Главная » ЛЮДИ И ДАТЫ » «БУДЕМ ВСЕГДА СТРЕМИТЬСЯ К ПРЕКРАСНОМУ!» Алексей Анненко

1 325 просмотров
Николай Константинович, Девика Рани и Святослав Рерихи в саду. Кулу. 1945

Николай Константинович, Девика Рани и Святослав Рерихи в саду. Кулу. 1945

Первое, что я вижу, когда вспоминаю Святослава Николаевича Рериха, – это его удивительно ладную фигуру с рукой, протянутой для приветствия – непременно ладонью вверх. С молодости он был красив, как говорят, «нездешней красотой», и могу подтвердить это, хотя, когда мы лично познакомились, заканчивался восьмой десяток его земной жизни.

«Нездешность» же заключалась в том, что его облик излучал особое сочетание мудрости и простоты, уверенности и расположенности к собеседнику… И ещѐ одно определение облика надо добавить – величественность. Наш выдающийся путешественник, в одиночку покоривший полюса земли и высочайшие вершины всех континентов, Фёдор Конюхов, рассказывал мне:

– Гениальный человек! Помню одну встречу в маленьком зале, на которой было человек сто. Среди них космонавты, Герои социалистического труда, академики, члены союза художников, народные артисты… Ждали Святослава Николаевича, а когда он, ничего не говоря, вошёл, то я увидел, как все эти академики, герои со звёздами поблекли прямо на моих глазах. Когда он вышел на трибуну, каждое его слово проникало в душу, чувствовалось, что от него исходит свет… Как и любого другого сына великого человека, Святослава Рериха до определённого времени преследовала опасность пребывания в тени знаменитого отца. Было бы совершеннейшим лукавством утверждать, что живопись Святослава Рериха свободна от влияния могучего таланта создателя «Державы Рериха». Но когда Леонид Андреев в 1919 году этими двумя точными понятиями обозначил творчество своего друга, Святославу ещё не исполнилось пятнадцати лет. Если бы писатель напечатал свою статью всего лишь на десять – пятнадцать лет позже, возможно, он назвал бы её – «Держава Рерихов».

Сын с детских лет имел живой пример того, как отец-художник работает над своими произведениями, отмечая впоследствии: «Я всегда испытывал воодушевление».

Воодушевляла творческая атмосфера семьи, в которой ему посчастливилось родиться. На мой вопрос, какое событие его жизни наиболее значительное, Святослав Николаевич, ни секунды не медля, сказал: «То, что я родился сыном Николая Константиновича и Елены Ивановны».

Девика Рани Рерих. Холст, темпера

Девика Рани Рерих. Холст, темпера

Среди деятелей культуры русского Серебряного века имя его отца – одно из самых прославленных.

Обозревая жизнь Николая Константиновича Рериха, невольно удивляешься его целеустремлённости. Ещё гимназистом он проводит время в археологических раскопках, исторических изысканиях, его заметки публикуются в журналах. В эти годы он впервые берётся за кисть. И тогда же появляется интерес к далёкой, чудесной Азии. «Каждая памятка из Азии, – записывал он на склоне лет, – была чем-то особенно душевным, от ранних лет и на всю жизнь».

В 1898 году Рерих закончил университет, а годом ранее Академию художеств. Счастливо складывалось начало творческой жизни художника, которую современники называли «загадочной». Необычной была многогранность, результативность его начинаний. Выставки в России и за границей, археологические исследования и создание многочисленных коллекций, работа в общественных организациях, преподавательская деятельность. И путешествия.

Во время одной из археологических экспедиций произошла счастливая встреча. Николай Рерих приехал в имение князя П. А. Путятина, увлекавшегося археологией. Хозяина дома не оказалось. Зато в гостях у его жены были сестра и её дочь, Елена. Вечером, вернувшись из бани, вспоминает современница, Елена «не очень большое внимание уделила сидящему ожидающему человеку, но этот скромно сидящий с огромным удивлением поглядел на неё. Она шла с распущенными после мыться волосами, которые, как длинная пелерина, окутывали сверху донизу её стан… Старик-князь задержался в пути, и несколько дней прогостил Рерих в ожидании приезда князя. И вот за эти несколько дней решилась вся судьба Елены Ивановны…»

Её мечта – встретить «человека с высшим дарованием и талантом» – осуществилась. В 1901 году они обвенчались в церкви Академии художеств. В 1902 году у них родился сын Юрий, будущий знаменитый учёный-востоковед. Святослав появился на свет в Санкт-Петербурге 23 октября 1904 года и был окружён искусством с детства.

«Возлюби ближнего своего…» 1967. Холст, темпера

«Возлюби ближнего своего…» 1967. Холст, темпера

Девика Рани и Святослав Рерихи с биографом Рерихов Павлом Федоровичем Беликовым в гостинице "Советская". 30 января 1975. Москва

Девика Рани и Святослав Рерихи с биографом Рерихов Павлом Федоровичем Беликовым в гостинице “Советская”. 30 января 1975. Москва

В 1906 году его отец избирается директором школы Общества поощрения художеств, в 1909 – академиком живописи, в 1910 – председателем художественного объединения «Мир искусства». Знакомство и дружба связывают его с А. Блоком, М. Горьким, К. Станиславским, Л. Андреевым, И. Стравинским, С. Прокофьевым.

Юношеские мечты о далёкой Индии, стране чудес, к этому времени стали неотлагательными устремлениями учёного. Но в 1914 началась война. А в следующем он тяжело заболел и по настоянию докторов переселился в Карелию… Здесь застала его весть об Октябрьской революции.

Болезнь мешала вернуться. А события разворачивались стремительно. Территория, на которой Николай Константинович находился с семьёй, отошла к Финляндии, получившей независимость, и Рерихи оказались отрезанными от Родины.

Путь в Индию из революционной России был закрыт. Он чувствовал в себе силы продолжить дело русских исследователей, он должен был спешить, «иначе недалеко время, – размышлял он ещё до войны, – когда английская культура сотрёт многое, что нам так близко». Русь и Индия – древние связи этих стран волнуют его. Долг учёного вдохновение художника и чувства патриота подсказывали Рериху побывать в Индии, чтобы затем на родине заняться изучение полученных результатов.

В декабре 1923 года Николай Константинович, Елена Ивановна, Юрий и Святослав сходят с борта французского парохода «Македония» на землю Индии в порту Бомбея.

Девятнадцатилетний Святослав Рерих вступил на землю страны, ставшей для него второй родиной. Впоследствии он говорил: «Так же, как Николай Константинович, так же, как и моя Матушка, я тоже люблю Индию. Потому что я знаю её, потому что я нашёл в ней то, что я искал. Это те основы жизни, то чувство красоты, которые разлиты по всей стране…»

Это чувство, соприкосновения с прекрасным, всегда стремился передать на своих полотнах. Если колыбель его искусства – русская культура, то, «встав на ноги», он расцвечивает свою палитру щедрыми дарами западноевропейского и азиатского, прежде всего, индийского искусства. Ему исполнилось тридцать лет, когда он обрёл постоянное место жительства в Индии, гражданином которой впоследствии стал, прибавив красоту древней страны к своим неисчерпаемым источникам вдохновения.

Там он обрёл и спутницу жизни – красавицу Девику Рани. В Индии она широко известна, как «первая леди индийского кино». Этот громкий титул получен ею в результате активной творческой деятельности в индийском кинематографе, в частности, за главную роль в первом индийском звуковом кинофильме «Карма».

Моя страна прекрасна. 1974. Холст, темпера, масло

Моя страна прекрасна. 1974. Холст, темпера, масло

…Девика Рани родилась в семье, которая оставила заметный след в истории Индии. Её отец М. Н. Чаудхури сделал выдающуюся карьеру, он стал первым генералом медицинской службы. По матери, Леалы Чаудхури, Девика была внучатой племянницей великого индийского поэта, писателя и общественного деятеля Рабиндраната Тагора. Поскольку Индия в те годы являлась колонией Англии, «жемчужиной в британской короне», состоятельные семьи старались дать свои детям образование в метрополии. Согласно традициям аристократических семей ей предстояло стать хорошо воспитанной, образованной женой и матерью. В Лондоне Девика изучала прикладное искусство, специализируясь на текстильном рисунке и декоре, изучала также архитектуру. Уже в юности она зарабатывала средства к жизни самостоятельно, работая художником текстиля в ведущей художественной студии Лондона.

И ещё её влекла к себе сцена. Это не могло быть не замечено и уже, в период учёбы, в Лондоне, Королевской Академией драматических искусств ей было предложено изучать актёрское мастерство. Выход на экраны первого индийского звукового фильма «Карма», где она сыграла главную роль, стал сенсацией. Сразу же после выхода фильма на экраны, Девика Рани была провозглашена кинозвездой первой величины. Газеты захлёбывались от восторга: «Девика Рани – одно из самых красивых созданий, которые когда-либо озаряли экран. Её английский превосходен, техника игры – изящна и плавна…» («Обсервер», Лондон), – «Девика Рани является одной из прекраснейших женщин, которые до сих пор украшали мировой экран. Она полностью затмила шаблонные чары голливудских блондинок…» («Дейли диспятч», Манчестер).

Впоследствии, когда президент Индии наградил Девику Рани Рерих орденом «Падма Шри» (Лотоса), бомбейская газета «Экран» писала: «Она была одной из первых женщин, которые бросили вызов тем, кто считал профессию киноактрисы позорной, и смела препятствия на этом пути…»

В разгаре этой карьеры кинематографический мир облетело сенсационное известие – Девика Рани оставляет руководство Бомбейской киностудией и выходит замуж за знаменитого русского художника Святослава Рериха. С середины сороковых годов начался их совместный жизненный путь.

…Я вспоминаю вечер в начале восьмидесятых годов прошлого века в гостинице «Советской», который мне посчастливилось провести с этой замечательной супружеской парой. Мы сидели за столом, я справа от Святослава Николаевича. Был лёгкий ужин, а затем пили чай, вначале доставленный из ресторана, а затем собственноручно приготовленный Девикой. В тот вечер в гостях у Рерихов были давние знакомые – профессор Марк Александрович Мокульский с супругой, и мы с Кириллом, сыном выдающегося рериховеда Павла Фёдоровича Беликова.

Я двигаюсь среди этих теней. 1967. Холст, темпера

Я двигаюсь среди этих теней. 1967. Холст, темпера

Во время общего разговора я обратил внимание на характер взаимоотношений между супругами. Не было ничего напускного, рассчитанного на внешний эффект. Наоборот, в отношении Святослава Николаевича к супруге сквозила нотка покровительности, но это была нотка главы семьи, союза, который соединил два любящих сердца. В свои уже тогда почтенные годы эта пара была прекрасна. Статный, величавый мудрец и красавица жена, словно вышедшая из рамы написанного Рерихом её портрета много лет назад… Святослав Николаевич, переводя Девике основные узлы беседы, обращался к ней с той простотой, которая отличает отношения истинно понимающих друг друга людей. Этого нельзя было не заметить…

…Ранним ноябрьским утром мы беседовали со Святославом Николаевичем наедине. Речь шла о завершении рукописи книги «Святослав Рерих», оставшейся после Павла Фёдоровича Беликова. Я попросил разрешения задать ему несколько вопросов, которые когда-то задавали его отцу. Он улыбнулся: «Ну, что ж, давайте попробуем».

– Достоинство, которое Вы цените больше всего в людях?

– Стремление к совершенствованию.

– В мужчине?

Рошан. 1970-е годы.  Холст, темпера

Рошан. 1970-е годы. Холст, темпера

– Мужество, решительность, силу воли, силу духа, положительность его характера.

– В женщине?

– Её высочайший долг – быть матерью. Величественный венец женщины – быть прекрасной матерью и дать детям устремление к совершенствованию, к прекрасному…

– Ваша отличительная черта?

– Я всё время учусь. Я верю в силу мысли, в то, что мысль творит. Не устану повторять слова Платона: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной красоте». Я верю в то, ч то всё вокруг наполняется нашими духовными переживаниями и запечатлевается, как голос на магнитной ленте. Я нашёл Основы. Главное, но всё равно учусь.

– Ваше представление о счастье?

– В устремлении. Настоящее моё счастье – в постоянном устремлении стать более полноценным, в обретении движений, ведущих к этому. Но счастье также – жить, просто жить.

– Ваше представление о несчастье?

– Несчастье… Оно может быть и в счастливые минуты. Временно может порождаться неблагоприятными условиями. Говорят же: спустился с небес на землю. Наверное, несчастье – это лишение чего-то, что нам особенно дорого.

– Ваше любимое занятие?

– Изучение, обогащение себя знаниями. Работа на своём поприще, расширение своего сознания.

– Ваши любимые поэты?

– Лермонтов, Пушкин, Бальмонт. Их много. Я очень высоко ставлю оду Державина «Бог».

– Ваши любимые писатели?

– Толстой, Достоевский, Горький, ранний Леонид Андреев с его прозрениями духа.

– Ваши любимые герой, героиня?

– Это очень-очень трудный вопрос. Потому что Герои – все те носители Духа, которые прокладывали человечеству новые пути и обогащали нас на века и тысячелетия. С одной стороны, например, Будда, с другой – Конфуций… Магомет и Платон… А разве не волнует идеал Христа – не церковный, а идеал Учителя и реформатора эпохи. Его окружали совсем простые люди. А у него была очень сложная миссия – в жестокое время дать путь любви, осветить мрак пламенем Истины… В Индии множество Учителей давали многогранность учений. В долине Кулу есть места, священные для приверженцев многих верований. Главное изображение в храме в Лахуле одинаково почитается и индуистами, и буддистами. По явлению Героя мы можем судить о состоянии общества. Водитель, дающий учение в определённом пространственно-временном измерении, ставит диагноз и даёт установку на врачевание. Поэтому невозможно измерить, да и не нужно, кто из них более важен или любим.

– Ваш любимый цвет?

– Все цвета прекрасны в надлежащем сочетании.

– Ваш любимый девиз?

– Будем всегда стремиться к прекрасному!

На фотографии тридцатых годов он снят с совой на плече, которую вырастил, подобрав птенцом, раненую чьей-то неосторожной рукой. Эта фотография очень символична: сова, как известно, олицетворение мудрости.

В первый же вечер нашего знакомства меня поразило одно обстоятельство. Этот умудрённый годами человек, духовный продолжатель дела своих великих родителей с неподдельным интересом и оживлением вспоминал свою недавнюю поездку в Швейцарии по скоростной трассе-автобану. Он ощутил завораживающее, по-своему прекрасное, незнакомое прежде чувство, когда в мчавшемся по швейцарской дороге японском автомобиле для него исчезли понятия скорости, пространства, времени.

Молчание (Тишина). 1964. Холст, темпера

Молчание (Тишина). 1964. Холст, темпера

До конца своих дней он сохранял чистое и почти детское восприятие жизни во всех её проявлениях.

В этой, на первый взгляд, незначительной детали мировосприятия Святослава Николаевича содержится ключ к загадке жизни Рерихов – русского духовного явления, простирающегося на вершинах культуры нашей планеты. Вот с этих вершин он и рассматривал, например, политических лидеров. Я говорю об этом потому, что в те дни страна и мир были взбудоражены вестью о кончине выдающегося советского деятеля, пятикратного Героя, Леонида Ильича Брежнева. Единственный комментарий Святослава Николаевича заключался в том, что он, проходя мимо телевизора, где беззвучно транслировалась нескончаемая траурная церемония, заметил:

– Индира его любила…

А он знал, что говорил. В 1942 году именно он привёз будущего первого премьер-министра Индии Дж. Неру и его дочь Индиру к своему отцу в гималайскую долину Кулу. В 1975 году Индира Ганди вспоминала: «В 1942 году я несколько дней провела с семьёй Рерихов. Это было памятное посещение одарённой и удивительной семьи, где каждый из них был примечательной личностью… Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений… Я не присутствовала при его беседах с моим отцом. Однако знаю, что были высказаны идеи и мысли о развитии тесного сотрудничества между Советским Союзом и Индией».

Воплощением этого сотрудничества в жизнь пришлось заниматься младшему Рериху. Многогранная общественная деятельность не прерывала его творческую активность. Наоборот, в чём-то подпитывала её. В полотнах Святослава Рериха в большей мере, чем у его отца, проявились реалии нашего времени, но так же, как и у отца, заставлявшие задумываться о постоянном и вечном… Об этом говорят даже названия: «Распятое человечество», «Ближе к тебе, мать -земля», «Мы сами с троим свои тюрьмы», «Я двигаюсь среди этих теней», «Возлюби ближнего…», «Ты не должен увидеть это пламя», «Эти краски никогда не должны поблекнуть…»

После того, как ушли в мир иной его отец (1947), «матушка» (1955) и брат (1960), в течение тридцати трёх лет он в одиночку нёс груз высокой ответственности, вытекающей из самого факта принадлежности к семье Рерихов. Воплощение идей семьи на практике легло на плечи младшего Рериха. И все эти годы рядом с ним была Девика Рани Рерих…

Эта семья стояла у истоков сотрудничества СССР с независимой Индией. Об этом говорит т от факт, что «простого» художника во время его приездов на родину принимали на уровне Министерства иностранных дел. Святослав Николаевич был награждён орденом Дружбы народов.

Книга его земной жизни со многими прекрасными страницами и иллюстрациями закрылась 30 января 1993 года. Через год ушла из жизни совладелица прекрасного мира, отражённого в полотнах Святослава Рериха, Праздника красоты, который создавался совместно.

…Прощаясь, Девика сказала мне: «Если Вам когда-нибудь станет трудно в жизни, вспомните мои глаза…» Я и сейчас помню её глаза, лучистые, тѐмн ые, лилово-карие, в глубине которых были скрыты тайные мистерии Индии, Востока… Затем мне подал руку её муж, как всегда открытой ладонью вверх, Святослав Николаевич Рерих: «Будьте уверены, что остаётесь всегда с нашими мыслями…» Это было в ноябре восемьдесят второго, в гостинице «Советская», бывшем московском «Яре»…

Святослав Николаевич Рерих. 1980-е годы

Святослав Николаевич Рерих. 1980-е годы

Журнал “Абакан”. – 2006. – №4. – С. 29-37

Версия в PDF-формате

 

2633-64

Алексей Анненко

Алексей Николаевич Анненко родился и живет в Абакане. Закончил среднюю школу №10, Новосибирский государственный университет по специальности «история». Работал в редакциях газет Хакасии и Красноярского края, редактором и телеведущим Хакасского телерадиокомитета. Член Союза журналистов СССР, России с 1980 года. Член Русского географического общества. Ведущий авторской рубрики «О тебе, мой город» на «Радио «Абакан»-Эхо Москвы». Автор книг «Тун пайраму – 25! И века…» (совместно с Ю. Н. Забелиным), «Добиться успеха в России, в Абакане…», «Триумф и трагедия «императора тайги», «Предпочитаю Абакан», “Лица незаурядного образа“, статей в Википедии. Многолетний исследователь творческого наследия семьи Рерихов; редактор-составитель книг «Странник Державы Рериха», Н. К. Рерих. “Дерзайте!“; автор исследования “Рерих и его предки”, сборника статей и воспоминаний “С Рерихами, в экспедиции“.  Участник международных, всероссийских и региональных научных конференций.

Победитель межрегионального конкурса журналистского мастерства “Сибирь – территория надежд”, конкурса Верховного Совета Республики Хакасия среди журналистов и СМИ “Хрустальный барс”, республиканского конкурса “Вперед, Хакасия” Хакасского отделения Союза журналистов России, Всероссийского конкурса журналистов и СМИ Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Союзов журналистов России и Москвы, Российской академии прессы.

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий