Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 20 июля 2017 года – Сегодня утром, едва первые знойные лучи солнца начали пробиваться сквозь облака, Его Святейшество Далай-лама свернул с главной дороги у Чогламсара и пересек небольшой мост через Инд. Школьники и местные жители, желая поприветствовать Далай-ламу, заполонили все дороги в деревнях Чучот Якма, Чучот Шама и Чучот Гонгма, через которые лежал его путь. У края долины на смену сухому, безжизненному песку пришли аккуратные заборы вокруг зеленеющих полей, то здесь, то там перемежающиеся ивовыми рощами. Дорога начала подниматься вверх и привела путешественников к воротам монастыря Матхо, раскинувшегося на вершине холма, откуда открывается захватывающий вид на Тикси и Шей.
Монахи монастыря, в красных шапках на головах, поднесли Его Святейшеству традиционное приветствие, а затем проводили его в зал собраний. Вдоль пути тибетского духовного лидера выстроились женщины в традиционных головных уборах, причудливо украшенных бирюзой, с цветами в руках. Его Святейшество попросили возжечь масляный светильник перед главной статуей Будды Шакьямуни, окруженного учениками-архатами. После этого Его Святейшество поприветствовал всех кивком головы и ненадолго задержался у окна, чтобы полюбоваться раскинувшимся внизу зеленым пейзажем.
Как только Его Святейшество занял свое место, подали чай и сладкий рис, а собравшиеся монахи прочли молитвы о долголетии, написанные двумя наставниками Далай-ламы. Его Святейшество поинтересовался, когда основали их монастырь, и ему ответили, что это произошло в 1410 году и что здесь также останавливался Сакья Дагтри.
«Ганден Трисур Ринпоче пригласил меня в гости в дом своей семьи, который здесь неподалеку, – объяснил Его Святейшество собравшимся в храме, – поэтому я решил навестить и вас. С тех пор, как я получил передачу учения о пути и плоде от Чопгье Тричена Ринпоче, я ежедневно выполняю практики Хеваджры. Поэтому как ученик традиции сакья я очень рад побывать здесь сегодня».
Монастырь Матхо славится своей коллекцией старинных танок, некоторые из которых были написаны еще в пору основания монастыря. В соседнем зале Его Святейшеству показали результаты труда иностранных реставраторов, которые занимаются очисткой и восстановлением старинных изображений.
С трона, установленного на самой верхней ступени монастырской веранды, Его Святейшество обратился к собравшимся во дворе внизу.
«Мои дорогие братья и сестры по Дхарме, сегодня меня пригласили на обед с Ганденом Трисуром Ринпоче в доме его семьи у подножия холма, и я решил навестить ваш монастырь. Я считаю, что крайне важно проявлять уважение ко всем религиозным традициям, когда бы нам ни представился такой случай, поэтому я бесконечно рад нанести визит в монастырь школы сакья.
Школа сакья, которую учредили трое в тантрических одеяниях и продолжили Пять Патриархов, подарила миру множество великих ученых-философов и практикующих сутры и тантры. Мы до сих пор восхищаемся трудами высокоученого Сакья Пандиты, такими как “Сокровищница достоверного познания” и “Различение между тремя обетами”, а также его исследованиями совместно с кашмирским пандитой Шакья Шрибхадрой.
В последнее время я призываю всех последователей буддийской традиции становиться буддистами 21-го века. Что это значит? По мнению великого индийского учителя Васубандху, учения передаются с опорой на тексты и на духовный опыт. Чтобы сберечь их в целости и сохранности, их нужно изучать и практиковать, тогда мы обретем понимание с опорой на личные переживания и опыт. Это означает, что нужно читать собрания Трех корзин учения и применять узнанное с опорой на Три тренировки в нравственности, сосредоточении и мудрости – другими словами, учиться и практиковать.
В прошлом обычные буддисты не слишком много учились. Они, быть может, повторяли слова священных писаний, но не чувствовали нужды исследовать их смысл. Сегодня же мы обязаны это делать, изучать философию и логику и претворять эти знания в нашу повседневную жизнь.
В Тибете в прошлом было много монастырей, однако классическую буддийскую литературу изучали лишь в тех, что назывались центрами обучения. Но сегодня обучение не должно оставаться прерогативой лишь монастырей-университетов. Мы все должны изучать, в чем суть буддизма.
Все религиозные традиции мира несут общее послание любви и сострадания, умения довольствоваться малым и самодисциплины. Каждая из них способна сделать человека лучше. Существует целый спектр школ в индуизме, как и четыре главные школы в буддизме. Ознакомление с воззрениями других школ и традиций делает ум более открытым. И если вы будете хорошо ориентироваться в различных точках зрения, для вас не составит труда дать отпор любому, кто будет оспаривать слова Будды, и вы сумеете разъяснить истинное значение пути, которому он учил. На самом деле сегодня даже ученые питают самый живой интерес к буддийским знаниям об устройстве ума и эмоций».
Его Святейшество упомянул, что в конце этого месяца он проведет учения для широкой публики, а сегодня хочет даровать передачу мантр Будды Шакьямуни, Авалокитешвары, воплощения сострадания, Манджушри, проявления мудрости, и Арья Тары, проявления просветленных деяний.
По пути к машине Его Святейшество по своему обыкновению обменялся приветствиями со множеством людей. От монастыря извилистая дорога спускалась вниз с холма к Матхо Пходрангу, родовому имению королевской семьи Матхо, в которой родился Ганден Трисур Ринпоче. Ринпоче, его сестра и другие члены семьи встречали Его Святейшество у дверей нового дома, а потом все вместе поднялись наверх, где уже был накрыт обед.
После обеда Его Святейшество сфотографировался на память с гостеприимными хозяевами. Во дворе, у самых дверей дома к Его Святейшеству подошла маленькая девочка, лет четырех или пяти. Она посмотрела на него снизу-вверх и с детской непосредственностью поинтересовалась: «А правда, что вы исполняете желания?» Его Святейшество рассмеялся, а девочка, глядя прямо ему в глаза, продолжила задавать вопросы: «Вы бог?»С веселым смехом Его Святейшество наклонился к малышке, потрепал ее по голове и сказал: «Нет, я самый настоящий человек». Но она не исчерпала еще всех своих вопросов и снова спросила: «А вы умный?», на что Его Святейшество с широкой улыбкой ответил: «Ну, есть люди, которые так полагают».
Распрощавшись с членами семьи Гандена Трисура Ринпоче и другими гостями, Его Святейшество отправился в путь вниз по дороге к деревне Машро, любуясь чудесными видами на раскинувшуюся впереди долину Ле, и вернулся в свою резиденцию в Шивацель Пходранг.
Перевод: Ольга Селезнева
Источник: Его Святейшество Далай-лама XIV
Комментариев пока нет... Будьте первым!