Главная » ПЕДАГОГИКА, Педагогика Живой Этики » Формирования мировоззрения – основа развития учеников нового поколения. Литвинова Е.И.

945 просмотров

2641-29

«…педагог как воспитатель начинает с того, как он воспитывает мировоззрение».
/ В. А. Сухомлинский /

«…в каждом созидании необходимо участие энергий человека как носителя высших принципов Космоса…».
/ Е.И. Рерих /

Главная задача воспитания ребенка – выявление и развитие скрытого духовного и интеллектуального потенциала, которым изначально обладает каждый человек. Воспитание «есть питание всем возвышенным и утончённым».

В процессе воспитания, очень важно осознанное восприятие красоты, самоусовершенствование качеств и способностей личности. Воспитатель призван строить свою деятельность, исходя из модели мира, объединяющей самые глубокие прозрения науки и культуры. Вселенную нельзя низводить до уровня человеческого разумения, но следует расширять и развивать человеческое разумение, дабы воспринять образ Вселенной по мере её открытия.

Процесс человеческого познания влияет на состояние окружающего материального мира. Если мы хотим, чтобы наш мир эволюционировал, а не зашёл в тупик, необходимо нравственно ориентировать свой способ познания. Познавая мир, мы из будущего привлекаем более совершенный его образ.

Ключевые слова: мировоззрение. Живая Этика, Гуманная Педагогика, свободная воля, расширенное сознание, воспитание.

 

«Как вверху, так и внизу», –  мудрость этой древней мысли вполне отражена в соответствии космического пространства. Человек, тот самый микрокосм, несущий в себе все элементы макрокосма, преображает оболочку Планеты, на которой живёт, создаёт Ноосферу, Сферу Разума, качество которой зависит от уровня сознания человечества. Важнейшее педагогическое значение в миропонимании Рерихов имеет Великий закон учительства. Об учителе-мудреце, просветителе, наставнике повествуют мифы, сказания, легенды всех народов мира. Особое место он занимает в культуре Индии, где до сих пор почитают учителей – гуру, помогающих людям находить пути к знанию и красоте. Именно таких учителей Н.К.Рерих не однажды встречал в Индии. Для него и всей его семьи – Учитель, к которому они испытывали самые возвышенные чувства, всегда был Водителем и Наставником во всех начинаниях. Тема учительства присутствует во многих работах Рерихов. Для них отношение «Учитель – ученик» и «ученик – Учитель» пронизывает не только все стороны жизни людей, оно присуще всему Мирозданию. Такое возвышенное отношение  к учительству не может не вдохновлять молодых учёных. Особое значение в их работах придаётся идеям Н.К.Рериха об учителе, идущим новыми путями и являющемся, как пишет Живая Этика, не подражателем, не толкователем, но мощным каменщиком новых руд. [29. §118].

«Своеобразие и неповторимость педагогических воззрений Н.К.Рериха в понимании ребёнка как уже сложившейся индивидуальности. Главной задачей воспитания он считал выявление и развитие скрытого духовного и интеллектуального потенциала, которым изначально обладает каждый человек. Воспитание «есть питание всем возвышенным и утончённым»,- отмечается в Живой Этике. [28. §425].

«Так просто и вместе с тем очень глубоко выражена суть педагогики Рерихов. В процессе воспитания, очень важно осознанное восприятие красоты, самоусовершенствование качеств и способностей личности. Воспитание на основе Красоты невозможно без органического соединения интеллектуального и художественно – эмоционального моментов развития эстетического воображения и фантазии, способствующих формированию у личности устремления в прекрасное будущее. Сегодня такой подход к ребёнку разрабатывается в гуманной педагогике. «Следует осознать истину, – пишет Ш.А.Амонашвили, –  что каждый ребёнок приходит в земную жизнь с уже вложенным характером. Можно облагородить и возвысить сущность человека, но нельзя изменить её. Распознавание низменной сущности Ребёнка станет ключом к выявлению его личности». [31. с. 24].

«Основная цель гуманной педагогики заключается в способствовании становления, развития, воспитания в Ребёнке Благородного Человека путём раскрытия его личностных качеств.

Современная научная картина мира благодаря открытиям в области естествознания изменяется. Формулируются новые гипотезы, выдвигаются теории, которые значительно расширяют наши представления о мире, но все они остаются за рамками школьных учебников и программ. Между тем пытливый ум ребёнка не удовлетворяется упрощёнными трактовками учебника. Что же делать учителю? Привносить новое в содержание предмета и расширять его. Учитель, берущий на себя смелость расширять школьный предмет путём введения в его содержание сведений о новых достижениях в области естествознания, должен осознавать всю меру своей ответственности перед учениками за истинность и научность этих сведений. Школьные учебники и программы существенно не пересматриваются. Академик А.Е. Акимов отмечает: «К сожалению, весь материал физики, как и любых других естественных наук, в школьных учебниках представлен так, что после его изучения у школьников должно сформироваться твёрдое убеждение, будто в науке известно всё и никаких проблем для дальнейшего изучения уже не существует. Теряется мотивация обучения. Любой творческий учитель не может довольствоваться таким положением вещей. Для детального ознакомления учащихся с новыми открытиями в области естествознания на уроках нет времени, однако проговорённые учителем новые теории, с указанием проверенных источников, где можно познакомиться с ними подробно, создают альтернативное поле деятельности для пытливого ума школьника. Современная научная картина мира лишена однобокости, с её помощью нельзя дать односложные ответы на вопросы, волнующие наших детей. Учителю нужно изящно разворачивать перед взором учеников всю красоту своего предмета и чаще задавать вопросы, чем давать на них ответы.

Дети приходят в мир с иным способом мышления и со способностью вмещать двойственность мира и его целостность. Многие наши ученики уже обладают расширенным сознанием, которое входит в противоречие с сознанием учителей и школьной наукой. Академик Л.В. Шапошникова отмечает: «Расширение сознания ведёт к новым научным открытиям и снятию противоречий на определённых ступенях познания.

…Один из крупнейших английских философов Фрэнсис Бэкон писал, что «Вселенную нельзя низводить до уровня человеческого разумения, но следует расширять и развивать человеческое разумение, дабы воспринять образ Вселенной по мере её открытия». Научные открытия – результат расширения сознания. То, что человек не видит и не воспринимает сегодня, при расширении сознания завтра станет для него видимым и постижимым». [4. с. 37].

«Природа не терпит пустоты. Неполнота школьных учебников требует заполнения. Так как программы и учебники не дают ответа на многие вопросы, возникающие у подрастающего поколения, то наши ученики начинают сами ориентироваться в информационном пространстве. В нём обязательно найдутся «доброжелатели», предлагающие утолить жажду знаний из первого попавшегося источника. Учитель – носитель мировоззрения и нравственности для учеников. Мы должны быть интересны нашим детям. Доктор педагогических наук А.И. Леонтьева считает, что «воспитатель призван строить свою деятельность, исходя из модели мира, объединяющей самые глубокие прозрения науки и культуры. Нельзя учить, не имея перед собой такой модели. Воспитывая детей, мы их вводим в этот мир, и ответственность здесь колоссальная. Ребёнок часто ближе к Истине, чем взрослый. Поэтому учитель должен постоянно работать над своим пониманием мира, – от степени его глубины и красоты зависит педагогический успех. Если мир понят ложно, мы, вводя в него ребёнка, можем сломать детскую душу». [11. с. 43].

«Учитель, заходя в класс, должен искренне верить во всё, о чём говорит. В. А. Сухомлинский считал, что каждый «педагог как воспитатель начинает с того, как он воспитывает мировоззрение». К этому высказыванию великого учителя раньше мы обращались часто, а теперь забыли. Может, мы решили, что мировоззрение – это нечто личное, у каждого своё, зависит от вероисповедания, закона, национальных традиций? Мировоззрение – это нравственный выбор жизни пути добра и зла. Всё многообразие существующих выборов в действительности сводится только к этим двум. Нравственный выбор существовал перед человеком всегда и не зависел от того, в какой политической системе он живёт и к какой национальности принадлежит». [12. с. 43].

«Человеку  дарована свобода выбора, поэтому он должен сознательно выбирать свой путь, согласуясь с законами совести.

Мировоззрение учителя, который хочет воспитать Благородного человека, основано на активном нравственном выборе добра, на его безграничной вере в Ребёнка, в родство душ учителя и ученика, в общность «морального закона внутри нас».

В качестве веры учителя в Ребёнка выводятся три постулата:

  • Ребёнок есть Явление в нашей земной жизни, а не случайность.
  • Ребёнок как явление несёт в себе свою жизненную задачу, жизненную Миссию, которой он должен служить.
  • Ребёнок несёт в себе величайшую энергию Духа». [13. с. 13 – 14].

Академик Л.В. Шапошникова отмечает: «Дух по своей природе – тонкоматериальная и высоковибрационная энергетика. Он занимает в Мироздании главенствующее положение, выступая в качестве основы космического творчества, в процессе эволюции одухотворяет материю, создавая более высокие её формы. Человек как энергетическая структура не только является частью Космоса, но и несёт этот Космос в своём внутреннем мире, что позволяет ему влиять на эволюционное творчество Космоса посредством энергетики своего духа». [114. с. 54].

«Космические Законы, сознательно принятые человеком, становятся нравственными Законами его жизни. С точки зрения Гуманной Педагогики урок должен воспитывать нравственность. Такой подход будет целостным, и в многообразии форм и процессов жизни не утеряются общие Законы развития, которые для ребёнка станут убедительными, и он захочет им следовать без насилия и принуждения. К. Э. Циолковский утверждал: « Надо истинную мораль извлечь из естественных начал вселенной, из её общих законов, и сделать её убедительной и приемлемой всеми людьми». [цит. По:2,с.455].

«Другой пример: альтруистическое поведение. Альтруизм – умение отказываться от чего-либо во имя ближнего, довольствоваться малым, и бескорыстно трудится ради общего блага. Добровольный выбор человеком альтруистического поведения – необходимое условие жизни и развития человеческого общества. Сознательное служение общему благу предоставляет возможности для развития человека и ведёт к счастью, согласуя его стратегию с общей стратегией развития всего человечества. Тот же закон аналогий показывает что произойдёт, если узкоэгоистические интересы станут основными для человека. Раковая клетка – пример «клеточного эгоизма». Эгоизм ведёт к застою и гибели, альтруизм к развитию и жизни. Человеку дано выбирать. Какими будем мы? Открытыми, духовно свободными, умеющими любить и жертвовать во имя общего блага, переносить лишения достойно, или – закрытыми, зависимыми от своих пороков, желаний, стремящимися потреблять как можно больше, опасающимися лишений, не знающими, что такое альтруистическая любовь, и потому несчастными? Каждый должен выбирать самостоятельно, но при этом нужно помнить о раковой клетке: хочет ли он быть похожим на неё? Жизнь, проходящая в изобилии, так же опасна, как жизнь в полной нищете. И то и другое – следствие нарушения закона сохранения. Человек должен научиться переносить жизненные лишения, обходиться малым, не растрачиваться попусту и не тратить ресурсы других.

«У человека должна быть в жизни некая высшая, всё определяющая ценность, которую он действительно больше всего любит и которая на самом деле заслуживает этой любви (…).Это и есть священное и освящающее солнце любви, перед лицом которого лишения не тягостны и угрозы не страшны. Человеку нужна способность сосредотачивать своё внимание, свою любовь, свою волю и своё воображение – не на том, чего не хватает, чего он «лишён», но на том что ему дано», – пишет философ  И.А. Ильин. [16. с. 60 – 61].

«В живых системах это обязательное условие жизни. Клетки организма «переносят лишения» ради высшей ценности – сохранения всего организма. Вновь мы убеждаемся в том, что человек должен осознать законы, по которым построена жизнь, и осознанно следовать им.  По словам П.А. Флоренского, «превосходство человека над другими животными состоит в дарованной ему Богом способности познать, уразуметь и воспринять те признаки божественной мудрости, которые таятся в целой вселенной». [2. с. 669].

«Способность жертвовать собой на общее благо всегда приписывалась людям с любящим сердцем. Человек, имеющий любящее сердце, не может быть эгоистом. Строение сердечной мышцы образно показывает принципы организации общины: устремлённость, альтруизм, согласованная работа во имя общей цели. Эти принципы на уровне организма обеспечивают здоровье, а добровольно применённые на социальном уровне, могут обеспечить процветание общества.

…Чем богаче и разнообразнее духовный мир человека, построенный на законах нравственности, тем в большей степени человек противостоит симметричным процессам, проходящим в обществе, и способствует утверждению культуры. Учитель через свой предмет не только вводит ребёнка в мир научных открытий и помогает разобраться в многообразии фактов, он должен нести ученику основы нравственности, «питать Духовный мир, постоянно снабжать его образами, только возвышенными и прекрасными». [18. с. 77].

«Для этого учителю нужно увидеть заложенную в его предмете нравственность, сознательно принять её и стремиться к совершенствованию,

основанному на законах Добра, Любви и Справедливости. (…) «Любовь – долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всё переносит…. Эти строки говорят о ЛЮБВИ как об объединяющем духовном принципе, поддерживающем равновесие в мире. Любовь существовала во Вселенной всегда и никогда не перестанет существовать. Любовь – тот объединяющий принцип, который лежит в основе построения жизни. Учить, не имея чётких представлений об этом нельзя.  «Но откуда брать нам эти образы, которым не будет счёта? Их нужно брать нам из собственного духовного мира», в котором изначальная устремлённость к совершенствованию должна перейти в другое, высшее качество – в сознательную устремлённость – самоусовершенствование». [18. с. 76 – 77].

«Процесс человеческого познания влияет на состояние окружающего материального мира. Если мы хотим, чтобы наш мир эволюционировал, а не зашёл в тупик, необходимо нравственно ориентировать свой способ познания. Нравственное совершенствование личности позволяет сгармонизировать свою личную стратегию развития с развитием всего мира. Познавая мир, мы из будущего привлекаем более совершенный его образ.

Е. И. Рерих пишет:  «…в каждом созидании необходимо участие энергий человека как носителя высших принципов Космоса…» [цит. По:14, с.54].

«Человек – активный созидатель мира. Он видит его и соответственно творит таким, каким представляет, а представить может только то, что соответствует его внутренней природе, его Духу. Вот почему так важно, чтобы нравственное и культурное состояние общества соответствовало тому будущему, в котором мы все хотим жить.

«Есть только одна мера качества или уровня Культуры – устремлённость человека к Высшему» отмечает Ш. А. Амонашвили важность духовной жизни учителя, её устремлённости к Высшему для воспитания Ребёнка». [18. с. 36].

«Духовный мир каждого из нас неугомонен. Жизнь в нём течёт в тысячу раз быстрее, чем жизнь внешняя. И хотя мы владеем  сознанием и волею, тем не менее, лучшие побуждения остаются незамеченными или улавливаются с трудом. Но если мы твёрдо будем верить, что они есть и посещают наш внутренний мир, и настроим наши сердца принимать их и следовать им, то этот незримый процесс движения к самосовершенствованию будет непрерывным. …Мы будем притягивать будущее, в котором наше воображение рисует всю красоту и мощь Культуры. Эти старания и будут Культурой образования, это и будет воспитанием Культуры». [18. с. 56 – 57].

«Именно сердце может сотворить вход в Высшие Миры. Не нужно особых истязаний. Любовь, труд и красота доступны всем, в любом состоянии. Нужно утвердить жизнь на этих основах. Нужно детям разъяснить, насколько они кузнецы своего счастья. Пусть воспитание идет впереди образования». [1. §812].

Литература:

  1. Живая Этика. Надземное.
  2. Акимов А. Е. « Введение современных физических .представлений в школьный курс физики» (методические указания) Международный. Сборник научно-популярных статей. Том 1 Ростов на Дону: Феникс,2006.
  3. Амонашвили Ш.А «В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры» Рига:Паркс рекламай.2006.
  4. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Трактат начальной ступени образования. М.:ИД Шалвы Амонашвили,1998.
  5. Ильин И.А.. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. М.: Мартин,2006.
  6. Леонтьева А.И. Духовный подвиг учителя \\ На орбите познания: Сборник. научно-популярных статей. Ростов на Дону: Феникс 2006.
  7. Соловьёв В. Оправдание добра. М.: Республика, 1996.
  8. Шапошникова Л В. Великое путешествие. В3-х кн. Кн. 3. Вселенная Мастера. М.: МЦР Мастер-Банк, 2005.
  9. Шапошникова Л.В. Космическое мировоззрение и новая система познания. Научный Центр проблем космического мышления. М. :МЦР ; Мастер – Банк 2005.
  10. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности. МЦР; Мастер-Банк, 2003.
  11. Акимов А. Е. « Введение современных физических .представлений в школьный курс физики» (методические указания) Международный. Сборник научно-популярных статей. Том 1 Ростов на Дону: Феникс,2006.
  12. Шапошникова Л В. Великое путешествие. В3-х кн. Кн.3 Вселенная Мастера. М.:МЦР Мастер-Банк,2005.
  13. (4)Шапошникова Л.В. Космическое мировоззрение и новая система познания \\Объедин .Научный Центр проблем космического мышления. М. :МЦР ; Мастер –Банк 2005.
  14. (11)Леонтьева А.И. Духовный подвиг учителя \\ На орбите познания: Сборник. научно-популярных статей. Ростов на Дону: Феникс 2006.
  15. (12) Соловьёв В.Оправдание добра. М.:Республика,1996.
  16. Амонашвили Ш.А.Школа жизни.Трактат начальной ступени образования.м.:ИД Шалвы Амонашвили,1998.
  17. (14) Шапошникова Л.В. Философия космической реальности\\Листы Сада Мории.Кн.1.зов.м.6МЦР;Мастер-Банк,2003.
  18. (16)Ильин И.А.. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. М.: Мартин,2006.
  19. (18)Амонашвили Ш.А «.В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры» Рига:Паркс рекламай.2006.
  20. Надземное п.812.

Литвинова Елена Ивановна
Местная общественная организация книголюбов
«Содружество «Белые лебеди», г. Уфа

Доклад прочитан на 23 научно-практической конференции 2016 года “Иерархия как Единый закон исполнения Высшей Воли”, г. Екатеринбург

Источник: Уральское отделение Международной Ассоциации “Мир через Культуру”

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий