Главная » РОССИЯ » ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА И ИМПУЛЬС К ВОЗРОЖДЕНИЮ. М. В. Чистова

883 просмотров
Ил. 1. Н. К. Рерих. Письмо отцу Георгию (Спасскому). Наггар. 7 апреля 1931. Первая страница © Бахметьевский архив русской и восточноевропейской истории и культуры Колумбийского университета (Нью‐Йорк). Фонд Е. А. Миллер

Ил. 1. Н. К. Рерих. Письмо отцу Георгию (Спасскому). Наггар. 7 апреля 1931. Первая страница © Бахметьевский архив русской и восточноевропейской истории и культуры Колумбийского университета (Нью‐Йорк). Фонд Е. А. Миллер

Заявленная тема обязывает нас чётко определить:

– что необходимо возрождать,
– что такое Духовная Культура,
– почему именно она является основой и одновременно задаёт импульс возрождению?

Начнём с первого вопроса. Возрождение чего жизненно важно сегодня для России? Может быть, это – экономика? Да, но она возрождается. Осуществляется целый ряд глобальных строительных проектов, среди которых газопровод «Сила Сибири», космодром «Восточный», «БАМ-2», началась переориентация на так называемую «Зелёную экономику» и т. д. Возрождение и дальнейшее развитие экономики, действительно, крайне необходимо, но не достаточно.

Если говорить о возрождении международного авторитета России, то и этот процесс идёт полным ходом на наших глазах. Но и этого не достаточно.

Возрождать справедливую социальную структуру общества? Стоп! – Но ведь возродить можно только то, что уже когда-то существовало. Можем ли мы поручиться, что на каком-то из исторических этапов тысячелетней истории России она имела истинно справедливое социальное устройство? Если кто-то и примется это утверждать, то немедленно наткнётся на массу опровергающих его доводов. Коммунист опровергнет монархиста, монархист – коммуниста и т. д. Значит, справедливую социальную структуру нам предстоит не возрождать, а строить.

Однако, никакое строительство не может увенчаться долговременным успехом, если ведётся без учёта накопленного знания и опыта. Имеется ли такое знание и опыт в нашей истории? Безусловно. И на языке сердца это явление называется Святая Русь. Именно Святая Русь является главным объектом многовековых войн ведущихся против Московской Руси, Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации.

Ил. 2. Н. К. Рерих. Письмо отцу Георгию (Спасскому). Наггар. 7 апреля 1931. Вторая страница © Бахметьевский архив русской и восточноевропейской истории и культуры Колумбийского университета (Нью‐Йорк). Фонд Е. А. Миллер

Ил. 2. Н. К. Рерих. Письмо отцу Георгию (Спасскому). Наггар. 7 апреля 1931. Вторая страница © Бахметьевский архив русской и восточноевропейской истории и культуры Колумбийского университета (Нью‐Йорк). Фонд Е. А. Миллер

Святая Русь – это то единственное, что позволит России выполнить свою планетарную миссию. И, значит, на возрождение идеи Святой Руси нужно сконцентрировать всё внимание и постараться максимально донести их до каждого живого сердца. Так мы приходим к краеугольному камню, к святому имени преподобного Сергия Радонежского, чьими трудами и родилось на свет это необычайное явление – Святая Русь. Подвигом своей жизни Сергий ясно показал те качества Святой Руси, которые стали духовным магнитом, примером для подражания – как его современникам, так и многим последующим поколениям русских людей.

Он непрестанно очищал ум и душу молитвами и трудами и потому сумел принять весть Владычицы пламенной – Богоматери.

Забывая о себе, он направлял все труды на благо ближних, на Общее Благо и стал строителем-основателем не только Свято-Троицкой обители, но и Новой Руси.

Он утвердил особое почитание и служение Святой Троице, в идеальном образе которой запечатлён символ единения, и не только сплотил простой народ, но и заносчивых князей собрал вокруг восходящей Москвы, усмирив буйство их гордыни.

«Пожалуй, впервые в русском православии святым стал человек, не погибший мученической смертью, как Борис и Глеб, не патриарх или митрополит, определявший судьбу церкви, и не чудотворец, как Прокопий Устюжский. Нет, Сергий прославился совсем другим – своим трудом, своими нравственными поступками, подвигом всей жизни. Он показал, что путь к святости, к христианскому идеалу, к правде доступен каждому. Главное на этом пути – преодоление себя, стяжание любви к ближнему, духовная открытость. Именно эти качества, казалось бы, столь простые, но в полном смысле святые, и стали той основой, на которой создавалось не только северное монашество, но и русская крестьянская община, цельностью которой всегда была крепка наша Русь»1.

Ил. 3. Н. К. Рерих. Копия письма митрополиту Платону (Рождественскому). 30 января 1932 Первая страница. © Бахметьевский архив русской и восточноевропейской истории и культуры Колумбийского университета (Нью‐Йорк). Фонд митрополита Платона

Ил. 3. Н. К. Рерих. Копия письма митрополиту Платону (Рождественскому). 30 января 1932 Первая страница. © Бахметьевский архив русской и восточноевропейской истории и культуры Колумбийского университета (Нью‐Йорк). Фонд митрополита Платона

Итак, на Руси XIV века преподобный Сергий сумел сделать невероятное, гармонично сочетать не сочетаемое: духовность с государственностью. Он сделал огромный шаг от монашеского духовного делания до одухотворения политики, от отшельничества к общинножительству, отдавая всё благо духа своего Земле Русской, благоговейно принявшей священный дар. Так свершилось невиданное доселе чудо – родилась Святая Русь.

А через шесть столетий, в грозном ХХ веке, учеником и продолжателем дела Сергия по праву можно назвать другого великого нашего соотечественника – Николая Константиновича Рериха. Именно он, кого современники назвали Апостолом Культуры, всей своей жизнью дал ответ на следующие два вопроса, поставленные нами в начале доклада.

Что же такое Духовная Культура в понимании Рериха? Прежде всего, нужно сказать, что само понятие Культура для Николая Константиновича имеет духовное происхождение и духовным содержанием насыщено. Он даёт целый каскад характеристик явления Культуры, доказывающих это положение.

«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце»2.

Потому для Рериха явления Культуры и Духовности нераздельны. «Можно убить цивилизацию, – говорил он. – Но Культура как истинная духовная ценность бессмертна»3.

Рерих воспринял главную идею Сергия – Культура Духа есть тот эпицентр, из которого созидательное воздействие культуры распространится на все сферы человеческой деятельности. Почитающий Свет сам становится носителем Света, освещая всё вокруг. И это утверждение отвечает на наш третий вопрос: почему Культура Духа является основой и задаёт импульс возрождению?

Ил. 4. Н. К. Рерих. Копия письма митрополиту Платону (Рождественскому). 30 января 1932 Вторая страница. © Бахметьевский архив русской и восточноевропейской истории и культуры Колумбийского университета (Нью‐Йорк). Фонд митрополита Платона

Ил. 4. Н. К. Рерих. Копия письма митрополиту Платону (Рождественскому). 30 января 1932 Вторая страница. © Бахметьевский архив русской и восточноевропейской истории и культуры Колумбийского университета (Нью‐Йорк). Фонд митрополита Платона

«Когда мы усиленно провозглашаем Культуру, – писал Николай Константинович священнику отцу Георгию (Спасскому) [ил. 1 и 2], – мы подразумеваем истинное познание сущности Бытия, во всём величии и беспредельности»4.

«Культура есть сознательное познание, духовная утончённость и убедительность»5.

Думу о Культуре Рерих называет Вратами в Будущее и совершенно определённо указывает на необходимое условие возрождения:

«Примат духа заложится среди правильных, освобождённых от предрассудков оснований. Там же, где вознесётся прочно примат духа во всей своей великой реальности, там произрастут лучшие цветы возрождения и утвердятся очаги, просвещённые Светом Знания Неугасимым»6.

Именно Рерих начал бить в набатный колокол, побуждая народы всей планеты защитить Культуру от одичания. Именно он стал инициатором первого в истории человечества Международного договора об охране культурных ценностей, который вошёл в историю под названием «Пакт Рериха». Именно он утвердил в этом документе новый планетарный символ защиты Мира и Культуры – Знамя Мира. А начертанный на Знамени Знак триединства проводит прямую линию преемственности с Троицей Сергия.

В письме митрополиту Платону (Рождественскому) Н. К. Рерих писал [ил. 3 и 4]:

«Когда на глазах наших разрушаются храмы, воздвигнутые во имя Искупителя, Господа нашего, разве не должны мы особенно усердно воздвигать знамя с изображением символа Св. Троицы. Ведь мой знак на Знамени нашего Пакта покоится на изображении Св. Живоначальной Троицы в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре»7.

«Видели и многие Чудеса Преп. Сергия, данные как знамения светлого будущего»8.

А в письме отцу Георгию (Спасскому) Николай Константинович говорит о прямом водительстве преподобного Сергия:

«Лишь носитель культуры может выразить построение Наше – такова заповедь Преподобного Сергия, который сейчас облечён высокой властью»9.

Это же утверждение позднее повторила и великая болгарская пророчица Ванга:

«Тот, кто был святым Сергеем, сейчас является самым большим святым. Он водитель всего человечества. О, как Он помогает сейчас человечеству! Он превратился в свет, его тело из света»10.

Вернёмся к письму Рериха отцу Георгию. «Подвиг Преподобного Сергия, – писал он, – указует нам тот неустанный творческий труд, в котором утвердил себя этот Великий Просветитель Земли Русской. В третий раз дано Ему спасти великое Государство. Зная это, мы знаем также, что, следуя Указам Преподобного, мы можем быть в Служении правильном. По Благодати придёт и сознание Иерархии». И далее: «Не будем думать, что нас мало. Преподобный пошлёт нам и Пересвета своего, и Ослябю. В правильные сроки умножатся и силы правильные»11.

Итак, трудами святого Сергия в XIV веке из руин раздробленной, униженной и поруганной Руси родилась Святая Русь. И собрана она была воедино, прежде всего, духовно, а уж затем – политически.

Н. К. Рерих заложил новую ступень в деле, начатом преподобным Сергием. Он указал единственно возможный выход, способный привести раздробленное, утопающее в крови и скверне человечество к духовному единению и преображению. Этот единственный выход – Путь Культуры.

И кому же ещё быть первопроходцем на этом Пути, как не Родине Сергия и Рериха? А следуя по Пути, указанному Светочами Мира, самим магнетизмом света Культуры Россия увлечёт к восхождению и всё человечество.

Сегодня поворот к этому направлению уже стал ощутимым. На обсуждение общественности с мая по сентябрь 2014 года был вынесен проект «Основ государственной культурной политики»12, где ключевыми принципами провозглашаются:

– влияние культуры на все аспекты политики государства и сферы жизни общества;
– понимание культуры России как неотъемлемой части мировой культуры.

Около полугода каждый гражданин России мог сотрудничать в создании основного документа страны о культуре, и это замечательно.

Другое событие лета 2014 года открыло одну из первых страниц истории уже Новой Страны – России. Это – торжественное вручение Знамени Мира Алтайскому краю – первому субъекту Российской Федерации, официально принявшему Знамя Культуры. На торжественной церемонии 3 июля 2014 года президент Международного Комитета Знамени Мира доктор Алисия Родригес вручила также 33 Знамени Мира государственным и общественным организациям России, готовым нести идеи Знамени Мира в своей деятельности. Это ли не воплощение завета Того, Кто в XIV веке был на Руси Сергием Радонежским, а в ХХ веке передал нам Весть, запечатлённую 23 июля 1931 года в дневниковых записях Е. И. Рерих:

«Ручаюсь, когда Знамя Моё будет поднято, можно считать начало Моего века»13.

И ещё ранее, 11 июня 1931 года, было Сказано:

«Нужно распространять Знамя Мира, Знамя Ассургины и Трёх Владык, как громоотвод, встанет над Землёю. Никогда Знамя Мира не выявлялось как Знак Нового Мира. Пусть поднимут люди знак Спасения»14.

Однако мы должны со всею ответственностью осознать, что важно не только поднять Знамя, но и, по меткому слову Алисии Родригес, самим стать Знаменем Мира. Так мы опять приходим к неизменной истине, что начинать нужно со своего сознания, со своего сердца, как это делал и нам заповедал Сергий Радонежский. Только так идея может утвердиться как могучий магнит в реальной жизни.

* * *

Таким образом, Святая Русь – это не только страница нашей священной истории, и даже не только наше национальное достояние. Это – Программа неотложных действий, актуальность которой сегодня столь же остра, как и в XIV веке, потому что основана эта Программа не на преходящих, а на вечных ценностях.

В настоящее время является насущно необходимым возрождение идеи Святой Руси, заложенной как духовный магнит в Русскую культуру преподобным Сергием Радонежским. Качества Святой Руси спасительны во все времена, а сегодня – особенно. Прямая линия преемственности от утверждённого преподобным Сергием особого почитания Святой Троицы до знака Триединства на символе охраны Культуры – Знамени Мира, утверждённом Н. К. Рерихом, является жизненной и спасительной лишь тогда, когда постоянными усилиями и конкретными делами она проводится в реальную жизнь.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сергий Радонежский – строитель русской духовной культуры: [Сборник статей] / Маточкин Е., Величко Е., Астахова Г., Герман Е. – М.: Дельфис, 2014. – С. 8.
2 Рерих Н. К. Культура – почитание Света (1931–1932) // Рерих Н. К. Твердыня Пламенная. – Рига: Виеда, 1991. – С. 63.
3 Там же.
4 Рерих Н. К. Письмо о. Георгию (Спасскому) (Наггар, Кулу, Пенджаб, Британская Индия. 7 апреля 1931). С. 1 // Бахметьевский архив русской и восточноевропейской истории и культуры Колумбийского университета (Нью-Йорк). Фонд Е. А. Миллер.
5 Рерих Н. К. Культура победительница (1934) // Рерих Н. К. Нерушимое. – Рига: Угунс, 1936. – С. 18.
6 Рерих Н. К. Врата в Будущее (1935) // Рерих Н. К. Врата в Будущее. – Рига: Угунс, 1936. – С. 314.
7 Рерих Н. К. Письмо митрополиту Платону (Рождественскому) (Наггар, Кулу, Пенджаб, Британ- ская Индия. 30 января 1932). С. 2 // Бахметьевский архив русской и восточноевропейской истории и культуры Колумбийского университета (Нью-Йорк). Фонд митрополита Платона.
8 Рерих Н. К. Указ. соч. – С. 1.
9 Рерих Н. К. Письмо о. Георгию (Спасскому) (Наггар, Кулу, Пенджаб, Британская Индия. 7 апреля 1931). С. 1 // Бахметьевский архив русской и восточноевропейской истории и культуры Колумбийского университета (Нью-Йорк). Фонд Е. А. Миллер.
10 Цит. по: Сидоров В. М. Ванга. Россия. 2010 • 2012 • 2019 • 2039. – М.: Эксмо, 2009. – С. 63–65.
11 Рерих Н. К. Указ. соч. – С. 1.
12 Утверждены Указом Президента России В. В. Путиным № 808 от 24 декабря 2014 года.
13 Автографы Е. И. Рерих. Дневниковые записи // Дневник записей бесед Рерихов с Учителем. – Библиотека Амхёрстского колледжа, Амхёрст, штат Массачусетс, США. – Тетрадь NB32 (28.05 – 25.09.1931). – С. 53.
14 Там же. – С. 17.

М. В. ЧИСТОВА (Алтайская краевая общественная организация «Рериховское общество “Беловодье”»; Бийск)

Источник:  Санкт-Петербургский государственный Музей-институт семьи Рерихов (МИСР)

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий