Более 100 лет назад мир впервые услышал слово “робот” в пьесе Карела Чапека, оно обозначало искусственное человекоподобное существо, созданное для выполнения подневольных работ, не обладающее чувствами и волей.
Но концепция таких механических “слуг” (вернее, рабов) дошла до нас из глубокой древности. Глиняные великаны древних скандинавов (Мёккуркальви) и евреев (Голем), сделанный из меди Талос древнего Крита… – всё это “отголоски” древнейшей истории времён Атлантиды (об этом – в одном из наших следующих материалов).
Однако слово “робот” сегодня нередко используют и в другом значении, называя так людей, чьё существование напоминает “механическую жизнь”: монотонная работа, минимум чувств, грубых и примитивных, практически полное отсутствие самостоятельного мышления и интеллектуальных интересов, потребностей в Прекрасном, стремлений к Миру Духа… – многие согласятся, и даже, возможно, припомнят подобных людей, которых видели или знают лично.
И тем не менее, может неожиданно оказаться, что тот или иной человек, выглядящий разумным, и даже считающийся духовным – является подобным роботом, или уверенно находится на пути к этому чудовищному состоянию. Сегодняшние “роботы” из плоти поистине могут быть названы отдельным видом человека – “Человек Рефлекторный”.
Чем отличается робот от человека принципиально? – отсутствием живой личности, которая сама думает, сама чувствует, сама направляет свой путь по “реке Жизни”.
Робот настоящий, механический, “думает” то, что вложили в него создатели, и “живёт” (точнее, имитирует жизнь), выполняя чью-то программу. Все его реакции (“рефлексы”) ему не принадлежат.
Но, как это ни страшно, живой человек вполне способен существовать в таком же “режиме”, не ведя осознанно жизнь свою, а рефлекторно воспроизводя ухваченные (а нередко и умышленно навязанные кем-то извне) образцы поведения, привычные развлечения, реакции на людей и события, “взгляды” и “убеждения”, предпочтения в искусстве, и т.д.
“Значение личности тоже искажено и унижено вне всякого соответствия. Ведь большинство людей именно не имеет личности, настолько она стёрта у них с колыбели навязанными им готовыми суждениями, догмами и всякого рода стандартами: они проходят жизнь как во сне, не задумываясь, не являя ни одной самостоятельной мысли, именно как настоящие роботы” (Е.И. Рерих, письмо от 10.10.1934).
Если говорить о совсем неразвитых людях, которые без посторонней помощи сами не смогут развиваться, и могут лишь деградировать, становясь всё более и более механическими во всём – причины этого вполне понятны. Но каким образом даже относительно развитые люди могут впасть в “рефлекторное” состояние робота? А ведь это очень даже возможно; более того, каждый человек в той или иной степени подвергается действию этой, общей для человечества наших времён, причины.
Дело в том, что наш “машинный век” окружил нас множеством механических и электронных устройств (электронные устройства в определённом смысле тоже являются “механическими”). Мы не мыслим своей жизни без разного рода “механизмов”, не подозревая, что они несут опасность с совершенно неожиданной для многих стороны. Речь идёт о ритмах и вибрациях.
Многие замечали, что ощущаемые ими ритмы оказывали на них огромное воздействие – ритмы музыки, “выразительной” человеческой речи, природные звучания, вибрации и звуки техники, и т.д.
Не случалось ли вам заметить, как вы, идя по улице, начинаете двигаться в такт звучащей музыке, незаметно для себя подстраиваясь под её ритм? Воздействие ритмов и вибраций можно даже не замечать, и тем не менее, влияние их огромно, особенно, если воздействие длительно, и тем более, если оно постоянно.
Ритмы и вибрации, от “физических” до тонких, сильно воздействуют на людей, и если они идут “вразрез” с индивидуальными ритмами человека, он либо сопротивляется, с усилием оставаясь на своём ритме, либо подчиняется, подстраивается под внешний и чуждый. А ведь некоторые ритмы могут быть не просто вредными, но губительными.
“Некоторые ритмы не только совершенно подавляют в человеке восприимчивость к более тонким вибрациям, но даже возбуждают в нём самые низкие и грубые проявления. …наша современная технократия с её зловещим однообразным и неумолимым мертвым ритмом машин должна пагубно отзываться на психике рабочих, совершенно убивая в них восприимчивость к другим тончайшим ритмам в природе. С течением времени они обращаются в настоящих роботов, способных реагировать лишь на привычные им грубейшие ритмы” (Е.И. Рерих. Письмо от 23.04.1938 г.).
Это, конечно, касается не только ощущаемых телом ритмов и вибраций от машин и механизмов, но и более незаметных “вибраций”, создаваемых другими объектами:
- особый ритм действий и движений собственных рук и глаз, задаваемый компьютерной программой, в которой работает человек,
- вынужденные последовательности действий в некоторых “гаджетах”, воздействующие на всех их обладателей не от случая к случаю, а много часов каждый день,
- грубые стучащие ритмы некоторых современных музыкальных произведений и танцев, “гипнотизирующие” картинки на экранах и т.д.
Как некоторые племена дикарей гипнотизируют себя и окружающих особыми ритмами барабанного боя и песен (воплей), так современные люди каждый день незаметно для себя гипнотизируются ритмами и вибрациями, которых при этом чаще всего даже не замечают.
Как следствие – человек не движется по жизни в своём ритме, не уделяет внимания действительно важному (а для этого чаще всего надо бы приостановиться и задуматься), да и само мышление перестаёт быть свободным и независимым. Конечно, это неочевидно, но если вдумываться и анализировать, он может увидеть, как ведёт явно несамостоятельную жизнь, делает навязанные действия, думает явно не свои мысли…
А “специалисты” в некоторых тёмных искусствах нашего времени (например, НЛП) оттачивают свои умения заставить своих жертв сделать что-либо против их воли на основе своего рода ритма, которым эти жертвы подчиняются. Ритм может ввести человека в определённые действия, слова, чувства и даже мысли. Маршировка и строевые упражнения тому пример.
Что же делать? Неужели машины – безусловное зло, и надо от них избавиться? – Конечно же нет.
Для начала, надо осознать имеющуюся проблему. Справиться же с “роботизацией” можно:
- прикладывая усилия к самостоятельному мышлению,
- к развитию чуткости собственного “устройства”, воспринимающего тонкие энергии – сердца.
- Вести интересную жизнь, не убого-утробную, но полную глубоких мыслей и возвышенных чувств, познания и приобщения к подлинно Прекрасному.
“Работник машинного дела должен получать особое интеллектуальное воспитание, чтобы не подпасть под влияние ритма машины” (“Братство”, 377).
Если человек не ведёт себя по жизни, осознавая себя самого, свои подлинные цели и ненавязанные желания, осознавая всё происходящее вокруг, всё, что делает сам (понимая, почему делает это, и почему именно таким образом) – он поневоле становится рабом наработанных рефлексов: в ответ на внешний “раздражитель” (слово, обстоятельство, событие) производит “привычную” (не свою) мысль, слово, действие, не подозревая, что эти выявления ему не принадлежат, но где-то восприняты и запомнены, и реализуют себя через него (как программа, заложенная в робота).
Из чего состоит прожитый день человека? Из каких действий, внутренних и внешних? Сколько из этих действий и мыслей действительно самостоятельны, не являются вынужденными, навязанными?
Конечно, работа, учёба, забота о ком-то – дела необходимые, и даже если в этих делах не хочется участвовать, избавиться от них нельзя. Но если начать жить внутренне самостоятельной, самосознательной жизнью, многое в этих обычных “вынужденных” действиях качественно изменится, уберутся вроде бы небольшие, но существенно мешавшие “детали” и “подробности”, и окажется, что делая даже нелюбимую работу, можно будет вести более высокую и интересную жизнь.
А чем наполнен день человека за пределами “обязанностей”? Много ли там того, что человек сам хочет делать, думать? И вместо подлинных целей, ради которых каждый воплощается на земле, начинается реализация привычной “цепочки” невыразительных действий (посмотреть телевизор, полистать смартфон, обсудить сплетни…), привычных, и вроде бы мелких, но съедающих всё время и оставшиеся силы – и сегодня опять, как и вчера, и ранее – не удалось подумать о важном, узнать что-то новое, существенное для жизни, испытать воздействия высокого искусства…
Если рассмотреть свой день не с точки зрения сделанных дел, а с точки зрения уровня и качества энергий, в которых пребывали, – много ли часов (или даже минут) приходится на высокие вибрации, тонкие и вдохновляющие энергии, в которых сознание пребывало? На хоть какое-нибудь мышление?
“…духовное сознание отстало от физического. Этика утерялась среди нагромождений формул. Машины отвлекли человека от искусства мышления. Сейчас довольно роботов! Для равновесия Мира нужно сердце, в этом Указе находится спасение неотложное” (“Мир Огненный” II, 262).
Единственная возможность для человека не стать роботом, не разложиться (не попасть под одержание низшими ритмами) – это развитие высших, духовных центров (главный из них – сердце), через которые могут действовать высшие части нашей души, энергии высокой мысли и божественных чувств. Через которые мы можем услышать безмолвный Голос Высшего Мира.
Каждое проявление духовных чувств и мыслей – это вибрации высокого уровня. Низшие и грубые ритмы мешают таким проявлениям, делают их невозможными. Точнее, надо “наработать” аппарат высоких вибраций, чувствования тончайших энергий – и тогда низкие ритмы будут нам не страшны.
“Человечество не может превратиться в РОБОТОВ ЦИВИЛИЗАЦИИ, оно не просуществует и нескольких столетий. Высшие Центры жизни замолкнут и оявятся на отмирании лучших способностей к прогрессу нашего внутреннего существа. Должно осознать, что без корней и основ ничто стоять не может, потому Основы Культуры, Гуманизма должны быть охраняемы в первую очередь в каждой стране, которая хочет жить и процветать” (Е.И. Рерих. Письмо от 12.10.1952 г.).
Источник: Дзен
Комментариев пока нет... Будьте первым!