Главная » О КУЛЬТУРЕ, события Культуры » Фотовыставка Игоря Метельского расскажет о жизни Бориса Эйфмана

976 просмотров

Более 10 лет закулисной жизни знаменитого хореографа Бориса Эйфмана, увидят петербуржцы на выставке Игоря Метельского «Борис Эйфман. Что не видит зритель».

Сегодня (21.07.2016) в Петербурге открылась фотовыставка. Свои работы автор посвятил 70-летию балетмейстера и основателя Академического театра балета. В черно-белом цвете запечатлены репетиции «Реквиема». Самые ранние фотографии датированы 2005 годом.

Игорь Метельский, автор выставки: «На сцене мы видим прекрасную картинку, которая всем нам нравится, именно для неё мы приходим в театр. Мы хотим это видеть, получить эмоциональное наслаждение. А что за этим стоит вообще классический такой серьёзный труд, это зачастую не видно Все думают, жизнь балета — это прекрасно. И я хотел показать весь этот комплекс как бы эмоций и творчества».

На открытии присутствовал сам маэстро. Для Бориса Эйфмана выставка стала настоящим подарком. Он признался, что такие фотографии уникальны. В балете все меняется каждую секунду и остановить мгновение, поймать удачный кадр, невероятно сложно.

Борис Эйфман, балетмейстер, художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического Театра балета Бориса Эйфмана: «Когда ты работаешь, ты не замечаешь эти мгновения. А всё наше творчество состоит, в общем-то, из кадров. Кадры, кадры, кадры, вот эти мгновения. В каждом жесте, в каждом движении твоём заложен какой-то посыл. А вот эти вот мгновения, они открывают какую-то тайну».

Для Игоря Метельского эта выставка не первая, хотя как фотограф он дебютировал в 2011 году. Тогда темой выставки стала его поездка в Африку. До этого Метельский был вице-губернатором Петербурга и фотография была лишь увлечением. Идея этой выставки возникла когда автор узнал, что в городе готовятся к 70-летию маэстро. Уже завтра в Александринском театре пройдёт спектакль-концерт «Борис Эйфман. Юбилей».

Источник:  Телеканал “Санкт-Петербург

Хореограф Борис Эйфман отметит 70-летие концертом из фрагментов балетов разных лет

Вечер пройдет в Александринском театре, где впервые были показаны многие постановки хореографа
Борис Эйфман © Сергей Коньков/ТАСС

Борис Эйфман
© Сергей Коньков/ТАСС

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 22 июля. /Корр. ТАСС Олег Сердобольский/. Народный артист России Борис Эйфман отметит в пятницу 70-летие гала-концертом, в котором предстанут герои его балетов разных лет, представляющих творческую эволюцию мастера и его труппы. Вечер пройдет в Александринском театре, где впервые были показаны многие постановки хореографа.

На этой же сцене в течение июня – июля прошел своеобразный фестиваль из шести балетов Эйфмана, с которыми петербургская труппа гастролировала в десятках стран всего мира. “Встречая юбилей, я радуюсь тому, что во мне и в нашем театре не прекращается активная творческая жизнь. Результат этой жизни – наши спектакли, премьеры, гастроли”, – сказал Эйфман на пресс-конференции, прошедшей накануне юбилея.

Главной идеологией возглавляемого им театра он назвал представление современного балетного искусства в мире. “Мы показываем, – отметил он, – что сегодня в России не только сохраняют классику, но и создают современное, конкурентоспособное, успешное искусство”. По мнению хореографа, “мы сегодня конкурируем в мире очень-очень успешно в плане искусства, особенно музыкального, оперного, балетного”.

Не отвергать традиции, а развивать их

По достоинству оценивая заслуги Мариинского и Большого театров, Эйфман отметил, что его труппа “заняла свою нишу, создала свой оригинальный репертуар”. Энергетика его спектаклей, по словам мастера, “притягивает людей в Европе, в Северной и Южной Америке, в Азии, Австралии”. Интерес к своим балетам в мире Эйфман объясняет тем, что “мы не похожи на западные современные компании, наш стиль объединяет прошлое, настоящее и, я надеюсь, будущее российского и мирового балета”, этот стиль не отвергает традиции, а развивает их. И Эйфман считает себя наследником и продолжателем этих традиций.

Академический государственный театр балета Бориса Эйфмана в будущем году отметит свое 40-летие. К этой дате мастер создаст ретроспективу спектаклей разных десятилетий. По его прогнозам, в 2019 году в Петербурге будет построен Дворец танца, где найдется место не только его труппе, но и другие современные балетным коллективам. В ближайшие три года мастер сформирует репертуар для постоянной площадки. Идет реставрация спектаклей, которые по тем или иным причинам ушли из репертуара.

Уже восстановлены “Реквием”, “По ту сторону греха” (“Карамазовы”), “Красная Жизель”, “Чайковский PRO et CONTRA”. Причем эти балеты, как подчеркнул Эйфман, получили новое хореографическое и смысловое прочтение. “Эти спектакли ХХ века после реставрации в профессиональном, технологическом и творческом плане уже представляют искусство ХХI века”. Он планирует также вернуть в репертуар балеты “Русский Гамлет” и “Страсти по Мольеру”.

О его творческих исканиях рассказывает выставка, открывшаяся накануне юбилея в интерьерах особняка Ю.К. Добберт – памятника деревянной архитектуры XIX века. В экспозиции с почти полувековым охватом творчества представлены эскизы костюмов и декораций спектаклей мастера, фотографии репетиций, афиши. В дальнейшем хореограф планирует открыть в этом особняке музей петербургского балета.

Еще одна забота Эйфмана – воспитание нового поколения хореографов. Так, в его юбилейном гала, наряду с его работами, будут показаны миниатюры Елены Кузьминой и Олега Габышева в исполнении учащихся основанной Эйфманом Академии танца.

Балет как сфера “мягкой дипломатии”

Одна из самых путешествующий трупп России – Театр балета Бориса Эйфмана – до конца года выступит в Монако, Словении, Казахстане, Израиле, Греции, а в декабре завершит зарубежные поездки года показом в лондонском театре Колизеум балета Up&Down. В начале октября петербуржцев ждет Большой театр с новой редакцией балета “Чайковский”. Запланированы выступления в ряде российских городов.

Не менее плотным, по словам Эйфмана, будет и гастрольный график начала 2017 года. Труппа выступит в США, Германии, арабских странах. Эту деятельность хореограф называет “мягкой дипломатией”, считая очень серьезным фактором “влияние культуры на дипломатические отношения, на климат взаимоотношений между странами”.

Борис Эйфман – один из немногих российских хореографов, продолжающих активную творческую работу на протяжении десятилетий. В его творческом списке – более 50 постановок. Воспитанник петербургской школы балета, он в 1977 году сформировал свой авторский, режиссерский театр, ставший экспериментальной лабораторией одного хореографа. Новаторство в выборе драматургического материала и музыки, смелость пластических решений надолго закрепили за Борисом Эйфманом репутацию “хореографического диссидента”.

Однако он выдержал этот пресс политической цензуры и сформировал свой оригинальный репертуар. Его основу составляют балеты, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы – творения Достоевского, Шекспира, Мольера, Булгакова, Пушкина, Чехова, Льва Толстого. Критика называет Эйфмана хореографом-философом, создателем психологических балетов, которого волнуют проблемы современности и тайны творчества.

Хореограф является лауреатом Государственной премии России, премий “Золотая Маска” и “Золотой софит”, кавалером ордена “За заслуги перед Отечеством” IV, III и II степеней, обладателем многих международных наград и титулов.

Предстоящую круглую дату Борис Эйфман не считает “подведением итогов” и полон самых разнообразных планов. В 2018 году он откроет в Петербурге Детский театр танца, который будет построен при Академии танца Эйфмана как городская площадка. Дебютом этого коллектива станет балет “Щелкунчик”, первый совместный проект Театра Эйфмана и Академии танца.

Источник: ТАСС: http://tass.ru/kultura/3476287

Хореографу современности Борису Эйфману 70 лет

Фото: Станислав Белоевский.

Фото: Станислав Белоевский.

Невозможно поверить — живому классику современности Борису Эйфману сегодня исполняется 70! Но он так же молод и полон энергии, как и 40 лет назад, когда только создавал свой, сегодня известный во всем мире, театр! Глядя на судьбу этого хореографа, лишний раз убеждаешься в справедливости того тезиса, что хореографами не становятся, ими рождаются. Точно так на вопрос 15-летнего подростка, как стать хореографом, и ответил Леонид Якобсон, великий хореограф, ставший впоследствии его учителем… Почти 40 лет Борис Эйфман руководит собственным театром и создал за это время авторский репертуар. Для нашей страны, да и для всего мира, явление небывалое. В канун своего 70-летнего юбилея маэстро не хочет вспоминать о прошлом — своем детстве, о том, с чего все начиналось… Строительство Дворца танца и Детского театра танца, создание уникального балетного репертуара, который он считает основной своей заслугой, занимают все его мысли сегодня…

— Есть российский балетный репертуар XIX века — спектакли Петипа. Есть отечественный репертуар XX века, это в основном Григорович. И есть новый хореографический репертуар современной России, который создает и представляет наш театр. С этим связаны три эпохи русского балета. Поймите меня правильно, я не страдаю манией величия. Я спокойно отношусь к своей персоне. Очень многое пересматриваю, переделываю… Просто это историческая данность. Мне повезло, что у меня есть свой театр, что меня в советские времена не выдавили из страны. Если бы я не основал свою труппу 40 лет назад, то кто бы сегодня представлял в мире современный отечественный балет?

— А как же Якобсон, Голейзовский?

— Были не только Якобсон и Голейзовский. Были и многие другие советские хореографы… Но разве есть театр Голейзовского, Бельского, Виноградова? Нет. Я говорю не о том, кто был до меня, а о театрах с сохранившимся авторским репертуаром. На сцене идут балеты Петипа, Григоровича. И существует наш театр, в репертуаре которого на сегодняшний день 12 полномасштабных спектаклей — те постановки, которые сохранились. Все остальное — история балета. И это не потому, что я такой великий, а Якобсон, Бельский, Голейзовский — нет. Наоборот, они мои наставники. Но наши творческие судьбы сложились по-разному. На протяжении десятилетий я сочиняю балеты в своем театре — так же, как Баланчин сочинял для своей компании, Григорович — в Большом, а Петипа — в Мариинском.

— Вы всю жизнь скитались по арендуемым сценам. И сейчас ничего не изменилось в этом отношении — своего здания у вас как не было, так и нет… Вы до сих пор без дома… Хотя вам было обещано на самом высоком уровне, что в 16-м году театр будет построен. Вот мы живем в 16-м году — никакого театра нет… Вообще видится конец всей этой истории?

— У каждого своя судьба, и она расписана до мелочей. Видимо, ангелы-хранители меня берегут. Потому что если бы я получил театр, то погрузился бы в бездну административных проблем — в создание огромного штата работников, репертуарной политики, в построение организационной структуры… Ведь театр — это не только здание. Запустить такой сложный механизм (тем более учитывая серьезность моих замыслов) — значит на несколько лет отойти от постановочной работы. Но Всевышнему угодно, чтобы я пока продолжал творить. Наверное, прежде чем войти в стены Дворца танца, я еще должен сочинить ряд балетов. Конечно, я, с одной стороны, страдаю от того, что у нашей труппы нет своего дома. А с другой, понимаю: такова моя участь — бесконечно сочинять. Посмотрите, мои коллеги — Килиан, Эк, многие другие — закончили творить. Им уже не хочется этим заниматься. А мне, наоборот, по-прежнему нравится процесс создания хореографии.

— Возвращаясь к Дворцу танца… все-таки какие-то работы осенью начнутся?

— Сейчас идет инженерная экспертиза. То есть тот этап, который необходимо завершить, чтобы рабочие вышли на площадку.

— И как долго будет проходить эта экспертиза?

— Трудно сказать, но этот механизм запущен с ускорением. Поставлены конкретные сроки и выделены деньги на то, чтобы Дворец танца действительно появился. Ведь в центре Петербурга уже около 20 лет находится яма, окруженная забором. Конечно, это всех волнует: и горожан, и власти. Я очень надеюсь, что к 2018–2019 году новый балетный центр будет возведен. По проекту к нему должен примыкать парк. Мне хотелось бы, чтобы он был связан с миром балета. Это могут быть именные аллеи, памятники артистам и хореографам. Я вижу данное пространство как особый микрорайон, связанный с танцевальным искусством.

Последний балет мастера Up&Down. Фото: Евгений Матвеев.

Последний балет мастера Up&Down. Фото: Евгений Матвеев.

— Борис Яковлевич, а соседство с судебным кварталом вас не смущает?

— Вначале, думаю, оно смущало всех. Но сейчас я понял: чем насыщенней окажется жизнь Дворца танца, тем меньше работы будет у судей. Такое соседство как раз очень символично, потому что культуру и государство нельзя разделять. Они должны быть переплетены особыми, сложными связями. Сегодня, когда наш театр гастролирует по всему миру и пользуется истинным успехом, мы видим, насколько колоссальное значение имеет культура. Мы приезжаем в страны, настроенные откровенно негативно по отношению к России, но на наших спектаклях полные залы, а в конце публика встает и неистово аплодирует. Это и есть проявление интегрирующей силы искусства. Я убежден, что те зарубежные зрители, которые хотя бы раз попали на наши вступления и впитали полученные эмоции, будут воспринимать Россию уже не как ось зла, а как ось красоты, любви и духовности.

— Вы говорите сейчас о власти и государстве. Раньше вы были такой балетный диссидент, а сейчас к вам на спектакли приезжают высшие чиновники государства, аплодируют, и как вам, бывшему диссиденту, в объятиях власти?

— Когда я был диссидентом, много времени уходило на борьбу с ветряными мельницами, на отстаивание своих спектаклей на бесконечных худсоветах. На все это тратилось огромное количество нервов, сил. После каждого показа спектакля специальной комиссии я пил валидол и кричал: «Рукописи не горят!» Это была ожесточенная борьба за право быть независимым художником. Самое страшное, что меня постоянно заставляли чувствовать себя изгоем в своей стране, человеком второго сорта. Сегодня я абсолютно свободен. У меня есть моральная и финансовая поддержка государства. Однако я не злоупотребляю добрым отношением власти к себе, не бегаю по кабинетам. Я получил самое ценное — возможность полностью сосредоточиться на искусстве, чтобы, работая на пределе сил, реализовать данный мне Богом творческий потенциал.

— Борис Яковлевич, как вы ответите на те упреки, которые приходилось мне слышать, что из-за того слияния с властью, о котором мы сейчас говорим, мы можем наблюдать в вашем творчестве такие метаморфозы, которые вольно или невольно произошли, например, в вашем последнем, по сути совершенно новом балете «Чайковский. PRO et CONTRA». Потому что они полностью вписываются в русло хорошо известных заявлений министра культуры, которые касаются великого русского композитора…

— Ни один мой спектакль не был создан в русле каких-либо общественно-политических тенденций. Если я сегодня стараюсь меньше копаться в личной жизни и пристрастиях Чайковского и лучше понять его как художника, то лишь потому, что мне самому это интереснее. Тема инаковости композитора в балете все равно остается, но акцентировка теперь действительно другая. Такие метаморфозы происходят в результате изменения моего собственного мироощущения и никак не по причине внешнего давления. Никогда в жизни я не находился под чьим-то влиянием (разве что под влиянием художников, которых я принимал и уважал). Первый спектакль о композиторе я ставил в 1993 году — в эпоху почти ничем не ограниченной свободы, можно сказать — вседозволенности. Я был тогда молодым человеком, оказавшимся в новом для себя мире. Теперь я умудренный жизнью и опытом, и мое отношение к любимому композитору и собственному искусству стало иным.

— А почему такая страсть к переделыванию, потому что это не первый балет, который вы переделываете?

— Я не могу смотреть свои старые балеты, так как вижу их несовершенство. Театр должен непрестанно обновляться. Поверьте: если бы нам сейчас показали в первозданном виде спектакли Петипа, то многое из этого, пожалуй, выглядело бы странным. Я хочу войти во Дворец танца с обновленным репертуаром. С постановками, которые бы отвечали технологиям современной эпохи и сегодняшним творческим возможностям нашего театра. Я перфекционист и, пока есть силы, буду стремиться к тому, чтобы представлять свое искусство на самом высоком профессиональном и художественном уровне.

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий