Рериховские чтения 14.04.18
Солнце и Ветер поспорили, кто из них сильнее?
И Ветер сказал: «Я докажу, что сильнее. Видишь, там старик в плаще? Бьюсь об заклад, что смогу заставить его снять плащ быстрее, чем ты». Солнце спряталось за тучу, а Ветер начал дуть все сильнее и сильнее, пока не превратился почти в ураган. Но чем сильнее он дул, тем крепче закутывался старик в свой плащ. Наконец Ветер стих и прекратился. А Солнце выглянуло из-за тучи и ласково улыбнулось путнику. Путник повеселел и снял плащ. И Солнце сказало Ветру, что ласка и дружелюбие всегда сильнее ярости и силы.
В посланиях святого Павла говорится «… в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны…» (2 Тим. 3: 1-2). Мы живем в трудное время. Наша жизнь построена так, что постоянно приходится находиться в социуме, общаться с людьми. И хорошо, если эти люди благожелательно и дружелюбно настроены, а если нет? Тогда мы наталкиваемся на волну непонимания, злобы, агрессии, гнева. Как же выстоять в такой ситуации? Как не поддаться искушению и сохранить мир в душе и любовь к ближнему? Ведь в Агни Йоге сказано: « …что вернейший путь есть путь дружелюбия…» (Мир Огненный ч.2, 158).
В Учении немного шлоков о дружелюбии, но они настолько глубоко отражают сущность и насущную необходимость этого качества Духа, что невольно задумываешься над тем, чтобы приложить его в жизни. Вот, например, шлок о необходимости дружелюбия. «Если спросят – что больше всего мешает всем добрым начинаниям? – скажите – именно отсутствие дружелюбия. Никакое творческое достижение, никакое сотрудничество и, конечно, уже не община – невозможны без дружелюбия. Можно наблюдать, как при дружелюбии в десять раз облегчается работа, и, казалось бы, чего проще при устремлённом труде только желать добра и успеха ближнему!» (Мир Огненный ч.2, 424).
Но не так-то это просто. Все мы знаем, как порой трудно достичь взаимопонимания в семье, в трудовом коллективе и даже в духовных обществах иногда возникают раздоры. Почему? В Агни Йоге находим: «…Люди не привыкли объединяться на Добре, считают, что Добро лишь предлог для разъединения…». (Мир Огненный ч.1, 657) В жизни много примеров, когда люди, собравшись для доброго дела, не находят общего языка, каждый пытается доказать свое видение. «… Можно понять, что вся болезнь планеты от полного раздора между теми, кто мог бы сплотиться во Благе. Очень печально, что даже в Храме сердца людей не преображаются для сотрудничества. Так помыслим о каждом дружелюбии, которое есть уже искра сотрудничества.» (Мир Огненный ч.1, 657). Эти мудрые слова Учения наиболее актуальны в настоящее время.
Мы стоим на пороге нового эволюционного витка, когда людям очень важно научиться сотрудничеству, кооперации и объединению. Нужно учиться строить Общину. «… Жизнь общинная – признак сотрудничества и взаимоуважения. Так и каждая мастерская уже будет зачатком общины, где каждый приносит свое уменье. Нужно дружелюбие, чтобы отдать свое мастерство на дело общее…» (Община,3)
Общее дело, что может быть более эволюционным и значимым?
Идея Общины – так же стара, как мир. И на высших планетах социальный строй – общинный. Когда возникает гармония в сердцах, происходит объединение. И тогда вполне естественным считается Община, построенная не путём совместного телесного проживания, но именно способом духовного единства и сотрудничества во всех областях жизни.
Пример такого единения, был показан Великим общинником Преподобным Сергием Радонежским. Он строил общину собственным примером. Его жизненные правила, основанные на заповедях Христа, и стали основой существования Обители. Важное для общинников качество дружелюбие объединяет два понятия дружба и любовь. Главнейшую заповедь Христа о любви знают все: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–39). «…Учитель Великий шел ко всем. Все его заповеди говорят о том, что принадлежит всем. Из простейших начал всем, всем, всем заповедано дружелюбие. В пламенении сердца это дружелюбие претворится и в любовь, в ту самую животворную, чудесно творящую любовь, которая во всем оружии Блага указывает: «Да живет все живущее». (Н.К.Рерих «Дружелюбие»)
Чтобы достичь такого состояния, необходима постоянная духовная работа. Поэтому жизнь в общине Сергия подчинялась установленным правилам.
Дисциплина была сурова. После вечерни братии не разрешалось общаться друг с другом – необходимо было пребывать в уединении, в богомыслии и молитве, либо заниматься рукоделием, дабы леность не овладела телом. Основным правилом было дружелюбное и братское отношение друг к другу. Жизнеописатель, сам живший в братстве Сергия, описывает, как это братство воспитывалось. Ведь Сергию, прежде чем стать водителем душ людских, пришлось три года провести в лесной дикой пустыне в одиночестве, укрепиться, проверить себя, доказать свое право на водительство, к которому он сам никогда не стремился. И на первых порах он даже растерялся, когда на магнит его сердца вдруг потекли со всех сторон люди, и ему пришлось принимать их и обустраивать. Сергий, правил общиной своим личным примером, тем более, что иначе он и не мог, так как многие из приходивших годились ему не то что в отцы, но даже и в деды.
Помня, что Христос мыл рыбакам ноги, Сергий, став игуменом, был для своей общины поваром, дровосеком, мельником, портным, плотником, каким угодно тружеником, служил ей как раб купленный. Бездельничающим его никто не видел. И он внимательно наблюдал за каждым приходящим, помогая восходить по ступеням духовного служения. Помогал советом, поддерживал и ободрял. Он давал каждому дело по силам. Ночью нередко дозором обходил кельи и проверял, делом ли заняты послушники, и легким стуком в дверь напоминал празднословившим, что надо обратиться к делам. А утром тихой и кроткой речью вызывал у виновников чувство раскаяния. В обитель приходили люди, смотрели глазами и сердцами на жизнь в монастыре, на Сергия и на братию его… А тут все было “худостно, все нищенски, все сиротински”, там и там по всей ограде обители торчали свежесрубленные пни и не убранные еще ветки, “в деревянной церквице коптили лучины, сам же игумен ходил в сермяжной заплатанной рясе то с топором в руках, то с лопатой; случалось, что тут по целым дням нечего было поесть. Но главное, что усматривали сердца людские, это сама здоровая обстановка обители.
Люди видели, что все дружны, не злословят один в адрес другого, нет праздноболтающихся, все работают с молитвой и молятся после работы – это была атмосфера труда, молитвы, любви и дружелюбия. Видя перед глазами такой пример общинного бытия, люди и свою жизнь старались перестроить по примеру виденного. Не так много и приходило людей к Сергию но, не случайно Христос говорил о закваске – много ли ее надо, чтобы вызвать в тесте живительное брожение. Каждый побывавший у Сергия, возвращался к себе домой уже обновленным, он другими глазами смотрел на мир. Так незаметными касаниями, без долгих нравоучений и призывов перестраивалось нравственное сознание людей.
Но не все могли быстро воспринять идею дружелюбия и заботы о ближнем, как основу жизни.
Приведем пример из жизни обители батюшки Сергия. Это случай, подобных которому не должно было быть в общине, если она построена на дружелюбии и заботе о ближнем. Преподобный ввел замечательное правило – запрет братии ходить из Обители по деревням и просить подаяния, даже в случае крайнего недостатка в пропитании. Он требовал, чтобы все жили от своего труда или от добровольных, не выпрошенных подаяний и помогали друг другу. Труд в его Учении играл огромную роль, но одновременно, каждый член общины учился заботиться не только о себе, но и о братьях, проявлять самое искреннее дружелюбие. Преподобный сам подавал пример и требовал от братии такой же приветливости и заботы о ближнем, какие излучал сам. Случай произошел, когда в Обители еще существовал порядок особножития.
Преподобный однажды три дня оставался без пищи, а на рассвете четвертого пришел к одному из своих учеников, у которого, как он знал, был запас хлеба, и сказал ему:
- “Слышал я, что ты хочешь пристроить сени к твоей келии, построю я тебе их, чтобы руки мои не были праздны”.
- “Весьма желаю сего,- отвечал ему Даниил,- и ожидаю древодела из села, но как поручить тебе дело, пожалуй, запросишь с меня дорого?”
- “Работа эта не дорого обойдется тебе,- возразил Сергий. – Мне вот хочется гнилого хлеба, а он у тебя есть, больше же сего с тебя не потребую”.
Даниил вынес ему решето с кусками гнилого хлеба, которого сам не мог есть, и сказал:
- “Вот, если хочешь, возьми, а больше не взыщи”.
- “Довольно мне сего с избытком,- сказал Сергий. – Но побереги до девятого часа, я не беру платы прежде работы”.
И, туго подтянувшись поясом, принялся за работу. До позднего вечера рубил, пилил, тесал и, наконец, окончил постройку.
Старец Даниил снова вынес ему гнилые куски хлеба как условленную плату за целый день труда, тогда только Сергий стал есть заработанные им гнилые куски, запивая водой. Причем некоторые ученики из братии видели исходившую из уст его пыль от гнилого хлеба и изумлялись долготерпению и дружелюбию своего наставника.
Были и другие случаи обособления и недружелюбия, не всегда все было ровно и гладко. Не случайно, что и Сергий был вынужден обходить вечерним дозором свою братию, дабы не бездельничали, не случайно, что однажды он чуть ли не насовсем покинул свою обитель из-за наступивших там раздоров и непослушания. Не просто дается людям духовная высота и нравственное обуздание, неизбежно за подъемом следуют падения.
По словам старца Емилиана:
«Когда происходит разлад в отношениях между двумя или более людьми, эти люди не могут ни молиться, ни читать. Бог скрывается от взоров людей, когда потерян ближний… Все, что портит наши отношения, должно быть устранено, ибо это непременно расстроит и нашу связь с Богом». Ведь заповедано Господом «… будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры» (1 Петр. 3:8). Очень важно дружелюбное отношение к другим и желание что-то сделать для них. Только так человек может оставаться в живой связи со своим Создателем и в конце исполнить свое высокое предназначение – достигнуть духовного совершенства. Без этого качества не перейти на новую ступень эволюции и не создать Общины.
Так что же такое дружелюбие? И почему его энергии так необходимы для духовного развития?
В психологии дружелюбие – это положительное нравственное качество личности, выражающее искреннее отношение к людям, чистые чувства, стремление к мирному доброму сосуществованию, к мирному спокойному решению возникающих конфликтов.
В Учении сказано: «…Нужно понять дружелюбие, как нелицемерное сердечное чувство. Много ошибок относительно дружелюбия, ибо люди привыкли обманывать и самих себя. Но если качество дружелюбия необходимо для Мира Огненного, то оно нуждается в истинной честности…» (Мир Огненный ч.1, 138).
Дружелюбие – качество духа, оно безбрежно. Дружелюбие ничего не берет, оно только раздает. В отношениях между людьми истинное дружелюбие – это искренняя любовь ко всем ближним без исключения. Дружелюбие к ближнему – это внешнее выражение внутреннего состояния человека. Об этом говорится во всех ведущих религиях мира.
В православии дружелюбие – это одно из основных качеств истинно верующего человека. Без дружелюбия не получится соблюдать заповедь Христа «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Считается, что дружелюбным и приветливым может быть тот, у кого мир в сердце — мир с Богом и самим собой, а такой мир приходит через веру. И к каждому человеку, встретившемуся на пути христианина, нужно проявлять дружелюбие.
Об этом говорит афонский старец Порфирий Кавсокаливит:
«Давайте будем бескорыстно раздавать всем свою любовь, не обращая внимания на их отношение… Это эгоизм – желать, чтобы другие любезно с нами разговаривали. Пусть противоположное поведение не огорчает нас. Позволим другим разговаривать с нами так, как они чувствуют. Не будем просить любви и дружелюбного отношения. Наше стремление должно быть направлено на то, чтобы самим любить их и молиться за них от всей души. …Когда мы дружелюбны и любим, не стремясь, чтобы любили нас, тогда все будут собираться вокруг нас, как пчелы. Это действенно для всех…».
Ислам также призывает к дружелюбию ко всем! Послушайте, как Коран велит мусульманам относиться к не мусульманам: «Аллах не запрещает вам являть дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ, – ведь Аллах любит справедливых» (60-я сура, аят 8). Можно привести множество хадисов, посвящённых дружелюбию: «Не разрешается мусульманину прекращать общение со своим братом более трёх дней, когда при встрече они отворачиваются друг от друга, кто из них первым скажет «Мир тебе», тот самый благой», «Пусть никто из вас не поднимает на своего брата оружие, вдруг дьявол помутит ему разум, и он станет из числа тех, кто попадает в ад». В сборнике хадисов «ас-Сунан» Имама Термизи можно найти высказывания, посвящённые человеческому дружелюбию: «Твоя доброжелательность людям – твоя милостыня. Твой призыв к добру и твоё порицание зла – твоя милостыня. Твоё указание правильного пути заблудившемуся человеку – твоя милостыня. Даже твой добрый взгляд на бедного человека будет твоей милостыней. Если ты уберёшь камень, колючки, кости с дороги – это тоже твоя милостыня. Если ты со своего ведра отольёшь воду в ведро других – это твоя милостыня».
В буддизме понятие дружелюбия также одно из самых основных. Если вы услышите на санксрите слово «Майтри», в Тибете «джампа», то на русском оно звучит как дружелюбие, любовь. Это первое из четырех неизмеримых качеств бесстрашного и радостного просветленного ума. Оно проявляется как любовь ко всем без исключения живым существам, и искреннее желание для них счастья и причин для счастья.
Будда учил монахов беседовать любезно и учтиво. Его мирянского ученика, царя Пасенади из Косалы, поразило дружелюбие буддийской общины, особенно по контрасту с царским двором, где все заботились только о себе и ссорились. По его словам, на заседаниях совета его непрестанно перебивали, подчас неучтиво. У Будды же он увидел монахов, «живущих неконфликтно как молоко с водой, взирающих друг на друга добрыми глазами, они улыбаются, вежливы, искренне счастливы, а их ум остается кротким как лань. Однажды он поведал Будде о разговоре с женой, в котором оба признались, что для каждого из них нет ничего важнее самого себя. Будда высказал следующую мысль: если царь Пасенади считает, что для него нет никого дороже себя, следует сообразить, что и у других могут быть сходные мысли. А, следовательно, заключил Будда, «человек, который любит “я”, не должен вредить “я” других существ».
Для развития такого состояния в буддизме существует практика — «восхищение добродетелями», смысл которой в том, чтобы научиться радостно приветствовать добрые качества других людей, не только молча признавать, но и выражать свою радость по поводу щедрости, доброты (и прочих прекрасных качеств) того или иного человека.
В Учении Будды описано Благо, приносимое дружелюбием: Монахи, если ведущее к освобождению ума дружелюбие практиковать часто, развивать, безустанно обращаться (к нему), хорошо освоить, довести до совершенства, то одиннадцать преимуществ проявятся.
Каковы эти одиннадцать?
-
У вас хороший сон;
-
вы просыпаетесь радостными;
-
вы не страдаете ночными кошмарами;
-
вас любят люди;
-
вас любят нечеловеческие существа;
-
божества защищают вас;
-
ни огонь, ни яд, ни оружие не наносят вам вред;
-
ваш ум быстро успокаивается;
-
ваш цвет лица румяный;
-
в момент смерти ваш ум не спутан;
-
и даже если не достигнута высшая цель, по крайней мере, вы переродитесь в мире Брахм
(Меттанисанса сутта (АН 11.15; PTS А 5.342)
Но ещё более удивительным является влияние дружелюбия на окружающую среду и других существ, включая божеств и животных.
Метта сутта посылает свой мудрый зов дружелюбия словами:
«Как мать, подвергая опасности жизнь свою, блюдет свое дитя единое, так пусть каждый растит дружелюбную мысль ко всему сущему. Пусть он взрастит в себе желание ко всему миру и дружелюбие и вверху, и внизу, и всюду, неограниченно, без всякой ненависти, без всякой вражды!» (Метта сутта 7, 8). И тогда возможны удивительные проявления.
Однажды Будда возвращался со сбора подаяния вместе с большой свитой монахов. Когда они проходили мимо тюрьмы, местный палач спустил с привязи бешеного слона по кличке Налагири, которого использовали для казни преступников. Девадатта – злонамеренный и амбициозный двоюродный брат Будды – пообещал за это палачу приличную сумму денег. Как только опьянённый слон, в ужасе трубя, ринулся в сторону Будды, он распространил на слона мощные мысли дружелюбия. Почтенный Ананда, верный спутник Будды, был столь озабочен безопасностью учителя, что выбежал вперёд, дабы защитить его, но Будда попросил ученика отойти в сторону, поскольку само распространение дружелюбия было вполне достаточным. Влияние этого воздействия Будды было столь быстрым и мощным, что, когда слон приблизился, он был полностью укрощён, подобно пьяному человеку, немедленно протрезвевшему под действием магического заклинания. Говорится, что слон поклонился в знак почтения как дрессированные животные в цирке. Силу дружелюбия невозможно описать полностью. В комментариях к палийскому канону содержится множество историй, не только про монахов, но и обычных людей, преодолевших различные опасности, включая оружие и яд, с помощью одной лишь силы дружелюбия.
Именно, силы дружелюбия, поэтому дружелюбие нельзя путать с обычным чувством. Это энергия сильного человека. Человек во всём – высшее звено. Если человек решит заменить политику агрессии и враждебности на дружелюбие, то мир превратится в подлинный оплот согласия. Потому что только когда человек обретет внутренний мир и безмерную доброжелательность к другим, только тогда мир во всём мире станет подлинным и сохранится надолго.
Одним из ярких примеров единения множества людей с помощью дружелюбия служит освобождение Индии от колонизации Великобританией, произошедшее не так давно – в ХХ-м веке. Мохандас Ганди применил в своем правлении методику превращения соперника в союзника и друга — он говорил, что «…обращение к совести эффективнее, чем угрозы и насилие». По его теории, насилие рано или поздно приводит к увеличению ответного насилия, дружелюбие же прерывает спираль зла и делает возможным превратить врага в единомышленника. В практике Ганди дружелюбие и ненасилие выступает не как оружие слабых, а напротив, как оружие сильнейших духом. Он говорил: «Принцип “око за око” сделает весь мир слепым.»
Ганди предложил народу Индии принципиально новый путь возрождения страны (не вооружённое восстание и не путь петиций колонизаторам). Ганди предложил «третий путь» — путь ненасилия и дружелюбия.
Символом нового пути стала традиционная индийская прялка. По призыву Махатмы вся страна переходит на самообеспечение, отказываясь покупать английские товары, в том числе и дорогие ткани. Махатма сам садится за прялку и делает себе одежду и обувь. Индийцы не нарушают законов, они просто не сотрудничают с властью. Они покупают только индийские товары (пусть те хуже по качеству!), сжигают английские ткани, которые когда-то купили. Для целой нации это стало духовным прорывом, внутренним открытием. Оказывается, их политическая и экономическая зависимость от Англии — это результат их сотрудничества с колонизаторами! Сначала англичане осыпали Ганди насмешками, но вскоре начали испытывать шок — их не замечают, их традиции не почитают, их торговые компании несут колоссальные убытки. Доходит до того, что индийцы не замечают наследного принца Уэльского, который приезжает в Индию. Улицы городов вымирают, когда там показывается высокий гость, воплощение священной королевской власти. Но, в то же время, народ не проявляет агрессии, сохраняя внутреннее дружелюбие. Это было главным условием политики Мохандаса Ганди. При этом Ганди всегда строго предупреждал соратников об опасности перерастания движения ненасилия в неконтролируемую насильственную фазу. И 4 февраля 1922 г. произошел инцидент, который поставил массовые акции сатьяграхи на грань срыва. После расстрела полицией протеста крестьян возмущенная крестьянская толпа сожгла нескольких загнанных в помещение полицейских. Ганди резко осудил этот акт самосуда и объявил о прекращении кампании гражданского несотрудничества. Первые попытки не принесли полной победы, но в последующие годы Индия обрела независимость этим же мирным путем активного дружелюбия. Однако этот успех определялся вовсе не душевной добротой британцев. Успеху предшествовали длительная подготовка самого Ганди, обучение соратников на своем личном примере, готовность идти на любые жертвы и непреклонность в делах истины и справедливости.
Ганди взывал: «В мире идет не борьба между хорошими и плохими людьми, а борьба между Жизнью и Смертью, Добром и Злом в душе каждого человека. Каждый способен отказать Злу в своей поддержке, и Зло бессильно против этого решения. Одновременно отказ от участия в делах Зла приводит человека на Путь Строительства нового мира — Мира Добра». Каждый может самостоятельно работать над развитием дружелюбия, но, чтобы таким качеством обладал народ, ему необходим тот, кто берет на себя ответственность.
Народам очень важно иметь лидера, способного вести политику страны на основе дружелюбия.
Еще одним из самых уважаемых государственных деятелей мира был Нельсон Мандела, возглавивший борьбу за отмену режима апартеида в ЮАР. Эта борьба привела к мирному окончанию апартеида в стране и подготовила основу для новой демократии в Южной Африке. За свою неординарную силу дружелюбия, с помощью которой народ страны добился коренного изменения своей жизни, Мандела в 1993 году был удостоен Нобелевской премии мира и вошел в сотню гениев современности по версии Creators Synectics.
Его высказывания меняют современное мировоззрение. Вот некоторые из них:
«…Никто не рождается с ненавистью к другому человеку из-за цвета кожи, происхождения или религии. Люди учатся ненавидеть, и если они могут научиться ненавидеть, нужно стараться учить их любви и дружелюбию, потому что любовь и дружелюбие намного ближе человеческому сердцу…».
“…Я лелею мечту о демократическом и свободном обществе, в котором все люди живут вместе в гармонии и имеют равные возможности, – сказал он. – Это тот идеал, ради которого я живу и к которому стремлюсь. Но если будет нужно, то я готов умереть за этот идеал…”.
На вопрос журналиста: «…Какое оружие в борьбе против апартеида оказалось самым действенным?..», он ответил: «…Светлая голова и доброе сердце. Если вы хотите победить своего врага, вы должны над этим работать, и тогда такая комбинация просто незаменима…»
Своим всепобеждающим достоинством, своей несгибаемой волей и готовностью пожертвовать своей свободой ради свободы остальных, Мадиба (как звали его на родине) преобразовал Южную Африку, и не оставил никого равнодушным. Его путь от заключенного до всеми уважаемого президента – это пример сбывшейся надежды мира на то, что страны, как и люди, могут меняться к лучшему. Это пример того, к чему должен стремиться каждый человек, как в жизни страны, так и конкретно в своей жизни.
В наше время, когда люди, города и страны живут в тотальном противостоянии друг с другом, очень важно найти в себе дружелюбие не только к ближнему. Средствами массовой информации постоянно навязывается образ «врага». Тьма очень лукава и хитра, она проникает вглубь сознания, прочно поселяет там эти понятия и человеку начинает казаться, что вокруг недруги и враги. При таком положении дел очень важно найти в себе хотя бы крупицу любви и тем противостоять злу. Дружелюбное отношение к врагам – это более высокий уровень дружелюбия.
В своих афоризмах Омар Хайям писал: «И с другом, и с врагом ты должен быть хорош! Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь. Обидишь друга — наживешь врага ты, Врага обнимешь — друга обретешь.»
Проявление дружелюбия не к друзьям, а к врагам требует особого мужества. На это указывает Агни Йога. «… в земной жизни дружелюбие создает новые возможности. Если даже врагу послать взгляд дружелюбия, это не будет знаком слабости, наоборот, признаком преимущества…»(Надземное, 845).
Однажды преподобный Макарий пошел из скита к Нитрийской горе с одним из своих учеников. Когда они уже приближались к горе, преподобный сказал:
– Пойди немного впереди меня.
Ученик пошел впереди и встретил языческого жреца, поспешно идущего ему навстречу и несшего большое бревно. Увидав его, инок закричал:
– Слышишь ли, слышишь ли, ты, демон! Куда ты идешь?
Жрец остановился и сильно побил инока, так, что он едва остался жив. И, схватив брошенное бревно, жрец убежал. Спустя немного ему встретился преподобный Макарий, который сказал ему:
– Спасайся, трудолюбец, спасайся.
Удивленный такими словами преподобного, жрец остановился и спросил его:
– Что хорошего ты усмотрел во мне, что приветствуешь меня такими словами?
– Я вижу, что ты трудишься, – отвечал преподобный.
Тогда жрец сказал:
– Умилился я, отче, от твоих слов, ибо я вижу чрез это, что ты человек Божий. Вот пред тобою встретился со мной другой инок, который бранил меня, и я исколотил его до смерти. Не оставлю я тебя, отче, до тех пор, пока ты не обратишь меня в христианство и не сделаешь иноком. И он пошел вместе со святым Макарием. Жреца сделали иноком, и ради него множество язычников обратилось в христианство. Авва же Макарий дал по сему случаю такое наставление:
– Злое слово, – говорил он, – и добрых делает злыми, доброе же слово и злых соделывает добрыми. ( Житие преподобного отца нашего Макария Египетского).
Еще одним замечательным историческим примером победы дружелюбия над враждой, служит поведение великого полководца М.В. Кутузова.
И дело не в том, как «дружелюбно» (в кавычках) он принял армию Наполеона. Разум, воинскую доблесть и истинную дружелюбность Кутузов проявлял уже в первые годы своей военной службы. Ведь, дружелюбие и доблесть – сестры. В обоих качествах есть сила и отсутствие злобы, ненависти. Поэтому, когда Суворову понадобилась помощь в дипломатических переговорах с крымскими татарами, императрица Екатерина дала Кутузову необычайно подходившее к его природным способностям поручение. Она отправила его в Крым к Суворову, чтобы Михаил Илларионович помог дипломатически довершить возникшие вопросы. На переговорах с крымскими ханами Кутузов впервые на уровне дипломатии обнаружил такое своё качество личности как дружелюбие. Он проявил умение обходиться с людьми, разгадывать их намерения, бороться против интриг противника, не доводя спора до кровавой развязки; и, главное, достигать полного успеха, оставаясь с противником лично в самых «дружелюбных» отношениях. Для того чтобы без помощи переводчика вести беседы и читать документы, написанные арабской вязью, Кутузов изучил турецкий язык, щедро платя своему учителю – чиновнику последнего крымского хана. Суворов был в восторге от такого проявления высокого дружелюбия будущего великого полководца. Главная цель переговоров была достигнута. Потомок Чингисхана Шагин-Гирей отрекся от престола и противостоянию татар был положен конец.
Это примеры действия дружелюбия в судьбах народов, когда оно проявлено в определенных ситуациях.
Агни Йога еще больше расширяет понятие дружелюбия и говорит, что проявлять его нужно не только на тех, кто рядом. Не менее полезны и мысленные посылки добра и любви на расстояние. «…хорошо сделаете, когда укажете в записях о посыланиях привета на дальнее расстояние; так будет выражено дружелюбие и сродство душ…» ( Мир Огненный ч.1, 639).
«… Так нужно воспитывать народ в осознании пользы дружелюбия. Пусть не сразу поймут всю ценность такого качества, но все же произойдет несомненное возвышение сознания. Еще раз при таком воспитании будет упомянуто о вреде ненависти и мести. Особенно такое упоминание необходимо теперь, когда злоба и взаимная ненависть окутывают Землю губительным покровом.
Не думайте, что такие напоминания суть отвлеченные, нравственные поучения. Планета больна, и люди способствуют ее разрушению. Потому соберем крохи дружелюбия и наполним пространство посылками дружелюбия. Мы не будем знать, к кому дойдут добрые зовы, но они принесут общечеловеческую пользу… «Пошлите добрые зовы. Они дойдут к своему назначению.» (Надземное, 845).
Нужна спешность в овладении новым качеством дружелюбия. Состояние общества требует изменения энергетического состояния каждого человека. Радостно желать мира всему живущему.
«…Но путь к этому миру через то дружелюбие, которым должны быть полны сердца наши всегда, во все время дня и ночи, при каждой встрече. Ведь нигде не заповедано «во встречном ищи врага». Наоборот, дружелюбие является тем творящим началом, которое создает обновленную, преображенную жизнь.
Какие множества веков должна была протекать жизнь земная, чтобы опять, в тоске разрушения и утеснения, мы должны вспоминать об оружии света, о панцире дружелюбия. Может быть, это излишне, может быть, земная жизнь протекает в достаточном духовном и телесном благосостоянии? Может быть, мы не должны в предрассветный час тосковать сердцем нашим о бедствиях народных? Но невозможно закрывать глаза на каждодневные сообщения о духовных смятениях, об убийствах тела и духа, о страшных призраках лжи и взаимного поношения. Доходит человечество до предела разложения. Нужно строить, необходимо неотложно предаться … светлому строению… Где же те словари добра, где же те высокие начала, которые могут залить благодатью язвы мира, которые так ужасно открылись в дни наши?» (Н.К. Рерих «Дружелюбие»).
Как же достичь дружелюбия в современном мире?
Многие из нас допускают ошибку, думая, что дружелюбие можно достичь, если побороть жестокость, враждебность, неприязнь к людям. Это не так. Дружелюбие – это естественное качество каждого человека. Оно присуще любому из нас. Вот только у одних оно развито и проявляется по отношению к миру, а у других находится в спящем состоянии. В Агни Йоге находим: « … Не следует считать, что дружелюбие какое-то достижение… Не будем бояться, что люди вообще не могут вернуться к дружелюбию, его достаточно в каждом из нас, потому и о других вообразим то же самое…» (Мир Огненный ч.1, 138). Каждое качество как прекрасный цветок нуждается в подкормке. Вот так и дружелюбие можно развить, ежедневно подпитывая его добрыми мыслями и поступками.
…Однажды ребенок гулял по лесу и обнаружил на большой поляне дом. По обе стороны этого дома располагалось по большому саду, и в каждом саду работал садовник. Сады, однако, были очень разные: один дик и полон сорняков, и садовник там был очень сердит. Он выпалывал сорняки и непрерывно ругался.
Другой сад радовал глаз гармонией. Повсюду цвели цветы, все было полно естественной красоты. Садовник в этом саду, казалось, и не работал вовсе. Он прислонился к дереву и радостно насвистывал песенки. Ребенок решил, что лучше войти в сад к спокойному, счастливому садовнику и спросить его, каким образом он содержит свой сад в полном порядке, не прилагая никаких усилий, в то время как другой садовник работает непрерывно, но безо всякого толку. «Знаешь, было время, когда я пытался работать так же, как мой коллега. Я постоянно выпалывал сорняки, но обнаружил, что мне с ними не справиться. Их корни оставались в земле, а семена во время прополки попадали в почву. Во всяком случае, сорняки вырастали снова и снова. Как только я заканчивал работу в одном конце сада, я должен был снова начинать ее в другом конце.
Тогда я придумал новую стратегию. Я нашел цветы, которые растут быстрее, чем сорняки. И эти цветы вскоре полностью их подавили. Там, где растут эти растения, нет сорняков. Мой сад сам содержит себя в чистоте. Между тем почти стемнело, и ребенок вошел с садовником в дом. Когда они оказались в комнате, тот внезапно погасил свет, стало совершенно темно. Садовник спросил ребенка: «Можешь ли вырвать темноту, как сорняк?» Включив снова свет, он продолжал: «Единственный способ победить темноту — отогнать ее светом. Ты не можешь отодвинуть ее прочь или драться с ней».
Не очень эффективно бороться со своей внутренней темнотой. А свет, напротив, очень действенное средство против тьмы. Враждебность, как темнота. Мы не можем ее вырвать или отодвинуть в сторону. Но мы можем победить ее дружелюбием.
Учение Жизни утверждает, что это огненное качество нераздельно от расширения сознания и развивается естественно вместе с его ростом. Так, «По природе своей Йог дружелюбен. Он пытливо исследует каждое явление, и, если найдет долю добра, он будет судить от этой доли.» (Надземное, 855). И еще находим, что «Дружелюбие не насилие». (Мир Огненный ч.1, 161). Получается, что качество дружелюбия насильно не развить. Только работая над расширением сознания и очищением сердца, можно развить искреннее дружелюбие к миру, к людям и к жизни в целом. «…Если в повседневной жизни люди держат дистанцию друг с другом, то трудно ожидать от них какого-то сотрудничества. Трудно! А ведь сотрудничество крайне необходимо. Основа сотрудничества ? доверие и дружелюбие…» (Далай Лама «Нам необходимо сотрудничество»). Но необходимо дружелюбие истинное. Как отличить истинное дружелюбие от поддельного?
Естественность и искренность – это основные условия истинного дружелюбия. Наоборот, поддельное дружелюбие не только не приносит пользы миру, но и вредит здоровью человека, а именно приводит к возникновению депрессии. Это доказала группа психологов из Германии. Немецкие ученые для участия в эксперименте устроили студентов университета в воображаемый информационный центр и разделили их на две группы. Одной из них было разрешено вступать в споры с грубыми клиентами, а студенты из второй группы не могли этого делать и должны были в любой ситуации оставаться предельно дружелюбными. У студентов из первой группы учащённое сердцебиение отмечалось в течение небольших периодов после спора, а у тех, кто не имел возможности высказать свою точку зрения, сердце часто билось ещё долгое время после разговора с клиентом, что приводило к состоянию близкому к депрессии.
И, наоборот, истинное дружелюбие укрепляет здоровье человека. Канадские ученые провели достаточно исследований персональных качеств и черт характера человека, влияющих на его здоровье и качество жизни. На первом месте оказались добросовестность и дружелюбие. Именно дружелюбие отличало всех долгожителей, участвовавших в эксперименте.
Интересно, что у дружелюбных людей меняется и структура головного мозга. Британские нейробиологи установили, что у дружелюбных людей два участка мозга содержат больше нервных клеток, чем обычно. Но, что первично, структура мозга или дружелюбие, ученые пока не знают. В Агни Йоге особый акцент сделан на влиянии дружелюбия на здоровье человека. «… Можно многим советовать панацею дружелюбия. Не устанем повторять об этом лекарстве духа и тела. Когда-нибудь и врачи пропишут дружелюбие, как сильнейшее противоядие. Не забудем, что злоба притягивает действие ядов, тогда как дружелюбие противостоит им.» (Мир Огненный ч.2, 240).
Что же помогает развить дружелюбие?
Его развитию способствуют многие качества, но существуют наиболее важные. Уделяя внимание основным направлениям несложно сделать дружелюбие своим природным качеством.
Устремление к Иерархии. «… От такого Источника создается и дружелюбие, которое открывает самые трудные врата. Нужно иметь перед собою Изображение Иерарха, чтобы найти ко всем случаям основание дружелюбия…» (Мир Огненный ч.2, 89). Примером такого дружелюбия может послужить жизнь Батюшки Серафима Саровского. Каждому встречному он говорил: «Здравствуй, радость моя». Но прежде чем достичь такой искренней любви к ближнему, ему пришлось пройти многие испытания и получить духовный опыт. Так, на втором году своего послушничества, тогда еще не Серафим, а послушник Прохор, тяжко заболел. У него распухло все тело, и ни один врач не мог сказать, отчего приключилась эта хворь. Так продолжалось три года, но болезнь его не озлобила, а, наоборот, сделала еще более мягким и внимательным к себе и окружающим. Подвижник все переносил с радостью и терпением, а когда игумен предложил пригласить высококлассного врача, сказал: «Я предал себя Истинному Врачу, Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери; если же хотите мне помочь – просто причастите меня». Больного причастили. И через пару суток он стал совершенно здоровым! Спустя несколько лет батюшка Серафим открыл тайну – в день причастия к нему приходила Богородица, коснулась своим посохом его бедра, и оттуда вылилась вся жидкость, столько месяцев не дававшая покоя молодому послушнику. После пострига в монахи Батюшка Серафим принял подвиг молчания. Он провел тысячу дней и ночей в молитве к Богородице, стоя на камне. Все святые, которые несли подвиг молчания, говорят о том, что этот подвиг самый трудный, ведь он предполагает контроль не только над словами, но и над мыслями. Такое под силу только тем, кто полностью открыл свою душу Господу, очистив ее от зла и страстей. Зато и плоды этого подвига огромны – в очищенное от греха сердце поселяется Дух Святой, и сам человек становится сосудом Божьим. «… От такого Источника создается и дружелюбие…» (Мир Огненный ч.2, 89).
Терпимость. «…именно терпимость позволяет найти лучшие вибрации. Сознание должно подсказать, где истинные соумышленники. Они могут быть весьма различны по виду и по способу выражения, но вибрации их будут схожи. Только истинная терпимость даст и дружелюбие с ними…» (Надземное, 752). Человек, обладающий терпимостью, не разделяет людей на хороших и плохих, и проявляет дружелюбие, независимо от их социального статуса. Примером такой терпимости может послужить жизнь и труды врача-хирурга и Архиепископа Войно-Ясенецкого (Святителя Луки). Из его воспоминаний: «Не помню, по какому поводу я попал в тюремную больницу. Там с Божией помощью мне удалось спасти жизнь молодому жулику, тяжело больному. Я видел, что молодой тюремный врач совсем не понимает его болезни. Я сам исследовал его и нашел абсцесс селезенки. Мне удалось добиться согласия тюремного врача послать этого больного в клинику, в которой работал мой ученик доктор Ротенберг. Я написал ему, что и как найдет он при операции, и Ротенберг позже мне писал, что дословно подтвердилось все, написанное в моем письме. Жизнь жулика была спасена, и долго еще после этого на наших прогулках в тюремном дворе меня громко приветствовали с третьего этажа уголовные заключенные и благодарили за спасение жизни жулика.» Качество терпимости очень важно во взаимоотношениях между людьми. Елена Ивановна Рерих своим сотрудникам писала: «Умоляю, найдите в себе мужество побороть главного внутреннего врага – разъединение. У всех он свил себе гнездышко. Одоление этого врага обеспечит победу. Скажем себе, что не может быть лицемерия среди сотрудников, и начнем с открытым сердцем, зажженным огнем устремления к Учителю, выявлять терпимость и дружелюбие друг к другу. Но пусть это делается всеми без исключения. Пусть все сказанное будет принято и приложено каждым сотрудником к себе, а не отброшено и занесено за счет соседа. Чаще бывает, что самость того, к кому сказанное относилось, прежде всего прикладывает это к своему соседу. Но мудрый и истинный ученик всегда будет искать причину сказанного в себе, а не в других, иначе как же совершенствоваться?» (Указы (Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1)
Мысли о Прекрасном. «… Среди трудов многообразных мысль о Прекрасном есть и мост, и мощь, и поток дружелюбия. Взвесим мысль злобы и мысль блага и убедимся, что мысль прекрасная мощнее. Разложим органически различные мысли и увидим, что мысль прекрасная сокровищница здоровья. В чем же можем найти иной источник дружелюбия? Когда повсюду закрываются ставни самости; когда гаснут огни во тьме, не время ли помыслить о Прекрасном?…» (Мир Огненный ч.1,177). «… Полезно помыслить о лучшем во всем происходящем. Даже малые признаки лучшего среди жизни дают просвет. Они же породят приливы признательности и дружелюбия…» (Мир Огненный ч.1, 405).«…Нужен свет. Нужен священный огонь. Нужны оружия света, которые сиянием своим рассеют полчища тьмы и разложения. Первым оружием света, о котором так прекрасно сказано в заповедях всех заветов, будет именно общечеловеческое дружелюбие. Первым качеством этого дружелюбия будет непрестанное творчество…» (Н.К.Рерих «Дружелюбие») мысленное и прекрасное.
Честность и искренность. «… Но если качество дружелюбия необходимо для Мира Огненного, то оно нуждается в истинной честности…»(Мир Огненный ч.1, 138).
«…Тот, кто хочет быть по-настоящему искренним, пусть начнет с того, чтобы быть искренним прежде всего с самим собой, потому что духовная искренность начинается с этого. Если кто-то неискренен с самим собой, то он обделяет только себя и издевается только над самим собой. Но, ведя себя неискренно по отношению к другим, он смертно согрешает, потому что издевается над другими…»(Паисисй Святогорец) «…Там, где кончается искренность, начинается одиночество…» (Владислав Гжегорчик, польский афорист).
Умение находить положительную сторону во всем. «… Лучше ошибиться в сторону добра, нежели опрометчиво осудить…» (Надземное, 855). Виталий Гиберт, парапсихилог уверен «… что каким бы человек ни был, как бы он не ругался с вами, если ты копнешь глубже, в нем всегда есть ядро – светлая душа, а внешняя скорлупа просто улетучивается. Надо общаться не как человек, а позволить божественному общаться через тебя.»
А старец Паисий Святогорец говорит об этом очень просто:
«…Все лукавые механизмы своего духовного предприятия вы должны реконструировать так, чтобы они стали добрыми. Самое выгодное предприятие для человека — это открытие фабрики «Добрых помыслов». Тогда даже плохое и скверное твой ум будет перерабатывать в хорошее и доброе. К примеру, видя в человеке душу, видя в нём Ангела, ты и сам, подобно Ангелу, взмываешь на Небо. В этом случае твоя жизнь — это праздник, торжество. Если же ты видишь в человеке плотское, то и сам нисходишь в адскую муку. Помысл «слева» — это чужеродное тело, и человек должен постараться его отвергнуть. У каждого из нас есть силы на эту борьбу. Никто не может оправдаться тем, что слаб и не в силах бороться. Ведь, добрый помысл — это не кирка и не кувалда, которые слабый человек не может поднять, потому что у него дрожат руки. Я не вижу ничего сложного в том, чтобы видеть всё в добром свете…»
Маленькая Полианна говорила взрослым: «Привычка находить хорошее и думать о радостном становится второй натурой, а ты – оптимистом, и в один прекрасный день понимаешь, что это не игра, а жизнь более светлая и счастливая…»
Медитация. Вот что говорит о достижении дружелюбия японский ученый Ниши Кацудзо: «Вы видели когда-нибудь озлобленных людей? О, это пренеприятное зрелище. Но еще неприятнее быть таким человеком. Но также, как не прикажешь себе быть радостным – так же не прикажешь себе быть добрым. Доброта и дружелюбие к миру и к людям не приходят по нашей воле. Медитация учит нас принимать мир таким, каков он есть. В медитации мы можем уйти от озлобленности и прийти к дружелюбному отношению к себе и к людям. Сочувствие и понимание – естественные свойства нашего сердца. В суете жизни сердце часто закрывается, становится черствым. Такое сердце не может ничего дать ни самому человеку, ни миру. Оно болеет, потому что в нем прекращается течение любви, а вместе с этим останавливается и течение энергии. Здоровый организм – это организм, в котором течет энергия. Как только течение энергии останавливается – начинаются болезни. Открыть свое сердце протекающим сквозь него целительной энергии Природы и высших вибраций – это и значит стать дружелюбным к миру. Не открыв свое сердце, нельзя стать дружелюбным. Не став дружелюбным, нельзя стать здоровым.»
И хочется закончить словами Е.И.Рерих: «…Широко поле, и посев должен быть шире широкого. Потому превыше всего храните единение и дружелюбие среди членов, творя святое дело. Знаю, как нелегко, знаю, как часто приходится распинать себя, но без терпимости, без уступок не может быть единения. Знаю, что иногда, даже видя ущерб, наносимый общему делу, приходится уступать, чтобы противодействием не нанести еще большего вреда. Жизнь очень сложна, и лишь расширенное сознание позволяет строить поверх всех трудностей и даже предательств…» (30.03.36 1 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2)
Источник: Медицинская Академия Духовного развития “МАДРА”
Комментариев пока нет... Будьте первым!