, что такое красота. Он представляет, что вся красота уничтожает зло и побеждает.

- Красота – это человеческое сердце, его мысли, но красота проявляется и в искусстве, и в таланте. Не зря человек, который высказал фразу «Красота спасет мир», говорил её. Видимо, у этого человека была своя душевная, внутренняя красота, но некоторые её не понимали.

В человеческом сердце очень много красоты. Это сердце можно сравнить с алой розой, которая излучает добро своими лепестками. Эта роза ждёт, когда она кому-нибудь доставит радость, а может быть и любовь. Так и человеческое сердце ждёт, чтобы доставить радость человеку.

Доброта и Красота дополняют друг друга.

Люди, которые занимаются искусством, у которых есть талант, красоту понимают по-своему и в каждой вещи и в каждом человеке…

Красота – это слово волшебное, оно очаровывает каждого человека по-своему.

- Красота – это когда смотришь на что-нибудь и не можешь глаз отвести; тогда ты не только глазами видишь, что это красиво, но и душой чувствуешь, что это что-то необычайное!

- Я думаю, что человек бывает красивым не только внешне, но и внутренне. В прошлом году я месяц была в лагере отдыха для детей и там познакомилась с вожатой нашего отряда. Когда я увидела её первый раз, то она мне показалась некрасивой. Потом я с нею познакомилась поближе. Она изо всех сил старалась, чтобы нам было хорошо, проводила конкурсы, вечера. Нам интересно было с ней беседовать, делиться тайнами и секретами. Мы все полюбили вожатую, она нам казалась самой умной, доброй и красивой. Я поняла, что такое красота в человеке: не его внешность, а его красивый характер, отзывчивость, доброта и поступки.

- Красота – это когда идёт дождь, а после него красивая радуга, цветы цветут. Звёздное небо… красиво тем, что там «нарисованы» разные фигуры. И кажется, что вокруг звёздный снег и там живут звёздные люди, Луна – это какой-то мяч. Все это едино в природе.

Красивая душа и сердце у тех людей, которые могут отдать душу за человека.

- Звёздное небо красиво ночью оттого, что звёзды торжествуют, посылая поэтам музу для создания новых стихов. (…) Красота – это всё то, что окружает человека, прежде всего восход и заход Солнца.

Красивые мысли нужны, чтобы описывать природу и чтобы сочинять стихи.

Добро и красота имеют в том сходство, что они вместе побеждают зло.

- Быть может, на звёздах небесных кто-то живёт, но кто? Быть может, маленькие человечки там живут. Видимо они тоже создают красоту. Вполне возможно, что у них есть какие-либо аппараты, с помощью которых они создают красоту.

- В человеке имеется внутренняя и внешняя красота. Красота героев чаще выражается в их поступках. Многие герои совершали подвиги во имя справедливости, во имя правильной жизни. Таких людей особенно любят.

Красота – это прекрасное слово, которое включает в себя все самое доброе на нашей планете.

Удивительно, как красиво все, что создано! Иногда невозможно оторвать глаз от цветка, от дерева. Можно бесконечно смотреть на звёзды. Иногда смотришь на ночное небо и думаешь: «Эти самые звёзды видели другие люди, например, семь тысяч лет назад». Удивительно! Смотришь на небо – думаешь только обо всем положительном, прекрасном.

- Добро и Красота – это Свет, яркий солнечный луч, от чего всем тепло и уютно.

- Красивым сердцем обладают внутренне красивые люди. Я таких людей вижу. Они как бы выделяются из толпы. У них всегда улыбаются глаза. Я пытаюсь иметь красивое сердце. Но у меня это не всегда получается. Но чтобы войти в будущем в Царство Небесное нужно быть внутренне красивым. Я, чтобы отвлечься от мирских проблем, вспоминаю строки из Библии:

«И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою – на длани Бога твоего» [7. 62: 3].

«И вознёс меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога:

Он имеет славу Божию; (…)

Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою» [8. 21:10, 11, 24].

«И буду радоваться об Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нём более голос плача и голос вопля» [7. 65: 19].

«И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их;

И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» [8. 21: 3 – 4].

Когда я читаю эти строки, то представляю, каким будет Иерусалим. Бог будет среди нас, как когда-то Он был с Адамом и Евой.

В христианской литературе сказано, что чем больше люди будут познавать Бога, тем больше они будут восхищаться Им. И действительно, чем больше читаешь Библию, тем больше восхищаешься Господом, тем больше любишь Его. Надо, надо любить Бога. Только в этом случае можно попасть в Новый Иерусалим и жить там вечно в мире и согласии, с красотою в сердце, с Божьей любовью».

Дети изучали подвиг Джордано Бруно, которого преследовали инквизиторы, и который ради развития сознания людей позволил сжечь себя на костре. Джордано был сильнее этого костра, ибо являлся ещё большим Огнём, Светоносцем. Притихшие дети прочитали решение церковников приговорить его к сожжению на костре, затем прочитали его слова палачам: «Произнося приговор, вы дрожите от страха больше, чем я, идущий на костёр!». И вдруг в полной тишине класса раздались проникновенные слова девочки о Джордано: «Я бы ему цветы подарила!..». Её сердечко взыграло нежностью и восхищением, это была вспышка любви из глубин самого сердца. Именно сердце чувствует красоту Подвига и человечность.

 Заключение

Приведённые размышления детей просты, непосредственны, сердечны. Не каждый взрослый может так бережно, чисто и красиво думать. Сельские дети чаще говорят о цветах и небесных звёздах с их таинствами: они чаще и лучше видят их в степных просторах. «Нам надо научиться радоваться цветам, – подчёркивал известный поэт Рихард Рудзитис, – в которых «оседает небо на землю», радоваться гармоничному сочетанию красок в природе» [9. С. 129]. Действительно, надо учиться радоваться всему прекрасному, цветам, ночным звёздам, душевной теплоте, светлому успеху в жизни, яркому Солнцу, разноцветным облакам, истинному знанию, подвигу в жизни…

Тот, кто любит красоту, добро, цветы и звёздное небо, не является разрушителем, он не потерян для мира и учится созидать. Он учится Красоте.

Это первые шаги детей к прекрасному. И, быть может, кто-либо из детских душ обратится в будущем к Учению Жизни, выразившему себя в безмерной красоте идей, образов, чувств. Они могут выйти тогда из трёхмерных ограничений в “надземное сознание”. Это надёжный путь к воскресению духа, и это понятие о воскресении следует уяснить “как зов Красоты”. Это “магнит, трансмутирующий в жизни” [10]. И придёт понимание, что свет сознания в его просветлённости и жизни сердца. И придёт осознание, что всё продвижение, все достижения и открытия человечество черпало не из себя, а из Неиссякаемого, огненного Источника. Источника нескончаемых энергий и красоты.

Понятие о Красоте сияет одной из жемчужин Живой Этики, которая увлекает в Красоту Беспредельности. Эта доктрина Сердца есть доктрина Красоты и Мудрости. Она пропитана сердечным зовом к подлинной красоте. В нём выражена неисчерпаемость огненного Сердца, неисчерпаемость огненной Красоты. Этот огненный Источник – великий магнит, расширяющий все возможности, всё собою обнимающий в творческом потоке Беспредельности.

Содержание понятия «Красота» богато и значимо, оно гораздо глубже, чем обычно многие себе представляют, оно, как подмечено, пронизывает собой всё наше бытие и мировосприятие. Большинство же воспринимает красоту лишь в узком понимании. Глубинное понимание и восприятие Красоты доступно немногим, лишь наиболее развитым, высоко-духовным сознаниям. Зачастую многие лишь скользят по этому понятию, лишь частично воспринимают красоту нашего физического мира, а о красоте высших порядков, высших миров, о красоте духа не помышляют. Недостаточно развившееся сознание не замечает многих россыпей красоты, которая переполняет миры. Красота в нашей жизни внутри и вовне щедро рассыпана дарами Небес и проявлением устремленных к Свету сердец. Чем более развит человек духовно, тем больше замечает красоты – ведь она беспредельна в своих проявлениях. Нас должна привлекать не только красота настоящего и прошлых миров, но и будущего. Когда-нибудь мы обязательно научимся познавать красоту будущего. Ведь имеются же такие редкие личности, которые предсказывает судьбу, будущее. Авторы Священных Текстов прозревали будущее.

Путь к огненному будущему лежит через каждодневность, её наполненность, качество. Очень важно, чем каждый завершает свой путь. Завершать каждый день, каждый год и всю жизнь красотою. Завершать устремлением к прекрасному. Понятие о завершении ободряет и придаёт устремлённость. В таком пути нет окончания, но всегда имеется переход к новым циклам, достижения и завершениям.

Тема о завершении подскажет и качество подхода, качество самого пути к очередному прекрасному завершению. Сознание всегда к чему-либо стремится. Каждый имеет свои потребности и задачи. Но от уровня сознания зависит выбор того, к чему продвигаться, к какому именно завершению. И благо, если путь ведёт к достойной, высокой цели. В условиях земных притяжений, препятствий и ловушек следует обрести верный путь. Сердце, любящее красоту, неминуемо подскажет его.

Отмечено, что мир устремлён в поисках завершения, и многообразны пути поисков. Но завершению, как пояснено, лучше всего отвечает “путь красоты”. “Кто искал завершение красотою, тот мог найти мощные законы бытия. Если взять все изуродованные проявления жизни и сопоставить их с красотою, мы найдёмзакон завершения. Если мы взглянем на жизнь планеты со всеми предрассудками, мы неминуемо придём к великому завершению красотою”. Потому следует “привыкать к сознанию о великом завершении”. Такое мышление может привести к Высшему, Прекрасному Миру. Необходимо “преисполниться красотою завершения” [11].

Огненное Право – Право на проведение Плана Эволюции – увлекает магнитно в красоту будущих достижений. Переход от одного завершения к другому, от одного качества к более высокому, от красоты к вершинам Красоты во всей их безмерности – вечный двигатель, вечное продвижение. Космический магнит Сердец Огненных есть путь совершенствования. Завершив эту краткую земную жизнь, этот солнечный оборот, можно перейти в иной и Прекрасный Мир. Продолжение всегда есть. Но этот путь надо открыть, открыть сознание такому продвижению. Это трансгрессия – переход в иное качество, обновление. Завершение как этап, часть нескончаемого пути, бесконечность бусин-завершений на ожерелье Беспредельности. Ведь “завершение есть начало”, именно “так складывается Беспредельность” [12]. Но с самого начала пути важно осознать духовный смысл жизни и воспламениться желанием красоты.

Имеется зависимость между осознанием подлинного смысла жизни и её красоты. Подлинный, духовный смысл жизни блуждающим большинством людей не принят, не усвоен, не осознан, а это означает, что не осознается и космичность красоты жизни и творчества. Осознание и принятие духовного смысла жизни, не без основания говорящего о продолжении жизни вне земного существования, позволяет впитывать красоту жизни и переходить к творчеству во имя прогресса и красоты.

Красота всегда существует, никогда не иссякает, она беспредельна в своих выражениях. Если же у части жителей не развита способность заметить и принять нечто прекрасное, то для этой части оно и не существует, хотя в действительности прекрасное всегда есть. Слепой Солнце не видит, но с прозрением радуется открывшемуся восприятию. Проблема не в самой красоте, а в способности восчувствовать её, воспринять.

Истина также всегда существует, но многие не подготовились к её восприятию, усвоению. Мы идём по пути постепенного развития, поэтапного усвоения истин и степеней красоты.

Восприятие красоты и её осмысление являются важнейшими качествами в человеке. В самой истине заложена красота, но к ним следует подобрать ключи.

Впечатления, восприятия являются той силой, которая воздействует на психический мир человека, его сознание. Красота всегда воздействует положительным, светлым образом. Красота возвышает и утончает внутренний мир ребёнка. По собственному признанию Ш. А. Амонашвили, опыт убедил его в том, что впечатление – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребёнка, а поэтому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим. И, по его же словам, какие у ребёнка создаются впечатления в организованном нами воспитательном процессе – от этого будет зависеть направленность его личностных ориентаций, мыслей и поведения [13].

Дальнейшая эволюция человека связана с развитием сердечного восприятия и осознания красоты, духовности, истины. Сила подлинной красоты, сострадания и мудрости выражены в Евангелии, Бхагават-Гите, буддийской Трипитаке, Учении Живой Этики. Сила красоты высоко духовного Учения качественно изменяет гармонично воспринимающее его сознание. Происходит чудесное расширение сознания и его утончение.

Для познавания, усвоения требуется не только подвижность воспринимающего сознания, но и чуткость самого восприятия. Чуткость восприятия обогатит сознание. Сознательное восприятие расширит миропонимание. Качество восприятия преобразит жизнь устремлённого духа.

Восприятие зависит от способности откликнуться на красивое, гармоничное, святое. Духовные заповеди, нашедшие отклик в сердце, прилагаются в жизни. Восприятие зависит от силы впечатления, внимания, сосредоточенности на объекте, источнике прекрасного. Открытое, светоносное сердце не только впитывает красоту, но и само является её источником. Энергия красоты вызывает сердечный трепет, согласованный отклик. Сердечное восприятие наиболее сильное, глубокое, верное, оно синтезирует принимаемое в единое целое, оно совершенствует необычайно.

«Почему энергия красоты творит энергию в нас? Да потому, что ответная вибрация всегда созвучна, отвечает той вибрации, которая её вызвала. Если есть энергия, то родится новая, с которой энергия вступит в контакт. Восприятие есть энергетический ответ организма на воздействие энергии извне, но лишь в той мере, на какую этот организм способен. Так организм неразвитый, не готовый к восприятию тонких энергий, идущих от внешних объектов действительности, не способен ответить вибрацией соответствующей силы и качества. И насколько развит наш организм, настолько и получаемые вибрации соответствуют вибрациям источника. Так восприятие есть основной фактор развития человека, основной фактор эволюции. Энергии, порождаемые нами в пространстве космоса, будут вполне адекватны нашему восприятию» [14].

Развитие восприятия открывает всё новые грани прекрасного. Чистосердечно приложенные усилия могут повысить порог восприятия. Для усвоения тонкого и чистого надо самому принимающему стать чище и утонченнее, войти в вибрационное, энергетическое соответствие. Действенны практики очищения, изложенные в светлых религиях и философских направлениях. Тонкость восприятия определяется степенью очищенности, вместимостью сознания, открытостью и чуткостью сердца.

Красота выражается законом передачи энергии, энергетическим обменом, что позволяет реализовывать прохождение эволюционной спирали. На энергообмене основана вселенная, все её составные части, человек и общество. Энергия правит миром. Справедливо сказано, что в основе беспрерывного преобразования мироздания лежит взаимоотношение между материей и энергией, которое обуславливается единством их источника и происхождения [15].

Поэт Рихард Рудзитис считал, что познать истинно-прекрасное может лишь высоко духовный человек: «Понять красоту во всех её разновидностях, в её существенном, космическом проявлении, может лишь высоко-духовная, синтетическая индивидуальность.

Истинно прекрасное воспринять, постичь и оценить может лишь прекрасная душа» [9. С. 122].

Поэт справедливо утверждал, что спасти может лишь космически осознанная Красота, что человечеству нужна культура красоты. Он подчеркивал, что учить детей красоте – это самая высшая, священная задача воспитания, что нужно развивать эстетическую способность ребенка видеть красоту и развивать чутье прекрасного. «Но чтобы развилось сознание красоты, – писал поэт, – нужно пробудить любовь к прекрасному» [9. С. 128, 129].

Осознанное устремление к красоте ведёт к просветлению сознания, к его развитию, расширению. Сознание, просветлённое истиной, красотою обретает всё более высокое качество. Пространство сознания, наполненное истиной и красотой, вводит в вечность жизни и Беспредельности.

2003-2005-й гг.

Россия

Источники и литература:

1. Новый Завет. Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

2. Философия религии: новые перспективы // Вопросы философии. – М., 2003. № 8. С. 33; Негативные стороны западной цивилизации убедительно показаны в ст.: Гарсия Д. О понятиях «культура» и «цивилизация» // Вопросы философии. – М., 2002. № 12.

3. Ключников С. Восточная ориентация русской культуры // Ключников С. Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. Сборник трудов евразийцев. – М., 1997. С.9-10. Текст курсивом выделен нами – А.С.

4. Кошман Э. Красота и тревога мира // Дельфис. – М., 2001. № 1. С.108.

5. Иерархия. § 177. – М.: МЦР, 1995.

6. Мир Огненный. Ч.2. § 61. – М.: МЦР, 1995.

7. Ветхий Завет. Книга Пророка Исаии.

8. Новый Завет. Откровение Иоанна Богослова.

9. Рудзитис Р. Сознание Красоты спасёт // Духовное созерцание. – М., 1997. № 3-4.

10. Мир Огненный. Ч. 3. § 142. – М.: МЦР, 1995.

11. Мир Огненный. Ч. 3. § 23. – М.: МЦР, 1995.

12. Беспредельность. Ч. 1. § 149. – М.: МЦР, 1995.

13. Амонашвили Ш. А. Как живёте, дети? – М.: Просвещение, 1986. С. 112.

14. Ашиков В. И. Восприятие красоты // Дельфис. – М., 1998. № 3.С. 106-107.

15. Скворцов И. П. Единство и гармония вселенной (Основные положения динамической теории мироздания в связи с эволюцией материи и энергии) // Вестник знания. – СПб., 1913. № 1. С. 6-29, 4. (См. его же книгу: «Жизнь и развитие Вселенной. Новая Космология»).

А.А. Скворцов, канд. истор. наук, Ставропольский край

Источник:  Этика в жизни и во мне

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий