Главная » добро и зло, ХРОНИКИ, ЧАСТНОСТИ » Что общего между смирением и героизмом? Е.И. Рерих о борьбе со злом

332 просмотров
Фортецца. Ретимно, Крит. Фото автора

Фортецца. Ретимно, Крит. Фото автора

“Не физические свойства дадут упорство перед злом,
но дух и огонь сердца создают доспех перед ухищрениями зла”
(“Иерархия”, 378).

“Дух и огонь сердца” (психическая энергия) – ключ к пониманию многих нравственных понятий, осознанию непротиворечивости таких явлений, как терпение и возмущение духа, героизм и смирение. “Доспех” защиты от зла – это аура светлого, сильного, сознательного духа. Героизм и смирение, для многих звучащие как противоположения, обретают согласованность, благодаря знанию об Огне психической энергии.

Все качества человека, если рассматривать понятия в энергетическом ключе, являются тонкими энергиями. В высшем их качестве эти энергии достигают светоносности. Все лучшие нравственные качества являются такими энергиями, относящимися к духовной сущности человека, несущими вибрации Света. Так объединяются на единой огненной Основе высшие нравственные понятия.

В этом ключе, терпение – явление сдержанной силы, смирение  отречение от самости. Такие качества, относящиеся к достижениям духа, нетрудно понять как неотъемлемую часть героизма. Терпение помогает умножать силу. (Также терпение часто является хорошей тактикой в противоборстве со злом, что обусловлено особенностью тёмной агрессии: в отличие от светлой энергии, питаемой из Высшего Источника, нападения тёмных яростны, но напор их не длителен). В творческом терпении всегда присутствует внутреннее противоборство и готовность к наступлению, что в корне отличает его от фактического непротивления – пассивности внешней и внутренней.

“…Сияющее, творческое терпение не походит на мутный плащ непротивления злу… терпение творит мощь и с каждым часом действительности напрягается. Непротивление подобно долго открытому флакону благовоний, но творческое терпение, как старое вино затворенное…” (“Община”, 162).

В основе всех духовно-нравственных идеалов человечества – борьба Добра со злом. Но различение и способ действия конкретного человека в конкретных обстоятельствах относят его действия к созидательным или разрушительным, не всегда по разумению самого человекаМного разрушений творится по причине малого сознания при большой энергии, что нередко ведёт к ошибочным действиям, как говорилось в старину, “благими намерениями…” Поэтому во всех Учениях говорится о необходимости расширения сознания, углубления знания и развития распознавания.

(Живая Этика говорит о проблеме “тепляков”, не умеющих сплотиться, “занимающихся самоедством” (в то время, как тёмные очень сплочены вокруг своей иерархии). С другой стороны, люди доброй воли часто не понимают широты сотрудничества, которое необходимо во всех делах, и предаются раздорам).

Умение распознавать сущность явлений (и людей) зависит от уровня сознания человека, от накоплений духа. Понимание духовных истин очень зависит от важного умения вмещать пары противоположностей. Именно неумение вмещать противоположности приводит к ложному противопоставлению таких качеств как героизм и смирение, терпение и возмущение духа.

…Только самоотречение и самоотверженность дают понятие смирения… Героизм есть проявление разных видов смирения” (“Мир Огненный” III, 24).

В предыдущей нашей статье о так называемом непротивлении злу” говорилось, во-первых, о том, что это утверждение Христа (взятое в контексте) открывало слушающему кармическую сущность событий, воспринимаемых человеком как наступающее на него “зло”, указывало на необходимость внутреннего равновесия, бесстрастия и находчивости (об этом писала Е.И. Рерих). Во-вторых, истинный смысл сдержанной Силы, как писал Свами Вивекананда (уже в ином контексте – объясняя Карма-Йогу), раскрывается человеку только на определённой ступени достижения духа, до которой надо дорасти, следуя принципу именно активного сопротивления злу – всеми силами, как духовными, так и физическими.

В Живой Этике говорится о том, что люди обязаны противодействовать разрушению, но необходимо учиться разбираться в сущности происходящего, учиться различать явления похожие по их виду, но при этом противоположные в свой сущности и направленности. Так, нет худшего разрушения, чем разложение, в то время как замена старого новым – разрушением не является.

Разложение всех лучших основ жизни, разложение духовных и культурных накоплений, как и подавление свободы проявления духа, есть истинное зло. И против этого зла необходимо сражаться постоянно – и мужественным личным выбором действий (вопреки внешним тенденциям), и отстаиванием идеалов и принципов, и многими другими способами, которые, в отличие от физического поля боя, не так очевидны.

Важно понимать, что сейчас поле битвы Добра со злом – вся жизнь. Сложность состоит именно в том, что граница между Светом и тьмою слишком “извилиста” и пролегает незримо, требуя от каждого осознать эту грань не только во внешних явлениях, но и в качестве своих собственных мыслей.

Особенно важно понимать ценность каждой светлой и широкой мысли. Многие думают, что их мысль ничтожна в глобальных процессах жизни. И такое мнение является большой ошибкой. Живая Этика акцентирует этот момент: каждая мысль может оказаться решающей в незримом противоборстве Света с тьмою, каждый может присоединить свою энергию к общему потоку Сил. Особенно важно понимать ответственность за качество мысли сегодня, когда роль психической энергии людей в мировых процессах столь нарастает с каждым днём, что подчас признаётся даже самыми материалистичными сознаниями.

В Учении говорится также о соизмеримости в действиях и поступках, о необходимости ценить в общем труде все хоть сколько-нибудь полезные труды, уметь найти приложение каждой энергии, и действовать (и говорить) так, чтобы “не создавать врагов” (грубыми или нечуткими проявлениями).

Нужно помнить, что обычно враги делаются из-за пустяков, из-за грубости чувств, и вот этого мы должны избегать, но там, где мы должны отстаивать доверенное нам самое высокое, – там нет места страху даже перед легионом врагов, ибо мы сражаемся не одни, но за нами стоит вся Иерархия Света. Но если сами мы при этом трусим, то, конечно, ничего достичь нельзя” (Е.И. Рерих Письмо от 11.07.1934).

Современное человечество ещё мало понимает ценность мысленных действий, разумея битву в основном физически. Но подвиги света творятся и там, где мысль исследователя приближает возможности новых открытий, где осуществляются переводы ценных древних Источников знания, где искусство находит наиболее одухотворённые и утончённые формы. Многообразна битва с тьмою, в которой участвуют силы всех Планов, воля разного уровня сознаний. Важно понимать, что каждый человек  участник в этой Битве, результатом которой будет обновление Мира и неминуемое просветление жизни.

 Источник:  Психическая энергия, мысль, бессмертие

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий