Главная » ЛЮДИ И ДАТЫ, Светочи » Джордано Бруно (1548 – 17.02.1600)

90 просмотров

590-659

Подвиг Джордано Бруно. Шумеева Татьяна

Безумству храбрых поём мы песню!
Максим Горький

Существует особое мужество: мужество правого слова перед толпой невежд. Одно дело — добывать знания в рамках общепринятой наукой теории. Такой путь сопровождается всеобщим одобрением, и учёный может увенчаться лаврами уже при жизни. Другое — усомнившись в правильности традиционных взглядов на мир, добывать истину в тени людского внимания, трудиться на ниве науки не в надежде быть признанным, а во имя самого Знания. Но далеко не каждый искатель истины отваживается утверждать её вопреки привычным заблуждениям человечества, ибо нужно иметь великое мужество, чтобы сметь говорить наперекор всем, зная, что будешь осмеян, осуждён, изгнан или даже растерзан толпой невежд.

Преклоним в почтении голову пред теми, кто, бесстрашно идя впереди, дерзновенно нёс обновление мысли, поднимая человечество ценой своих моральных и физических страданий, ценой собственной жизни на новую эволюционную ступень. В «Песне о Соколе» Максима Горького это качество названо безумством храбрых.

Безумству храбрых поём мы песню!
Безумство храбрых — вот мудрость жизни!
О смелый Сокол! В бою с врагами истёк ты кровью…
Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!
Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!

Одним из таких героев, отдавших свою жизнь за истину, был выдающийся итальянский мыслитель эпохи Возрождения, глубокий, самобытный учёный и поэт Джордано Бруно (1548 – 1600), сыгравший громадную роль в преодолении векового заблуждения человечества, заключавшегося в том, что Земля есть центр Вселенной, а человек — венец Творения.

О Джордано Бруно написано довольно много, но, к сожалению, большинство публикаций носит заказной, клерикальный характер. Гениальный мыслитель нанёс смертельный удар по всей системе религиозного догматизма, и церковь до сих пор не может простить ему этого. Но есть и глубокие, добросовестные исследования его философии, жизни и творчества. Советский специалист по истории и философии эпохи Возрождения А.Х. Горфункель в своей книге «Джордано Бруно» знакомит с биографией мыслителя, с его «философией рассвета» (так называл её сам Бруно) и разоблачает церковных историков, пытавшихся умалить подвиг великого философа. Известный рериховед Н.Д. Спирина в очерке «Джордано Бруно» в свете Учения Живой Этики изложила основы его философских воззрений, показала прогрессивность его идей не только для современников, но и для нашего времени.

Сегодня мы затронем одно из качеств этого Светоча — мы будем говорить о героической преданности Истине, которая помогла достойно пройти через всё, что уготовило ему «благодарное» человечество.

Джордано жил и творил во времена, когда верность традициям и власть авторитета сковывали разум. Возбранялось малейшее отклонение от существующих доктрин, в университетах запрещалось заниматься «бесплодными и суетными вопросами, отступая от древней и истинной философии». Это было время, когда пылали костры инквизиции, на которых отцы «святой церкви» пытались задушить свободомыслие и стремление познать Истину.

Со времён Аристотеля, одного из влиятельнейших философов Древней Греции, в космологии, науке о Вселенной, утвердилась геоцентрическая система мира, согласно которой в центре мироздания находится Земля (Гео), а вокруг неё по семи концентрическим кругам движутся, каждая на своей хрустальной сфере, «блуждающие светила» (планеты). Завершает Вселенную вращающаяся сфера укреплённых на ней звёзд. Именно на этой доктрине Аристотеля – Птолемея утвердила свои догмы церковь.

В 1543 году выходит в свет книга Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер», в которой польский астроном с помощью строгих математических вычислений обосновывает предположение, что в центре Вселенной находится не Земля, а Солнце (Гелиос) и именно вокруг него вращаются планеты и Земля, как одна из них. Коперник сделал только первый шаг, создав гелиоцентрическую систему мира. Но его Солнце ещё остаётся неподвижным, а Вселенная — ограниченной той же сферой прикреплённых к ней звёзд. Но и это уже было подвигом и стало началом первой научной революции, нанеся мощнейший удар по религиозному антропоцентризму. Ведь если Земля не центр Вселенной, то и человек не венец божественного Творения.

Свой труд Коперник завершил в 70 лет и ушёл из жизни почти одновременно с изданием книги.

Джордано Бруно не просто поддержал идею гелиоцентрической системы мира Коперника, что в те времена само по себе было величайшим дерзновением. Он пошёл значительно дальше. Долгие годы вынашивал он сокровенные мысли о строении Вселенной, создавая новую космологию. В его учении о строении мира Вселенная бесконечна, а значит, и центра у неё нет. «Вселенная есть бесконечная субстанция, — писал Бруно, — бесконечное тело в бесконечном пространстве… Вселенная одна, миры же бесчисленны».

Солнце в системе мира Джордано Бруно лишь одна из неисчислимых звёзд, вокруг которых вращаются планеты, составляя планетные системы подобно Солнечной, и на этих планетах, так же как на Земле, должна быть жизнь. Он создаёт учение о бесчисленном множестве миров. Центрами этих миров-систем в безграничном пространстве Вселенной являются звёзды. Эти отдалённые от нас светила — «не светляки, не лампады и не факелы, но огромные тела миров, намного большие, чем тот земной мир, который мы населяем», — пишет мыслитель.

Вечность — одно из качеств Вселенной, утверждает Бруно. Она не сотворена, ибо была, есть и будет, она, заполняя собою всю себя, неподвижна, так как не перемещается, но в самой Вселенной вечно происходит постоянное изменение, непрерывное движение и развитие.

И нет того Бога, который находится вне сотворённой им конечной Вселенной и управляет ею, но в самой природе заложено движение и стремление к развитию. Бог для Бруно — это бесконечная творческая Сила, заключённая в самой материи. Таким образом, Джордано Бруно обожествляет материю, отождествляет мир и Бога.

Опровергая разделение мира на земной — смертный и греховный — и небесный — совершенный и «нетленный», то есть вечный, Бруно утверждает единство материальной природы Вселенной. Он пишет: «Миры так же (как и всё на Земле) рождаются и умирают, и невозможно, чтобы они были вечны, коль скоро они изменяются и состоят из подверженных изменению частей». Джордано Бруно создал принципиально новую, материалистическую картину мира.

И самой дерзкой явилась мысль о существовании жизни, в том числе и разумной жизни, на других небесных телах. Такова его наука о мироздании.

Гонимый судьбой и невежеством, скитаясь из города в город, из страны в страну, «среди голода и лишений и бессонных ночей», он, вопреки всему, выступает в защиту Коперника.

Ныне взываю к тебе, о благородный Коперник!
Светлым умом одарён, преклоненья и славы достоин,
Гений твой не был затронут бесчестием тёмного века,
Голос твой не заглушён ропотом шумным глупцов.

Это строки из трудов Джордано Бруно, часть которых написана стихами.

Ноланец1 излагает свои философские взгляды, опровергая общепринятую Аристотелеву философию, на которой веками базировалась религиозная и научная мысль. Так, по словам очевидцев, на диспуте в Оксфорде Бруно «пятнадцатью силлогизмами2 посадил 15 раз, как цыплёнка в паклю, одного бедного доктора, которого в качестве корифея выдвинула академия». А в колледже в Камбре, во Франции, на диспуте о природе, материи и Вселенной, в 120 тезисах, как писал итальянский гуманист Корбинелли, «Джордано так намылил голову бедняге Аристотелю, что, опасаясь преследования, был вынужден бежать».

Джордано Бруно пишет и издаёт одну за другой книги, в которых излагает свою философию. Его диалог «О причине, начале и едином» нанёс смертельный удар всей системе аристотелизма. Это вызвало бурю злобного негодования. И каждая его следующая книга порождала стремительный поток лжи. «Повсюду я подвергался ненависти, брани и оскорблениям, даже не без опасности для жизни, от грубой и бессмысленной черни, побуждаемой скопищем увенчанных степенями отцов невежества». «Кто на меня смотрит — тот угрожает мне, кто наблюдает за мной — нападает на меня, кто догоняет меня — кусает меня, кто меня хватает — пожирает меня; и это не один или немногие, но многие и почти все», — писал Джордано Бруно.

Его трактат «Изгнание торжествующего зверя» посвящён человеческим достоинствам и порокам. Мыслитель обосновывает новую систему нравственности, которая должна прийти на смену господствующим религиозным культам. Речь идёт, как поясняет сам Бруно, об «изгнании пороков, кои обычно одерживают верх и попирают божественное начало» в человеке. Освобождённое от суеверия и религиозного страха человечество, считает философ, в естественном стремлении к добру, красоте и гармонии, в самой природе найдёт основание нового нравственного идеала.

Мыслитель призывает к освобождению человеческого разума от власти вековых пороков и предрассудков и выдвигает требование свободы мысли. Он призывает к тому, что считалось богословами одним из самых страшных грехов, — к сомнению. «Кто желает философствовать, должен вначале сомневаться», — писал Бруно в одной из своих поэм, сомневаться в истинности существующего суждения о мире. «Низко — думать чужим умом; продажно, раболепно и недостойно человеческой свободы — покоряться; глупо — верить по обычаю; бессмысленно — соглашаться с мнением толпы». Главная задача разума, утверждает он, проникнуть за внешний облик мира и, углубившись внутрь природных явлений, познать законы бесконечно движущейся и изменчивой природы. В своём диалоге «Тайна Пегаса, с приложением Килленского осла», как пишет Горфункель, Ноланец разоблачает «святую ослиность» богословов всех мастей. Это была резкая и откровенная сатира на всю систему религиозного мировоззрения. Джордано Бруно не был ни противником религии, ни её реформатором. Он был искателем Истины и ей одной служил, и не его вина, что Истина оказалась противоположна религиозным догмам. Однако его возмущали богословское пустословие и глупость увенчанных степенями «святых отцов», что он и высмеивал безжалостно.

Освобождение человеческого разума от власти предрассудков и догм требовало долгой и мужественной борьбы. В диалоге «О героическом энтузиазме» Бруно воспевает высшую доблесть мыслителя, готового на самоотречение ради постижения истины.

Таковы основные идеи его «философии рассвета» — учения о бытии, строении Вселенной, теории познания и этике. «Меня упрекают в том, что я хочу перевернуть мир, — пишет философ, — но что же плохого в том, чтобы перевернуть перевёрнутый мир?»

В мае 1592 года Джордано Бруно был предан в руки инквизиции аристократом Джованни Мочениго, учеником, по приглашению которого для обучения искусству памяти и другим наукам Бруно приехал во Флоренцию. По словам Горфункеля, Мочениго сочетал в себе редкостную бездарность с неумеренным честолюбием. Будучи учеником столь же требовательным, сколь и непонятливым, он был уверен, что Ноланец скрывает от него самые главные, тайные познания. С помощью магического искусства он надеялся добиться власти, славы и богатства. Не получив ожидаемого, озлобленный и завистливый, он пишет три доноса, обличая философа.

Для Джордано Бруно началась последняя, заключительная стадия его служения Истине, полная мучительных страданий, преодолений и побед. Почти восемь лет продолжалось тюремное следствие: допросы сменялись философскими диспутами, на которых цвет церковной учёности — кардиналы и генералы монашеских орденов, профессора Коллегии мудрости, консультанты святого трибунала, доктора богословия и церковного права — старались опровергнуть его учение и вернуть его в лоно церкви. И каждый раз побеждённые и утомлённые богословы передавали непокорного в руки палача и начинались допросы с пристрастием.

Бруно судили не как богохульника и вероотступника. С самого начала в центре внимания обвинительного процесса было именно его философское учение. И если все обвинения Мочениго в богохульстве Бруно решительно отверг, а других свидетелей данного обвинения у инквизиции не было, то свои философские положения, в том числе учение о вечности и бесконечности Вселенной, о существовании бесчисленного множества миров и жизни на них, он отстаивал от начала и до конца.

Отречением и раскаянием он мог спасти себе жизнь. Несколько лет ссылки в монастырь — и свобода. Но и на допросах, и в записках, представленных инквизиции, Ноланец продолжал излагать свои взгляды о величии бесконечной Вселенной.

Приведём несколько цитат из материалов следствия: «Отвечал в том же роде относительно множества миров и приводил доказательства». «Также считает, что существует множество миров, множество солнц, в которых с необходимостью имеются вещи, подобные в роде и виде тем, что имеются в этом мире, и даже люди…» «Сказал, что ему не в чем каяться, что каяться он не должен и не желает».

Джордано Бруно был обвинён в ереси по восьми положениям, извлечённым из его сочинений, и приговорён к смертной казни без пролития крови. Это означало сожжение заживо.

В Записях Б.Н. Абрамова сказано: «Часто жизнью своей стремились Носители Света запечатлеть принесённое людям знание. Цена жизни оказывалась достойною платой, и свет принесённый сиял через века»3.

590-656Свершилось это страшное действо, это преступление против человечества на одной из центральных площадей Рима, Площади Цветов, 17 февраля 1600 года.

А почти через 300 лет, в 1889 году, на этой самой площади был воздвигнут памятник Джордано Бруно, осуждённому католической церковью и сожжённому за ересь, великому философу, учёному, не только оказавшему большое влияние на ход развития мировой научной и философской мысли, но и сделавшему важный шаг в понимании свободы мысли и свободы слова как общечеловеческих ценностей.

Памятник был создан на собственные средства лучшим из итальянских скульпторов XIX века Этторе Феррари. А на его установление были перечислены средства множества общественных организаций всего мира. Это был голос народа, его протест против несправедливости, дань почитания и глубочайшего уважения тому, кто шёл впереди человечества и нёс Свет Знания.

На открытии памятника профессор Джованни Бовио сказал: «Бруно поднял голос за свободу мысли для всех народов и своею смертью во всемирном городе освятил эту свободу».

***

1 Ноланцем называл себя Джордано Бруно по местечку Нола, где он родился.

2 Силлогизм — умозаключение, которое следует из нескольких суждений.

3 Грани Агни Йоги. VI. 333.

Источник:  Журнал “Восход” № 3 (299), Март, 2019

***

590-658

17 февраля – День Памяти Джордано Бруно

День памяти Джордано Бруно (1548 – 1600), итальянского монаха-доминиканца, философа и поэта, представителя пантеизма. В этот день он был сожжён в Риме по решению католической церкви.

В 1584 году Джордано Бруно написал «О бесконечности, Вселенной и мирах». В этом труде этот бывший доминиканский монах, этот снявший с себя постриг уроженец Неаполя заявляет, что Вселенная не конечна, а бесконечна, что Земля не является ее центром, что она вращается вокруг Солнца, которое является всего лишь звездой среди многих ей подобных. Джордано Бруно упоминает даже о возможности существования внеземной жизни и наличия различных измерений во Вселенной. С ним мы переходим от замкнутой, описанной Аристотелем Вселенной к Вселенной огромной и бесконечной.

Джордано Бруно объездил всю Европу. Он обладал необыкновенной памятью. Он говорил, что способен рассказать наизусть двадцать шесть тысяч статей канонического и гражданского права, шесть тысяч отрывков из Библии и тысячу стихотворений Овидия. Благодаря этому дару, он был принят, как пророк, при больших дворах Европы и с огромным удовольствием дискутировал там о математике, астрономии, философии. Он ратовал за религию любви ко всем людям без исключения. Он очаровывал своим ораторским талантом и знаниями. Он поддерживал такие идеи Коперника, которые сам Коперник не решался защищать. Джордано Бруно отметал все устоявшиеся догмы, и религиозные, и светские, «святое невежество», «святую глупость», клеймил «дипломированных дураков» и «печальных педантов». Для Церкви такое оказалось несколько чересчур, и в 1592 году Джордано Бруно арестовали. Его подвергали пыткам двадцать два раза, и ни разу он не отрекся.

В конце концов его сожгли живым на площади в Риме, ему заткнули рот из страха, что даже на костре он будет говорить о бесконечной Вселенной. Завещание, которое он написал в тюрьме, было разорвано непрочтенным, чтобы никто не подпал под влияние его еретических идей. Тридцать три года спустя, во время похожего процесса, организованного теми же судьями, Галилей предпочел отступить. И, странное дело, первому в награду выпало забвение, а второму – слава.

Источник:  НФО Мир через Культуру

***

590-657

Джордано Бруно учёный, которого сожгли на костре в Риме.  Артур Якуцевич

Биография и жизнеописание

Джордано Бруно родился в городе Ноле (Nola) в 1548 году, который располагался неподалёку от Неаполя (Napoli). Когда будущий великий философ только родился, его нарекли именем Филиппо (Filippo). В те годы имена большое количество людей сочетали с местом их рождения, поэтому Джордано стали спустя некоторое время называть Бруно Ноланцем.

Семья Бруно состояла из отца, который был на тот момент наёмным солдатом, и матери-крестьянки.

Детство и юность

Когда Джордано исполнилось 11 лет, его семья отправила его в Неаполь для того, чтобы изучать такие науки, как литература, логика и диалектика. Мальчик окончил свою первую школу успешно, а после неё отправился на последующее обучение в монастырь святого Доминика (Monastero di San Domenico) – это произошло, когда он едва достиг своего пятнадцатилетия. Из-за чрезмерно общительного, дерзкого и неуёмного характера Джордано нередко вступал в словесные перепалки со старшими, что провоцировало многочисленные конфликты на разные темы.

В 1565 году Филиппо был пострижен в монахи, после чего и получил церковное имя Джордано. В Неаполе он провёл около десяти лет, после чего полноценно стал католическим монахом, и даже успел в 1568 году закончить первое сочинение под названием «Ноев ковчег» (arca di Noè). Этот труд он решил посвятить папе Пию V (Pius PP. V).

В возрасте 24 лет Джордано Бруно, провёл первую церковную службу. Свободные часы он проводил в местной библиотеке, которая располагалась при монастыре, изучая труды таких философов, как Аристотель (Aristotele) и Птолемей (Tolomeo).

Согласно Индексу запрещённых книг, который был издан в 1559 году, эти и некоторые другие философы находились в разделе литературы сомнительного содержания, поэтому священник Джордано нередко ловил на себе косые взгляды других монахов, а в особенности – настоятелей.

Многих его братьев настораживал тот факт, что Джордано выносит из своей кельи иконы и оставляет только распятие. По этой причине спустя некоторое время юноша решил покинуть монастырь, поскольку монахи стали почти напрямую говорить ему о своих подозрениях.

Через несколько лет он получает титул учёного, который даёт будущему философу право читать лекции.

Период странствий

Для того чтобы не накликать на себя преследования и вытекающие из них неприятности, Джордано уехал сначала в Рим (Roma), а спустя некоторое время он решил перебраться ещё дальше, на север Италии. Но и там философ надолго не задержался. Бруно покидает страну в конце 70-х годов XVI века и уезжает в Швейцарию.

Далее философ сделал местом своего пребывания Лондон, но через несколько лет он решил перебраться в Оксфорд. Однако у Джордано возник небольшой конфликт с местными преподавателями, и это положение принудило его снова приехать в столицу Великобритании.

В этот же период, в 1584 году он издаёт один из крупнейших и знаменитых трудов под названием «О бесконечности вселенной и мирах» («sull’infinito dell’universo e dei mondi»).

В последующие годы, несмотря на то что Джордано пользовался поддержкой английских властей, он вновь был вынужден оставить обжитое место. Философ перебирается во Францию, поскольку здесь также является почитаемым деятелем, в частности, он пользовался покровительством французского посланника Мишеля де-Шатонеф-де-ла-Мовисьера.

Однако на территории Франции философ не задержался надолго. Практически сразу после своего прибытия в эту страну, он перебирается в Германию. Оттуда уже направляется в Марбург, но даже здесь ему всё равно запрещается читать лекции. Джордано Бруно в то время понимал, что тучи над ним постепенно начинают сгущаться, так как вокруг почти каждый третий подозревал его в ереси.

В 1586-1588 годах он находится в Виттенберге, который в те времена называли колыбелью протестантизма. В этом городе Джордано получил право читать свои лекции, но спустя небольшой промежуток времени также пришлось его покинуть. Когда он уже собрался уехать из Виттенберга, то произнёс свою хвалебную речь, которая посвящалась Лютеру.

Взгляды Лютера были близки Джордано, он постоянно восхищался ораторскими способностями этого молодого человека, полагая, что тот получил их от другого не менее известного деятеля тех времён – Джироламо Савонаролы (Girolamo Savonarola).

Джордано в последующие годы сменял город за городом. Он жил в Праге, Гельмштедте и Цюрихе и Франкфурте-на-Майне. Только в конце века ему удалось вернуться на Родину.

Научная деятельность и преподавание

В течение всего времени странствий Джордано Бруно неустанно ищет работу преподавателя, но на одном месте он никогда долгое время не находился. Такому раскладу было несколько причин: во-первых, философ своими несколько отличающимися от общепринятых положений взглядами привлекал к себе внимание властей, а во-вторых, он давал другим священникам и преподавателям повод для написания доносов.

Однако Джордано не был из тех людей, которые любят держать язык за зубами, он никогда не боялся высказывать своих взглядов.

Как известно, такой подход к окружающему миру добром не кончается, поэтому Джордано славился своим потрясающим талантом при помощи пары фраз наживать себе врагов. Например, профессорам Оксфордского университета он любил представлять себя таким образом: «Я, Филотей (что обозначало, «друг Бога»), профессор чистой и безвредной мудрости, меня ненавидят лишь глупцы, но уважают и почитают учёные, знающие, что есть честность».

Хронология преподавания Джордано Бруно выглядит следующим образом:

  • 1579 год. Джордано перебирается в Женеву, где он получает возможность преподавать и читать лекции. Однако в скором времени его начинают другие профессора подозревать в ереси, поэтому философ переезжает во Францию. За время своего пребывания в Женеве он успел нажить себе немало врагов среди кальвинистов.
  • 1581 год. Джордано становится преподавателем в Сорбонском университете. Благодаря своей настойчивости и обаянию он заполучает расположение правящего монарха, Генриха III Французского. Король, как и его мать, Екатерина Медичи (Caterina Maria Romola di Lorenzo de Medici), увлекался магией, поэтому несколько эксцентричный и неугомонный нрав преподавателя из Италии был ему симпатичен. По этой причине Генрих способствовал благоустройству Джордано в своей стране. Однако надолго задержаться во Франции философу не пришлось, поскольку своей чересчур открытой деятельностью он вновь попадает под подозрения.
  • 1583 год. Джордано переезжает на территорию Англии, начиная преподавать сначала в Лондоне, а затем и в Оксфорде. Он издает несколько своих произведений: «Пир на пепле» («Festa sulle ceneri») и «Изгнание торжествующего зверя» («Esilio della bestia trionfante»). Многочисленные конфликты и споры с другими профессорами вынуждают его покинуть Оксфорд и возвратиться в столицу. Там Джордано решает сделать попытку убедить приближённых ко двору людей в том, что взгляды Коперника во многом были недалеки от истины, однако его старания в конечном итоге оказались тщетными. При дворе его позицию поддержал только придворный врач Якова I. Но даже он открыто своего расположения не высказывает. По этой причине Джордано пришлось вновь скитаться по миру.
  • 1585 год. Философ перебирается во Францию, где предпринимает попытки возобновить свою преподавательскую деятельность, однако Джордано ожидал очередной провал. Когда он почувствовал, что подозрения в отношении него начинают усиливаться, то решил, что для своей же безопасности стоит покинуть эту страну.
  • 1586 год. Джордано перебирается на территорию Германии. Уставший от бесконечных скитаний, философ надеется, что здесь ему улыбнётся удача, и он сможет найти себе работу. Однако практически ни в одном университете Джордано не принимают. Только небольшой городок Марбург оказался к нему благосклонен, где философу предоставляют место преподавателя.
  • 1586-1588 года. Пристанищем Джордано становится город Виттенбург. Это время можно назвать относительно спокойным, так как в течение него философ не вызывает практически никаких подозрений в отношении себя. Однако характер и нрав Джордано не могли позволить ему молчать о собственных взглядах на мир, которые сильно расходились с представлениями церкви, поэтому философ поспешно переезжает в Прагу.
  • 1591 год. После очередных странствий по миру Джордано останавливается во Франкфурте, где публикует несколько своих серьёзных сочинений. За них он получает первый солидный гонорар, но задержаться в этом городе после столь масштабного прорыва для него нет никакой возможности. Поэтому странствующий монах принимает решение уехать обратно на Родину.

Джордано за всё время своих странствий проявлял такие черты, которые были чужды многим его современникам. Например, не воспринимал традиций, с которыми не мог смириться его разум. Философ был слишком прямолинейным, поэтому никогда не стеснялся высказываться в отношении других профессоров. В Оксфорде Джордано время от времени позволял себе называть своих коллег глупцами и недоумками.

Бруно назывался гражданином мира, сыном Земли и Солнца, а также академиком без академии.

Мировоззрения

Джордано Бруно является человеком, который в своё время объединил религию и науку, пускай это случилось внутри него самого, а не во внешнем мире. Практически в каждом своём сочинении этот философ не боялся напрямую называть тупость тупостью, так как он видел присутствующую во взглядах церкви абсурдность. Те догмы, которые расположились на страницах древних книг, он ни в какую не хотел воспринимать, потому что видел ценности в других сферах. Для него основой всех основ были свобода, любовь, а также стремление каждого человека к своему персональному счастью.

Джордано видел ненормальность в том, что выход из католической церкви в то время, когда он жил, сурово карался, а вход в неё осуществлялся через крещение, причём младенцев даже не спрашивали о том, хотят они это или нет.

В том случае, если человек утаивает что-либо от святого отца на исповеди или на разного рода собраниях в церкви, то это являлось серьёзной причиной для того, чтобы подвергнуть человека наказанию. Даже если человек пропускал одну или несколько церковных служб, он уже мог навлечь на себя гнев святой инквизиции.

Джордано было невыносимо видеть то, что святая инквизиция творила с людьми. Причём совсем необязательно человек мог окончить свою жизнь на костре. Философ видел худшей участью поломанную жизнь, под которой Джордано Бруно понимал отказ от собственных убеждений, а также травлю со стороны окружающих его людей за неподчинение католической церкви. Именно по этой причине, поскольку философ видел происходящие события изнутри, он и решил сбежать из родной страны в ту, которая находилась вне контроля Папы Римского и Ватикана (Stato della Città del Vaticano), в Швейцарию.

Тогда же Джордано Бруно разрабатывает собственную космологическую концепцию, базирующуюся на основных утверждениях Коперника. Причём его система была практически неотличима от современной. Джордано видел нашу Вселенную без края и конца, и она не состояла, как полагала католическая церковь, только из Земли и крутящегося вокруг неё Солнца.

Великий философ был убеждён, что огромное пространство наполнено бесчисленным количеством звёзд, вокруг которых вращаются такие же планеты, подобные Земле. Между собой эти тела могут различаться яркостью излучения и размерами. Джордано предполагал, что где-то далеко есть звёзды, которые гораздо больше по размерам нашего Солнца. При этом планеты не имеют такого излучения, чтобы их можно было увидеть с Земли невооружённым глазом.

Отличительной чертой Джордано от представлений Коперника является то, что он отказывался от небесных сфер, то есть философ отказывался верить, что существуют прозрачные или невидимые поверхности, на которых располагаются все планеты и звёзды. Джордано не мог назвать конкретной причины, по которой эти тела находятся в невесомости, но он был твёрдо уверен, что никакой невидимой платформы под небесными телами не существует. Такие сферы были частью представлений о мире у Аристотеля, Птолемея, Коперника, они даже признавались самой библией. По мнению Джордано Бруно, подобное мировоззрение сильно тормозило развитие науки в прошлые времена.

Философ также был уверен, что вне нашей планеты имеют место другие миры, на которых присутствует разумная жизнь. Наряду с этим Джордано проводил многочисленные исследования, которые имели в себе магическую подоснову. Философ остановился всего на девяти магических формах.

Когда он задался вопросом о том, что собой представляет душа, Джордано решил посвятить этому ещё одно исследование. Не совсем ясно, как именно через эксперименты он хотел ответить на этот вопрос, но в процессе собственных действий он пришёл к выводу, что душа представляет собой метафизическое тело, которое наделено способностью передаваться от одного «сосуда» в другой. Как предполагают исследователи, этим Джордано делает отсылку к тому, что человек после смерти способен реинкарнировать.

Суд и смерть

В 1591 году Джордано Бруно приглашает к себе в гости в Венецию (Venezia) юноша аристократического происхождения по имени Джованни Мочениго (Giovanni Mocenigo) под предлогом обучения мнемонике. В процессе познания Джованни расспрашивал Джордано о его мировоззрениях и о научной деятельности. Между ними, казалось бы, завязалась тёплая дружба, но уже 23 мая 1592 года аристократ посылает инквизитору свой первый донос на философа.

В этом доносе говорилось, что Джордано Бруно распространяет еретические взгляды, всячески отвергая догмы католической церкви, а также утверждает, что представления церкви о мироустройстве в корне неверны. Ещё несколько подобных доносов были отправлены 25 и 26 мая того же года.

После этого святая инквизиция потребовали у Венеции выдать ей Джордано для того, чтобы совершить над ним суд. 27 февраля 1593 года философа доставляют в Рим и заключают в тюрьму в замке святого Ангела (Castel Sant’Angelo). Как бы философа ни истязали, он не признаёт за собой ереси и не отвергает собственных взглядов. Джордано железно уверен, что все его убеждения правильные, а католическая церковь, напротив, заставляет людей верить в ложь.

В следующем году, 9 февраля, трибунал святой инквизиции признаёт Джордано Бруно виновным по восьми положениям. После этого его отлучили от церкви и лишили сана священника. Как только все необходимые приготовления были завершены, Джордано приговорили к наказанию «без пролития крови». В те времена это означало сожжение на костре. Казнили великого философа 17 февраля в Риме на площади Кампо-деи-Фиори (Campo dei Fiori).

Последними словами Джордано Бруно были: «Сжечь – ещё не значит опровергнуть!».

Цитаты

Среди наиболее известных цитат Джордано Бруно стоит выделить следующие:

  • «ревность влечёт за собой порой не только смерть или внутреннее разрушение того человека, который любит, но и нередко становится причиной убийства самого этого чувства. Особенно это проявляется в том случае, если любящий человек начинает негодовать. Негодование – это детище любой любви, и только через него любовь убивает саму себя»;
  • «энтузиазм в чистом виде представляет собой любовь к миру и мечтания о прекрасном будущем, а при помощи этого чувства каждый из нас способен переворачивать и преобразовывать многие вещи внутри себя и в окружении себя. Каждый из нас получает шанс усовершенствоваться и улучшить мир»;
  • «многие говорят о том, что я своими убеждениями желаю перевернуть мир. Но неужели так плохо перевернуть уже перевёрнутый мир?»;
  • «любовь не имеет более близкого друга, чем ревность, но вместе с тем она не имеет и более близкого врага, ведь, никакое другое вещество не является более губительным для железа, как ржавчина, которая появилась однажды из негоже»;
  • «обо мне будут верно судить только там, где в науке нет безумия, в суде нет насилия, а тирания не является олицетворением справедливости».

Источник:  italy4-me.turbopages.org

 

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий