Главная » ПЕДАГОГИКА, Педагогика гуманная » ДУХОВНОСТЬ И ГУМАННОСТЬ – ОСНОВА ШКОЛЫ БУДУЩЕГО. Юлия Владова

1 098 просмотров

2810-5

Первого сентября 2011 г. в России сели за парты почти 1,5 млн. ребятишек. Будут ли они учиться с радостью все школьные годы? Расцветут ли их таланты и способности? Выйдут ли они из школы людьми честными, великодушными, добросердечными? У каждого ребёнка – свой Путь и своё предназначение. Родители и учителя – только садовники и хранители его Души…

«Сегодня дети, завтра – народ», говорил В.А. Сухомлинский. Учитель, облагораживающий и возвышающий сущность человека Любовью, Красотой и Знанием, есть главный воспитатель народа. У него для каждого ребёнка находится тёплое и ободряющее слово, и на уроках горят глаза детей; он умеет найти ключик к сердцу самого «трудного» ребёнка, расширяет свой кругозор и увлекает детей к познаванию и творчеству; он постоянно совершенствует свои качества и каждый его урок – ступенька нравственного совершенствования ученика. Так, утверждая принципы гуманности и духовности, учитель творит светлое Будущее Родины.
Низкий поклон таким самоотверженным труженикам!

В наше сложно время мы всё более убеждаемся: с какими бы благими накоплениями не пришёл в эту жизнь ребёнок, его нужно воспитывать, помочь ему стать лучше.
Педагогика складывалась веками; её основа – мысль, творчество и опыт величайших гуманистов прошлого, доказавших: воспитание должно идти впереди образования. Сегодня особенно важно приложить к жизни этот принцип, поскольку главная задача Новой эпохи – воспитание Нового человека, а оно невозможно без устремления в Будущее, к прекрасным и вечным Идеалам.

Об этом говорили все известные гуманисты прошлого, в том числе Н.К. Рерих, великий художник, философ, учёный, просветитель, общественный деятель. На его полотнах – целый пантеон героев Духа, святых и подвижников. Как гуманист, Рерих отстаивал в своих трудах вечные идеалы Культуры, Красоты и Знания. Он прославлял возвышающие человека качества: героизм, мужество, бесстрашие, любовь к Родине, самообладание, терпимость, справедливость, доброжелательство, умение сотрудничать, коими обладал сам.

Вершиной гуманистической деятельности Рериха стал Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, известный как «Пакт Рериха» (1935 г.).

Николай Константинович утверждал гуманные начала в своей педагогической деятельности в школе Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге, а в 1921-1929 гг. – в созданных им культурных учреждениях Америки. Его советы востребованы сегодня, когда наш мир охватила эпидемия нетерпимости и жестокости, и ничего не делается для того, чтобы оградить от неё наших детей. А, главное, воспитать в них добросердечие и нравственный стержень.

Хорошо видя причины и следствия, Н.К. Рерих предупреждал: «Жестокость – одичание – тупость. Дети, наученные первому, неминуемо впадут и в последующее. …Только возвышенность мышления научит, как оборонить Родину и всё самое драгоценное без впадения в одичание… В конце концов, всё нужно воспитать. Любое спящее сознание должно быть разбужено. Само слово «воспитание» показывает глубокий возвышающий смысл напитания сознания. Ласково и нежно должно быть прикасание руки ведущей. Ненависть, разрушение, унижение, насилие врезываются, как бич, в душу ребёнка. И ничем не залечить эти раны. Неслышно вползает одичание, а изгнать его трудно! Ох, как трудно! Неужели опять потребуются поколения, чтобы возвысить униженное сердце?! Вот уж преступление против человечества…» («В новый путь»).

В статье «Народный учитель» Н.К. Рерих приводит слова Уэллса о том, что ни один завоеватель или государственный деятель не может изменить сущность масс, но учитель – может. Рерих заключает статью словами: «Именно учителя, в стремлении к миру всего мира – к Культуре – могут совершить завоевание, мирное и великолепное».

Взрослые – родители, воспитатели и учителя – обязаны вывести детей к Свету из царства бездушия, безмыслия и безнравственности! Сегодняшние реформы отводят Школу от гуманистического наследия педагогики, без которого невозможно воспитать истинно Благородного Человека.

Поскольку Учитель есть истинный воспитатель народа, именно от его сознания зависит, каким будет этот народ.
Обновление народа возможно, если учитель возвысится в духе сам и его большое Сердце сможет обнять и зажечь своей любовью сердце каждого ученика.
Уважая личность каждого ребёнка и способствуя раскрытию её творческого потенциала и возвышению мысли, Учитель – без окрика, подавления и принуждения – строит Школу Радости для всех своих учеников. Такая Школа есть оплот Нового Мира!

25 лет назад группа учителей-новаторов провозгласила Манифест «Педагогика сотрудничества».

17 июля 2011 года приверженцами педагогики гуманности и духовности был провозглашён «МАНИФЕСТ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ», идеи которого служат истинному обновлению Школы, нравственному воспитанию детей и одухотворению нашего общества. Манифест подписали 43 человека – педагоги, общественные деятели, учёные, деятели культуры и искусства во главе с президентом Международного Центра гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили.
«Манифест гуманной педагогики» опубликован на сайте: http://yro.narod.ru/mcr/Amonashvili/Manifest_pedagogika.htm

Манифест обращает внимание на то, что в процессе образования молодежь отводится от поиска смысла жизни и духовных запросов. Вытесняются задачи духовно-нравственного воспитания молодых людей. Пустым звуком становятся для них высокие понятия добра и красоты, благородства и великодушия, общего блага и духовного совершенства, любви и преданности, родины и служения долгу. Не знает границ детская жестокость, цинизм, надругательства над святынями своего народа. «Через средства массовой информации, через интернет, через стандартизацию содержания образования, через ложные педагогические предписания молодое поколение готовится для эгоистической жизни», – говорится в Манифесте.

Призыв Манифеста – чтобы каждый Ребёнок «воспитывался Человеком Благородным и Великодушным, развивался духовно и нравственно, овладевал знаниями, расширяющими его сознание и влекущими к творчеству и созиданию блага, учился выражать, беречь и утверждать в жизни свою свободную волю, любил Родину, ценил и бережно относился к многовековой культуре своего народа и человечества».
«Что не от любви к детям, то от лукавого», – утверждает Манифест, говоря о попытках регулировать нравственность не силою воспитания, а «ювенальными» законами, разрушающими воспитание вообще. Ни одна статья существующих законов не может быть выше и справедливее внутреннего закона нравственности и совести! Если в мире образования что-либо делается без любви и заботы о детях, «всё будет ложью, порождающей зло», отсюда – громадное число детских суицидов, брошенных и беспризорных детей, детского алкоголизма и наркомании, детской порнографии и проституции…

«Детей надо защищать от агрессии среды, от посягательств сил тьмы», – сказано в Манифесте. Возможности педагогов более могущественны, чем внешних сил, и заключены они в искусстве воспитания, в мудрости, преданности, терпении и любви по отношению к каждому Ребёнку. Манифест заявляет:

«Воспитание наше станет мощным, если поймём, что у нас кроме него нет другого оружия против тьмы.

Воспитание станет защитным, если будем жить вместе с Ребёнком в Свете и делами Света.

Воспитание станет победным, если оно будет направлено на раскрытие духовных богатств Ребёнка.

Воспитание в это не светлое время есть спасение душ подрастающих людей».

В образовании сегодня властвует авторитаризм, базирующийся на материалистическом восприятии мира. На нём построены и предпринимаемые органами власти реформы. Есть ряд существенных различий между авторитарным и гуманным педагогическими подходами.

Авторитарная педагогика считает педагогической нормой принуждать Ребёнка подчиняться воле своих воспитателей, в том числе, родителей, и учителей.
«Гуманная педагогика исходит из идей духовной общности, сотрудничества и сотворчества, устремленных от сердца к сердцу.

Авторитарная педагогика ориентирована на формирование знаний, умений и навыков и возносит процесс обучения. Гуманная педагогика направлена на облагораживание души, сердца и разума Ребёнка, а знания мыслятся как путь восхождения к цели…».

Авторитарная педагогика учитывает только психологические особенности детей. Гуманная педагогика воспринимает Ребёнка во всей полноте – как союз духовной и материальной природы, в которых ведущей является Природа Духовная.

Авторитарная педагогика приспосабливает Ребёнка к жизни. Гуманная педагогика воспитывает преобразователя жизни.

Авторитарная педагогика приемлет в качестве аксиом: зло наказывается, добро поощряется; лень порицается, усердие приветствуется… Гуманная педагогика строится на аксиомах: любовь воспитывается любовью; доброта воспитывается добротой; успех взращивается успехом; благородство воспитывается благородством…

Авторитарная педагогика консервативна. Гуманная педагогика инновационна.

Авторитарная педагогика вредит здоровью детей, провоцируя учителей, воспитателей, родителей на раздражение, грубость, угрозы, крики, ущемление достоинства, наказания… Гуманная педагогика профилактична и лечебна, ибо каждый Ребёнок находится в состоянии согласия, радости, духовной общности, любви, уважения».

Чтобы стать творцами гуманного образовательного мира, учителям необходимо победить свой авторитаризм: «принять в сознание измерение духовности и мыслить на его основе; облагораживать свой характер, утончать своё отношение к детям и окружающим; взращивать в себе творящее терпение; совершенствовать искусство любить детей, любить ближнего, радоваться всему возвышенному и прекрасному; руководствоваться в решении педагогических задач мудростью; тянуться к чтению трудов классиков педагогики».

Для победы над собой учителю необходимо соблюдать 3 заповеди: «Верить в безграничность каждого Ребёнка. Верить в свою Искру Божию. Верить в преобразующую силу гуманной педагогики».

Новым поколениям, Детям Света, нужны учителя Света и педагогика Света – любви, понимания, духовности, сотрудничества. Её несёт гуманная педагогика.

За последние 10-15 лет приверженцев идей гуманной педагогики становится всё больше и больше. Эти идеи объединяют учителей, воспитателей, руководителей образования, родителей, врачей, деятелей культуры, учёных, студенческую и школьную молодежь. Они из разных стран, их тысячи.

Зарождается Международное движение гуманной педагогики, способное влиять на развитие образовательного мира. Ежегодно в Москве проводятся Международные Педагогические Чтения, в которых принимает участие более шестисот человек, а в региональных и республиканских чтениях участвуют тысячи.

За гуманной педагогикой – Будущее!

Источник:  Община “Крылья Духа”

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий